Как играть триоли на гитаре
Что такое триоли. Как их играть
Прежде чем начать осваивать триоли, необходимо разобрать соотношение длительностей нот. По правилам нотной грамоты, на целую ноту могут приходиться две половинных или, к примеру, четыре четвертных. В тоже время на восьмую ноту приходятся две шестнадцатые и так далее. В соотношение между длительностями нот легко заметить следующую тенденцию: любая нота, будь то четвертная или шестнадцатая, делиться на чётное количество «младших» нот.
Но что если возникнет необходимость разделить их на нечётную группу звуков? Каким образом сыграть три ноты, занимаемые длительность звучания двух четвертных? Восьмыми сыграть не получится. Для записи нечётных групп звуков создана другая система группировок. В данной обучающей статье рассмотрим один из возможных способов группировки нечётных количеств нот.
Триоль – соединение трёх звуков одинаковой длительности в группу. Цель такого соединения – создать отрезок из трёх звуков одинаковой длительности, равный по времени звучания двух нот той же длительности.
Группа из трёх звуков, занимаемая место времени звучания двух восьмых нот – восьмые триоли.
На втором рисунке видно четыре группы нот объединенные в триоли. Обозначаются они сверху над нотной группой, в виде квадратной скобкой и цифры «3».
Да удобного счёта триолей удобно напевать ритм вальса, или предложенный ниже счёт:
Каждая цифра это первый звук тролли (рис.3). Первая нота всех триолей будет припадать на каждую из долей. Желательно, при игре акцентировать каждую первую ноту более сильным щипком (ударом) по струне, это поможет быстрее научиться мыслить триолями. Тренироваться необходимо под метроном.
Если мыслить такт четвертными триолями, то там ритм смещается. Счёт становится немного другим. На рисунке видно, что «та» и некоторые цифры попадают в интервал между нотами. Удары метронома теперь будут приходиться на каждую первую ноту новой триоли и в промежутке между второй и третей (удары показаны красными чёрточками сверху).
Рассмотрим ещё несколько возможных вариантов триолей:
А) Триоль с паузами.
Б) Смешанная триоль. В этом виде триоли могут присутствовать одновременно четвертные и восьмые, или ноты с точкой.
В более редких случаях используют половинные триоли. Существуют также другие виды делений нот на группы: дуоли (Это две ноты вместо трёх. Применяется в вальсе, в размерах на 3/4, 6/8) квартоли, секстоли, квинтоли (деление на 4,5,6 и т.д части).
Нечётные деления длительностей, а особенно триоли, очень часто используются в музыке. Поэтому любому, кто хочет освоить нотную грамоту и научиться хорошо играть, необходимо хорошо понимать и трактовать триоли.
В моём сборнике нот для гитары есть много переложений с использованием триолей. Но в одном из них триоли используются наиболее часто. Это аранжировка на песню группы город 312 – Обернись.
Обратите внимание на фрагмент этой аранжировки:
Посмотреть, прослушать, а также приобрести полную версию переложения в нотах для гитары и табулатуру, чтобы попрактиковаться играть триоли на примере конкретного произведения, вы можете на моём сайте.
Триоли, квинтоли, и другие необычные длительности нот
Как-то мы уже говорили о том, что с помощью основных длительностей композитору не всегда удается записать тот ритм, который он хочет. Поэтому существуют различные ритмические аномалии (назовем это так) и способы деформации ритма. И сегодня мы приглашаем вас познакомиться с новыми, необычными длительностями – триолями, квартолями, квинтолями и т.д. Но обо всем по порядку.
Виды ритмического деления
В музыке существует два принципа ритмического деления длительностей нот и пауз: четное (основное) и нечетное (произвольное). Давайте разберемся поподробнее.
ЧЕТНОЕ (или ОСНОВНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это такой принцип, по которому следующая меньшая по длительности нота образуется при делении целой ноты на число 2 в какой-нибудь математической степени (то есть на 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512 или 1024 частей).
Длительности нот четного деления вы хорошо знаете. Это давно ставшие привычными для вас половинные, четвертные, восьмые ноты, или те, которые мельче их – шестнадцатые, тридцать вторые и т.д.
НЕЧЕТНОЕ (или ПРОИЗВОЛЬНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это принцип, по которому целую или какую-нибудь другую ноту можно раздробить на любое количество частей: на три, пять, девять или шестнадцать, на девятнадцать или на двадцать две и т.д.
