Как играть в детский магазин
Конспект занятия сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Мария Глазкова
Конспект занятия сюжетно-ролевой игры «Магазин»
формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Образовательные задачи
-учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.
— приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
— выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
— обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
— развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог
— развивать интерес к игре;
— учить объединятся в группы в игре;
— знакомить детей с правилами поведения в магазине.
Воспитательные задачи:
— воспитывать уважение к труду взрослых.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в магазин.
2. Занятие по развитию речи по теме «Профессия продавец».
3. Занятие тестопластика по теме «Продукты»
продавец, кассир, покупатели.
Игровые действия:
покупатели покупают товар, продавец подсчитывает
стоимость товара, кассир принимает плату за товар.
Оборудование: деньги (фишки, сумки; изделия из тестопластики
(продукты питания); коробки из-под конфет, молока, сметаны.
Карточки-чеки, счеты, весы, колпак, фартук, полиэтиленовые пакеты.
Ход занятия
— Ребята, посмотрите, что я вам принесла!
Дети вместе с педагогом рассматривают и называют предметы, которые
2.- Вспомните, дети, куда мы с вами ходили на экскурсию? (Мы ходили на экскурсию в магазин).
• Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).
• Какие продукты вы видели на прилавках? (Дети перечисляют продукты питания).
• А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец взвешивает продукты, складывает их в пакет, подсчитывает стоимость).
• Кто принимает деньги за товар? (Кассир).
• Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).
• Ребятки, как вы думаете, в какую игру мы сегодня будем играть? (Мы будем играть в магазин).
I. Подготовительная работа.
— Ребятки, представьте, что я продавец. Какие волшебные слова вы мне будете говорить?
(Здравствуйте, покажите пожалуйста, дайте пожалуйста, до свидания).
— А теперь Коленька подойдет ко мне и покажет, как нужно разговаривать с продавцом.
(Продавец подает хлеб).
• А теперь Леночка покажет, как нужно взвешивать товар. (Ребенок подходит к столу, кладет на весы какой-либо предмет и «подсчитывает» его стоимость).
• Верочка, представь, что ты кассир. Что ты будешь делать? (Я возьму деньги и дам покупателю чек).
III. Подготовка игрового помещения.
— Сейчас Коленька и Саша поставят стол для кассира, Миша и Витя поставят стол для продавца, Леночка поставит на стол весы, а Людочка разложит «продукты».
IV Распределение ролей.
— Сегодня продавцом будет Леночка, кассиром будет Марина, а остальные детки будут покупателями.
V Развитие игрового сюжета.
Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.
Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!
Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми.
V. Уборка игрового помещения.
• Ребята, в какую игру мы играли? (Мы играли в магазин).
• Что мы делали в магазине? (Мы покупали продукты).
• А сейчас, давайте все уберем на свои места и пойдем на прогулку.
Касса-прилавок для сюжетно-ролевой игры «Магазин» Касса-прилавок для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Касса-прилавок является дополнительным оборудованием для сюжетно-ролевой игры «Магазин»,.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья. Ждём гостей. Магазин» Сюжетно-ролевая игра: «Семья. Ждём гостей. Магазин». Автор: Сарапулова Виктория Степановна Должность: воспитатель Место работы: ОГКУСО.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в подготовительной группе Цель: расширить область социально-нравственных ориентаций детей через сюжетно-ролевую игру «Магазин». Задачи: 1. Закреплять умения сознательно.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
План-конспект сюжетно-ролевой игры по теме: «Бюро экскурсий» в подготовительной группе Программное содержание: Образовательные задачи:. расширить представления детей о экскурсиях, познакомить детей с профессиями бюро экскурсий:.
План руководства сюжетно-ролевой игры «Магазин» План руководства игрой детей дошкольного возраста Вид игры: Сюжетно – ролевая игра «Магазин». Возраст детей: 5-6 лет (Старшая группа).
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек» в младшей группе Когда ребенок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действия вместе со взрослыми или как взрослые. Собственно.
Сценарий сюжетно-ролевой игры «Я как мама». «Поход в магазин» Сценарий сюжетно-ролевой игры «Я как мама». Задачи: 1. Учить детей принимать игровую роль, действовать в рамках обозначенной роли. 2. Побуждать.
Играем в магазин с детьми
Начиная с 3 лет, дети активно интересуются сюжетно-ролевыми играми. Именно в этом возрасте они уже воспринимают себя, как отдельную личность и стремятся к самостоятельности. Если воспитывать малыша правильно, подкреплять его активность, любознательность, создавать все условия для полноценного развития, он вырастет самостоятельным и очень смышленым.
Родителям нужно избирательно подходить к выбору игр, которыми увлекается малыш. Предпочтение лучше отдавать не просто интересным, а еще и развивающим вариантам времяпровождения, ведь именно в игровых ситуациях дети овладевают определенными формами поведения, узнают и усваивают колоссальное количество полезной информации. Хорошим выбором в данном плане будет игрушечный магазин. Это забавная и очень познавательная игра. Она предоставляет малышам возможность почувствовать себя покупателем, самостоятельно выбирая продукты, либо же примерять на себя роль кассира, обслуживающего людей. Дети могут играть так часами, придумывая собственные оригинальные сценарии.
Большой выбор игр
Производители радуют огромным выбором игрушечных магазинов. Среди солидного ассортимента есть стеллажи супермаркетов, витрины, продукты и вещи, миниатюрная касса с кассовым аппаратом, наполненным деньгами, весы, тележки, в которые можно складывать «покупки». Комбинируя эти элементы, удастся создать прекрасное развивающее пространство для полезных сюжетно-ролевых игр.
Все представленные игрушки, изготовлены исключительно из надежных материалов, абсолютно безопасных для здоровья. Их качество подтверждено наличием соответствующего сертификата.
Польза от игрушечного магазина
Играя в магазин, малыш извлекает из этого огромную пользу. Перечислим основные преимущества данной игры при правильной ее организации:
Еще малыш удовлетворяет потребность почувствовать себя взрослым, готовым делать покупки самостоятельно. Часто, во время походов в реальные супермаркеты, родители сталкиваются с проблемой, что ребенок начинает капризничать, хватать с полок разные продукты. В особо тяжелых ситуациях случаются настоящие истерики. Если дома у ребенка будет свой собственный магазин, в котором он сможет удовлетворить свои «покупательские потребности», то подобные случаи практически исключены.
Интересные варианты игр
Огромное преимущество игрового магазина в том, что он заинтересует и малышей в возрасте от 3 лет, и младших школьников. Для деток разных возрастных категорий, можно придумать сценарии, соответствующие их развитию. Рассмотрим некоторые из них:
Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина
Разработка сюжетно-ролевой игры «Магазин»
Актуальность: дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. Овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне, дети, как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Не надо полагаться на самостоятельное усвоение знаний о финансово-экономических отношениях. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и как экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
— дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать;
— показать на конкретном примере, что такое цена, покупка, продажа; как, где и через кого это можно осуществить.
Оборудование,дидактический материал: касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки.
Участники: Дети (подготовительная группа, родители, педагоги.
Игры, занятия, сюрпризный момент, напоминание.
Развертывание в самостоятельной деятельности ролевых действий и ролевой речи. Появление ролевого взаимодействия со сверстниками, умение слушать партнеров. Формирование коммуникативных навыков.
Интеграция образовательных областей:
Социализация, коммуникация, познание, физическая культура, музыка, здоровье, художественное творчество, труд, безопасность
1. Изучить методическую литературу.
2. Составить план работы
3. Подобрать материал для игры.
4. Заинтересовать детей игрой.
5. Сюжетно-ролевая игра.
Процесс Совместная деятельность воспитателя и детей Деятельность воспитателя
1 этап. Подготовительный
Выявление проблемы Диагностика: игровых навыков, игровой среды
Обогащение представлений о сфере деятельности
1. Рассматривание иллюстраций с изображением магазинов, его отделов. экскурсия в магазин
— «Что такое магазин?»
— «Кто работает в магазине?»
— «Для чего нужны магазины?»
— «Что мы можем купить?» (Дети перечисляют все возможные покупки)
— «Все ли, что продается, нам необходимо покупать?»
3.Чтение художественной литературы:
— стихи, загадки о профессии продавца;
— Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
— В. Маяковский «Кем быть?»
4. Дидактические игры:
— «Магазин»;
— «Кто назовет больше действий»;
— «Кому что нужно для работы»
5.Просмотр презентации: магазины продуктов, магазин игрушек
— изготовление с детьми атрибутов к игре (чеки, касса, «деньги», ценники);
— изготовление из соленого теста пирожков, булочек
Изучение методической литературы. Подбор информации о магазине.
Разработка конспекта игры «Магазин игрушек»
Работа с родителями Предложить родителям:
— сходить с детьми в магазин;
— оказать помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Семья»Консультация: «Создаем условия для игры дома»
2 этап. Организация сюжетно – ролевой игры
Определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение
событий, хода их развития в соответствии с темой игры.
Создание предметно–игровой среды
Покупатели – рассматривают товар, просят продавца показать тот или иной товар, покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах.
Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость.
Покупатель:- Возьмите, пожалуйста, чек.
Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»! Придумывание воспитателем материала для игры: для работников магазина, для покупателей.
Обучение элементам развития сюжета.
Совместная игровая деятельность воспитателя и детей Совместные игры и игровые ситуации:
— «В магазине»
Повторение правил поведения в общественных местах.
Организация игрового пространства
3 этап Практический (основной)
Этапы сюжетно – ролевой игры Деятельность воспитателя Методы и приемы (прямые, косвенные) Игровые действия воспитанника Контроль результатов деятельности
1. Создание игровой ситуации
Ход мероприятия
-Ребята, у вас бегут года
Будет вам семнадцать.
Где работать вам тогда,
чем заниматься? Давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют).
А вы хотели бы отправиться в путешествие в волшебный городок, где все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя любую профессию.
Хотите туда поехать?
А на каком транспорте мы можем доехать?
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
и машина мчится в даль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Мы едем, едем, едем в далёкие края.»).
На горизонте магазин. Магазин современный, большой, красивый, уютный. Какие профессии нужны для игры в магазин?
Дети:- Директор магазина, продавцы, покупатели, кассиры.
Воспитатель:- Магазин открыт, покупатели, заходите!
Стоят на полке чинно в ряд,
Стоят игрушки, ждут ребят.
Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,
Будут у ребят игрушки.
Воспитатель:- Дети, посмотрите как много игрушек. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь.
Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь.
А вот разноцветные книжки!
Вот на полке мячики.
Воспитатель просит детей объяснить значение терминов «цена», «деньги», «покупка», «продажа», очередь. В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы. Покупатели за покупки расплачиваются деньгами, кассиры принимают деньги, выдают чек. Все вместе проверяют, правильно ли дана сдача.Словесные методы: беседа, вопросы; создание вообра-жаемой ситуации; пред-метно-дей-ственная мо-тивация.
В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы,принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (отправиться в магазин).
Дети перечисляют,что необходимо сделать:
выбрать атрибуты для игры, купить продукты.
Дети имеют представления о работе продавца, кассира, продавца. Могут выбрать необходимые атрибуты для игры.
Воспитатель при необходимости помогает распределить роли. Вместе с детьми совершает игровые действия.
Воспитатель следит за ходом игры, направляет детей на правильный ход игры; устраняет конфликты, оказывает необходимую помощь детям. Рассказывает, что, если в магазине товар продашь подешевле – быстро разойдётся товар, будешь цену держать – товар залежится, испортится- это называется рынком, рыночными отношениями. На рынке цены можно регулировать, т. е. уменьшать или увеличивать цену. Совместная игровая деятельность.
Наблюдение за игрой, моделирование игровых ситуаций.
Дети знают правила поведения в общественных местах; умеют задавать вопросы.
Дети умеют развивать сюжет игры, менять игровую роль в ходе развёртывания сюжета, договариваться о последовательности совместных действий.
Включение педагога в игру, принятие на себя роли, моделирование игровых ситуаций.
Дети определяют место для магазина, начинают его готовить. Ставят стол для кассира и продавца. Ставят весы. Раскладывают продукты
Дети знают названия продуктов; владеют навыками культурного поведения в общественных местах.
Динамическая пауза Директор магазина:
— Уважаемые покупатели в нашем магазине в честь открытия проходит дегустация продуктов. Мы приглашаем вас в наш отдел продегустировать наши продукты и купить их со скидкой (реклама продуктов).Но сначала нужно отгадать загадки:
1. Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги).
2. На товаре быть должна
3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт. (кассир).
4. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам. (продавцы). Беседа,
сюрпризный момент Дети вместе с воспитателем дегустируют продукты. Воспитатель не выходя из роли, контролирует процесс игры. При необходимости помогает, моделируя различные ситуации.
магазин наш закрывается,
мы с вами все прощаемся.
Ждут нас игры и дела.
Воспитатель благодарит детей за хорошую игру и предлагает отправиться назад в детский сад, захватив с собой покупки.
По желанию продолжить игры по интересам Дети умеют отвечать на вопросы, анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в игре.
1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для дошкольников. – 2015. – С. 42.
2. Коннова З. П., Малышева И. В., Пенькова Л. А., Пыркова С. В. Развитие игровой активности дошкольников. – Сфера. – 2017.
Уголок сюжетно-ролевой игры «Магазин» Дети повзрослели. Нужно было придумать и заинтересовать детей,чтобы дети стали более уверенные в себе. Умели общаться с окружающим миром.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек» в старшей группе Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек» в старшей группе. Цель. Расширять знания детей о труде продавца. Учить описывать предметы.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин овощи — фрукты» Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин овощи – фрукты» Группа: младшая Задачи: 1 Закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин»;.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» в средней группе Цель: создать условия для развития интеллектуальных и личностных качеств детей посредством формирования социального опыта детей средствами.
Мастер-класс «Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин» Игра ведущий вид деятельности дошкольника. Дошкольный возраст самое начало жизни ребенка,когда он только начинает осознавать себя личностью.
Мастер-класс «Пирожные для сюжетно-ролевой игры «Магазин» Игра занимает важное место в жизни ребёнка-дошкольника. В игре дошколята познают окружающий мир, приобщаются к социальному миру взрослых,.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Поездка в магазин» для средней группы Конспект проведения сюжетно ролевой игры «Поездка в магазин» для детей средней группы. Цель: Обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями,.
Проект сюжетно-ролевой игры «Магазин» Проект Сюжетно – ролевой игры «Магазин» в средней группе. Проблема: Почему мы обозначили данный проект для работы? Для этого существовала.
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Магазин «Цветы» в старшей группе Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Магазин «Цветы»» в старшей группе Выполнила: Полина Петра.
Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» Торговля Технологическая карта по организации сюжетно-ролевой игры_ «Магазин», «Супермаркет» Цель,задачи Предварительная работа для организации.
Идем за покупками! Или сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Идем за покупками! Или сюжетно-ролевая игра «Магазин».
«Недавно мы с сыном пришли в магазин игрушек, и он выбрал себе подарок, который, если честно, сначала меня шокировал… Тележку для покупок! Такая пластиковая, яркая. В целом, конечно, прикольная игрушка. Но почему такой странный выбор? Почему не машинка, не каталка какая-нибудь, ни книжка? Мы, конечно, купили эту тележку. Теперь он постоянно с ней возится: катает, что-то в нее складывает, перевозит, выкладывает. А на днях подошел ко мне с тележкой и говорит: «Купи!» Вот тут только до меня дошло, что он не просто использует тележку, как своеобразное транспортное средство для перемещения кубиков из точки «А» в точку «Б» квартиры, а имитирует поход за покупками в супермаркете! Теперь наша главная игра – это «Магазин». И как это расценивать? Не понимаю, если честно, откуда такая тяга к покупкам? Может, он будет продавцом? А может, я слишком часто беру его с собой в магазин за продуктами? Ну, ладно… пусть играет, раз нравится! Мы, кстати, с мужем ему еще игрушечную кассу хотим прикупить. Пусть и считать заодно с любимой игрой учится!»
Я не случайно начала данную статью с пересказа слов моей давней знакомой. Мы встретились на прошлых выходных, т.к. давно не виделись, да и детки у нас почти ровесники (сыну моей знакомой 2 года и 4 месяца, а моему 3 года). Болтали, конечно же о детях… Ну, о чем еще могут говорить две молодые мамочки?! 🙂 Об их успехах, о проблемах, о забавных случаях. Но вот этот ее рассказ об игрушечной тележке как-то запал мне в душу… А действительно, почему ребенок выбрал именно эту игрушку? Почему ему так нравится именно эта тематика игры? А что существует даже игрушечная касса. С ума сойти, чего только не придумали современные игрушечники.
В общем, спасибо моей знакомой за идею для новой статьи! Надеюсь, и Вам это будет не безынтересно…
Одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр – «Магазин».
После того, как кроха научился базовым навыкам – сидеть, ползать, ходить, самостоятельно кушать, обращаться с горшком, одеваться, параллельно оттачивая и свои речевые навыки, главным видом деятельности для малыша становится игра. И не простая игра, а так называемая «сюжетно-ролевая игра». Ребенок переносит в формат игры знакомые бытовые сюжеты, впечатлившие его жизненные сцены, правила поведения и общения, примеряет на себя самые разные социальные роли. Причем игры начинаются с самых простых, почти односложных действий, и постепенно усложняются. К школьному возрасту ребенок подходит с умением выстраивать сюжетные линии на уровне, не побоюсь этого сравнения, выпускника режиссерского факультета ВГИКа! Однако в начальной школе происходит постепенный переход от игровой активности к другим видам, более понятным и логичным для любого взрослого. Но вернемся в счастливый этап сюжетной игры…
Какие сюжеты выбирает малыш и почему?
Да самые обычные, ежедневно окружающие его в жизни! Прежде всего, конечно же, это дом, семья, быт. Постепенно подключаются игры в «Доктора», «Магазин», «Парикмахера», «Полицию»… т.е. ребенок постепенно встраивает в игру все новые и новые блоки знаний, событий и явлений. После того, как малыш пойдет в детский сад, в его игре обязательно появится образ воспитателя, педагога и нянечки. Девочки с упоением будут устраивать куклам «тихий час», а мальчики собирать роботов на физкультуру. И чем больше дети узнают, тем более разнообразными становятся их игры. На сюжетную игру будут влиять и персональные увлечения ребенка, и посещаемые им кружки и спортивные секции, и профессии родителей, и новые друзья, привносящие в игру свои сюжетные линии.
Почему ребенок играет в «Магазин»?
Все просто – это один из основных и постоянно повторяющихся сюжетов в жизни любого современного ребенка. Моя знакомая так искренне удивлялась, откуда у ее сыночка такая тяга именно к этой сюжетной игре. А по-моему, здесь нет ничего удивительного, ведь сейчас нас окружает неимоверное количество магазинов. Гипермаркеты и молы; супермаркеты и торговые центры; продуктовые и вещевые; спортивные и детские; шаговой доступности и сопутствующие, в общем, перечислять типы магазинов можно долго. На сегодняшний момент мы все живем в одном огромном «обществе потребления». Задумайтесь, сколько раз в течение недели Вы бываете в магазине? И сколько раз из них с Вами находится малыш? Свежий хлеб, молоко, мороженое для любимого чада после прогулки и еще множество мелочей все мы ежедневно покупаем в магазине шаговой доступности, в булочной «на углу дома», в торговой палатке на автобусной остановке. А в выходные семьи всем составом выезжают в огромные торговые центры и гипермаркеты, покупая «стратегический запас еды» на всю следующую неделю, «новые туфельки» для мамы, спортивный рюкзак для папы, развивающий коврик для новорожденного, подарок на юбилей дедушке и т.д. и т.п. И все это происходит изо дня в день на глазах малыша. Поэтому абсолютно естественно, что одной из первых сюжетно-ролевых игр в его арсенале становится именно игра в «Магазин».
