Как играть щипком на гитаре
Упражнение на гитаре! Тренировка «щипка». Видео-урок!
Упражнение на гитаре для пальцев обеих рук!
Правой рукой нужно все время играть щипком струн:
бас-(3+2+1)->бас-(3+2+1) — и так повторять…
Последовательность аккордов и извлечение басовых и нижних струн:
На аккорде Am извлекаем:
И движемся в обратном порядке… Так 2 раза…
Без паузы переходим на Dm (зажимаем его так, чтобы безымянный палец был свободным) и извлекаем:
— 5-ю на 3-м ладу (безымянным)-> 3 нижних
Также без паузы переставляем пальцы на аккорд Hm7-5 и извлекаем:
— 5-ю на 2-м ладу-> 3 нижних
— 4-ю на 3-м ладу-> 3 нижних
Повторяем все начиная с аккорда Dm …
Не останавливаясь переходим на заключительный аккорд E и играем:
— 4-ю струну на 2-м ладу (безымянный в аккорде)-> 3 нижних
— 5-ю на 3-м ладу (безымянным)-> 3 нижних
— 5-ю на 2-м ладу (средний)-> 3 нижних
И повторяем эти 4 пункта еще раз.
__ Таким образом получиться довольно ритмичная мелодия!
Для начала важно просто сыграть это все без ошибок, а значит медленно. Потом можно ускориться, чтобы улучшить свой навык!
Для наглядного примера записал видео данного упражнения, с пояснением:
Щипок на гитаре. Техника и описание приема игры с видео примерами
Щипок на гитаре. Общая информация
Щипок на гитаре – один из широко используемых приёмов. Применяется как новичками, так и профессионалами. В профессиональной музыке элементы несколько усложняются. Сначала разберём простые методы, доступные для начинающих, позже перейдём к более сложным.
Как играть щипком на гитаре
Положение рук
Правая рука на гитаре находится в расслабленном состоянии. Предплечье (часть от кисти до локтя) примерно по середине опирается на корпус гитары. Если в таком положении опустить пальцы вниз (как бы «расправив» их вдоль струн), они выходят за пределы первой струны примерно на расстоянии одной фаланги указательного пальца. Такой «запас» делается для того, чтобы было удобно исполнять этот элемент и свободно действовать большим пальцем.
Такой щипок на гитаре можно играть ближе к подставке. Звук будет более острым и насыщенным. Но не стоит постоянно так делать (это может расшатать подставку). Менее острым, но более глубоким будет звук, исполненный над розеткой. При этом кисть уже не расслаблена, а вытянута, получается примерный угол 45 градусов относительно всех струн.
Сама ладонь оставляет большой промежуток от струн – он составляет примерно 6-8 см. Это необходимо для свободного исполнения. Большой палец немного выгнут «наружу» и готов дёргать басовые струны.
Как защипывать струны
Основная задача при игре на гитаре щипками – зацепить одновременно несколько струн.
Пускай будет классический случай с защипом трёх струн. Это будут указательный, средний и безымянный. Они располагаются на 3,2,1 струнах соответственно. Согнуты во второй фаланге и частично в первой. Получаем округлённые пальцы. Теперь следует положить их на струны. Упираемся подушечками приблизительно на 0,5 см. от ногтя. Чем более быстрое произведение, тем скорее и острее следует делать движения. Тем ближе располагаем к ногтю (играем практически им), чтобы подушечка не «буксовала» в струне.
Когда опора сделана, совершаем дергающее движение снизу вверх. Пальцы будто пружинятся. Не следует при этом сгибать их близко или тем более прижимать к ладони. Они должны уйти со струн не более чем на пару сантиметров. Не следует прилагать каких-то особых усилий. Это естественное движение, как если бы вы просто подвигали пальцами без гитары.
Атака зависит от характера произведения. Но сам щипок при этом резкий, а не размазанный. Звук должен получиться чётким и понятным. Главное извлекать его с каждой струны одинаково, не передавливая какую-либо из них. Кроме того, звучание должно получиться одновременным – при этом образовывается созвучие.
После извлечения обычно требуется приглушить. Это в точности повторяет процесс постановления пальцев на струны. Стоит отдельно потренировать щипок-заглушка. Большой палец обычно извлекает бас.
Техника щипка с медиатором
Более «продвинутой» техникой является использование медиатора. При этом плектр держим большим и указательным. Это нужно для блюзовой, джазовой, эмбиент музыки, применяется в фингерстайле.
Основная проблема того как играть щипком на гитаре с медиатором – это координация. Для начала следует научиться исполнять щипок средним-безымянным и мизинцем, так как эта комбинация чаще всего будет встречаться. Затем необходимо одновременно дёрнуть и бас, и струны. Это трудный момент, над ним придётся посидеть. Сначала просто возьмите один аккорд, затем увеличивайте их число. Медиатор не должен быть вялым – движение вниз чёткое и уверенное, совместно с другими пальцами. Также следует освоить и поочерёдное извлечение баса медиатором и пикинга.
Ритмические рисунки щипком
Классический рисунок
Вальсовый щипок
Блатной рисунок
Самый простой – один бас, один защип. Несмотря на название, блатной бой применятся в песнях самых разных жанров.
Щипковые переборы
Чаще всего дёргаем 3, но могут быть и 2, и 4. В зависимости от исполняемого произведения, это либо 1-3, либо 2-4 (могут быть другие комбинации). Также иногда играют через одну, используя мёртвые ноты, но это частные случаи.
Также разнится и количество самих щипков подряд. Это диктуется либо размером песни и замыслом композитора, либо более свободным представлением самого гитариста.
Песни с щипком на гитаре
Чтобы в совершенстве овладеть игрой на гитаре щипками, следует, разучит несколько песен с применением этого приема.
Заключение
Это несложный приём, который значительно разнообразит вашу игру. Более того, во многих случаях он является обязательным и без этого нельзя сыграть много красивых вещей.
Вальсовый бой на гитаре
Ритм вальса знаком всем еще со школы – под него очень удобно танцевать. Если вы, слушая песню, сможете сосчитать ей в такт раз-два-три, раз-два-три, значит вы слушаете композицию в вальсовом размере 3/4. Однако, вальсовый бой применяется не только в танцевальных композициях. Он очень распространен в музыке жанров рок и кантри, авторской песне.
Можно сказать, что вальсовый бой на гитаре является вторым по популярности – пальму первенства занимает, конечно же, бой под стандартный размер 4/4, который лучше понимается слушателями и создает грув. Тем не менее, вальсовый бой тоже звучит великолепно и поможет создать гипнотическое ощущение непрерывности композиции.
Как играть вальсовый бой на гитаре
Существует несколько способов игры в ритме вальса на гитаре – непосредственно боем и перебором бас-щипок. Рассмотрим оба способа подробнее. Начинающему музыканту необходимо изучить основные гитарные штрихи, такие как бой «четверка», «восьмерка» и «шестерка», чтобы выработать чувство ритма и привыкнуть к движениям, и только после этого приступать к более сложным схемам, которой и является вальсовый бой.
Простой вальсовый бой
Для игры вальсовым боем музыкант чередует удары по басовым и всем остальным струнам. На счет «раз» гитарист ударяет по басовой струне, на «два» и «три» ударяет по всему аккорду. Особенность вальсового боя в том, что он является комбинированным, сочетающим в себе элементы щипковой техники и боя.
Обычно гитаристу удобно ударять по басовой струне своим большим пальцем, а аккорд играть как обычно – при помощи указательного пальца.
Рассмотрим подробнее на схеме.
Вниз по басовой струне-вниз-вверх-вниз по басовой струне-вниз-вверх.
Да, на первых порах будет сложно попадать в ритм, но если вы будете играть вместе с песней в ритме вальса, либо используете метроном, то изучение этого боя дастся намного легче.
Щипковый вальсовый бой на гитаре
Для игры вальсовым боем гитаристы часто используют щипки. Для этого они кладут руку на струны, располагая её так, чтобы большой палец опирался на басовые струны и имел доступ к ним, а указательный, средний и безымянный пальцы щипали нижние струны, как бы загребая их вверх.
Играя щипками, музыканты чередуют басовые струны, в зависимости от играемого аккорда, как это изображено на схеме.
Гитарист ударяет большим пальцем по первой басовой струне, затем указательным, средним и безымянным пальцем загребает нижние струны дважды.
Играя один и тот же аккорд, разнообразие достигается при помощи чередования ударов по шестой и пятой басовой струне.
Здесь схема слегка усложняется: гитарист все еще ударяет большим пальцем по басовым струнам, но указательным пальцем задевает третью струну чуть раньше, чем он это сделает со второй и первой струной его средним и указательным пальцем. Рассмотрим другие схемы вальсового боя.
Сложный вальсовый бой
Слегка усложненная вариация вальсового боя. Гитарист перебирает шестую и пятую струны большим и указательным пальцами, а затем делает три быстрых удара: вверх, вниз, вверх. После этого вновь играются пятая и шестая струна, и рисунок завершается ударом по струнам вниз. Лучше всего понять этот бой можно посмотрев схему ниже.
Еще есть более упрощенная схема этого боя, которая имеет только два удара по басовым струнам и три быстрых удара по всем струнам вниз-вверх-вниз.
И на закуску мы оставили самое сложное – эта вариация вальсового боя является как бы вывернутой наизнанку версией боя, который мы уже изучали выше. На этот раз гитарный рисунок начинается не с ударов по басовым струнам, а с игры вниз-вверх по всем струнам. На самом деле. Если изучить схему ниже, станет намного понятнее.
Учитесь полагаться на собственный слух – невозможно выучить все возможные вариации гитарного боя. Гораздо лучше знать музыкальный размер, иметь чувство ритма, и хорошо играть как щипками, так и перебором и гитарным боем.
Аккорды песен для гитары щипком струн. Щипок на гитаре
Многие легендарные музыканты и композиторы в свое время предпочитали именно этот способ игры (вспомним хотя бы отечественные «Постой паровоз » и «Ваше благородие »).
Говоря об игре на гитаре, щипок – это прием, при котором происходит одновременное извлечение звука из нескольких нижних струн (двух или трех).
При этом первую струну контролирует безымянный палец, вторую – средний, а третью, соответственно, указательный (если эта струна задействована в игре).
Играть щипком на гитаре очень просто
Первым делом, берем в руки инструмент и зажимаем любой аккорд (пусть это будет Am). Теперь распределяем пальцы по струнам так, как мы упоминали чуть выше.
Извлекаем звук из любой басовой струны большим пальцем правой руки. Затем делаем щипок: одновременно дергаем первую, вторую и третью струны. Далее идет опять бас и опять три струны.
У гитаристов басовую струну принято чередовать. Причем бас может быть сыгран на одной и той же струне, однако проигрываемая нота должна быть уже другой.
Ниже представлена схема игры щипком:
Щипок на гитаре может записывать и по-другому, например,
Разновидности щипковых переборов
Обычно, щипки подразделяют на два вида: в которых задействованы три струны (что встречается чаще всего), и те, где в щипке участвуют только две нижние. Последний гитаристы зачастую играют вперемешку и с другими приемами.
Существуют и некоторые видоизмененные щипки.
Некоторые гитаристы используют щипок исключительно как аккомпанемент. В этом случае, он обычно играется без участия басовых струн.
Итак, вот некоторые виды щипковых переборов (или боев, кто как называет):
Щипок на гитаре видео
В этом видео Вы сможете наглядно посмотреть, что такое щипок на гитаре:
Заключение
как видим, щипок является довольно интересным методом игры. Первое, на что стоит обратить внимание, это тот факт, что щипок не является таким уж незамысловатым приемом и по этой причине он осваивается очень быстро, а при правильном подходе на щипке можно даже построить целостную композицию.
пятница, 1 марта 2013 г.
четверг, 28 февраля 2013 г.
Другой вполне подходящий для этой песни прием игры — бой или, как его некоторые еще называют «полубой». Его я также выношу в отдельный пост.
четверг, 22 ноября 2012 г.
P. P. S. Для тех, кто не в курсе: «кусок» — это прапорщик.
среда, 21 ноября 2012 г.
Итак, нам понадобится:
Но сначала приведу точную последовательность аккордов, обратив внимание новичков на то, что повторы аккордов в текстах песен как правило не указываются, хотя и подразумеваются логикой ритмического рисунка:
Am E Am Am A7 A7 Dm Dm
Dm E Am F Dm E Am A7
Dm E Am F Dm E Am E
Припев:
Am F Dm E Am F Dm E
Dm E Am F Dm Dm E E
Чтобы закрепить данную последовательность и ритмический рисунок, предлагаю посмотреть вот этот видео-урок Дмитрия Мишина.
Текст и аккорды песни «Что такое осень» DDT
Am F Dm E
Осень. В небе жгут корабли.
Am F Dm E
Осень. Мне бы прочь от Земли.
Dm E Am F
Там, где в море тонет печаль,
Dm E
Осень, темная даль.
Что такое осень? Это камни,
Верность над чернеющей Невою.
Осень, ты напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.
Что такое осень? Это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа —
Что же будет с Родиной и с нами?
Осень, доползем ли, доживем ли до рассвета?
Осень, что же будет завтра с нами?
Тает стаей город во мгле.
Осень, что я знал о тебе?
Сколько буде рваться листва —
Осень вечно права.
Предлагаю посмотреть еще один полезный ролик, в котором хорошо видно как, когда и какие аккорды брать. Отмечу некоторые особенности исполнения: здесь показан тот же бой «шестерка», но звукоизвлечение производится другим способом — соединенными указательным и большим пальцем; второй нюанс — перед самым концом припева берется аккорд Dm/C, который, возможно, покажется сложным для начинающего гитариста, но это еще одно улучшение, которое можно ввести в будущем, как вариант.
Традиционно, одной из первых мелодий для гитары, дающихся ученикам для освоения, считается В траве сидел кузнечик — двое из моих знакомых, не играющих на гитаре вообще, сказали, что когда-то ее разучивали и смогут воспроизвести. Как играть мелодию «В траве сидел кузнечик» на гитаре самым простым способом, показано в следующем минутном видео.
Думаю, здесь всё понятно, и комментарии были бы излишни. А теперь сюрприз! Всем знакомая мелодия звонка Nokia играется на гитаре весьма просто. Это показано в еще одном коротком видеоуроке. Научившись играть эту мелодию, Вы сможете не только пошутить над друзьями, у которых на телефоне установлен такой звонок, но и освоите довольно забавное и полезное упражнение, направленное на развитие навыков игры на гитаре: с одной стороны все действия проводятся на верхних ладах гитары (что может быть трудно для начинающих), и в то же время — расстояния между верхними ладами небольшие, не нужно растягивать пальцы, всё рядом.
И раз речь зашла о рингтонах, приведу еще одну известную всем по фильму «Бумер» простую мелодию. По сравнению с предыдущей, она элементарнейшая. Но здесь всё происходит на нижних ладах (близких к головке грифа), расстояние между которыми большее. И это — другая хорошая тренировка для пальцев.
Хотя я не согласен с длительностями нот, показанными исполнителем в его собственном примере игры, за доступный урок ему огромное спасибо! А для того, чтобы «выровнять» ритм у себя внутри, бывает полезно послушать мастерское исполнение, которое я и привожу в конце этой короткой заметки. Это уже не простая мелодия для новичков, но скоро Вы сможете играть так же!
P. S. Обратите внимание на прием игры, использованный в начале и конце композиции: для того, чтобы быстро играть на одной струне (нижней в этом примере), она защипывается попеременно то средним, то указательным пальцем. Рекомендую научиться.
Сколько уже говорено-переговорено о том, как можно играть на гитаре! Всевозможные самоучители (от профессионально-нудных до примитивно-дилетантских), многочисленные интернет-статьи (и толковых, и бестолковых), онлайн-уроки – все уже пересмотрено и перечитано по нескольку раз.
Вы спрашиваете: «Зачем же мне тратить свое время на изучение этой статьи, если кругом информации хоть отбавляй?» А затем, что довольно сложно найти описание всех способов игры на гитаре в одном месте. Прочитав же этот текст, вы убедитесь – есть еще места в Интернете, где сжато и точно подается информация и о гитаре и способах игры на ней.
Что такое «способ звукоизвлечения», в чем его отличие от «приема игры»?
Все способы гитарного звукоизвлечения
Удар, бой и расгеадо
Удар и бой чаще всего используются как аккомпанемент пению. Овладеть ими совсем просто. Самое главное – это соблюдать ритм и направления движений руки.
Следующий прием – тирандо или игра щипком. Суть приема – поочередное дергание струн. Этим способом звукоизвлечения играют стандартные переборы. Если вы решили овладеть тирандо, то особое внимание обращайте на руку – при игре она не должна быть зажата в кисти.
Прием апояндо (или игра с опорой на соседнюю струну) очень характерен для музыки Фламенко. Этот способ игры выполнять проще, нежели тирандо – при щипке струны палец повисает не в воздухе, а опирается на соседнюю струну. Звук в этом случае более яркий и насыщенный.
Имейте в виду, что тирандо позволяет играть в быстром темпе, а вот игра с опорой существенно тормозит гитариста в темпе исполнения.
В следующем ролике представлены все вышерассмотренные способы звукоизвлечения: расгеадо, тирандо и апояндо. Причем апояндо играет преимущественно большой палец – это и есть «фишка» фламенко, одноголосная мелодия или мелодия в басу всегда играется на опоре большим пальцем. При ускорении темпа исполнитель переходит на щипок.
Слэп – коронный «прием» бас-гитаристов
Слэп можно еще назвать преувеличенным щипком, то есть исполнитель дергает за струны таким образом, что они, ударяясь о порожки гитары, издают характерный щелкающий звук. Как способ звукоизвлечения на классической или акустической гитаре используется редко, здесь он более популярен в виде «эффекта неожиданности», имитирует выстрел или хлест кнута.
Прием слэп знают все бас-гитарсты: кроме подцепки струн указательным и средним пальцем они еще ударяют большим пальцем по толстым верхним струнам басухи.
Отличный пример техники исполнения слэпа можно увидеть в следующем видео.
Тэппинг или фортепианная техника
Теппинг может быть одно- и двухголосным. В первом случае рука (правая или левая) ударяет по струнам на грифе гитары. А вот двухголосный теппинг похож на игру пианистов – каждая рука играет свою независимую партию на грифе гитары путем ударов и стягиваний струн. Из-за некоторой схожести с игрой на фортепиано, этот способ звукоизвлечения и получил второе название – фортепианная техника.
Отличный пример применения теппинга можно посмотреть не в безызвестном фильме «Август Раш». Руки в ролики – это не руки Фрейди Хаймора, играющего роль мальчика-гения. На самом деле – это руки Каки Кинг, известной гитаристки.
Каждый выбирает для себя ту технику исполнения, которая ему более близка. Те, кто предпочитает петь песни под гитару – осваивают технику боя, реже перебор. Те, кто желает играть пьесы – изучают тирандо. Более сложные техники слеп и теппинг – нужны тем, кто собирается связывать свою жизнь с музыкой если не с профессиональной стороны, то с серьезно-любительской.
Приемы игры, в отличие от способов звукоизвлечения, не требуют особых усилий в освоении, так что обязательно изучите технику их выполнения в статье.
В современном исполнительстве на гитаре такое направление как фингерстайл занимает одно из первых мест по популярности. И это не случайно. Фингерстайл привлекает слушателей полнотой звучания композиции, исполняемой всего на одном инструменте, виртуозностью приёмов, тембрами и красками гитары.», «аудиториум») и металлическими струнами. Такую гитару ещё называют эстрадной. Из-за этого очень часто и возникает путаница. По сути, и «классическая» и «акустическая» гитары относятся к акустическим инструментам.
В интернете можно встретить различные определения и толкования. Наиболее близкое по смыслу было выдвинуто в Fingerstyle ассоциации гитары Торонто: «Fingerstyle относится к стилю исполнения, где каждый из пальцев правой руки используется самостоятельно, позволяя играть музыкальные композиции, которые обычно играют несколько участников группы. Бас, гармонический аккомпанемент, мелодия и перкуссия — все это может быть сыграно одним исполнителем при воспроизведении композиции, оранжированной в стиле Fingerstyle». Т.е. понятие «фингерстайл» относится к технике исполнения нежели к стилю или направлению музыки, исполняемой на гитаре. Наиболее удобно изучать такие композиции по табулатурам.