«Разделить ноту на 22 части? Хм! Звучит как-то неправдоподобно», – возможно, подумаете вы. Однако мы вас уверим, что примеров подобного деления в музыке огромное количество. Вот, например, знаменитый польский композитор Фридерик Шопен очень любил вводить подобные «штуки» в свои фортепианные пьесы. Вот мы откроем первый его ноктюрн (фрагмент нотной записи смотрите ниже). И что мы видим? На первой же строчке группа из 11 нот, на второй – из 22. И массу таких примеров можно найти не только у Шопена, но и у многих других композиторов.
Ритмические фигуры нечетного деления
Конечно, «музыкальная конституция» разрешает делить ноту и на девятнадцать частей и на двадцать восемь, и на тридцать пять, но все-таки есть еще и «традиции». Есть такие «неправильные» ритмические фигуры, которые среди всех остальных встречаются чаще всех, за ними закрепились определенные названия, и их-то мы как раз сейчас и разберем. Итак, все по порядку.
ТРИОЛИ – они образуются при делении какой-нибудь длительности не на две части, а на три. Например, четвертную ноту можно разделить не на две восьмых, а на три, и они, конечно же, будут скорее по сравнению с четными восьмушками. Аналогично половинную ноту можно разделить на три четвертных ноты вместо двух, а целую – на три половинных.
Восьмые-триоли, как правило, собираются по три штуки в одну группу под одно ребро («крышу»). Сверху или снизу ставится число три, которое и указывает на подобный способ деления. Также оформляются и шестнадцатые ноты триоли. А более крупные длительности, то есть четверти и половинные, которые никогда не соединяются ребрами, тоже группируются по три штуки, только с помощью квадратной скобочки. И число три в этом случае – также обязательный атрибут.
КВИНТОЛИ – эти длительности возникают, когда какая-нибудь нота разделятся на пять частей вместо четырех. Вот, например, четверть можно раздробить на четыре шестнадцатых ноты, но можно, оказывается и на пять. Подобное – с половинной: ее можно разделить на четыре восьмых, или на пять квинтолей-восьмых. А целую длительность можно разделить, соответственно, на пять четвертей вместо четырех.
ВАЖНО! Принцип оформления всех нот нечетного деления универсальный. Ноты, которые соединяются в группу с помощью ребер, просто помечаются нужной цифрой сверху или снизу (квинтоли – цифрой пять).
Если же нотки записываются по отдельности каждая (четверти, половинные или те же восьмые, но с хвостами), тогда группу нужно показывать квадратной скобкой и числом.
Триоли и квинтоли из нечетных длительностей применяются, пожалуй, чаще всего. Принцип нечетного деления вам понятен? Отлично! Давайте перечислим еще несколько случаев, с которыми музыканты сталкиваются чуть реже.
СЕКСТОЛЬ – деление ноты на шесть частей вместо четырех. По сути секстоль можно образовать, сложив две триоли. Например, разделение четверти на шесть шестнадцатых вместо четырех.
СЕПТОЛЬ – деление ноты на семь частей вместо восьми или вместо четырех. В первом случае – это будут слегка замедленные длительности, а во втором – наоборот, ускоренные.
НОВЕМОЛЬ – деление ноты на девять частей вместо восьми. Пример: раздробление половинной длительности на девять шестнадцатых нот вместо восьми.
ДЕЦИМОЛЬ – деление длительности на десять частей вместо восьми. Допустим, в целой ноте вообще умещается восемь восьмых, но можно разместить и десять, тогда они будут чуть более торопливыми по сравнению с обычными.
Деление ноты с точкой на две и четыре части
Интересные случаи «неправильного» деления длительностей возникают при делении нот с точкой, которым удобнее всего распадаться на три равных длительности, на две или четыре части. Другими словами: то, что должно легко разделяться на три части, делится на две или на четыре, также вызывая ритмические аномалии. К таким случаям относятся:
ДУОЛИ – они получаются, когда нота с точкой делится на две части. Например, четверть с точкой легко разделить на три восьмых, но тот, кто не ищет легких путей, делит ее на две.
Дуоли, конечно же, звучат более протяжно, тяжелее по сравнению с нормальными восьмыми. Сами судите: четверть с точкой, условно говоря, длится полторы секунды. Если вы сейчас не поняли, почему я тут вообще секунды упомянул, то, пожалуйста, почитайте материал «Знаки, увеличивающие длительности нот». Там мы об этом говорили.
