Как играть на гармошке матаню
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Урок3: простые мелодии для правой руки и «соединение» двух рук
Здравствуйте, уважаемые начинающие и не очень гармонисты. Рад приветствовать вас на сайте «Пой,гармоника!»
В предыдущих уроках(урок1 и урок2) мы познакомились с правой и левой клавиатурой гармони-хромки. Я долго думал, о чем лучше сделать третий урок и решил, всё-таки, рассмотреть тему, обозначеную в названии этого материала. Давайте попробуем разучить простые однокнопочные мелодии из тех, что являются традиционными для исполнения на гармони.
Что значит «однокнопочные мелодии»? Поясню: так я называю мелодии в простейшем варианте, которые исполняются без аккордов и переборов. Просто чистая, голая мелодия. Самое то для начала обучения игре на гармони.
Начать предлагаю с затасканной уже, наверное, всеми начинающими «Частушки»…
Играем простейшие варианты Частушки,Барыни,Матани и Цыганочки
Тут, на всякий случай, сделаю небольшое отступление: дело в том, что название «Частушка» здесь очень и очень условное, так как оно с полным правом может применяться и для многих других народных наигрышей. А данная мелодия(которую мы будем изучать сейчас) отчетливо прослушивается, хоть и под «слоем» украшений(аккордов, переборов и других технических приемов), во многих общерусских наигрышах, имеющих, казалось бы, совсем разные названия: Подгорная, Елецкого, Страдания, Досада и некоторые другие.
В нижеследующем видео сначала звучит Частушка, затем идут Барыня, Матаня и Цыганочка.
Привожу цифровую запись этих мелодий для правой руки(смотрите цифровое представление клавиатуры гармони):
Частушка: (19-19-8-19)-(7-7-19-7)-(18-18-7-18)-(6-5-5)
Барыня: (19-18-18)-(7-19-18)-(8-7)-(19-18-18)-(7-19-18-8)
Матаня: (18-18)-(6-6)-(18-18-6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5-6)-(18-18)-(6-6)-(18-18)-(6-17)-(17-18-6-17)-(18-6-5)
Цыганочка: (20-8-20-8)-(8-19-8-19)-(19-7-19-7)-(7-18-7-18)-(18-6-18-6)-(6-17-6-17)-(6-6-18-6)-(17-19)
Цифровую запись этих мелодий для левой руки смотрите в Уроке2, где мы знакомились с левой клавиатурой. Эти мелодии вы уже давно должны знать и исполнять без «затыков»(по кайней мере те, кто ознакомился со вторым уроком в момент его опубликования два месяца назад и кто следовал приведённым там рекомендациям).
Добавляем аккорд в конце
Теперь давайте добавим в конце каждой разученной вами мелодии аккорд. Вернее, не добавим, а заменим аккордом нажатие одной кнопки, которым мы завершали эти мелодии. Здесь аккорд будет применяться, как акцент, подчеркивающий завершение куплета. Этим самым мы начнем понемногу учиться применять аккорды в игре.
Цифровая запись этих аккордов(добавляем их вместо последней цифры в оцифровке):
Частушка: 5-6-7
Барыня:17-18-8
Матаня:5-6-7
Цыганочка:17-18-19
Синхронизация,соединение двух рук при игре на гармони
К сожалению, ни один самоучитель не останавливается подробно на этом моменте. Почему-то считается, что обьединение игры двух рук пройдет для начинающего гармониста быстро и безболезненно.
Мне не раз приходили просьбы обьяснить, как обьединить игру левой и правой рукой… Хм… Ну что тут сказать нового?… Вспоминая свой личный опыт в этой области, скажу, что у меня это стало получаться после долгих и упорных попыток на примере тех же Барыни и Частушки. Но было это давно, лет 13 назад, когда играл я урывками на дедовой гармони и о серьезном изучении данного инструмента даже не помышлял. Просто был какой-то азарт…
Для начала могу посоветовать вот что: учите мелодии для левой руки, оцифровка которых приведена во втором уроке, где мы знакомились с левой клавиатурой. Как я уже не раз говорил, эти мелодии нужно отработать до полного автоматизма, чтобы вы, не глядя на клавиатуру, не задумываясь о моменте смены направления движения меха, без проблем играли их быстро и четко.
А нужно это для того, чтобы, начиная соединять руки, вы уже не пытались разделить внимание на обе руки и не думали, куда и в какой момент должна нажимать левая рука. Вы сосредоточитесь на исполнении мелодии правой рукой, под аккомпанемент, исполняемый левой.
