Как играя научить ребенка читать
Учимся читать. Первые игры для обучения чтению
Сегодня я бы хотела рассказать о самых первых играх для обучения чтению. Они подходят, прежде всего, детям, которые еще совсем не умеют читать ( можно играть уже с 1,5-2 лет ), но, конечно, будут полезны и тем, кто уже немного научился слитному чтению.
Сразу хочу сказать, что здесь не будет игр вроде раскрашивания и лепки из пластилина всех букв алфавита по очереди. В своей предыдущей статье я уже писала о том, что ребенок, заучивший отдельные буквы по азбуке или любым другим способом, впоследствии испытывает много трудностей со сливанием их в слоги. Поэтому я хочу предложить вам поиграть не с буквами, а сразу со складами (МИ, НО, ТУ…) и короткими словами. При таком подходе ребенок постоянно видит перед глазами уже готовые буквосочетания, играет с ними, перекладывает, и, как следствие, быстро запоминает. Сначала – только зрительно, потом – пробует воспроизводить и сам. В результате проблем со слиянием букв ребенок не испытывает в принципе, он сразу читает склад. Но, что интересно, в процессе таких игр ребенок запоминает и все буквы.
Что нужно для игр?
Итак, мы будем играть:
Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева ). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:
В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.
Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.
Какие слова писать на карточках?
Основная суть такого подхода обучения чтению – показать ребенку, что буквы и слова – это не бессмысленные закорючки, они обозначают вполне конкретные предметы, и с ними можно играть также, как и со знакомыми игрушками.
Основные принципы игр
Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!
Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами! Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.
Иногда слово нужно прочитывать медленно, выделяя в нем каждый склад, иногда необходимо называть все слово целиком, чтобы малыш учился воспринимать слова единым целым.
Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).
Игры для обучения чтению
1. Открывающиеся окошки
Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы книжки с открывающимися створками. Дети обожают сюрпризы, обожают что-нибудь вскрывать и находить, поэтому к этой игре они с удовольствием возвращаются снова и снова.
Пособие для игры легко сделать в домашних условиях. Для этого понадобятся два листа, на одном из них нарисуйте или наклейте картинки, на другом (желательно картонном) в соответствующих местах прорежьте окошки и подпишите слова. Склейте листы. Вот здесь можно СКАЧАТЬ наш шаблон с картинками.
Для первого пособия достаточно написать самые простые слова вроде БЕ-БЕ и МУ-МУ, ну а позже можно сделать пособие со словами потруднее.
Как играть? Сначала вместе с малышом прочитываем надпись, потом малыш заглядывает под створку и, глядя на картинку, убеждается, что он прочитал слово верно.
2. «Большая стирка»
Предварительно нужно подготовить «бельевую веревку», закрепив ее, например, между ножками двух стульев, а также небольшую коробочку или корзиночку для «грязного белья».
Когда все будет готово, сообщаем малышу, что Мишка / Чебурашка / Зайка решил постирать слова. Теперь нужно помочь ему их высушить, закрепив слова на веревке с помощью прищепок. После этого начинаем доставать из нашей «корзины для грязного белья» слова по одному, вместе прочитывать, проводя пальчиком по складам, и закреплять слова на веревке.
Увлеченный прищепками и процессом сушки белья, малыш незаметно для себя будет знакомиться с буквами и складами. У Таси эта игра долгое время была в числе любимых.
3. Кто как говорит?
Наверняка у вас дома уже скопилось уйма мягких и немягких игрушек, среди которых обязательно наберется по одному представителю фауны. Они и понадобятся для этой игры.
Напишите на карточках «КРЯ», «МУ» и другие звукоподражательные слова, соответствующие имеющимся у вас животным. Затем предложите малышу вместе прочитать слова на карточках и раздать их животным, чтобы они смогли спеть свою песенку. У нас каждая игрушка, получая свою карточку, весело напевала что-то вроде «ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ, я в деревне живу»
Другой вариант: вы можете предложить малышу на выбор 2-3 карточки и попросить его показать, где написано, например, слово «ГАВ». Обычно после некоторого времени регулярных занятий дети быстро начинают узнавать карточки со словами.
4. Почтальоны
Представив себя почтальонами, слова можно разносить в корзинке, в коробке, в сумочке или развозить на машине. Вручайте ваши слова-письма игрушкам, проживающим в разных углах комнаты: «Тебе, мишка, «ДОМ», а тебе, Маша, – «ЮЛА»». И, естественно, прежде чем раздать письма адресатам, не забывайте внимательно читать их вместе с малышом.
5. Попевки Зайцева
Один из лучших способов научить ребенка читать склады – это петь вместе с ним складовые попевки. Попевки отлично решают извечную проблему «Не сливает буквы в слоги» и потому занимают важное место в методике Зайцева.
Попевки можно петь по таблицам Зайцева или вращая кубик вот таким образом:
Прежде чем петь попевку с малышом, лучше заранее потренироваться с вращением этого хитроумного кубика. Ведь крутить его надо быстро и к тому же в определенном направлении: НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н или ДЮ-ДЁ-ДЯ-ДЕ-ДИ-ДЬ (гласные всегда идут в таком порядке).
Секрет попевок заключается в том, что все они похожи друг на друга, и видом, и на слух. Если ребенок узнает хотя бы один согласный на кубике или хотя бы один склад, он может быстро по памяти восстановить всю попевку, а соответственно и пропеть весь кубик.
6. Разные игры со складами
С кубиками Зайцева или с написанными от руки складами также можно придумать массу игр. Например:
7. Щекотушки
Складываем из кубиков Зайцева или пишем на карточке какое-нибудь простое двусложное слово – МАМА, КОЗА, ДЕДА – и, приговаривая «Кто-то тут пришел тебя пощекотать, кажется, это КОЗА!» щекочим малыша. Прежде, чем малыш будет защекочен постарайтесь позаботиться о том, чтобы он все-таки увидел слово.
8. Самодельная азбука
Если вы с малышом любите клеить, можно попробовать изготовить вместе с ним из обычной тетрадки самодельную азбуку. В такую азбуку необязательно включать все буквы алфавита, можно сделать только самые используемые буквы или наоборот те, которые малыш никак не может запомнить. Хорошо, если для каждой буквы будет отведен отдельный разворот, но это не принципиально.
В нашей азбуке рядом с каждой буквой мы наклеивали по 3-4 картинки, которые обязательно подписывали. Естественно, делать такую азбуку лучше тогда, когда ребенок уже будет узнавать склады. Тогда прежде, чем наклеить тот или иной склад на страницу, ребенок сможет сам выбрать нужный из нескольких предложенных вами. Надо сказать, что узнавать нужные склады Тася научилась очень скоро после начала занятий, а вот самостоятельно прочитывать их существенно позже.
9. Слова в мешочке
Пишем несколько слов на карточках и складываем их в непрозрачный мешочек (также можно использовать наволочку от подушки, шапку или даже кухонную рукавичку). Затем вместе с малышом достаем по одному слову, и, проводя по нему пальчиком, читаем его. Затем, также по одному, складываем слова обратно. Ребенку, как правило, очень интересно посмотреть, что же там в мешочке, поэтому он с удовольствием приступает к поиску новых слов.
10. Слова в коробочках
Аналогично предыдущей игре можно поиграть и с коробочками. На глазах у малыша, кладем слово в коробочку, закрываем, трясем, стучим по ней, приговаривая «Тук-тук! Кто там?», а затем открываем коробку и читаем слово. Слова также можно прятать под подушку, ведерко, платок. Очень интересно прятать слова вместе с малышом, например, от мишки, который потом будет с интересом смотреть, что же там.
11. Обмен словами
Садимся в кружок, пригласив с собой парочку игрушек или членов семьи. Раздаем всем по одному слову, читаем, кому что досталось. «У меня «КОТ», а у тебя?» и, если малыш еще не умеет читать, сами отвечаем за него: «А у Таси «КАША». Позаботьтесь о том, чтобы ребенок увидел все слова. Затем предлагаем поменяться карточками «Вот тебе, Мишка, «КОТ»! А ты мне дай слово «МАМА».
Таким образом, в вашей игре будет участвовать всего несколько слов, они постоянно будут перед глазами у ребенка, и он быстро научится их узнавать.
12. Игра с держателями для фото
Фигурка-держатель (будь то медвежонок или лягушонок) может носить слова, показывая его своим друзьям-игрушкам, а если у вас несколько таких держателей, то очень интересно устроить обмен словами между ними. Мы частенько устраивали что-то вроде обеда: прикрепляли нашим держателям карточки со «съедобными» словами, они их «читали», а затем, меняясь, угощали друга друга и Тасю в том числе.
Простые игры для обучения чтению
Эту статью мы подготовили для тех мам, которые хотят научить ребенка читать. На данный момент существует множество методик обучения чтению, но все специалисты сходятся в одном: игра – это лучший способ приобщить ребенка к чтению. Сегодня мы расскажем Вам, как сделать этот процесс простым и увлекательным для малыша.
Задача взрослого – показать ребенку, что буквы – это не просто бессмысленные символы, с ними можно играть как с игрушками.
Обучение чтению по методу М. Монтессори
Согласно методике М. Монтессори чтение начинается с письма и, соответственно, подготовки руки к письму. Важной составляющей процесса является ощупывание букв – благодаря тактильным ощущениям ребенок лучше запоминает образ буквы. Когда малыш запомнит несколько гласных и согласных звуков и обозначающих их букв, можно пробовать составлять слова при помощи подвижного алфавита.
В зоне русского языка в Монтессори-классах детского центра «Созвездие» собрано множество развивающих материалов, с помощью которых ребенок сможет выучить буквы, освоить операции звукового анализа и синтеза, научиться составлять слова и расширить свой словарный запас. Вот какие упражнения можно выполнять с их помощью:
Подробный разбор Монтессори-упражнений для обучения чтению Вы можете найти на видео:
Игры для обучения чтению детей дошкольного возраста
Если Вы ходите заниматься с малышом дома, но не имеете возможность приобрести необходимые Монтессори-материалы, можно придумать множество обучающих игр с использованием подручных средств.
«Весёлые окошки»
Слоговое домино
Эта игра хорошо подходит для запоминания и отработки произношения слогов. Ее также можно сделать своими руками или приобрести в магазине.
«Большая стирка»
«Почта»
Поиграйте с ребенком в почтальонов. Напишите на листочках простые слова – это будут ваши письма, которые нужно разнести по адресатам – игрушкам.
Чтобы ребенку нравилось учиться читать, не устраивайте ему постоянные проверки («прочитай, что тут написано?», «а это какая буква?», «на какую букву начинается это слово?»). Не торопите малыша, читайте вместе с ним, а если требуется – за него.
Пазлы «Составь слово»
Нетривиальный способ обучению ребенка чтению – специальные пазлы. Фишка такого пазла состоит из двух частей – сверху кусочек картинки, а снизу – буква, слог или слово. Когда ребенок составит картинку, снизу у его получится слово или предложение, которое можно прочесть.
Игры с крышечками
Иногда увлечь ребенка может не игровая ситуация, а интересный игровой материал. Алфавит, сделанный из крышечек, будет отличным подспорьем для занятий.
Слова в мешочке
Взрослый пишет на карточках слова и складывает их в непрозрачный мешочек или коробочку. Затем вместе с ребенком достаем из мешка карточки и читаем слово, проводя по нему пальчиком. Заинтересовавшись, какие слова спрятались в мешочке, малыш сможет подолгу играть с эту обучающую игру.
Тренажер для чтения
Если Ваш ребенок уже научился читать, но считает это скучным занятием и не испытывает интереса к книгам, можно сделать для него забавный тренажер для чтения. Для этого Вам понадобится обычный блокнот или тетрадь. Разрежьте листы на три части и напишите на них предложения из трех слов (по слову на кусочке листа). Переворачивая страницы, Вы будете получать смешные и нелепые предложения, которые будет интересно читать Вашему малышу.
Выводы
В этой статье мы описали для Вас несколько игр для обучения чтению детей дошкольного возраста. Основная задача взрослого – заинтересовать малыша, дать ему понять, что чтение может быть увлекательным. Это можно сделать, создав игровую ситуацию, которая будет интересна ребенку (например, играем в стирку, почту, школу), или используя нестандартный игровой материалы (крышечки, карточки, наклейки). В этом случае, играя, ребенок незаметно для себя будет находиться в процессе обучения. Играйте и учитесь с удовольствием!
Заключение
Современные требования таковы, что, поступая в первый класс, ребенок уже должен уметь хорошо читать и грамотно писать, составлять рассказ и пересказывать тексты. В нашем детском центре «Созвездие» открыта группа «Читаю и пишу», где дети с интересом погружают в мир русского языка. Под наблюдением опытного педагога Ваш ребенок с помощью Монтессори-материала научится делать звуковой анализ слова, читать, красиво писать и, без сомнения, отлично подготовится к поступлению в школу.
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
5 простых игр, которые научат ребёнка читать с удовольствием
«Не знаю, что делать! Мой ребёнок не хочет учиться читать!» — жалуются многие мамы. Конечно, не хочет! Никто не будет доволен, если его будут заставлять делать что-то скучное изо дня в день: «Смотри, это буква „А“. Повтори! А-а-а-а! А это буква „Б“. Какая это буква. » В итоге несчастны все: ребёнок, который ждёт, когда же всё это закончится, и мама, которая сокрушается, ну почему же ничего не получается, как надо! А ведь чтобы научить ребёнка читать с удовольствием, нужно показать, что этот процесс может быть творческим, очень увлекательным и весёлым. Как это сделать? Рассказывает творческая мама двух дочерей, блогер Наталья Игонина.
Жизнь маленького ребёнка — это удивительная страна, полная открытий и волшебства. Чтобы не сгубить в нём желание исследовать мир и учиться чему-то новому, постарайтесь даже самое скучное занятие превратить в увлекательную игру. Те, которые предлагаю я, не потребуют каких-то дорогих материалов и большого количества времени. Все, что от вас нужно, — творческое настроение и желание поделиться своими знаниями с ребёнком. Постарайтесь сделать это с любовью.
Читаем по большим буквам
Чтобы ребёнку было интересно знакомиться с новыми буквами, сделайте с ним вместе трафарет для тактильно-визуального запоминания. На листе бумаги формата А4 нарисуйте большую букву, которую вы собрались изучать. Есть несколько вариантов, как играть с таким трафаретом: вы можете выкладывать поверхность буквы камешками, ракушками, конфетами; раскрашивать букву кисточкой или пальчиками; делать пластилиновые заплатки; катать массажные мячики по контуру буквы или чертить её на цветном песке или манной крупе. Начните обучение чтению со знакомства с гласными буквами, а затем вводите по одной согласной букве и подставляйте её к гласным для образования слогов «АМ», «ЕМ», «ОН», «БА», «БЕ», «БИ» и так далее. Не торопитесь, изучению одной буквы уделяйте один день. ⠀⠀
Делаем собственный тренажёр для чтения
Итак, мы выучили все буквы, научились складывать из них слоги. Теперь покажем ребёнку, как читать по слогам. Для этого нам нужно сделать компактный тренажёр. Он не только мобильный, но и универсальный, ведь с его помощью можно отрабатывать как открытые слоги («МА», «БА»), так и закрытые («АМ», «ЁЖ»). Возьмите прозрачные крышечки от сметаны: 5 крышек для согласных букв и 3 крышки для гласных. На каждой крышке располагаются по 4 буквы. Дайте ребёнку «согласные» и «гласные» части тренажёра и покажите, что получится, если соединить их.
Читаем по крышечкам
Учимся скорочтению
Чтобы научиться бегло читать, можно поиграть в две увлекательные игры, которые обязательно понравятся ребёнку.
Половина слова
Нарежьте из бумаги несколько карточек. На каждой из них напишите слова разной длины и прочтите их вместе с малышом. Теперь разрежьте каждое слово пополам и перемешайте все половинки. Попросите малыша взять любую половинку от карточки и понять, что за слово на ней написано. Когда ребёнку будет понятен алгоритм, смело переходите на книги. Возьмите линейку или бумажную полоску и закройте ей половину слова или предложения в тексте. Предложите читать «по верхушкам» слов, а затем по нижним половинкам предложений. Это очень увлекательно!
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Потерянные буквы
Возьмите бумажную полоску и закройте ею окончание слов в книге и попросите ребёнка прочесть их целиком. Когда малыш освоит это упражнение, можете немного усложнить задачу и закрывать буквы в середине слова. ⠀⠀⠀⠀
Учимся читать внимательно
Если у вас есть старые газеты или журналы, пройденные развивающие пособия и черновики, то можете предложить детям такую игру на внимательность. Назовите любую букву алфавита и попросите ребёнка найти и закрасить (зачеркнуть, обвести, подчеркнуть) её в тексте. Дальше задачу можно усложнить, например, зачеркивать каждую букву «А» и обводить в кружок каждую букву «Р». Такая игра не только помогает запомнить написание всех букв алфавита, но и развивает внимание, сосредоточенность и усидчивость. ⠀
Надеюсь, что эти игры помогут превратить любые занятия в увлекательную игру, к которой ребёнок захочет возвращаться снова и снова, придумывая что-то новое!
Читайте также:
Видео: личный архив Натальи Игониной
Учимся читать без азбуки: 13 проверенных способов и веселых игр
С чего начать обучение чтению? Как учить буквы? Какие книжки читать?
Женя Кац автор игровой методики обучения математике
Когда учишь ребенка читать, самое главное — объяснить, зачем ему это нужно. То есть необходимо создать мотивацию, заинтересовать малыша. А чем же заинтересовать ребенка, если не увлекательной, захватывающей игрой?
Какая это буква?
Чтобы выучить буквы, совсем не обязательно покупать дорогие пособия или лото — многое можно буквально за пять минут сделать самостоятельно. Главное, чтобы игры были разнообразные и нравились вам и вашему ребенку. Детям очень важно все пощупать, и буквы можно складывать из любых подручных материалов: счетных палочек, спичек, кусочков макарон, лепить их из пластилина.
Ищи букву! Если ребенок любит обводить и закрашивать, то пишем на листе бумаги штук 15 буковок, похожих по написанию, но разного размера и цвета: А, П, Н, Л, Д, Г, или Ш, Е, Щ, Ч, Ц, Й, или Б, В, Ф, Р, Я, Ы. Можно придумывать самые разные задания — обводить только А, или обводить все одинаковые одним цветом, или соединять одинаковые буквы дорожками, или одни подчеркивать, другие обводить в кружок, а третьи перечеркивать крест-накрест.
Буквы на карточках. Можно сделать несколько наборов с одинаковыми карточками, на каждой из которых написать по одной букве. Вы с ребенком берете по набору карточек (начинайте буквально с причем сначала — с гласных), произносите звук, к примеру, «О» и показываете такую карточку. Малыш ищет у себя такую же. Потом вы произносите звук, и он сам ищет нужную карточку. Потом можете играть в «немое кино» — округляете рот, как будто хотите сказать «О», и малыш угадывает, какой звук вы собирались произнести. Вытягиваете губы трубочкой, как будто собираетесь сказать «У», и малыш произносит «У» и ищет карточку с этой буквой.
На какую букву начинается? Эту игру мы освоили года в три. Сначала я специально выделяла первую букву (точнее, звук): «А-а-а-арбуз на что начинается? А на какую букву начинается у-у-утка? А ш-ш-ш-шапка?»
Угадай, что я сказала? Примерно в три года мы начали играть еще и в игры со слогами. Для того чтобы читать по слогам, полезно уметь любое слово разбить на слоги и потом собрать его в целое. Я говорила сначала с маленькими паузами, потом со средними, потом с большими: «Ма. Ма. Что получится? Правильно, мама!» Зачем эта игра? А затем, что иногда дети, которых усиленно учат читать, могут произнести слово по слогам, но при этом не понимают, что же за слово они прочитали.
Кош. Ка?
Ма. Ши. На?
Ка. Ша?
Ру. Баш. Ка?
Ав. То. Бус?
Продолжи слово. Я говорю начало слова, а ребенок угадывает, что дальше. «Кош?» — «Ка!» — радостно говорит Галя.
— Со-ба? — Ка!
— До? — Мик! До-рога! До-ска!
— Ры? — Ба!
— Де? — Душка! Де-рево! Де-ревня!
— Ко-ро? — Ва! Корова! Корона! Коробка!
Предметы и слова
Ребенку очень важно понять разницу между словами и реальными предметами, их обозначающими. «ЛУК» — это слово, и он не щиплет глазки, а от настоящего лука лучше отойти подальше, когда мама его режет.
Если малышу нравится все считать, то можно сосчитать, сколько в слове буковок. Сначала мы играли так с написанными словами, а потом Гришка научился на слух определять длину коротких слов. Когда малыш разберется, как играть, предложите сравнить, какое слово длиннее: «лук» или «картошка», «зонт» или «зонтик», «змея» или «червячок», «карандаш» или «карандашик»?
Кубики Зайцева. Я пыталась учить Гришку по кубикам Зайцева, но энтузиазма у него это не вызывало. Его больше интересовал звук: Гришка готов был раскрыть каждый кубик, чтобы посмотреть, что там стучит или звенит внутри.
С одной стороны, идея слогов на кубиках — блестящая. С другой стороны, мне лично кубики понравились куда больше, чем моим детям, — вот уж не знаю, в чем тут секрет. Вероятно, в условиях большой группы детей кубики работают лучше, но дома это не самое удобное пособие. Обычные карточки от лото нам подошли больше.
Впрочем, иногда Гришка соглашался немного почитать по кубикам.
Магнитная азбука. У нас магнитные буквы висели не на доске, а на холодильнике, и мы почти каждый день читали пару-тройку слов. Иногда Гриша сам складывал какие-нибудь слова и просил меня прочитать, что у него получилось.
Гришка читает слово, обводит его и соединяет с нужной картинкой. Именно таким образом он научился узнавать все слово целиком и понял суть чтения. Некоторые считают, что надо учить соединять буквы в слоги, но мне кажется, что куда важнее, чтобы ребенок понял суть — эти буквы обозначают некий реальный предмет!
Найди пары. У нас дома валялась куча старых карточек от разных лото. Сначала я просто подписала все слова фломастером с обратной стороны. Потом выбрала из них десяток парных картинок, и мы начали играть так. Я кладу карточки картинками вниз, а буквами, стало быть, вверх. Гришка ищет одинаковые слова, читает, переворачивает картинки, проверяя себя, — и забирает пару картинок себе. Гришке эта игра нравилась тем, что гора карточек очень быстро росла.
«Вот сколько я выиграл!» — говорил он гордо.
Смешная книжка. Берем несколько листов бумаги, складываем их пополам и сшиваем в книжку. Потом поворачиваем книжку сгибом вверх и разрезаем странички на 3 или 4 части. На каждой полоске пишем слово, чтобы получилась фраза.