Как играть на японской флейте
Как играть на японской флейте
1. Подготовка
2 часть
То же, что и первая, только руки, согнутые в локтях, на вдохе разводятся в стороны, а на выдохе резко соединяются, выталкивая воздух вперед
2. Звукоизвлечение
Упражнение на артикуляцию — улыбка флейтиста (лучше делать перед зеркалом)
1. Сомкните губы. Губы при этом расслаблены
2. Улыбнитесь
3. Немного опустите нижнюю губу — между губами появится продолговатая щель.
4. Вдохните через нос и выдохните, слегка напрягая губы и стараясь направлять воздушный поток в одну точку. (Для лучшего контроля можно дуть на ладонь)
Постановка рук
Пальцы левой руки закрывают верхние 3 отверстие (большой палец закрывает отверстие с обратной стороны флейты — если оно есть). Пальцы правой руки — 3 нижние отверстия. Закрывать отверстия нужно не кончиками пальцев, а фалангами (первой или второй) — в дальнейшем это поможет в освоении игры на полутонах.
Потренируйтесь закрывать все отверстия сверху вниз и снизу вверх — без сигнала. Просто — чтобы пальцы привыкли к этому ощущению. Стоит обратить внимание на напряжение в пальцах — как только оно появляется, снимайте его, энергично встряхивая руки.
Вначале тренируйте сигнал и пальцы отдельно — чтобы не рассеивать внимание.
Постановка рук при игре на китайской Сяо
Постановка рук при игре на индийской Бансури
При игре на бансури важную роль выполняют большие пальцы — они, как опоры моста, держат флейту (остальные пальцы только слегка ее придерживают). Важно найти удобное и устойчивое положение, это даст остальным пальцам больше свободы и расслабленности в игре.
Постановка рук при игре на японской Сякухати.
Постановка примерно как на китайской сяо, только более основательная, янская. Что неудивительно, если вспомнить, что первыми игроками были самураи, вложившие мечи в ножны и взявшие в руки флейту.
Объединяющее упражнение: сигнал + основные ноты
Как только вы освоили сигнал (по крайней мере — флейта издает звук при всех открытых отверстиях) и пальцы уверенно закрывают отверстия (желательно — без подглядывания), попробуйте объединить сигнал и основные ноты. Принцип упражнения — издавая звук закрывать отверстия сверху-вниз (начиная с ближнего к вдуву), без пропусков (как показано на аппликатуре ниже).
3. Основные ошибки
Напряжение в теле и как это влияет на звучание
Как играть на японской флейте
Соответствие нот и цифровой нотации для сяо в ключе G (СОЛЬ):
Дыхание при игре осуществляется так:
— новый диафрагмальный вдох через нос с немедленным переходом в выдох и первую ноту следующей фразы.
Выдох должен быть очень медленным и «скупым» и осуществляться через тонкую щель между чуть растянутыми в полуулыбке губами.
Отверстия закрывают не подушечками пальцев, а фалангами. Пальцы слегка согнуты и не напряжены, лежат на отверстиях свободно, без избыточного применения силы.
Взяв сяо в руки, новичок, как правило, может создать только шум. Это вполне нормально даже для тех, кто имеет опыт игры на других инструментах, включая поперечные флейты. Пожалуй, только «сякухатисты» справятся сходу. Тем, кто начинает обучение игре на сяо, я очень рекомендую почитать первые уроки сякухати на сайте Сякухати. Зеркало сознания: принцип звукоизвлечения у сяо и сякухати весьма схож.
Для того, чтобы найти правильное положение, есть небольшой «хак»: прислоните свистковую часть к губам так, чтобы её край совпадал с границей между губами. Затем наклоните флейту примерно на 45 градусов и попробуйте подуть. Нижняя губа при этом должна частично закрыть вдувное отверстие.
Используя диафрагмальное дыхание, вдохните и выдувайте воздух тонкой струйкой чуть книзу через небольшую щель между губами. Поэкспериментируйте с углом наклона и направлением воздушной струи, но помните, что поток воздуха должен всегда оставаться чётким и хорошо оформленным. Не нужно дуть слишком сильно.
Занимайтесь ежедневно, старайтесь не делать больших перерывов. Ежедневные занятия по 20 минут намного эффективнее, чем двухчасовые раз в неделю.
Совет: пробуйте играть и заниматься на разных сяо. Если на покупку флейты есть деньги «с запасом», а покупка осуществляется онлайн, лучше приобрести не одну дорогую профессиональную супер-флейту, а купить пару флейт в среднем ценовом сегменте от разных изготовителей. Это особенно важно, если занимаетесь самостоятельно и рядом нет преподавателя, который и поможет выбрать флейту, и укажет на ошибки. Сяо разных мастеров могут сильно отличаться по лёгкости звукоизвлечения, и особенно явной разница будет на 2й октаве. В любом случае, играя на разных сяо, проще понять и выработать правильный амбушюр.
Ещё совет: для правильной постановки дыхания и амбушюра приобретите дицзы и практикуйтесь на ней. Когда получится выдувать на дицзы правильный, «зудящий» за счёт вибрации мембраны звук, примените то же самое на сяо.
Все упражнения рассчитаны на сяо в ключе Соль (G).
Обучение игре на Японской Флейте 尺八
Юрий Беккер | Уроки японской флейты
Oнлайн уроки по скайпу
С начала 2012 года Юрий Беккер самостоятельно изучал игру на флейте и учился делать флейты. В 2015 году начал углубленно изучать классические простые мелодии по японским нотам. Когда понял, что без учителя дальше продвигаться не получится, связался с мастером Kaoru Kakizakai, который является учеником легендарного Yokoyama Katsuya и ведёт преподавательскую и концертную деятельность уже более 30 лет на международном уровне. С весны 2016 Юрий обучается у Каору Какизакаи индивидуально по скайпу (Учитель живёт в Токио).
За годы занятий Юрий изучил многие тонкости как в игре на флейтах, так и в создании флейт.
Обучение игре на Японской Флейте 尺八 запись закреплена
Обучение игре на Японской Флейте 尺八 запись закреплена
Новогодние подарки (короткие видеообзоры к флейтам)
есть ещё одна старая 1,7 из Японии с клеймом мастера. Две мои флейты (1.7 и 1.9). И одна 2.0 для медитацай. Разборная с клеймом японского мастера. Зеркально гладкий канал. По 20тр каждая. Предлагаю рассрочку ученикам.
Как научиться играть на бамбуковой флейте?
1. Сомкните губы. Губы при этом расслаблены
2. Улыбнитесь
3. Немного опустите нижнюю губу — между губами появится продолговатая щель.
4. Вдохните через нос и выдохните, слегка напрягая губы и стараясь направлять воздушный поток в одну точку.
(Для лучшего контроля можно дуть на ладонь)
Пальцы левой руки закрывают верхние 3 отверстие (большой палец закрывает отверстие с обратной стороны флейты — если оно есть).
Пальцы правой руки — 3 нижние отверстия. Закрывать отверстия нужно не кончиками пальцев, а фалангами (первой или второй) — в дальнейшем это поможет в освоении игры на полутонах.
Потренируйтесь закрывать все отверстия сверху вниз и снизу вверх — без сигнала. Просто — чтобы пальцы привыкли к этому ощущению.
Стоит обратить внимание на напряжение в пальцах — как только оно появляется, снимайте его, энергично встряхивая руки.
Вначале тренируйте сигнал и пальцы отдельно — чтобы не рассеивать внимание!
Все, наверное, хоть раз дули в бутылку, в какой-то момент бутылка начинала вибрировать — появлялся звук. Звукоизвлечение на бансури — очень похоже: губы образуют щель, через которую равномерно поступает воздух. Воздух поступает на вдув, закручивается внутри флейты — возникает вибрация. То есть — звук. Если дунуть сильнее (передув) — флейта переходит на вторую октаву (т.е. звук становится выше и звонче)
Есть обучающий фильм, который очень рекомедую скачать: Learn to play flute (Indian Bansuri).
При игре на бансури важную роль выполняют большие пальцы — они, как опоры моста, держат флейту (остальные пальцы только слегка ее придерживают). Важно найти удобное и устойчивое положение, это даст остальным пальцам больше свободы и расслабленности в игре.
Постановка примерно как на китайской сяо, только более основательная, янская. Что неудивительно, если вспомнить, что первыми игроками были самураи, вложившие мечи в ножны и взявшие в руки флейту.
Первое отверстие от сигнала (свисток) находится на обратной стороне флейты и зажимается большим пальцем левой руки. Указательный и безымянный пальцы левой руки закрывают верхние 2 отверстия от свистка, а пальцы правой руки —указательный и безымянный закрывают 2 нижних отверстия.
Объединяющее упражнение: сигнал + основные ноты.
Как только вы освоили сигнал (по крайней мере — флейта издает звук при всех открытых отверстиях) и пальцы уверенно закрывают отверстия (желательно — без подглядывания), попробуйте объединить сигнал и основные ноты. Принцип упражнения — издавая звук закрывать отверстия сверху-вниз (начиная с ближнего к вдуву), без пропусков (как показано на аппликатуре ниже).
