Как инфляция влияет на предприятие

Что такое инфляция

Это общий прирост цен в стране в течение длительного периода. Когда говорят об инфляции, часто подразумевают обесценивание денег: за одну и ту же сумму спустя какое-то время можно купить меньше товаров. При инфляции не обязательно повышается стоимость всех товаров, некоторые могут даже подешеветь, но в целом уровень цен в стране растет.

В зависимости от роли, которую играет государство в экономике, выделяют два вида инфляции.

Открытая инфляция бывает в странах с рыночной экономикой. Деньги обесцениваются, цены растут, а уровень жизни падает. Государство регулирует инфляцию и снижает доступность денег для экономики — повышает налоги, ключевую ставку и т. д.

Скрытая инфляция возникает, когда государство жестко регулирует цены. Такие запреты приводят к дефициту товаров, так как издержки производителей растут и они вынуждены снижать объемы производства. Из-за увеличения себестоимости и невозможности компенсировать растущие затраты страдает качество товаров.

Существует классификация, которая привязана к темпу прироста стоимости.

Умеренная инфляция — до 10% в год. Низкие темпы прироста благотворно сказываются на экономике: растет оборот денежной массы, дешевеют кредиты, инвесторы вкладывают в новые производства. Деньги быстро обесцениваются, их выгоднее тратить, а не копить.

Например, в 2020 году инфляция в США составила 1,36%. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт.

Галопирующая инфляция — до 50% в год. Кризисная ситуация для экономики: деньги обесцениваются быстро, банкам становится невыгодно выдавать кредиты. Хранить деньги на депозитах и вовсе нет смысла, поэтому население предпочитает тратить накопления. Спрос растет, а это снова приводит к повышению цен.

С инфляцией в десятки процентов столкнулись россияне после кризиса 1998 года. В 1999 цены выросли на 36,5%, в 2000 — на 20,2%, в 2001 — на 18,5%. В то время производство практически не развивалось: сырье и оборудование резко подорожали, а банки давали кредиты бизнесу в лучшем случае под 40—50% годовых.

Гиперинфляция — до десятков тысяч процентов в год. Такое происходит, когда объем импорта превышает объем экспорта и государство печатает все новые деньги, пытаясь остановить отток капитала. Население и предприятия переходят к натуральному обмену, так как цены даже за один день могут вырасти в разы.

Причины

Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.

Вот почему это может происходить:

На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:

Таких немонетарных факторов тоже много.

Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки.

Составляющие

Обесценивание денег происходит по двум причинам: из-за инфляции спроса и издержек.

Инфляция спроса появляется, когда объем зарабатываемых населением денег выше стоимости произведенных всеми этими людьми товаров и услуг. Доходы растут, но тратить заработанное не на что, так как товаров попросту не хватает. В результате цены начинают расти, чтобы сбалансировать спрос и предложение.

Инфляция предложения начинается, когда увеличивается себестоимость товаров и услуг — например, из-за роста тарифов. Чтобы сохранить рентабельность, производители повышают цены.

Измерение

В России инфляцию считает Росстат. Для этого каждый месяц статистики смотрят, как меняются цены на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину. Потребительская корзина — это набор из примерно 700 товаров и услуг, начиная от продуктов питания и заканчивая смартфонами и автомобилями.

Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ

Структура потребительской корзины россиян, РосстатPDF, 6,54 МБ

Изменение цен наблюдают во всех регионах, а потом высчитывают средний показатель инфляции по стране. Похожую методику расчета используют и статистики в других странах.

Последствия

Умеренная инфляция нужна для развития экономики: если цены не растут или даже падают, производить новые товары становится невыгодно.

Инфляция в России

СССР был государством с административной экономикой, инфляция в стране проявлялась в дефиците товаров, в том числе и первой необходимости. Официально данные об инфляции власти не публиковали, а независимых оценок не было. Например, величину прироста цен в конце восьмидесятых в СССР разные исследователи оценивают от 0,9 до 13%. Официальную информацию о динамике цен в России начали публиковать с 1991 года.

Какой уровень инфляции в России

Сильнее всего цены росли в начале девяностых. Пикового значения инфляция достигла в 1992 году — 2600%. В 2009 году, впервые в истории современной России статистики зафиксировали инфляцию в стране ниже 10% — она составила 8,8%. Самый низкий показатель за последние 30 лет наблюдался в 2017 году — 2,5%. В 2020 году, по данным Росстата, цены выросли на 4,9%.