Итак, четверть с точкой – полторы секунды, обычная восьмая – полсекунды, и логичнее разделить эту несчастную четверть на три восьмушки, но мы делим на две. И получаем, что каждая восьмая – укрупнена, она длится три четверти секунды (1,5/2 = 0,75 с).
Аналогично и половинная с точкой может быть разделена не на три нормальных четверти, а на две более крупных. То есть наша половинная с точкой – это 3 секунды, обычные четверти – по 1 секунде, но у нас получились по полторы (3/2 = 1,5 с).
КВАРТОЛИ – эти четные длительности с безумно сложно уловимым движением попадаются нам тогда, когда нота с точкой снова делится не на три части, а на четыре. Например, четверть с точкой разделена на четыре восьмых вместо трех или половинка с точкой – на четыре четвертных ноты. Квартоли играются быстрее, легче по сравнению с обычными восьмыми и четвертями.
Ритмические упражнения с триолями и квинтолями
Все, что касается музыки, нужно познавать не только умом, но и слухом, то есть музыкально. Именно поэтому мы стараемся предлагать вам не только сухой теоретический материал, но и хотя бы совсем простые упражнения, чтобы вы могли не только узнать о триолях, но и послушать, как это звучит.
УПРАЖНЕНИЕ №1 «ТРИОЛИ». Чаще всего в музыке встречаются триоли-восьмушки. В предлагаемом упражнении будут разные длительности, мы раскачаемся постепенно. В первом такте будут ровные четверти – равномерные удары пульса, дальше пойдут обычные, четные восьмушки, а в третьем такте – триоли. Вы их узнаете по характерной группировке и по числу три в нотном примере. Послушайте аудиозапись примера и постарайтесь уловить разницу этих ритмов.
Отработайте ритмы разных длительностей отдельно. Вы, наверное, уловили слухом разные виды движения. Услышали, как четко пульсируют триоли? В них явно ощущается биение типа «раз-два-три, раз-два-три» и т.д., первая нота триоли чуть активнее, сильнее последующих двух. Попробуйте простучать этот ритм, ощущения нужно запомнить.
Еще одно аналогичное упражнение с другим мелодическим рисунком.
УПРАЖНЕНИЕ №2 «СЛУШАЕМ БЕТХОВЕНА». Одно из самых известных в мире произведений классической музыки – это «Лунная соната» Бетховена. Оказывается, ее первая часть насквозь пронизана движением триолей. Мы предлагаем вам послушать кусочек начала первой части и проследить за ритмом фрагмента по нотам.
Именно спокойное покачивание триолей в музыке Бетховена одновременно и гипнотизирует, и создает настрой, располагающий к размышлению.
УПРАЖНЕНИЕ №3 «СЛУШАЕМ ТАРАНТЕЛЛУ». Но триоли могут звучать и совершенно иначе, чем в предыдущем примере. Например, есть такой итальянский народный танец – тарантелла. По характеру он очень подвижный, слегка нервозный и очень зажигательный. А для создания такого характера часто вводится быстрое движение триолями.
В качестве примера мы вам покажем знаменитую «Тарантеллу» Ференца Листа из цикла «Годы странствий». Ее главная тема построена на четком триольном движении. Будет очень быстро, успевайте следить!
УПРАЖНЕНИЕ №4 «КВИНТОЛИ». Бывает сложно уложить в одну единицу времени, в одну долю сразу пять мелких длительностей. Сложно, но этому нужно научиться. В примере, который приведен ниже будут встречаться шестнадцатые-квинтоли, которые получились от деления на пять частей четвертной ноты. Сначала даются ровные четверти, а потом ритмические последовательности с квинтолями.
Кстати, в нотном тексте этого примера вам встретились знаки диеза, бемоля и бекара. Вы не забыли, что это такое? Если подзабыли, то повторить можно ЗДЕСЬ.
УПРАЖНЕНИЕ №5 «ПОДТЕКСТОВКА». Знаем, что сразу ритм квинтолей освоить трудно. У кого-то не получается успеть сыграть пять нот за отведенное время, у кого-то квинтоли получаются кривоватыми – неодинаковыми по длительности. Чтобы исправить положение, предлагаем вам упражнение с подтекстовкой.
Что такое подтекстовка? Это когда под музыку подбираются слова и выражения с таким же ритмом. И затем ритм слов, которые нужно пропевать или произносить вслух, помогает усвоению ритма музыкального.
Возьмем те же ритмические фигуры квинтолей, что и в задании выше, и подберем для них подходящие слова. Тут можно придумать что угодно, главное – чтобы в слове или словосочетании было всего пять слогов, и первый слог был ударным. Нам подходят, например, такие выражения: небо синее, солнце яркое, море теплое, лето жаркое.
Попробуем? Тем возьмем чуть помедленнее. На каждую ноту – один слог.
Позанимались? Здорово! На этом мы пока остановимся. В следующих выпусках вас ожидает продолжение разговора о разных сторонах музыкального ритма. Если у вас остались вопросы по теме данной статьи, напишите их в комментариях.
Дорогие друзья, напоследок предлагаем вам послушать немного хорошей музыки: фортепианную «Тарантеллу» Сергея Прокофьева из цикла «Детская музыка». Попробуйте и в ней уловить зажигательнее ритмы триолей.
Уроки гитары для начинающих!
Здесь Вы научитесь играть на акустической и электрогитаре, а так же узнаете как можно быстро и эффективно овладеть этим удивительным инструментом!
Здесь Вы научитесь играть на акустической и электрогитаре, а так же узнаете как можно быстро и эффективно овладеть этим удивительным инструментом!
Триоли Vs Галоп [Как Играть на Гитаре] 3
Как играть триоли и галоп на гитаре?
Вначале своего обучение, начинающему гитаристу бывает сложно играть триоли и галоп, так как оба ритмических рисунка не простые и плюс, в каждом из них содержится по три ноты, что явно не облегчает решение задачи…
Собственно, поэтому я и пишу эти строки, чтобы помочь Вам разобраться, что есть что, и главное, как все это играть на нашем любимом струнном инструменте! Поэтому, настраивайтесь на продуктивную работу, пора начинать урок по триолям и галопу.
Раз оба рисунка имеют по три ноты на долю, то вероятно, есть какое-то между ними различие, его первым делом и нужно найти. Начнем с триолей, триоли звучат ровно друг за другом, они имеют одну длительность и поэтому каждая нотка звучит одинаковое количество времени. Могу даже порекомендовать к просмотру видео по триолям, ниже Вы можете изучить его, чтобы лучше понять данный рисунок.
Галоп как я уже сказал, состоит из разных длительностей нот, а это значит, что и каждая ноты в нем звучит разный промежуток времени, понимаю, на словах это вероятно звучит как минимум непонятно, но сейчас перейдем к практике, а там уже понимание придет!
Триоли
2) Тут вся сложность заключается в том — что рисунок однообразен, поэтому может запутать вас. Старайтесь держать его как можно дольше и при этом, не сбиваться с ритма.
3) Мелодичный пассаж, который просто приятно играть, поэтому, наслаждайтесь…
4) Не думаю что это упражнение у Вас сможет вызвать проблемы, если Вы естественно уже успешно играете предыдущие упражнения, но для разнообразия, пусть будет.
Галоп
1) Внимательно поиграйте это упражнение и постарайтесь понять, чем отличается галоп от триолей, а если вдруг, все же, не уловите разницу, то советую пройти это занятие заново и написать свои вопросы в комментариях.
2) На рисунке расположенном ниже, так же изображен галоп, только тут он обратный. Самое главное, не забывайте следить за штрихом, я не просто так его проставлял, соблюдать его, крайне важно!
3) Для полуфинала, я приберег хороший риф, исполненный при помощи галопа, наслаждайтесь!
4) А вот и последнее качевое упражнение на сегодня. Правда, знайте, впереди Вас ждет опасность, ноты с точкой, а эти самые точки продлевают длительность ноты на половину, иначе говоря четверть с точкой звучит как четверть + восьмушка. Пробуйте, даже если сразу не получиться, то со временем во всем разберетесь, пока просто играйте.
Уловили разницу между триолями и галопом? Надеюсь что это так, ведь эти два рисунка очень часто используются, а значит и понять их желательно как можно раньше. В любом случае, если есть проблемы или любое недопонимание, то отпишитесь в комментариях, или, внимательно изучите материал еще раз, возможно, это будет даже более ценно для Вас!