Можно ли отправиться «за покупками», не потратив при этом ни рубля?
Конечно можно! Только Вам придется потратить не деньги, а время для подготовки к игре. Для того, чтобы детально познакомить малыша с понятием «магазин», его устройством, сотрудниками и посетителями, не обязательно сутки на пролет провести в ближайшем торговом центре. Можно предложить ребенку множество развивающих игр, которые познакомят кроху со всеми неизвестными для него понятиями, а для более старшего ребенка станут образцами правильного поведения в магазине. Например:
В общем, как видите Вашей фантазии есть где развернуться. Ну, а мы, в свою очередь, хотим предложить Вам и Вашему крохе сценарий тематической недельки «Магазин».
Тематическая неделька «Магазин»:
Для кого: для мальчика или девочки в возрасте 2-5 лет
Что понадобится: Ваша фантазия, позитивный настрой малыша и следование нашим общим рекомендациям. Вы можете изменять порядок заданий и игр, адаптировать их (усложнять или упрощать в зависимости от возраста и уровня развития именно Вашего малыша).
День 1:
1. Знакомимся с понятиями «Магазин», «Торговый центр», «Супермаркет»:
Просто расскажите ребенку, показывая соответствующие картинки, что такое магазин.
Магазин – это помещение или отдельное здание, в котором можно купить все самое необходимое: еду, одежду, обувь, игрушки и многое другое.
Магазины бывают самые разные – большие и маленькие, в которых можно купить сразу все или только определенные товары. Например, супермаркет – это магазин, в котором продаются самые разные продукты питания, напитки и бытовые товары; в такие магазины люди ходят очень часто. А торговый центр – это большой магазин, в котором продают и еду, и одежду, и товары для спорта, и детские товары, и мебель, и электронику, и многое другое; в таком магазине обычно есть кафе и игровая площадка, а ездят в него чаще всего в выходные дни.
2. Отправляемся на поиски магазина:
Выйдя на прогулку, обязательно обращайте внимание малыша на встречающиеся магазины и задавайте ему вопросы: «А что это за магазин? Как он называется? Он большой или маленький? Он называется так, подумай, что продается в этом магазине?». А если ребенок уже умеет считать, то предложите ему сосчитать все магазины, которые встретятся Вам на пути до условного места.
День 2:
1. Знакомимся с работниками магазина:
Если Ваш малыш еще плохо говорит или Вы просто знакомите кроху с новыми понятиями, то просто показывайте картинки, объясняя кто есть кто. Деток постарше обязательно вовлекайте в дискуссию: «А ты видел продавца в магазине? А как ты думаешь, почему у грузчиков специальная форма одежды? Что делает кассир?»
Задача второго дня познакомиться со следующими сотрудниками магазина:
Директор. Это самый главный человек в магазине. Он следит, чтобы работники все делали правильно и вовремя, устанавливает график работы магазина, решает, что будет продаваться в магазине, принимает на работу сотрудников.
Товаровед. Этот человек проверяет, чтобы весь товар в магазине был качественным и не испорченным. Он общается с фабриками и заводами, выбирая, кто будет привозить в магазин товар. Проверяет документы, по которым закуплен товар, что бы не было ошибок, проверяет весь ли товар привезли в магазин. Эта работа очень важная и ответственная.
Продавец. Название этой работы от слова «продавать». Этот человек знает какой товар где лежит, может рассказать тебе о товаре, если у тебя есть вопросы, поможет сделать выбор. Продавец в отделе продуктов, например, взвесит и нарежет продукты питания. А в отделе детских игрушек достанет игрушку из коробки, чтобы проверить работает ли она. Продавец все-все знает о товаре, он поможет выбрать и проводит на кассу для оплаты.
Кассир. Это человек, работающий на кассе. Он принимает деньги за товар и выдает кассовый чек.
Охранник. Человек, который следит за порядком в магазине.
Грузчик. Разгружает товары, когда их привозят большие машины, и распределяет товары на складе. Затем грузчик привозит товары в зал магазина, а продавец красиво расставляет новый товар. Обычно у грузчиков специальная рабочая одежда, чтобы он не запачкал и не повредил свою собственную одежду.
Уборщица. Моет полы, протирает прилавки, в общем поддерживает чистоту в магазине. Обычно уборщицы наводят порядок поздно вечером, когда покупатели уже разошлись, чтобы не мешать, или рано утром, до начала работы магазина, чтобы покупатели приходили в чистый и красивый магазин.
2. Загадываем загадки про работников магазина:
После дневного сна и прогулки закрепляем полученные знания с помощью простых загадок. Для самых маленьких можно просто читать их как простые стишки, показывая при этом соответствующие картинки:
В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти.
Шоколадный торт «Причуда»
Очень любит тётя Люда.
Три эклера, пять колец
Завернул им … (продавец)
Носит он большие грузы,
Будь-то мебель иль арбузы.
Утром ведь он рано встал,
За день очень он устал.
Скажет вам уставший… (грузчик)
Все поднять, что на пол бросят,
Вымыть окна, стены, пол,
Протереть от пыли стол.
Лишь иногда поморщится,
Чтоб товары закупить,
Чтобы радовались им
В магазине есть эксперт,
Воры, хулиган, карманник,
От рассвета до заката
Каждый день у аппарата.
Производит он расчет,
Просто выбился из сил,
Кто же это был? … (кассир)
Его главнее точно нет,
Есть у него свой кабинет!
Он важный, как инспектор
День 3:
1. Знакомимся с понятием «покупатель»:
Спросите у малыша, как называются люди, которые пришли в магазин за покупками? Конечно же, ПОКУПАТЕЛИ!
Расскажите ребенку о том, что делает в магазине покупатель (выбирает товары, расплачивается за них на кассе). Важно вести себя в магазине корректно, спокойно и негромко, чтобы не мешать другим людям выбирать товары, не сбивать кассира, когда он считает сдачу, не отвлекать продавцов от консультаций.
Предложите ребенку поиграть в игру «Продавец ошибся». Приготовленные заранее предметы разложите перед ребенком. Скажите, что Вы – продавец, а малыш – покупатель. Продавец очень спешил и ошибся, выложил на прилавок какой-то предмет, который должен лежать совсем на другой полке. Задача ребенка найти и объяснить, какой предмет лишний.
2. Рисуем «магазин»:
Малыш уже много узнал о работе магазина, поэтому предложите ему (или с Вашей помощью) нарисовать магазин, его работников и покупателей.
День 4:
1. Готовимся к игре в «Продуктовый магазин»:
2. Играем в «Продуктовый магазин»:
На столе красиво расставлены слепленные утром продукты с соответствующими табличками.
Сначала Вы – покупатель, а малыш – продавец. Затем поменяйтесь ролями. Задача «купить продукты». Обязательно поздоровайтесь с «продавцом», скажите, какие именно продукты Вам нужны, уточните, есть ли они в магазине и сколько стоят. Продавец ответит, тогда Вы сможете отсчитать нужное количество «денег», а продавец упакует в пакетик и передаст покупателю выбранный товар.
День 5:
1. Знакомимся с понятием «График работы магазина»:
Сначала расскажите ребенку, что значит график работы. Во сколько обычно магазины открываются, когда закрываются, для чего существует перерыв на обед. Уточните также, что бывают круглосуточные магазины, а бывают те, которые работают без обеда.
Подготовьте таблички: ОТКРЫТО, ЗАКРЫТО, ОБЕД (можно сделать аппликации, а можно просто написать на бумаге).
2. Изучаем реальные графики работы магазинов:
Во время прогулки подойдите к нескольким магазинам и покажите ребенку, как выглядит график работы. Если ребенок не умеет читать сам, озвучьте написанное и уточняющими вопросами попросите рассказать какой это магазин – круглосуточный или нет, есть ли обед, можно ли прийти в этот магазин вечером, почему этот магазин так работает. Пусть ребенок порассуждает. Чем старше малыш, тем более сложные и развернутые ответы от него требуются.
День 6:
1. Отправляемся в большой магазин:
Наверняка, малыш уже не раз бывал в торговых центрах. Но теперь, идя за покупками, Ваша задача показать «вживую» все, о чем узнал кроха в течение недели. Обратите внимание на представителей всех профессий, обсудите график работы магазина, выясните, что это за магазин (супермаркет, торговый центр) и почему ребенок сделал этот вывод. Выбирая товары, обращайте внимание на ценники, информационные вывески. Наблюдайте за действиями работников и покупателей.
Ребенок, конечно же, за всем этим уже наблюдал, но поверьте, после такой насыщенной недели, он будет смотреть на все происходящее по-новому и заметит много моментов, на которые не обращал внимания раньше.
День 7:
1. Играем в сюжетно-ролевую игру «Магазин»:
Замечательно, если хоть десять минут, но игре уделят все члены семьи. Тогда папа будет грузчиком, мама и бабушка – продавцами разных отделов, сестра – кассиром, ребенок – покупателем, а дедушка – директором. В игре Вам пригодятся все «творения» за неделю (игрушечные продукты, плюс товарами могут быть абсолютно любые предметы в доме; бумажные деньги; ценники; таблички ОТКРЫТО, ЗАКРЫТО и ОБЕД). Вы можете проиграть заранее придуманный сценарий, а можете экспериментировать «по ходу пьесы». Если позволит время, то дайте возможность Вашему чаду побывать во всех ролях – от уборщицы до директора.
2. Читаем стихи:
Ну, а перед сном, завершая тематическую недельку «Магазин» можно просто почитать детские стишки на тему:
Продавец
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Удочку для дяди Пети,
А для тети Веры — брошь.
Так всегда любезно встретит —
Без покупки не уйдешь,
Математику он знает
Ну, конечно же, на пять —
Деньги быстро сосчитает,
Чтобы сдачу верно дать.
Целый день к нему идут
Очень нужен нам с тобою
Продавца нелегкий труд!
Лесной магазин
На опушке, возле леса,
Магазин «Лесной» стоит,
Дверь открыта до рассвета,
Продаётся в магазине
Всё, что нужно для зверят,
Вкуснотища на витрине,
А медведица сынишке,
В клетку, модные штаны.
Птичкам взвешивает просо,
Мышкам взвесил сыра много,
Платье бабочке, с фатой!
Магазин свой, Лесовик!
Сюжетно-ролевые игрушки для игры в «Магазин».
Очень хочется надеяться, что Вы и Ваш ребенок воспользуетесь нашими советами, а также придумаете еще множество веселых игр и занимательных развивалок!
Ну, а мне остается еще напомнить, что Вы находитесь на сайте интернет-магазина сюжетно-ролевых игрушек, который готов предложить Вам помимо таких вот веселых идей еще и множество реальных игрушек! Наши игрушки обязательно понравятся Вашему Крохе, ведь теперь он знает, что такое магазин и как он функционирует. Теперь малыш сможет и сам придумывать сюжеты, вовлекая в игру своих лучших друзей. Постепенно усложнять сценарии игры. Вот только несколько примеров игрушек, которые мы так старательно подбирали, возможно, именно для Вашего чада: