Как играть флажолеты на электрогитаре
Как делать искусственный флажолет на электрогитаре
В этом видеоуроке мы поговорим о том, как делать искусственный флажолет
Как играть искусственный флажолет
Иногда складывается ощущение, что более распространенной ошибки сложно придумать. Все здесь ошибаются примерно концептуально одинаково. На самом деле в головах у людей засел какой-то плотный стереотип. Насмотрелись, наверное, уроков, где советуют, чтобы большой палец касался струны в определённой точке… В итоге, вот эта самая ключевая фраза, что большой палец должен касаться, приводит к тому, что люди кладут большой палец туда заранее. В результате флажолет получается плохо, и возникают дополнительные проблемы, которые приводят к том, что приходится радикально менять тип движения или правая рука теряет контроль над глушением вышележащих струн. Дело кроется в других деталях.
Большой палец действительно касается струны гитары при медиаторном флажолете, но вопрос, как он это делает, как это происходит, ‑ механический.
Конечное положение имеет разницу градуса 2-3. Вот с этого ракурса, наверно, будет видно, где конечное положение правой руки при атаке третьей струны простым ударом вниз, и как отличается это положение при флажолете (вот я сейчас занял конечное положение при ударе и внимание на правую рук [2:45 – 3:03]). Это отличие буквально в повороте на 2-3 градуса на самом деле – ничего больше. Это не просто стандартное, вращательное движение, как в риффовой атаке. Вся разница в том, что рука провернулась всего лишь на пару градусов больше [ 3:09 – 3:30]. Уверен, это даже практически не заметно. Я смотрю на отражение в мониторе и не вижу радикальной разницы – в этом вся фишка.
Вся фишка, искусственного флажолета на электрогитаре в обычном вращательном движении. Обычно на посадку в руки такого движения уходит 3-4 занятия, а далее как только встречаются флажолеты, новый навык применяется автоматически
Как играть флажолетами на гитаре. Примеры и упражнения для начинающих.
Общая информация
Флажолеты – это особый прием игры на струнных и струнно-смычковых музыкальных инструментах, который позволяет извлечь чистый обертон без тона. Он активно применяется в различных музыкальных жанрах, начиная от фолк-музыки, и заканчивая тяжелым металлом, где приобрел огромную популярность. Однако очень многим гитаристам-новичкам не совсем понятно, как извлекать тот самый «визжащий» звук – и именно тому, как делать флажолеты, и посвящена данная статья.
Термины
Разумеется, перед тем, как начинать рассказывать непосредственно о приеме игры, надо разобраться с терминологией, которую мы будем использовать в статье.
Флажолет на гитаре
Как уже было сказано – это прием, при котором извлекается обертон. На гитаре он имеет глухой, очень высокий призвук, который очень часто используется в аранжировках. На электроинструменте, особенно с эффектом дисторшн, это громкий и визжащий звук, который часто используется в соло-партиях.
Флажолеты бывают искусственные и натуральные. Они отличаются как самим звучанием, так и способом их извлечения. Подробнее будет описано ниже.
Обертон
Это – остаточный призвук, который находится в диапазоне выше основного тона. Грубо говоря, это остаточный эффект от колебания струны, который не входит в картину всего звука. Сам по себе обертон имеет очень высокое звучание, чем-то напоминающее звук флейты.
Как играть флажолетами
Натуральный флажолет
На гитаре данный тип обертонов чаще всего извлекается в трех местах – на пятом, седьмом, и двенадцатом ладу. Секрет этих зон в том, что именно на них гитарная струна делится на равные части – четверти, трети, и половины, соответственно. Это самый простой тип флажолетов, и извлечь его без подготовки сможет любой гитарист.
Полная таблица натуральных флажолетов
Для этого просто положите палец на порожек между пятым и шестым ладом, либо между седьмым и восьмым, или между двенадцатым и тринадцатым, не прижимая при этом струну к грифу, и дерните за нее. У вас должен получиться высокий, ровный звук, который не пропадет даже после того, как вы отпустите палец. Самое главное в этом – не давить на струну и буквально немного касаться ее.