Какой должна быть инфляция в России

В Центробанке ставят цель достигнуть уровня инфляции 4% в год. Экономисты считают, что это позволит промышленности развиваться, не будет мешать банкам выдавать дешевые кредиты, а людям и предприятиям — брать их.

Чем опасна высокая инфляция

Высокая инфляция мешает планировать расходы: проще сразу все тратить, чем копить. Государство не может обеспечивать малоимущих и пенсионеров достойными социальными выплатами, потому что индексация пособий не успевает за ростом цен. Усиливается социальное расслоение общества.

Владельцы предприятий не могут прогнозировать продажи, поэтому объемы производства падают. Растут процентные ставки по кредитам. Торговать становится выгоднее, чем производить: оборот капитала в посредничестве выше, а значит, и прибыль тоже. Экономика не развивается.

Можно ли заморозить цены, чтобы они не росли

Если заставить предприятия и магазины не повышать цены, но разрешить расти массе денег в стране, возникнет скрытая инфляция. Население начнет активно тратить, а это приведет к дефициту. Снизится качество товаров: чтобы удерживать невыгодные для себя цены, производители будут жертвовать качеством.

Кто и как сдерживает цены

Государство пытается регулировать инфляцию. Если нужно ее ускорить, Гознак печатает больше денег. Одновременно с этим Центробанк снижает ключевую ставку — процент, под который государство дает займы коммерческим банкам. Они, в свою очередь, могут кредитовать по низкой ставке население и предпринимателей.

Доклад о денежно-кредитной политике в России, ЦентробанкPDF, 3,7 МБ

В это же время снижаются и ставки по вкладам: банкам выгоднее занимать у государства, чем привлекать вклады у населения. Люди перестают копить и начинают тратить. Оборот денег растет, а вместе с ним — спрос и цены на товары.

Если нужно замедлить инфляцию, Гознак печатает меньше денег, а ЦБ повышает ключевую ставку. Банки занимают не у государства, а привлекают граждан открывать вклады. Люди перестают тратить и несут деньги на депозиты. Ставки по кредитам растут. Оборот денег снижается, падают цены и спрос на товары.

Источник

Инфляция и ее влияние на финансовые результаты

В условиях рыночной экономики средства, вложенные в деятельность организации сегодня, должны приносить доход в будущем. Номинал инвестируемых средств увеличивается по правилу сложных (простых) процентов. Так, например, величина дохода, которая будет получена в будущем через t лет, определенная по ставке сложных процентов, равна:

Пример 1. Организация решила инвестировать 2000 тыс. руб. в модернизацию производства с целью выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом, планируя ежегодно получать минимальный доход в размере 18% годовых. Тогда доход, полученный через 1, 2, 5 лет соответственно будет равен:

Д1 = 2000 * (1 + 0,18) 1 = 2360 тыс. руб.;

Д2 = 2000 * (1 + 0,18) 2 = 2785 тыс. руб.;

Д5 = 2000 * (1 + 0,18) 5 = 4576 тыс. руб.

На реальную величину дохода, ожидаемого к получению в будущем, оказывает влияние инфляция, которая характеризуется обесцениванием денежной единицы, переполнением каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх реальных хозяйственных потребностей. Конкретным выражением инфляции является рост уровня цен на товары, уменьшение покупательной способности денег. Чем выше рост цен, тем больше уровень инфляции, тем больше разрыв между номинальной и реальной стоимостью дохода организации.

Измерение инфляции

В зависимости от уровня анализа для измерения инфляции используют разные показатели.

На микроуровне для оценки уровня инфляции используют индексы потребительских и оптовых цен, которые характеризуют среднее изменение уровня цен за определенный период времени.

Индекс потребительских цен характеризует отношение совокупной стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах отчетного периода к совокупной стоимости аналогичных товаров и услуг в ценах базисного периода:

Значение Iпц показывает изменение цен фиксированного набора товаров и услуг (потребительская рыночная корзина), приобретенного населением для непроизводственного потребления.

