Как играть яблочко на гармошке
Самостоятельное обучение игре на гармошке
В статье рассказано как научиться играть на Гармони без нот по слуху Используя самоучитель Баян без нот авторы Д. Г. Парнес Е. С. Оськина
Самоучитель был издан в 1998 году и предназначен для людей с музыкальным слухом. Которые иногда могут взять баян или гармонь и подобрать понравившуюся мелодию. Или спеть под собственный аккомпанемент в кругу друзей знакомую песню.
В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
Методы и подходы, изложенные в самоучителе, подойдут и для Гармони. Нужно только разметить правую и левую клавиатуры гармони так, чтобы играть мелодии самоучителя.
Основа обучения — игра, пение и аккомпанемент популярных песен и мелодий. Песен в самоучителе более 500. Вырабатываются слухо-моторные навыки. Запоминается аккомпанемент песен. Улавливаются схемы мелодий, основы музыкальной гармонии. Можно сыграть и спеть все песни самоучителя не один, а несколько раз. Вернуться к понравившимя. Уточнить усвоенные приемы.
В самоучителе ноты, обозначающие звуки, заменены цифрами.
Вместо 7 нот до ре ми фа соль ля си
Даны 7 цифр 1 2 3 4 5 6 7
Все просто. Звук 3 выше звука 1, а звук 2 ниже звука 6
Вы учитесь по книге старому забытому ремеслу — игре по слуху.
Авторы кандидаты наук и искусствоведения и прекрасно знают нотную грамоту. Такая методика обучения без нот одобрена Консерваторией им. П. И. Чайковского, Училищем им. Гнесиных, много лет преподается в Училище им. Ипполитова-Иванова.
Играющий не должен смотреть на клавиатуру. Только по слуху и на ощупь. Представьте что гармонь прозрачная. Сначала можно иногда подглядывать на себя играющего в зеркало. Через несколько занятий смотреть не понадобится.
Ряды 2 — 5 низкая (самая басовая) семерка звуков.
Ряды 5 — 8 средняя семерка звуков.
Ряды 9 — 12 высокая (самая писклявая) семерка звуков.
В книге Парнес Оськина в примерах песен маленькими цифрами под слогами даны именно звуки семерок. Номера звука низкой, средней и высокой семерок те же. Это подсказки для игры по слуху. В мелодии на семерку точно не ошибетесь. Хотя по законам музыкальной гармонии на семерку выше или ниже — это правильно.
Чтобы хорошо вслепую и на слух ориентироваться в клавиатуре Нужно играть гаммы
Можно посредине клавиатуры Можно сверху вниз Можно туда и обратно
начиная с 1 — 1 2 3 4 5 6 7 1 (звуки на повышение, последний на семерку выше)
начиная с 6 — 6 7 1 2 3 4 5 6 (звуки на повышение, последний на семерку выше) Первый ряд от мехов — Басы. Сверху вниз 8 клавиш ( 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) В самом верху 9-я 4#
Второй ряд пары Аккорд — Ниже его бас. 4 аккорда Сверху вниз 7с — 7, 3с — 3, 6м — 6, 2м — 2
Третий ряд пары Аккорд — Ниже его бас. 4 аккорда Сверху вниз 2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4.
Готовый аккорд аккомпанемента мелодии. Делается специальными тягами левой механики гармони. Одна клавиша аккорда — сразу 3 звука.
.
Бас звук — Цифра без буквы — ( Например 2 )
Минорный аккорд — Цифра с буквой м ( Например 2м )
Мажорный аккорд — Цифра с буквой б ( Например 2б )
Септ аккорд — Цифра с буквой с ( Например 3с )
Кто до обучения на гармони играл на гитаре. Без труда сыграет по аккордам. Жмите бас вместе с его аккордом. Во втором ряду те самые заветные 3 аккорда — 3с, 6м, 2м ( Буквами E7, Am, Dm)
Буквы заменены цифрами совсем для начинающих. Так им легче. Любой догадается, что звук 6 выше звука 3. Но не любой догадается, что звук A выше звука E.
Одна и та же песня Три танкиста
Вариант 1
Полное чтение по нотам
Это нотное чтение для профессионалов. Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом. Партия (басы и аккорды) левой руки дана на втором нотном стане с басовым ключом. Можно играть басы и аккорды аккомпанемента в выборном или готовом строе инструмента.
Сокращенное (эстрадное) чтение аккомпанемента
Партия (мелодия) правой руки дана на нотном стане со скрипичным ключом. Партия (басы и аккорды) левой руки даны сокращенным (буквенным) обозначением.
Вариант 3 Условное чтение цифрами и буквами
Партия (мелодия) правой руки дана Цифрами под слогами слов песни. Цифры звуков более высокой или низкой октавы одни и те же. Басы и аккорды аккомпанемента даны Цифрами с буквами под слогами слов песни. Цифры и буквы это не программа игры. А просто подсказка. Если мелодия подобралась. На цифры и буквы можно не смотреть.
Вариант 4 Условное чтение цифрами 50 клавиш гармони
Учимся играть на гармошке
Гармонь издавна славится своей певучестью и силой звучания. Теперь невозможно представить, что когда-то не было гармошки. Россия славится гармонистами. Причём у нас играют на гармошке русские, татары, башкиры, буряты и другие народности. И в наше время не перевелись гармонисты. Их достаточно много. Существует два основных способа, как научиться играть на гармошке с нуля.
Один метод – метод натаскивания, практического освоения гармони, основных мелодий, Чаще всего в народе учатся играть на гармони именно так. Отец учит сына нажимать на клавиши.
Обучающийся должен обладать определённым складом музыкального слуха, чтобы различать тона, басы, лады, наигрыши. Большинство играющих на гармошке не умеют читать нотную грамоту. А если и понимают её, то плохо.
Им для игры нотная грамота не нужна. Они научились играть на слух.
Таким гармонистам подвластны мелодии любых песен. Только запоёт кто, прислушается гармонист к незнакомой песне – и всё! Две минуты настройки под песню – и будет играть, как будто играл всегда эту песню. Вот такие есть умельцы игры на гармошке, но не знающие нотной грамоты. Конечно, чтобы стать таким гармонистом, надо много тренироваться, много играть. Это один путь учёбы игры на гармошке.
Другой путь – учёба через теорию и последующую практику. Тут уже без нотной грамоты обойтись нельзя. Продаются даже специальные самоучители игры на гармошке, где подробно описано, какая кнопка гармони соответствует данному звучанию конкретной песни. Это более надёжный путь изучения гармони.
Таких гармонистов сейчас тоже много. Как правило, гармонисты, обученные игре на гармони через нотную грамоту, могут обучиться уже легко и на баяне, и на аккордеоне, и на других музыкальных инструментах. Такие гармонисты работают в музыкальных и певческих ансамблях при Домах культуры и других культурных учреждениях. Диапазон их музыкальных способностей шире, чем у обычного гармониста.
Прежде всего нужно желание трудиться. И реализовывать это желание в действие. Если тренировки учёбы на гармошке проходят ежедневно от 15 минут до получаса, то результат будет приходить вроде незаметно, но всё же быстро. Торопиться в обучении не нужно.
Нужно начинать с азов. Желательно изучить нотную грамоту. Теперь это легко делать. При желании всегда можно в Интернете найти всякие самоучители нотной грамоты. Изучить лады гармошки и басы. Обычно обучение проходит на гармони хромка.
Вот эта гармонь — хромка, одна из многих:
Нужно научиться правильно сидеть с гармонью. Чтобы рукам было удобно, и пальцам. Вести себя свободно, смелее надо. Учиться надо с огоньком, с выдумкой. Не бояться ошибок. Сделали ошибку. Запомнить её. Стараться изжить ошибку. В самом начале. Потому что много раз повторенная ошибка – станет привычной. Тогда придётся впоследствии всё равно переучиваться.
Поэтому спешить не надо. Ремень через одно плечо одевать обязательно. Научившись играть сидя, потом будет немного неудобно играть стоя. Только со временем неудобство пройдёт. Стоя можно будет играть также легко, как сидя. Всё приходит постепенно. Главное – тренироваться регулярно. Каждую песню, каждую мелодию – довести до безукоризненного звучания.
Осваивая гармонь самостоятельно, надо почаще прослушивать свои тренировки в записи, чтобы видеть и слышать свои ошибки. Исправлять их. При тренировках подбирать такие мелодии, где задействованы как можно больше пальцев. Тогда учёба станет качественней.
Первым упражнением желательно разучивать гамму де мажор, очень важное упражнение. Повышается техника исполнения. Разрабатывать весь звукоряд – снизу вверх, и сверху вниз.
Меха во время занятий не дёргать, вести плавно, не доводя до конца, всегда оставлять запас. Сначала при обучении приходится смотреть на свои пальцы, куда они попадают. Потом надобность в этом постепенно будет уходить.
Пальцы привыкнут на «автомате» попадать туда, куда надо. Да и на слух ошибку, диссонанс сразу будете улавливать.
Почаще слушать игру опытных гармонистов, замечать их способы подачи музыки. Каждый гармонист имеет свои секреты исполнения, которыми он неохотно делится.
Надо видеть их, вычленять, и применять на практике в своих тренировках. Частушки и наигрыши исполнять легче. Поэтому, если они вам нравятся, начинайте с них.
Тем более, частушки всегда нужны, в любой весёлой компании они находят своих поклонников.
При обучении: идеальный вариант – иметь хорошего музыкального наставника, также заинтересованного в игре на гармошке, опытного старшего товарища. Он всегда придёт на помощь, подскажет, научит, как лучше учиться, как играть ту или иную мелодию. Вот картинка «Гармонист с гармошкой»:
Изучив одни песни, наигрыши и мелодии, нужно переходить к другим, чтобы не останавливаться в развитии. Пока мы учимся, мы развиваемся. Не надо останавливаться на достигнутом. Есть гармонисты, способные играть, не переставая, по 3 часа. Надо стремиться к этому. Навыки в игре приходят в процессе труда, учёбы. Мастерство приходит с годами.
Истинный гармонист стремится найти свой стиль исполнения, непохожий на другие. Тренировки и учёба должны нравиться. Тогда обучающийся будет вкладывать в обучение свою душу, и тогда процесс обучения станет счастливым временем в судьбе человека. Вот два интересных обучающих видео из ютуба.
Как научиться играть на гармошке: выбор курсов и отзывы
Гармонь давно заняла свое место в русском фольклоре, став главным символом народных гуляний. Играть учатся и дети, и взрослые. Почти в каждой музыкальной школе открыт набор на отделение народных инструментов и курсы гармошки с нуля.
Как выбрать курс
Научиться играть на гармони под руководством профессионального наставника и при регулярных занятиях можно за 2-3 месяца.
Если вы преследуете профессиональные цели и собираетесь продолжить обучение в училище или университете, выбирайте учреждения дополнительного образования – школы искусств, ДМШ.
Если цель занятий – играть «для себя», можно найти любую частную школу. Здесь предложат удобное расписание и различные по длительности курсы. При подборе школы важно обратить внимание на такие особенности:
Популярные курсы Bubolab
Курс «Диджеинга для детей»
Индивидуальные уроки вокала
Выбор курса – процесс индивидуальный, кто-то ищет «своего» педагога, другие отталкиваются от цены. Обзвоните несколько школ, сравните условия, выпишите плюсы и минусы каждой, тогда выбор будет сделать проще.
Кому пригодятся курсы
Посещать занятия игры на гармошке могут взрослые и дети любого уровня подготовки. Профессиональные музыканты приходят на уроки для освоения гармони в качестве второго инструмента. Люди без подготовки – для отдыха и развлечения.
Уроки музыки помогают устранить нервное напряжение и нормализуют психическое состояние. Отчетные концерты – отличный опыт публичных выступлений: через несколько показов пропадает неуверенность в себе, уходит страх сцены.
Отдавая на занятия ребенка, родители думают об эстетическом воспитании. Уроки музыки помогают выработать дисциплинированность и трудолюбие. Дети, посещающие ДШИ, наиболее организованы, артистичны, изобретательны, они часто становятся лидерами среди сверстников.
Что изучают на курсах
Содержание курсов в государственных музыкальных школах строится на основе федеральных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». В самом широком варианте к концу базового курса обучения выпускники должны:
Программа курсов для взрослых не так широка, акцент в ней — на освоении практических навыков игры. Многие теоретические вопросы опускаются.
Как и где можно применить полученные знания
Выпускники музыкальных школ по классу гармошки выступают в составе ансамблей народных инструментов, принимают участие в международных и всероссийских конкурсах, телевизионных проектах.
После прохождения продвинутого курса гармонисты устраиваются аккомпаниаторами в танцевальные коллективы. Музыканты объединяются в шоу-группы, делают каверы на известные композиции, выступают на корпоративах.
Отзывы тех, кто прошел курсы
Научиться на гармошке подбирать популярные мелодии я мечтала с детства, после того, как соседский мальчишка исполнил во дворе несколько хитов «Руки вверх», подыгрывая себе на новеньком аккордеоне. Инструмент тогда стоил дорого, но старая прадедушкина гармошка пылилась на чердаке.
Именно с ней и с лозунгом «Хочу! Научите!» спустя десять лет я и пришла на курсы в музыкальную школу. И научили, через три месяца занятий начала на слух подбирать любимые мелодии.
Инструмент, конечно, пришлось приобрести поновее, но свою первую гармошку храню, чтобы помнить, что детские мечты должны сбываться.
Сын берет уроки гармошки второй год. Выступает на конкурсах, несколько раз занимал призовые места, устраивает домашние концерты перед гостями. С педагогом сложились очень теплые, доверительные отношения, ребенок всегда идет на занятия с удовольствием, репетирует дома.
В детстве я окончила музыкальную школу по классу флейты. Занятия давались тяжело, доучивалась с трудом, несколько раз хотела бросить. А через несколько лет после окончания ДШИ желание заниматься музыкой вернулось.
Решила выбрать другой профиль и записалась на гармошку. Взяла пробный урок: понравилось, продлила до абонемента. Хожу третий месяц по два раза в неделю.
Перестроиться с флейты на гармошку было тяжеловато, но что-то уже стало получаться.
Самостоятельное освоение игры на гармони
Если на поход в музыкальную школу нет времени или средств, можно освоить гармонь самостоятельно. Начинающему музыканту помогут самоучители:
Все книги размещены в свободном доступе в сети, там же десятки онлайн-уроков с подробным описанием аккордов.
Устройство инструмента
В самом простом описании ручная гармошка – два полукорпуса с клавишами, между которыми находится мех.
Мелодия исполняется на правой клавиатуре. Основанием для клавиш здесь является гриф.
Левая клавиатура, служащая для аккомпанемента, располагается на самом корпусе. Хотя в некоторых гармошках гриф бывает и слева.
Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони — Играй гармонь народная
Издательство «МИРАЖ SW» в соавторстве с Н. Новиковым выпустило в свет книгу — «Самоучитель игры на гармони» (Единственный в России — в нотах, цифрах и цвете!)
Публикация выполнена на качественном бумажном носителе, снабженным цветными иллюстрациями. Сборник содержит 17 уроков, в которых подробно изложены практически навыки и теоретические основы нотной грамоты. В приложении, самоучитель дополнен несколькими произведениями дргих популярных авторов.
В основу уроков положены «Частушки» и «Цыганочка».
Процесс обучения построен с учетом многочисленных пожеланий получить начальные навыки игры на гармони без обязательного изучения нотной грамоты (посредством цифрового обозначения клавиш).
Я не претендую на изысканные вкусы любителей гармони. Мой труд рассчитан для начинающих. Плоды моего скромного творчества вы можете
посмотреть на канале в YouTube.
Урок №1Выбор гармони Тональность Герметичность меха и корпуса Проверка клавишного механизма Условия эксплуатации Состав инструмента Правила игры на гармони Аппликатура Работа со звуком Урок №2Левая клавиатура Игра на левой клавиатуре Схема расположения клавишБасыАккордыВспомогательный рядМинорМажорспособы извлечения звука
Урок №3Правая клавиатура
Игра на правой клавиатуре Схема расположения клавишУпражнения«Тонкая рябина»«Цыганочка»Изучение основных аккордов
Расположение звуков Длительность звуков Игра двумя руками Основы музыкальной грамотыНотный станКлюч сольКлюч фа
Урок №5Игра в мажоре
Основы аккомпанементаЦифровое обозначение клавиш
урок №6Высота звука
Октава Звукоряд правой клавиатуры Такты Знаки изменения длительности нот Нота с точкой Лига Фермата Пауза
Урок №7Звукоряд левой клавиатуры Музыкальный диапазон Регистр Цыганочка с выходом
Урок №12Темп наиболее употребляемые термины. Частота Звука.Метроном. Цыганочка вариант 5
Друзья! Гармонисты это люди с ранимой, трепетной душой, обладающие утонченным юмором! Основа моего утверждения это наша СОЛЁНАЯ ЧАСТУШКА под гармонь! Поэтому прошу простить мне некоторые вольности в презентации моего труда на который я потратил более 10 лет
Цыганочка (Это один из примеров исполнения цыганочки в который входят все 10 вариантов уроков цыганочки)
Золотые правила для начинающих обучение игре на гармони
Для начала хочу сказать, что эти правила-для начинающих, и я их никому не навязываю и не заставляю их безукоризненно исполнять, но, прежде чем игнорировать их, помните: они основаны на моем личном опыте самостоятельного обучения игре на гармони и помогут вам избежать многих проблем и закрепления неправильных навыков (переучиваться потом, ох, как тяжело! Знаю по себе…).
А начинал я, не имея в своем распоряжении ни самоучителей(они появились у меня гораздо позже), ни наставников. Только дедушка-гармонист помог мне немного. Почему немного? Потому что живет он далеко и видимся мы не часто. Но, именно благодаря ему, еще до появления у меня осознанного интереса к этому замечательному инструменту, я получил некоторые базовые навыки для дальнейшего обучения игре на гармони (такие, как соединение левой и правой рук и ведение меха). Поэтому я и решил написать правила для начинающих гармонистов,призванные несколько облегчить им задачу.
Я не считаю этот список совершенно законченным и абсолютно верным, но вы можете что-то добавить от себя в х и я внесу эти изменения в статью, если посчитаю их полезными.
Использовать минимум по четыре пальца в каждой руке при игре
С самого начала обучения учиться использовать, как минимум,4 пальца в правой руке и 3 пальца(но лучше,всё-таки, применять сразу 4) — в левой, если вы не хотите,чтобы ваша игра на басах была, всего лишь, монотонным чередованием «бас-аккорд».
Перебор на одних басах, без аккордов, вы вряд ли сможете исполнить, если будете играть в левой клавиатуре только двумя пальцами-не хватит растяжки.
Кто-то может сказать, » а мне этот выпендрёж и не нужен», но, поверьте, это только сейчас вам так кажется, а потом ваши требования к своему уровню исполнительского мастерства, как гармониста, непременно вырастут, а нужных технических навыков, увы, не будет…
Правильная «смена меха»
Смену направления движения меха производить в паузах между звуками. Не менять направление во время звучания одного звука.
Здесь нужна небольшая оговорка: в традиционной игре довольно часто применяется прием, когда два одинаковых звука, звучащие подряд, извлекаются путем смены направления движения меха на одном, длинном звуке. Но делается это осознанно, а не в результате ошибки.
Ещё одно правило: не растягивать и не сжимать меха до упора во время игры на гармони.Это приведет к ненужным паузам и задержкам в крайних положениях.
Аккорд короче баса
При игре левой рукой, в паре «бас-аккорд» аккорд в большинстве случаев должен звучать короче баса(по длительности): при игре в быстром темпе палец как бы отскакивает от кнопки, едва нажав её.
Не нажимать одним пальцем две кнопки подряд
Ещё только начиная обучение игре на гармони крайне желательно приучить себя НЕ нажимать две кнопки подряд одним и тем же пальцем. Это допустимо только в случаях, когда невозможно этого избежать.
Записывайте свою игру на аудио и видео
Если нет наставника,который мог бы контролировать ход обучения, советую делать аудио или видеозаписи своей игры и просматривать(прослушивать) их: со стороны все ошибки видны гораздо лучше и у вас сложится более точное представление о своем уровне, как начинающего гармониста, и о том,что вам нужно изменить и улучшить. Многие начинающие гармонисты испытывают сильное разочарование,впервые увидев и услышав себя со стороны. Это нормально. И это должно стать для вас толчком для дальнейшего совершенствования, а не поводом сложить руки и забросить обучение. Я, например, был в шоке, когда, записав себя на видео, увидел совершенно неконтролируемую мимику: моё лицо, словно свело судорогой и рот дёргался из стороны в сторону. Но, со временем, это почти полностью прошло без всяких усилий с моей стороны (но лучше знать об этом заранее).
Лучше медленно,но уверенно
Не суетиться и не пытаться прыгнуть выше головы: разучивать мелодии сначала в очень медленном темпе. А когда будете уверенно играть их, прибавляйте скорость. Лучше сыграть медленно, но уверено,чем торопиться, постоянно сбиваться и промахиваться мимо клавиш.
Не утомлять себя игрой на гармони
Не переутомлять себя занятиями. Если чувствуешь,что устал и ничего не получается-сделай перерыв(может даже несколько дней), пока снова не появится желание заниматься.
По своему опыту знаю, что после некоторого перерыва в игре на гармони, то, что раньше не получалось, играется гораздо увереннее.
Хотя есть и обратные утверждения, но это, скорее, касается людей преклонного возраста, которые имеют некоторые проблемы с подвижностью суставов.
Нет волшебного секрета
Не надеяться, что существует какое-либо правило или секрет, которое позволит разом решить все проблемы в обучении игре на гармони и за пару дней научиться шикарно играть. Главное правило-упорство и трудолюбие. Чем больше занимаешься, тем больше отдача.
Слушать и изучать игру других гармонистов
Развивать слух: подбирать любимые мелодии, как можно больше слушать других гармонистов(хоть в записи, хоть вживую,при возможности) и изучать их игру, понимать саму суть, а не пытаться скопировать чужую игру «нота в ноту».
Будьте гармонистом
И последнее. Будьте ГАРМОНИСТОМ, а не просто музыкантом с гармонью в руках, любите и играйте музыку, характерную именно для гармони, а не ту, которая и так слышится на каждом углу и из каждой проезжающей машины. Я бы, всё-таки, настоял на этом пункте.
Искренне желаю всем успехов в обучении игре на гармони!
P.S. Всё, сказанное выше, касается, в основном, гармони-хромки, хотя применимо, наверное, и для других разновидностей гармони.
Сергей Акимов Елена Васильева
Уроки игры на губной гармошке: бесплатные обучающие видео для начинающих
Губная гармоника – чемпион среди музыкальных инструментов по бюджетности, удобству и скорости обучения. Научиться играть на гармошке довольно просто. За один-два месяца музыканты приобретают способность извлекать приятные звуки, играть простые мелодии и даже импровизировать.
С чего начать занятия и как освоить базовую технику игры в домашних условиях – смотрите и учитесь с лучшими видео уроками на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН.
Начав обучение со знакомства с инструментом, новички могут увидеть перспективу собственного развития в музыкальном плане. Видеоурок для начинающих описывает устройство и типы инструмента, варианты звуков и мелодий. Ролик содержит рекомендации по выбору гармошки. Начинающие музыканты узнают несколько новых терминов и станут чуть ближе к миру музыки.
От техники игры зависит плотность, сила и красота звука, издаваемого инструментом. Важно научиться правильно держать гармонику в руках, приучить губы к нужной позиции и развить дыхание.
Первый практический урок дает основы игры, предостерегает новичков от возможных технических ошибок и демонстрирует возможности инструмента.
Автор видео показывает, как меняется звуковой эффект при разной постановке губ и рук.
Губная гармошка имеет десять отверстий, каждому из которых соответствует определенная нота. Обучение игре стоит начинать с умения «выдувать» нужные ноты на вдохе и выдохе.
Для точного извлечения звуков нужно научиться четко дуть в одно отверстие. Секрет – в правильном расположении гармошки относительно губ.
Профессиональный исполнитель Борис Плотников дает подробнейшую инструкцию для решения музыкальной задачи.
Нотная грамота для губной гармошки называется табулатурой или табами. Запись мелодии представляет набор цифр с указанием вдохов и выдохов с помощью знаков «+» и «–». Видеоурок научит читать табулатуру и исполнять простую мелодию «В траве сидел кузнечик». Благодаря используемым при объяснении схемам и графическим рисункам информация запоминается легко и быстро.
Для обучения игре на любом инструменте существуют специальные упражнения: гаммы, арпеджио, аккорды. Губная гармошка имеет аналогичные возможности.
Видеоурок содержит 6 упражнений для оттачивания исполнительской техники, тренировки координации, дыхания и мышц рта. Автор ролика дает полезные советы по правилам эксплуатации инструмента и технике безопасности.
Занятия помогают развить музыкальный слух, улучшить дикцию и служат общеоздоровительной практикой.
Сыграть мелодию на губной гармонике можно без владения техникой и знания нот. Сергей Сопко делится нестандартным подходом к исполнению музыки с помощью ритмического рисунка. Смысл заключается в извлечении задуманного ритма из инструмента. Сергей подробно останавливается на технике создания и тренировке ритма, демонстрирует примеры разных мелодий, дает упражнения для развития чувства ритма.
Бенды – дополнительные ноты без указания в базовом строе (табулатуре). Повышение и понижение звука происходит без смены отверстия, с помощью определенных вокальных техник. Овладев приемом, можно заставить простую мелодию звучать более интересно. Видеозанятие с Михаилом Петровым поможет разобраться в тонкостях звукоизвлечения, натренировать гортань и связки для профессиональной игры.
Обучающий ролик о секретах игры на губной гармонике от Александра Братецкого оставляет за кадром общие вопросы и акцентирует внимание на артикуляционных и дыхательных техниках. Суть вибрато – в изменении физической характеристики звука. При диафрагмальном вибрато варьируется громкость, при горловом – тон. Видеоурок научит правильно выполнять оба элемента и использовать новую технику в игре.
Обычно блюз состоит из повторяющихся музыкальных фраз. Для исполнения блюза необходимо выучить всего три музыкальных рисунка. Онлайн школа игры на губной гармошке предлагает новичкам подробный урок с объяснением техники игры каждого звука. Преподаватель учит брать плавные звуки, делать акценты, изображать трели и бенды.
Техника «чаггинг» подразумевает имитацию звуков паровоза. Андрей Абатуров предлагает разобрать три разновидности паровоза разной степени сложности, от легкого до продвинутого. За кажущейся сложностью приема кроется особая исполнительская техника. Андрей подробно показывает каждое движение губами и руками, разбирает элементы дыхания, учит проговаривать нужные слоги одновременно с игрой.
Как за одно занятие научиться играть на гармони по нотам?
Сами посудите, трудно ли назвать ноты через одну? Кто не знает со школы, что есть До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, …
Зачем так много повторов, спросите вы. А я спрошу, почему все, все без исключения, произнеся «До, Ми, Соль, Си», останавливаются.
Клавиатуру рояля видели? 88 клавиш, из них 52 белые, половину надо назвать, так это же не четыре ноты, а 26.
Но, даже подсматривая подсказку на клавиатуре рояля, все без исключения первый раз останавливаются на четырех. Что за наваждение? В школе так выдрессировали, что ли?
В прямом порядке назвали? А теперь в обратном. До, Ля, Фа… Быстрее, быстрее!
Со смекалистыми изучение порядка нот на первом и втором ряду кнопок правой клавиатуры гармони занимает от 50 секунд до 3 минут. Ведь эти нотки через одну и есть названия клавиш.
Моя гармонь для обучения подготовлена. Знаете, как? На верхней части клавиатуры заклеены треугольником бумажного скотча три кнопки — это ненужные пока ноты с диезами.
А нотки Фа и Соль второй октавы помечены пупырышками (это в моем случае контур для витражей, но могут быть разные варианты). Эта ФаСоль делит клавиатуру ровнехонько пополам. Сверху и снизу остается по пять кнопок в каждом ряду. Итого 4 сектора.
Ставим на каждый пять пальцев и называем. Все те же ноты через одну. Отсчитывая от Фа и от Соль с пупырышками, от верхнего и нижнего краев клавиатуры.
Убираем руки с клавиатуры, продолжаем тренировку в уме. Сектор (от 1 до 4) и номер пальца (от 1 до 5).
Беру табличку с 4 столбцами и 5 строками (или двузначными числами 11, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44) и тычу в них ручкой, а шустрый называтель говорит, какая нота должна быть под соответствующим пальцем. Эта работа у сангвиников занимает от 2 до 5 минут. Холерики бесятся, флегматики застревают, меланхолики взвывают.
Переходим на буквенное обозначение, пригодится. До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — F, Си — H. Это еще полторы минуты. Если, конечно, не начать делиться воспоминаниями о том, как пытались научиться или научились играть на гитаре, где те же буквы в обозначениях аккордов.
На этом этапе уже израсходовано от 3 до 12 минут в зависимости от скорости нервных процессов, сосредоточенности и предыдущей подготовки (играющие на гитаре или в шахматы на буквы полторы минуты не тратят).
Пришла пора заняться нотами. Рисую пять линеек нотного стана толстенькими бледноватыми фломастерами. Почему толстыми? Чтобы полоски не воспринимались как разделители. Всего лишь другой цвет.
На хорошо подготовленной гармони цвет ближнего к краю ряда клавиш будет совпадать с цветом этих линий. Потому что все ноты крайнего ряда расположены на линиях.
А все ноты ближнего к мехам ряда расположены между ними.
Двадцать две кнопки — это по 11 в ряду, значит, линий должно быть тоже 11, и пять у нас уже есть. Немного другим цветом дорисовываем пять линий сверху и одну снизу. Замечание для педагогов: заготовьте, не поленитесь, две обоймы фломастеров по пять штук, чтобы не чиркать каждую полоску отдельно, это сбивает темп.
В нашем 11-линеечном нотном стане основу составляет 5-линеечный классический нотный стан с правильно размещенным скрипичным ключом. На верхней линейке обычного нотного стана помещаем нашу помеченную пупырышком ноту Фа, а над этой же линией — Соль. Замечаем, как расположена ФаСоль.
Берем таблицу для проработки нот и так же, как раньше, тычем в 41, 33 и т. д.
Начинаем медленно, завершаем ну очень быстро. Этот этап занимает от 5 до 15 минут. Не то чтобы было сильно трудно, просто усталость накапливается понемногу. Если человек не привык к интеллектуальному труду, у него на этом этапе вид чуточку бледноватый, ведь мозгом энергия истощается в пять раз быстрее, чем мышечной работой.
Осталась самая малость — ноты с нотного стана начать нажимать на клавиатуре гармони. И после того, как это станет получаться без заминок, взять обычные ноты, где линии тонкие, и их всего пять. Что-нибудь простое для начала.
Полученных знаний уже достаточно для того, чтобы взять книгу для первого класса музыкальной школы или хрестоматию для гармони, к примеру, Евгения Дербенко, и, пьеса за пьесой, освоить и всю клавиатуру, и весь предложенный репертуар.
Тех, кому наука далась с трудом, отпускаем отдыхать, а самым сообразительным предлагаем нажать три клавиши подряд. Красиво звучит, да? Трезвучие, а не что-нибудь. Почти у всех трезвучий есть пара в левой руке.
Не буду углубляться в эти подробности. Скажу лишь, что за полчаса быстрые разумом начинают аккомпанировать обеими руками.
В левой руке держат ритм аккорды, а в правой те же аккорды нотка за ноткой по очереди роскошными переливами.
Полчаса — и новый гармонист родился.
Как думаете, почему девушки любили гармонистов? Разве за богатство, которое позволяло купить недешёвый инструмент? Может быть, и так, но важнее другое: гармонист — это тот, кто играет. Не муторно тянет лямку своей жизни, а играет ее так же, как наигрыши на гармони.
Который научается жизни так же легко, как игре на гармони. Уловил основу — и давай импровизировать, любуйтесь коленцами. Взял Полянку, Краковяк, Барыню, Семеновну и вообще что угодно за основу — и выдал один вариант, другой, третий.
Сам наслаждается и других подбивает в пляс пойти.
А знаете, почему гармонь была популярна на Руси? Это помимо того, что она наша родненькая, у нас родившаяся.
На гармони легко научиться играть и, научившись, трудно ошибиться. Уж очень удобно она устроена. Будто нарочно создавалась под характер сказочных Иванушек-дурачков, которые на деле не дурачки, а удачнички, люди большой энергии и сказочных достижений.
И обучали игре на гармони быстро: сели на завалинку, показали, как жать три кнопки подряд, да отправили в темный чулан тренироваться на слух, чтобы на следующий день к людям вышел уже с беглостью пальцев и уверенной повадкой.
Минуты с учителем, часа четыре с инструментом — и выходи с людьми петь-плясать, музыкой звать, улыбкой завлекать.
Где-нибудь смелый пример покажут — и вся Россия снова зазвучит гармонями. И дай Бог!
Как научиться играть на гармошке?
Гармошка – это популярный народный инструмент, который совсем недавно использовался на любом сельском празднике. В игре на этом инструменте важно не столько качественно и громко исполнять песню, как передать ее душевность и гармонию.
Вспомните, как задиристо и игриво звучат частушки на народных гуляниях. Вы хотите также удивлять публику? Тогда начинаем познания игры на гармошке!
Первый способ «обуздания» гармошки
В его основе лежит в большей степени практическая часть, без изучения премудростей нотной грамоты. Такая техника подходит для любителей народного пения, которые от природы наделены замечательными музыкальными данными.
Второй способ познания гармошки
Это традиционное учение, с углубленным познанием теоретической и практической информации, здесь нужно руководствоваться самоучителями, нотными сборниками и грамотой исполнения гамм. Будут незаметными уроки таких авторов как Лондонов, Бажилин, Тышкевич, видео-аудио сборники.
Оба варианта обучения способны дать прекрасный результат, все зависит от Ваших индивидуальных задатков, рвения к учебе и качества занятий. Совсем скоро Вы сможете получить желаемый результат, ведь терпение и труд – все перетрут!
Обучаясь игре на гармошке без наставника нужно внимательно пересмотреть выступления профессионалов, дабы освоить технику со стороны, исправляя свои ошибки на первом этапе. Чтобы правильно воссоздавать музыкальную фразу необходимо слушать больше песен, улучшая свою технику исполнения текстов.
С чего начинать обучение?
Чаще всего первыми песнями на гармошке становятся народные частушки, это куплеты, которые исполняются по незамысловатую мелодию. Такую музыку можно легко научиться выполнять даже без освоения нотной грамоты.
Но для полноценного обучения игры на гармошке следует заняться этим делом серьезно, приобрести или скачать самоучитель, желательно использоваться бумажную версию. Ознакомиться с базовыми элементами и основными понятиями.
На протяжении всех занятий не рекомендуется делать длительные перерывы между уроками, это существенно повлияет на скорость овладения инструментом и поможет эффективнее развить определенные навыки игры.
Внимание! Залог успешного обучения – это полноценное осваивание нового материала, параллельно можно приступать к познанию губной гармошки, выполняя увлекательные мелодии на каждом празднике.
Что необходимо запомнить новичку при «обуздании» гармошки?
Игра на гармошке – удивительное и увлекательное занятие, позволит развивать слух и почувствовать красоту каждого слова, которое Вы будете напевать под гармошку. Будьте старательными и напористыми, и Ваш труд в скором времени увенчается успехом!
Привлекайте к игре на гармошке друзей и знакомых, коллективное обучение увеличивает шансы правильного изучения нотной грамоты и техники исполнения народных произведений. Будьте неповторимыми в своем стиле и радуйте окружающих веселыми и игривыми прибаутками.
Удачи Вам в начинаниях, пусть публика радостно аплодирует Вашему виртуозному исполнению!
Как научиться играть на гармони?
Гармонь — любимый музыкальный инструмент деревенских виртуозов. Главное в нем не точность звучания, а передача душевности мелодии.
Только если гармонист умеет зацепить струны в каждом слушателе, заставляет внимать музыке и чувствовать ее, он имеет право считать себя хорошим музыкантом.
Как добиться такого эффекта? Кто, где и за какой срок сможет научить идеальной игре на гармони? Современный мир предлагает как самостоятельное обучение по видеороликам, так и частные уроки опытных мастеров. В чем преимущества того или иного способа?
Как обучиться игре на гармони самостоятельно?
Подготовиться к процессу легко. Новичку следует посетить музыкальный интернет-магазин, купить нужный инструмент и выделить время на обучение. Работать над игрой необходимо каждый день без перерывов. Само занятие может длиться и 10 минут, и 2 часа. Все зависит от физических возможностей будущего музыканта. Перетруждаться не следует, так как усталость плохо влияет на сосредоточенность.
Лучше выбирать бумажный самоучитель игре на гармони, но подойдут и видеоуроки. Специалисты рекомендуют начинать обучение с левой руки, а лишь затем переходить на правую. Это позволит создавать технически верные мелодии.
Сперва следует изучить основные понятия и базовые элементы, затем разучивание гамма до мажор. Упражнение значительно повысит технику игры и научит эффективно пользоваться мехом. В процессе у каждого новичка возникает масса вопросов. Не следует откладывать их. Ответы можно найти в интернете, книгах, а лучше у более опытных музыкантов.
Выбирая первое музыкальное произведение, лучше остановиться на частушках. Разучить каждую можно всего за одно-два занятия. Вкладывая душу, проявляя терпение и усидчивость, можно стать настоящим виртуозом игры на гармони даже без помощи профессионального учителя.
Учеба игре на гармони с наставником
Такой вариант потребует не только денежных, но и временных затрат. Придется подстраиваться под график наставника и его требования. Не обойти стороной и магазин гармоней. Инструмент в любом случае должен быть своим.
С профессионалом всегда легче и проще. Он укажет на промашки, разложит по полочкам все ошибки. С правильной программой обучения у опытного специалиста также проблем нет. Новоиспеченному музыканту остается лишь огранять свой талант.
Чем отличается игра на гармони от игры на других инструментах, так это возможностью выработки собственного стиля. Каждый гармонист имеет свои собственные коронные приемы. Появятся они и у молодого музыканта. Для этого требуются лишь время и терпение.