Если же, материал усвоен на отлично, тогда возьмите небольшой перерыв, а после, возвращайтесь, ведь впереди Вас ждут новые знания. Так же хочу Вас поздравить, Вы уже почти закончили раздел “Путь новичка”, можно сказать, осталось несколько последних рывков, и Вас уже можно будет считать опытным гитаристом.
Как легко научиться играть триоли на гитаре (упражнение для гитары в нотах и табах)
На просторах YouTube нам удалось отыскать крайне интересное и полезное видео, в котором подробно рассказано, как научиться играть триоли на гитаре.
В этом же видеоролике от парня по имени Айдар (канал — Amazing Guitar), детально и четко изложена разница между триолями и галопом.
Для начала давайте обратимся к музыкальной теории и к Википедии:
Трио́ль (фр. triolet) — группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности. Возникает в случае, когда временно́й интервал, в текущем размере занимаемый двумя нотами, необходимо разделить на три равные части. В триоль вместо ноты также может входить пауза той же длительности, или две ноты вдвое меньшей длительности, и т. п.
В нотной записи над триолью ставится цифра 3 над (или под) группой нот, объединённых общей чертой либо квадратной скобкой за неимением общей черты (пример: четверть + восьмая в контексте триоли).
Хочется заметить, что триоль — это не обязательно группа из трех НОТ, а скорее группа из трех ДОЛЕЙ, которые могут быть и нотами и паузами.
Триоли повсеместно используются в музыке, и развивающийся гитарист постоянно сталкивается с ними в своей практике.
Как следует из материала Википедии, обозначаются такие группы связками по три ноты, над которыми ставятся троечки.
Теперь вернемся к видео с гитарным упражнением и посмотрим его, а чуточки ниже сделаем несколько комментариев и дадим полезные советы. Видео:
Как легко научиться играть триоли на гитаре
1. Для обучения вам обязательно придется использовать метроном или драм-машину. Это позволит держать ровный темп и уже на этапе обучения привыкать к правильной и ровной игре.
Скорость можете определить сами, какая вам кажется удобной.
2. Когда данное упражнение будет заучено вами и сыграно 5 раз подряд без ошибок, можете повысить скорость ударов метронома на 5 единиц.
3. В этой статье чуточку ниже вы найдете кнопку для скачивания нот и табулатур упражнения в формате Guitar Pro 5.
Обязательно скачайте этот архив с файлом, так как в нем вы найдете и другие интересные вариации на тему триолей!
4. Когда игру триолей на гитаре вы освоите в полной мере, сможете быстро играть эти упражнения на своем инструменте, обязательно поэкспериментируйте.
Как здесь можно экспериментировать? Вот несколько идей:
— замена отдельных нот паузами;
— глушение тех нот, которые извлекаются на открытой струне;
— перенос всего упражнения на другие струны гитары;
— замена отдельных триолей простыми восьмыми и четвертыми нотами или паузами;
— замена всех нот в упражнении таким образом, чтобы сохранялся общий триолевый ритм;
— игра сильных долей (первых нот) на одной струне, а промежуточных — на другой струне.
5. В нотах и табах, которые вы скачаете с нашего сайта, установлен средний темп в 90 ударов.
Если такая скорость для вас тяжела, уменьшайте темп!
Когда вы научитесь играть триоли, вы сможете повысить скорость.
1 триоль (вниз-вверх-вниз), 2 триоль (вверх-вниз-вверх) и снова все повторяется.
7. В наших упражнениях вы найдете (1) оригинальный рисунок, который звучит на видео, (2) вариант данного рисунка с паузами и (3) тот же самый ритмический ход с триолями, где все ноты заменены или квинтами или паузами.
Последний третий рисунок – это фактически готовый металл-риф. Пользуйтесь!
ВАЖНО: некоторые из этих экспериментальных приемов вы уже найдете в готовом виде в табулатурах и нотах к данной статье сайта ssabbasas.ru.
Просто скачайте готовый файлик, откройте его программой «Гитар Про» 5 и вносите другие свои правки!
ВАЖНО: если вы учитесь играть на простой акустической гитаре, где к 15-му ладу не дотянуться, просто выбросьте эту часть или сыграйте вместо нее любые другие ноты.
Главное — уловить ритм триоли и научиться играть триоль, а не именно это конкретное упражнение!