Как играть гаммы на флейте
статьи
09.06.2015 О работе над гаммами (Б.Диков)
Многолетняя музыкальная практика неопровержимо показывает, что в формировании исполнительского мастерства музыкантов работа над гаммами и арпеджио играет важнейшую роль. Именно гаммы и арпеджио выступают в качестве испытанных средств для развития многих сторон исполнительской техники. Для исполнителей на духовых инструментах, систематическая работа над гаммами и арпеджио полезна во многих отношениях, поскольку она дает возможность:
Только овладение этими ценными исполнительскими навыками, может способствовать достижению профессионального мастерства музыканта.
Ответив на вопрос о том, что развивают гаммы и арпеджио, мы, естественно, должны указать теперь на то, как это достигается на практике.
Выше мы говорили о полезности гамм и арпеджио для развития пальцевой беглости и осуществления правильной координации движений пальцев с действиями губ, языка и дыхания. Действительно, гаммообразные и арпеджирозанные пассажи необычайно эффективно развивают технику пальцевых движений, которые особенно важны в игре на деревянных духовых инструментах. Интересно отметить, что у исполнителей на деревянных духовых инструментах это идет как бы по двум направлениям:
исполнение гамм развивает в основном последовательные или поочередные движения пальцев, а игра различных арпеджио помогает музыканту овладеть комбинационными движениями пальцев.
На исполнителей на медных инструментах эта закономерность не распространяется, поскольку указанной специфики пальцевых движений здесь мы не наблюдаем. К тому же значение пальцевых движений у исполнителей на медных инструментах несколько ограничено, ибо важнейшим моментом исполнительской техники для них следует считать сложную деятельность губного аппарата.
Что же касается осуществления координации между различными компонентами исполнительского аппарата
губы—язык—дыхание—пальцы
то эта взаимосвязь в одинаковой степени важна для исполнителей на всех духовых инструментах, и наиболее эффективно она развивается в процессе игры гамм и арпеджио. Именно гаммы и арпеджио служат для музыкантов отличным «пробным камнем» для проверки качества атакировки звука, в основе которой лежит согласованная деятельность всего исполнительского аппарата в целом.
Помимо развития пальцев и навыков координации их движений с работой губ и языка, гаммы и арпеджио помогают приобретению многих звуковых качеств. В частности, гаммы и арпеджио служат отличным средством:
Исключительно важное значение гаммы и арпеджио приобретают и для выработки ритмичности музыкального исполнения, ибо при игре звуков одинаковой длительности, равномерно чередующихся по времени, музыкант легко может обнаружить и устранить малейшие ритмические погрешности исполнения.
Систематическое исполнение гамм и арпеджио полезно для музыканта и в том отношении, что он приобретает твердые аппликатурные навыки. В частности, гаммы и арпеджио служат отличным средством для овладения наиболее рациональной аппликатурой, в основе которой лежит правильное использование основной и вспомогательной аппликатур.
Примером этого следует считать:
Музыкально-исполнительская практика насчитывает немало разнообразных упражнений, в основе которых лежат гаммы и арпеджио самых различных видов.
Особенно много подобных упражнений применяется в практике игры и обучения на фортепиано и на смычковых инструментах. Пианисты и скрипачи, например, широко используют: игру различных гамм в одну, две, три и четыре октавы; исполнение гамм в терциях, секстах и октавах; игру малых, ломаных и больших арпеджио; исполнение арпеджированных септаккордов и т. п. Примерно такие же виды гаммообразных и арпеджирозанных упражнений употребляют и при игре на духовых инструментах.
Так, например, исполнители на всех духовых инструментах применяют в своей практике гаммы следующих видов:
Поскольку каждая из этих, гамм имеет свои специфические особенности, возникает необходимость остановиться на этих особенностях несколько более подробно.
Наибольшее распространение в практике игры на духовых инструментах имеют гаммы диатонические, мажорные и минорные. При этом, в зависимости от изменения отдельных ступеней лада, мажорные и минорные гаммы могут быть:
Занятие 5
Аппликатура флейты, — это не что иное, как обозначение состояния клапанов (открыт/закрыт) на инструменте для каждой ноты. Иногда на аппликатуре обозначают каким пальцем закрывать тот или иной клапан. Поэтому некоторые такую схему называют «пальцовкой». Хорошо, что не распальцовкой 😉
На предыдущих занятиях самоучителя игры на флейте вы частично познакомились с аппликатурой поперечной флейты. На них была показана аппликатура флейты для следующих нот:
Сейчас распространены поперечные флейты, на которых аппликатура французской системы. Вот как выглядит аппликатура флейты на картинке:
На картинке на нотном стане показаны ноты всего диапазона флейты от первой до четвертой октавы. Под нотным станом расположены графические схемы с указанием открытых и закрытых клапанов. Синим цветом закрашены альтернативные варианты аппликатуры — одну и ту же ноту можно извлечь разным набором открытых/закрытых клапанов флейты.
Если на нотном стане показаны две ноты, например, ми первой и ми второй октавы, это означает, что обе эти ноты извлекаются при одном и том же положении пальцев на инструменте. Разная высота ноты, в этом случае, достигается другими приемами, например, изменением силы и направленности струи выдуваемого воздуха.
На картинке присутствует аппликатура флейты четвертой октавы, но думать о ней начинающим флейтистам не приходится… Так, только посмотреть 🙂 Потребуется много-много часов прилежных занятий, чтобы флейтист мог сыграть эти ноты. Но все в Вашей власти, читатель!
А мы продолжим занятия самоучителя игры на флейте и разучим на этом занятии аппликатуру для нот ре и до первой октавы. Разучив их и учитывая, что аппликатура флейты для нот второй и третьей октав повторяется, ваши знания для начинающих флейтистов станут вполне достаточны для игры. В дальнейшем добавятся ещё диезы и бемоли и вам станут доступны большинство мелодий.
Нота ре первой октавы. Поперечная флейта.
На предыдущем занятии была разучена нота ре второй октавы.
Как вы догадались, это сделано, чтобы подготовить читателей к новым испытаниям 😉
Дело в том, что в ноте ре первой октавы есть два момента:
Положение пальцев левой руки для ноты ре первой октавы:
Положение пальцев правой руки для ноты ре первой октавы:
Возьмите флейту и извлеките ноту ми первой октавы, как было показано на предыдущем занятии. Теперь отпустите правый мизинец и одновременно нажмите правым безымянным пальцем клапан ре (9).
Движение не сложное, но требует некоторой координации: одновременное разнонаправленное движение — мизинец отпускает, безымянный нажимает. После некоторой тренировки это движение у всех получается хорошо.
Здесь начнет сказываться выполнение вами рекомендаций самоучителя: на втором занятии показаны упражнения на развитие координации и подвижности пальцев флейтиста. Если вы их регулярно выполняете, то играть на флейте будет легче и интереснее. |
Теперь пробуем извлечь ноту ре первой октавы. Рекомендация следующая: попробуйте извлекать ре не саму по себе, а последовательно ноты фа, ми, ре.
Фа и ми первой октавы вы уже научились извлекать на предыдущем занятии, и в такой последовательности нота ре получится легче. Скорость потока воздуха следует несколько убавить. Дуть тише и точнее в дульце.
Звучит нота ре первой октавы на флейте:
Полезной будет и такая тренировка: нота ми / нота ре. Воздушный поток для этих нот очень схож, а два пальца правой руки меняют положение:
Так намного легче освоить ноту ре первой октавы на флейте.
Попробуйте сыграть простую мелодию в которой задействован ноты, которые вы уже освоили. Русская народная песня «Во поле береза стояла» (да простят меня преподаватели флейты в музыкальных школах!):
Темп мелодии на видео замедлен, чтобы было легче повторить для начинающего флейтиста. Если и такой темп покажется слишком быстрым, то установите на свой компьютер обучающую программу Свирелька и выберите комфортный для себя темп проигрывания. Ноты мелодии возьмите на сайте блокфлейты www.svirel.org
Аппликатура флейты — разучите вместе с программой Свирелька: |
Нота до первой октавы на флейте
Разучим самую нижнюю ноту на ученической поперечной флейте. Это нота до первой октавы.
Положение пальцев (аппликатура флейты) для этой ноты почти такое же как для ноты ре. К ним добавляется правый мизинец, который нажимает одновременно ролик 10а и рычаг до (10б).
Перечислять положение пальцев не буду, все и так видно на картинке. Повторю, что после того как возьмете флейту для ноты ре первой октавы, опустите мизинец и нажмите одновременно и ролик 10а и рычаг 10б.
Попробуйте несколько раз без извлечения звука, только пальцами перебрать ноты ре и до первой октавы. Никаких трудностей не возникнет — достаточно будет поднять и опустить правый мизинец. Все нажимается достаточно удобно.
Теперь попробуйте извлечь ноту до. Это самый низкий звук на ученической поперечной флейте и извлекать его следует самым тихим по скорости потоком воздуха. Так же как при разучивании ноты ре помогал переход ми/ре, так и теперь, при разучивании ноты до, примените переход ре/до.
Получиться должно так (нота до первой октавы):
Нота до первой октавы не простая. Может сразу и не поддаться. Торопиться не следует — некоторым флейтистам требуется несколько дней, чтобы получилась красивая нота до. И даже, когда получится, все равно надо будет регулярно ее проигрывать на репетициях, чтобы навык игры на флейте этой низкой ноты закрепить и всегда держать на достойном уровне.
Для этого следует ежедневно проигрывать упражнения флейтиста и начать с гамм для флейты.
Музыкальная пауза. «Шутка» Баха и «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Гамма до мажорДля этой гаммы Вы умеете играть уже все ноты. Вот как она звучит: Вы тоже можете проиграть гамму как на видео, но будет очень полезно играть ее «длинными нотами». Начинать легче с верхней ноты и опускаться вниз, а затем подниматься обратно. Каждую ноту держать столько, сколько хватает вашего дыхания. Со временем дыхание будет развиваться и длительность нот увеличится, что очень хорошо! Такое упражнение можно назвать «раздувкой», а можно и никак не называть, но делать его надо буквально в начале каждого занятия на флейте. Еще раз для особо одаренных: выполнять упражнение с длинными нотами надо вначале каждого занятия на флейте. Это когда-нибудь, когда вы будете маэстро, сможете сами определять что вам надо, а пока делайте упражнение на длинные ноты. Чтобы было интереснее играть гаммы, попробуйте сыграть ее терциями. Терциям это через ноту. Посмотрите как интересно получается: В этот раз подготовительных упражнений из школы игры на флейте Н.Платонова не будет. Достаточно этих двух низких нот на поперечной флейте и гаммы (с раздувкой 😉 ), а вот на следующем занятии, когда пойдем с вами вверх по нотам, там будут и новые ноты и новые упражнения. Перейти на занятие 6. Флейта онлайн. Ноты ми, фа, соль второй октавыАппликатура флейтыЗанятие 5 : 3 комментарияСлово «надо» написано с ошибкой в «…что вам недо, а пока…» Занятие 7Блокфлейта скачать мелодии и ноты адаптированные для обучения игре на продольных флейтах можно на этом сайте в разделе с нотами. Там имеются наборы нот из популярных и классических мелодий, а также сборники из школы игры и хрестоматий для блокфлейты, а мы продолжаем серию уроков из самоучителя.
Это самая низкая нота из диапазон блокфлейты сопрано. Для этой ноты на нотном стане с скрипичным ключом уже не хватает линеек и для неё дорисовывают дополнительную линеечку: Нота до первой октавы Аппликатура блокфлейты для этой ноты самая простая: закрываем все отверстия и всё. Ставим пальцы левой и правой руки на каждый на своё отверстие и блокфлейта готова к извлечению ноты До: Аппликатура ноты до первой октавы Берем блокфлейту. Свисток плотно обхватываем губами. Пальцы ставим на отверстия. И очень плавно и тихо! выдуваем воздух. Должно получиться примерно так: Обрадую вас — ни у кого с первого раза не получается.Во-первых, мизинцами люди пользуются мало и из-за этого даже не подозревают, как слабо они умеют управлять этими пальцами. Поэтому вам предстоит научиться работать мизинцами в совершенстве. Флейта вам в этом поможет 🙂 Плотно и, главное, полностью закройте все отверстия. Во-вторых, выдувать ноту До первой октавы на блокфлейте следует самым тихим и ровным потоком воздуха. Начните с настолько тихого с слабого потока, насколько способны. Блокфлейта на него среагирует и, скорее всего, издаст правильную ноту До. Очень понемногу усиливайте поток, чтобы увеличить громкость звучания инструмента. Вы почувствуйте когда звук будет срываться с До и так найдете ту силу потока воздуха когда До звучит ровно и без срывов. Остается выделить время и подольше потренироваться извлекать ноту До сразу, без срывов. это обязательное условие продвижения дальше в обучении игре на блокфлейте. Поэтому больше никаких новых ноты на сегодняшнем занятии не будет. Учитесь играть ноту До первой октавы. Тем более, что вы уже разучили достаточно нот чтобы сыграть, например, гамму до-мажор. Как уже говорилось гаммы следует играть регулярно.Обращайте внимание на одинаковую длительность каждой ноты в гамме. Вы можете играть гамму быстрее или медленнее, однако, ноты в ней выдерживайте одинаковой длительности. Научитесь правильно вдыхать воздух. Например, после каждой второй ноты. Затем увеличивайте интервал между вдохами. Рекомендуется играть гамму по-разному. Например, первую-третью ноты, затем вторую-четвертую. Получится гамма в терциях. Вот вариант такой гаммы: Ноты гаммы до мажор терциями. Играйте регулярно. Продолжайте регулярные занятия. Результат будет лучше если ежедневно уделять игре до получаса, чем играть один раз в неделю и сразу долго. Для занятий воспользуйтесь возможностью на нашем сайте блокфлейта скачать ноты в разделе для начинающих или легкие этюды. Это хорошая школа игры. Для освоения игры на блокфлейте имеется программа «Свирелька». С ней вы намного быстрее и легче научитесь играть, даже без музыкального образования. Закажите «Свирельку» прямо сейчас: Алексей Якубов (блог Упёртого Дудочника) демонстрирует из-за чего блокфлейта сбивается на фальцет: Задавайте свои вопросы по блокфлейте в комментариях. Вполне возможно другие флейтисты смогут дать вам хороший совет. Блокфлейта скачатьЗанятие 7 : 13 комментариевЗдравствуйте. Продолжаю по-немногу играть, повторяю задания с пришлых занятий, потом новые, результат есть. Лично мне кажется, что фа, ми и ре у меня выходят чище, чем си ля и соль, без свиста. Кстати до извлечь получилось, на первом же занятии с этой нотой. Все благодаря вашем совету пробовать с наименьшего выдоха. Есть вопрос — иногда забываю, что вдыхать нужно через уголки губ и вдыхаю носом. Это критично? На звук влияет? Лично Вы, как умеющий играть и обучающий человек, настаиваете на вдохе через уголки рта? И еще, в платной версии программы есть гаммы и современные мелодии? Или только народные? 1. Про вдох при игре на блокфлейте. В общем случае при вдохе звучание блокфлейты прекращается (особые приемы, когда мелодия продолжается и при вдохе не рассматриваем). Поэтому при игре на блокфлейте вдох делают не «когда попало», а в определенных местах мелодии, к примеру, паузы или конец музыкальной фразы. Вдох должен быть коротким, чтобы не сбить ритм мелодии, и достаточно полным, чтобы взятого воздуха хватило до следующей возможности сделать вдох. Вдох через рот получается и быстрее, и полнее. Попробуйте сами, как легче и быстрее набрать полные легкие воздуха через рот или через нос? Поэтому при игре на духовых вдох делается ртом. В то же время, часть воздуха вполне может попадать в легкие и через нос. Впрочем, при быстрой игре Вы почувствуете, что вдыхать ртом удобнее, а позже вообще перестанете на это обращать внимание — выработается навык правильного дыхания. А что делать, есть отверстий на флейте 8? Меня одну смешит «блог Упертого Дудончика»? Как получить ровный красивый звук ля второй октавы? А то у меня выходит сначала до, а потом уже ля. Если резко дунуть, то сразу ля получается. Блокфлейта по своему устройству относится к семейству свистковых флейт. То есть, звук в ней образуется при прохождении выдыхаемого воздуха через свисткок. Воздушная струя ударяется в рассекатель и резонирует с корпусом. Звукоизвлечение на блокфлейте, в отличие от других духовых инструментов, довольно легкое. В связи с этим она очень хорошо подходит для начального обучения музыке — играть на этой дудочке можно с малых лет. Я программу Свирелька скачала для дочери, ей 9 лет, играть будет на блок-флейте. Из того что успел увидеть в программе — при смене тональности ноты рэ и ниже становятся красными. Это значит, что на соответствующей флейте их не сыграть? 1. Красный цвет у нот на нотном стане действительно обозначают, что ноты находятся вне диапазона данного музыкального инструмента. У меня есть блокфлейта сопрано С немецкой системы. У нас блок флейта До Germany (вроде как, если усудить по рисунку :)) как настроить блок флейту (у меня флейта посвистывает когда не плотно закрывают 2 нижние парные дырки) Судя по Вашему вопросу, дело не в настройке блокфлейты. Занятие 10Большая флейта так иногда называют классическую флейту Бёма. На этом занятии «Флейта самоучитель» будут разучены ноты до диез и соль диез, которые дополнят ваши знания полной хроматической гаммы на флейте. После этого вы сможете сыграть на флейте полную хроматическую гамму от до первой октавы к до третьей. Как вы понимаете, настоящее обучение игре на флейте на этом этапе только начинается. Что делать дальше расскажем в конце урока, а сейчас выполните, как обычно перед занятием, начальное упражнение на длинные ноты и приступайте к разучиванию новых нот: Нота до диез первой октавы. Большая флейта.
На флейте это выглядит так: Положение пальцев легко запомнить. Извлекать до диез первой октавы следует плавным спокойным потоком воздуха. Впрочем, если вы уверенно играете чистые до и ре первой октавы, то и до диез получится сразу. Иначе, следует продолжать тренировки на чистых нотах нижнего регистра. Звучит до диез первой октавы: Ноты до диез второй и третьей октав. Большая флейта.Положение пальцев для этих нот совсем простое: правый мизинец нажимает рычаг 10 и всё. Остальные клапаны остаются не нажитыми — пальцы находятся над своими клапанами и НЕ нажимают их: Обратите внимание как на рисунке записаны ноты на нотном стане. Диезы проставлены возле ключа для нот до и фа, поэтому они действуют на все ноты до и фа, которые есть в мелодии. В нотах имеются ноты до второй и третьей октав и знак диез у ключа превращает обе эти ноты в до диез. Звучит нота до диез второй октавы: Звучит нота до диез третьей октавы: Для закрепления навыка игры ноты до диез второй октавы разучите подготовительное упражнение № 18: Подготовительное упражнение 18 Школа игры большая флейтаОсобенности упражнения 18: Получиться должно так: Ноты соль диез первой и второй октав. Большая флейтаПро эту ноту вкратце говорилось на занятии 8, когда обсуждались ноты мелодии «Дом восходящего солнца». Теперь рассмотрим её подробнее. Аппликатура ноты соль диез первой октавы: Это первая нота, в аппликатуре которой задействован мизинец левой руки. Положение остальных пальцев на флейте, как для ноты соль. Возьмите флейту, нажмите клапаны как для ноты соль и дополнительно мизинцем левой руки нажмите рычаг 5 — вот и все, что нужно для соль-диез. Звучит соль-диез первой октавы так: Для соль-диез второй октавы в положении пальцев ничего менять не требуется. Все остается так же: Дополнительных пояснений, скорее всего, не потребуется. Звучит соль-диез второй октавы: Этюд 1. Упражнение 19 Школы Большая флейтаУпражнение на закрепление ноты соль диез: Размер мелодии 3/4. Обратите внимание на первый и последний такты этюда. Их размер изменен: первый такт содержит одну долю, последний две доли. Точки для вдоха отмечены на нотах галками. Постарайтесь выдержать эти интервалы для вдоха — играть на одном дыхании здесь придется разное количество тактов, но это рисунок мелодии этюда 1. Десятый — одиннадцатый и двенадцатый — тринадцатый такты под лигами — ноты в них играются легато Альтерация проставлена в нотах случайными знаками — возле нот. Соблюдайте их. Проиграйте этюд 1 из упражнения 19 Школа игры на флейте: В видео-ролике темп упражнения несколько занижен (t=80). Вы можете играть несколько быстрее, но только при одном условии — игра должна быть плавной, без внезапных остановок на «раздумывание что за нота» и без ошибок. Принцип играть без ошибок — должен стать для вас правилом! Лучше снизьте темп, но играйте без ошибок. Этюд 2. Упражнение 19 Школы Большая флейтаЭтот этюд без знаков альтерации. Он даже похож на проигрывание гаммы, настолько он кажется простым. Разучите его так, чтобы легко играть его на память, не смотря в ноты. Темп подбирайте следуя правилу играть без ошибок. Вот так: Подведем итоги:На занятиях онлайн курса «Самоучитель игры на флейте» вы: Теперь Вы можете продолжить занятия как по Школе игры, так и выбирая полюбившиеся мелодии и разучивая их самостоятельно. Что дальше? Если вы решите продолжить обучение игре на флейте, то на сайте найдете множество нот популярных мелодий, которые сможете разучить с обучающей программой Свирелька. Будет замечательно, если вы пройдете цикл занятий с преподавателем. Даже, если нет времени на музыкальную школу, можно пройти занятия онлайн. Современные средства телекоммуникации это позволяют. Желаю вам огромных творческих успехов в увлекательной игре на поперечной флейте. Станьте виртуозом. Если есть пожелания по самоучителю напишите в комментариях, чего бы Вам хотелось. Большая флейтаЗанятие 10 : 1 комментарийСпасибо за информацию! Каждую неделю у нас проходят разные события для детей, взрослых и преподавателей — лекции, мастер-классы, семинары, встречи с интересными людьми, дискуссии, концерты и спектакли. Добавить комментарий Отменить ответСамучитель игры на флейте Обучающая программа Свирелька Оставьте свой комментарий внизу страницы
|