Искусственный флажолет на электрогитаре
Данный тип обертонов извлекается гораздо сложнее – при помощи глушения играющей струны так, чтобы замолчал только основной тон, и при этом звук высокого диапазона остался звучать. Как ни странно, но на электрогитаре искусственный флажолет может извлекаться двумя различными способами.
Медиаторный
Для того, чтобы выполнить этот прием, нужно для начала понять, как держать медиатор правильно – поскольку он извлекается удобнее всего только при нормальной постановке рук.
Итак, ваша задача – зажать струну на любом ладу, дернуть за нее, и потом сразу прикоснуться к ней так, чтобы не до конца заглушить. Это выполняется либо большим пальцем, при движении вниз, либо указательным – при движении вверх.
Вам понадобится какое-то время для того, чтобы приноровиться извлекать флажолет, однако просто пробуйте и пытайтесь заставить инструмент звучать так, как на примерах ниже. Вам достаточно один раз найти ту самую нужную позицию – и после этого без труда сможете возвращаться к ней.
Пальцевый
Это более сложная техника, однако, она пригодится вам для извлечения обертонов при игре перебором. Способ игры следующий – одни пальцем вы дергаете за струну, а другим сразу же глушите ее похожим способом, что и при игре медиатором. Таким образом, вы также извлекаете только обертон. Самое главное тут — найти ту самую позицию, при которой это, получается, отработать ее, и потом использовать буквально на автоматизме.
Искусственный флажолет на акустической гитаре
Он очень похож на пальцевый способ взятия флажолетов на электрогитаре. Большим пальцем вы бьете по струне, и после этого сразу же глушите ее указательным или любым другим удобным вам. Разумеется, таким образом звучать он будет гораздо глуше, однако им все равно можно украсить партию и сделать ее более разнообразной.
Обозначение флажолетов на табулатуре
В программе Guitar Pro флажолеты никак не обозначаются на «цифровом» нотном стане, однако над каждым числом, обозначающим лад, будет выставлено обозначение – N.H. (от Natural Harmonics), P.H. (от Pinch Harmonics) или просто Harm. Кроме того, нота будет визуально меньших размеров на обычном стане выше.
Натуральные флажолеты – упражнения
Ниже представлено несколько упражнений, которые помогут вам лучше понять, как играются натуральные обертона, а также добавят в вашу копилку несколько интересных фраз и мелодических рисунков.
Схема #1
Прослушать упражнение #1:
Схема #2
Прослушать упражнение #2:
Схема #3
Прослушать упражнение #3:
Схема #4
Прослушать упражнение #4:
Схема #5
Прослушать упражнение #5:
Схема #6
Прослушать упражнение #6:
Схема #7
Прослушать упражнение #7:
Схема #8
Прослушать упражнение #8:
Где можно удачно применить этот прием?
На самом деле – в огромном количестве случаев. Например, они очень удачно звучать при аранжировке различных переборов – особенно если исполняются в паре с другой гитарой. Кроме того, они прекрасно звучат в металлических соло – если вы хотите акцентировать внимание и подчеркнуть определенный момент в песне. Разумеется, перед этим стоит понять, как играть соло, чтобы хорошо отработать технику игры и фразировку. Кроме того, таким образом можно усилить напряжение во время того, как вы играете тремоло, если вам надо перейти с этой партии на что-то более тяжелое.
В каких стилях музыки часто используются натуральные и искусственные флажолеты?
В целом – практически везде. Очень часто они применяются в акустической музыке, когда надо подыграть под красивые переборы. Искусственный флажолет в соло – любимый прием любого метал-гитариста, который позволяет подчеркнуть нужный момент и фразу.
