Как информация влияет на общество
Влияние большого потока информации на современного человека
Мы каждый день сталкиваемся с разными видами информаций, такими как:
1) визуальная — то, что можно увидеть;
2) аудиальная — то, что можно услышать;
3) тактильная — то, что можно пощупать;
4) обонятельная — то, что можно понюхать;
5) вкусовая — то, что можно попробовать на вкус.
Кроме способа восприятия необходимо сделать акцент также и на формах представления информации. Существуют такие ее виды, как:
1) текстовая — существующая в виде набора символов и букв;
2) числовая — представленная посредством цифр, знаков, формул;
4) звуковая — устная или в виде записи на звуковых носителях;
5) медиа — пребывающая в формате видео.
Представленная классификация позволяет определить источники и пути проникания информации в личное пространство человека.
В современном обществе, пожалуй, главным ресурсом размещения информации является интернет. Что же представляет собой интернет? Интернет — система объединенных компьютерных сетей, хранящая, передающая и обрабатывающая информацию. Несомненно, он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Остановимся на одной из самых негативных сторон интернета-на вмещении слишком большого количества информации. Так, в огромном потоке информации современному человеку очень тяжело ее разграничивать и отделять правду от лжи, что зачастую имеет негативные последствия. Такие, как, например, ”информационная война”. Мы давно уже привыкли к этому термину, но далеко не всегда осознаем его последствия для нашей жизни и не предпринимаем необходимые действия, чтобы защитить себя от его разрушительного воздействия. Противодействовать негативной информации можно только при помощи своего мировоззрения и внутренних убеждений, и то лишь тогда, когда они у тебя есть. Также в большом потоке информации изменился нравственный уровень и мировоззрение массового сознания. Поэтому, чтобы успешно противостоять негативному влиянию информации и в итоге остаться психически здоровым, необходимо обладать знаниями, иметь всегда свою точку зрения, отстаивать ее и не поддаваться мнению толпы.
Информация несет в себе как созидательную, так и отрицательную силу. Средства массовой коммуникации — огромнейшая сила воздействия, а также эффективное средство влияния на сознание человека. Мы с этим сталкиваемся каждый день.
Который год идет настоящая информационная война против наших спортсменов. Это война до сих пор продолжается. Уже который раз российские спортсмены в олимпиадах не могут выступать под своим флагом. Почему олимпиада попала под влияние политики, ведь олимпиада — это соревнования на ловкость, на быстроту, на умение, это мероприятие, сближающее народы. В данном случае, по-моему мнению, отечественные журналисты плохо выполнили свою работу.
Эта информационная война охватывает все большие сферы жизни людей. Можно начать с мультфильмов. Юное поколение уже не хочет смотреть отечественные мультфильмы советской эпохи, где показывают добрых и красивых персонажей. Это потому, что они все больше подвержены западному влиянию, когда в общем потоке им навязывают персонажей неестественной внешности, проявляющих агрессию по отношению друг к другу. Вот что привлекает наше молодое поколение. Посредством влияния некачественной информации, у детей формируются неправильные ценности.
Ещё одним примером негативного влияния информации является гражданская война на Украине. Западные сми распространяют информацию о вине России в сложившейся ситуации. В итоге распространение ложных доводов отрицательно влияет на внутреннюю и внешнюю экономику, а также на общее настроение в стране. Такие истории, затрагивающие жизни многих людей, происходят каждый день.
К отрицательному влиянию информации еще можно причислить: снижение культурного уровня, огромный поток информации, изоляцию индивида, технологическую зависимость, уязвимость, усиление опасности новых войн, централизацию, манипуляцию людьми, расширение государственной бюрократии, массовую безработицу, стрессы, исчезновение многих профессий.
Есть и положительная сторона влияния информации на современного человека – свободное развитие индивида, информационное общество, национальная независимость, улучшение обороноспособности страны, повышение компетентности, рост богатства, охрана окружающей среды, улучшение качества жизни, участие в общественной жизни.
В заключение скажу, что к употреблению информации человечеству нужно подходить с умом, потому что информация, на которую мы опираемся, составляет нашу действительность и определяет наше мировосприятие. Поэтому давайте будем осознанны в восприятии поступающей информации!
Влияние информации на общество
В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации влияния информации на человека. Это связано с новизной и сложностью этой проблематики, а также с тем, что сама процедура и результат классификации зависят от тех задач, которые необходимо решить, и в связи с этим — от избираемых оснований и критериев, которые используются при классификации.
В первую очередь необходимо выделить следующие основные источники влияния информации на человека, которые можно разделить по отношению к личности на две группы: внешние и внутренние.
Источники влияния информации на человека
Общим источником внешнего влияния информации является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.
Информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя.
Одним из них является объективная сложность самого мира и процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его.
В другую группу источников влияния можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб. Это деятельность различных лиц — от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, литературы и искусства, до повседневных наших партнеров по межличностному взаимодействию.