Пример 2. В рыночную корзину входит набор трех видов товаров, количество и цены которых за два периода представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

ПоказательКоличество, усл. ед., КфЦена в базисный период (май), тыс. руб., Ц0Цена в отчетный период (июнь), тыс. руб., Ц1
Товар «А»10011,12
Товар «B»20022,40
Товар «C»3000,80,85

Индекс потребительских цен равен:

Iпц = (100 * 1,12 + 200 * 2,4 + 300* 0,85) : (100 * 1,00 + 200 * 2 + 300 * 0,85) = 847 : 755 = 1,1219, или 112,19%.

Таким образом, в отчетный период, по сравнению с базисным периодом, уровень цен потребительской корзины увеличился в 1,12 раза, или на 12,19%, затраты потребителя в отчетный период на рыночную корзину повысились.

Индекс потребительских цен служит одним из важнейших показателей уровня инфляции. Он используется в целях осуществления единой государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра социальных гарантий, решения правовых споров.

Индекс оптовых цен позволяет оценить изменение стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и других товаров на оптовом рынке. Он используется для оценки изменения цен на товары и услуги производственного назначения, позволяет учитывать прирост затрат за счет изменения цен на материальные ресурсы, используемые в производственной деятельности.

Динамика индексов валового национального продукта за несколько лет отражает изменения, происходящие в инфляционных процессах. Понижение индекса Iвнп в отчетный период по сравнению с предыдущим свидетельствует о снижении темпов инфляции, и наоборот.

С помощью индекса Iвнп оценивают степень влияния инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывают не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. Значение индекса используется в качестве коэффициента перерасчета валового национального продукта в неизменные цены, без которых невозможно провести сравнение объемов производства за длительный период времени.

Рост индексов цен свидетельствует о снижении уровня покупательной способности денежной единицы, расчет которого определяется по формуле:

Значение уровня Iпс позволяет оценить реальную стоимость денежной массы из-за инфляции, уровень которой определяется по формуле:

Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:

Значение нормы Нин показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если Нин имеет значение от 1 до 9%, то инфляция называется «ползучей», если Нин имеет значение от 10 до 99%, то инфляция называется «галопирующей». Если норма инфляции в месяц составляет 50%, то экономика «больна» гиперинфляцией.

Пример 4. Индексы роста цен за три последовательных периода соответственно равны 1,15 и 1,18 и 1,31.

Тогда норма инфляции, рассчитанная для первого и второго периодов, равна:

Норма инфляции меньше 9%, она является «ползучей», она не оказывает существенного влияния на результаты деятельности организации.

Соответственно норма инфляции, рассчитанная для второго и третьего периодов, равна:

Норма инфляции больше 9%, она будет оказывать значительное влияние на результаты деятельности организации.

Влияние уровня инфляции на финансовые результаты организации

Инфляция оказывает существенное влияние на финансовые результаты организации, особенно если она более 3-5% в год:

Все это обусловливает необходимость в процессе принятия управленческих решений использовать методы, позволяющие оценивать потери организации в результате воздействия факторов, влияющих на уровень инфляции.

Источник

Влияние инфляции на результаты деятельности предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Кафедра экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности

Курсовая работа на тему «Анализ влияния инфляции на финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности».

Выполнил: студент 434 гр.

Кузьмин Глеб Сергеевич.

Проверила: к.э.н., проф.

Мазурова Ирина Ивановна

Глава 1: Анализ влияния инфляции на финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности. 3

Влияние инфляции на предприятие. 4

Методы учета инфляции. 6

Глава 2: Анализ финансового состояния организации. 16

Список литературы: 49

Глава 1: Анализ влияния инфляции на финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности

Инфляция: определение и виды инфляции

В ходе своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения.

Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете. Одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета является принцип отражения учетных объектов по ценам приобретения. В условиях стабильных цен применение этого принципа вполне оправдано. В то же время иногда (и в России, к сожалению, в особенности) уровень цен бывает нестабильным, и тогда чаще всего говорят об инфляции.

В зависимости от “глубины” государственного регулирования экономики и методов антиинфляционной политики, инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной или открытой форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п. Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры, ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей.

В зависимости от темпов инфляции различают:

— ползучую инфляцию (до 10 % в год), при которой покупательная способность денег почти сохраняется, хозяйственные договоры заключаются в номинальных ценах. У этого типа инфляции, присущего здоровой экономике, есть позитивный потенциал — несколько обесценивая деньги, она стимулирует инвестиционный процесс. Инфляция такого типа побуждает владельцев денег вкладывать их в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, постепенно теряют в цене;

— галопирующую инфляцию (до 100 % в год), когда рост цен происходит скачкообразно, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты заключаются в иностранной валюте или в условных единицах. Такая инфляция отрицательно влияет на воспроизводственный цикл, является основным дестабилизирующим фактором развития производства и финансовой устойчивости организации;

— гиперинфляцию (более 200 % в год), при которой экономика находится в тяжелейшем состоянии, многие предприятия банкротятся.

Даже умеренная инфляция (3-5% в год) влияет на деятельность предприятий, существенно деформируя данные отчётности, подготовленные на основе традиционных бухгалтерских оценок и вводя в заблуждение руководство компаний в оценке финансовых ресурсов и производственного потенциала. В ситуации же с более высокими темпами инфляции ситуация еще более усугубляется.

Влияние инфляции на результаты деятельности предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.

Основными последствиями инфляции являются:

1) Занижение стоимости имущества организации;

При постоянном повышении цен на товары, работы, услуги стоимость основных средств, нематериальных активов, производственных запасов и другого имущества на дату составления отчетности всегда будет выше, чем при его приобретении. При этом, чем больше временной разрыв между приобретением имущества и датой составления отчетности, тем выше величина занижения стоимости имущества организации. Использование показателей первоначальной стоимости имущества организации при ее продаже, покупке, приватизации, ликвидации может привести к крупным просчетам и потерям. Занижение стоимости амортизируемого имущества при прочих равных условиях не позволяет создать в полной мере источники их воспроизводства.

2) Занижение расходов организации и себестоимости продукции, работ, услуг;

Занижение стоимости амортизируемого имущества приводит к снижению сумм начисленной амортизации, включаемой в себестоимость продукции.

Занижение стоимости использованных производственных запасов, а также всех других работ и услуг также ведет к занижению себестоимости продукции, работ, услуг. Ее следствием является неполное возмещение текущих затрат из поступившей выручки.

3) Завышение прибыли, налога на прибыль, показателей рентабельности;

Занижение себестоимости продукции, работ, услуг ведет к искусственному завышению показателей прибыли, налога на прибыль, показателей рентабельности, что не позволяет объективно оценить результаты деятельности организации и может ввести в заблуждение пользователей информации, в том числе из-за завышения реальной стоимости акции. Кроме того, уменьшаются источники финансирования развития производства.

4) Разновыгодность расчетных операций;

В условиях инфляции дебиторская задолженность ведет к снижению реального дохода организации, так как временной разрыв между возникновением долга и его погашением приводит к обесцениванию получаемых денежных средств. Кредиторская задолженность, наоборот, выгодна организации, которые могут расплатиться по своим обязательствам деньгами со сниженной покупательной способностью. Разновыгодность дебиторской и кредиторской задолженности нередко приводит к преднамеренной задержке платежей. Кроме того, искажается информация о реальном соотношении дебиторской и кредиторской задолженности, необходимая для управления текущей платёжеспособностью организации.

5) Искажение финансовых коэффициентов;

Необоснованно искажаются результаты расчета финансовых коэффициентов, характеризующих эффективность вложения капитала, рентабельность организации, финансовое состояние. Так, например, еслицены на сырье и материалы растут быстрее, чем цены на готовую продукцию, реальные расходы увеличиваются, а реальные доходы уменьшаются, что приводит к снижению рентабельности.

6) Усложнение процесса принятия управленческих решений.

Высокие темпы инфляции делают неприемлемыми долгосрочные инвестиционные решения в связи с ростом цены капитала и приводят к дисбалансу в структуре капитала.

Нужно помнить, что в условиях высокой инфляции организации, имеющие значительную величину денежных активов, теряют в покупательной способности, а организации, у которых имеется значительная величина денежных обязательств, остаются в выигрыше. Следуя этому правилу, можно рекомендовать менеджменту организации более рационально распределить ее активы и пассивы в условиях высокой инфляции и внимательно отнестись к различным показателям оборачиваемости.

Методы учета инфляции

Существует несколько методов оценки влияния инфляции и предотвращения потерь от нее:

1) периодическая переоценка активов;

2) применение ускоренных методов начисления амортизации по амортизируемым активам;

3) составление бухгалтерской отчетности в твердой валюте;

4) применение методов учета инфляции, основанных на общей покупательной способности и на текущих затратах.

Согласно МСФО, переоценка может осуществляться либо путем переоценки только данных отчетности, либо переоценки каждой хозяйственной операции. Последний метод очень трудоемок. В Российской Федерации в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коммерческие организации могут не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Возникающие при этом разницы относят на добавочный капитал организации или ее финансовые результаты.

Переоценка основных средств позволяет более точно определить их реальную стоимость на дату составления отчетности, сумму амортизации по ним, себестоимость продукции и величину прибыли. Переоценку других активов организации (кроме объектов основных средств) российское законодательство не предусматривает.

Существует также практика наряду с отчетностью в национальной валюте составлять отчетность в твердой валюте (в долларах США и евро). Данный способ учета влияния инфляции целесообразно использовать, если твердая валюта для страны является функциональной или валютой измерения, т.е. валютой, в которой осуществляется большинство операций и которая вследствие этого определяет финансовые риски и выгоды. Зачастую перевод сумм, выраженных в национальной валюте, в твердую валюту с использованием обменного курса на день операции не дает большого эффекта, поскольку темпы инфляции не совпадают с ростом курса твердой валюты. Для того чтобы российские организации, функциональной валютой которых является российский рубль, могли представлять отчетность в твердой валюте, необходимо вначале скорректировать рублевые статьи отчетности с учетом инфляции, а уже затем откорректированные рублевые суммы конвертировать в твердую валюту по обменному курсу на дату составления бухгалтерской отчетности. Однако законодательство обязывает организации вести бухгалтерский учет в национальной валюте. В результате этого в организациях возникает параллельный учет в двух оценках: в рублях и в избранной иностранной твердой валюте. Для более точного и реального положения можно проводить переоценку ежедневно в соответствии с действующими курсами валюты, но эта процедура весьма трудоемка и возможна лишь в том случае, если в организации применяется автоматизированная обработка данных бухгалтерского учета.

МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» рекомендует два подхода к учету инфляции, основанных на общей покупательной способности и на текущих затратах. Сущность подхода, основанного на общей покупательной способности, заключается в пересчете показателей некоторых или всех форм финансовой отчетности в соответствии с изменением среднего уровня цен за отчетный период.

Также МСФО 29 требует, чтобы все активы с учетом изменения цены в отчете о прибылях и убытках были выражены в учетных денежных единицах на дату составления баланса. Стандарт содержит требование для текущей стоимости, лежащей в основе отчета о прибылях и убытках, потому что основополагающие сделки или события выражены в текущей стоимости на день их совершения, а не в учетных денежных единицах на дату составления баланса. Следовательно, все статьи в отчете о прибылях и убытках должны быть переоценены по следующей формуле:

Переоцененная сумма = Сумма до переоценки × (Общий ценовой индекс на дату составления баланса / Общий ценовой индекс на дату совершения затрат или получения дохода).

Одной из серьезных проблем для экономического анализа является выбор общего индекса цен, использование которого в процессе корректировки бухгалтерской отчетности должно снизить возможные инфляционные искажения отчетной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации. В качестве искомого показателя предлагается использовать:

— индекс потребительских цен (ИПЦ);

— индекс цен производителей (ИЦП);

— расчетный индекс цен, определяемый на основе экспертных оценок (определяется частными информационными агентствами, публикуется в финансово-экономических еженедельниках «Эксперт», «Деньги» и др.).

В связи со стремительным ростом цен и существенными ценовыми диспропорциями по различным группам товаров у многих специалистов вызывают сомнения достоверность расчета ИПЦ и ИЦП, а также обоснованность использования общего индекса цен для корректировки данных бухгалтерской отчетности организаций, принадлежащих к различным сферам экономики и расположенных в различных регионах страны. В этом заключается главная проблема вышеописанного метода.

Метод учета инфляции, основанный на текущих затратах, предполагает изменение единицы стоимости активов. В качестве главной базы измерения используют восстановительную стоимость активов. Допускается также применение частных индексов цен для отдельных объектов учета, исчисленных по данным об уровне текущих цен на дату составления отчетности. Для пересчета денежных статей на начало периода используют общий индекс среднего изменения цен за отчетный период. Следовательно, при использовании подхода учета инфляции, основанного на текущих затратах, одновременно применяются отдельные элементы подхода, основанного на общей покупательной способности. Метод учета по текущим затратам на приобретение активов предполагает корректировку стоимости активов по текущему уровню цен, сложившемуся на рынке с учетом изменения стоимости активов в течение отчетного периода. Для этого определяется текущая рыночная стоимость на конец отчетного периода. Израсходованные активы пересчитываются по рыночной стоимости на конец отчетного периода. Сумма переоценки зачисляется в доходы организации. Данный метод изменяет первоначальную стоимость активов в результате пересчета. Рассматриваемый метод может применяться к любым активам, имеющим рыночную стоимость. Модель учета в текущих ценах является более точной, поскольку подразумевает пересчет статей финансовой отчетности исходя из продажных цен и формирование текущих оценок статей по пересчитанным стоимостям активов и пассивов предприятия с учетом их реальной рыночной стоимости на текущий момент.

МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» введен в действие для финансовой отчетности, охватывающей периоды, начинающиеся с 1 января 1990 г. Этот стандарт должен применяться для первичной финансовой отчетности, включая сводную, компаниями, которые составляют отчетность в валюте страны с гиперинфляционной экономикой. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО 29) требуют пересчета финансовой отчетности, если совокупный рост инфляции за последние три года превышает 100 %.

Каждый из методов учета инфляции имеет перед другими методами свои преимущества и недостатки. Также не существует методов, полностью применяемых для всех показателей финансовой отчетности. Поэтому в зависимости от темпов инфляции разные компании в разных странах отдают предпочтение тем или иным методам учета инфляционного фактора.

В ходе анализа влияния инфляции на конечные результаты деятельности организации бухгалтер-аналитик оценивает значения следующих коэффициентов:

Минимизируя отрицательное влияние инфляции на результаты финансово-хозяйственной деятельности (что весьма актуально в условиях гиперинфляции), организации должны стремиться разумно снижать показатель K1 и увеличивать значение показателя К2- Однако следует помнить, при этом может возрасти риск потери ликвидности, что, несомненно, отрицательно скажется на финансовом состоянии и устойчивости организации. Показатель К3, с одной стороны, характеризует величину общей ликвидности (способность покрыть денежными активами денежные обязательства), с другой стороны, он отражает возможные направления воздействия инфляции на конечные результаты деятельности организации.

Если показатель К3 > 1, то в этом случае практически полностью все расходы на пополнение запасов и замену внеоборотных активов финансируются за счет собственного капитала организации. Эта ситуация отрицательно сказывается на величине чистой прибыли из-за ослабления покупательной способности денежных активов.

Если показатель К3 ⵠЗ, т. е. за счет повышения цен на продукцию перекрывается поышение издержек производства и обращения.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить следующее:

1) Инфляция является очень сложной категорией, поскольку не всегда несет в себе однозначно плохие или хорошие последствия. Так, например, в учебных пособиях А.П. Калининой и В.П. Курносовой, с одной стороны, и Н.Н. Селезневой и А.Ф. Ионовой, с другой, говорится об определенном положительном влиянии инфляции и о стимулировании экономики. Естественно, что имеется в виду небольшое изменение цен. В ситуации же с высокими темпами инфляции предприятия с большой долей кредиторской задолженности и различных займов также испытывают позитивные для них последствия инфляции. Хотя необходимо отметить и многие негативные эффекты, как, например, искажение информации, ухудшение положения дебиторов и т. д. Высокая инфляция затрудняет не только процесс расширенного, но и простого воспроизводства капитала предприятия. Производство свертывается, предприятия зачастую оказываются на грани выживания, либо несут большие финансовые потери.

2) Оценить влияние инфляции также можно некоторыми способами, описанными выше. Каждый из них чем-то лучше и чем-то хуже других, так что однозначно выбрать один из них вряд ли возможно. Все зависит от специфики страны, размера предприятия, штата сотрудников и степени компьютеризации бухгалтерии.

3) Что касается России, то проводить корректировку показателей, рассчитывать различные коэффициенты и просто следить за изменением уровня цен в стране в настоящий момент действительно важно, особенно если учесть события двух последних десятилетий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *