Как играть обертоны на фортепиано
Урок игры на фортепиано № 2
Звук. Обертоны. Аккорд-Трезвучие. Арпеджио.
На примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».
На втором уроке мы познакомимся с аккордами и с тем, как их использовать для аккомпанемента уже известной с первого урока нашего курса фрагмента песни Раймонда Паулса «Миллион алых роз». Кроме того, мы научимся играть арпеджио и применять их в качестве арпеджированного аккомпанемента для мелодии «Миллион алых роз».
I. Основной раздел
II. Сопутствующие уроку сведения
1. Струна колеблется не только всей своей длиной (при этом звучит основной тон), но и своими частями (половинками, третями, четвертями и т.д.), добавляя к основному тону призвуки – обертоны.
Рис. № 1. Основной тон и обертоны.
2. Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям. Естественным образом оно сложилось на 3, 4 и 5 обертонах.
Рис. №2. Обертоны. Интервалы. Трезвучие.
3. Аккомпанемент БАС + АККОРД.
Этот вид аккомпанемента можно использовать для сопровождения мелодии «Миллион алых роз», добавив к уже известным нам с прошлого урока басовым нотам соответствующие им аккорды-трезвучия (см. рис. №4).
Рис. № 4. Слова песни с басами и аккордами.
Примечание: Аккорд МИ играть с черной клавишей в центре трезвучия.
Рис. № 5. Арпеджио из 6-ти звуков для 2-х рук.
Играть, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш.
5. Аккомпанемент АРПЕДЖИО по первым 5-ти обертонам (для 2-х рук).
Играть в качестве еще одного вида аккомпанемента для песни «Миллион алых роз» снизу вверх и обратно, меняя арпеджио согласно гармонии (Рис. № 4).
7. Арпеджио по первым 4-м обертонам.
Аппликатура для левой руки.
III. Домашнее задание
3. Добавить к п.2 пение (если аккомпанемент двумя руками) и игру правой рукой мелодии (если аккомпанемент одной левой рукой).
4. Играть арпеджио из 5-ти звуков (рис № 6) двумя руками в прямом и обратном движении от любой белой клавиши. Использовать как аккомпанемент к пению. При смене гармонии ориентироваться на рис. № 4.
5. Совместить навыки п.п. 2, 3 и 4 для создания сложного вида аккомпанемента: БАС + АККОРД + АРПЕДЖИО из 5-ти звуков. Использовать как при пении, так и при игре правой рукой мелодии (см. видео, 14 мин).
6. Играть 6-ти звучные арпеджио, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш (рис. № 5). Сочинить на этой основе собственную небольшую пьесу.
7. Научить левую руку играть арпеджио по первым 4-м обертонам от ВСЕХ белых клавиш (рис. № 7). При игре от МИ последняя клавиша будет ЧЕРНОЙ. Довести этот прием до шаблона.
Как играть обертоны на фортепиано
На втором уроке мы с вами познакомимся с аккордами и с тем, как их применять для аккомпанемента. Кроме того, мы начнем использовать арпеджио в качестве аккомпанемента для уже разученной песни Миллион алых роз.
вторая часть урока
В первой части нашего урока мы поняли, что струна колеблется не только всей своей длиной и при этом звучит основной тон, но и своими частями (половинками, третями, четвертями и т.д.), добавляя к основному тону призвуки – обертоны.
Рисунок 1. Обертоны. Интервалы. Трезвучие
Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям. Естественным образом оно сложилось на 3, 4 и 5 обертонах.
Рисунок 2. Аккомпанемент БАС + АККОРД
Этот вид аккомпанемента можно использовать для сопровождения мелодии Миллион алых роз, добавив к уже известным нам с прошлого урока басовым нотам соответствующие им аккорды-трезвучия (смотри следующий рисунок).
Рисунок 3. Слова песни с басами и аккордами
ВАЖНО: Аккорд МИ играть с черной клавишей в центре трезвучия.
Рисунок 4. Арпеджио из шести звуков для двух рук
Рисунок 5. Аккомпанемент АРПЕДЖИО по пяти звукам (для 2-х рук)
Играть в качестве еще одного вида аккомпанемента для песни Миллион алых роз снизу вверх и обратно, меняя арпеджио согласно гармонии (смотри рисунок 3).