К этим лицам относятся те из них, кто, оказывая на окружающих информационно-психологическое воздействие, искусно, смешивая ложь с правдой, увеличивают степень неадекватности информационной среды общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность.
Правда, от этого не становится легче тем, кто уже попал в паутину его манипуляций, кто на себе испытывает их разрушающее и уничижительное влияние.
Влияния информации на человека — отношения манипуляций
Самое читаемое за неделю
Введение ковидных паспортов в 2021 году
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Сама социально-политическая и экономическая ситуация кардинальных общественных изменений и перехода к рыночным отношениям, способствует этому и усиливает данную тенденцию.
Продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения — факт продажи конкретного товара. При этом продавец активно прибегает к различным приемам, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, действительные, а чаще всего мнимые у рекламируемого товара.
Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре.
Работодатель прибегает также к психологическим манипуляциям, чтобы, например, дешевле оплатить труд работника и т.п.
Участники переговоров, используя различные способы манипулирования информацией, реализуют технологию рефлексивного управления, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельного человека или нескольких лиц, так и межгосударственные отношения, в которых ценой манипуляций выступают интересы целых народов и даже, как свидетельствует история, само их существование.
Доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического влияния на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций — различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.
В связи с этим возможно выделить еще три относительно самостоятельных группы источников влияния информации на человека.
Группы влияния информации на человека
Так, для личности может представлять информационно-психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп и т.п.
Их деятельность становится опасной, когда для достижения своих целей они начинают применять различного рода средства информационно-психологического воздействия, изменяя посредством этого поведение людей таким образом, что наносится ущерб их же интересам. Широко известны примеры деятельности такого рода некоторых религиозных сект, провоцирования национально-этнических конфликтов, недобросовестной рекламы, в частности, нашумевшая история с АО «МММ» (у которого не было проблем, но эти проблемы возникли у большинства его клиентов).
В качестве еще одного источника влияния информации, при определенных условиях можно выделить само государство, органы государственной власти и управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты. Опасность возникает, когда они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для оказания информационно-психологического влияния на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые не соответствуют интересам государства, общества и населения страны.
Опасность влияния информации усугубляется также тем, что государство нередко начинает экспериментировать с массами ради «благих великих целей» и влиять их сознание.
Основные источники информационно-психологического влияния на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом:
— Государство (в том числе иностранные), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;
— Общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);
— Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);
— Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).
В качестве основных средств влияния информации на человека в обобщенном виде выделяются следующие:
— средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
— литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
— искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
— образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
— воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
— личное общение.
Внутренние источники влияния информации на личность человека заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида.
В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным влияниям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д.
Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей.
Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим влияниям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.
Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п.
Психофизиологические возможности противостояния влиянию информации на человека
Знание своих индивидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
Как это ни парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психических возможностей.
Информационная модель
Информационная политика
Информационное обеспечение
Информационное общество
Информационные процессы
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться: |
Зеленое, в пятнах, прыгает. Бесплатная консультация Информационное воздейсвие на обществоВ последнее время в печати появляются публикации о возникновении нового типа войн — «информационных войн», которые идут на смену ядерным. В данной части работы предлагается, опираясь на известные в области информатики определения и понятия, попытаться проанализировать, что же такое информационная война и какие у нее могут быть последствия? «Теперь история не происходит по своему капризу, стихийно. Она теперь делается сознательно, можно сказать — по заказу сильных мира сего» (с) А.Зиновьев «Русский эксперимент» Причины, по которым подобное стало сегодня возможно, Зиновьев видит в следующем: 1) прогресс средств сбора, обработки и передачи информации; 2) прогресс средств коммуникаций; 3) прогресс средств манипулирования людьми, надзора за ними, пресечения массовых движений; 4) влияние массовой культуры на стандартизацию образа жизни людей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что степень непредвиденности и неожиданности исторических событий резко сократилась сравнительно с резко возросшей степенью предсказуемости и запланированности. Холодная война Запада, возглавляемого США, против коммунистического Востока, возглавляемого СССР, была с самого начала грандиозной запланированной операцией, по затратам, размаху и результатам самой грандиозной операцией людей глобального масштаба. В ней было много незапланированного, непредвиденного, неподконтрольного, что неизбежно даже в мелких операциях. Но в целом, в главном, в определяющих ход процесса решениях она была именно такой. Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем. И задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, а в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума. Основные информационные войны ведутся в кибернетическом пространстве, а сегодняшняя задача любого государства заключается в том, чтобы вырастить достойных воинов, способных одержать победу. Сегодняшние же информационные победы в большинстве своем основаны не на серьезных информационных технологиях, а, как и все предыдущие войны на том, что отдельные «источники информации» продаются и покупаются. «В будущей войне победит тот, у кого лучше окажутся программисты» (с) 2 Информационные системы «Информационная война» и «информационное оружие» выглядят так или иначе, имеют одно или другое «лицо» в зависимости от того, о каких информационных системах идет речь. Поэтому-то на очереди следующий вопрос: «Что или кто понимается под информационной системой?» Если речь идет о компьютерах, то здесь в качестве основы для создания соответствующей теории кибернетического противоборства станет, наверное, теория алгоритмов и программирования. А если речь идет о живых существах или сообществах живых существ? Они же на самом деле еще более, чем любое техническое устройство, зависят от внешней информации и управляются информацией. Используя такой новый метод психотерапии, как нейролингвистическое программирование, можно формализовать человеческую активность весьма детальным образом. А это значит, что появляется возможность алгоритмизировать производство глубоких и устойчивых изменений в психике человека. Отсюда следует важный вывод о возможности успешного применения средств вычислительной техники для моделирования поведения не только отдельных людей, но и достаточно больших коллективов. Раз речь идет об информационной войне, то война эта должна происходить между информационными объектами (системами), т.е. объектами, осуществляющими получение и переработку информации. Этими системами могут быть животные, вычислительные комплексы, люди и т.п. Для более детального понимания следует ввести следующие понятия: 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. 1. Познания в какой-нибудь области. 2. Известие, представление о чем-нибудь. Сообщение: известие, информация. Информационная система: это система, осуществляющая: получение входных данных; обработку этих данных и/или изменение собственного внутреннего состояния (внутренних связей/ отношений); выдачу результата либо изменение своего внешнего состояния (внешних связей/отношений). Основными средствами корректировки информационно-логического взаимодействия для социального пространства сегодня стали СМИ. В зависимости от того, какие происходят изменения во внутреннем состоянии информационных систем, предлагается осуществить следующую классификацию: Для более сложной информационной системы, например такой, как человек, информационное воздействие, способное вывести из строя систему, это прежде всего активизация таких желаний, мыслей и провоцирование поступков, направленных на саморазрушение. Системы класса В уже способны самостоятельно обрабатывать информацию об окружающем мире, а это значит, что если грамотно скомпоновать и целенаправленно подать эту информацию на вход этой самой системы, то появляется возможность управлять ее поведением. Системы класса В образуют два пространства, в которых осуществляется их функционирование: кибернетическое и социальное. Социальное пространство существует уже ни одно тысячелетие, но масштабные информационные войны начались только на исходе второго тысячелетия. Потому, что для систем с изменяемой целью победа в информационной войне является в общем случае алгоритмически неразрешимой проблемой. За время войны могут измениться цели у воюющей системы. Поэтому говорить о решении ряда задаче в этой области в общем виде не приходится. Под войной информационных систем понимают действия, направленные на получение материального преимущества, путем нанесения противнику ущерба с помощью соответствующего информационного воздействия. В данном случае предполагается, что пока противник устраняет полученный ущерб, т.е. занят только собой, противная сторона имеет преимущество во внешнем мире. Понятно, что подобная война имеет смысл лишь для систем, потребляющих для своей жизнедеятельности общие ограниченные материальные ресурсы, и строящих свое поведение на основе абстрактных моделей, зависящих от входных данных и правил манипулирования этими данными. В случае информационной войны поверженный противник сам становится ресурсом: дешевая рабочая сила, выполняющая самую непрестижную и тяжелую работу. Нанести системе ущерб — это значит: а) исказить результат работы системы таким образом, чтобы получить преимущество в материальной сфере, б) привести ее в такое состояние, в котором она не способна выдавать никакого результата. 3 Человеческое общество как информационная система Действительно, как мы порой понимаем себе подобных? Не всегда возможно найти компромисс из-за неадекватного представления интересов и устремлений «высоких» договаривающихся сторон. Наши возгласы часто уподобляются «вопиющему в пустыне». Войны, периодически охватывающие континенты, — прямое доказательство, что проблема человеческого взаимопонимания относится к алгоритмически неразрешимым для человечества проблемам. При этом формируются общества, партии, государства и союзы государств, в рамках которых проблема взаимопонимания как-то решается, возможно, на базе нестандартного «стандартного кодирования» для определенного стиля мышления и множества общих интересов. В то же время переход от одного типа «кодирования» мыслей и интересов к другому превращается в непроходимое болото, на преодоление которого можно положить всю жизнь и так и не добраться до противоположного берега. Перенося полученные результаты на любую популяцию животных или на Человечество в целом, можно заключить, что невозможно однозначно утверждать, какое новое знание подобная информационная система способна приобрести, а какое забыть в процессе целенаправленного обучения. Все это означает, что наша классическая логика, базирующаяся на принципах машины Тьюринга, не позволяет со 100% гарантией не только предсказать ожидаемые события, но и с достаточной точностью управлять движением человечества или народа. Для решения этой задачи нужна другая логика, может быть, логика магии или религии, но не логика классической математики. Сделанный вывод тесно увязан с вопросом о том, может ли существовать в информационной войне друг с другом у систем подкласса 3 постоянно выигрышная стратегия? На первый взгляд ответ однозначен. Такой логически обоснованной стратегии нет. Речь может идти лишь о конкретных локальных победах, да и то в большинстве своем носящих случайный характер (в том смысле случайный, что причины того или иного результата могли быть совсем иными, чем думают стратеги), при этом ниоткуда не следует, что цепочка локальных побед приведет к полной победе. Для систем подкласса 3 вполне возможна и обратная ситуация. Образно говоря, можно научить систему чему-либо «плохому» для этой самой системы, но при этом нельзя заранее сказать, какое знание система освоит дополнительно в процессе обучения и к чему это приведет в дальнейшем. Новое знание не стоит особняком, оно органически вплетается в существующую структуру и модифицирует ее. Обученная система может вести себя совершенно непредсказуемо. При этом возможно, что существует только единственный вид информации, который на первый взгляд безопасен для самого агрессора, — пропаганда достоинств собственного образа жизни. Таким образом, информационная война, имеющая конкретную целеустановку, между информационными системами подкласса 3 может быть эффективна и иметь выигрышную стратегию лишь на отдельных временных интервалах, для которых характерно преобладание процессов гибели или рождения друг над другом, как, например, в случае с Россией конца XX века, когда ежегодная убыль населения страны стабилизировалась и стала составлять в среднем полтора миллиона человек в год. «Каждому человеку нужны психи, потому что он сам является психом. Психам нужны другие сумасшедшие, потому что только сумасшедшие могут поддерживать ваши иллюзии. Вы поддерживаете их иллюзии, а они поддерживают ваши»(с) О. Раджниш К примеру: в соответствии со сделанным предположением, ребенок на начальном этапе может быть обучен любой задаче. Освоение информации неизбежно приведет к уменьшению информационной емкости сети и перестроению структуры сети. Структура сети перестанет быть подобной хаосу и будет отражать те знания, которым обучена. Таким образом, в силу уменьшения информационной емкости (избыточности) и изменения «отношения» к поступающим на вход фактам, данная система перестанет быть способной осваивать «любую» информацию. Какая-то часть фактов неизбежно станет для нее невидимой. Получается, что ребенок потенциально способен видеть все! Но с возрастом, с освоением все новой и новой информации его способность по восприятию уменьшается. Те факты, которые противоречат освоенной или выработанной им самим парадигме, становятся для него первоначально невидимыми, а затем абсолютно. Из модели мира ребенка пропадет все то, что не может быть «приклеено» к появившимся у системы правилам осмысления и поведения. Для кого-то подобная потеря будет означать потерю «летающих тарелок», ведьм и чертей, пузырей, плавающих в воздухе, а для кого-то — привычную нам логику причинно-следственных связей. Освоенный в процессе обучения, а значит, упорядоченный «кусочек» первоначального хаоса станет называться сознанием. И у ребенка действительно появится сознание. При этом основная «глыба» необработанного материала, где главенствует хаос, приобретет название подсознание. И в дальнейшем, в течение всей жизни, подсознание будет поставлять части своего пространства для записи новой информации. Так в первом приближении выглядит картина освоения подсознания новыми восприятиями с постепенным превращением его в сознание. Согласно данной модели бесполезно копаться в человеческом подсознании, выискивая там скрытые воспоминания. Если человек пытается что-то скрыть, то это что-то всегда принадлежит сознанию. Подсознание — это хаос, в котором есть абсолютно все. Поэтому, если в него пристально вглядываться, обязательно проявится то, что хочется увидеть наблюдателю. Именно то, что хочется! Требуется увидеть прошлые жизни? Пожалуйста. Нужно выяснить, как клиент относится к тому, чего он на самом деле никогда и не видел? Пожалуйста. Хаос, как известно, тем и отличается от порядка, что, расшифровывая его, можно удовлетворить все свои потребности в знании. В случае одной гаммы перед нами будет «Война и мир», а в случае другой — «Братья Карамазовы». Как художник создает скульптуру из глыбы камня? Он вглядывается в мертвую глыбу, которая многое заключает в себе, ибо она — исходный хаос, который должен под его руками превратиться в произведение искусства — в порядок. Не будь у художника первоначальной идеи, постоянно удерживаемого образа будущего произведения, хаос останется хаосом, даже если от него методично отламывать кусочки, сдувать песчинки. В данной ситуации неизменный идеальный образ в сознании («неподвижная точка») служит основой разрушения материального хаоса. Такие же неподвижные точки заложены в новорожденном. Пиаже их называет врожденными рефлексами. Они служат направлением кристаллизации окружающего мира, иначе говоря, они задают направление программирования. Врожденные рефлексы — это вопросы, интерпретируя которые информационная самообучающаяся система в дальнейшем будет задавать их себе и миру, тем самым программируя и перепрограммируя себя. В отличие от индивидуума, помнящего все свои обиды и радости, человеческое общество может себе позволить не помнить. Свое умение забывать общество демонстрирует регулярно, не теряя при этом потенциальных ресурсов. Сколько раз переписывалась история и что изменяется для ныне живущих от этого переписывания? Меняется программа и изменяется сразу все: настоящее, прошлое и будущее. Элементы системы, исчерпавшие свой ресурс и неспособные к изменению, уничтожаются. Проходят тысячелетия, но до сих пор не создана методика, позволяющая усваивать Человечеству любую идею. Что-то из предложенного Человечество сразу «проглатывает», перерабатывает и «отрыгивает» буквально через несколько лет, а что-то остается и гниет, формируя вокруг себя патологические очаги непереработанного знания. Поэтому человеческое общество, даже если вздумает пользоваться сегодняшними нравственными законами, так называемыми «общечеловеческими ценностями», что отдельные представители всегда пытаются делать с выгодой для себя, или равняться на научно-технический прогресс, все равно не спасется от нового знания, освоение которого может заставить всех расселиться по пещерам или стать королями испанскими. 4 Приемы информационного воздействия Одинаковость входных данных в большинстве случаев приводит к возникновению одинаковых структур. Это верно при условии, что программируемое обучение начинается с «ноля». Однако для систем, которые уже чему-то обучены, одинаковые входные данные не всегда будут нивелировать системы. Одна и та же обучающая последовательность в одном случае способна сделать систему «умнее», а в другом уничтожить. Для того чтобы можно было моделировать поведение подобных систем, необходимо ввести меру, позволяющую их сравнивать. Опираться в этом случае на структуру системы или структурные преобразования достаточно сложно, так как порой описать структуру — это по сути воссоздать ее, а кроме того, в процессе обработки входной информации структура постоянно модифицируется. Поэтому предлагается в качестве сравнительных характеристик опираться на введенные в работе такие понятия как: «понимаемость», «похожесть» и «агрессивность»: а) две информационные обучающиеся системы называются «понимающими» друг на друга, если на абсолютное большинство одинаковых входных сообщений, они выдают одинаковые по смыслу результаты; б) две информационные обучающиеся системы называются «похожими» друг на друга, если на абсолютное большинство одинаковых входных сообщений, они выдают одинаковые по форме результаты; в) две информационные обучающиеся системы называются «агрессивными» друг для друга, если имеет место «похожесть» между ними, но полностью отсутствует «понимание»; более того, «понимание» вообще стремится к нулю. «Понимающее», «похожее» или «агрессивное» поведение таких информационных систем, как люди, находит свое отражение как на бытовом уровне, так и на религиозном, и государственном. При одном и том же входном сообщении один человек ложится отдыхать под пальму, другой начинает считать возможные прибыли, третий сочиняет научный трактат. Утверждение 1. Для того чтобы информационная самообучающаяся система способна была целенаправленно перепрограммировать другую подобную систему, она должна ее «понимать». Перепрограммировать информационную систему — это значит подобрать для нее такие входные данные, которые соответствуют цели программирования. Определить цель перепрограммирования — это значит найти в окружающем мире или специально создать информационную систему (эталон), на которую данная система должна стать похожей. При этом перепрограммируемая система и «эталон» должны быть «понимающими» друг друга. Пример: «Многие были свидетелями, но уже мало кто вспоминает о том, что заря windows занялась во второй половине 1992 года с беспрецедентного кругосветного пропагандистского турне руководства Microsoft с массой речей и выступлений на сотнях бизнес-встреч, семинаров и международных выставок. Главной целью этой акции было всколыхнуть мировую общественность, увлечь за собой и привязать к себе ведущих мировых производителей, которые после переориентации своих перспективных разработок (и связанных с этим капиталовложений) уже не смогут уклониться от магистрального пути. А уж за ними поплетутся массы пользователей, быстро привыкающие считать такой мир единственным. Этот замечательный пример показал всем сообразительным, что затраты на рекламу значительно эффективнее, чем затраты на корпоративное «долизывание» продуктов. Поэтому с приходом Windows началась резкая деградация качества программного обеспечения и его усложнение. Тем самым несомненной заслугой Б.Гейтса является открытие и наглядная демонстрация сверхмощных механизмов массового порабощения в эру информационной цивилизации». Подобрать входные данные для системы в соответствии с заданной целью перепрограммирования — это значит заставить информационную систему «смотреть на мир чужими глазами», глазами той информационной системы, на которую данная система должна стать похожей, т.е. глазами эталона. Способна ли информационная система защититься, если враг применит против нее описанный способ перепрограммирования информационных систем? Безусловно. Для этого достаточно «закрыть глаза» на те входные данные, которые подаются на вход противной стороной. Причем, что характерно, во многих странах данный способ защиты населения и страны закреплен законодательно. «Даже в 70е годы, когда Америка увязла в войне во Вьетнаме, американские СМИ, критикуя эту войну, «торпедируя» ее, не позволяли себе использовать съемки телеоператоров, работавших со стороны Вьетнама. Более того, в той же Америке, а также Англии, Франции и еще десятке стран существует строжайший законодательный запрет на использование любых кино, фото, видео и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран, и даже просто имеющих сочувственные «врагам» интонации или же идеи» Пример: «В среднем чеченская тематика занимала в программах НТВ от 10 до 18 минут на информационный выпуск, в «Вестях» (информационная программа российского телевидения) от 3 до 7 минут. Так вот, у НТВ до 80% всех видеосъемок непосредственно боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или использовались пленки, снятые со стороны сепаратистов. В «Вестях» это соотношение достигало 60%. Оставшиеся 20% НТВ обычно делило между съемками разрушений, обычно приписываемых армии, интервьюировании местных жителей-чеченцев, «страдающих от русской агрессии», или же комментариями своих тележурналистов, в лучшем случае на фоне российских позиций, но чаще у сгоревшей российской техники. Так же примерно делили оставшийся эфир и «Вести». Анализ публикаций таких газет, как «Московский комсомолец» и «Известий», выявил следующее: лишь в одной из четырех статей упоминалась или раскрывалась точка зрения на происходящие события федерального командования. Три же из четырех публикаций носили или же откровенно прочеченский характер, героизируя боевиков, преувеличивая их возможности, или же жестко критиковали армию и ее действия в Чечне». Опросы общественного мнения, проводимые НТВ, возможно, с целью проверки эффективности данного способа перепрограммирования, подтверждали, что для среднестатистического гражданина, регулярно смотрящего телевизор, отношение к собственной армии изменяется в худшую сторону, а цели боевиков становятся «ближе и понятнее». Аналогичная, только чуть менее выражена, ситуация имеет место быть и в случае агрессии НАТО в Югославию. Если первоначально российское телевидение рассказывало и показывало происходящее именно с территории Югославии, то после изгнания президентом российского премьера, все больше сюжетов стало идти с территории Македонии и других пронатовских стран. Все виды информационного воздействия на информационную систему можно попробовать классифицировать следующим образом: 1) входные данные — «сухие» факты; 2) входные данные — логически обоснованные выводы, аналитические суждения, опирающиеся на определенный набор фактов; 3) входные данные — эмоционально окрашенные утверждения, опирающиеся на «хорошо/плохо», «морально/аморально», «нравственно/ безнравственно» и т.п.. Как было показано в первой части работы, эмоции, являясь критерием истинности в процессе познания, могут быть присущи только самообучающейся информационной системе класса В, для которой они выступают, как способ внешнего проявления усвоенного знания для его передачи себе подобным. При этом эмоциональный заряд для любой входной последовательности повышает скорость ее обработки информационной системой, порой минуя даже обязательные логические проверки. Например, эмоционально насыщенный крик о помощи или об опасности заставляет сразу же совершать определенные действия и уже только потом, если будет возможность, проверять логикой возможность тех или иных утверждений. Утверждение 2. «Понимающие» информационные системы формируются одинаковыми эмоциональными воздействиями, как правило, минуя средства защиты, основанные на логике. Например, диктор телевидения монотонно сообщает факты о поездках по стране кандидатов в президенты. При этом, не искажая факты, говоря об одном из них, он подкрепляет свои слова мимикой, выражающей презрение, а в случае упоминания другого кандидата, наоборот, вся его физиономия сияет от счастья. В результате у зрителей скрытно от них самих начинает формироваться соответствующее отношение к кандидатам. Видно, что в данном случае сама возможность сказать что-то (даже совсем нейтральное) о том или ином кандидате может использоваться для перепрограммирования нечаянных слушателей. Аналогичным образом формируются информационные материалы в прессе. Текст сообщения содержит «голые» факты, к которым не может быть претензий, а название заметки, особенно если речь идет о конкурентах, имеет обязательную эмоциональную окраску. Сообщение прочитают не все, но на заголовок обязательно обратят внимание, а тем самым неявно свяжут возникшее эмоциональное ощущение с объектом газетного материала. Следствие 2.1. Для перепрограммирования самообучающихся информационных систем, обладающих эмоциями, наиболее эффективным средством является «эмоционально окрашенная» входная обучающая последовательность. Следствие 2.2. В случае быстрого и массового перепрограммирования народа, нации наиболее эффективными являются приемы, имеющие эмоциональную окраску и принадлежащие таким сферам как: массовые культура, искусство, религия. Это значит, что для решения задач по перепрограммированию населения в первую очередь упор должен делаться на деятелей искусства, культуры, религиозных служителей. Утверждение 3. Информационная самообучающаяся система может быть перепрограммирована лишь в рамках оставшейся у нее избыточности хаоса. Чем больше избыточность хаоса — тем больше возможностей для корректировки. Следствие 3.1. При любом серьезном информационном воздействии на общество направление главного информационного удара — молодые члены общества, т.е. объекты, имеющие максимальный ресурс для перепрограммирования. Утверждение 4. Разрушение устоявшихся структур, приведение их в хаотическое состояние способствуют повышению избыточности хаоса, а тем самым увеличению возможностей для перепрограммирования систем. Следствие 4.1. Для эффективного перепрограммирования устоявшихся структур необходимо предварительно привести их в хаотическое состояние путем разрушения устоявшихся связей и уничтожения наиболее значимых базовых элементов. Утверждение 5. Для любой информационной системы безопасно оперировать с той информацией, механизмы обработки которой уже существуют у данной системы. Сказанное достаточно просто объясняется на уровне здравого смысла. Для технической системы, согласно утверждению 5, безопасными входными данными являются те, которые уже были у нее в прошлом, которые принадлежат множеству допустимых входных/выходных значений. Для социальных и биологических систем — это функционирование в рамках привитых привычек, сложившегося образа жизни, сформированных стереотипов поведения в условиях известного (предсказуемого) системе внешнего окружения. Следствие 5.1. В любое время наиболее безопасно транслировать на свое окружение информацию о достоинствах собственного образа жизни. Сложившиеся стереотипы поведения — это то пространство действий, в котором конкретная система наиболее эффективно способна противостоять внешним, известным системе угрозам. Естественно, что для каждой системы именно ее собственные привычки и являются ее достоинством. Они во многом определяют данную систему, так как обеспечивали и обеспечивают ее существование. Навязывание собственных стереотипов поведения окружающим системам, особенно уже сформированным, неизбежно будет ослаблять последних. Это объяснимо — всегда тяжело играть на чужом поле, да еще по неизвестным правилам. Пять утверждений и следствия к ним описывают способ перепрограммирования информационных систем. Наличие в поведении системы приемов, в основе которых лежат приведенные выше утверждения и следствия, является одним из признаков информационного нападения. 5 Типовая стратегия информационной войны Любая информационная обучающаяся система обладает базовым набором смыслов или знаний, который во многом и определяет поведение этой системы. Существование этого базового набора обеспечивается физическими носителями — соответствующими структурами в рамках общей структуры и/или соответствующими отдельными элементами, которые в дальнейшем будем называть базовыми элементами. Утверждение 6. Чем больше мощность множества базовых элементов и их связей, тем система устойчивее к целенаправленному информационному воздействию. В условиях, когда время информационного противодействия между системами мало, например, не превышает среднего времени жизни элемента системы, и система-противник обладает моделируемыми базовыми элементами, можно предложить следующий, казалось бы, «всегда побеждающий» алгоритм: 1) определение базовых элементов информационного пространства системы-противника; 2) изучение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей базовых элементов; 3) моделирование различных вариантов поведения базовых элементов при различных входных воздействиях; 4) выбор наиболее предпочтительного сценария поведения базовых элементов; 5) подготовка среды, в которой функционируют базовые элементы (общественного мнения), и их самих; Приведенная схема, безусловно, не отражает всех возможных подходов и приемов к организации и проведению операций по информационному воздействию. Ум человеческий более изощрен, чем любая возможная проекция генерируемых им мыслей в плоскость практических алгоритмов. В типовую стратегию включено лишь то, что вытекает из доказанных ранее теорем, утверждений и следствий. Отсюда следует: если информационная система обнаруживает воздействие против себя комплекса приемов, то это может означать, что данная информационная система находится в состоянии информационной войны. Ниже предлагается, взяв за основу работу Ч.Тарта «Состояния сознания», попробовать по аналогии перенести методы гипнотического внушения с индивидуума на коллектив. Наведение гипнотического состояния на отдельного индивидуума у Ч.Тарта описывается в виде алгоритма так: 1) расслабить тело (цель данного действия: организм как целое должен исчезнуть в качестве объекта сознания); 2) слушать только гипнотизера, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения (цель: процесс нагружения сознания и действие формирующих сил ослабляются); 3) не размышлять над тем, что говорит гипнотизер (цель способствует торможению непрерывного потока мыслей); 4) сосредоточить внимание на каком-то предмете помимо голоса самого гипнотизера (цель: подсистема сознания, ответственная за обработку чувственной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается); 5) гипнотизер внушает, что вы спите или засыпаете (цель: внушение сна ослабляет память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется состояние бодрствования); 6) гипнотизер убеждает человека, что этот сон не совсем настоящий сон (цель: создание пассивного, подобного сну состояния сознания, в котором сохраняется возможность контакта с гипнотизером). По аналогии процесс наведения гипнотического состояния на отдельное общество мог бы, наверное, выглядеть следующим образом: 1) расслабить общество — внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания общества); 2) заставить общество слушать только противника, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения, например акцентировать средства массовой информации исключительно на какой-то одной парадигме общественного развития, например западной, исключив любой другой опыт: Китай, Японию, мусульманский мир (цель: процесс нагружения общественного сознания и действие формирующих сил ослабляются); 3) заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей); 4) сосредоточить внимание общества на каком-то предмете помимо входного информационного потока, например внутренние катаклизмы, войны, акты террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается); 5) постоянно внушать, что само общество становится лучше и лучше, что все окружающие относятся к нему лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самоотождествленности, которыми характеризуется нормальное состояние общества); 6) средства массовой информации одновременно должны убеждать членов общества, что возникшее состояние — это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника). Приведенный алгоритм в общих чертах отражает работу средств массовой информации в России времен 1990—1997 гг. Для точной и своевременной обработки входной информации элементы любой информационной системы должны «питаться», а связи между ними поддерживаться в работоспособном состоянии. Отсюда естественным образом следует, что эффективность целенаправленного информационного воздействия резко увеличивается, если оно сочетается с другими видами воздействия на информационную самообучающуюся систему. 6 Последствия информационной войны «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (с) Иеремии гл. 7. Прежде чем перейти к исследованию последствий информационной войны, желательно ответить на один принципиальный вопрос: существуют ли признаки, на основании которых можно судить о степени поражения системы в информационной войне? А чем характеризуется система, потерпевшая поражение в обычной войне? Пусть эта система — обычное государство. Тогда для потерпевшей поражение страны в той или иной степени характерно, как показывает практика первой и второй мировых войн: 1) гибель и эмиграция части населения; 2) разрушение промышленности и выплата контрибуции; 3) потеря части территории; 4) политическая зависимость от победителя; 5) уничтожение (резкое сокращение) армии или запрет на собственную армию; 6) вывоз из страны наиболее перспективных и наукоемких технологий. Обобщение сказанного в контексте информационных самообучающихся систем может означать: 1) стабильное сокращение информационной емкости системы, гибель элементов и подструктур. Подобное упрощение системы делает ее безопасной для агрессора; 2) решение ранее несвойственных задач, т.е. задач в интересах победителя. Потенции информационной системы направлены на отработку тех входных данных, которые поставляет на вход победитель; 3) побежденная система как бы встраивается в общий алгоритм функционирования победителя, т.е. поглощается структурой победителя. Победителем информационной войны становится та сторона, которая более полно способна промоделировать поведение противника в различных ситуациях, определить собственный алгоритм поведения и реализовать его. Более полно промоделировать поведение противника — это значит в больших объемах собирать, хранить и обрабатывать информацию о противнике; это значит более полно изучить поведение противника — знать и понимать его историю, культуру, религию, быт и т.п. Любое государство может эффективно себя защищать в сфере информационного противодействия исключительно активными методами, т.е. применением всех средств информационного воздействия, включая прогнозное компьютерное моделирование, по всему спектру внешних и внутренних врагов. Именно прогнозное компьютерное моделирование является той сетью, которая набрасывается на мир информационных систем, заставляя эти системы постоянно наращивать собственные мощности, порождая контроль, контроль за контролем и т.д. Описанный алгоритм существовал века. Что же изменилось? Изменились многие методы и приемы; они получили научное обоснование. Возникли целые научные дисциплины о том, как управлять поведением человека, коллектива, общества. К ним относятся: социология, психоанализ, теория рекламы, суггестология, NLP-программирование, дианетика и т.п. Получил свое теоретическое обоснование гипноз и были сделаны попытки перенесения методов гипнотического воздействия с отдельного индивидуума на коллективы и на целые человеческие общества. Производство и распространение информации поставлено на конвейер. Всего этого еще не было даже в прошлом веке — не было достаточно эффективных средств массовой информации, не было научно обоснованных алгоритмов управления социумом; а возникнуть эти алгоритмы могли только с появлением теории программирования для сегодняшних средств вычислительной техники. Потому что, еще раз повторим, осуществить информационную операцию — это значит, так подобрать входные данные для системы, чтобы активизировать в ней определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия активизировать алгоритмы генерации нужных алгоритмов. Поделитесь с друзьями: Смотрите также:воздейсвтие информация общество ОбществоКомментарии:Ничего себе- укороченный вариант! Хм, насчет второй книги не знал. Спасибо, поищу. в той же Америке, а также Англии, Франции и еще десятке стран существует строжайший законодательный запрет на использование любых кино, фото, видео и печатных материалов, снятых или написанных на стороне тех, кто ведет боевые действия против армий этих стран, и даже просто имеющих сочувственные «врагам» интонации или же идеи» «многовековое объединение людей, еще недавно бывшее второй сверхдержавой планеты и претендовавшее на роль гегемона мировой истории» Упаси боже мировую историю от такого гегемона.
|