Как играть в стоп земля
Дворовые спортивные игры
Содержание
Галя простая
Другие названия: Квач, пятнашки, салочки, маялки, догонялки, ляпы, ладя, лов, заразки, кОли (ударение на «О»), латки, сифа, бЭрик. Тысячи их!
Площадка: Любая. Игра может проходить как в помещении, так и на улице. Очень желательно отсутствие предметов, о которые можно травмироваться. В идеале — поляна с травой или спортзал с матами. Но может использоваться и спортивный городок с лестницами-шестами-турниками, находящийся во дворе дома или школы. Игра, таким образом, перерастает из «плоской» в «трехмерную», а некоторые играющие вырабатывают умение выполнять совершенно жуткие акробатические способы уйти от «коли». Но в этом варианте травматизм весьма реален и неоднократно наблюдался.
Количество участников: Определяется размером площадки. Но не более 15-20.
Существует подвид этой игры, который называется «зомби» или «бешеный кролик». Это детская игра в жанре survival horror. Суть такова: «галя» — зомби, все, кого он/она поймает («укусит»), тоже становятся зомбями и начинают ловить и «кусать» людей вместе с первым галей. Победителем игры является последний выживший. При игре не на открытой местности, а в школьных коридорах, например, игра приобретает особый смак: никогда не знаешь, является ли встретившийся тебе игрок зомби, или нет. Страх и подозрительность в сочетании с непреодолимым желанием выжить и остаться последним человеком играют тут главную роль.
Водяной вариант (В Черноземье — «в руля») Тут есть одно главное отличие — запрещено сразу же «отдавать» (оговаривается некий временной промежуток). Причина ясна — в воде манёвренность участников ниже, поэтому кто первый отплыл, тот и получает «галю» по спине, то есть отплывать заведомо невыгодно. Чтоб такого не было, и ставится это ограничение.
Акробатический вариант Играется на спортплощадке с большим количеством плотно стоящих разнообразных снарядов типа лесенок, турников, стоек и т. п. Участники передвигаются, стараясь не касаться земли. Коснувшийся земли становится «галей» автоматически. На плотно заставленной площадке может быть травмоопасно, что только добавляет экстрима.
Галя с предметом
Другие названия: Сифа, контачка (контакт), параша, карыч, плешка.
Площадка: Любая. Игра может проходить как в помещении, так и на улице. Приветствуется наличие предметов-укрытий.
Количество участников: Определяется размером площадки, а также количеством и характером укрытий. Но не более 10-15.
Правила: Есть «сифа» и есть все остальные. Задача «сифы» — задеть кого-нибудь из остальных предметом, передающим сифу, посредством бросания предмета в жертву. Задача остальных — не попасться под летящую сифу. После того как сифа в кого-то прилетела, этот кто-то становится сифой, а сифа становится одним из многих. Игра заканчивается, когда устанет большая часть участников или когда одежде участников и/или среде проведения игры будет нанесён ощутимый ущерб. Но чаще всего игра заканчивается, когда на поле боя внезапно приходит взрослый.
Примечания: Название игры, судя по всему, обязано своим происхождением венерической болезни «сифилис». Ещё одно название — «али-баба» (собственно, «али-баба» — это и есть «предмет», обычно кусок чёрного резинового утеплителя со стойки или кольцевой резиновый эспандер).
Воспоминания участника: Чаще всего, эта игра приобретала следующие формы — в школе, во время урока тщательно разрисовывалась «стёрка», собиралась компания «поиграть в контачку» (да-да! тогда контачкой называли эту игру, а не один известный сайтец). И со звонком на перемену — все страждующие выбегали в школьные коридоры. Немало доставлял тот факт, что если затирачкой не попасть в человека, а в стенку — она летит дальше, по непредсказуемой траектории, потому что резиновая. Как правило — игра прекращалась со звонком на урок.
Сифа ногами
Площадка: В помещении. Как правило, в коридоре школы или ином подобном месте, лучше с гладким полом.
Количество участников: Определяется размером площадки. В особо эпичных случаях была возможна игра двух классов полноразмерных.
Инвентарь: Монетка, ластик, пустая пластиковая бутылка. Всё то, что можно пинать ногами. Монетка круче, ибо легко скользит от полу. Огромный джой доставляло использование мелких полиуретановых мячиков-попрыгунчиков, которые после хорошего пинка двигались по сложной троектории со множественными отражениями от стен, потолка и стекол.
Правила: Те же, что и в обычной сифе, только сифа пинается ногами. Цель — послать метким пинком в кого-нибудь. Для острастки, при должной брутальности коллектива, на сифу периодически плюют, что исключает подбор её руками.
Также эта разновидность сифы в некоторых регионах называется «парашей», ну ты понел.
Выше ноги от земли
Площадка: Помещения с большим количеством удобных для зацепки объектов (подоконники, батареи, трубы, парты, стулья).
Правила: Водящий должен запятнать любого стоящего на земле хотя бы одной ногой игрока. Также действует правило «все сидят — пятнай любого», позволяющее избежать патовых ситуаций. Существуют разновидности — т. н. «Лиса на железе» и «Лиса на дереве», когда объект для зацепки, дающий неприкосновенность, должен быть обязательно металлическим или деревянным соответственно.
Недостатки Игра заканчивается после первой вырванной из стены батареи, отломанной трубы или сломанного стола.
Стеночка
Правила: Те же самые салки, но с применением стены.
Задача проста: путём «камень-ножницы-бумага» вычисляется «галя» (aka вода, сала), который обязан задеть любого другого участника. Процесс осложняется тем, что пока участник держится за стенку, трогать его нельзя, потому как он в домике. Для полноценной игры необходимо наличие двух стен, расположенных друг напротив друга. Как правило, эти стены находятся в каждой школе, построенной при совке, на каждом этаже в конце коридора. Чтобы игра не превратилась в Унылое, задача участников — перебегать от одной стены к другой как можно чаще. Те кто слишком долго не отходят от стены могут внезапно стать «галей».
Разновидность игры — когда держаться можно за части стен только определённого цвета, например зелёного или розового. Пользуется популярностью в тех местах, где на стенах есть живопись, мозаика и т. п. (у нас в школе называлась «в коричку», поскольку держаться можно было только за коричневые фрагменты мозаики).
Вышибалы
Площадка: Как правило, двор.
Правила: Две команды становятся друг против друга и по очереди кидают мячиком друг в друга. Тот, в кого попал мяч, покидает команду. Задача — уклоняться от мячей противника и попадать по ним в свой ход. Команда, в которой не осталось ни одного игрока, проигрывает (привет, Кэп!).
Можно ловить «свечки» (мяч, не коснувшийся земли), поймавший получает дополнительную жизнь или может вернуть в игру выбитого товарища.
Вариант — военные вышибалы (как вариант — инвалиды), когда попадание в руку или ногу означает лишь ранение: игрок может продолжать играть, но не имеет права пользоваться «раненой» конечностью. Так игрок без обеих ног может передвигаться только ползком (или ходить на руках). Попадание в голову или корпус по-прежнему считается смертельным. Опять же, как вариант — вышибает один человек, а остальные стоят у стены.
Другой вариант — вышибалы с «пленом» («два огня» (в «замкадовских ебенях»™ эту игру называли «Снайпер», «Мяч капитану» и пр.)). Выгодно отличались от обычных тем, что выбитые игроки не уходили нюхать клей до конца раунда, а продолжали игру в спецотстойнике, размещённом на краю площадки за спиной у противника. Выйти из плена в поле можно было, выбив кого-то из команды соперника, или за свечку, пойманную кем-то из полевых. В результате игра становилась вдвое динамичнее, а игрокам команды, не владеющей мячом, приходилось бегать вдвое больше, поскольку их гасили с двух сторон практически непрерывно. Если у одной из команд в поле оставался один игрок, на выбивание его давалось ограниченное количество бросков (обычно равное возрасту последнего героя). Если последнего героя выбивали, его команда проигрывала и он подвергался массовому чмырению со стороны команды. Если же выбить последнего героя не удавалось, его команда автоматом выигрывала (как вариант — выходила в поле в полном составе). Впрочем, такое случалось крайне редко, потому что на десятом кругу через всю площадку даже самые стойкие начинали спотыкаться.
Был ещё один вариант, схожий с предыдущими, но отличавшийся тем, что была команда, которая вышибает, и команда, которую вышибают. Та команда, которая вышибала, делилась на две и её участники становились друг против друга, а команда, которую вышибали, — по центру, и ей нельзя было отбиваться, — только уворачиваться.
Фигурные вышибалы — выделяются два водящих и остальные игроки. Игроки становятся между двумя линиями (20-30 м между ними), водящие — за линиями друг напротив друга. Кидая мяч, водящий называет фигуру. Задача игроков — увернуться от мяча, выполнив при этом соответствующее условие. При невыполнении условия (или выбивании мячом) игрок выбывает. Если остается один игрок — нужно увернуться от определенного количества простых бросков (как правило — равное возрасту игрока). В случае успеха — игра начинается сначала, в противном случае водящими становятся первый и последний выбитые.
Лягушка
Другое название: — стенка.
Количество участников: неограничено. Бывало, что играли вплоть до в одиночестве, тупо лупя об стенку мяч и его перешагивая. При наличии хотя бы одного более-менее шустрого игрока быстро вырождается именно в эту форму, ибо остальным скучно тупо стоять у стенки и глядеть, как один до посинения корячится. Тем более, что смысл, вообще говоря, неясен.
Инвентарь: толпа народа, теннисный (футбольный, баскетбольный) мячик (лучший вариант) + большая стенка.
Мяч бросается в стенку, повыше. Когда он летит обратно и отбивает яйца, перед его ударом о землю требуется его перепрыгнуть. У кого не получилось встает к стенке и наблюдает, как прыгают остальные. Когда остался только один особо прыгучий, появляется шанс уйти от стенки и вернуться в игру. Несчастному у стенки выдается мяч, и он со всей дури кидает его в стенку, стоя к ней спиной. Если попрыгунчик поймает мяч, отскочивший от стенки, то придется ждать следующего шанса. Не поймает — добро пожаловать попрыгать снова. Игра продолжается до тех пор, пока есть хотя бы пара желающих попрыгать.
Недостатки Так как часто ближайшая удобная стена для проведения игры это боковая стена панельного дома, то во время игры возможны следующие фэйлы:
Стеночка
Другие названия: «КОЗЁЛ», «Жопа» и пр., тысячи их!
Площадка: любой более-менее ровный участок перед любой более-менее ровной стеной.
Количество участников: ограниченно только здравым смыслом.
Инвентарь: мяч, по которому можно пинать ногами.
Достоинства: развитие первоначальных навыков владения мячом.
Недостатки: те же, что и у «Лягушки» (см. выше).
Цепи кованые
(aka Барыни-бояре, Али-баба, Нас тринадцать тридцать три) Другие названия: Барыни-бояре, Али-баба (не путать с сифой), «ко́ндолы».
Площадка: Любая. Будь то двор или поле. Можно даже в коридоре любимой школы на переменах.
Количество участников: Не меньше восьми. Но и не больше шестнадцати.(Зависит от ширины коридора)
Правила: Игроки делятся на две команды. Каждая выстраивается в живую цепь (взявшись за руки) друг против друга. Дальше одна из команд выбирает того, кто побежит пробивать их живую изгородь. Для этого команды перекрикиваются регламентированными фразами, например так:
— Нас тринадцать тридцать три!
— Чью душу желаете?
После чего Избранный (Вася) должен отважно бросаться вперёд. Взяв разбег, он на полном ходу вламывается между двумя любыми участниками. Задача Избранного — проломить цепь (расцепить руки своим корпусом). В таком случае он уводит в свою команду одного из двух игроков, не удержавших цепь. Задача цепи — не дать Избранному прорваться. В этом случае Избранный остаётся в команде, которую не смог пробить. Игра заканчивается, когда в одной из команд остается меньше двух игроков.
Алсо Называлась «Пионервожатый». Игрока вызывали следующей строчкой: «Вожатый, вожатый, подай пионера Васю!» «Пионер-пионер, подай смену» — «Кого?» — «Друга моего!» — «Как звать?» — «Вася!». Правда быстро вырождалось просто в выкрикивание имени. Другой вариант — «Черное чернило, белое перо, вызываем Васю, больше никого» или «Али-баба, почём слуга? Пятого, Десятого — Васю нам сюда».
Интрига: Для успешной игры нужно всячески усиливать свою команду и ослаблять соперников, то есть переводить к себе самых сильных игроков. Однако для этого нужно либо успешно атаковать сильных игроков в цепи противника, разрывая их хватку, либо вызвать их на свою цепь и успешно противостоять их натиску, а поскольку сильные игроки на то и сильные, то и сделать это сложно. Таким образом, на каждом ходу приходится принимать компромиссное решение, атаковать ли сильных, что опасно, или слабых, что малоценно. При этом интересен и психологический момент, когда при переходе в другую команду игрок уже должен играть за неё, что особенно обидно, если раньше ты завоевал для своей старой команды кучу сильных игроков, которые теперь окажутся против тебя.
Примечания: Анонимусу известны по крайней мере два случая, когда игра оканчивалась эпичным фейлом. Бегущий наступал на развязанные шнурки, вследствие чего падал лицом прямо на чью-либо руку. «Цепь» крепко держалась за руки, но вестибулярный аппарат был ни к чёрту. Последствия были воистину фатальными: бегун свалил собой на попы всю цепь разом.
Жмурки (aka Баба Куця)
Площадка: Любая. Игра может проходить как в помещении, так и на улице. Очень желательно отсутствие предметов, о которые можно травмироваться.
Инвентарь: Повязка на глаза.
Правила: Не стоит путать с игрой из одноименного фильма. Ведущему завязывают глаза и раскручивают до потери пространственной ориентации, затем бегают вокруг него, стараясь не попасться, и потешаются над его попытками передвигаться по помещениюю или улице. Если он все же поймает кого-то из игроков, то снимает с себя повязку и передает ему, поскольку галей становится уже он.
В особо злых коллективах могут подсовывать под ноги ковыляющему «гале» с завязанными глазами табуретки, говно и прочие интересные вещи ради приятного оживления игры.
Игра развивала навыки Анонимуса оставаться анонимным.
Недостатки: Табуретки, говно, ни черта не видно, эпичным фейлом было на полном ходу врезаться в дерево.
Слепой кот
Другие названия: слепая тропиканка, слепик, чай кипит, яблочко.
Площадка: Практически любая, но с предметами, на которые можно залезть.
Инвентарь: Повязка на глаза.
Правила: Практически не отличаются от жмурок, за двумя исключениями: А) Опознавать на ощупь требовлось всегда, Б) нельзя касаться земли, перемещаясь исключительно по гаражам, качелям и т. п. (Классический маршрут автора: лестницы — гараж — рукоход — качели — труба — останки машины).
Цимес в том, что маяться заставляют не только пойманного и опознанного (а ведь можно и отбиваться), но и спрыгнувшего на землю. Весьма способствует развитию ловкости и координации движений
Cтоп земля
Площадка: Практически любая, но с предметами, на которые можно залезть.
Инвентарь: Повязка на глаза.
Правила: Практически не отличаются от жмурок, за тем исключением, что здесь ведущий может сказать «стоп земля», и если в это время кто-то оказывался на земле, повязка передавалась ему. Игра упрощала работу «гали» и усложняла «остальным», что делало её интереснее.
Прятки
Площадка: Заранее оговорённая территория в урбанизированной/пересеченной местности.
Правила: Самая известная игра. Выбирают «галю», который закрывает глаза и либо просто отсчитывает оговорённое время вслух, либо громко читает какой-нибудь стишок, чтобы дать время остальным спрятаться на заранее оговорённой территории. По истечению времени он открывает глаза и отправляется искать. По мере обнаружения игроки присоединяются к «гале» и всей толпой ищут остальных. Выигрывает тот, кого найдут последним (или вообше не найдут, если он так хорошо спрячется). Где-то наоборот водил первый найденный, стимулировали хорошо прячущихся.
Вариант игры — «Туки-луки» («фара-выры», «па́ли-стука́ли» — ДС, «жмурки» — Киев, «Московские прятки»), когда обнаруженный галей должен быстрее его добежать до исходной точки и постучать по дереву с криком «Туки-луки (гали-гали, тук-тук) за себя». Если же «галя» успеет это сделать раньше него, игрок сам становится «галей» и ищет остальных, пока предыдущий «галя» злорадствует. В некоторых версиях можно кричать и «Туки-луки за Димона», например, если у тебя на глазах «галя» обнаружил Димона, также в некоторых вариантах, чтобы затукаться, вовсе необязательно, чтобы «галя» тебя обнаружил.
Достоинства: Прокачка таких скиллов как «скрытность», «бесшумность», «скорость», а также развитие стратегического мышления и маскировки.
Печка
Судя по опросам, была популярна, в основном, только на Урале. В Красноярске иногда «печкой» завётся игра в «фанты».
Площадка: Заранее оговоренная территория в урбанизированной/пересеченной местности.
Правила: Представляет из себя смесь Казаков-Разбойников и Пряток. Как и в начале последних, выбирается галя, который будет всех искать. Затем выбирается «Печка» — участок во дворе, где будут коротать время обнаруженные. Пока галя с закрытыми глазами ведет счет, остальные игроки прячутся. Затем галя «выходит на охоту». Когда он находит спрятавшегося., последний отводится в печку. Сидит он там до тех пор, пока его не вызволит другой участник, то есть пока не обнаруженные игроки не проникнут в печку и не уведут с собой. В случае фейла (то есть, когда галя заметил, что кто-то пытается спасти «пленных»), «спаситель» так же отправляется в печку. В процессе игры можно (и даже нужно) активно, но незаметно перемещаться между нычками. Особые лулзы доставляла травля гали, когда спрятавшийся специально приманивает галю, громко потоптавшись на гараже или покачав веткой, после чего по-тихому съебывает и наблюдает со стороны недоумение на лице ищущего. Игра ведется до тех пор, пока галя не отведет в печку всех участников. При хитрожопом ведущем игра напоминала ИРЛ симулятор разведывательно-диверсионного отряда, при тупом же — многочасовую травлю.
Вариант «Двенадцать палочек». Суть та же, только перд началом игры сооружаются импровизированные качельки (катапульта), на них кладутся небольшие палочки (можно камушки) по колличеству участников, ударом ноги палочки разлетаются в радиусе полметра-метр. Пока водящий их собирает, все прячутся. Затем все также, как и описанно выше, только за каждого пойманного «галя» убирает с «качелек» одну палочку, пойманный стоит и охраняет (шутка) конструкцию. Спасаются разом все пойманные — достаточно подбежать и отправить палочки в вольный полет. Соответственно, если «галя» заметит вас за этим нехорошим делом, то нихрена не будет, так как надо еще добежать до исходной точки.
Достоинства: как и в казаках-разбойниках. Способствует изучению локальной топонимики, развивает искусство маскировки и скрытного передвижения. Подвижна и сочетает в себе бег и лазание по экзотическим местам вроде заброшенных зданий. Алсо развивает оценку рисков в процессе спасения, чувство локтя (предателей и трусов обычно били в воспитательных целях, приговаривая: «У тебя нычка всего в трех метрах была, хули ты не вышел и не спас меня?»), способность к самопожертвованию (иногда игроки специально привлекали к себе внимание, чтобы ведущий ушел подальше от печки, или кричали на весь двор: «Леха, не ходи, он тебя за углом пасет!», выдавая свое местоположение, но оберегая от фатальной ошибки более удачно заныкавшегося игрока). У гали развиваются внимательность, наблюдательность (нужно не только искать, но и присматривать за печкой) и память (нужно помнить все нычки, участники могут попытаться спрятаться там еще раз или уйти оттуда, а через некоторое время вернуться). Алсо, способность маскироваться, бесшумно передвигаться и общая хитрожопость развиваются у водящего еще лучше, ведь никто не мешает отойти от печки и где-нибудь устроить засаду, чтобы потом ВНЕЗАПНО выскочить из абсолютно неожиданного места и зохавать схватить «спасителя». Осложняется это тем, что игроки галю видят, а он их нет. Поэтому требовались недюжинные умственные способности.
Недостатки: опять же, как и в казаках-разбойниках. При этом, игра затягивается ооооочень надолго, потому что галя один (а если не повезет, еще и тупой), игроков много и есть шанс перепрятаться после обнаружения. За день 2-3 раунда максимум. К тому же, возросшее число «тактических возможностей» увеличило и число читов. Например, можно было свалить по-тихому самостоятельно, а потом доказывать, что тебя спасли.
Царь Горы
Количество игроков: от трех и более, причем чем больше тем лучше.
Правила: как таковых не было, были лишь туманные ограничения, которые в корыстных целях постоянно нарушались. Иногда все-таки вводились через десять минут игры, когда борьба за власть переходила все рамки. Например, правило «Песок в глаза не кидать».
Реализация: достаточно жестокая, поскольку борьба за власть начиналась нешуточная. Обычными были кровь из носа, ослепленные кандидаты в цари, покрытые ссадинами бывшие цари, которых без церемоний скидывали со всей высоты. Лучшие друзья за одну игру могли друг с другом рассориться аж на целый день. Ну а о порванной одежде и испорченной обуви и говорить нечего, как и о пиздюлях, ожидавших дома.
Примечание: бывало, заранее обговаривались и делились на две команды, борьба шла за взятие высоты. При такой игре уже выводился свод правил, но жестокости в ней было не меньше. Вариаций было две: захватить и удержать и просто удержать. Такой вот своеобразный вариант такого армейского понятия как захват географической высоты.
Конная битва
Принцип: играющие делятся на пары, при этом один должен был быть конём, а другой наездником, усаживающимся к нему на спину. Наездники таких пар должны были пихаться друг с другом. Проигравшим считалась упавшая пара или та, у которой наездник сползал с коня и касался земли.
Площадка: в спортзале на матах или желательно ровная земля покрытая песком или густой травой. Зимой обычно не играли, так как взобраться на коня в шубе было неиллюзорно сложно, да и конь под такой тяжестью (да ещё своя шуба) просто откидывал копыта.
Количество игроков: от четырех и более, причем оно должно быть четным (лощадь + наездник). Желательно, чтобы количество пар тоже было чётным, иначе победившие первую пару и несколько уставшие должны будут сражаться со свежим противником и тут обычно сразу наступает фэйл.
Луноход
Играет несколько игроков. Выбирается ведущий (луноход). Ему одевается повязка на глаза и он начинает ходить перед другими игроками присядью, повторяя «Я луноход 1». Первый засмеявшийся одевает повязку и начинает ходить за первым игроком присядью, повторяя «Я луноход 2», и так далее.
Жизнь вождя. This Land Is My Land
Игра заявлена для платформы Windows.
Прост и понятен. В наше подчинение поступает вождь небольшого индейского племени. Задача — очистить сгенерированный мир от вражеского присутствия. История вращается вокруг мести за сожжение дружественного лагеря (дальше не заглядывал, так что может и еще что есть).
Игровой процесс представляет собой этакий стелс-экшен с кучей возможностей.
Генерация карты сразу настраивает на серьезный лад. За усложнение свойств окружающей среды будут начисляться дополнительные очки опыта, что толково. Особо порадовало — есть доскональное описание каждого параметра и эта добрая традиция идет через всю игру.
Начинаем мы в вагоне пленников. Тут определяется имя героя и, что очень важно — выбирается тотемный зверь, сильно влияющий на общий стиль игры персонажем. Также здесь устанавливается сложность старта (три градации), в зависимости от расположения лагеря относительно вражеских построек.
Происходит освобождение и герой оказывается посреди своей стоянки. Здесь нас ожидает небольшое обучение крафту, собирательству, взаимодействию со своими NPC-воинами и лошадью-побратимом (что-то типа Плотвы) и отправка на приключения.
О снаряжении. Наличествует целая куча аутентичного огнестрела 19века, несколько видов луков и стрел, боеприпасы, яды, всякие штуки для диверсий — разгуляться есть где.
Просто дичайше понравилась механика стрельбы. Из луков надо шмалять с упреждением по движущейся цели. Из револьвера на более-менее приличной дистанции — фиг попадешь. Происходит что-то типа пристрелки. Имеются однозарядные пушки могучего калибра с дульным заряжанием, если попал из такой, то попал. Получилось в итоге достаточно сложно и, на первый взгляд — сбалансированно.
Например, огнестрел, конечно, убойнее. Но лук работает незаметнее. Врагам сложнее обнаружить стрелка и это дает сделать больше выстрелов до того как все супостаты в округе всполошатся.
Каждая вражеская точка интереса или объект представляют собой довольно заковыристую задачку. Здесь во всей красе представляется стелс-составляющая игры. Нужно более-менее понять сколько врагов, где примерно (пути их движения не прописаны жестко) они ходят, возможно поймать кого-то, далеко заблудшего от лагеря, продумать пути отхода при необходимости. Подкрасться к кому-то довольно трудно и приходится для этого использовать все имеющиеся возможности в виде кустов, камней, построек. Лазать по кустам беспрепятственно не выйдет, супостаты фиксируют их шевеление, как, собственно, и должно быть.
Враги представлены как захватчиками исконных земель, так и дикими животными. Имеются именные супостаты — боссы. Есть крайне сильные мировые боссы. Совершенно все противники опасны. Несколько «удачных» попаданий и наш вождь откидывает копыта. Поэтому каждое боестолкновение желательно (не всегда выходит) продумывать «от и до». Натурально и запросто воина могут загрызть простейшие внезапные койоты.
Мир генерируется (каждое приключение — заново) довольно-таки здоровенный, наводнен разнородными точками интереса. Где-то содержатся пленные индейцы, где-то просто небольшой лагерь поселенцев — везде можно найти свой профит. Сам не пробовал, но вроде как можно даже грабить дилижансы или даже поезда!
В игре неимоверное количество разного рода ресурсов и, соответственно, крафта. По мере исследования мира можно даже обнаружить чертежи для изготовления огнестрела.
Природные ресурсы можно раздобыть, исследуя мир, охотясь на животных. Фабричные детали можно найти в виде лута с супостатов и в пожитках вражеских лагерей.
Интересно построена система прокачки героя. За разные действия начисляются скиллпойнты, которые можно потратить для развития себя или даже подчиненных воинов. Для полной прокачки понадобится нехило подзапариться, ведь каждое умение имеет несколько уровней улучшения со все возрастающей стоимостью.
Рассмотрим плюсы и минусы игры, подведем итоги.
+ Довольно симпатичная графика.
+ Отличное музыкальное и звуковое сопровождение. Классный индейский саундтрек.
+ Очень хорошая атмосферность. Мир того времени передан зачётно.
+ Имеется в управлении свой, весьма функциональный лагерь и в нём подчиненные NPC.
+ Хорошая прокачка персонажа и помощников. Очень разный стиль игры в зависимости от выбранного тотемного зверя.
+ Сильные, доставляющие челлендж, но все же победимые враги. Необходимость продумывания каждого боя. Есть боссы и мировые боссы.
+ Хороший баланс стелса и экшена. Есть и то и то. Герой не беспомощный мальчик для битья, что характерно для стелсов, но и не супермен, что характерно для экшенов.
+ Игра одиночная, но, тем не менее, имеется интересная возможность торговли с другими игроками на торговых постах. Есть чат, в котором можно общаться с другими игроками.
+ Имеется частичная русская локализация текста. Сам играл на английском, но русификация какая-то делается и заявлена.
ТО, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ КАК ПЛЮСОМ ТАК И МИНУСОМ:
± Иной раз зашкаливает сложность. Понимаю, что для кого-то это челлендж, но вот такой пробегаешь пару километров, помер. Снова бежать, да и враги прокачиваются на убийстве героя. Напряжновато. Хотя если играть продуманно, то можно создать сеть точек сохранения/телепортации, лучше планировать драки. Умереть тут проще простого. В общем, может и напрячь и заинтересовать.
± Показалось, что маловато ресурсов в мире. Но, говорят, хорошо помогают воины из лагеря и могут собирать ресы в неимоверном количестве. Может и сойдет, но мне это показалось неудобным.
— За все время игры нашел только один очевидный косяк. Через модельку лошади можно проходить насквозь.
Проект необычный и весьма самобытный. Ранний доступ длится уже давненько и, судя по всему — время не потрачено впустую. На сегодня в игре имеется много контента и минимальное количество проблем.
Автор этого обзора вырос на книгах Фенимора Купера (в родительском доме собрание сочинений, десятитомник, каждая книга побольше кирпича, крайне рекомендую к ознакомлению) и поэтому неравнодушен к героической жизни североамериканских аборигенов. Дух исследования диких земель и опасного противостояния в игре ощущается довольно хорошо. Только всё немного переусложнено. Лично мне в это тяжело, больно (игра не проста, а я рак), но интересно играть.
PS: Вероятно не раскрыл всех аспектов, мог что-то упустить. Буду рад дополнить/поправить обзор или ответить на вопросы по ходу общения в комментариях.