Не стесняйтесь использовать их в любом стиле музыки, который играете – они всегда будут хорошо звучать, если исполнены к месту. Кроме того, обертона часто извлекаются в различной математической и микротональной музыке, где огромное количество гармоний построено именно на них.
Видео по теме для вдохновения
Флажолеты
Введение
Проблема.
Я начну с описания проблемы, с которой я столкнулся, а затем предложу ее решение. Проблема, снова, отсутствие полезной и понятной информации по определенной гитарной технике: флажолет. Все существующие уроки рассматривают игру флажолетом несколько односторонне, никто не дает общей картины. Как можно полностью понять, что такое флажолет, узнав только один аспект этой техники. Например, какая польза от того, что вы знаете прием «искусственный флажолет», если вы не понимаете всей концепции «флажолет»?
Решение проблемы
В этом уроке я попытаюсь объяснить концепцию игры флажолетом и все ее разновидности. С этой целью я буду использовать информацию, которая уже есть в существующих уроках; я буду представлять ее в логическом порядке для того, чтобы всем стало ясно, что же такое флажолет, и как использовать его в игре.
Что такое флажолет?
Для полного понимания концепции флажолета, следует начать с объяснения, что такое гармония. Немного музыкальной теории, вы можете опустить эту часть, если вам не нравится, но я советую все же, прочитать ее; это значительно облегчит понимание дальнейшего материала.
Флажолет = звуковые волны:
Как вы знаете, звук состоит из звуковых волн. (Логично, не правда ли?) Гитара звучит, потому что струны вибрируют и производят волны, т.е. звук. Но гитарная струна (как и всякая другая струна) на просто производит волну. Звуковая волна состоит из нескольких волн с разной частотой; наложение этих волн разной частоты в сумме дает звук, который мы слышим. Это означает, что когда вы ударяете струну, вы слышите один тон, но на самом деле звучит несколько тонов одновременно.
Я попробую объяснить это с помощью рисунка. На рисунке вы видите вибрирующую шестую струну. На рисунке показано несколько колебаний, я объясню, что это означает.
Первое изобржение – это струна, вибрирующая между верхним и нижним порожками. Максимальная амплитуда посередине (это означает, что движение струны вверх-вниз самое большое посередине). Вы также видите, что струна совсем не вибрирует на порожках, естественно, ведь они держат ее!
Изображение посередине показывает вибрацию той же струны, но по-другому. В этот раз максимальная амплитуда не посередине, а в двух точках струны. А посередине струны вибрации нет совсем! Далее мы будем называть эти точки «узлами». Они очень важны, так что запомните! Узел – это точка, в которой нет вибрации струны. По обеим сторонам узла струна вибрирует, поэтому мы слышим звук.
На нижней картинке показана та же струна, но вибрирующая уже по-другому. На этот раз у нас два узла, и частота вибрации струны тоже другая. Мы имеем одну струну, вибрирующую на трех разных частотах! И есть еще много частот, которых нет на рисунке! Вы, наверное, задаетесь вопросом: что это значит? Я сейчас все объясню!
Как я уже говорил, звук, извлекаемый на гитаре, состоит из нескольких тонов, звучащих одновременно, потому что струна вибрирует на нескольких частотах. Сумма этих частот дает звук, который вы слышите. Все эти частоты называются обертонами. Для того, чтобы избежать путаницы с терминологией, договоримся, что флажолетом мы будем называть и прием игры обертоном, и сам звук обертон.
На первой картинке вверху показан основной флажолет. На струне два узла, по концам струны. Струна вибрирует между ними. Основной – самый важный, потому что он дает точную ноту струны соответствующего строя гитары (в нашем примере ми). Мы слышим только ее, потому что основной флажолет сильнее, чем первый, второй и последующие. Основной флажолет, по факту является основой ноты, которую мы слышим: он определяет высоту звучания ноты. Мы назовем его доминирующим.
На второй картинке показан первый флажолет: в этот раз посередине струны имеется узел, разделяющий ее на две равные части; струна при этом вибрирует на более высокой частоте, чем основной обертон. Поэтому, струна издает звук выше (на октаву), который мы не слышим, потому что он подавляется доминирующим флажолетом. Нижняя картинка – второй флажолет: опять, частота вибрации струны выше, поэтому звук выше. Есть еще флажолеты: третьи, четвертые, на каждой из них частоты вибрации выше, что добавляет к основной ноте определенный процент более высокого тона. Именно поэтому струна гитары звучит по-другому, чем струна фортепиано или арфы. В каждой струне доля звука, добавляемого каждым флажолетом разная: одна и та же нота, взятая на разных инструментах, звучит по-разному. (Это называется «тембром» инструмента.)
Воспроизведение флажолетов
Теперь я объясню, как извлечь едва уловимый звук флажолета (который мы не слышим), вместо извлечения основной ноты струны.
Весь трюк в том, чтобы «отменить» вибрации, которые мы не хотим слышать, чтобы добиться желаемого звука. Это означает, что мы услышим звучание флажолетов, если приглушим доминирующую ноту. Проблема в том, чтобы приглушить только доминирующую вибрацию, а не всю струну, потому что тогда не будет вообще никакого звука! Теперь я попробую объяснить, как это сделать.
Помните «узлы»? В каждом гармоническом колебании есть некоторые точки, где совсем нет вибрации. Мы можем это использовать для глушения вибраций определенной частоты; фактически, это ключ к игре флажолетом!
Пример: на шестой струне мы попробуем извлечь первый флажолет, поэтому нам нужно приглушить основной тон. Как это сделать? Обратите внимание, что амплитуда основной вибрации максимальна посередине (прямо над 12 ладом), тогда как в первом флажолете эта точка является узлом, т.е. совсем не вибрирует. Если вы слегка коснетесь струны пальцем посередине 12 лада (не прижимайте ее, просто легкое касание), и ударите струну, основной тон не будет слышен. Просто логика, ваш палец приглушил струну в точке максимальной амплитуды вибрации! При этом, как вы слышали, есть слабый звук, похожий на звон колокольчика. Это и есть первый флажолет: он остался не приглушенным, потому что его колебания совсем не в том месте, где вы приглушили струну. Струна может вибрировать по обе стороны от вашего пальца, поэтому мы услышали флажолет!
ЗАМЕТКА: палец необходимо быстро снять сразу после того, как прозвучал флажолет, в противном случае вы его все-таки приглушите.
То, что мы только что сделали, очень просто: мы приглушили основную ноту, но позволили продолжаться вибрациям первого флажолета, поэтому его звук остался звучать. То же самое со вторым флажолетом: коснитесь струны на 7 и 19 ладах, ударьте струну, отпустите пальцы на грифе, вы слышите второй флажолет, потому что основной и первый вы приглушили. Точно также с остальными флажолетами!
Это что касается теории. Продолжим теперь с практическими аспектами игры флажолетом. Мы теперь знаем, что для того, чтобы сделать флажолет слышимым, нужно коснуться струны в нужном месте, где находится узел соответствующей вибрации. Теперь, вам, конечно, хочется узнать, как применить это знание в своей игре!
Я объясню, как играть флажолетом на практике, что такое натуральный флажолет и искусственный флажолет.
Натуральный флажолет
Что такое натуральный флажолет, вы уже знаете. Это извлечение звука-обертона на открытой струне, как в примерах, которые я давал. Мы извлекаем его легким касанием струны в нужном месте, приглушая определенные колебания, оставляя звучать флажолет. Где находятся эти узлы на каждой струне? Внизу рисунок, на котором показаны самые используемые натуральные флажолеты:
На верхнем рисунке показан доминирующий звук, который нас сейчас не интересует. На следующем рисунке показан первый флажолет, его узел находится на 12 ладу. Это означает, что для извлечения первого флажолета, вы слегка касаетесь струны на 12 ладу. Вы услышите ноту на одну октаву выше основного тона.
Для извлечения второго флажолета, необходимо коснуться струны на 7 или 19 ладах: звук, который вы услышите, будет на одну октаву выше, плюс квинта. (Не важно, если вы не знаете, что это значит, просто помните, что с каждым последующим флажолетом звук будет выше). Для извлечения 3-го флажолета есть две позиции: 5-й лад и 24 лад. Третий флажолет имеет еще один узел на 12-м ладу, но если вы коснетесь струны на 12-м ладу, вы не приглушите первый флажолет, поэтому третий не прозвучит.
Есть еще флажолеты, помимо показанных на рисунке, но они не распространены, потому что гораздо слабее. Трудно заставить их прозвучать, потому что звук слабый. Однако, на электрогитаре звук этих флажолетов можно усилить, используя усилитель и эффект дисторшн. Этим способом можно извлечь флажолеты на 4 ладу, немного ниже 3 лада, посередине 2-го и 3-го ладов, и более! Поэкспериментируйте, попробуйте извлечь больше флажолетов, используя дисторшн для их усиления.
Искусственные флажолеты
Это приводит к двум проблемам:
Для каждой из этих проблем есть решение. Сначала я объясню две техники касания струны правой рукой, для игры флажолетом. Это решает проблему номер 2. Затем я дам очень простой ответ на вопрос номер 1.
Техника правой руки: щипок
Допустим, вы прижимаете третью струну на пятом ладу, я выбираю произвольную струну, потому что искусственные флажолеты можно играть в любой позиции! Будем считать, что вы знаете где располагается узел первого флажолета (он должен быть посередине между пятым ладом и нижним порожком). Вот что мы должны сделать для того, чтобы сыграть флажолет, пошагово:
Продолжая движение медиатором, легко коснитесь струны (в нужном месте!) большим пальцем. Это самая сложная часть данной техники: вы бьете струну, а затем, сразу за движением медиатора, касаетесь струны большим пальцем для того, чтобы приглушить основной тон.
ЗАМЕТКА: снова, касание должно быть легким и кратковременным, не задерживайте палец на струне, иначе вы приглушите ее полностью.
Сначала нужно тренировать это движение медленно: сначала ударьте струну, чтобы услышать основной тон, затем приглушите ее касанием большого пальца в нужном месте. После того, как у вас получилось, попробуйте сделать это быстрее, но чтобы касание пальцем шло сразу после удара медиатором. Если вы делаете все правильно, вы не услышите основной тон совсем! Остается только высокий, пронзительный звук флажолета. Именно поэтому искусственные флажолеты называют «щипковыми» или «визгом».
Очень часто такие флажолеты использует в своей игре Billy Gibbons из ZZ Top:
Другая техника правой руки: тэппинговый флажолет
Другая, менее используемая (но тоже классная!) техника правой руки, используемая для игры искусственных флажолетов – тэппинг. Я использую тот же пример: мы прижимаем 3-ю струну на 5-м ладу и хотим сыграть искусственный флажолет. Для того, чтобы сыграть первый флажолет, вместо щипковой техники, мы будем использовать технику тэппинга:
Некоторые советы для освоения техники тэппинга:
В качестве примера тепинговых флажолетов посмотрите видео Steve Vai, «Die To Live»:
Как найти точное положение узлов?
Ответ на этот вопрос ОЧЕНЬ простой: тренируйтесь, экспериментируйте! Прижмите струну на определенном ладу, а затем пробуйте щипковую технику выше и ниже по струне, чтобы найти положение узла для извлечения флажолета. (На одной струне больше, чем один узел, так что для каждой позиции левой руки вы можете сыграть несколько флажолетов.) После того, как вы нашли узел, запомните его расположение.