Рисунок 6. Арпеджио по первым 4-м обертонам
Аппликатура для левой руки.
3. Добавить к пункту 2 пение (если аккомпанемент двумя руками) и игру правой рукой мелодии (если аккомпанемент одной левой рукой).
4. Играть арпеджио из 5-ти звуков (рис. 5) двумя руками в прямом и обратном движении от любой белой клавиши. Использовать как аккомпанемент к пению. При смене гармонии ориентироваться на рис. 3.
5. Совместить навыки пунктов 2, 3 и 4 для создания сложного вида аккомпанемента: БАС + АККОРД + АРПЕДЖИО из пяти звуков. Использовать как при пении, так и при игре правой рукой мелодии (см. видео, 14 минута).
6. Играть шестизвучные арпеджио, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш (рис. 4). Сочинить на этой основе собственную небольшую пьесу.
7. Научить левую руку играть арпеджио по первым 4-м обертонам от ВСЕХ белых клавиш (рис. 6). При игре от МИ последняя клавиша будет ЧЕРНОЙ. Довести этот прием до автоматизма.
Vera Frolova / 20.04.2021 09:54
Попала сегодня на ваш канал.Прослушала первые уроки, очень хочется заниматься.Дело за инструментом. Могли бы дать совет по выбору инструмента для начинающих.Начинала когда то играть,но это было очень давно и очень короткий период, спасибо
linbox / 08.01.2021 12:09
Полина / 08.05.2020 15:29
Большое вам спасибо!
Инара Байрам / 22.10.2019 13:17
Низкий вам поклон! Какой полезный материал и как доходчиво!
Сергей / 22.07.2019 20:40
Ohad / 18.06.2019 22:29
Сергей Ежов / 27.01.2018 17:25
Спасибо. Отличный урок фортепиано. Уже научился, что очень и очень радует. Теперь от пианино не отхожу.
danalex
Алексей Данилов
Какое-то время назад я публиковал статью про различные инструменты, имитирующие звучание акустического фортепиано, то есть про цифровые пианино.
Основная задача той статьи состояла в том, чтобы ограничить сферу применения цифровых пианино. Предостеречь от необдуманных поступков тех, кто, покупая такие инструменты, надеется полностью заменить ими звук настоящего фортепиано. В первую очередь – родителей, которые отдают своих детей на обучение музыке, и в целях экономии места, сил и времени покупают им электронные пианино.
К сожалению, с тех пор количество вопросов мой адрес в духе «какое цифровое пианино купить для обучения ребенку?» не уменьшилось. Также очень часто подобные вопросы задают люди, которые уже во взрослом возрасте решили восполнить пробелы и заняться музыкальным образованием.
Поэтому я решил немного переработать первую статью, дополнить ее некоторой аргументацией, и разместить в этом блоге. По крайней мере, есть надежда, что хотя бы кто-то таким образом обезопасит себя от неправильных решений.
Итак, что такое цифровое пианино, зачем и кому оно нужно? Какова сфера применения инструментов этого типа? Почему практически каждый производитель электронных музыкальных инструментов считает необходимым выпускать электронные фортепиано?
Сфера применения цифровых пианино
Цифровые пианино – это инструменты, созданные не для обучения, а для эпизодического выполнения роли фортепиано там, где нет возможности использовать живой инструмент.
Главным критерием при этом является так называемая экологичность решения воспользоваться цифровой имитацией. То, что мы привыкли понимать под термином «экологичность» – не единственное его значение. В психологии это слово означает безвредность, отсутствие негативных последствий, побочных действий.
Как Вы понимаете, если рок-группа во время концерта использует цифровой рояль вместо настоящего – ничего страшного не произойдет. Ведь заставить хорошо звучать акустическое фортепиано в условиях рок-концерта практически невозможно, да и отличия вряд ли кто-то заметит на слух. То же самое касается многих других жанров – фьюжн, поп и так далее – где использование электронных инструментов часто не только не возбраняется, но и даже стилистически оправдано некоторыми дополнительными выразительными возможностями (например, наложение тембров при игре с одной клавиатуры сразу несколькими инструментами).
