Как играть на калимбе аккорды
Как играть на калимбе аккорды
Что означают буквы на язычках калимбы на рисунках? Каким нотам соответствуют язычки? Что такое строй инструмента? У Вас появились подобные вопросы?
Эта тема создана для тех, кто делает первые шаги в мир музыки в качестве начинающего музыканта. Не всем в жизни довелось получить музыкальное образование.
Ответы на эти и подобные вопросы могут помочь Вам самостоятельно учиться играть на калимбе, понять как настраивать и перестраивать её.
Названия нот знают все. На рисунке вы можете увидеть те самые буквенные обозначения, которые видите на схемах для настройки калимбы. Также показано каким нотам эти буквы соответствуют. На рисунке одна октава.
Отличить одинаковые по названию, но разные по высоте ноты помогают октавы.
На латинском языке октава (octava) означает восьмая, что можно трактовать как восьмой звук.
На рисунке выше изображена одна октава. Для наглядности мы демонстрируем всё на клавиатуре фортепиано. Что такое октава?
Привычная нам последовательность нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
Октава — это расстояние между двумя клавишами с одинаковыми названиями. Например, расстояние от ноты РЕ до следующей ноты РЕ образует одну октаву. В каждой октаве 7 белых клавиш и 5 черных.
На этом рисунке показан 5-ти октавный синтезатор. Так же даны названия октав. Строй обычных калимб позволяет играть ноты малой октавы и первой октавы.
Для записи нот от ДО до СИ в Латинской системе используются буквы латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Обратите внимание, что ноту СИ обозначает не буква B, а H. Буквой B обозначают СИ-БЕМОЛЬ (хотя в англоязычной литературе и некоторых сборниках гитарных аккордов всё чаще это правило нарушается).
Сравните. На первой картинке изображены обозначения нот «по-правилам». На второй картинке так же нет ошибки, такое обозначение нот обычно используется при игре на калимбе.
Немного терминологии. Пост №8
Альтерация – это изменение высоты основных ступеней звукоряда (основные ступени звукоряда, например, ДО-МАЖОР – это до ре ми фа соль ля си) (См. пост №9).
Знаки альтерации. Пост №9
Снова вернемся к клавиатуре фортепиано. До этого мы обращали внимание только на белые клавиши. Теперь посмотри на черные.
Каждая октава состоит не из 8 нот ( ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО), а из 12. Если смотреть на клавиатуру фортепиано и читать их по порядку то получится так: ДО, ДО-ДИЕЗ, РЕ, РЕ-ДИЕЗ, МИ, ФА, ФА-ДИЕЗ, СОЛЬ, СОЛЬ-ДИЕЗ, ЛЯ, ЛЯ-ДИЕЗ, СИ, ДО. Или в латинской системе: C, C#, D, D#, E, F, F#, G,#, A#, B.
В нотах и настройке калимбы часто встречаются «знаки альтерации», условно говоря диезы и бемоли.
Диез – это повышение звука на полтона, бемоль – понижение его на полтона. После того, как нота изменена, то к её основному названию просто прибавляется одно слово – соответственно, диез или бемоль. Например, до-диез, фа-диез, ля-бемоль, ми-бемоль и т.д. В нотах же диезы и бемоли обозначаются специальными знаками, которые тоже называются диезами и бемолями. Используется и ещё один знак – бекар, он отменяет всякую альтерацию, и тогда, вместо диеза или бемоля, мы играем основной звук. Посмотрите, как это выглядит в нотах:
Что такое полутон? Пост №10
Теперь разберёмся во всём подробнее. Что же за полутоны такие? Полутон – это кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками (или, если смотреть на фортепиано, то соседними клавишами). Давайте рассмотрим всё на примере клавиатуры фортепиано. На данной фотографии октава с подписанными клавишами.
Белых клавиш у нас 7 штук. Вроде бы между ними и так довольно краткое расстояние, но, тем не менее, между белыми клавишами есть чёрные. Чёрных клавиш у нас 5. Получается, что в общей сложности в октаве 12 звуков, 12 клавиш. Так вот, каждая из этих клавиш по отношению к ближайшей соседней располагается на расстоянии полутона. То есть, если мы сыграем подряд все 12 клавиш, то мы сыграем все 12 полутонов.
Гаммы бывают мажорные и минорные. Мажорная гамма строится по принципу: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Как показано на картинке. Пример мажорной гаммы – ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Минорная гамма строится по принципу: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Что бы сыграть гамму ЛЯ-МИНОР ищем на клавишах ноту ЛЯ и играем по белым клавишам, как в гамме ДО-МАЖОР, только начинаем от ноты ЛЯ.
Калимба Ammoon
Какие ассоциации возникают в голове при фразе «музыка африки»? С максимальной вероятностью их будет не больше двух: «тамтам и вувузела». А вот есть еще и такая штука как калимба. Про нее я вам и расскажу.
Вувузела, тьфу, википедия так говорит о калимбе:
«Древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке, на некоторых из Антильских островов. О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, нжари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» в России является «цанца», на Западе — «калимба». Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Её называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент.»
Вообще предисловие было другим, но я решил что обзорный сайт не место для демонстрации своего мнения относительно богатства и значимости культурного наследия Африки (естественно, я исключаю Египет, Финикию и всю остальную северную Африку), поэтому просто скажу что меня заинтересовала калимба и я попросил ее на обзор. Ничего подобного на муське не было и думаю что для многих этот обзор вообще будет первым упоминанием о таком музыкальном инструменте.
Ammoon является достаточно известным музыкальным брендом, мне известным в первую очередь по всяким гитарным штукам, так что изо всех представленных на томптопе калимб я выбрал именно эту.
А почему вообще калимба? Понял что ничего про нее не знаю, посмотрел видео — мне понравилось.
Material: African piano solid wood + carbon steel
Tonality: C tune
Keys: 17 keys
Item Size: 18 * 13 * 3cm
Item Weight: 275g
В комплекте:
Калимба, чехол, инструкция, наклейки на «язычки», молоточек для настройки, цепочка и цацка для красоты.
УПАКОВКА И ВНЕШНИЙ ВИД.
Так как инструмент деревянный и акустический, то вопрос качественной упаковки тут исключительно важен. К счастью, в этом плане все хорошо. Пусть упаковка и непрезентабельная, но она отлично делает то, что должна — защищает содержимое в пути. В остальном же это безликая толстостенная картонка, с толстым слоем поролона внутри.
А вот и сама калимба. Бывают разные ее вариации, но суть остается неизменной, это резонирующая коробка с парой-тройкой отверстий, в верхней части которой закреплёны язычки. По идее тот же варган является подобным инструментом, только там роль резонатора играет ротовая полость.
Ну, давайте глянем ближе. В моей калимбе 17 язычков. Их можно подстраивать, для чего служит молоточек. Постукивая им по язычку, меняем длину и звук того.
Под язычками установлены два брусочка. Ближний к играющему выполняет роль порожка, к дальнему можно еще и прицепить какую-нибудь веревочку для переноски или еще какую-то красоту. В моем случае это кисточка на цепочке. Выглядит дешёво, ну так и инструмент-то африканский.
Вместо округлого выреза тут фигурный, красивый. Сквозь него видна надпись Ammoon на внутренней стороне задней части.
Все углы аккуратно сняты и зашлифованы. Лакировки нет, текстура отлично ощущается, но как минимум покраска была, у всех деревях слишком однородный цвет.
Еще одна надпись Ammoon есть на верхнем торце.
С задней же стороны есть пара отверстий, с их помощью можно играть вибратто.
Собственно, вот и все насчет внешнего вида и устройства. Первое мне понравилось, второе очевидно и просто.
ИГРА НА КАЛИМБЕ И ЗВУК.
Даже если вы первый раз узнали о калимбе из этого обзора, то звук ее вы наверняка знаете — он часто появляется во всяких роликах про Африку\Ямайку и какие-то там креольские местечки. Лично для меня сама первейшая и стойкая ассоциация — Футурама. Серия где празднуют «робоноку», кванзу и что-то еще. Да кажется и в редкие моменты когда Гермес Конрад танцует лимбо тоже звучит как раз Калимба.
Стоит ли описывать как-то звук калимбы (да и можно ли сделать это так просто? опишите, к пример звук обычной гитары-дредноута со старыми струнами, или звук банджо), когда можно моментально сделать вывод, включив ролик?
Могу только сказать что звук этот реально необычный, с приятнейшими обертонами и, самое главное — он исключительно приятный. Ближайший его аналог — это звук музыкальной штакулки. Мне еще почему-то напомнило челесту (для тех, кто не знает про такую — «танец феи драже»)
Так вот, звук субъективно приятный не в той манере как шотландец скажет » а вы не слышали волынку? исключительно приятный звук!», а на самом деле приятный. Я которые сутки уже не могу отлипнуть. Да и дети тоже мимо не проходят.
Что касается строя, то он своеобразный. Я, как человек, привыкший играть на гитаре, нахожу его крайне необычным.
Соседние ноты гаммы находятся на противоположных сторонах калимбы
Для наглядности сравним стандартное расположение нот на фортепиано с расположением нот на калимбе. На фортепиано низкие ноты располагаются слева, высокие справа. Калимба отличается тем, что низкие ноты находятся в центре, а высокие располагаются по сторонам слева и справа. Основная последовательность расположения нот на калимбе — самое низкое звучание у среднего язычка, чуть выше звучание у язычка слева, еще выше звучание у язычка с правой стороны и т.д. поочередно.
Есть разные строи калимбы, приведу стандартный.
Я, к стыду своему, так и не смог освоить нот и теорию музыки, не хватило усидчивости.
Да, на калимбе можно играть и аккордами.
Аккорды можно играть по-разному.
1. Стандартный вариант. Например, можно сыграть сначала дополнительную ноту, а потом остальной аккорд (на калимбе, если нужно сыграть ноты аккорда одновременно, обычно их играют скольжением от самых длинных язычков к коротким).
2. Аккорд внутри октавы. Можно сыграть одновременно самую низкую и высокую ноту аккорда, а потом сыграть остальные две ноты аккорда.
3. Арпеджио – это игра нот не одновременно, а поочередно.
Кстати, вибрато дается своеобразно, похлопыванием по-над резонаторным отверстием (а-ля индейский клич с хлопками по рту)
В сети есть изрядное количество, хм, табулатур для игры.
что касается настройки — просто постукиваете молоточком чтобы сделать звук ниже или выше. тут в помощь обычный тюнер. В моем случае настройка была в С, где-то +20 центов. минут за 20-25 настроил. с погрешностью в цент.
Вообще, есть отдельная группа, посвящённая калимбе. Тут очень много разного полезного материала, выше я скопировал базовую информацию.
Вот пара интересных видео. В пачебелевском каноне, к слову, отлично показан принцип вибрато на калимбе. кстати, нашел даже табы
ну и моя импровизация на тему Enter Sandman. Было бы чуть дольше, но сын сбил. Следующие попытки были хуже, да я и эту не переоцениваю, это потолок моих умений )
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Мне калимба понравилась. К моменту написания обзора она находится у меня уже порядка 3-4дней, и я постоянно ее терзаю. Выучить что конкретное мешает лень и отсутствие усидчивости, но просто таскать ее и бренчать уже в радость.
К качеству изготовления и звуку у меня претензий ноль, это не пластиковое укулеле за 5 баксов (хотя и того есть свои покупатели).
Кому может быть интересна эта штуковина? Не думаю что она будет интересна вообще не музицирующим людям.
А вот если какой-то интерес и\или опыт в звукоизвлечении есть, то, если не вести речь о личном пользовании, калимба может быть необычным и интересным подарком для какого-то знакомого музыканта ( от домашнего терзателя струн до способного рассуждать про обращение интервалов). Цена при таком раскладе совершенно подъемная, на уровне нормальной губной гармошки. Самое главное — штука реально необычная и надолго залипнуть с ней можно элементарно, благо она еще и габаритная, можно таскать с собой по дому.
если среди читателей найдутся обладатели калимбы, прошу черкнуть свои впечатления в комментах.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Как играть на калимбе аккорды
Табулатуры для требла в строе До Мажор (и производных от «до») вынесены в отдельную тему:
https://vk.com/topic-50568834_39524165
В этой теме все остальное.
На иностранных сайтах табулатуры для калимбы расположены так, что они читаются снизу вверх. Я подбирала мелодии к песням и, для того чтобы можно было согласовать табулатуру с текстом расположила ноты так, что они читаются сверху вниз.
Эти табулатуры написаны по видео, поэтому цифры слева означают время на видео, когда играется та или иная часть мелодии.
Эта мелодия ирландской баллады Cruel Sister. Здесь представлены несколько вариантов исполнения этой мелодии. Я ее подбирала под голос Meldis, так что, во время игры можно даже себе подпевать. Табулатуры написаны для стандартного строя Требл-калимбы.
Cruel sister.
There lived a lady by the North Sea shore
(Lay the bent to the bonnie broom)
Two daughters were the babes she bore
(Fa la la la la la la la la la)
As one grew bright as is the sun,
So coal black grew the elder one.
A knight came riding to the lady’s door,
He’d travelled far to be their wooer.
He courted one with gloves and rings,
But he loved the other above all things.
Oh sister will you go with me
To watch the ships sail on the sea?
She took her sister by the hand
And led her down to the North Sea strand.
And as they stood on the windy shore
The dark girl threw her sister o’er.
Sometimes she sank, sometimes she swam,
Crying, «Sister, reach to me your hand!»
«Oh Sister, Sister, let me live,
And all that’s mine I’ll surely give.»
«(It’s) your own true love that I’ll have and more,
But thou shalt never come ashore.»
And there she floated like a swan,
The salt sea bore her body on.
Как играть на калимбе аккорды
Настройка калимбы. Пост № 22
Нагляднее всего пентатоника видна в пентатоник-калимбе с 11 язычками. Возьмем строй G-МАЖОР. Почему настраивается именно так?
Для начала смотрим гамму СОЛЬ-МАЖОР (См. пост №15).
G, A, B, C, D, E, F#. Мы видим, что эта гамма мажорная и в ней присутствуют все 7 ступеней, а нам нужно 5. Мы можем отсчитать от ноты G интервалы (представляем клавиатуру) G-тон-A-тон-B-3 полутона-D-тон-E. Получается G,A,B,D,E.
Или смотрим гамму G, A, B, C, D, E, F# и убираем из нее IV и VII ступени (ноты). И получаем G,A,B,D,E.
Для того, что бы настроить калимбу мы просто от язычка к язычку повторяем эту последовательность нот по-кругу. Таким образом можно построить пентатонику от ЛЮБОЙ ноты! и получить совсем разный вид строя. Таким же образом можно эксперементировать с этническими и неэтническими ладами. Берем ноты лада, если их семь убираем определенные ступени (или считаем интервалы), если их пять, то настраиваем язычки по-кругу повторяя ноты.
Мажорные и минорные трезвучия. Пост №24
Для того чтобы понять, как образуются аккорды снова представим клавиатуру фортепиано.
Разберем аккорды, которые присутствуют на вкладыше. Представим расположение аккордов G,C (мажорные трезвучия) на фортепиано. Если посчитать полутона между ними можно увидеть определенную закономерность.
Аккорды в названии которых встречается буква «m», например Em, Bm, Am это минорные трезвучия. Их особенность состоит в том, что расстояние между нотами отличается от мажорного. В мажоре 4 полутона+3 полутона. В миноре наоборот 3 полутона+4 полутона.
Аккорды dim и sus. Пост №25
Sus – это аккорды с задержаниями. такие аккорды создают ощущение неразрешенности, напряженности мелодии. Для того чтобы образовать такой аккорд надо вторую ноту мажорного аккорда повысить на пол тона (чтобы сделать из мажорного аккорда минорный мы понижали вторую ноту на пол тона, теперь наоборот).
Игра аккордами. Пост №26
Аккорды можно играть по-разному.
1. Стандартный вариант. Например, можно сыграть сначала дополнительную ноту, а потом остальной аккорд (на калимбе, если нужно сыграть ноты аккорда одновременно, обычно их играют скольжением от самых длинных язычков к коротким).
2. Аккорд внутри октавы. Можно сыграть одновременно самую низкую и высокую ноту аккорда, а потом сыграть остальные две ноты аккорда.
3. Арпеджио – это игра нот не одновременно, а поочередно.
В примере представлены варианты игры аккорда С. Игра аккордами не ограничивается представленными на картинке, можете придумать собственные варианты.
Упражнение. Пост №27
Вот такие упражнения по арпеджио предлагаются на сайте калимбамэджик.
В некоторых аккордах добавляются ноты, которые не присутствуют в изначальных аккордах.
1. Для Альто и Требл калимб. В арпеджио аккорда G, показанное на рис.1, были добавлены ноты, которых не было в этом аккорде, дважды. Второй аккорд С. Одна нота не из аккорда была добавлена в арпеджио. Ноты в аккорде играются по одной за раз. Можно сначала подниматься, затем опускаться по аккорду. И смотрите, возможно ли добавить одну или две ноты не из аккорда, чтобы сделать мелодию более интересной.
2. Для пентатоник-калимбы, настроенной в тональности СОЛЬ-МАЖОР предлагается арпеджио по аккордам 1. G (Соль-мажор) 2. Em (Ми-минор) 3. A (Ля-мажор) 4. D (Ре-мажор).
3. Для пентатоник-калимбы, настроенной в тональности СОЛЬ-МИНОР.
Обращение аккордов. Пост №28
Для того, чтобы украсить аккорд или сделать его более звучным мы добавляли к нему дополнительные ноты. Но существует еще один способ сделать звучание аккорда более интересным или просто более высоким. До этого мы разбирали только аккорды с основным положением нот. Любой аккорд можно сыграть несколькими вариантами. Например, аккорд ДО-МАЖОР (С), ноты в нем располагаются последовательно ДО, МИ, СОЛЬ. Но для того, чтобы сыграть обращение аккорда можно вместо ДО, МИ, СОЛЬ сыграть МИ, СОЛЬ, ДО или СОЛЬ, ДО, МИ. Чтобы на калимбе сыграть ДО-МАЖОР (С) не обязательно играть именно ту последовательность нот, которая указана во вкладыше. Рассмотрим варианты обращений на примере трезвучий ДО-МАЖОР и СОЛЬ-МАЖОР.
Игра по нотам. Пост №29
Для того, чтобы не ограничивать свой репертуар уже подобранными мелодиями для калимбы, стоит научиться играть по нотам. Это не так сложно как кажется.
Стандартная последовательность нот ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
На рисунке изображены те ноты, которые можно будет сыграть на калимбе стандартного строя. Для того, чтобы разбирать мелодии, написанные нотами не обязательно учить наизусть все ноты и их расположение, если часто играть по нотам, то они выучатся сами собой. Но для начала лучше постараться запомнить основные названия нот (и их расположение), которые бросаются в глаза, и от них уже можно будет по-порядку отсчитать и вычислить нужную ноту.
На рисунках ниже показаны расположения нот на нотном стане и их названия.
Расположение нот на калимбе. Пост №30
Схемы, приведенные ниже помогут вам вычислить нужную ноту в мелодии.
Мелодия, записанная нотами. Пост №31
Для начала потренируемся на простой мелодии Fais Do-Do. Для того, чтобы сыграть эту мелодию нам не обязательно учить длительности нот (об этом пойдет речь дальше). Можно послушать аудио (партия флейты) и сыграть мелодию с услышанным мотивом, как бы ориентируясь на внутреннее чутье. Можно даже пропеть мелодию.
Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки, или паузы, в мелодии указывают на окончание музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии – точная или с некоторыми изменениями – создает ощущение начала новой музыкальной фразы. Можно сравнить с предложениями на которые разделяется текст.
Теперь с помощью схем (См. Пост №30) вычисляем, где находятся нужные нам ноты и играем их. Когда ноты идут подряд друг за другом (например в такте №9 или №14-15) не обязательно высчитывать каждую ноту, проще играть их просто друг за другом (См. Пост №12). Если потренироваться, то довольно быстро можно будет сыграть мелодию целиком.
Пост №35 Потихоньку подходим к теме «Транспонирование».
Умение транспонировать очень важно для расширения репертуара на калимбе. Транспонирование часто применяют в случае невозможности или трудоемкости исполнения оригинальной мелодии. Ведь проще изменить мелодию, написанную в нотах, чем постоянно изменять строй калимбы.
*Тональность, которая чаще всего используется при игре на калимбе СОЛЬ-МАЖОР. Если посмотреть на таблицу, то можно увидеть, что в этой тональности один ДИЕЗ при ключе.
**Тоника соответствует названию тональности. Например мелодия у нас написана в тональности СОЛЬ МАЖОР, значит тоника у нас будет СОЛЬ. Или мелодия написана в ДО ДИЕЗ МИНОР, значит тоника ДО ДИЕЗ.
Пост №36. Практика. Определим тональность этих мелодий.
Голубой вагон.
1. Знаков при ключе нет, значит эта мелодия написана либо в ля миноре, либо в до мажоре.
2. Смотрим на последнюю ноту. Это ЛЯ. т.к. одна из тональностей так и называется ЛЯ МИНОР, значит мы без труда определяем, что мелодия написана в ЛЯ МИНОРЕ.
Пост №37. Транспонирование.
Транспонирование, транспозиция — перекладывание пьесы из одной тональности в другую.
Есть несколько способов транспонирования.
1. Самый простой, это набрать мелодию в программе, например Guitar Pro (я пользуюсь MuseScore) и просто выбрать там функцию транспонирования. Жмем в программе Guitar Pro меню «Инструменты», далее на «Транспонировать». В появившемся окне из выпадающего списка выбираем количество тонов для переноса и пользуемся.
4. Обычно в руководствах по музыкальной грамоте встречается еще один способ, но он мне показался довольно сложным и я его не использую. Здесь придется использовать знания о ступенях звукоряда (См. пост № 16). Сначала берем нашу мелодию, в данном случае, записанную в тональности ФА мажор, подписываем каждую ноту, какой ступенью гаммы эта нота является. Потом для наглядности, можно записать гамму СОЛЬ мажор и подписать ступени этой гаммы. Далее смотрим с какой ступени гаммы начинается оригинальная мелодия и записываем ноту соответствующую этой ступени в нужной нам тональности. То есть, получается что при переносе из одной тональности в другую порядковый номер ступеней гаммы не меняется, что в первой мелодии, что во второй подписанные цифры останутся одинаковыми, поменяется лишь высота ноты. Например, наша мелодия начинается с V ступени гаммы (с ДО), V ступень гаммы СОЛЬ мажор, это РЕ, значит записываем ноту РЕ, дальше III ступень гаммы, это СИ и т.д.