Совет для тех, кто не любит слишком напрягать память: попытайтесь запоминать позиции, используя «точки ориентировки» на гитаре. Например, если я прижму струну за пятым ладом своей гитары, узел для третьего флажолета располагается прямо над нижним краем звукоснимателя. Это конечно не подойдет для каждой гитары, но, как я уже сказал, экспериментируйте! Найдите свои точки ориентировки, и смещайтесь относительно них, если вы играете на один-два лада выше или ниже.
Искусственные флажолеты в игре
При игре соло, вы можете использовать щипковые флажолеты для воспроизведения высоких, пронзительных звуков, похожих на то, что делают гитаристы вроде Steve Vai. Эти флажолеты могут звучать просто классно с подтяжкой, или с вибрато, или используя тремоло-систему для изменения тона. Вы можете заставить свою гитару кричать флажолетами!
Заключение
Некоторые гитаристы сильно недооценивают технику игры флажолетами, и в большинстве случаев это случается из-за того, что они просто не понимают что это такое. Если вы послушаете записи Steve Vai, вы заметите, что у него получается достигать очень интересного звучания одними флажолетами! Используйте потенциал своей гитары по максимуму, начинайте изучать игру флажолетами!
Как играть флажолеты на гитаре
Гитарное искусство отличается множеством разных приемов извлечения звука. Один из них – флажолеты на гитаре. Новичкам бывает сложно понять, каким образом получается характерный звук флажолета. Требуется разъяснение, практика, усидчивость.
Что такое флажолет?
Название происходит от старого французского слова flageolet, что означает «маленькая флейта». Особенность приема флажолет заключается в извлечении звучания класса «обертон». Используется разными струнными, смычковыми инструментами, акустикой, гитарами и электрогитарами. Флажолет — это наименование способа извлечения звука.
Обертон – это остаточное звучание от колебания выше основной тональности, напоминает флейту.
На гитаре, других струнных немного прижимают струну в определенных местах – точках, которые делят длину на октавы. Например, ровно посередине – повышение на одну октаву, одной четвертой – две и так далее.
Прием флажолет дает высокий, слегка глуховатый, мягкий призвук. Особенность – можно извлечь более высокую ноту, чем позволяет гитара. Применяется флажолет для аранжировок мелодий, сольных партий. На электрогитаре сочетание флажолета с дисторшном (звуковой эффект в музыке) дает достаточно громкое звучание, напоминающее визг. Понять, что такое флажолет, лучше получается на слух.
Различают искусственный, натуральный, сложный флажолет, слэп и другие виды.
В каких стилях используют флажолеты?
Используется прием в абсолютно разных стилях игры на гитаре – от фолк-направления до разновидностей тяжелой музыки (металл в частности). При игре акустическим инструментом подстраивают под мелодичные переборы. Искусственный флажолет популярен среди металл-исполнителей, бас-гитаристов – во время сольного выступления флажолет позволяет выделить нужные моменты.
Нет неподходящих стилей для использования флажолета. Поставленный к месту, он позволит обратить внимание на необходимый момент песни, сыграть яркий акцент на гитаре, привлечь внимание слушателя.
Обозначение флажолетов
Чтение табулатур (нотных таблиц) для музыканта – необходимый навык. Табулатура (табы) – это запись мелодии символами. Линии – гитарные струны, обозначения аккордов, приемов – различны.
Обозначение флажолета зависит от его вида, используемой литературы. Натуральный в изданиях советского периода обозначается «Фл.», в иностранных – «Harm» (harmonic), «NH» (natural harmonic). Искусственный – «Иск. флажолет», «A.H.» (artificial harmonic). Иногда добавляется значение лада. Головка нотного символа может быть овальной или ромбовидной формы.
Иногда используются более сложные форматы символов из трех нот. Верхняя определяет натуральное звучание (значок малого размера), средняя – ромбик указывает место, где палец правой руки зажимает струну, нижняя – место грифа для левой руки (показывает длительность).
Подобный способ записи считается более приемлемым, подходит для проигрывания флажолета на музыкальных инструментах, а не только для гитары.
Внимание! Существуют и другие методы записи, описаны наиболее распространенные.
В каждом случае рекомендуют пробовать играть на гитаре и больше практиковаться.
Искусственный флажолет
Различают способы извлечения звука гитарой – открытыми струнами, прижатыми к грифу. Искусственный отличается тем, что выполняется вторым методом. Профессионалы считают его более трудным (в сравнении с натуральным) по техническому исполнению.
Левая рука отвечает за прижатие струн к грифу гитары, правая – извлекает звук. На слух все виды не отличаются, различны: способ проигрывания, метод касания, положение рук, пальцев.
Искусственный флажолет часто используют при исполнении соло на электрогитаре. Подключенная аппаратура увеличивает приглушенное звучание, делает его более ярким, громким.
Нотная запись искусственных флажолетов
Для нотной записи в гитарных табулатурах используют специальные обозначения. Литература советского периода использует буквы «Иск. Флажолет», иностранные издания – «A.H.» (artificial harmonic). Универсальные методы записи стали использовать в табулатурах последних лет.
Для определения необходимого звучания, способа игры требуется практический подход. Иные версии записи табов также могут обозначать флажолет, профессионалы советуют вдумчиво подходить к каждому варианту.
Натуральный флажолет
Натуральный вариант флажолета проигрывается открытыми, не зажатыми струнами гитары. Исполняется простым движением пальца правой руки, не следует нажимать – только слегка коснуться струн гитары и отпустить, одновременно отпуская пальцы левой руки. Получается звучание натурального флажолета первого обертона.
По сравнению с обычным звуком, изменяется тембр. Основная тональность отсутствует. Разница замечается на слух.
Нотная запись натуральных флажолетов
Запись приема в нотных табах отличается: «Фл.», «Harm» (harmonic), «NH». Также, как и для других видов флажолета, могут быть использованы универсальные или необычные способы записи. Требуется проигрывать символы, чтобы понять, какое именно звучание следует из записи.
Другие виды флажолетов
Флажолеты различают не только по закрытым или открытым струнам. Существует разделение по способам извлечения звука.
Обыгрывать флажолет можно с помощью техники слэп – фалангой большого пальца. Особо отмечают сложные флажолеты. Обычное звукоизвлечение дополняется аккомпанементом. Натуральный флажолет выполняется как искусственный, левая рука аккомпанирует.
Как правильно извлекать флажолет?
Существует определенный метод, как играть классический флажолет на гитаре. Начинают с двенадцатого лада (XII), чаще всего он обозначен двумя точками. Если специальной пометки нет – от первого отсчитывают двенадцать ладов. Одновременно выполняют движения пальцами обеих рук – левой слегка касаются над металлической линией (тяга минимальная), правой дергают саму струну гитары.
Внимание! Многие новички считают, что правильно исполнить флажолет можно только дорогой гитарой, а дешевыми вариантами не следует и пытаться. Мнение ошибочно. Профессиональный гитарист извлекает необходимый звук любым инструментом.
Важно не зажимать, не давить. Действия должны быть легкими. Потребуется время, практика, тренировки, чтобы руки легко, но точно выполняли флажолет на гитаре.
Рекомендации новичкам
Главный совет профессиональных музыкантов – постоянная практика. Даже несколько минут ежедневной игры позволят быстро научиться приему флажолет.
Извлечь звук возможно только двенадцатым, седьмым, пятым ладом – в тех местах, где возможно деление целым числом отрезков (октавные). Основная сложность – развить достаточную ловкость пальцев.
Общие техники флажолета описывают звукоизвлечение шестиструнными гитарами. Существует масса дополнительных нюансов, тонкостей для инструментов с другим числом струн. К примеру, можно поиграть не с правой стороны, а с левой. Получается тот же обертон.
Во время обучения приему флажолет могут возникнуть сложности. Предусмотреть и описать все невозможно. Работа с преподавателем может ускорить освоение флажолета и других тонкостей, сделать обучение проще, понятнее.