Как играть интервалы на фортепиано

Что такое интервалы в музыке, как их отличать и запоминать – 3 золотых совета

Как играть интервалы на фортепиано. Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка Intervaly v muzyke kak otlichat i zapominat

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

Как играть интервалы на фортепиано. 1 primy ot vsekh not. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-1 primy ot vsekh not. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 1 primy ot vsekh not

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

Как играть интервалы на фортепиано. 2 sekundy ot vsekh not. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-2 sekundy ot vsekh not. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 2 sekundy ot vsekh not

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

Как играть интервалы на фортепиано. 3 tercii ot vsekh not. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-3 tercii ot vsekh not. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 3 tercii ot vsekh not

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

Как играть интервалы на фортепиано. 4 kvarty ot vsekh not. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-4 kvarty ot vsekh not. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 4 kvarty ot vsekh not

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

Как играть интервалы на фортепиано. 5 kvinty ot vsekh not. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-5 kvinty ot vsekh not. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 5 kvinty ot vsekh not

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

Как играть интервалы на фортепиано. 6 seksty ot vsekh not. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-6 seksty ot vsekh not. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 6 seksty ot vsekh not

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

Как играть интервалы на фортепиано. 7 septimy ot vsekh not. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-7 septimy ot vsekh not. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 7 septimy ot vsekh not

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

Как играть интервалы на фортепиано. 8 oktavy ot vsekh not. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-8 oktavy ot vsekh not. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 8 oktavy ot vsekh not

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

Как играть интервалы на фортепиано. 9 Bolshaya sekunda Do Re. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-9 Bolshaya sekunda Do Re. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 9 Bolshaya sekunda Do Re

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

Как играть интервалы на фортепиано. 10 malaya sekunda Do Re bemol. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-10 malaya sekunda Do Re bemol. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 10 malaya sekunda Do Re bemol

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Как играть интервалы на фортепиано. 11 Tablica vsekh intervalov ot do. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-11 Tablica vsekh intervalov ot do. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 11 Tablica vsekh intervalov ot do

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

Как играть интервалы на фортепиано. 12 Triton Fa Si. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-12 Triton Fa Si. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 12 Triton Fa Si

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

Как играть интервалы на фортепиано. 13 Triton Si Fa. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-13 Triton Si Fa. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 13 Triton Si Fa

Вот как звучит этот тритон:

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

Как играть интервалы на фортепиано. 14 sekunda Do Re. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-14 sekunda Do Re. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 14 sekunda Do Re

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Как играть интервалы на фортепиано. 15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 15 Uvelichennaya sekunda DO Re diez

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.

Как играть интервалы на фортепиано. 16 Tablica uv 2 m 3. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-16 Tablica uv 2 m 3. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 16 Tablica uv 2 m 3

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

Как играть интервалы на фортепиано. 17 nona Do Re. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-17 nona Do Re. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 17 nona Do Re

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

Как играть интервалы на фортепиано. 18 malaya nona Do Re bemol. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-18 malaya nona Do Re bemol. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 18 malaya nona Do Re bemol

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

Как играть интервалы на фортепиано. 19 decima. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-19 decima. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 19 decima

Ундецима – Октава + Кварта.

Как играть интервалы на фортепиано. 20 undecima. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-20 undecima. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 20 undecima

Дуодецима — Октава + Квинта.

Как играть интервалы на фортепиано. 21 duodecima. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-21 duodecima. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 21 duodecima

Терцдецима — Октава + Секста.

Как играть интервалы на фортепиано. 22 tercdecima. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-22 tercdecima. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 22 tercdecima

Квартдецима – Октава + Септима.

Как играть интервалы на фортепиано. 23 kvartdecima. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-23 kvartdecima. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 23 kvartdecima

Квинтдецима – Октава + Октава.

Как играть интервалы на фортепиано. 24 kvintdecima. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-24 kvintdecima. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 24 kvintdecima

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

Как играть интервалы на фортепиано. 25 vse sostavnye intervaly v tablice. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-25 vse sostavnye intervaly v tablice. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 25 vse sostavnye intervaly v tablice

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

Как играть интервалы на фортепиано. 26 konsonansy i dissonansy tablica. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-26 konsonansy i dissonansy tablica. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 26 konsonansy i dissonansy tablica

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима – «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте . Д о новых встреч!

Источник

Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Как играть интервалы на фортепиано. interval 01. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 01. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 01

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

Как играть интервалы на фортепиано. interval 02. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 02. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 02

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

Как играть интервалы на фортепиано. interval 03. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 03. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 03

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

Как играть интервалы на фортепиано. interval 04. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 04. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 04

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

Как играть интервалы на фортепиано. interval 05. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 05. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 05

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

Как играть интервалы на фортепиано. interval 06. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 06. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 06

Как играть интервалы на фортепиано. interval 07. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 07. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 07

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

Как играть интервалы на фортепиано. interval 08. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 08. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 08

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

Как играть интервалы на фортепиано. interval 09. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 09. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 09

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

Как играть интервалы на фортепиано. interval 10. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 10. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 10

Интервалы от ноты ДО вниз

Как играть интервалы на фортепиано. interval 11. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 11. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 11

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

Как играть интервалы на фортепиано. interval 12. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-interval 12. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка interval 12

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

Как играть интервалы на фортепиано. internal na pianino 01. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-internal na pianino 01. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка internal na pianino 01

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

Как играть интервалы на фортепиано. internal na pianino 02. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-internal na pianino 02. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка internal na pianino 02

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

Как играть интервалы на фортепиано. internal na pianino 03. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-internal na pianino 03. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка internal na pianino 03

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

Как играть интервалы на фортепиано. internal na pianino 04. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-internal na pianino 04. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка internal na pianino 04

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

Как играть интервалы на фортепиано. internal na pianino 05. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-internal na pianino 05. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка internal na pianino 05

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

Как играть интервалы на фортепиано. internal na pianino 06. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-internal na pianino 06. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка internal na pianino 06

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

Как играть интервалы на фортепиано. internal na pianino 07. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-internal na pianino 07. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка internal na pianino 07

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Источник

13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loader

В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).

Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.

Как играть интервалы на фортепиано. 4d6f056afd8c964a41e17df9488e22d9. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-4d6f056afd8c964a41e17df9488e22d9. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 4d6f056afd8c964a41e17df9488e22d9

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loaderСправа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику

Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.

Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).

Как играть интервалы на фортепиано. 4b660f14a424a2ce786e56619996ae1d. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-4b660f14a424a2ce786e56619996ae1d. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 4b660f14a424a2ce786e56619996ae1d

В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).

Как играть интервалы на фортепиано. 99407d8601307d7481c5cd01fe6a6132. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-99407d8601307d7481c5cd01fe6a6132. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 99407d8601307d7481c5cd01fe6a6132C мажор Как играть интервалы на фортепиано. 18cdabe8697b6018617fbdd4e8ac37c4. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-18cdabe8697b6018617fbdd4e8ac37c4. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 18cdabe8697b6018617fbdd4e8ac37c4C фригийский

Как играть интервалы на фортепиано. f7d4b130508a8ccf82870b55de288563. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-f7d4b130508a8ccf82870b55de288563. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка f7d4b130508a8ccf82870b55de288563Звукоряд пентатоники

Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loader

Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):

Как играть интервалы на фортепиано. 0bc4f667c2b2cdd7d4e041054acae4e7. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-0bc4f667c2b2cdd7d4e041054acae4e7. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 0bc4f667c2b2cdd7d4e041054acae4e7

К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:

Как играть интервалы на фортепиано. 2c7180b62d4b68b4d50f6aaf1fb17cc5. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-2c7180b62d4b68b4d50f6aaf1fb17cc5. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 2c7180b62d4b68b4d50f6aaf1fb17cc5Звукоряды параллельных ладов

На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.

Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loaderГармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи

В нём квинта вниз от тоники, пропуск, 2 вниз, далее от тоники 2 вверх, ещё 2 вверх пропущены и звук что отстоит на 5 шагов вверх от тоники что в свёрнутом виде — малую секунду. Его ещё называют вводным тоном. В такой расширенной цепи должны появиться новые напряженные интервалы. Вот второй тритон 5a-1b(G#-D). А вот интервал похожий на малую терцию(энгармоничный ей), увеличенная секунда 5a-4b(G#-F). В этом интервале содержится целых 9 квинт! Ход на неё создаёт очень сильный перепад напряжения так как она соединяет крайний мажорный и минорный звук цепи этого лада что чувствуется в восточных песнях, где она часто используется[0:00-0:09].
Ещё появилась уменьшенная кварта вмещающая 8 квинт. Тоже напряженный интервал[0:10-0:18].

Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:

Итак у нас есть тритон, уменьшенная кварта и увеличенная секунда lin6, 8 и 9 соответственно. Эта цепь включает 9 квинт. Получается где-то здесь ещё один — интервал в 7 квинт. Построим их вниз от крайнего мажорного звука и увидим что в этом ладу он пропущен. Этот интервал называется увеличенная прима(G-G# в примере). Ещё он известен как хроматизм или хроматический полутон:

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loaderЕщё 3 новых интервала

Разберемся как образуются названия нот и интервалов.

Названия нот и интервалов

Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loaderЗдесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы

А теперь разберёмся, что такое гамма.

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loaderМажорная гамма от до

Уточнение разницы в понятиях

Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:

Как играть интервалы на фортепиано. 79060641be7a078dae1aba6b6c615959. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-79060641be7a078dae1aba6b6c615959. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 79060641be7a078dae1aba6b6c615959Звукоряд гаммы до мажор

Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.

Вот пары обращений. Будет проще если их запомнить.
Прима — октава
Кварта — квинта
Секунда— септима
Терция — секста

Как играть интервалы на фортепиано. 2c702ff59f476c29ecf0d427cf5cb808. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-2c702ff59f476c29ecf0d427cf5cb808. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 2c702ff59f476c29ecf0d427cf5cb808Полная таблица соответствия интервалов их квинтовым шагам(порядковый номер)

Также можно сравнить количество нот и тонов по этой таблице получив качество интервала(ещё способ будет в конце статьи):

Как играть интервалы на фортепиано. d728aa5b895fbc84af8ae16a732f7572. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-d728aa5b895fbc84af8ae16a732f7572. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка d728aa5b895fbc84af8ae16a732f7572Таблица интервалов

Малые интервалы становятся большими в ближайшем обращении, уменьшенные увеличенными и обратно. Большие и увеличенные всегда квинтового, малые и уменьшенные квартового строения. Кроме названий у разных например терций как и остальных нет ничего общего.

C секундой аналогично. С lin0 и 1 всё проще. Вот чистая кварта D-G. Отдаляем звуки на один хром полутона друг от друга — увеличенная кварта Db-G или D-G#. Приближаем — уменьшенная кварта D#-G или D-Gb. Надеюсь принцип понятен. Но в этом способе построения интервалов есть проблема практического характера.

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loader

Любому звуку слух придаёт значение относительно тоники. В бесконечной квинтовой цепи бесконечное кол-во звуков. Слух выбирает из них именно тот, что по квинтам ближе к тонике и наделяет его соответствующим смыслом. Поэтому при тонике E будут звуки C-D#(4б 5а) а не их далёкие энгармонизмы B# и Eb(8а 7б). Тоника выступает в качестве ориентира в бесконечной цепи квинт. Без неё невозможно использование напряженных интервалов далее lin6(он уже становится двусмысленным ) т.к. они будут приняты за более легкие энгармоничные им:

Как играть интервалы на фортепиано. 0d5e0d578ff44e5b6a9613f1a4bbcfda. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-0d5e0d578ff44e5b6a9613f1a4bbcfda. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 0d5e0d578ff44e5b6a9613f1a4bbcfdaПары энгармонически равных интервалов и их обращений

Как видим на клавиатуре при одной тонике у нас помещается 11 квинт а 12я даёт энгармонизм. Если мы возьмём один из этих звуков за тонику то у нас уже не получится 13 13 звучных ладов как можно подумать. К примеру при тонике Db, E будет от неё очень далеко мажорным— 9 квинт вверх и будет принят нашим слухом за ближайший энгармонизм Fb что всего на 3 квинты ниже:

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loader

C изменением 1 звука в этом примере изменились и интервалы — м2 стала ув1, б3 стала ум4. Этот приём переосмысления интервала на его энгармонизм назовём энгармоническая секвенция.

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loader

Теперь вернёмся к гамме.

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loader Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loaderХроматическая гамма абстрактного 13 квинтового звукоряда(для наглядности приложена к до)

В этом случае для гаммы уже могут быть применены интервалы звукоряда:

Как играть интервалы на фортепиано. 69c45bebffd323ae416b4905d3f4db27. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-69c45bebffd323ae416b4905d3f4db27. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка 69c45bebffd323ae416b4905d3f4db27

И уже теперь, когда можно абстрагироваться от конкретного звукоряда, появляется возможность найти все интервалы отрезка из 13 квинт, связав их со ступенями:

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loader

О звуках за пределами области влияния тоники

В мажорных ладах вероятнее чем в минорных возникновение звуков за пределами 6 квинт вверх из-за большей близости отрезка диатоники к этим звукам(с минорными обратно). Но наиболее частым сценарием их появления всё же остается попадание в область влияния тоники, модуляция к ним. Этот вопрос подлежит дальнейшему изучению.

Лады следует понимать как отрезки этой 13 звучной системы с тоникой в центре. Лидийский и локрийский из-за своего крайнего положения звучат уже настолько неустойчиво для нашего слуха, что тоника норовит съехать по квинтам вверх и вниз соответственно в чём могут убедиться музыканты, пробовавшие сочинять в этих ладах. Слух легко воспринимает отклонения в лады, с общим отрезком квинтовой цепи — параллельные лады. Все отрезки цепи ладов можно характеризовать по их ширине что есть самый напряженный их интервал. Натуральные пентатоники lin4(б3), семизвучные lin6(ув4), гармонические минор/мажор lin9(ув2).

О теориях базирующихся на натуральном звукоряде

Доказательства того, что пифагоров строй как свёрнутая цепь квинт, является психологическим эталоном музыкального звукоряда:

Окраска звуков относительно тоники по квинтам.

Вытекающая из этого окраска ладов.

Порядок напряженности интервалов по количеству квинтовых шагов. Из-за этого акустически равные интервалы с одинаковым соотношением частот(энгармоничные например ув2 и м3) воспринимаются абсолютно по разному.

Взятие напряженных интервалов исполнителем (для современных европейцев >lin6) происходит с внутренним напряжением. Связано это с повышенной вычислительной сложностью по мере увеличения квинтовых шагов(собственно почему популярную мелодию строят на пентатонике).

Это знание даёт возможность осмысленно вводить новые звуки в 7 звучный лад, понимать какие интервалы при этом образуются, анализировать устройство других искусственные ладов и многое другое. В изучении звукоряда и интервалов может помочь такая информационная накладка для фортепиано:

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loader

Как играть интервалы на фортепиано. image loader. Как играть интервалы на фортепиано фото. Как играть интервалы на фортепиано-image loader. картинка Как играть интервалы на фортепиано. картинка image loaderУдобные тоники для освоения музыкальных звуков

Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *