Как играть в до мажоре
Гамма До-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
Состав и ступени гаммы до-мажор
Как построить гамму до-мажор
Гамма До-мажор на гитаре является диатонической и состоит из 7 нот. Название гаммы соответствует ее тональности (до-мажор). Из теории музыки известно, что мажорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:
Гамма до-мажор по праву считается самой простой и известной в мире. Наверняка, каждый слышал ее в школе. Как видно из данной схемы, бемоли и диезы отсутствуют, что делают данную гамму еще проще в освоении.
Устойчивые ступени гаммы до-мажор
Аппликатуры гаммы до-мажор на грифе
На грифе гитары гамму до-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы до-мажор.
Пять позиций гаммы до-мажор на грифе гитары
Первая позиция
Это основная позиция гаммы. Начинается с ноты До на шестой струне и 8 ладу.
Вторая позиция
Эта позиция берет свое начало с 10 лада 4-й струны. Схема по три ноты на струне.
Третья позиция
Это открытая позиция гаммы до-мажор. Все ноты на открытых струнах в нее входят.
Четвертая позиция
Начинается на третьем ладу пятой струны.
Пятая позиция
Начинается на 5 ладу третьей струны и таким образом завершает «цикл». Следующая позиция (если уйдем вправо по грифу) будет уже первая. Круг замкнулся.
Пять позиций гаммы до диез-мажор и ре бемоль-мажор на грифе гитары
Первая позиция
Вторая позиция
Третья позиция
Обратите внимание, что в этой позиции гаммы (в отличие от до-мажор) не участвуют открытые струны. Аппликатура переместилась на 1 лад.
Четвертая позиция
Пятая позиция
Заключение
Несомненно любому гитаристу желательно знать аппликатуры всех гамм. Это дает вам осознание того, в каком месте грифа вы находитесь и куда стоит перейти для красивого и интересного развития мелодии. Выучите хотя бы гамму до-мажор, тогда остальные вам будут даваться намного легче. Вы это видели и сами на примере гаммы до-диез мажор (ре-бемоль мажор), ведь она строится просто сдвигом позиций вправо на один лад.
Похожие статьи
Популярные статьи
Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.
Что такое гаммы, для чего они и как их играть?
Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.
Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:
Формула для минора:
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:
А это гамма Ля-минор (натуральный вид):
Зачем нужно играть гаммы
Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.
Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.
Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.
Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.
Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.
Аппликатура
Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.
Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:
Виды гамм
Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.
Прямая гамма
Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.
Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.
Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.
Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:
Расходящаяся гамма
Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:
Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.
Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:
Гамма в терцию
Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.
Гамма в сексту
Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.
Гамма в дециму
Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.
Гаммы развивают
С какой гаммы начать
Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.
Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.
Мажорные гаммы
В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.
Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…
Минорные гаммы
Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.
В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.
Гармонический минор
В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:
Мелодический минор
В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:
Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:
Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.
Арпеджио
Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.
Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.
Короткие арпеджио
Длинные арпеджио
Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.
Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.
11 Арпеджио
11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:
Из чего состоят 11 арпеджио:
Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие
Арпеджио 2 — минорное трезвучие
Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд
Арпеджио 4 — минорный секстаккорд
Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд
Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд
Арпеджио 7 — доминантсептаккорд
Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд
Арпеджио 9 — терцквартаккорд
Арпеджио 10 — секундаккорд
Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд
Двойные терции
Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:
Как заниматься
Также полезно играть разными штрихами
Использовать разную динамику
Отличная статья 94
Бесполезная статья 7
Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.
А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский
Гамма до мажор на пианино ноты
Поговорим о C-dur, самой популярной тональности у всех начинающих. Обычно не возникает трудностей понять, как играть До мажор на пианино. Воспроизвести ее просто, поскольку в натуральном виде она не имеет знаков при ключе. Черными клавишами не пользуемся, нужны только белые. C-dur звучит бодро, оживленно, в ней написано много маршей, позитивных, современных или детских песен.
Тональность До-мажор
Всем известная последовательность от До к До — это и есть ноты тональности C-dur. Устойчивые ступени тонического трезвучия C: До, Ми, Соль. От субдоминанты: Фа, Ля, До. От доминанты: Соль-Си-Ре. Вы можете обращать (переворачивать) трезвучия и послушать, как меняется характер звучания. Это не другой аккорд — ноты те же. Смотрим первую строку:
Попробуйте взять на клавиатуре обращенное трезвучие и любую ноту из аккорда на октаву ниже, например, Соль-Ми-Соль-До. Привычное сочетание звуков стало насыщеннее. Со временем, разучивая разные классические и современные композиции, вы заметите, что обращения довольно часто используются в музыке.
Как играть До-мажор на пианино
Как мы уже говорили, весь звуковой ряд играем белыми клавишами. Не забывайте повторять последнюю До, а не заканчивать на Си. Вы не просто перечисляете ноты, а играете полноценную гамму, где первая и последняя ноты — это тоники, которые находятся друг от друга на расстоянии в октаву. Вы и сами заметите, как незавершенно звучит последовательность только из семи нот звукоряда.
Это натуральный C-dur:
Погодите, что значит «натуральный»? У мажора тоже есть три вида?
Верно. Вот гармонический, с пониженной Ля. Как в миноре, несколько по-восточному звучит гармоническая гамма До мажор на пианино. Ноты:
Мелодический при восхождении играют, как обычный, а при нисхождении понижается Си и Ля. Звучание приобретает печальную окраску. Что неспроста: нисходящий мелодический До-мажор — почти то же самое, что и До-минор, не считая обычной Ми.
Музыка в тональности C-dur
В 2012 году американские музыканты-любители проанализировали почти полторы тысячи популярных песен и выяснили, что самая популярная тональность аккордов в современной музыке — До-мажор. Что неудивительно, поскольку До мажор на пианино легок в исполнении, и новички в музыке с удовольствием играют любимые песни, вступая на путь обучения игре на инструменте. К тому же, любую песню можно транспонировать и свести к привычным и простым аккордам.
Кроме того, немало детских песен написано в этой гамме, таких как «Вместе весело шагать» и «Улыбка». Можно играть и ностальгировать одновременно. Вспомним детство?
Несмотря на то, что До-мажор принято считать веселой гаммой, есть в ней и невеселые произведения. Казалось бы, быть того не может! Но послушайте шумановскую «Ich grolle nicht». Аккорды явно мажорные, но в песне слышится печаль, даже если мы не знаем перевод слов.
Немного о пользе гамм
Гаммы — прекрасные упражнения для начинающих пианистов. Не думайте, что они скучны и однообразны. Послушайте, как продвинутые музыканты играют гаммы двумя руками или в четыре руки с басовой партией. Хотите уметь так же? Начинайте свои занятия на пианино с гамм для разогрева рук.
Как раз вам для начала подойдет Ля-минорная или До мажорная гамма. На пианино со временем станет легче играть, координация улучшится, а пальцы станут беглыми. Но если это занятие все еще кажется вам угнетающей рутиной, может быть, вы новый Рихтер?
Материалы по теме
Гамма ля минор на пианино
Ля-минор — базовая минорная гамма, с которой начинают знакомство с гаммами музыканты. В ней написано множество знаменитых лирических песен.
Как выучить ноты на пианино
Неопытным музыкантам бывает непросто. Хочется быстрее сесть и непринужденно начать играть любимую песню или что-нибудь красивое, но не получается играть даже ноты для новичков.
Как играть мажорную гамму на гитаре
Мажорная гамма состоит из 7 ступеней. Строится по формуле: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
8 ступень на схеме – это первая ступень гаммы (тоника) на октаву выше. Расстояние между звуками легко запомнить: полутон только между 3 и 4, 7 и 8 ступенями.
Интервалы на грифе гитары: полутон – на соседнем ладу, тон – через лад. Например, интервал полутон от Ми на 4 струне 2 лад – это Фа на 4 струне 3 лад; если тон от До на 2 струне 1 лад – это Ре на 2 струне 3 лад.
Зная формулу, можно построить мажорную гамму от любого звука. Рассмотрим, как играется До мажорная гамма на гитаре.
По формуле получается:
До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)
Если вы делаете только первые шаги в изучении гамм на гитаре, рекомендуем ознакомиться с уроком «До мажор в открытой позиции».
Гамма в позициях
Построим и сыграем мажорную гамму на гитаре от звука C (до) в позициях с привязкой на грифе к 5 основным аппликатурам мажорного аккорда на гитаре.
В позициях проигрывание гаммы не всегда начинается с первой ступени из-за особенностей расположения звуков на грифе.
Разберём последовательно все боксы (позиции). В гитарных сетках, на струнах, отображено расположение звуков гаммы, цифрами обозначены ступени (от 1 до 7). Соответственно, используя их, можно найти на грифе и сыграть любую мажорную в любой позиции (как это делать – в следующем блоке статьи).
В аппликатуре аккордов цифрами обозначены звуки мажорного трезвучия (1 – тоника, 3 – терция, 5 – квинта).
В нотах и табах, аудиопримерах – как сыграть До мажор (для каждой позиции). В нотной записи: цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки (т.е. аппликатура – каким пальцем какую ноту нажимать).
1 позиция
Играем До мажор, используя «шаблон», изображённый в гитарной сетке:
2 позиция
3 позиция
4 позиция
5 позиция
Как играть мажорную гамму в разных тональностях
Мы изучили тональность До мажор на гитаре в 5 позициях. Давайте теперь научимся использовать эти боксы для построения мажорной гаммы от других звуков. То есть разберём, как играть её в других тональностях. Задача эта несложная. Даже и для начинающих.
Ознакомьтесь с таблицей. В ней представлены тональности от каждой ноты звукоряда – всего 12. F# и Gb – по составу звуков одинаковые, энгармонически равные: одна и та же гамма, но записывает по-разному, соответственно диезная и бемольная тональность.
В первой колонке указаны тональности. Далее по ступеням – ноты гамм: от тоники (1) до тоники на октаву выше (8). В последней колонке указаны ключевые знаки для каждой тональности. То есть знаки альтерации (диезы, бемоли), которые выписываются в нотной записи справа от ключа и указывают на тональность, имеют действие на все ноты по своей линейке. Например: Соль мажор – фа-диез, Ре мажор – фа-диез, до-диез, Фа мажор – си-бемоль и т.д.
Гамма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Знаки в тональностях |
До мажор | C | D | E | F | G | A | B | C | – |
Соль мажор | G | A | B | C | D | E | F# | G | 1 диез |
Ре мажор | D | E | F# | G | A | B | C# | D | 2 диеза |
Ля мажор | A | B | C# | D | E | F# | G# | A | 3 диеза |
Ми мажор | E | F# | G# | A | B | C# | D# | E | 4 диеза |
Си мажор | B | C# | D# | E | F# | G# | A# | B | 5 диезов |
Фа-диез мажор (энгармонически равная Gb) | F# | G# | A# | B | C# | D# | E# | F# | 6 диезов |
Соль-бемоль мажор (энгармонически равная F#) | Gb | Ab | Bb | Cb | Db | Eb | F | Gb | 6 бемолей |
Ре-бемоль мажор | Db | Eb | F | Gb | Ab | Bb | C | Db | 5 бемолей |
Ля-бемоль мажор | Ab | Bb | C | Db | Eb | F | G | Ab | 4 бемоля |
Ми-бемоль мажор | Eb | F | G | Ab | Bb | C | D | Eb | 3 бемоля |
Си-бемоль мажор | Bb | C | D | Eb | F | G | A | Bb | 2 бемоля |
Фа мажор | F | G | A | Bb | C | D | E | F | 1 бемоль |
Допустим, необходимо построить мажорную гамму от ноты соль. Делается это следующим образом:
1. Находим в таблице – соль мажор. Смотрим по ступеням – какие звуки входят в гамму. Можно себе выписать отдельно звукоряд от G.
2. Выбираем позицию, в которой хотим сыграть гамму. Например, первую позицию – от 1 ступени. В нашем случае (1) – это соль. В гитарной сетке бокса указано, что первая ступень на 6 струне. Находим ноту соль – 6 струна третий лад. Далее: в сетке на этой же струне вторая ступень – нота ля на пятом ладу шестой струны (если в соль мажоре). Играем. Переходим на следующую струну и смотрим по ступеням на грифе относительно гаммы от G. Разбираем полностью бокс (от шестой до первой струны).
Аналогично и в других позициях:
На первоначальном этапе изучения, сначала рекомендуется играть в 1 позиции – от 1 ступени (тоники).
3. Играем гамму в боксе под метроном или гитарную минусовку.
Как сыграть аккордами
Стоит отметить, что проигрывание гамм аккордами – это отдельная большая тема, требующая детального рассмотрения. А в рамках этой статьи мы рассмотрим лишь отдельный пример в качестве ознакомления.
Аккорды мажорной гаммы по ступеням от C (До):
В табах восходящая До мажор аккордами:
Советы по изучению
Успешного изучения мажорной гаммы на гитаре!