Как интересно познакомиться с классом
Одиннадцать игр на знакомство детей в школе
Для знакомства детей во время внеклассных или психолого-развивающих занятий можно использовать дидактические игры. Приводим список таких игр и даем краткие пояснения по их организации. Их можно использовать с детьми с первого класса и старше.
Волшебная кисть
Детям демонстрируется чистый лист бумаги. Затем нужно положить его на стол, посыпать сверху волшебным порошком и смести его волшебной кистью. После этого лист снова показывается ребятам, но теперь на нем проявится какое-то имя (такой эффект получится, если предварительно написать это имя на листе бесцветным клеем или кремом). Когда утихнут восторги детей, учитель предложит встать тем ребятам, которых зовут так же, как написано на листе.
Снежный ком
Дети должны называть свои имена в таком порядке: первый ученик говорит, как его зовут, второй ученик повторяет имя первого и добавляет свое, третий — повторяет предыдущие два имя и называет свои и т.д. Постепенно количество имен увеличивается и детям будет трудно воспроизвести всю цепочку. Поэтому при проведении этой игры рекомендуется использовать индивидуальные таблички с именами каждого ребенка.
Калейдоскоп имен
Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Дети, чье имя начинается с озвученной буквы, должны встать и представиться.
Посылочка
Игра проводится по формуле «хлоп – топ – я – ты». Первый участник произносит: «Хлоп – топ – называет свое имя – называет имя своего одноклассника, которому пересылает право продолжить». Так продолжается до тех пор, пока все участники игры не получат такую «посылочку».
Имя – ассоциация
Дети располагаются по кругу. Каждый по очереди называет свое имя и добавляет слово, с которым он себя ассоциирует. Можно предложить конкретную тему для таких ассоциаций: цвет, цветок, природные явления и т.д.
Веселые задания
Учитель предлагает различные задания, указывая имена тех, кто должен его выполнить. Примеры заданий: Валя и Алеша станцуют польку. Оля и Коля взялись за руки и попрыгали.
Расскажи обо мне
Школьников разделяют на пары и дают 3-5 минут для общения. Дети должны рассказать друг другу о себе. На основе этого разговора каждый составляет короткий рассказ — презентацию о своем товарище.
Давайте познакомимся
Детям предлагается найти в классе своих тезок и объединиться в группы. Для детей, которые имеют редкие имена, создается группа «Ассорти». Далее ребятам необходимо придумать название своей группе и короткую презентацию.
Поменяйтесь местами
Дети должны сидеть в классе за партами. Учитель произносит фразу «Пусть поменяются местами те, кто…». Каждый раз он называет новый признак:
После слов учителя дети, к которым подходит указанная формулировка, должны встать, а потом в произвольном порядке пересесть на места друг друга.
Кто умеет
Для проведения игры нужно подготовить плакат с изображением поля, разделенного на девять квадратов. В каждом квадрате записан вопрос «Кто умеет петь?», «Кто умеет рисовать?» и т.д. Дети получают карточки с изображением такого же поля. Они должны перемещаться по классу и общаться друг с другом, интересуясь ответами на указанные вопросы. По итогам такого опроса школьники записывают фамилии своих одноклассников в соответствующие квадратики. В завершение игры проводится обсуждение полученных результатов.
Откроем сердца друг другу
Детям раздаются шаблоны сердечек. Каждый должен написать на нем свое имя и опустить в шкатулку или шляпу, которую держит ведущий. После этого учитель идет по кругу, и каждый ребенок достает любое сердечко наугад. Прочитав имя, школьник должен назвать качество характера одноклассника, которого он назвал, и отдать ему сердечко.
Успешно проведенный процесс знакомства ребят в классе служит началом формирования детского коллектива. Это является основой активного общения между одноклассниками, установления прочных контактов, налаживания коммуникативных связей.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Как провести урок-знакомство в новом классе
Главная страница » Лайфхаки » Учителю » Как провести урок-знакомство в новом классе
Содержание статьи:
Легендарная Коко Шанель говорила: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». И она, безусловно, была права. Первое впечатление играет огромную роль в жизни, и урок-знакомство в школе не исключение. При знакомстве с классом учитель, как опытный спикер или талантливый актер, должен уметь держать внимание класса, и заинтересовать детей с первых минут знакомства, иначе они (особенно подростки) подсознательно будут воспринимать педагога как человека малоинтересного и незначительного. От первого урока может зависеть вся дальнейшая работа с классом.
