Как инициировать проверку тсж прокуратурой
Всё о проверках ТСЖ — плановых и внеплановых: что это такое и кто может проводить аудиты?
При осуществлении управления жилым домом посредством жилищного товарищества всеми финансовыми средствами, перечисляемыми жителями на оплату коммунальных благ и ремонтных работ распоряжается правление.
В целях повышения финансового здоровья организации и недопущения растрат бухгалтерская деятельность руководства товарищества должна подвергаться проверке.
Проверка может проходить как изнутри ТСЖ, посредством ревизора или инициативной группы, так и от внешних структур: прокуратуры или жилнадзора.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Плановые и внеплановые проверки ТСЖ
К основным отличиям плановой проверки от внеплановой относятся:
Главная цель плановой проверки ТСЖ – выявить ошибки в финансовой деятельности организации и дать указания по их устранению. Даты плановых инспекций заранее известны бухгалтерии и руководству жилищного товарищества. Они проводятся в сроки, обозначенные уставом организации или жилищным кодексом.
Внеплановые аудиты проводятся по заявлениям или жалобам отдельных лиц надзорными органами.
Основная цель внеплановых мероприятий – выявить и доказать нарушения, в которых подозревается организация и/или её работники.
Кто контролирует деятельность жилтоварищества?
Контроль деятельности руководящих органов жилтоварищества могут осуществлять следующие инстанции:
Налоговые органы контролируют корректность заполнения налоговых деклараций и правильность распределений доходов и расходов при разных системах налогообложения, а также полноту уплаты налогов со стороны наёмных работников.
Прокуратура может проверять наличие возможных нарушений уголовного характера: взяточничество, растраты и т.д.
Работники прокуратуры имеют право входить в помещения руководства ТСЖ и изымать любую документацию без предварительного уведомления о проверке. Такими же правами обладает и налоговая служба.
Ревизия является внутренним инструментом контроля экономической деятельности правления, так как ревизор выбирается на общем собрании из числа жильцов, пользующихся авторитетом и не может совмещать свою деятельность с работой в правлении (пункт 1 статьи 150 ЖК РФ).
Пункт 1 статьи 150 ЖК РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.
Кто может запросить проведение данной процедуры?
Кто может проверить деятельность ТСЖ? Инициировать аудит финансовой деятельности жилтоварищества вправе следующий круг лиц:
Правление жилтоварищества может заказать проверку у частных аудиторских фирм для выявления и исправления собственных ошибок при небольшом опыте финансовой деятельности, или при большом штате бухгалтерии для контроля за его деятельностью.
При наличии подозрений или косвенных фактов нарушений в деятельности правления, часть собственников-членов товарищества может создать инициативную группу для аудита деятельности руководства. Ревизию в таком случае осуществляют, как правило, сами участники такой группы.
Если у жителя дома существуют подозрения в том, что руководство товарищества нарушает законодательство РФ, то он может инициировать прокурорскую проверку, написав соответствующую жалобу, вне зависимости от своего статуса проживающего (владелец, арендатор и т.д.).
Выборные органы власти вправе инициировать депутатскую проверку любых юридических лиц, в том числе жилищных объединений, по запросу избирателей.
Что представляет собой аудит?
Под проверкой (или аудитом) понимается полная ревизия финансовой деятельности организации на предмет соответствия уставным целям. Методом аудита можно определить:
Плановый аудит жилтоварищества обязан проводить его выборная ревизионная комиссия каждый календарный год, представляя аудиторское заключение собранию жильцов-членов ТСЖ (часть 1 пункта 3 статьи 150 ЖК РФ).
Часть 1 пункт 3 статья 150 ЖК РФ. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:
Внеплановая проверка осуществляется органами жилищного надзора или прокуратуры.
Для того, чтобы избежать крупных штрафов или приостановления деятельности в результате визитов различных государственных надзорных органов, правление жилтоварищества обращается в частную аудиторскую фирму для проведения предварительной ревизии.
Сотрудники аудиторской фирмы по итогам ревизии могут указать бухгалтеру и председателю на ошибки, допущенные при учёте, а также способы их устранения.
Порядок проведения этого процесса
В первую очередь происходит заключение соглашения с компанией-исполнителем. В договоре с аудиторской компанией указывается:
Статья 3 ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности». Аудиторская организация
В качестве периода проверки обычно указывается календарный год. После подписания договора сотрудники фирмы приступают к аудиту в следующем порядке:
В ходе ознакомления изучается устав, учётная политика порядок её реализации в конкретном товариществе.
При обнаружении несоответствий плановых и расчётных показателей, сотрудники компании-исполнителя начинают проверку бухгалтерских ведомостей и первичных платёжных документов.
В частности, проверяется соответствие используемых бухгалтером жилтоварищества проводок на соответствие плану субсчетов Минфина.
Как правильно составить акт?
Акт проверки составляется сотрудниками фирмы-аудитора и содержит следующие сведения:
В конце акта обязательно ставится печать компании-исполнителя и подпись ответственного лица. Акт – конфиденциальный документ, составляемый в двух экземплярах, по одному для заказчика и исполнителя.
При обнаружении нарушений руководство товарищества должно их устранить в соответствии с рекомендациями аудиторов до визита надзорных служб, во избежание:
Если проверка была инициирована и проведена органами прокуратуры или налоговой инспекцией, товариществу даётся срок (10 рабочих дней) для устранения нарушений.
Заключение
Итак, проверка финансовой деятельности ТСЖ может проводиться надзорными органами по жалобам жильцов или аудиторской фирмой для выявления недочётов в работе и подготовке к возможным внеплановым проверкам.
Чтобы избежать возможных штрафных санкций, необходимо регулярно проводить внутренние проверки бухгалтерии силами ревизора товарищества или привлечённого специалиста, по итогам которых приводить деятельность бухгалтерии в соответствие с правилами.
Новые правила проведения проверок управляющих организаций и ТСЖ с 1 июля 2021 года
С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.
Что изменилось в новом законе о проверках
Прежде всего, изменилось название закона. Прежний имел следующее звучание: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В настоящее за исключением ряда положений на переходный период ему на смену пришел Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).
Таким образом, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в дословном смысле – речи больше не идет. Хотя формально новый закон «устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (п. 1 ст. 2 Закона № 248).
Все контрольные мероприятия отображаются в Едином реестре видов контроля https://proverki.gov.ru/, где приводится хронология всех мероприятий и их результаты. Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 3 и 4 ст. 19 Закона № 248).
Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).
Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия
Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).
Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).
Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
— через МФЦ;
— через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).
В остальных случаях до проверки принимаются меры по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения (п. 1 ст. 59 Закона № 248). Таким образом, жалобы на основании писем от «анонимов» рассматриваться не должны.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Если нарушения выявлены, то контролируемому лицу выдается предписание. В случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (ст. 90 Закона № 248).
Обжалование итогов контрольных мероприятий
Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).
Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).
Досудебному обжалованию подлежит:
— решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).
Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
— о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
— об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).
Законом установлены форма и содержание жалобы (ст. 41) и основания для отказа в рассмотрении жалобы (ст. 42). Отказ в рассмотрении жалобы не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248).
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).
Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.
Проверка деятельности товарищества собственников жилья
Аббревиатура ТСЖ расшифровывается как товарищество собственников жилья. Оно представлено некоммерческим юридическим лицом, осуществляющим управленческую деятельность в отношении жилищного фонда. Это свидетельствует о том, что целевая задача создания ТСЖ – не получение прибыли, а формирование условий для удовлетворения нематериальных потребностей членов товарищества. Как любое юридическое лицо ТСЖ подлежит проверочным мероприятиям со стороны различных вышестоящих структур.
Виды проверки деятельности ТСЖ
ТСЖ – организация многофункциональная. На сегодняшний день товарищество ведет 2 направления деятельности – хозяйственную и финансовую. Цель проведения проверки ТСЖ заключается в выявлении соответствия выполнения всех мероприятий установленным нормативам и в определении правомерности финансовых и хозяйственных работ.
Проверка работы ТСЖ предполагает обширную классификацию. По плановости проведения она бывает:
В зависимости от лиц, проводящих проверку ТСЖ, она может классифицироваться по следующим видам:
в зависимости от полноты охвата проверочные мероприятия товарищества собственников жилья могут быть следующими:
Каждый вид аудиторской проверки ТСЖ имеет свои особенности и нюансы.
Кто может инициировать проверку товарищества?
Ответственность за некачественное исполнение функций или бездействие всегда ложится на плечи председателя ТСЖ. Но проверка может быть инициирована и иными заинтересованными лицами:
Вне зависимости от принадлежности того или иного лица к ТСЖ, а также занятия им определенной должности в товариществе собственников жилья, гражданин вправе назначить проведение аудиторской проверки. Но, как показывает практика, чаще всего инициатором процедуры является именно председатель.
Основания для проверки ТСЖ
Проверка ТСЖ осуществляется как плановое мероприятие или как внеплановый процесс на основании жалоб жильцов или сторонних лиц на неоказание или оказание некачественных услуг.
Затея проверки ТСЖ должна иметь соответствие ряду основных принципов:
Отсюда следует вывод, что назначение аудиторской проверки играет колоссальную роль. Цели следующие:
Общие основания для проведения подобных мероприятий фигурируют в ч. 2 ст. 10 ФЗ №294, а также в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ. В связи с этим в ходе осуществления мероприятий решаются вопросы:
Это далеко не весь перечень задач, которые позволяет решить та или иная аудиторская проверка, но они являются основными.
Плановые и внеплановые ревизии
Предмет проверочных мероприятий, осуществляемых со стороны органов контроля и надзора, отмечен в рамках 11-го пункта Положения о гос. жил. надзоре №493 от 11.06.2013. А в соответствии с ФЗ№294 «О защите прав ЮЛ и ИП» могут осуществляться проверки планового и внепланового характера.
Оба типа проверок ТСЖ могут носить документарный и выездной характер. В любом случае временной период их проведения не может составлять более 20 рабочих дней.
Виды отчетности товарищества собственников жилья
Товарищество, выступая в качестве ответственного юридического лица, обязуется ежегодно отчитываться о результатах собственной деятельности. Запрос отчета ТСЖ может быть создан не только собственниками помещений, но и сотрудниками вышестоящих инстанций.
В рамках п. 10 ст. 161 ЖК РФ установлено обязательство по обеспечению открытого доступа к данным о деятельности ТСЖ.
Проверка ТСЖ ревизионной комиссией
Ревизионная комиссия представляет собой постоянно функционирующий орган выборного значения. Ее задача – осуществление контроля в отношении ведения правовой, финансовой, хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья. В соответствии со ст. 150 ЖК РФ ее создание для осуществления контроля является обязательным. Правовое регулирование деятельности осуществляется на базе гл. 14 Правового положения членов ТСЖ, утвержденного общим собранием членов.
В состав РК может быть избран любой участник ТСЖ, однако он должен создать специальное письмо с запросом.
Акт ревизионной проверки ТСЖ
Составление документа осуществляется силами сотрудников организации-аудитора. Текст акта ревизионной проверки ТСЖ должен обязательно содержать следующие данные:
Акт выступает в качестве конфиденциального типа документации и составляется в двух экземплярах соответственно для заказчика и исполнителя проверки ТСЖ.
Проверка ТСЖ налоговой инспекцией
Хоть ТСЖ – организация некоммерческая, от пополнения государственной казны путем оплаты налогов она не освобождена. В отношении товариществ собственников жилья, как и в отношении любых юридических лиц, могут проводиться плановые и внеплановые проверки (выездные и камеральные) налоговой инспекцией. В ходе их осуществления происходит сверка налоговой отчетности ТСЖ, выявление в ней ошибок и несоответствий, определение ответственности за погрешности или не предоставление бумаг.
Аудиторская проверка ТСЖ
Перед процедурой проведения ревизии все члены ТСЖ уведомляются об этом. Любое лицо, заинтересованное в аудиторской проверке и инициировавшее ее, обязуется пройти следующие мероприятия:
Порядки и прочие нюансы проведения общего собрания товарищества собственников жилья отображены в действующем законодательстве – ст. 145, 146 ЖК РФ.
Стоимость аудиторской проверки ТСЖ
Конкретных тарифов по стоимости аудиторских услуг ТСЖ в законодательстве и в каком-либо конкретном регламенте не установлено. Каждая ситуация подлежит индивидуальной оценке и пребывает в зависимости от сложности и объема предполагаемых мероприятий. Традиционно, как показывает практика, размерный показатель вознаграждения, которое просят аудиторы, пребывает в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Немаловажную роль при этом играет срочность осуществления мероприятий и квалификационный уровень эксперта.
Проверка ТСЖ жилищной инспекцией
Государственная жилищная инспекция представляет собой самостоятельно функционирующее структурное подразделение системы органов исполнительной власти. Цель ее существования – полноценный и всесторонний контроль соблюдения и обеспечения прав и интересов граждан в ходе предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.
В отношении ТСЖ ЖИ обладает обширным перечнем полномочий:
Весь перечень полномочий, которые имеет данная структура, содержится в Постановлении правительства №493 от 11 июня 2013 г.
Плановая проверка ТСЖ муниципального жилищного контроля
В ФЗ№93 от 25.06.2012 «О внесении изменения в законодательные акты РФ», связанном с вопросами государственного надзора, введено понятие муниципального жилищного контроля. Под ним принято понимать деятельность местных органов, имеющих полномочия на организацию и осуществление на территории тех или иных образований проверок на предмет соблюдения юридическими лицами норм Жилищного кодекса и иного законодательства. В ст. 4 этого документа описывается порядок осуществления контрольных мер. Основные нормы проведения отражены в ФЗ№294 «О защите прав юридических лиц и ИП» и ст. 20 ЖК РФ.
Внеплановая проверка
Если в Жилищную инспекцию или иной орган поступила информация, требующая проверки в виде обращения или заявления, это говорит о том, что вскоре стартует процесс внеплановых проверочных мероприятий в отношении ТСЖ. Внеплановая проверка ТСЖ может быть осуществлена в следующих ситуациях:
Заранее никаких документов для подготовки к этой процедуре готовить не нужно. Инспектор может запросить лишь некоторые пояснения – дополнительные материалы и сведения. Если в ходе предварительной проверки будут выявлены нарушения, за ними последует проведение внеплановых работ, что прописано в ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 ФЗ №294.
Проверка ТСЖ прокуратурой
Проведение проверочных мероприятий ТСЖ со стороны прокуратуры – крайняя мера, которая имеет место быть после выявленных нарушений. Самое серьезное последствие проведения такой проверки – ликвидация ТСЖ и привлечение его к уголовной, административной ответственности. Согласно ст. 141 ЖК РФ ликвидация ТСЖ осуществляется в рамках порядка, установленного Гражданским кодексом.
На основании ст. 61 ГК РФ ТСЖ подлежит ликвидации со стороны суда при наличии нарушений закона особо грубого характера, которые являются неустранимыми. Прокуроры в ходе обнаружения таких явлений делают обращение в суд с соответствующими исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ.
Когда наступает процедура банкротства ТСЖ?
Банкротство представляет собой одну из форм ликвидации ТСЖ. Право на признание того факта, что товарищество не в состоянии выполнять свои непосредственные обязанности, имеется исключительно у арбитражного суда в ходе проведенного расследования. Временный управляющий анализирует финансово-хозяйственную деятельность, проводит встречи с контрагентами и определяет источник возникновения долга, а затем оформляет отчет, цель которого заключается в выявлении путей улучшения финансового положения. Основная причина наступления банкротства – долги ТСЖ перед РСО и невозможность решения проблемы своими силами и средствами.