Как иначе называется гибридная мощь
Презентация по биологии на тему «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Основы селекции
растений, животных, микроорганизмов
Описание слайда:
Задачи селекции
Создание новых пород домашних животных и сортов культурных растений
Улучшение ранее известных пород и сортов
Описание слайда:
Основные методы селекционной работы
инбридинг
аутбридинг
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Инбридинг
Близкородственное скрещивание проводят в том случае, если хотят закрепить какой либо признак в потомстве. происходит за счет скрещивания братьев и сестер или родителей и их потомков, в результате чего нужный признак животного переходит в гомозиготное состояние. К сожалению, у этого метода есть небольшие недостатки, потому что также в состояние гомозиготности переходят также неблагоприятные признаки, а значит, растение или животное постепенно ослабевает- депрессия.- потеря жизнеспособности. Поэтому часто проводить инбридинг не следует. При инбридинге могут наследоваться многие уродства. Увеличивается эмбриональная смертность, снижается оплодотворяемость..
Описание слайда:
Описание слайда:
Инбридинг – это система спаривания животных, находящихся в родстве. Родственные спаривания необходимы для того, чтобы генетически закрепить признаки, то есть добиться гомозиготности по генам, их определяющим. Некоторая часть лучшего в мире поголовья собак и других домашних животных была получена путем инбридинга. Но, применяя инбридинг без достаточных знаний, можно погубить породу за несколько генераций.
Краткая история инбридинга.
Учение об инбридинге возникло давно. В прошлом родственное спаривание применялось в животноводстве бессознательно, стихийно. В древние времена, когда люди обнаружили вредные действия кровосмешения, существовали строгие законы, запрещающие родственное спаривание. Более знакомое для всех синонимичное понятие к данным терминам – инцест.
Описание слайда:
Гетерозис
Положительное- Гетерозис – это увеличение жизнеспособности и плодовитости потомства в первом поколении.. Но уже начиная со следующего поколения гетерозисные явления затухают, и поэтому получать семена от таких растений просто невыгодно. за названием некоторых из семян стоит буква F1, в генетике это обозначение 1 поколения. семена являются гетерозисными, в этом году вы обязательно получите от них очень хороший урожай. А вот если вы решите получить семена, а потом высадить эти семена на будущий год, то урожай вас разочарует, покупать такие семена нужно каждый год.
Тест по биологии Селекция растений. Центры происхождения культурных растений 9 класс
Тест по биологии Селекция растений. Центры происхождения культурных растений 9 класс с ответами. Тест включает два варианта, в каждом по 7 вопросов и заданий трех уровней сложности.
Вариант 1
А1. К чему приводит межлинейная гибридизация в селекции растений?
1) к снижению жизнеспособности гибридов
2) к появлению гомозиготных гибридов
3) к проявлению эффекта гетерозиса у гибридов
4) к акклиматизации гибридных растений
А2. Как называется метод селекции, при котором повторно скрещивают ранние поколения гибрида с другими сортами и гибридами?
1) полиплоидия
2) спонтанная мутация
3) искусственная гибридизация
4) ступенчатая гибридизация
А3. Как называется историческая родина какого-либо культурного растения?
1) центр происхождения
2) точка происхождения
3) очаг происхождения
4) эпицентр происхождения
А4. Выражение «гибридная мощь» равнозначно термину
1) гетерозис
2) гибридизация
3) превращение
4) гибридома
В1. Какой отечественный селекционер создал множество морозоустойчивых сортов плодово-ягодных культур?
В2. Где находится центр происхождения дикого вида кофе?
С1. Чем отличаются первичные центры происхождения культурных растений от вторичных центров?
Вариант 2
А1. Какой гибридизации не существует?
1) внутривидовой
2) межвидовой
3) отдаленной
4) приближенной
А2. Тритикале — гибрид пшеницы
1) с овсом
2) с рожью
3) с пыреем
4) с кукурузой
А3. Что представляют собой вторичные центры происхождения культурных растений?
1) районы наибольшего распространения этих культурных растений
2) родина диких предков культурных растений и самих культурных растений
3) районы возникновения новых сортов растений от предшествующих культурных форм, сосредоточенных в одном географическом месте
4) районы, где наиболее распространены дикие предки этих культурных растений
А4. Какие мутации называют спонтанными?
1) естественные
2) искусственные
3) нейтральные
4) индуцированные
В1. Кто вывел на Кубани ценный сорт подсолнечника, в семенах которого содержится более 50% масла?
В2. Где находится первичный центр происхождения подсолнечника масличного?
С1. Почему Н. И. Вавилов полагал, что изучение признаков диких растений, которые являются прародителями культурных форм растений, очень важно?