Упражнение 1
Заключается оно в том, чтобы играть Са-Ре-Га-Ма-Па-Дха-Ни-Са. Т.е. все ноты по порядку.
Что дает это упражнение?
Во-первых — пальцы привыкают к расположению отверстий (что важно — поскольку отверстия находятся вне поля зрения).
Во-вторых — отрабатывается переход на вторую октаву (она начинается с Ма). Переход на вторую октаву получается в результате передува (на сколько сильнее дуть — зависит от флейты и определяется опытным путем)
Упражнение 2
(Усложненный вариант упражнения 1)
Играется так: каждая нота берется три раза Са-Ре-Са, Ре-Га-Ре и т.п.. Важно: начинайте играть медленно, постепенно увеличивая темп. Такой подход даст качественный скачок технике игры.
И в обратном порядке. Это не сложно — главное, понять принцип.
lПереход в верзний регистр при игре на любой флейте — момент важный и деликатный.
Если переход — плавный, то мелодическая линия сохраняет целостность и единство. Он может достигаться как положением пальцев (когда ближнее к свистку отверстие приоткрывается полностью, нополовину, и иногда и на четверть — работа для большого пальца:-), так и передувом. Возможна и их комбинация (чаще всего — именно так).
Будьте творческими в этом процессе. Пробуйте различные варианты. Аппликатура — лишь руководство к дейтсвию, подсказка.
Флейта Сяо
Флейта Сяо обучение игре на музыкальном инструменте.
Это один из самых древних духовых инструментов мира, сохранившихся до наших дней в неизменном виде.
Флейта Сяо красивая. Даже очень. Ноты первой и второй октав берутся легко, резонатор работает отлично приятно лаская слух.
Из практического опыта пользователя ZloiSmile tenevoi: «Вторая октава взялась легче, чем на серебряной флейте Cristal КАРЛ! Что еще можно сказать? На ней очень легко играть. Тему из «Титаника» на слух сходу сыграл. Раскладка достаточно странная, всего 8 дырок для игры, слегка не привычно. Хороший качественный инструмент. Но только совсем не для начинающих, звук трудно извлечь, если не знаешь как».
Сяо это продольная свистковая флейта изготовленная из бамбука. Во время игры держат ее вертикально. Игровые отверстия располагаются, как и других подобных инструментов, вдоль всей длины. Они обладают удивительно чистым звуком, прекрасно подходящим для исполнения ласкающих слух мелодий. Обычно используются для сольного исполнения. Хорошо звучат и в ансамбле или для аккомпанирования в традиционной китайской опере.
Википедия так описывает эту флейту: «традиционный китайский деревянный духовой музыкальный инструмент, открытая продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом. Используется как сольный и ансамблевый инструмент.»
Теперь сяо изготавливаются разной длины. Они бывают с разным диаметром и количеством отверстий. Есть флейты и с шестью, и семью и даже восемью отверстиями. Традиционно этот инструмент изготавливается из бамбука длиной 75-80 см с 6-ю игровыми отверстиями. Пять отверстия расположены сверху и одно располагают снизу трубки. Больше трети этой флейты составляет традиционный «хвост», к которому китайцы привязывают различные цветные шнурки и помпоны и который не имеет никакого функционального значения.
Многие люди, однажды, услышав как звучит сяо, моментально влюбляются в её звучание и как они говорят «следуя скорее наитию, чем каким-либо рациональным размышлениям», начинают учиться играть на ней.
Теперь в обучающую программу Свирелька включена и аппликатура этого китайского инструмента. Так что берите программу и начинайте учиться играть на китайской бамбуковой флейте Сяо:
флейта сяо
Инструмент флояра народная флейта Карпат
Флейта Сяо : 2 комментария
Я уже давно пытаюсь заниматься на духовых инструментах. Блокфлейта, кларнет, саксофон альт и сопрано. Это всего лишь попытки что-то воспроизвести. Услышал звуки сякухати, и она меня заинтриговала своей естественностью, чистотой. Но на сякухати у меня нет возможности потратиться, т.к. я пенсионер. Зато изыскал возможность приобрести бамбуковую сяо. Камертоном еще не проверил, но звук приятный. Вот такое знакомство с сяо. Думаю что продолжится.
Приходите к нам, если вы в Москве. Научим не только разбору нотного текста, но так же игре на разных музыкальных инструментах, поставим дыхание для игры на духовых музыкальных инструментах, а так же певческое дыхание. Возможны удалённые занятия.
Добавить комментарий Отменить ответ
Китайская бамбуковая флейта сяо (xiao)
Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Оставьте комментарий внизу страницы