Гораздо менее экологично будет выглядеть попытка исполнения классической музыки на цифровом фортепиано. Эстетика акустического звука, почитаемая гурманами классической музыки, будет нарушена, исполнительские выразительные средства окажутся сильно ограниченными. И вряд ли даже самая экспрессивная игра сможет проникнуть в сердце искушенного слушателя. В особенности, конечно, это касается сольного исполнения на фортепиано. Поэтому, к радости поборников высокого искусства, цифровые технологии не так сильно внедрились пока еще в эту сферу, и классическая музыка еще сохраняет первозданную чистоту.
Но даже исполнение классики на цифровом пианино – это цветочки в сравнении с абсолютно неэкологичным и, в некотором смысле, преступным желанием многих родителей купить своим детям для занятий по фортепиано электронный инструмент. И самое смешное (хотя и печальное) – то, как эти родители часто объясняют (оправдывают) эту «необходимость».
Распространенные аргументы за цифровое пианино
Все эти аргументы лично у меня вызывают смешанные чувства. Во-первых, мне жаль этих детей, ведь их родителям абсолютно наплевать на них. Родителей гораздо больше волнует мнение соседей, расходы на транспортировку при переезде, необходимость беспокоиться о поддержании инструмента в рабочем состоянии. А вот на то, что ребенку калечат слух, приучают к неправильному звукоизвлечению, лишают его возможности воспитать в себе чувство глубины звука – это взрослых не беспокоит.
Давайте ближе рассмотрим вышеприведенные аргументы.
Маленькая квартира. Ну – что ж делать, если половина (если не больше) населения мегаполисов живут в не самых комфортных условиях? Если уж решились завести ребенка, отдали его учиться музыке, и даже готовы пожертвовать для этих целей угол под инструмент – почему бы не расширить пространство, отведенное на эти цели, на лишнюю половинку квадратного метра? Ведь акустическое пианино занимает не намного больше места! В любом случае, выбранное вами цифровое пианино будет стоять стационарно. Есть ряд хороших моделей малогабаритных акустических пианино, стоит пройтись по объявлениям и поспрашивать у продающих. Посвятите немного времени будущему Вашего ребенка, выделите ему еще немного пространства! Неужели он этого не заслуживает? В конце концов, выкиньте телевизор, комод или что-нибудь еще, ведь ребенок важнее!
Постоянные переезды. Я и сам знаю, что это такое. Знаю, как это – жить в съемной квартире. Как это – искать машину для перевозки вещей. Если все время оглядываться только на возможные (подчеркиваю это слово) проблемы – то какой вообще во всем смысл? Народ не зря говорит – волка бояться, в лес не ходить. Вы же не каждый месяц переезжаете? Ну а если даже так – почему не отдать ребенка обучаться на скрипке, гитаре, аккордеоне? На чем-то, что не отяготит вас при постоянных переездах. Зачем же калечить ребенка цифровым звуком?
Наушники. Ну да, конечно, пусть ребенок там ковыряется сам в своем цифровом пианино, зачем родителям интересоваться, что у него получается. Нехорошо как-то выглядит, да? Поверьте, вам будет только радость, когда из-под пальцев вашего ребенка начнут появляться первые мелодии и первые законченные музыкальные произведения.
Вдруг бросит музыку. А вдруг через год конец света? А вдруг инопланетяне завоюют Землю? А еще – у меня встречный вопрос. А вдруг ваш ребенок – гений? И вы об этом можете никогда не узнать, если не дадите ему возможности реализовать свой потенциал! Если не верите в своего ребенка, зачем вообще отдаете его заниматься музыкой? Чтобы время занять? Из дома спровадить? Или еще для чего-то?
Нет грузового лифта. Вообще-то, если вы живете на высоких этажах – фортепиано обычно можно поднять и в пассажирском лифте, поставив его «на попа». Об этом знают все профессиональные перевозчики пианино. Измерьте глубину лифта и учитывайте ее при покупке инструмента. Ну а если в доме нет лифта – то он, скорее всего, не более чем пятиэтажный. В пределах пяти этажей фортепиано вполне реально занести силами двоих грузчиков. У них есть для этого специальные приспособления. И возьмут они вполне умеренную плату за каждый этаж. Поверьте, было бы желание – поднять не проблема. Да и потом, акустическое пианино обойдется вам гораздо дешевле, чем цифровое. Почему бы не потратить часть сэкономленных средств на доставку и подъем? Кстати, лучше не рисковать и не таскать самостоятельно пианино по лестнице. Его можно стукнуть и безвозвратно испортить, не говоря уже о возможных травмах спины.
Настройка и уход. Все, что нужно вашему инструменту – настройка после транспортировки, и затем дополнительная настройка раз в 1-2 года. Если правильно выбрать инструмент, он может хорошо держать строй и более длительный срок. А для того, чтобы предотвратить рассыхание (особенно если живете на высоких этажах или если недалеко от инструмента отопительная батарея) – внутрь инструмента нужно ставить обычную воду в баллоне. Она испаряется, поэтому раз в несколько месяцев придется повторять эту несложную операцию. Опять же, настройка – не такая уж дорогая процедура, и даже с учетом настройки, доставки и подъема – вы все равно сэкономите в сравнении с суммой, которую отдадите за электронное пианино.
Информация от знакомых или из рекламы. Поверьте, нет, и никогда не будет цифрового инструмента, способного во всем заменить акустическое фортепиано. Можно где-то в чем-то его «временно подменить», выполнить его функцию, и в ряде случаев это останется незамеченным. Но природу обмануть не удастся. Только настоящее фортепиано даст вашему ребенку ощущение звука. Только оно позволит ощутить все тембральное богатство, всю широту динамических оттенков, всю красоту игры обертонов. А ваш знакомый из магазина – он просто втюхивает вам то, что ему нужно продать. Или пребывает в невежестве сам, увлекая туда же и вас.
Отличия цифрового пианино от акустического
Теперь немного подробнее о том, почему цифровое пианино неспособно заменить акустическое. Основные отличия сводятся к нескольким пунктам, я их привожу ниже. Далее – немного подробнее о каждом из этих пунктов.
А теперь попробуем ответить на вопрос: что происходит с фортепиано, когда Вы извлекаете из него одну ноту? Клавиша приводит механизм в движение, молоточек резко ударяет по струне, а механизм тут же возвращает его в исходное положение. Струна (или струны, которых в зависимости от регистра может быть до трех на одну ноту) начинает колебаться с частотой, на которую она настроена, и мы слышим звук.
Обертоны и унтертоны
Но только ли звук струны мы слышим? Что происходит в этот момент со всем инструментом? А происходит то, чем отличается акустическое пианино отличается от электронного – естественный резонанс деки (деревянной панели, находящейся за струнами в пианино и под струнами в рояле). При опущенной педали начинают «заводиться» все струны, попадающие в сетку обертонов и унтертонов по отношению к исходному, корневому звуку.
Например, нажимая клавишу «до» первой октавы, Вы слышите не только ноту «до первой октавы». Вы слышите второй обертон – до второй октавы, третий – соль второй, четвертый – до третьей октавы, пятый – ми третьей октавы, шестой – соль третьей октавы, а также менее выражено – остальные обертоны выше шестого, но которые уже лежат в «натуральном» строе, который делает недоступным идентификацию нот в простом 12-ступенном темперированном выражении.
Условно все музыкальные звуки можно разделить относительно любой ноты на более высокие и более низкие. Для более высоких данная нота может быть корневой, а сами верхние ноты могут оказаться для нее обертонами (нем. «обер» – верхний). Для более низких сама эта нота может стать обертоном, а более низкие ноты будут унтертонами (нем. «унтер» – нижний).
При игре на живом фортепиано струны разных нот взаимодействуют, образуя сетки обертонов и унтертонов. Совпадающие частоты вызывают резонанс, возникают колебания, и даже не нажатые ноты начинают звучать.
Чтобы услышать обертон на акустическом фортепиано, зажмите, например, соль второй октавы (без звука), а затем резко сыграйте и отпустите до первой октавы. Вы услышите, как соль будет «гудеть». Это происходит вследствие резонанса – совпадения частот зажатой ноты соль и прозвучавшей этой же соль в составе обертонов ноты до (третий обертон). Резонанс возбудил струну, находящуюся в состоянии покоя.
Что касается унтертонов, более «капризных», – попробуйте, например, зажать до малой октавы на рояле и коротко резко сыграйте ноты до и соль первой октавы. Верхние две ноты будут 2-м и 3-м обертонами для нижней, и Вы услышите, как струна нижней ноты начнет звучать.
Вот простым языком объяснение самых элементарных взаимодействий между обертонами живого инструмента. Чем больше нот одновременно звучит, тем насыщеннее обертоновая сетка, тем больше вовлекается дополнительных окружающих звуков, которые Вы, вроде бы, не извлекаете напрямую, но которые звучат помимо Вашей воли. И именно эти неслышимые, казалось бы, призвуки позволяют живому фортепиано звучать благородно и насыщенно.
Цифровые пианино, которые в большинстве случаев используют семплы (кусочки записанных звуков) для имитации живого инструмента, конечно же, такими естественными характеристиками не обладают. В некоторых дорогих электронных инструментах имитируется взаимодействие обертонов с помощью различных алгоритмов, но в целом все это лишь фикция.
Форманты
Вообще, общепринятое понимание формант относится к человеческому голосу. Но на самом деле, форманты – это группы негармонических обертонов, скопления которых возникают вне зависимости от высоты извлекаемой ноты. То есть, появление формант обусловлено спецификой системы в целом, а не только колебаниями каких-то отдельных ее частей (голосовых связок, струн, мембран и так далее).
Обратите внимание на любые случаи изменения звучания голоса. Если голос искусственно повысить – возникает эффект «масяни», он начинает звучать не просто выше, но и менее естественно. Возникает ощущение, что рот открыт слишком широко, гортань задрана и так далее. А если голос понизить (как, например, в сюжетах о всяких расследованиях, где требуется скрыть настоящий голос говорящего) – то создается ощущение, что человек говорит с почти закрытым ртом, с опущенной гортанью. Изменяется не только высота, но и артикуляция, и тембр.
И наоборот, один и тот же человек может произносить слова на разной высоте – более низким голосом или более высоким. Даже внутри одного предложения мы применяем различные нисходящие и восходящие интонации. И при этом голос остается естественным.
Другими словами, при искусственном изменении высоты звучания мы наблюдаем изменение всей системы, а не только одной характеристики. А раз мы меняем систему – мы меняем форманты, присущие этой системе. Мы их повышаем или понижаем. Теряя естественность.
Это же происходит и с засемплированными звуками в цифровых пианино. Форманты живого фортепиано – это вибрации корпуса, всех металлических и деревянных частей. Эти вибрации зависят от формы инструмента, от условий, в которых он находится, и от других факторов. Одни и те же форманты звучат и для до малой октавы, и для ля второй. И если взять сразу несколько нот – все равно будут звучать те же форманты.
И напротив, если акустический инструмент поместить в другие условия – изменится его общее звучание. Например, инструмент может стать более гулким, если будет находиться в среде с повышенной влажностью. Или звонким и стреляющим – в слишком сухом помещении.
Ну а когда звук каждой клавиши предварительно записан – он уже содержит в себе некий набор формант. И если нажать несколько клавиш – каждая из них его воспроизведет. Возникнут неестественные резонансы, а возможно и фазовые сложения. И хотя эти побочные эффекты сложно расслышать «в лоб», они обязательно проявятся на подсознательном уровне. Наслаждение от игры таким звуком улетучится очень быстро, интерес к неестественно звучащему инструменту будет утерян. Опытные пианисты знают, за живым инструментом можно сидеть несколько часов подряд, наслаждаясь звуком, тогда как за цифровым пианино засиживаться обычно не хочется.
Кроме того, в некоторых случаях, в электронных пианино семплируется не каждая нота, а лишь одна на какой-то диапазон. Все остальные ноты этого диапазона звучат в измененной системе с другими группами формант. Как это отражается на общем звучании – Вы можете догадаться сами.
Пространство и динамика
Есть еще один важный момент, когда мы говорим о сравнении цифрового пианино и акустического. Это оптимальное количество засемплированных нот и слоев. Самые дорогие модели электронных пианино гордятся тем, что каждая нота записана по нескольку раз с разным уровнем громкости. Речь идет о так называемых слоях велосити. Но так ли это хорошо?
На мой взгляд, нет. Объясню. Рояль звучит в одном пространстве, где и происходит взаимодействие струн, обертонов, унтертонов, формант, а также всех отражений от крышки инструмента и от стен помещения. А сколько пространств накладывается с увеличением количества семплов? Каждый семпл записан с какой-то акустикой. Рояль не звучит в глухом помещении, рояль пишут в живых комнатах. Можно ли услышать естественные для рояля звук и акустику, когда, нажимая аккорд из нескольких нот, Вы вдруг слышите несколько одинаковых пространств вместо одного общего? Вопрос, мягко говоря, спорный.
Чтобы найти компромиссное решение, производители цифровых пианино записывают семплы максимально сухо, а для имитации пространства добавляют в инструмент процессор эффектов с алгоритмами реверберации. Конечно же, экономя на его качестве, ведь полноценный симулятор пространства может стоить гораздо дороже, чем само электронное пианино. И мы получаем еще один явный минус, неестественность пространства.
В студийных условиях часто удобнее использовать семплеры, загружая в них библиотеки со звуками фортепиано, причем не обязательно большого объема. Хороший семплер имеет развернутую архитектуру звука, и динамика формируется не только слоями семплов, но и работой фильтров и огибающих. Однако такой подход актуален, если Вы хотите записать песню, где фортепиано – один из инструментов аранжировки. Полностью заменить рояль семплерам также не под силу.
Так что, ограниченность обертоновых сеток, смещение формант, наложение пространств и применение дешевых процессоров обработки – это лишь некоторые недостатки цифрового фортепиано, которые не позволят ученику воспитать в себе ощущение красивого, правильного, естественного звука. А без ощущения звука – не будет и звукоизвлечения.
Мне неоднократно приходилось видеть детей, которые, садясь за живой инструмент, начинают «гладить» его вместо того, чтобы играть глубоко и насыщенно. Причина простая – они привыкли, что контролировать громкость можно ручкой громкости на цифровом пианино, и их руки просто не научились извлекать глубокий и уверенный звук.
Другая крайность – когда вместо игры слышится только стук по клавиатуре, без какой-либо нюансировки. Это следствие того, что родители просят играть тише, убавляют инструмент по вечерам (чтобы не мешать соседям). А ребенок-то и не знает, как должно звучать настоящее пианино, на какой громкости и каким тембром. Вот он и дубасит по клавиатуре, по привычке извлекая топорные и немузыкальные звуки.
Также, отличительной чертой акустического пианино является то, что на нем можно нажать клавишу, не издав звука вообще, если это сделать очень слабо. Молоточек просто не достает до струны. А цифровое пианино в большинстве случаев все равно издаст тихий звук. А это значит, что в электронном инструменте нет возможности играть настоящим красивым piano (тихо), оно будет таким же условным, как и самый тихий звук. А ведь именно красивая игра piano отличает классного пианиста от дилетанта.
В общем, если Вам нужен инструмент с хорошим звучанием акустического пианино – купите акустическое пианино. Не поленитесь, сходите к двум-трем продавцам по объявлениям, присмотритесь, приценитесь, выберите. Такой инструмент будет неизменно радовать Вас, издавать грустные звуки, если Вы печальны, или весело заливаться, когда Вы в хорошем настроении.
Модели хороших акустических пианино
Вот некоторые модели хороших акустических пианино: Petrof, Ronisch, Zimmermann, Rosler, Bluthner, Geyer, Scholze, Weinbach. В основном хорошие инструменты – производства Германии и Чехии.
Относительно фортепиано советского производства – с ними лучше не связываться. Приличные экземпляры попадаются крайне редко, и погоня за халявой может привести к непомерным и бессмысленным растратам времени.
Единственная достойная марка фортепиано, выпускавшаяся на территории Советского Союза – это Riga. Но и их собирали в Латвии из немецких комплектующих. Кстати, пианино Рига можно найти весьма недорого.
Кому нужны цифровые пианино
Но, несмотря на все написанное выше, и у цифровых пианино есть своя сфера применения.
Во-первых, очень часто в концертных условиях использование электронного пианино является оптимальным вариантом. Естественно, речь о концертах поп и рок-музыки. Цифровой инструмент проще заставить отчетливо звучать в зале, и его не нужно настраивать во время концерта. Не возникнет проблем при транспортировке, и не понадобится целая рота техников для передвижения инструмента по сцене.
Во-вторых, если Вы хотите заняться для себя изучением музыкальной теории, такой инструмент будет весьма кстати для сольфеджирования, построения аккордов, пения интервалов и так далее. Эту функцию электронное пианино выполнит прекрасно. Но это если только в Ваши планы не входит научиться серьезно играть на фортепиано.
В-третьих, если Вы взрослый состоявшийся музыкант, занимаетесь музыкой профессионально, имеете поставленные руки и хорошее звукоизвлечение – конечно, цифровое пианино вряд ли Вам навредит. Вы всегда сможете сделать скидку на его синтетическую природу, и принять его звучание как компромисс. Это все равно что есть клубнику, купленную в каком-нибудь московском магазине. Такая клубника может понравиться только тому, кто никогда не пробовал настоящей южной клубники.
Зачем производят цифровые пианино
Для создания цифровой модели живого рояля с учетом всех взаимодействий обертонов, формант (а также огромного количества других явлений), требуется машина такой вычислительной мощности, какую современные технологии не могут обеспечить. А если даже и могут – денег всех клавишников и пианистов мира не хватит для финансирования подобного проекта. Массового спроса на такие инструменты вряд ли стоит ожидать, если цена на них будет сильно выше цен инструментов на базе воспроизведения семплов, которых на сегодняшем рынке достаточно.
Конечно же, существуют попытки, и довольно интересные, создания физической модели фортепиано. Но на сегодняшний день ни один пример такой модели не может похвастать безусловной имитацией. Ведь это моделирование природы, а природа – упорядоченный хаос. Сложно моделировать то, о чем нет всеобъемлющих знаний.
Так почему же производители плодят электронные пианино в таких количествах? Потому что они надеются на нашу падкость на всякие технические новинки, обещающие нечто уникальное и доселе невиданное. Например, самую лучшую имитацию дорогого рояля в дешевом и легком цифровом пианино. В эти инструменты внедряют всякие обучающие функции (кстати, весьма сомнительные), которые, якобы, помогут Вашему ребенку стать великим исполнителем. Детей в музыкальных школах не уменьшается, так что перед родителями постоянно стоит выбор – купить пианино или купить электронную имитацию. Немного рекламы, грамотный продавец в магазине, и деньги плавно перетекли из Вашего кармана производителю.
Но вот только моральный аспект тут, к сожалению, не учитывается. В конечном итоге производитель не несет ответственности за то, что получится из Вашего ребенка. Не забывайте об этом, когда задаете поисковику вопрос «какое купить цифровое пианино». Подумайте десять раз, а потом купите ребенку правильный инструмент.
Вот, в принципе, в целом все, что я хотел сказать о цифровых пианино. Надеюсь, статья оказалась Вам полезной. Всем, кто стоит перед выбором инструментов и оборудования, я могу рекомендовать ознакомиться также со статьями о том, как выбрать синтезатор и что такое домашняя студия звукозаписи.
Возможно, эти статьи помогут Вам определиться с ответами на многие вопросы. Ну, а если Вы всерьез увлечены вопросами звука и синтеза, Вы можете подписаться на этот блог, и тогда информация о новых статьях этого блога будет приходить к Вам на почту. Кроме того, всех желающих приглашаю подружиться в Живом Журнале, а также вступить в группу Вконтакте про синтезаторы.
© Алексей Данилов
Оригинал статьи
При перепечатывании ссылка на источник обязательна