Знайте, в мелодии правой руки в определенный момент времени звучат те же самые звуки, что и в левой руке. Только в левой они гораздо ниже и по научному это называется звучание «в октаву». В следующем видео показано на примере вышеупомянутых мелодий, какие именно звуки правой клавиатуры созвучны каждой паре бас-аккорд аккомпанемента(сначала я играю эти созвучия, а потом-саму мелодию обеими руками). Как вы можете увидеть в этом ролике, на каждые два нажатия в левой клавиатуре приходится одно нажатие в правой и длится это нажатие, пока звучат оба звука(бас и аккорд) в левой. Попробуйте и вы это повторить.
Цифровая запись:
Частушка: 19-7-18-5
Барыня: 19-7-19-8
Матаня: 18-6-17-6-17-5
Цыганочка: 8-19-7-17
Понимаете, о чем я? Повторюсь: для начала вы должны отработать до автоматизма партии левой руки в простейших мелодиях и научиться играть под этот аккомпанемент правой рукой КАК ПОД ЗАПИСЬ.
Левая клавиатура-ведущая!
Наверное поэтому и советуют начинать изучение какой-либо мелодии по нотам или подбор её на слух именно с левой клавиатуры(по поводу изучения по нотам могу согласиться полностью, а вот если подбирать на слух, то лично я предпочитаю начинать с мелодии, а затем-подбирать к ней аккомпанемент, что, возможно, и неправильно, но мне почему-то так легче).
На следующем видео я играю те же самые мелодии, но уже двумя руками. Я специально подобрал их так, чтобы на один звук в левой клавиатуре приходился ровно один звук в правой. Это самый простой вариант для соединения двух рук в игре(гораздо труднее, когда на одно нажатие в левой будет приходиться несколько нажатий в правой). Смотрите и повторяйте.
Напоследок покажу на примере Частушки,как её можно «развить» в процессе игры от простого к более сложному с помощью различных вариаций(это видео просто для ознакомления):
На этом позвольте считать третий урок законченым. Не забывайте, что для того, чтобы у вас что-то начало получаться, нужно пробовать, пробовать и, еще раз, пробовать. Кто ничего не делает, тот ничего и не сможет добиться. А я надеюсь, что этот урок будет полезен хоть кому-нибудь, кто желает научиться играть на гармони. До новых встреч!
Виталий Алексеев пишет: Матаня есть у дядьки Макарова
спасибо, жалко качество не очень хорошее, тут три вариации игры басов, постарался их разглядеть:
поправьте, если, что не так
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Костя, не могли бы Вы вкратце сказать, ритм аккомпанимента у этих наигрышей надо играть как у частушечного (т.е. на один такт бас-аккорд левой руки играются например одинаковые по длительности кнопки аккорда правой руки, например 1,2,3 или 3,2,1) или как у Барыни(т.е. на один такт бас-аккорд левой руки на правой клавиатуре во время игры баса на левой нажать первую одну кнопку аккорда, а во время нажатия кпопки аккорда на левой клавиатуре, на правой нажимать две другие кнопки аккорда, так чтобы они по длительности в сумме равнялись длительности первой кнопки аккорда правой клавиатуре, которая нажимается во время игры баса на левой клавиатуре или в этих трех наигрышах уже используется какой-то другой ритм? Заранее спасибо.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
ритм аккомпанимента у этих наигрышей надо играть как у частушечного (т.е. на один такт бас-аккорд левой руки играются например одинаковые по длительности кнопки аккорда правой руки, например 1,2,3 или 3,2,1)
или как у Барыни(т.е. на один такт бас-аккорд левой руки на правой клавиатуре во время игры баса на левой нажать первую одну кнопку аккорда, а во время нажатия кпопки аккорда на левой клавиатуре, на правой нажимать две другие кнопки аккорда, так чтобы они по длительности в сумме равнялись длительности первой кнопки аккорда правой клавиатуре, которая нажимается во время игры баса на левой клавиатуре
Если ты это усекаешь, то тебе не будет трудно в освоении гармошки.
Но не так там в наигрышах, что мол в этом только так, а в этом так. По всякому там, и так и эдак и как хочешь. Есть характерные фрагменты для каждого наигрыша в мелодии и то наверное не всегда.
Вот начал ты Барыню играть, попробуй выучив основной ход, ну этот «там та-да-дам та-да-дам та-да-да-да-да-дам» потыкать в процессе игры в соседние кнопки или по этой же «кнопочной области»:geek: пройтись другим путём.
И ритм поменять попробовать можно.
Короче наигрыш нужно «наиграть». И конечно побольше слушать разных вариантов исполнения.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.