Как играть в stellaris новичку
Советы для новичков в Stellaris
Скорее всего, жанр космических стратегий устареет и надоест игрокам совсем нескоро. Ведь всегда будет существовать та часть людей, которая желает решать судьбу огромных галактических империй и покорять не покоряемые космические федерации. Поэтому многие студии не откажут себе в возможности предоставлять подобные игры геймерам.
Так вот, на этот раз роль разработчиков космических стратегий взяла на себя студия Paradox Interactive, выпустив тем самым для себя проект в совсем непривычном стиле. Stellaris получилась хорошей игрой, поэтому пока критики и игроки пишут отзывы, любители космических баталий знакомятся с игрой! Игровой опыт показывает, что механики подобных стратегий осилить можно не сразу, так что именно по этой причине ниже описаны самые полезные советы для новичков и просто полезные советы по прохождению Stellaris.
Какую Империю выбрать? – Полезные советы
После того, как вы нажмёте на пункт в главном меню «Новая игра», Stellaris тут же загружает своим непростым выбором. Дело в том, что в первую очередь предстоит определиться с тем, какой Империей вы будете управлять/руководить. Причём разница представленных Империй заключается не только лишь в одном внешнем виде руководящих рас, но и во многих других параметрах, которые в дальнейшем имеют серьёзное влияние на ход игры. Конечно, каждая из представленных Империй тщательно описана, но вопросы всё равно остаются. Поэтому сейчас в этой статье будут разобраны все главные и ключевые характеристики обитателей космоса Stellaris.
• «Объединённые Нации Земли»
• «Человеческое Содружество»
Эта Империя просто подарок для милитаристов, которые не стараются искать мирные решения. Представленный народ крайне охотно любит мигрировать, способен так же крайне легко приспосабливаться и вообще они любят войны, поэтому и имеют соответствующий бонус к атаке.
• «Империя Тзинн»
Очередная Империя, представляющая собой бравых вояк, виденье которых ограничивается миром в огне. Руководить и освоить эту нацию намного тяжелее, чем «Человеческое содружество», хотя ограничения (в которые входит, например, малая любовь к переселениям) компенсируются тем, что нация имеет крайне серьёзные бонусы к урону, пище и большой терпимости к рабству.
• «Королевство Йондарим»
Если вы любитель пацифистов, тогда этот выбор Империи придётся вам по вкусу. Хотя эта нация изначально имеет довольно-таки мощное вооружение, да и вообще благосклонное отношение к рабству – тут напрочь отсутствуют какие-либо бонусы для бравых воинов. «Королевство Йондарим» крайне не любит войны, за то переселяется с минимальными затратами.
• «Звёздное Сообщество Икс-Идаров»
Эта Империя представляет собой расу разумных насекомых, которые от каждой существующей расы взяли понемногу особенностей: они любят рабство; способны давать крайне серьёзный отпор; крайне быстро движутся в развитии технологий и при этом они крайне мало едят! В общем, подойдут эти букашки для разносторонней игры, потому что уж больно они универсальны.
• «Межзвёздный Союз Чинорри»
Основное преимущество указанного выше государства – это наука. Технологии развиваются достаточно быстро. Имеются уникальные бонусы к ресурсам. А полнейшая нетерпимость к рабству говорит о том, что играя за представленную нацию, придётся стратегически планировать каждое своё действие и постоянно развиваться, а не делать упор на военные экспансии и операции.
• «Джехетманский Доминион»
Нация представляет собой можно сказать – абсолютный пацифизм. Благодаря тому, что это государство имеет увеличенное количество посольств, дипломатические бонусы и слабую армию – управлять такой нацией смогут лишь любители политики. К тому же, данная раса подойдёт ещё и тем, кто хочет захватить Галактику не силой армии, а силой переговоров – дипломатией!
• «Сцилдарийская конфедерация»
Очень непростое государство, потому что упор тут делается именно на развитие разветвлённой инфраструктуры: дополнительные планеты в основном секторы и бонусы к технологиям. К тому же, эта нация требует дипломатического подхода к построению политических отношений с другими нациями.
→ Внимание! Вы вольны так же создать и свою собственную Империю, однако подобное лучше делать лишь после того, как за спиной будет опыт, состоящий из нескольких законченных игр. Проще говоря – создавать свою Империю лучше всего опытным игрокам. Почему? Есть большая вероятность того, что в итоге получится не только несбалансированное государство, но и ещё нежизнеспособное!
→Внимание! Помните ещё и о том, что каждая представленная Империя пользуется своим собственным уникальным видом межзвёздных полётов. «Объединённые Нации Земли», «Империя Тзинн», «Сцилдарийская Конфедерация» – эти Империи используют самый дорогой и медленный двигатель, однако который им позволяет безгранично перемещаться по космосу, а называется такой вид двигателей – «Варп-двигатель». «Человеческое Содружество» и «Джехетманский Доминион» используют более новый метод перемещения – «Червоточины». Они позволяют перемещаться мгновенно, но при условии построенных станций. «Королевство Йондарим», «Звёздное Сообщество Икс-Идаров» – этим трём государством удалось освоить «Гиперпространство». Такой способ передвижения быстрый, но пути, к большому сожалению, ограничены сетью, которая состоит из гиперпространственных коридоров.
Как играть? – Полезные советы
В самом начале игры в вашем распоряжении будет планета с космопортом + ко всему исследовательский и строительный корабли вместе с небольшим военным флотом. Первое, что лучше всего сделать на начальных этапах игры – отправить корабль (исследовательский) изучать в первую очередь свою систему, а потом уже и соседние (дальше по мере расширения) системы. Зачем? Так можно будет отыскать и добыть ценные ресурсы, которые необходимы для существования и развития + отыскать уникальные, интересные аномалии. В конце концов, благодаря изучению можно будет колонизировать планеты (колонизировать планеты можно будет лишь после того, как будет исследован «Протокол освоения новых миров»).
Полезно будет ещё и запомнить то, что условия на освоенных небесных телах могут подходить либо лучше, либо хуже для некоторых видов рас. Так вот в целях своей же безопасности для научного судна лучше всего выбрать тактику уклонения в случае, если в обнаруженной системе будут враги. В этом случае космическая посудина дальше не двинется, а незамедлительно покинет это опасное место. Данная деталь особенно полезна в дальнейшем, когда космический флот будет представлять серьёзную угрозу, поэтому, таким образом, можно будет знать, где находится враг, получить информацию о существующих планетах и уничтожить парочку агрессивно настроенных врагов.
Так вот, пока космические судна блуждают по Галактике, необходимо ознакомиться с основными видами ресурсов. К тому же важно помнить ещё и то, что каждый раз Галактика будет генерироваться случайным образом, поэтому в самом начале игры с запасами может, как повезти в меньшей, так и в большей степени.
• «Энергокредиты»
В Stellaris энергокредиты представляют собой местную валюту. Этот ресурс необходим: для строительства, для обслуживания космических кораблей и для обслуживания зданий. Больше не такого понятия «печатать деньги», потому что теперь их добывают на электростанциях, которые в свою очередь можно будет строить исключительно на разнообразных небесных телах. Старайтесь поддерживать количество кредитов на каком-нибудь приемлемом уровне для себя, потому что в случае, например, дефицита может пострадать количество минералов, темпы ваших исследований и многое другое.
• «Минералы»
Этот вид ресурса необходим в первую очередь для следующих деталей игры: ремонта, улучшения космических кораблей и построек. Добываются они практически так же, как и энергокредиты – необходимо строить соответствующие предприятия. Но и строить сдуру кучу зданий, которые добывают минералы, тоже не стоит. Потому что стоит помнить о том, что на содержание зданий уходит энергия, которая вначале потребуется для того, чтобы создать первую колонию и исследовательские центры. Необходимо экономику выстраивать так, чтобы существовал ресурсный баланс и при этом вы находились в небольшом плюсе. А ещё лучше будет, если в случае какого-нибудь «чёрного дня» (на время войны, например) на складе будет лежать определённый запас минералов. Так зачем всё это? Дело в том, что если у вас начнётся дефицит этого ресурса, тогда космические судна получат штрафы к своим характеристикам. И ещё – лихорадно создавать строительные корабли при дефиците минералов так же не стоит.
В первую очередь пища – это не продукт импорта, либо экспорта. Пища производится каждой планетой, но исключительно для своих обитателей (исключительно для местных). Если пищи будет много, тогда популяция будет расти, однако если начнётся нехватка пищи, рост начнётся замедляться. Причём замедляться рост может вплоть до полнейшей остановки. Пищу производят на фермах, либо же при помощи специальных модулей, которые установлены на космопорте. Если создаётся новая колония, тогда есть смысл построить как можно больше ферм, популяция от этого будет только расти. В дальнейшем часть ферм можно заменить другими более актуальными постройками.
• «Очки влияния»
Этот ресурс необходим в первую очередь: для принятия указов, найма лидеров, поддержки альянсов, смены правительства, постройки пограничных форпостов и для взаимодействия с фракциями. Зарабатываются очки влияния при условии выполненных мандатов (но это в случае демократического правления), при помощи соперничества с другими империями и при помощи специальных «событий». К тому же, очки влияния особенно важны в самом начале игры, когда приходится заявить права на какую-нибудь систему путём перестройки в них пограничных, вышеуказанных, форпостов.
• «Очки исследования»
Эти очки необходимы в первую очередь для изучения и развития технологий. Развитие технологий делится на три сферы: физику, инженерию и социологию. Так же изучение и развитие технологий полезно для взаимодействия с аномалиями. Заработать очки исследования можно при помощи построенных исследовательских станций и построенных научных лабораторий. К тому же, технологии в каждой новой игре выпадать будут совершенно случайно. После изучения одной из трёх технологий, две остальных уходят от вас навсегда – такой цикл выбора будет повторяться в каждой новой игре. Так какую технологию выбрать? Рекомендую взять «Протокол освоения новых миров», потому что без возможности колонизировать планеты влиятельными правителем стать никак не получится.
Как воевать? – Полезные советы
• «Сила флота»
Старт может для некоторых оказаться трудным. Чтобы этого не было, старайтесь исследовать и строить станции. Если же ничего нет, тогда занимаетесь тем, что строитесь на своей родной планете. Необходимо как можно довести силу флота до отметки «100-150». Зачем? Дело в том, что немного позже всякие космические амёбы, пираты и еретики в случае плохого развития событий сметут вашу Империю. Парой возникают даже такие ситуации, когда флот нападающих на вас врагов имеет силу 400-500. Поэтому флот очень важен, однако постарайтесь так же и не загубить свою экономику.
• «Правильная война»
Перед тем, как решитесь объявить войну, постарайтесь сделать всё то, что поможет максимально обезопасить свою Империю. Постарайтесь не допускать ошибок, которые выражаются в том, что объявив войну, вы не изучили жертву, а он, оказывается, состоит в коалиции. После этого необходимо определиться с типом ведения войны: тактика «Блицкрига», либо тактика «На уничтожение». Если вы выбираете тактику «Блицкриг», тогда сразу же находите флот противника (уничтожаете его), находите все космопорты (уничтожаете и их тоже) и, в конце концов, захватываете вражеские планеты, заранее подготовив десант – это очень важно! Тактика «На уничтожение» подразумевает собой лобовое столкновение, в котором вы ровняетесь силами. Победитель свободно покоряет Империю противника. Если вы не особо талантливы в генеральных сражениях, тогда разрушайте экономику противника. Рано или поздно противник лишится ресурсов, что повлечёт за собой ряд проблем, которые вам только на руку. Напоследок запомните ещё то, что все системы противника вам ни к чему. Не стоит пытаться захватить абсолютно все системы противника – вам нужны лишь самые «толстые». Остальные лучше либо освободить, либо сделать вассалом. В любом случае, получится слабая и недееспособная Империя, которая вас будет считать своим другом.
• «Правильная дипломатия»
Дипломатия более простая, чем война, потому что в ней всё крайне просто. Первое – дружите лишь с теми, кто сильнее вас. Второе – атаковать стоит лишь тех, кто слабее вас. Третье – если сильнее вас никого нет, тогда торгуйте!
Другие полезные советы
• «Элита»
Чтобы управлять планетами, космическим флотом и исследованиями, необходимо нанимать так называемую «Элиту». Элита представляет собой обычных Лидеров, каждый из которых отвечает за разные вещи в Империи. Однако назначать на новую позицию можно лишь тех юнитов, у которых есть приставка «Лидер доступен». И помните всегда о том, что эти Лидеры не будут жить и править вечно – они будут стареть, умирать и даже погибать в стычках с противником.
• «Неправильное вложение очков исследования»
В случае если у вас всё крайне плохо с ресурсами, тогда не стоит тратить очки исследования на технологию «Протокол освоения новых миров». Почему именно так лучше сделать? Если у вас кризис, тогда организовать новые колонии никак не получиться, однако другие технологии помогут улучшить текущую ситуацию.
• «Ранняя война»
Нападать на другие расы в самом начале игры – это не тактика быстрого нападения. Как правило, подобными действиями вы делаете хуже только себе. Во-первых, флот вначале слишком маленький. Во-вторых, своими необдуманными действиями можно затянуть себя же в глубокий кризис.
• «Автоматическое создание проектов»
Чтобы облегчить себе игровую жизнь, активируйте в конструкторе кораблей опцию под названием «Автоматическое создание проектов». Вполне себе умный компьютер будет самостоятельно создавать и даже обновлять все комплектации космических кораблей из самых лучших имеющихся компонентов, которые доступны на данный момент.
• «Пригодные планеты»
После того, как будут исследованы новые системы, которые будут являться пригодными для колонизации – они тут же будут отмечены иконками зелёного цвета. Постарайтесь такие миры не упускать из виду. Однако первым делом лучше всё же колонизировать миры, которые находятся ближе всего к границам врага. Зачем? Конечно, чтобы противник не освоил эти миры быстрее вас!
• «Интерфейс»
Напоследок помните о том, что Stellaris – это глубокая и крайне захватывающая стратегия, которая способна затянуть вас вновь даже спустя много проведённых часов за ней! Игра будет постоянно преподносить неожиданные, шокирующие или же приятные новости. Постарайтесь внимательно изучать все найденные вами подсказки и крайне дотошно исследовать окружающий мир. Вопросов будет немало, поэтому если вас что-то интересуют, пишите это в комментариях!
Как играть в stellaris новичку
1. Оставьте изучение аномалий на потом. Изучайте их только на своей территории. Так получится быстрее исследовывать все системы и захапывать себе побольше аномалий.
И не давать врагу бонусы от аномалий (минералы, энергия, наука, UP технологии).
2. Не хотите терять ученых? Посылайте сперва строительные корабли или недорогой корабль.
6 форпостами (с традициями из ветки «РАСШИРЕНИЕ»), для игроков без DLC лучше иметь счастливые фракции.
Или можно откусить от империи с продвинутыми технологиями одну систему, дав ему суверенитет, и заключить с ним соглашение.
Ученый-Куратор увеличивает на 15% темп исследования. Но для империй с демократией или олигархией он становится важной персоной и 100% станет лидером империи. (Баг или фишка?)
Даже не пытайтесь обогнать бота со сложностью «Безумие».
7. Начальная стадия игры важна. Нужно захватывать побольше территорий. Искать торговцев, кураторов, творцов.
9. Берите планеты с 20+ квадратами. За одну планету (столица не учитывается) увеличивается стоимость технологии на 10%. Так же и за одно поселение, первые 10 поселений не учитываются.
10. Устраивайте ловушки, используя военные станции. Кораблей с гипердвигателем легче поймать ими. Надо изучить «Картографирование гиперкоридоров» чтобы увидеть пути гиперкоридоров.
Устройте им Фермопилы.
11. Данники имеют независимость, но должны 25% своего дохода(35% с традицией «Крышевание») своему сюзерену. При объявлении войны даннику, сюзерен не присоединяется к войне.
12. Если враг слабее вас, но имеет гораздо сильного союзника, проверьте, может ли союзник врага прийти к вам. Если не может, то смело бейте врага, но учтите, что за захват планеты дают 5 военных очков в MID&LATE-GAME. И учтите очки за предложение мира и сравнительную мощь флотилий.
13. Военная мощь размером в 40 тысяч и более всегда побеждает Левиафанов.
14. При нападении на портал Unbiddenов, все Unbiddenы приходят к порталу защищать его. Идеально, если хотите оттянуть время.
15. Распыляйтесь, имейте несколько планет и друзей в своем распоряжении, дабы не проиграть.
Военный счет за одну планету становится слишком огромным, если имеете меньше 10 планет.
Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.(с) Циолковский
Что стоит знать о Stellaris перед началом игры.
Должен сказать, мне очень нравится Стелларис. Красивый космос, великолепная музыка, глубокий геймплей, тонны отсылок на сюжеты из научной фантастики.
Но есть у него ряд недостатков и подводных камней, которые тянутся из версии к версии. Разработчики периодически что то чинят, что то ломают, что то глобально переделывают, вновь ломая в процессе.
Плюс в том, что зная эти недостатки их можно где то обойти, а где то поправить.
В этом посте я представлю что смотался на машине времени на год назад в прошлое, и напишу здесь то, что хотел бы рассказать об этой игре прошлому себе, тому, который только начал играть.
Стоит учесть, что возможно кое что из этого уже поправили в последней версии (обновления выходят регулярно)
1)Балланс морский боёв странный и/или поломанный.
Вот сражение двух флотов.
Флот стоит 23000 минералов.
Этот флот стоит 453000 минералов (В 20 раз дороже. )
Мощь у этих флотов, судя по подсказкам, одинаковая (12000 уе).
Начинается эпичное сражение: крейсеры в огромных количествах истребляют корветы, снося их с первого раза
и … проигрывают. Было уничтожено всего 169 корветов из 500.
По результату видно, что корветы невероятно меткие и увёртливые.
Ок, должно быть при сражении с более мелкими кораблями всё было бы совсем иначе.
Первый флот состоит из 155 прокачанных корветов и стоит 36000 минералов.
Мощь у обоих флотов всё та же: 12000 уе
И потери у примитивного флота ещё меньше чем прежде: Был уничтожен всего 121 корвет.
По этой причине я и не делаю этих расчётов и играю чисто по фану. Мне прикольно иметь у себя во флоте гигантские бэттлшипы с гигапушками и мегащитами.
Хотя в первых версиях Стеллариса они вроде были вполне эффективны. Такой вот фикс.
3)Нафиг права личности. Авторитаризм и ксенофобия рулят!
Фракции вроде как можно подавлять, но эта функция сейчас поломана нафиг и вообще не работает (разработчики по поводу этого хранят гордое молчание).
Кроме того, новые граждане империи первые 10 лет вообще не хотят работать (а поработить или истребить их нельзя). Население валит из колоний (где они нужны чтобы работать) в столицы (где они нафиг не нужны), а переселить насильно их нельзя.
4)ИИ секторов предельно туп.
Поскольку в нашей империи будет много планет, управлять ими вручную было бы невероятно муторно. На помощь нам приходит система секторов: мы разбиваем нашу систему на секторы (в сущности достаточно одного большого сектора), назначаем на него управляющего, прописываем в настройках его поведение и больше не беспокоимся. Сектор будет платить вам 75% от своих доходов, а остальное тратить на развитие сектора.
В теории красиво, на практике же всё куда хуже. Искусственный Идиот в этой игре является туповатым скриптом, так что часто возникает ситуация, когда у сектора горы ресурсов, но он ничего не строит на планетах, хотя там царит безработица.
Ситуацию проясняет файл настройки “common\defines\00_defines.txt”, который вы найдёте в папке со Стелларисом.
Вооружившись Notepad++ и сделав бэкапы, можно поправить следующие настройки:
Сектор, прежде чем начать что то строить, может копить минералы про запас. Уменьшите эту цифру (например до 500) и здания будут строиться куда живее.
Лично я предпочитаю убрать расходы на космопорты (буду развивать их вручную) и сократить расходы на станции, переведя их на здания.
5)Сектор копит ресурсы бесконечно, и их невозможно из него извлечь.
К счастью есть клёвый мод под названием “Sector Resource Caps”
Он позволяет задать политику, при которой сектора будут хранить, например, не больше 5000 единиц энергии, излишки вернутся обратно в империю.
6)На изменение секторов резво тратится влияние
На мой взгляд это совершенно неправильно. Правится это обнулением этой опции:
7)Напрямую можно контролировать очень немного планет
В ходе войны вы можете захватить у врага очень немного.
Например захватить 3 планеты. Это странно! Захватывать империю можно только откусывая от неё небольшими кусочками раз в 10 лет.
Чинится правками опций с префиксом “WAR_SCORE_”
9)Киборгизация империи недоделана и поломана.
В новом дополнение Utopia добавлена возможность в далёком будущем превратить всё население вашей империи в киборгов. Сознание будет оцифровано и перенесено в кибермозг, мы избавимся от уз плоти и получим совершенные стальные тела.
Да вот только после этого суперпроекта население превращается не в синтетов, а в какую то новую расу. Новые же граждане империи в киборгов не превращаются… Более того, даже в такой империи может произойти восстание машин, андроиды будут смотреть на вас как на человека.
Короче сделана на “на от***сь”
Лучше подождать пока они починят это. Или сделать свою империю синтетической вручную: наклепать роботов и истребить всех человеков.
10)Держитесь подальше от павших империй (особенно от ксенофобов)
На этом, кстати, основана клёвая фановая тактика.
ТС в некоторых моментах не совсем корректен.
Вообще не вижу смысла игра в ванильную версию. Эта игра раскрывается только с модами. У меня установлено их очень много, так что игра становится более глубокой и интересной (ничего не крашится, уже провёл несколько полных игр). Собственно, весь список:
1. New Ship Classes & More v5.0 (тонны крутых кораблей/апргейдов/оружия)
2. A Better Diplomacy (Opinions) (дипломатия улучшена)
3. ANFP: Less Habitable Planets (меньше обитаемых планет)
4. AutoBuild (авто-постройщик на планетах)
5. Automated Behavior Adjustments (исправляет ошибку Парадоксов, из-за которой корабли часто не корректно выбирали нужную цель согласно их типу оружия)
6. Clean Space (делает вид системы/галактики более приятным на вид)
7. Enhanced AI (бафает мозги компьютерному болвану, теперь он реально неплох)
8. Epic Galaxy Textures (заменяет размытое УГ на более приятную текстуру галактики)
9. Fight For Universe: Infinity Legacy (must-have мод с кучей изменений. Теперь можно колонизировать любую планету/астероид/газовый гигант, если есть соответствующие технологии).
10. Guilli`s Planet Modifiers (добавляет модификаторы к планетам. Теперь планеты могут содержать как вкусные баффы, ради которых стоит её колонизировать или даже сделать терраморфинг, так и некислые дебаффы, вроде стай гигантских арахнидов или сильной вулканической активности).
11. Hypothetical Stars (добавляет экзотические звезды вроде синих/черных карликов, кварковой звезды, звезды из странной материи и белой дыры)
13. Improved Space Battles [Balance] (правит баланс корабликов/оружия и прочего. Ракеты теперь тоже юзабельны).
14. Improved Space Battles [Graphics] (делает битвы более красочными)
15. Leader Skill Cap EFS (увеличивает скилл-кап лидеров с 5 до 10 уровня, теперь есть смысл делать из своей расы долгожителей)
16. More AI Personalities (добавляет компу больше персоналий к расам)
17. More Galaxy Sizes (больше размеров галактик, от нано в 22 звезды, до монструозных на 7,5 тысяч звёзд)
18. More Primitives x4 (увеличивает шанс спавна примитивных цивилизаций)
19. More Star Classes (добавляет больше различных типов реально существующих звёзд)
20. No Station Maintenance (пограничные станции больше не требуют энергии для обслуживания)
21. Planetary Diversity (мод добавляет 17 новых типов планет)
22. Realisitc Star Names (Добавляет список из 7000 наименований для звездных систем)
23. Russian Localisation and GUI Fix by GEKS (правки русской локализации и некоторых менюшек, вид становится более приятным)
25. UI Overhaul 1080p (оптимизирует весь GUI для 1080р, по сравнению с ванилькой смотрится отлично).
Склонен немного не согласиться с автором и некоторыми комментами по поводу «бесполезных» крейсеров и линкоров.
И да, корветы ваши херня полная.
По факту именно корветы в данной игре бесполезны, потому что в последних двух третях партий они просто сгорают в любом бою не успев даже пары раз стрельнуть.
А еще обидно, что титана не построить. У стагнатов есть, а у людей фигу. Иэх.
И регулировать поведение разных типов кораблей внутри флота тоже нельзя.
По поводу секторов, лично сам играю так, развиваю планету до нормального состояния и потом скидывал в сектор, там стройка уже минимальная. Еще накрайняк можно перк взять +5 планет основного сектора, но он сомнителен.
З.Ы. Комп не мощный играю на малых галактиках, возможно на больших так не прокатит.
Кстати, как так получается, что в сражениях нагибаешь противника, но баланс всё равно смещается в его сторону?
угасшие да, сейчас сделали интересными. раньше это была возможность на ранней стадии игры, без всяких исследований взять копья с обломков и забить всю галактику ногами.
Еще бесполезны авианосцы (корабли носители бомберов и прочего), чуть менее чем полностью. Хотя по рейтингу флота значительная прибавка урона от них.
ну еще заодно если вы вдруг собрались брать лицензию то буквально на днях парадоксы подняли цены на свои продукты и теперь игра не 700 рублей а 1300
Когда я играл еще в первые патчи, от зерг рашей мелкими корабликами спасали батллшипы со щитами.
про корветы понятно, вот только я использовал эсминцы, и эсминцами «топил» угасшие империи. Примерно год-полтора назад, это очень даже канало, учитывая что на эсминец можно было поставить кинетику)))
лимита на постройку нет. пичалька. лучше уж в старворс эмпаир эт вар рубать тогда )
игра унылая шопиздец
даже Spore местами веселее была
часть проблем, указанных тс, были пофикшены в патче 1.6
Stellaris 2016 vs Stellaris 2021. Раньше было лучше!
Сравнение современной и релизной версий космической 4Х-стратегии от Paradox.
Последний раз Stellaris я запускал три года назад, ещё в бытность дополнения Apocalypse. Уже тогда среди фанатов игры пошло разделение на два лагеря: тех, кому нравились привносимые разработчиками нововведения; и тех, кто считал, что Stellaris движется куда-то не туда.
Обычно дополнения к играм выпускают по принципу «тех же щей, да погуще в лей», однако, шведская студия Paradox решила не искать лёгких путей. Привычные механики Stellaris в корне переделывались, а то и вовсе удалялись из игры. Лично я три года назад находился в лагере «лоялистов». Мне новая система войны и территориальных притязаний понравилась. Стало невозможно за один присест захватить все планеты соседа одним мощным блицкригом. Будучи фанатом Crusader Kings (другой игры от Paradox) я люблю, когда в мире есть грамотная система сдержек и противовесов.
Однако из Stellaris по итогу я выпал на долгих три года в пользу того же Crusader Kings II. Ну и ещё в один прекрасный день «чукча» вдруг решил, будто он не только читатель, но ещё и писатель. Точней, игровой разработчик. На Stellaris банально не осталось времени.
В игру меня вернула меня щедрая распродажа в Steam. При всей моей любви к творениям Paradox покупать их игры за фуллпрайс — удовольствие сомнительное.
Когда выпал шанс взять дополнения с хорошими скидками, я не выдержал и купил. Пообещал себе поиграть пару часиков перед сном. Разумеется, я знал, что лгу. Нагло лгу самому себе. Ибо где Stellaris, а где два часика? Все выходные без перерыва не то, чтобы на поесть и попить, а даже сходить облегчиться. Только так имеет смысл играть в Stellaris. У вас может быть семья, могут быть дети и пожилые родители, но всё отходит на второй план, когда вы запускаете Stellaris. Сопротивляться бесполезно. Будешь сидеть, пока не отпустит. В моём случае «приступа» хватило аккурат на выходные с перерывами «на на что». Ну, а дальше, всё же, пришлось идти на работу.
Что было предначертано, то и случилось. Stellaris сожрал мой уикенд. Это было интересно, но… я чувствую некоторое разочарование. В 2021 году Stellaris всё так же крут, но… сугубо моё нафиг никому не нужное мнение, но раньше игра была лучше. Возможно, это старость ко мне подкрадывается. С этим её «Эх, раньше было лучше. Раньше были времена, а теперь мгновения, раньше поднимался… зверь, а теперь давление». Но, правда же, в 2016 году, на релизе, в Stellaris было куда приятней играть. Не сложней и не легче, а именно что приятней!
Уверен, большинство фич, о которых я буду говорить ниже, появились не в последнем DLC Nemesis, а раньше. На год, а то два. По-хорошему надо бы устроить «журналистское расследование». Скрупулёзно перечить, что и когда в игре поменялось. Однако мне лень этим заниматься. Я просто хочу сравнить личные впечатления от игры образца 2016 и 2021.
Данная статья предназначена не для новичков, а для людей, знакомых с игрой. Если вы вдруг «в танке» и никогда не слышали о Stellaris, как и о других шедеврах (без кавычек) шведской студии, то могу отослать вас к своим ранним обзорам на игру: раз, два и три.
Первое, с чем сталкиваешься, заходя в игру в 2021 году, это с возросшим числом стратегических ресурсов. К пище, минералам и энергии добавились: сплавы и товары массового спроса. По сути два последних ресурса – это «надстройка» над минералами, и целесообразность оной «надстройки» для меня лично ни разу не очевидна.
В Stellaris образца 2016 года космические корабли и планетарные сооружения требовали минералов на строительство, и энергии на обслуживание. В 2021 минералы всё так же нужны для возведения зданий, но вот для нужд космофлота минералы сперва требуется переработать в сплавы. В свою очередь, товары массового спроса необходимы населению. Так они уходят на содержание офисов с бюрократами, расширяющими административный лимит государства.
Сплавы и товары можно получить одним из двух способов. Первый, возвести на планете специализированный завод (для сплавов отдельный, для товаров отдельный). Заводы на постоянной основе перерабатывают минералы, взамен выдавая продукцию. Условно говоря, это постоянный пункт размена 12 минералов на 10 единиц сплава в месяц. Разумеется, заводы потребляют энергию, а ещё требуют свободных ячеек под строительство. Кол-во ячеек в свою очередь ограничено размером планеты и административных районов на ней.
Альтернативный способ получения сплавов и товаров – промышленные районы, но они требуют населения.
Всё бы ничего, но систему дополнительно усложнили. На релизе народу было решительно всё равно, где и кем работать. Распорядилось мудрое начальство – идти, работать в шахты, спустя в шахты. Прикажет партия отправится в лабораторию чего-нибудь исследовать, отправятся чего-нибудь исследовать. Так и жили. Год на заводе, год в лаборатории, год в офисе, а то и вовсе на ферме. Всё как будет угодно мудрому демократически избранному (ну или не очень демократически) вождю.
Простонародье трудится на полях и шахтах, если повезёт, устраиваются клерками в офисы. При наличии нужных районов, разумеется. Специалисты могут быть: артистами, металлургами, промышленниками, энергетиками, силовиками и т.д. Власть же… властвует. Не уверен насчёт всех политических режимов, но в базовом варианте (демократии/авторитаризме с разной степенью наличия прав и свобод) сословия разделяют «стеклянные» потолки.
Грубо говоря, если на планете «народился» специалист, а подходящего завода/театра/электростанции/тюрьмы в округе нет, то фига с два наш самородок пойдёт работать на ферму. Пойдёт, конечно, но сперва некоторое время посидит безработным, жалуясь на жизнь и задумываясь об эмиграции. Всё как в жизни.
Не поспоришь — управлять планетами стало трудней. Вопрос: стало ли интереснее? Имхо, первые три часа, да; но затем игра из глобальной стратегии превращается в микроменджмент ресурсов. Хотел написать в «унылый микроменеджмент», но нет, он не унылый. Однако запуская игру, я рассчитывал заниматься несколько иными вещами.
Вот раньше как было: есть у тебя минералы, значит, есть средства на строительство флота. Понятно, что космические корабли непосредственно из минералов не делаются. Сырьё надо переработать, но 5 лет назад игра прекрасно справлялась с этим тебя. А теперь не может.
Stellaris превратился в непрерывную возню с табличками!
Кто-то резонно мне возразит: «Чувак, это же игра от Paradox! Чего ты хотел-то? Параходы и делают игры-таблицы!». Спорить с подобным аргументом трудно. Но… как бы это объяснить, меня не покидает ощущение, будто в данном случае табличек «наплодили» исключительно с одной целью – наплодить побольше табличек. Не так, что люди придумали новую уникальную механику и под неё им потребовалась новая таблица, а тупо взяли и на пустом месте размножили количество таблиц, передав ручное управление над процессами, которые раньше неплохо просчитывались на автомате.
В 2016 году, заходя в меню управления планеты, я видел это:
Сейчас я вижу вот это:
И там ещё второй лист не меньше, с показателями по рабочим, специалистам и властьимущим (они мало того, не взаимозаменяемы в работе, так ещё и любят/ненавидят мудрого вождя по своему).
Excel какой-то. Логично, что минералы требуется переработать в сплавы, чтобы на выходе получить кораблик. Так же логично, что фермер не станет по клику мышки артистом или учёным.
НО! Есть понятие — «игровая условность». С тем же успехом Paradox может породниться с компанией 1С и создать симулятор бухгалтера или кладовщика на заводе. Максимально правдоподобный. Вопрос: будет ли в это интересно играть?
В игру люди приходят развлекаться. В современном же Stellaris где-то на 10 часу игры возникает ощущение, будто ты нашёл вторую работу. Только оплачиваемую за твои же деньги. Сидишь и гоняешь цифры из ячейку в ячейку, будто Excel запустил, или… уже и не «будто»?!
При этом сами игровые условности из Steallris никуда не делись! Гражданин легко и непринуждённо перебегает из театра на металлургический завод. При этом, он не хочет идти на ферму! Как по мне вчерашнего пахаря куда проще загнать в цех, чем юного артиста.
Первое время мне было интересно ковыряться в таблицах, выискивать баланс между: минералами, сплавами и товарами массового спроса, попутно регулируя население. Однако на 10 часу игры всё это начало порядком надоедать и с каждым новым наигранным часом надоедало всё сильней.
Проблема усугубляется тем, что из игры исчез показатель, определяющий максимальное количество планет под управлением игрока. Он заменился куда менее внятным административным лимитом, подсчитывающим некое общее число подконтрольных систем. Упомянутый лимит замечательно справляется с ограничением экспансии игрока, не давая за пару лет «сожрать» половину галактики. Но вот с чем он совершенно не справляется, так это с ограничением микроменджмента.
Раньше было как: игрок мог колонизировать/захватить неограниченное количество планет, но самостоятельно управлять разрешалось лишь ограниченным числом. От 4 до 10 миров (я, во всяком случае, выше не добирался). Остальные планеты волей-неволей приходилось передавать под управление ИИ, создавая сектора – аналог вассалов в Crusader Kings.
Сектора управлялись не всегда оптимально. Так один мой губернатор как-то раз под ноль снёс зоопарк с космическими котиками, поставив взамен обычную шахту (5 лет прошло, а я всё ещё не забыл и не простил). Постепенно в секторах начинали расти и крепнуть сепаратистские фракции, требующие независимости от метрополии. Система была несовершенна, зато экономила кучу времени, избавляя от рутины. Машина решала «машинные задачи», пускай и не идеально, но приемлемо.
В 2021 году ничего из описанного ничего не осталось. Сектора по прежнему можно создавать, назначая губернаторов, но… управлять всем и вся приходится вручную. ИИ занимается развитием сектора очень вяло, даже если подарить болванчикам кучу ресурсов. Подозреваю, комп банально не может выстроить баланс по минералам, сплавам и товарам массового спроса в отдельно взятом секторе. Он даже не формулирует перед собой подобной задачи. Это при условии, что для разного вида работ требуются разные категории населения. В итоге планетами приходится управлять в ручном режиме (особенно, когда играешь на железной воле), а это таблицы, таблицы, таблицы…
Когда планет 5–6 — ещё куда ни шло, но когда их количество переваливает за 25…
Ещё мне не понравилась новая система торговых путей. Верней, само наличие путей и торговых филиалов очень даже понравилось, но, если бы… не комары. Верней, пираты. Раньше пиратские базы появлялись как случайные события. Эдакий короткий эвент, чтобы встряхнуть игрока от текучки.
Сейчас же… пиратских кораблей может и вовсе в системе не быть. Зато само пиратство будет. У каждой системы, через которую проходит путь, появляется показатель «пиратство», который отнимает процент торгового потока. Эдакий штраф. Небольшой, но обидный. При этом, пиратских кораблей в системе не видно, но они есть, как тот суслик из ДМБ! Чтобы снизить штраф надо отправить в систему флот, и нет, в этом случае пиратские суда не появятся и боя с пиратами не случится. Просто штраф станет меньше. У каждого корабля появился дополнительный параметр «подавление пиратства». При этом нельзя организовать автоматическое патрулирование торговых путей. Либо вручную передвигай флот с места на место, либо дроби большую флотилию на множество маленьких, надеясь, что если начнётся война успеешь оперативно собрать свой флот в кучу. Звучит прикольно, но… лишь звучит. На деле очередной микроменджмент, и в этот раз реально унылый.
Из моего спитча может показаться, будто игра скатилась. Решительно и беспросветно. Но это не так. Stellaris по-прежнему потрясает. Это уникальная 4Х-стратегия, в которой проще перечислить то, чего в ней нет, нежели то, что в ней есть.
Здесь нам: и колонизация, и конструктор судов, и галактический конгресс, и шпионаж, и генетические улучшения, и миры-кольца, и рабы, и права искусственного интеллекта, и литоидные формы жизни, и гештальт сознание, и галактические корпорации с торговыми путями, и прочее… прочее… прочее…
Становится ли Stellaris с каждым новым дополнением разнообразней и сложней? Да, да и, ещё раз, да. Но вот становится ли он лучше? Не факт.
Игра «зарывается» в микроменджмент, становясь всё более недружелюбной к новичкам. На релизе Stellaris представлял собой золотую середину между ламповой Sid Mayers: Civilization и хадкорными играми Paradox (Crusader Kings, Hearts of Iron, Europa Universalis). Но с каждым годом он всё дальше и дальше отдаляется от условной Цивы в сторону типичной игры от Параходов. По ценнику так точно. Без скидки весь функционал Stellaris сейчас обойдётся в 5000+ рублей. Не поймите меня неправильно, я очень люблю игры Paradox, особенно Crusader Kings. Однако я не уверен, что подражание родственникам идёт Stellaris на пользу. Из игры медленно, но верно, будто по капле, выдавливают эффект «ещё один ход и спать». От менеджмента ресурсов реально устаёшь.
Может, это у одного меня так, поэтому статья не претендует на объективность. Просто личное мнение.
PPS. Благодарю за то, что дочитали мою заметку до конца. Если она вам понравилась, возможно (только возможно), вам понравится и моя компьютерная игра — эпическо-юмористическое инди-РПГ с проработанным сюжетом – Heroines of Swords & Spells.