Ответы на тест по биологии Селекция растений. Центры происхождения культурных растений 9 класс
Вариант 1
А1-3
А2-4
А3-1
А4-1
В1. И. В. Мичурин
В2. В Эфиопии
Вариант 2
А1-4
А2-2
А3-3
А4-1
В1. В. С. Пустовойт
В2. В Северной Америке
ПЛАН КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ: МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЕКЦИИ.
ГБПОУ « Чеченский базовый медицинский колледж»
КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ОУД № 15
Дисциплина, специальность: биология, Фц-912
Место проведения : аудитория
Тема : Методы современной селекции.
Мотивация изучения темы: Развитию селекции предшествовал процесс одомашнивания диких животных, который начался более 10 000 лет назад, когда человек отбирал из дикой природы организмы на основе их способности жить в неволе.
В наше время селекция стала наукой, которая работает не только над повышением урожайности культурных растений, но и над улучшением их вкусовых качеств и повышением способности к выживанию. Практически все виды овощей, фруктов и злаков, которые мы употребляем в пищу — гибридные, то есть выведены искусственно.
Учебные: познакомить обучающихся с основными методами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды.
Воспитательная – подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.
Развивающая – расширить познания обучающихся о современных методах селекции.
Интеграционные связи : внутридисциплинарные: Одомашнивание как начальный этап селекции;
междисциплинарные: география, зоология, ботаника.
Оснащенность занятия: тестовые задания, кроссворд.
Основные этапы занятия.
1. Организационный момент 5 минут
2. Контроль исходного уровня знаний 15 минут
3. Объяснение нового материала 4 5 минут
4. Закрепление нового материала 15 минут
6. Задание на дом (инструктаж домашнего задания) 5 минут
1. Организационный момент (внешний вид студентов, готовность доски и аудитории к уроку, посещаемость).
Здравствуйте! Подготовьтесь, пожалуйста, к паре. Проверьте, все ли необходимое лежит на вашем столе.
2. Контроль исходного уровня знаний, с использованием разнообразных форм контроля ( фронтальный, индивидуальный и иные формы опроса):
а) фронтальная работа.
Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на семь вопросов: Что? Где? Когда? Зачем? Как? Чем? Почему?
правильно, работу над повторением мы построим на принципе алгоритма Цицерона.
Вопросы для опроса:
ЧТО? Что такое селекция?
КОГДА? Когда возникла эта наука»?
ЗАЧЕМ (для чего?) нужна селекция?
ПОЧЕМУ в последнее время селекция получила новый импульс к развитию.
Как создаются новые сорта растений, породы животных?
ГДЕ в нашей жизни мы можем увидеть достижения селекции?
Вопросы:
Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)
Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)
В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным.
Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?
3. Объяснение нового материала
Значение изменчивости для отбора. В основе селекционного процесса лежит искусственный отбор. Отбирая для размножения лучших животных, наиболее продуктивные формы растений или штаммы микроорганизмов, человек коренным образом изменяет генотип диких родоначальников. Учение об отборе, созданное Ч. Дарвином, а также знания об изменчивости и наследственности организмов составляют основу теории и практики селекции.
Еще Ч. Дарвин отметил, что материал для отбора поставляет наследственная изменчивость, возникающая в пределах пород животных и сортов растений. Отбор изменяет признак только в том случае, если особи, которые подвергаются отбору, наследственно разнообразны. В этом случае человек может отобрать те генотипы, которые дают наиболее интересные для него сочетания признаков.
Отбор и его творческая роль. На первых этапах одомашнивания человек пользовался отбором бессознательно, т. е. без осознанной цели изменить животных и растения в нужном направлении. Он оставлял лишь тех животных, которые способны были существовать и размножаться в условиях неволи. Агрессивные и трусливые животные либо уничтожались, либо оказывались настолько подавлены, что не были в состоянии размножаться. Таким образом, человек бессознательно отбирал животных по поведению и изменил их настолько, что дикие животные стали домашними, а некоторые, например собаки, — друзьями человека.
Бессознательному отбору подвергались, конечно, и растения. Например, дикие примитивные формы злаков характеризуются ломкостью колоса, что служит приспособлением для распространения семян. Собирая урожай растений в определенное время, человек вел бессознательный отбор на прочность колосового стержня, что стало характерным признаком культурных злаков.
На ранних этапах развития животноводства и растениеводства человек заметил, что от лучших особей, т. е. в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, рождается, как правило, лучшее потомство.
Не только высокая продуктивность была критерием для отбора, часто необычность строения животного или растения, его непохожесть на остальных привлекала внимание человека. Благодаря бессознательному отбору возникли основные мясные и молочные породы крупного рогатого скота; скаковые лошади и тяжеловозы; охотничьи, сторожевые и декоративные породы собак; местные породы кошек; почтовые, гончие и декоративные породы голубей; мясные, яичные, бойцовые и декоративные породы кур. Такой отбор, проводимый людьми в течение многих поколений, привел к резкому изменению целого ряда признаков и свойств животных и растений, нужных и полезных для человека, и сделал их непохожими на диких предков. Более того, многие породы животных и сорта растений, происходящие от одного общего предка, настолько сильно отличаются друг от друга, что, если бы их обнаружили в природе, они могли бы быть отнесены к разным видам или даже родам. Таким образом, отбор создал новые формы организмов. В этом состоит его творческая роль.
Позднее, с накоплением знаний о наследовании признаков, люди стали практиковать методический, сознательный, целенаправленный отбор на улучшение определенных признаков.
Оценка наследственных качеств. Признаки, которые интересуют селекционера, очень разнообразны. Фенотипическая изменчивость некоторых из них в сильной степени определяется разнообразием генотипов и сравнительно мало зависит от условий существования. Примером может служить длина шерсти у овец.
Другие признаки, наоборот, мало зависят от генетической изменчивости и сильно подвержены влиянию внешней среды. К таким признакам относится молочная продуктивность крупного рогатого скота. Важнейшая задача, которая встает перед селекционерами, состоит в том, чтобы оценить наследственные качества особей и выбрать для размножения лучших не только по фенотипу, но и по генотипу.
В селекции животных особенно важна оценка по генотипу производителей. Существует несколько методов оценки наследственных качеств производителей. Наиболее точный из них — оценка их племенных (наследственных) качеств по потомству. В результате оценки выделяются лучшие по тем или иным качествам производители. Они интенсивно используются для получения максимального количества потомства, представляющего для сельского хозяйства большую ценность.
Отбор, основанный на оценке наследственных качеств отдельных растений, используется и в растениеводстве. В этом случае оценивается потомство отдельных самоопыленных (чистых) линий растений, выделенных из какого-либо сорта, а для размножения отбираются лучшие линии. Чистая линия — это потомство одной пары родителей, гомозиготное по определенному комплексу признаков; у растений это может быть потомство одной самоопыленной особи.
Родственные скрещивания и их значение в селекции. Многочисленные исследования и практический опыт свидетельствуют, что близкородственное разведение животных, как и принудительное самоопыление растений, часто ведет к резкому снижению жизнеспособности и плодовитости потомков. Одна из причин этого — быстрое повышение гомозиготности потомков.
Вместе с тем родственное скрещивание благодаря повышению гомозиготности способствует закреплению выдающихся качеств отдельных особей. По этой причине оно нередко применяется в случаях, когда селекционер ставит перед собой задачу сохранить в потомстве качества какого-либо выдающегося животного. В частности, известный ученый и селекционер М. Ф. Иванов использовал тесные родственные спаривания при создании украинской степной белой породы свиней. Близкородственное спаривание применяется также для получения линий, скрещивание которых вызывает эффект гетерозиса.
Гетерозис, его использование в сельском хозяйстве. Давно было замечено, что при скрещивании друг с другом генетически отдаленных форм иногда получаются организмы, характеризующиеся мощным развитием и высокой жизнеспособностью. Высокая жизнеспособность, возникающая в результате скрещивания, называется гетерозисом. Классическим примером гетерозиса является мул — организм, возникший в результате скрещивания осла и лошади. Это сильные, выносливые животные, которые могут использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы. Гетерозис может возникать также при межпородных, межсортовых и межлинейных скрещиваниях.
В животноводстве широко применяется межпородный гетерозис. Скрещивание двух разных пород, генетически отличающихся друг от друга, дает гибриды F 1 гетерозиготные по очень большому числу генов. Эти гибриды быстро растут, дают хороший привес, достигают большой массы за более короткие сроки. Для получения такого гетерозиса надо вести отдельно селекцию по каждой породе и получать гибриды между ними.
В растениеводстве, в частности при выращивании кукурузы, можно наблюдать гетерозис при скрещивании двух генетически отличающихся линий. Линии выводят самоопылением, в результате чего значительная часть генов переходит в гомозиготное состояние. Растения таких линий, как правило, низкорослы и малоурожайны. Гибриды же от их скрещиваний вследствие гетерозиготности часто проявляют гетерозис, выражающийся в лучшем развитии вегетативной массы и в повышенном урожае зерна. Урожайность гибрида сравнительно с урожайностью сорта повышается в 1,5—2 раза.
4. Закрепление материала
1.Какие формы искусственного отбора вам известны? Охарактеризуйте их.
2.Объясните, с какой целью оценивают наследственные качества производителей.
3.Почему в практике сельского хозяйства используют близкородственное скрещивание?
4.Гетерозис в последующих поколениях обычно не сохраняется, затухает. Почему, на ваш взгляд, это происходит?
5.Каково биологическое значение гетерозиса?
Наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов называется.
цитология
селекция
систематика
экология
Как называется отрасль сельскохозяйственного производства, занимающаяся (с опорой на законы генетики) практическим выведением новых сортов и гибридов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов?
цитология
экология
систематика
селекция
Какая наука является теоретической основой селекции?
генетика
цитология
эмбриология
анатомия
гибридизация
мутагенез
искусственный отбор
полиплоидия
Как называется процесс создания гибридов из двух отличающихся по генотипу родительских организмов, размножающихся половым путём??
гетерозис
гибридизация
мутагенез
полиплоидия
Какой вид гибридизации не существует?
методическая
внутривидовая
межвидовая
отдалённая
Как иначе называется гибридная мощь?
генофонд
мутагенез
гетерозис
Явление превосходства первого поколения гибридов по ряду признаков и свойств над обеими родительскими формами называется.
мутагенез
полиплоидия
гибридизация
гетерозис
5. Итоги занятия. Рефлексия
Теперь я хотела бы узнать, что нового вы узнали на уроке?
Знание, каких дисциплин вам сегодня пригодилось на уроке?
Я предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке.
Подводится контроль результатов работы студентов на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания. (Преподаватель выставляет отметки.)
6. Задание на дом: & 38, стр.131-134
Контрольный тест по биологии 9 класс
Наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов называется.
цитология
селекция
систематика
экология
Вопрос № 2
Как называется отрасль сельскохозяйственного производства, занимающаяся (с опорой на законы генетики) практическим выведением новых сортов и гибридов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов?
цитология
экология
систематика
селекция
Вопрос № 3
Какая наука является теоретической основой селекции?
генетика
цитология
эмбриология
анатомия
гибридизация
мутагенез
искусственный отбор
полиплоидия
Вопрос № 5
Как называется процесс создания гибридов из двух отличающихся по генотипу родительских организмов, размножающихся половым путём??
гетерозис
гибридизация
мутагенез
полиплоидия
Вопрос № 6
Какой вид гибридизации не существует?
методическая
внутривидовая
межвидовая
отдалённая
Вопрос № 7
Как иначе называется гибридная мощь?
генофонд
мутагенез
гетерозис
Вопрос № 8
Явление превосходства первого поколения гибридов по ряду признаков и свойств над обеими родительскими формами называется.
мутагенез
полиплоидия
гибридизация
гетерозис
Вопрос № 9
Одним из основным методов в селекции является метод.
мутагенез
гибридизация
искусственный отбор
полиплоидия
Вопрос № 10
Какой из методов селекции встречается преимущественно у растений и простейших?
мутагенез
гибридизация
полиплоидия
искусственный отбор
центр проживания
центр происхождения
центр выживания
центр появления
Вопрос № 12
Русский учёный, создатель учения о центрах происхождения культурных растений.
К.А.Тимирязев
И.П.Павлов
И.В.Мичурин
Н.И.Вавилов
Вопрос № 13
Сколько центров происхождения культурных растений существует в настоящее время?
Вопрос № 14
Районы возникновения новых форм уже не от диких предков, а от предшествующих культурных форм, сосредоточенных в одном географическом месте называются.
первичные центры
вторичные центры
третичные центры
четвертичные центры
искусственно полученная популяция растений с нужными для человека признаками
искусственно полученная популяция животных с нужными для человека признаками
искусственно полученная популяция бактерий с нужными для человека признаками
искусственно полученная популяция грибов с нужными для человека признаками
Вопрос № 16
Как иначе называется одомашнивание животных?
домостикация
доместикация
домостокация
демистекация
скрещивание особей, имеющих общих близких предков
скрещивание неродственных особей одного и того же вида
скрещивание особей, имеющих общих близких предков
скрещивание неродственных особей одного и того же вида
Вопрос № 19
Какой из современных методов в настоящее время активно внедряется в селекции животных?
метод искусственного осеменения
метод клонирования
сознательный метод
бессознательный метод
Вопрос № 20
Какой из методов селекции используется только в селекции микроорганизмов?
метод клонирования
метод искусственного осеменения
генная инженерия
Вопрос № 21
Как называется совокупность методов воздействия на ДНК, позволяющих переносить наследственную информацию из одного организма в другой?
генная инженерия
клеточная инженерия
биотехнология
ДНК-технология
биотехнология
генная инженерия
клеточная инженерия
ДНК-технология
Вопрос № 23
Использование живых клеток и биологических процессов для получения веществ, необходимых человеку, называют.
биологией
технологией
биотехнологией
биогеотехнологией
Вопрос № 24
ЗАМЕНИ ОДНИМ СЛОВОМ:
Превращение диких животных в домашних путём приручения, содержания и разведения.
инбридинг
аутбридинг
доместикация
клонирование
искусственно полученная популяция растений с нужными для человека признаками
искусственно полученная популяция животных с нужными для человека признаками
искусственно полученная популяция бактерий с нужными для человека признаками
искусственно полученная популяция грибов с нужными для человека признаками