Как играть двумя руками на пианино
Уроки игры на фортепиано. Как научиться играть двумя руками
Урок 4, часть первая
Вот мы и подошли к самому интересному и интригующему моменту – как научится играть двумя руками.
Есть две основных проблемы, из-за которых игра двумя руками становится сложной:
Первая. Назовем ее Руки-крюки
И вторая. Координация рук.
Чтобы научиться играть в две руки, нужно решить обе эти проблемы. Чем мы сейчас и займемся. Итак, первое – руки крюки. Что я имею в виду? Дело в том, что на начальном этапе руки и пальцы могут вообще вас не слушаться.
Попробуйте сыграть вот это (предлагаю скачать лист с упражнениями, для удобства. И пока не обращать внимания на партию левой руки, она нам пригодится только в следующем уроке). Или, если можете, играйте прямо с экрана компьютера:
А теперь посмотрите как бы со стороны, как вы играли. Может быть, вы пошли легким путем и сыграли все ноты одним пальцем? Или двумя?
Соблюдайте аппликатуру!
Если да, то попробуйте снова, на этот раз играйте До большим пальцем, далее всеми пальцами по порядку до мизинца, которым вы сыграете ноту Соль. Играйте ноты именно этими пальцами. Получается?
Кстати, если вы скачали учебник для первого класса ДМШ (а я надеюсь, вы скачали), то вы можете заметить, что на некоторых песенках рядом с нотами проставлены цифры. Эти цифры называются аппликатурой и обозначают, каким пальцем какую ноту нужно играть.
Скорее всего на этом этапе трудностей у вас не возникнет. Пальцы правой руки (если вы правша, конечно) разработаны обычно хорошо. Это неудивительно, ведь в основном всю мелкую работу, да и не мелкую тоже, мы делаем правой рукой. Так что для нашего мозга нет в этом ничего нового.
Теперь попробуйте сыграть все то же самое, но левой рукой. (Начнете, естественно, с мизинца). Вот здесь могут возникнуть сложности. Левая рука разработана меньше, мелкая работа для нее непривычна. Вот здесь и появляются руки-крюки. Если человек не может играть просто одной левой рукой, то играть обеими руками одновременно, конечно, и вовсе невозможно. Выход здесь один – разрабатывайте левую руку. Играйте ею побольше. Вообще для развития техники разрабатываются специальные гаммы. Если хотите, пользуйтесь ими. Но для простоты можно хотя бы просто перебирать пальцами все клавиши вашего фортепиано или синтезатора подряд. Так вы тоже разовьете пальцы. Делайте это и правой, и левой рукой, соблюдая ритм и постепенно наращивая темп. Добейтесь того, чтобы ваши пальцы стали вас слушаться.
Рано или поздно это случится. Скорее всего даже, что на это не уйдет много времени. Тогда будьте уверены – игра двумя руками не за горами.
Правильное прикосновение
Еще один небольшой нюанс, раз уж мы заговорили про руки-крюки. Играя на фортепиано, рояле или синтезаторе касаться клавиш нужно подушечками пальцев. Это особенно касается прекрасных женщин, у которых часто бывают длинные ногти. Увы, с ногтями придется попрощаться. Опора всей руки должна приходиться именно на самые кончики пальцев. Как раз то место, где выступает отрастающий ноготок. Так что при наличии ногтей придется играть ими, а не пальцами, что, разумеется, весьма неудобно. Пальцы при игре должны принимать округлую форму а не быть почти прямыми или уж тем более фаланги не должны сгибаться под прямым углом (именно это получится, если все-таки пытаться играть с длинными ногтями). Это важно, потому что при неправильном положении рук вы будете быстрее уставать, соответственно, игра превратится в безрадостную необходимость. Кстати, на нашем сайте есть прекрасная статья о том, что делать, если фортепиано не приносит удовольствия.
Пока упражняйтесь, а в следующем он-лайн-уроке мы рассмотрим вторую проблему, из-за которой игра двумя руками становится трудной.
Урок 4, часть вторая
А что, если.
В этой части урока мы разберемся со второй проблемой, которая мешает нам играть двумя руками. Это координация рук.
Суть в том, что одновременная игра двумя руками подразумевает, что ноты левой руки вы нажимаете не когда попало, а именно в тот момент, когда это нужно.
Правильная игра достигается только практикой, поэтому этот урок в основном будет состоять из упражнений. Рекомендую скачать и распечатать лист с упражнениями, так вам будет удобнее.
За основу возьмем простенькую гамму, которую мы уже играли в уроке 4, часть 1. С правой рукой, думаю проблем нет. В правой руке восьмые ноты (помните счет? Раз-и-два-и-три-и-четыре-и, на каждый счет приходится по одной восьмушке. Не забудьте про паузы и обратите внимание, что встречаются также и четвертные ноты, и одна целая). Добавляем простенькое сопровождение левой рукой:
Вот они, четвертные ноты в басовом ключе. Попробуйте сначала сыграть только партию левой руки. Это нетрудно, но если вы хотите научиться играть двумя руками, очень важно соблюдать тактовый размер. Считаем вместе. Давайте так: те доли, на которые будет приходится нота в партии левой руки, я выделю БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, а на которые приходится пауза – обычными маленькими. Итак: РАЗ-И-два-иТРИ-И-четыре-и|РАЗ-И-два-и-три-и-четыре-и…так несколько раз, и в конце РАЗ-И-ДВА-И-ТРИ-И-ЧЕТЫРЕ-И. Я специально не подписываю счет внизу под нотами, для того, чтобы вы сами потрудились и сравнили правильность счета, а не пробежались глазами мимо рисунка. Пожалуйста, сделайте это, посчитайте длительность нот в басовом ключе.
Это вам очень пригодится, когда вы начнете играть двумя руками.
Соединяем правую и левую руку
Итак, мы разобрали отдельно правую и левую руку, теперь остальось только соединить их вместе. Попробуйте. Напоминаю: когда вы будете считать раз-и, то правой рукой сыграете две ноты (на «раз» и на «и»), тем временем левой рукой вы нажмете только одну клавишу и будете держать ее все время, пока считаете свое раз-и.( не так уж долго, честно говоря). Потом пойдет два-и – снова две восьмых в правой руке, а в левой руке тем временем пауза – это значит, что вы уже отпустили предыдущую ноту и пока ничего левой рукой не играете. Пока не начнется три-и – опять две восьмых правой рукой и одна четвертная нота в левой. И последний счет в такте – четыре-и. Две восьмых правой рукой, а левой снова четвертная пауза. Вот мы и осилили первый такт. Во втором такте ничего сложного – одновременно играем четвертную ноту и правой и левой рукой (то есть на раз-и.), затем благополучно отпускаем и досчитываем два-и-три-и-четыре-и в полной тишине – выдерживаем паузу, которая обозначена в нотах. Дальше все по аналогии (только обратите внимание, что в последующих тактах ноты меняются). Ну а целые ноты в последнем такте, думаю, проблем не вызовут – просто держите их и не отпускайте, пока счет не закончится.
Я специально так подробно излагаю. Это для тех, кто сталкивается впервые с необходимостью одновременно играть двумя руками ноты разных длительностей. У вас получится!
Если с предыдущим упражнением вы уже разобрались, то следующее покажется вам ну просто оочень легким:
Тренируйтесь, практикуйтесь. Конечно, только этих упражнений мало для того, чтобы научиться с легкостью играть в две руки. Но хотя бы их сделать нужно. Тут главное понять принцип.
Общие рекомендации
Когда собираетесь играть какое-то произведение двумя руками, разберите сначала правую, а потом левую руку по-отдельности. Обязательно считайте, лучше вслух. Не обязательно выучивать партии наизусть, просто разберитесь с длительностями нот. И только после этого начинайте играть двумя руками вместе, продолжая считать вслух или про себя. Сначала медленно, потом в нужном темпе. Тогда все обязательно получится!
Независимая игра двумя руками
Один из важнейших навыков игры на синтезаторе заключается в умении одновременно играть руками свои партии, независимо друг от друга.
Почему исходная задача делится на две? Разве недостаточно уметь свободно играть мелодию правой рукой под аккомпанемент левой руки? Нет. При игре аккомпанемента левая рука чаще работает в статичном и позиционном режиме (берёт аккорды, играет арпеджио и др.), а правая рука при исполнении мелодии работает в динамичном и подвижном режиме. По этой причине техника игры правой рукой растёт значительно быстрее, чем левой. Если левая рука привыкла играть только аккорды, то будет непросто заставить её сыграть даже просто рок-н-рольный “шагающий бас”.
Попробуем сыграть фрагмент песни “Маленькой ёлочке холодно зимой” под аккомпанемент левой руки, а затем правой, чтобы оценить возможности левой руки.
Упражнение 1. Обмен партиями.
При игре на синтезаторе клавиши могут нажиматься одновременно или последовательно. Рассмотрим каждый из этих случаев отдельно.
Одновременное нажатие клавиш
Для одновременного нажатия нескольких клавиш необходима синхронная работа пальцев одной руки друг с другом или пальцев двух рук друг с другом.
Первый случай возникает при игре гармонических интервалов и аккордов одной рукой. Полагаю, что в статичном режиме, когда смена интервалов или аккордов производится нечасто, например, один-два раза за такт, вы играете без труда. Проверим, смогут ли пальцы синхронно поработать в “динамичном” режиме при игре терций.
Упражнение 2. Синхронная игра терций правой рукой
Получилось повторить упражнение без ошибок в более или менее быстром темпе? Неплохо. Теперь посмотрим, что может изобразить левая рука в этом плане.
Упражнение 3. Синхронная игра терций левой рукой
Да, слабова-то. Сказалась длительная игра под автоаккомпанемент, в результате чего левая рука практически потеряла навык игры.
Попробуйте сыграть это упражнение левой рукой в течение 2-3 минут в умеренном темпе. Если пальцы руки развиты слабо с точки зрения техники игры, то они будут:
Если произойдёт быстрый разогрев мышц предплечья, а затем появятся болевые ощущения в них и кисти руки, то это значит, что пальцы работают неэффективно и прикладываются слишком большие усилия, в результате чего рука быстро устанет.
В чём заключается смысл выполнения любого упражнения? В развитии навыка? Не только. Упражнение также является элементом самоконтроля. Важно учиться выявлять в ходе выполнения упражнения наиболее проблемные места для поиска новых упражнений для их решения, что в конечном счёте увеличивает эффективность занятий и повышает КПД нашей деятельности.
Упражнение 4. Синхронная игра терций левой рукой (усложнённый вариант)
Для тех, кто без труда может выполнить упражнение 3 и 4 предлагаю фрагмент любопытного силового упражнения на растяжку пальцев, которое было подсмотрено в одном зарубежном видеокурсе.
Упражнение 5. Синхронная игра кварт-квинт
При игре аккордов левой рукой квинта берётся мизинцем и большим пальцем, что удобно и логично. А в упражнении 5 она играется мизинцем и средним пальцем, что неудобно и трудно. Но как раз в преодолении трудностей и заключается рост мастерства, которое, в конечном счёте, и приносит удовлетворение. Познание нового и преодоление развивает чувства, не давая жизни превратиться в серое и скучное существование.
Для наработки навыка независимой игры двумя руками можно отдельно поработать над двумя её составляющими – ритмической и гармонической.
Независимая игра ритмической составляющей
Независимость игры с точки зрения ритмической составляющей означит то, что пальцы рук могут играть одновременно и ритмично разные ритмические рисунки, например, правая рука равномерно играет четверти, а левая – триоли. Для развития такого навыка будем барабанить на синтезаторе. Сыграйте простой ритм восьмыми.
Упражнение 6. Игра восьмыми
Многие его играют в закрытой позиции “крестом”, когда руки перекрещиваются (левая сверху): средний палец левой руки – хай-хет, указательный палец правой руки – бочка, а безымянный палец правой руки – ведущий. Почему так? Потому что пальцы правой руки развиты намного лучше и на них можно нагрузить два ударных инструмента, а левая рука уж как-нибудь ровно сыграет за хай-хет.
Попробуйте сыграть этот ритм в открытой позиции: средний палец левой руки отвечает за бочку, большой палец левой руки играет на ведущем, а средний палец правой руки стучит на хай-хете.
В этом упражнении пальцы нажимают клавиши синхронно, что не вызывает трудностей. Сложности появятся тогда, когда пальцами левой руки нужно будет нажимать клавиши чаще пальцев правой руки. Пальцы левой руки не привыкли ”вкалывать” и сразу сыграть “как на кардане” левой рукой получится далеко не у каждого.
Упражнение 7. Игра восьмыми (усложнённый ритм)
В Интернете можно найти немало примеров партии ударных, которые можно “отбарабанить” на синтезаторе. Правая рука скучает? Тогда нагрузите на неё игру шестнадцатыми (указательный и средний палец) и открытый хай-хет (мизинец).
Упражнение 8. Игра шестнадцатыми
Если вы планируете делать аранжировки на синтезаторе, то такого плана упражнения очень помогут для “живой набивки” партии ударных.
Независимая игра гармонической составляющей
Наработка навыка независимой игры руками с точки зрения гармонической составляющей заключается в том, чтобы пальцы обеих рук играли свои партии независимо от сочетания играющих пальцев. С практикой игры на синтезаторе пальцы начинают привыкать к определённым сочетаниям, например, одновременно играют мизинцы пальцев рук или пальцы синхронно играют в одном направлении. Если встречается непривычное сочетание пальцев, то пальцы одной руки начинают дёргаться синхронно с пальцами другой руки или вместо одного пальца соседнюю клавишу нажимает соседний палец. Это часто получается при игре левой рукой более или менее сложной басовой линии. При помощи глаз и мозга исполнитель запоминает характерные относительные положения рук на клавиатуре. Если относительное положение рук или пальцев непривычно, то голова начинает напрягаться по этому поводу. Сравните игру в следующем примере. Сначала играем в октаву, затем в дециму.
Упражнение 9. Синхронная игра в октаву и дециму.
Если вы играли гаммы двумя руками, то игра в октаву не вызывает трудностей. А вот при игре в дециму кажется, что-то не так. Пальцы, вроде, играют синхронно, но какие-то непривычные ощущения. Если сыграть в терцдециму, то ощущения будут ещё непривычнее. При игре исполнитель использует визуальные ориентиры, в качестве которых выступают клавиши, нажимаемые в определенные моменты. Если встречается непривычное сочетание клавиш, то требуется время на анализ ситуации. После некоторого изучения и повторения непривычного оно постепенно становится привычным и понятным, что можно исполнить уже машинально.
Упражнение 10. Синхронная игра гаммы.
Первая последовательность из 4-х нот звучит логично, а при игре второй последовательности кажется, что логическое начало последовательности постоянно смещается. Так оно и есть. Предположим, что играются четверти, тогда при размере четыре четверти каждый такт будет начинаться с отличной от предыдущего такта ноты, хотя физически последовательность начинается с одной и той же ноты до. Смещение сильной доли вызывает дискомфорт, но сильно не влияет на игру пальцев, так как они работают синхронно, а партии обеих рук совпадают (они просто смещены на октаву).
Попробуем левой рукой играть циклично три ноты в одну сторону, а правой – пять нот в одну сторону.
Упражнение 11. Синхронная игра последовательностей разной длины (3 и 5 нот, 3 и 8 нот)
В этом упражнении партии двух рук не совпадают и их исполнение вызывает определённые сложности. Ещё больше усложним партию левой руки.
Упражнение 12. Синхронная игра двумя руками разных партий.
С непривычки пальцы будет ошибаться, но после тренировки обе руки научатся держать свои партии независимо друг от друга.
Монотонная игра упражнений может вызвать скуку, избежать которой помогает сочинение композиции с использованием этого упражнения. Например, возьмём упражнение 5 в качестве аккомпанемента к песне ”Маленькой ёлочке холодно зимой”.
Упражнение 13. Песня-упражнение ”Маленькой ёлочке холодно зимой”.
(37) Игра двумя руками
Как узнать, что вы готовы к игре двумя руками? Об этом можно судить по тому, насколько уверенно вы играете в темпе одной рукой.
Как правило, максимальная скорость игры двумя руками от 50% до 90% от скорости игры правой или левой рукой (в зависимости от того, какая рука играет медленнее). Общее правило следующее: добивайтесь того, чтобы скорость игры одной рукой достигала 110% – 150% от предельного темпа, при этом сохраняйте расслабленность, но держите все под контролем.
При игре одной рукой и двумя руками мозг работает в каждом случае по-разному, и, упражняясь поочередно, вы учитесь быстрее. Навык игры двумя руками требует координации двух полушарий мозга, и нужно понимать, что между ними существует сравнительно небольшое количество нервных связей. Вот почему обучение движениям двумя руками занимает больше времени. Худшее, что может произойти, – это приобретение плохих привычек при игре двумя руками, поскольку, чтобы избавиться от них, вы потратите не меньше времени, чем потратили на их формирование.
Рекомендации для игры двумя руками по большей части те же, что и для игры каждой рукой в отдельности: это разбивка произведения на отрывки и отрабатывание их по отдельности, наиболее сложные места отрабатываются в первую очередь, соблюдение правила непрерывности и т. д., также следует исключить работу педалью, играть мягко, играть стаккато, см. (50) Обзор метода, пункт 15. В связи с этим каких-то развернутых инструкций для практики игры двумя руками нет, поскольку почти обо всем уже рассказано.
Одним из упражнений при обучении игре двумя руками является «добавление нот», когда берется короткий отрывок и играется более сложная партия одной рукой с непрерывным повторением отрывка (циклирование); потом нота за нотой начните добавлять более легкую партию другой руки. Добавляя ноты, не забывайте об аппликатуре – она должна быть той же, что и при игре одной рукой.
Другой способ – набросок [(38) Набросок, Бетховен, Соната №1, Op. 2-1]. Зачастую игра двумя руками осложняется из-за того, что у каждой руки свой ритм, т.е. имеет место полиритмия [(55) Фантазия-экспромт Шопена, Op. 66, Полиритмия], или, когда отсутствуют важные ритмические ноты [(26) Темп, ритм, динамика]; подробные инструкции – по ссылкам.
Навык скоординированной игры приобретается с течением долгого времени Задача облегчается благодаря предшествующим упражнениям каждой рукой в отдельности, т.е. в итоге мы сосредотачиваемся только на координации, а не на координации и совершенствовании техники.
У учащихся, не отработавших сперва игру одной рукой, в конечном итоге «вылезают» ошибки, например, в счете и пр. Что интересно, эти ошибки обычно не позволяют играть музыку в скоростном темпе. Дело тут в неправильном отсчете, который создает ограничение по темпу. Безусловно, страдает и ритм, и музыка. Поэтому при сложностях с увеличением темпа при игре двумя руками поиграйте под метроном и проверьте, насколько верно вы ведете счет.
Самый важный новый элемент игры двумя руками – это «диалог» между руками, который является частью музыкальности. Конечно, синхронизация рук необходима, но если вы сосредоточитесь на связях между руками, это произойдет само собой. Некоторые пианисты для большей выразительности намеренно задерживают одну руку, но большинство преподавателей смотрят на такие вещи неодобрительно, поскольку в этом случае разговор рук становится, что называется, нарочитым, точно также слишком много сахара вредит здоровью. С самого первого дня игры двумя руками необходимо практиковать музыкальность [(42) Музыкальность, туше, тональная окраска, оттенки], иначе, в конечном итоге, учащийся будет раз за разом отрабатывать навык, отличный от навыка публичного исполнения. Практика игры двумя руками не является исключением.
Самый большой недостаток при обучении игре каждой рукой в отдельности заключается в том, что изначально координация при игре двумя руками слабая. Поэтому отрабатывайте точные временные интервалы между руками при помощи приема стаккато. Одного навыка игры двумя руками в темпе недостаточно, помимо этого необходимо обеспечить рукам скоординированность. Поэтому сразу после завершения игры отрывка двумя руками сыграйте его много раз, добавив музыкальности, потому что исполнение готовых пьес – это самая важная часть обучения игре на фортепиано и совершенствования техники. Профессиональный музыкант отличается от любителя тем, что у него всегда есть репертуар, который можно сыграть в любой момент, и развить технику до уровня музыканта можно только играя полностью готовые пьесы.
Наталья Кончаловская
Часть пятая. Играем двумя руками
До сих пор мы играли только одной рукой (правой или левой) и часто только одним пальцем. Но на рояле играют двумя руками и всеми десятью пальцами.
Чтоб играли две руки,
Нужны ноты в две строки
Строчки для обеих рук
Свяжет слева гнутый лук.
Нам его запомнить надо,
Он зовется — акколадой!
В верхней — правая хозяйка,
В нижней — левая рука.
Сядь к роялю, поиграй-ка,
Ведь задача нелегка!
А какими пальцами играть — укажут цифры.
Если стоит цифра 1 — играй большим пальцем, 2 — указательным, 3 — средним, 4 — безымянным, 5 — мизинцем.
Старайся не путать пальцев во время игры, будь внимательным.
Если ноты в два ряда,
Не теряйся никогда,
Их бери одной рукой,
Вот тебе пример такой:
Вот еще одна задача,
Будешь тут считать иначе.
Тут уже есть и паузы, и дужки-лиги, и точки-прискочки.
Эту пьесу разбери,
Да внимательно, смотри.
Ноты правильно читай,
Пальцы в нотах соблюдай.
И считай, считай, считай!
До сих пор мы играли только на средних клавишах рояля. Под нотным станом мы прибавляем одну добавочную линейку для ноты до, две — для ноты ля и три — для ноты фа.
А дальше как быть? Еще линейки прибавлять? Проще дать отдельный нотный стан для левой руки.
Ключ теперь нам нужен новый,
И ему нужна строка,
Чтоб имела ключ басовый
Наша левая рука.
Слева нужно нам опять
Двадцать клавиш отсчитать.
В ноте фа, в последней ноте,
Ключ басовый вы найдете.
И его особый знак.
Нарисуем мы вот так:
Справа есть у нас ключ соль —
Нотной азбуки «король»,
А ключ фа пусть будет слева,
Нечто вроде «королевы».
Снова место каждой ноте
На линейках вы найдете,
Только строчка уж не та,
И для нот не те места:
Теперь мы начнем играть по нотам с двумя разными ключами — скрипичным и басовым.
Вот пример на два ключа.
Не напутай сгоряча!
Когда композитор пишет музыку, он всегда старается передать в ней то, что он слышал и видел. То, что он любит, что его радует или печалит.
Вот и пьеса, наконец,
Называется
В этой пьесе композитор Е. Тетцель показывает музыкальными средствами, как работают в кузнице кузнецы.
Чтоб привыкнуть к нотам новым,
Вот пример вполне хорош.
Две руки в ключе басовом
В этой пьесе ты найдешь.
Эта пьеса называется «Два старика», и написала ее тоже композитор Е. Тетцель. Здесь хорошо показан и ритмом, и звучанием басовых нот разговор двух стариков. Попробуй передать в исполнении то, что хотел сказать автор в своей пьесе.
Печатается по изданиям:
1. Наталья Кончаловская «Нотная азбука» (Киев, «Музична Украйина», 1987)
2. Наталья Кончаловская «Нотная азбука» (М., «Композитор», 1994)