Как инфляция влияет на валюту
Инфляция + курс доллара. От чего зависит и на что влияет ключевая ставка
В пятницу, 26 апреля, Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 7,75% годовых. Решение совпало с ожиданиями рынка. 21 экономист и банковский аналитик, опрошенные Reuters, ожидали сохранения ставки на прежнем уровне. Эксперты прогнозировали плавное смягчение риторики без изменения ключевой ставки.
При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность снижения ключевой ставки во втором–третьем кварталах 2019 года.
Пауза на уровне 7,75% может оказаться продолжительнее, чем этого ждет рынок, считают аналитики Альфа-Банка. По их прогнозам, ставка может остаться неизменной еще на двух ближайших заседаниях Банка России. Директор аналитического департамента «Локо-Инвеста» Кирилл Тремасов полагает, что ЦБ может изменить ставку уже в июне.
Ключевая процентная ставка — это минимальный уровень процентной ставки, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим кредитным организациям. В 2018 году Банк России повышал ключевую ставку два раза — в сентябре и декабре.
На прошлом заседании ЦБ также сохранил ставку на уровне 7,75% годовых. Тогда банк отметил более медленный, чем ожидалось, рост потребительских цен и допустил переход к снижению ключевой ставки в 2019 году. С момента последнего заседания ЦБ ситуация на рынке существенно не изменилась. Рубль продолжил укрепляться, спрос на гособлигации сохранился на высоком уровне.
В Sberbank CIB прогнозировали, что ЦБ подтвердит возможность снижения позже в течение года — по мере того как годовая инфляция продолжит замедляться и приближаться к целевому уровню в 4%.
Что известно об инфляции
В марте показатель инфляции достиг уровня 5,3% в годовом исчислении против 5,2% в конце февраля. Центробанк назвал мартовский показатель «локальным пиком». По мнению ЦБ, инфляция больше не будет расти в этом году. К концу 2019 года Банк России прогнозирует инфляцию в диапазоне 4,7–5,2%.
В первой половине 2020 года годовая инфляция вернется к 4%. Тогда эффекты произошедшего в 2018 году снижения курса российской валюты и повышения НДС с 18% до 20% будут исчерпаны. В 2021 году в базовом сценарии инфляция останется вблизи целевого уровня 4%.
Как отреагирует доллар
По мнению экспертов «Нордеа», доллар, вероятно, нейтрально отреагирует на итоги заседания Банка России. Влияние на курс доллара может оказать публикация данных по ВВП США. Сильная динамика может привести к росту доллара и ослаблению курса российской валюты, считают в «Нордеа».
В мае в Райффайзенбанке ожидают укрепления доллара и ослабления рубля. Минфин увеличит покупку валюты на рынке.
Что такое инфляция
Это общий прирост цен в стране в течение длительного периода. Когда говорят об инфляции, часто подразумевают обесценивание денег: за одну и ту же сумму спустя какое-то время можно купить меньше товаров. При инфляции не обязательно повышается стоимость всех товаров, некоторые могут даже подешеветь, но в целом уровень цен в стране растет.
В зависимости от роли, которую играет государство в экономике, выделяют два вида инфляции.
Открытая инфляция бывает в странах с рыночной экономикой. Деньги обесцениваются, цены растут, а уровень жизни падает. Государство регулирует инфляцию и снижает доступность денег для экономики — повышает налоги, ключевую ставку и т. д.
Скрытая инфляция возникает, когда государство жестко регулирует цены. Такие запреты приводят к дефициту товаров, так как издержки производителей растут и они вынуждены снижать объемы производства. Из-за увеличения себестоимости и невозможности компенсировать растущие затраты страдает качество товаров.
Существует классификация, которая привязана к темпу прироста стоимости.
Умеренная инфляция — до 10% в год. Низкие темпы прироста благотворно сказываются на экономике: растет оборот денежной массы, дешевеют кредиты, инвесторы вкладывают в новые производства. Деньги быстро обесцениваются, их выгоднее тратить, а не копить.
Например, в 2020 году инфляция в США составила 1,36%. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт.
Галопирующая инфляция — до 50% в год. Кризисная ситуация для экономики: деньги обесцениваются быстро, банкам становится невыгодно выдавать кредиты. Хранить деньги на депозитах и вовсе нет смысла, поэтому население предпочитает тратить накопления. Спрос растет, а это снова приводит к повышению цен.
С инфляцией в десятки процентов столкнулись россияне после кризиса 1998 года. В 1999 цены выросли на 36,5%, в 2000 — на 20,2%, в 2001 — на 18,5%. В то время производство практически не развивалось: сырье и оборудование резко подорожали, а банки давали кредиты бизнесу в лучшем случае под 40—50% годовых.
Гиперинфляция — до десятков тысяч процентов в год. Такое происходит, когда объем импорта превышает объем экспорта и государство печатает все новые деньги, пытаясь остановить отток капитала. Население и предприятия переходят к натуральному обмену, так как цены даже за один день могут вырасти в разы.
Причины
Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.
Вот почему это может происходить:
На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:
Таких немонетарных факторов тоже много.
Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки.
Составляющие
Обесценивание денег происходит по двум причинам: из-за инфляции спроса и издержек.
Инфляция спроса появляется, когда объем зарабатываемых населением денег выше стоимости произведенных всеми этими людьми товаров и услуг. Доходы растут, но тратить заработанное не на что, так как товаров попросту не хватает. В результате цены начинают расти, чтобы сбалансировать спрос и предложение.
Инфляция предложения начинается, когда увеличивается себестоимость товаров и услуг — например, из-за роста тарифов. Чтобы сохранить рентабельность, производители повышают цены.
Измерение
В России инфляцию считает Росстат. Для этого каждый месяц статистики смотрят, как меняются цены на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину. Потребительская корзина — это набор из примерно 700 товаров и услуг, начиная от продуктов питания и заканчивая смартфонами и автомобилями.
Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ
Структура потребительской корзины россиян, РосстатPDF, 6,54 МБ
Изменение цен наблюдают во всех регионах, а потом высчитывают средний показатель инфляции по стране. Похожую методику расчета используют и статистики в других странах.
Последствия
Умеренная инфляция нужна для развития экономики: если цены не растут или даже падают, производить новые товары становится невыгодно.
Инфляция в России
СССР был государством с административной экономикой, инфляция в стране проявлялась в дефиците товаров, в том числе и первой необходимости. Официально данные об инфляции власти не публиковали, а независимых оценок не было. Например, величину прироста цен в конце восьмидесятых в СССР разные исследователи оценивают от 0,9 до 13%. Официальную информацию о динамике цен в России начали публиковать с 1991 года.
Какой уровень инфляции в России
Сильнее всего цены росли в начале девяностых. Пикового значения инфляция достигла в 1992 году — 2600%. В 2009 году, впервые в истории современной России статистики зафиксировали инфляцию в стране ниже 10% — она составила 8,8%. Самый низкий показатель за последние 30 лет наблюдался в 2017 году — 2,5%. В 2020 году, по данным Росстата, цены выросли на 4,9%.
Какой должна быть инфляция в России
В Центробанке ставят цель достигнуть уровня инфляции 4% в год. Экономисты считают, что это позволит промышленности развиваться, не будет мешать банкам выдавать дешевые кредиты, а людям и предприятиям — брать их.
Чем опасна высокая инфляция
Высокая инфляция мешает планировать расходы: проще сразу все тратить, чем копить. Государство не может обеспечивать малоимущих и пенсионеров достойными социальными выплатами, потому что индексация пособий не успевает за ростом цен. Усиливается социальное расслоение общества.
Владельцы предприятий не могут прогнозировать продажи, поэтому объемы производства падают. Растут процентные ставки по кредитам. Торговать становится выгоднее, чем производить: оборот капитала в посредничестве выше, а значит, и прибыль тоже. Экономика не развивается.
Можно ли заморозить цены, чтобы они не росли
Если заставить предприятия и магазины не повышать цены, но разрешить расти массе денег в стране, возникнет скрытая инфляция. Население начнет активно тратить, а это приведет к дефициту. Снизится качество товаров: чтобы удерживать невыгодные для себя цены, производители будут жертвовать качеством.
Кто и как сдерживает цены
Государство пытается регулировать инфляцию. Если нужно ее ускорить, Гознак печатает больше денег. Одновременно с этим Центробанк снижает ключевую ставку — процент, под который государство дает займы коммерческим банкам. Они, в свою очередь, могут кредитовать по низкой ставке население и предпринимателей.
Доклад о денежно-кредитной политике в России, ЦентробанкPDF, 3,7 МБ
В это же время снижаются и ставки по вкладам: банкам выгоднее занимать у государства, чем привлекать вклады у населения. Люди перестают копить и начинают тратить. Оборот денег растет, а вместе с ним — спрос и цены на товары.
Если нужно замедлить инфляцию, Гознак печатает меньше денег, а ЦБ повышает ключевую ставку. Банки занимают не у государства, а привлекают граждан открывать вклады. Люди перестают тратить и несут деньги на депозиты. Ставки по кредитам растут. Оборот денег снижается, падают цены и спрос на товары.
Инфляция бьет рекорды. Как рекомендует от нее защищаться Баффет
Ускоряющаяся инфляция оказывает все большее влияние на мировую экономику и финансовые рынки. В ноябре инфляция в США достигла 6,8%, что стало максимальным значением за последние 39 лет. Основной вклад в ее ускорение внесли растущие цены на энергоносители из-за дефицита предложения и кризиса на этом рынке. За ними следовали цены на новые и подержанные автомобили, на производство которых продолжает давить нехватка чипов, отмечают аналитики «ВТБ Капитал».
Инфляция растет из-за сбоев в цепочках поставок в пандемию и одновременного увеличения потребления, считают эксперты. «Это был шок спроса. По сути, этот инфляционный импульс вызвали американские потребители, просто покупая больше товаров, чем может произвести мировая экономика», — говорит главный финансовый экономист Jefferies Анета Марковска.
Темпы инфляции вызывают беспокойство американских регуляторов — на заключительном в 2021 году заседании ФРС было объявлено, что программу стимулирования экономики будут сворачивать быстрее. Медианный прогноз руководителей ФРС предполагает три повышения ставки в следующем году.
В России по итогам ноября инфляция достигла 8,4% год к году, что стало максимальным значением с января 2016 года. По мнению первого вице-премьера Андрея Белоусова, сейчас мир переживает вторую «инфляционную волну», а в 2022 году нас ожидает третья, которая будет связана с ростом цен на продукты питания.
Как советует защищаться от инфляции Уоррен Баффет
«Этот ленточный червь [инфляция] потребляет свой ежедневный «рацион» из инвестиционных долларов, независимо от здоровья организма-хозяина. Независимо от уровня прибыли компании ей приходится тратить больше на дебиторскую задолженность, сырье и основные средства, чтобы просто быть на уровне предыдущего года», — говорит инвестор. По его словам, высокая инфляция выступает своего рода «налогом на капитал», который затрудняет корпоративные инвестиции.
Инфляция негативно влияет на инвесторов, сокращая их покупательную способность, а компании она заставляет тратить больше средств на поддержание бизнеса, говорит Баффет.
В то же время глава Berkshire Hathaway уверен, что есть отрасли, которые лучше всего защищают активы инвестора в период высокой инфляции. По мнению Баффета, в период сильного роста цен лучше владеть бизнесами, которые не требуют постоянного реинвестирования. Такие компании становятся все дороже по мере падения доллара.
«Лучшие компании во время инфляции — это предприятия, которые вы однажды покупаете, и потом они не требуют дополнительных вложений», — отметил Баффет, добавляя, что «любой бизнес, нуждающийся в крупных капиталовложениях, как правило, оказывается слабым в период высокой инфляции, и это плохой бизнес в любое другое время».
В качестве примера компаний-«победителей» при высокой инфляции он называет игроков на рынке недвижимости и бизнесы с сильным брендом — к примеру, производителя сладостей See’s Candy, которой он владеет с 1972 года, а также Coca-Cola. По его мнению, такие бизнесы могут поднимать цены, не боясь снижения объемов заказов, и в то же время не требуют большого капитала для роста.
В то же время компании, связанные с коммунальными услугами или железными дорогами, будут не лучшим образом чувствовать себя в период высокой инфляции, уверен Баффет.
Вот какие компании подходят под мнение Уоррена Баффета об инвестициях при ускоряющейся инфляции:
D.R.Horton
Coca-Cola
На рост выручки повлияли открытия заведений общепита, театров и стадионов по всему миру, посетители которых покупают продукцию Coca-Cola.
Рост цен и спроса позволил компании повысить прогноз по прибыли. По данным Coca-Cola, годовая скорректированная прибыль на акцию вырастет на 15–17% по сравнению с предыдущим прогнозом роста на 13–15%.
«Многие вещи, которые Coca-Cola сделала с точки зрения операционной деятельности, например сокращение количества продукции и сосредоточение на быстрорастущих товарах, должно помочь смягчить инфляцию затрат», — говорит аналитик Edward Jones Джон Бойлан.
McDonald’s
Показатели McDonald’s растут с учетом того, что компании пришлось поднять цены на 6%, чтобы компенсировать рост затрат на рабочую силу и продукты.
McDonald’s улучшает результаты за счет цифровизации бизнеса — развития системы доставки, нововведений в меню, новых программ лояльности. Аналитики J.P. Morgan выбрали McDonald’s в качестве одной из перспективных быстрорастущих и стоимостных акций на 2022 год.
Компания будет защищена от инфляции, поскольку более 93% ее заведений по всему миру это франшизы и McDonald’s получает сборы от арендной платы и в виде роялти от своих франчайзи, считают аналитик инвестбанка.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Как инфляция влияет на валютный курс – зависимость от нее национальной валюты (котировки доллар/рубль)
В современном мире любой материальный (и множество нематериальных) объект имеет некую ценность. Данное утверждение в полной мере относится и к каждой валюте, у которой имеется целый спектр котировок – выражение ее стоимости в других денежных единицах или их эквивалентах. И на них оказывает влияние множество факторов, например, инфляция – как влияет на курс и почему это происходит описано в статье.
Под инфляцией понимается процесс подорожания товаров, реализуемых внутри экономики страны. Она присутствует в экономике почти каждого государства и обусловлена динамикой таких параметров национальной валюты, как наличная масса и материальное обеспечение. Оба этих параметра являются динамическими и инфляция, в конечном счете, становится такой, при которой обеспечивается равновесие между их текущими значениями.
Как инфляция влияет на курс национальной валюты
Между динамиками этих экономических феноменов связь следующая:
Таким образом, если рассматривать в качестве национальной валюты рубль, что рост инфляции на его валютный курс влияет ростом. Так происходит, потому что рубль в валютных парах является котируемой валютой. Поэтому при его ослаблении валютная пара растет.
Рисунок 1. Инфляция влияет на курс национальной валюты в виде положительной корреляции.
Как на инфляцию влияет курс валюты
Устанавливая целевое значение инфляции, Центробанки таким образом стараются получить и требуемые котировки национальной валюты. Изменение валютного курса считается опережающим индикатором для инфляции. Это происходит из-за инерционности некоторых экономических процессов, например, ослабление нацвалюты делает дороже импорт. Вслед за его подорожание становятся дороже и товары, производимые внутри государства. В результате начинает расти инфляция, причем этот эффект в краткосрочной перспективе не проявляется, а становится заметным только на долгом временном интервале (порядка недель и месяцев). Вот так курс доллара влияет на инфляцию в РФ.
Задание целевой инфляции (это мероприятие называется таргетированием) позволяет отечественным производителям ориентироваться на прогноз правительства и на его основе составлять стратегию ценообразования. В результате они меньше обращают внимание на кратковременные курсовые колебания, не спеша пересматривать условиях заключенных контрактов.
Рисунок 2. Валютный курс доллара (валюты) к рублю влияет на инфляцию напрямую, но в последнее время несильно.
Введение таргетирования в РФ привело к тому, что теперь курс рубля влияет на инфляцию очень слабо – коэффициент влияния, выраженный через эффект переноса, стал всего 0,2. В результате, если рублевая котировка изменится на 20%, то соответствующее изменение инфляции будет всего 4%. Подобный результат обеспечил большее доверие к нацвалюте со стороны граждан и российского бизнеса. А это существенно снижает вероятность паники среди населения при волатильности валютных котировок.
Что такое инфляция
Инфляция — это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги в экономике. Обратный процесс — снижение общего уровня цен — называют дефляцией.
Индекс потребительских цен как показатель инфляции
Об изменении цен в экономике дают представление различные показатели ценовой динамики — индексы цен производителей, дефлятор валового внутреннего продукта, индекс потребительских цен. Когда говорят об инфляции, обычно имеют в виду индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством (т.е. стоимости «потребительской корзины»). Выбор ИПЦ в качестве основного индикатора инфляции связан с его ролью как важного показателя динамики стоимости жизни населения. Кроме того, ИПЦ обладает рядом характеристик, которые делают его удобным для широкого применения — простота и понятность методологии построения, месячная периодичность расчета, оперативность публикации.
Периоды, за которые измеряется ИПЦ, могут быть различными. Наиболее распространены сравнения уровня потребительских цен в определенном месяце года с их уровнем в предыдущем месяце, соответствующем месяце предыдущего года, декабре предыдущего года.
Статистическое наблюдение за ценами, необходимые расчеты и публикацию данных об ИПЦ в России осуществляет Федеральная служба государственной статистики.
Особенности российской потребительской корзины
В России, как и в целом в странах с формирующимися рынками, характерной чертой потребительской корзины является достаточно высокая доля в ней продовольственных товаров (в 2014 г. — 36,5%). Цены на них отличаются достаточно высокой изменчивостью. В значительной степени колебания инфляции на рынке продовольствия определяется изменениями объемов предложения, в первую очередь — урожая сельскохозяйственных культур в нашей стране и в мире, который существенно зависит от погодных условий. Поскольку доля продовольственных товаров в потребительской корзине высока, колебания цен на них могут оказывать значительное влияние на инфляцию в целом.
Другой особенностью российской потребительской корзины, используемой для расчета ИПЦ, является наличие в ней товаров и услуг, цены и тарифы на которые подвержены административному воздействию. Так, государством регулируются тарифы на ряд услуг коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, связи, некоторые другие. Кроме того, цены на табачные изделия, алкогольную продукцию существенно зависят от ставок акцизов.
Потребительский спрос удовлетворяется за счет товаров и услуг как отечественного, так и иностранного производства. Статистические данные о доле импорта в ИПЦ отсутствуют, но представление о ней в части товаров может дать удельный вес импорта в структуре товарных ресурсов розничной торговли (в последние годы — около 44%). Заметная доля товарного импорта в потребительской корзине обусловливает значимость влияния на инфляцию изменений обменного курса рубля.
Факторы инфляции
Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.
Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.
Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.
Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.
Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания — предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Негативные последствия высокой инфляции
Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.
Преимущества ценовой стабильности
Ценовая стабильность означает сохранение низких темпов роста потребительских цен, таких, которыми экономические субъекты пренебрегают при принятии решений. В условиях низкой и предсказуемой инфляции население не боится сберегать в национальной валюте на длительные сроки, поскольку уверено, что инфляция не обесценит их вклады. Долгосрочные сбережения, в свою очередь, являются источником финансирования инвестиций. В условиях ценовой стабильности банки готовы предоставлять ресурсы заемщикам на длительные сроки по сравнительно низким ставкам. Таким образом, ценовая стабильность создает условия для роста инвестиций и, в конечном счете, — для устойчивого экономического развития.