Как сделать знакомство в новом классе интересным и эффективным?
Для начала отодвиньте в сторону классный журнал. Знакомство с классом по журналу – самый неэффективный вариант. Все фамилии и лица запомнить невозможно, а зрительный контакт с классом будет потерян. Знакомство с классом начинается с самопрезентации учителя. Фамилию имя и отчество необходимо написать на доске и вкратце рассказать о себе, за основу возьмите простые, но раскрывающие вас как человека фразы:
Когда я училась в школе, мне нравились ___________________________.
Предмет, который я преподаю, нравится мне, потому что _________________.
В свободное время я увлекаюсь _________________________.
Попросите учеников рассказать о соседях по парте: об их увлечениях, особенностях характера, успеваемости по вашему предмету, или пусть каждый ученик расскажет о себе по вашему же плану. Равные условия самопрезентации помогут вызвать доверие.
Начало предложений в целях экономии времени лучше написать на доске:
Меня зовут ________________________.
Мои любимые школьные предметы – _________________________.
Ваш предмет мне нравится/не нравится, потому что _____________________________.
В свободное время я увлекаюсь __________________________________.
Знакомство в новом классе может иметь и другой вариант. Например, с помощью анкеты, рассказывающей о самом-самом класса. Ученики сами определяют уникальных и интересных учеников, исходя из качеств, написанных на доске:
Список качеств можно продолжать бесконечно.
Урок-знакомство в школе можно провести и в форме классного часа, выбрав тему, интересную детям, например «Мои увлечения». Начните со своих увлечений. Честно рассказав о себе и своих хобби, вы сподвигните детей к откровенным рассказам о себе и своих любимых занятиях. Проведение такого классного часа может занять два урока, особенно если дети захотят принести свои фотографии, поделки, грамоты. Не жалейте времени, такое знакомство поможет вам увидеть друг в друге не только учителя и учеников, но и интересных, увлеченных людей.
Как провести знакомство в младших классах?
Например, можно задать вопросы, если дети отвечают на вопрос утвердительно, они поднимают руки.
Вопросов можно задать много, но следите за реакцией детей, если они устали, переключайтесь на другое.
Игра «Калейдоскоп имен» тоже нравится детям. Провести знакомство можно с ее помощью. Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а ученики, чьи имена начинаются с этой буквы, встают и называют свое имя.
«Поменяйтесь местами те, кто _______».
Успешно проведенное знакомство в новом классе будет способствовать сплочению коллектива, установлению прочных дружеских контактов.
Завершить знакомство с классом следует, сообщив о своих условиях, например, о количестве тетрадей, которые потребуются, ручек с цветной пастой, маркерах и т.п.
Запомнить все имена, особенно в многочисленном классе невозможно, попросите родителей сделать бейджики с именами детей, это поможет вам быстрее запомнить все имена и избавит от неловких ситуаций.
Дидактор
педагогическая практика
Как знакомиться с классом?
Судя по статистике, большой интерес читателей Дидактора вызвала статья «Техника педагогического общения». В ней сообщалось о нескольких приёмах данной техники. Хотелось бы конкретизировать один из важнейших аспектов: ЗНАКОМСТВО С КЛАССОМ.
Как правило, проводимые тренинги и мастер-классы об искусстве первого впечатления касаются несколько иных сфер: прежде всего, делового общения.
Конечно, и там можно найти много полезных рекомендаций. Однако мы должны считаться со спецификой педагогического общения, с возрастными особенностями детей.
Учитель, не сумевший произвести правильное впечатление в первые минуты знакомства с классом, на подсознательном уровне вносится учениками в список скучных и малоинтересных для них взрослых людей. Изменить это, разумеется, можно. Но придётся приложить для этого массу усилий. А может быть и не удастся.
У ребят уже выработается на вас стойкий стереотип, и даже обидная кличка, о которой можете и не знать.
Первый урок во многом предопределяет дальнейшую вашу работу в этом классе.
В упоминавшейся статье кратко сообщалось об эффективном приёме знакомства с классом:
вместо банального, скучного и совершенно бесполезного знакомства по журналу, попросите класс представиться.
Рассмотрим более детально различные варианты ЗНАКОМСТВА С КЛАССОМ.
Первый вариант.
Пусть каждый ученик расскажет о своём соседе по парте. Чем он выделяется среди одноклассников, чем увлекается. Как успевает по вашему предмету.
Уберите классный журнал в сторону. Все равно вы не запомните абсолютное большинство фамилий. Кроме того, вы потеряете зрительный контакт с классом. А он очень важен при первой встрече.
Неправильными действиями вы заложите первые кирпичики в стену непонимания и недоверия.
Второй вариант.
Пусть каждый ученик проведёт свою мини-презентацию. Для того, чтобы облегчить им самопредставление, напишите на доске или высветите на экране начало нескольких предложений:
Такой небольшой шаблон не только облегчит ребятам изложить суть, но и поможет сэкономить время, поставит всех в равные условия.
И, конечно, знакомство с классом необходимо начать с представления себя.
Четко произнесите, а лучше напишите на доске или воспроизведите на экране фамилию, имя и отчество.
Первый вариант.
Кратко расскажите о себе. Хорошо если по той же форме, какую вы предложили детям:
Равные условия представления дадут первые ростки доверия к вам.
Не стесняйтесь сказать о своих заслугах, наградах, достижениях. Пусть даже не связанных с Вашим предметом.
Второй вариант.
Предложите ребятам составить краткий рассказ о вас. Для этого напишите на доске несколько ключевых слов, которые характеризуют вас. Вовсе не обязательно очень строго. Можно немного пошутить. Ведь волнуетесь не только вы при первой встрече, но и ребята:
У каждого из учеников может сложиться свой рассказ. Но общее понимание будет одно:
Вы родом из Молдавии. Ваша профессия — учитель истории. У вас есть дети (вы любите детей). Вы увлекаетесь волейболом. Ваша любимая еда — творог со сметаной.
Заслушайте несколько рассказов. Прокомментируйте их. Дополните при необходимости. Какое-то из ключевых слов (в данном случае Бендерская крепость) может вызвать недоумение учеников. А значит и повышенное внимание. Возможно они предложат свои варианты, далёкие от действительности. Но в любом случае сохранится интрига. Резюмируя, вы можете прокомментировать: «Я — автор книги о Бендерской крепости».
Если вы не совсем уверены в классе, то второй вариант можно провести после знакомства с классом, когда первые барьеры недоверия уйдут. Но даже в таком случае в начале урока необходимо сообщить имя и отчество.
В завершении ЗНАКОМСТВА С КЛАССОМ следует кратко сообщить о некоторых своих условиях.
К примеру, каждому завести рабочую тетрадь, брать на урок фломастеры (атлас, контурные карты и т.п.).
Чего НЕЛЬЗЯ делать при первой встрече с классом?
Даже доверительное педагогическое общение требует соблюдение дистанции. И, разумеется, если вы получили карт-бланш при первой встрече, то есть почувствовали, что вам удалось произвести более чем положительное ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ на учеников, то в дальнейшем постарайтесь закрепить успех.
Если у учеников наступит в дальнейшем разочарование в учителе, то последний надолго попадёт в их «чёрный список».
«Здравствуйте, я – ваша учительница!», или Как познакомиться с новыми учениками
1 сентября многие классные руководители познакомятся со своим новым классом. Каким образом провести первый урок так, чтобы знакомство действительно состоялось, оставив положительные впечатления и у вас, и у ваших учеников? Для начала нелишним будет представиться, а также написать свои ФИО на доске — это поможет ребятам быстрее запомнить, как Вас зовут. А что делать потом.
На первом уроке или классном часе раздайте ребятам анкету. Пусть они напишут вам о том, что считают нужным, а также укажут те данные, которые вы должны будете занести в журнал. Я распечатываю анкеты, а после заполнения складываю их в портфолио класса.
Примерные вопросы анкеты:
Способ 2. Самый-самый нашего класса
Это – тоже своеобразный вариант анкеты, однако тут ребята уже сами решают, кто и в каких сферах в их классе является уникальным и непревзойденным. На доске – перечень качеств:
Номинаций, в которых ребята могут оказаться «самыми» – множество, их можно дополнять на свое усмотрение.
Способ 3. Классный час «Мои увлечения»
Проводим путешествие в мир увлечений. Начните с себя. Постарайтесь честно рассказать ребятам о том, как вы себя видите в мире и чем живете. И тогда они тоже честно расскажут о своем внутреннем мире. Возможно, одного урока не хватит, чтобы всем высказаться, тогда займите два. Пусть ребята принесут свои поделки, фотографии… Вы сами удивитесь, насколько порой талантливы те, из кого на уроке клещами не вытянуть и пары слов!
Учителя они в вас увидят обязательно – придется! Главное, чтобы они видели в вас человека… и тогда многие проблемы станут незаметнее.
Я, например, всегда рассказываю ребятам о своем увлечении волонтерской деятельностью и помощи бездомным животным, заканчивая произведением Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
Способ 4. Игровая форма
Знакомство в 1 — 5 классах можно начать с шуточной игры. Учитель здоровается с группой учеников, объединяя их по какому-то признаку, либо задавая вопросы, а они ему машут руками, если согласны:
Вопросов может быть множество – в зависимости от вашей фантазии. Главное здесь – вовремя перейти на другой вид деятельности, если видите, что занятие грозит утомить ребят.
Способ 5. По секрету всему свету…
Учитель предлагает ученикам рассказать о себе по следующему плану
И последнее. Запомнить имена ребят, особенно сначала, бывает сложно. Поэтому предложите родителям купить бейджики, на которых будут записаны их имена. Это значительно облегчит работу в вашем классе и вам, и другим учителям-предметникам! А бейджики потом пригодятся. Например, при дежурстве по школе в дальнейшем.
Удачного учебного года, коллеги!
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
5 игр и советы для учителя: как познакомиться с учениками и подружить класс
Знакомство с классом — важный этап как для школьников, так и для учителей. И первым, и вторым, как правило, хочется, чтобы атмосфера в новом коллективе была дружеская и безопасная. Что для этого может сделать педагог? Школьный психолог, куратор класса и методист лагерных смен Марина Быкова предлагает провести тематический классный час или даже пикник.
Как и о чем говорить с детьми
Классный руководитель — новый значимый человек в жизни школьника любого возраста. Естественно, ученикам в первые дни интересно узнать буквально всё о жизни учителя. Заранее подумайте, что вы готовы рассказать детям. Ребята быстро найдут все ваши соцсети, поэтому важно решить заранее, что из написанного и опубликованного там вы можете показать детям, а что лучше не стоит. Это совсем не значит, что весь ваш контент теперь должен быть ориентирован только на детей. Но если есть сомнения — проще создать закрытый аккаунт, чем потом объяснять (в том числе и родителям) каждое свое слово и действие.
Стоит отметить, что младшие и старшие школьники по-разному воспринимают новую информацию, особенно ту, которая их напрямую не касается. Первоклассник может через неделю забыть, что у вас, скажем, есть домашнее животное. И искренне удивиться, снова услышав об этом. Ученики средней школы и особенно старшеклассники, напротив, ничего не забывают. А при случае могут и уцепиться за какие-то факты. Так что не стоит при детях вдаваться в вопросы вероисповедания, политики, обсуждать другие спорные или слишком личные темы.
Важно дать понять детям (да и себе в том числе), что учитель — обычный человек, которого можно встретить на улице уставшим, который тоже ходит в магазин (и даже может покупать алкоголь или нижнее белье), который может себя плохо чувствовать. Так же, как и родители ваших учеников. На работе можно быть строгим начальством, но дома все иногда ходят в халате.
Как расставить границы
Главное правило — не пытаться обороняться от детей сразу, по умолчанию (они едва ли просто так решат посягнуть на вашу территорию), а самому вести себя в границах.
Рассказывать о своих хобби, интересах, делиться событиями из личной жизни учителю можно и нужно. Но в рамках профессиональной этики. При этом важно понимать: учитель — не друг. И рассказывать детям о себе слишком много и подробно тоже не стоит. Главные в классе все-таки дети, и важнее концентрироваться на их интересах, а не постоянно говорить о себе и своей жизни.
Не стоит также подробно расспрашивать детей про семью и особенно про её состав, достаток и так далее.
Вам должен быть важен сам ребенок, его интересы, а не его родители
Уделите время объяснению своих функций. В идеале классный руководитель — проводник между учениками, родителями и другими учителями. Объясните, как вам будет комфортно общаться с учениками: для чего нужны общие чаты, в какое время в них лучше писать, по каким вопросам можно обращаться даже поздно вечером или в выходные.
Расскажите, чего вы ожидаете от нового учебного года: какие планируете мероприятия и классные часы, на что стоит делать упор в учебе и чем вы можете помочь в разных ситуациях.
Как провести урок-знакомство
По времени личное предисловие и рассказ о правилах жизни в классе не должен занимать больше четверти от всего первого урока. Иначе дети потеряют интерес и перестанут вас слушать. Дальше еще примерно половину времени урока можно уделить игровым практикам (это работает не только с учениками начальной школы!).
При выборе игр обращайте внимание на те, что направлены на знакомство. Важно, чтобы в них участвовали всех ученики, но при этом не требовалось слишком личного контакта (как физического, так и, скажем, каких-то откровенных вопросов).
Помните, что младшие и средние школьники любят активность и творчество, а старшим больше подходят задания со сложными правилами и общением. Кроме того, учитель должен быть готов сам принимать участие во всех заданиях, иногда как судья, а иногда и как игрок. Не ждите, особенно от старшеклассников, что они заинтересуются игрой, если видят безучастного взрослого.
После этого еще четверть классного времени стоит потратить на рефлексию: что мы делали и зачем, чем это поможет в нашей школьной жизни, хотим ли мы периодически повторять такие встречи. Если хотя бы половина учеников из класса принимала в этом активное участие и осталась довольна — задача выполнена.
Игры и задания для первого классного часа
Всем участникам раздают карточки, для каждой из которых есть только одна парная (можно использовать картинки из игр вроде мемо или просто разноцветные бумажки). Задача — как можно быстрее найти своего напарника и узнать его имя. Для более старшего возраста усложнение — нарисовать на карточках фигуры (или животных) и искать напарника без слов, с помощью пантомимы.
2. Найди лягушку (кошку, охотника, преступника…)
Игра, которая с первого взгляда не имеет никакого смысла, на самом деле направлена на установление позитивной атмосферы и расслабление. Участники стоят в кругу, ведущий стоит в центре. Другой ведущий (первый не знает, кто он) подает условный сигнал стоящим в кругу — подмигивает или показывает язык. Увидевший сигнал игрок выходит из круга или садится на корточки. Задача ведущего — найти того, кто подает сигналы. Для старшеклассников — обязательное участие классного руководителя.
Участники стоят в кругу и должны посчитать от одного и, скажем, до 10 (число выбирается по количеству игроков). Но важно, чтобы дети не договаривались, кто какую цифру произносит. Младшеклассники могут выполнять задание по очереди, просто не перебивая друг друга. Старшие ребята могут попробовать считать не по очереди (не от соседа к соседу), при этом жестами и намеками распределив, кто какую цифру называет. Если, например,
Петя говорит «один», Андрей — «два», Юля «три», но вместе с ней и Аня говорит «три» — значит, правильно распределить цифры не получилось и нужно начать счет заново.
Участники игры стоят в кругу. Ведущий говорит факт о себе, к примеру «мне нравится читать книги». Другой человек, к которому тоже относится этот факт, делает шаг вперед (или поднимает руку) и говорит «мне тоже». К нему переходит роль ведущего. Усложнение для старшеклассников: длинный общий рассказ с фразой «это напомнило мне, что». Ведущий начинает историю «однажды я полетел в путешествие в Европу», другой продолжает «Это напомнило мне, как я был на море» и так далее.
Лучше всего в группе работают правила, придуманные самой группой. Обсудите с детьми, что им важно в отношениях друг с другом, как они могут помогать друг другу. Сюда не относятся любые финансовые отношения вроде «отмечать каждый день рождения пятью тортами». Для этого задания можно выделить дополнительное время и сделать красивый плакат с общими руками. Для старшеклассников добавьте намерения на год или точку, к которой все хотят прийти к концу учебы в школе.
Иллюстрация: Shutterstock / Sketched Images