Популярность как среди слушателей так и среди исполнителей имеют фингерстайл-каверы песен различных современных музыкальных групп, хитов, саундтреки к фильмам, а также авторские композиции исполнителей в технике фингерстайл. Вот несколько видео-примеров:
Фингерстайл – довольно сложная техника, обучение которой требует базовых умений и навыков игры на гитаре. Однако начинающим не стоит думать «мне до этого ещё очень далеко». Всему можно научиться, если приложить свои усилия и планомерно работать в заданном направлении.
Существует несколько специальных упражнений, для более точного понимания того как именно играют перебором.
Если занимались игрой на гитаре, наверняка вы слышали слово «перебор», когда гитарист играет, поочередно дергая струны. Профессиональное его название – арпеджио (arpeggio).
Вот как выглядит перебор на гитаре: левой рукой прижимаются нужные струны на гитарном грифе, образуя этим самым аккорд (для справки: аккордом называется сочетание 3-х или более разноименных звуков, которые звучат одновременно или практически одновременно). А правой рукой перебираются струны в желаемой последовательности.
Запомните, что при исполнении перебора большой палец может зажимать только басовые струны, указательный – только 3-ю, средний – 2-ю и мизинец – 1-ю, соответственно. Овладеть перебором несложно, главное – чтобы пальцы были гибкими и подвижными.
Нижние струны, на которых исполняется бас аккорда (шестая, пятая, редко четвертая), защипываются большим пальцем (p). Остальные струны последовательно защипывайте указательным (i), средним (m) и безымянным пальцами (a). Для первого варианта это будет комбинация p-i-m-i-a-i-m, а для второго p-i-m-a-m-i.
Перебор был разобран на примере аккорда ми-минор. При зажатии других аккордов аппликатура не меняется, если не меняется порядок перебора.
Способов игры на гитаре не так много, но разнообразие внутри стилей велико. Сейчас можно часто слышать аккомпанемент на песни с помощью гитарного боя. И лишь некоторые из гитаристов владеют «перебором». На самом деле, этот прием, который называется арпеджио, является классическим приемом игры на гитаре. С его помощью можно сыграть самые душевные и красивые песни.
Натренируйте пальцы. Прежде всего, необходимо приучить пальцы к такому способу игры. Для этого не нужно знать приемы арпеджио. Достаточно просто перебирать струны одну за другой в определенной последовательности, например, 1, 2, 3, 4, 4, 3, 2, 1. Это довольно распространенная форма перебора. Приучите ваши пальцы к тому, что каждый из них должен дергать свою струну. Не приучайтесь играть полностью одним пальцем. В идеале большой палец дергает бас, остальные три (четыре) пальца производят прием. Это не так легко, поэтому тренируйтесь как можно больше.
Переходите к изучению приемов арпеджио. Самый простой прием состоит из четырех струн. Большой палец дергает басовую струну. Чтобы получался красивый звук, во время упражнений ставьте аккорд, например, «ля минор». Следовательно, басом будет являться пятая струна. После баса щипайте 3, 2, 1. Тренируйте этот прием, постепенно переставляя аккорды. Затем изучайте следующий прием. Он называется шестизвучное арпеджио. Щипайте бас, затем 3, 2, 1, 2, 3. Этот прием уже гораздо сложнее предыдущего.
Тренируйте другие способы арпеджио. Каждый музыкант имеет свой собственный вид «перебора». Вспомните песню группы ДДТ «Это все». Старайтесь овладевать такими оригинальными приемами. Слушайте больше гитаристов, исполняющих свои песни перебором. Таким образом, вы будете пополнять свой арсенал новыми способами перебора.
Игра на гитаре перебором. Итак, наверняка, слушая акустические альбомы различных исполнителей, вы заметили как мелодично и плавно льется гитарная музыка. Ноты в мелодии непрерывно следуют, бегут, но не обгоняют друг друга. Такой прием игры называет перебор. Постараемся разобраться, из чего он состоит, и как играть перебором.
Перебор – основной способ звукоизвлеяения при игре на гитаре. Его используют и мастера классической гитары, и исполнители эстрадной и народной музыки, и рок-музыканты. Перебор может сочетаться с другими способами игры – боем и щипком.