Как интересно проверить читательский дневник
Читательский дневник: как завести, заполнять, оформлять
Обновлено: 19 Апреля 2021
Самый простой способ не забыть, о чем была только что прочитанная книга — записать основные факты о ней. Это удобно делать в читательском дневнике. Особенно он пригодится школьникам и студентам.
Что такое читательский дневник
Так называется конспект, в который записывают информацию о прочитанной книге. Это может быть:
В зависимости от поставленной задачи или предпочтений владельца, дневник будет содержать записи о художественной, научно-популярной или специализированной литературе.
Формы дневника
Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:
Бумажный
Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.
Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.
Электронный
Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:
Как сделать читательский дневник
В зависимости от поставленной цели возможны следующие варианты:
Как вести и заполнять дневник
В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:
Для художественных произведений дополнительно указываются:
Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:
Оформление читательского дневника
При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.
Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.
Образец, который можно использовать при заполнении:
Начните вести электронный или бумажный дневник, записывая в него впечатления от прочитанного и понравившиеся цитаты из книг. А если литература отнимает все свободное время, обращайтесь за помощью в учебе к специалистам ФениксХелп. Авторы помогут написать и правильно оформить любую учебную работу.
Методика работы с Читательским дневником учащихся 1-4 классы
Овчинникова Ирина Анатольевна
г. Владивосток МБОУ «СОШ №35»
учитель начальных классов УМК «Школа России»
Описание методики работы с Читательским дневником.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Одним из инструментов формирования таких умений является Читательский дневник учащегося, используемый как в классной работе, так и внеклассной.
Что такое Читательский дневник для меня, как учителя?
Прежде всего, это инструмент, с помощью которого я решаю многие задачи по литературному чтению, развитию речи учащихся, развивая грамотного вдумчивого читателя. Также, это форма работы по внеклассному чтению. Иногда – это разновидность домашнего задания.
Что такое читательский дневник для учащегося?
Это красивая тетрадка, в которую ребенок заносит свои мысли о прочитанном произведении. Это место для творчества ребенка. Но на самом деле, работа с Читательским дневником поможет ребенку сформироваться как Читатель.
Задачи читательского дневника
Приучает к чтению. Систематическая работа по ведению Дневника привьёт позитивное отношение к книге, как способу получения интересной информации. сформирует интерес ученика к чтению.
Расширяет кругозор. Работа построена на базе интересного внешкольного материала для чтения.
Формирует читательскую грамотность. Регулярная работа с Читательским дневником помогает в формировании информационной компетентности.
Реализует идею «Учение с увлечением». Работа «чтение по списку» способна увлечь детей, вызвать в них дух соперничества, развить их индивидуальность.
Этапы работы с Читательским дневником.
Начинаю работу с читательским дневником с конца 1 класса.
Получая список литературы на лето, ребятам предлагается фиксировать прочитанный материал по заданной мной схеме. Для этого я прошу ребят завести особую « самую красивую толстенькую тетрадку » (тут у многих появляется блеск, азарт, предвосхищение в глазах!) и принести её на один из последующих уроков чтения.
С родителями на собрании мы договорились, что у ребенка будет возможность сходить в магазин вместе с родителями и у него будет возможность выбрать САМОМУ для себя САМУЮ КРАСИВУЮ толстую тетрадку. Для первоклассника письменные работы сопряжены с определенными трудностями, Не все ребята еще владеют письменной речью настолько, чтобы с легкостью сформулировать, а еще и записать свои мысли на бумаге. Поэтому, красивая тетрадка была для них своеобразным «якорьком», который манил своей красотой и желанием в ней поработать.
Затем на уроке мы совместно чертим таблицу, в которую предстоит заносить свои результаты. Ребята получают подробный инструктаж о её заполнении. Для закрепления мы совместно заполняем таблицу по результатам последнего прочитанного произведения в 1 классе.
Чему учит произведение?
В 3 классе (я ввела со 2 полугодия) таблица чуть видоизменяется:
Главные герои, краткая характеристика
Чему учит произведение
Моё отношение к произведению
Подведение итогов «Летнего чтения»
Ну вот подошло к концу лето. Все по-разному «строили свои отношения» с Читательским дневником. Кто – то регулярно, ответственно бегал в библиотеку, почитывая книги по списку. Были и такие, то вспомнил о списке только в августе и начал со скоростью света читать книги и по ночам (было и такое!) строчить свои отзывы…
Пришло время подводить результаты. Здесь у меня есть несколько традиционных моментов
На первом этапе работы с Дневником (начало 2 класса) я оцениваю правильность выполнения работ и ставлю только положительные отметки – работа с Читательским дневником должна доставлять учащимся только положительные эмоции. Если меня очень порадовала работа ребенка, его творчество и «подход» к делу, я могу оставить письменный комментарий, слова поддержки, восхищения в Дневнике ребенка.
Начиная с третьего класса, я ставлю отметки «3», «4» и «5» за определенные виды работы. При этом критерии отметки оговорены заранее с ребятами.
На одном из первых уроков Литературного чтения я делаю анализ работ, выделяя наиболее удачные моменты работы с Дневником.
Поощрение и награждение (индивидуальное оценивание)
По итогам работы ребята получают грамоты и памятные подарки (обычно это книги) в следующих номинациях:
— Самый активный читатель (оценивается количество качественных отзывов на прочитанные произведения) 1,2,3 места
— Самый «яркий» дневник (эстетичность, творческий «подход» к работе)
— «Мастер отзывов» (качество оставленных отзывов)
Проведение литературной викторины.
По прочитанным ребятами произведениям проводится литературная викторина, в которой ребята с удовольствием участвуют и могут продемонстрировать свои знания литературных текстов.
Работа с Читательским дневником, как форма внеклассного чтения.
Данный вид работы «родился» у меня сравнительно недавно, когда мои «нынешние ребята» перешли в третий класс. Стало понятно, что их умения заметно «подросли» и стал немного падать интерес к данному виду работы. Некоторые ребятки приготовились «закинуть свои Читательские Дневники на полку до…следующего лета»
Кстати, тогда же и родилась идея создания стенгазеты «Книги, которые мы читаем», где каждый (в том числе и я, наши учителя предметники) смогли поделиться своими впечатлениями о прочитанных \ читаемых книгах.
Тогда то и родился еще один способ применения Читательского дневника.
Не секрет, что в конце каждой части УМК по литературному чтению по программе «Школа России» имеется список литературы, рекомендуемой к прочтению. Таким образом, закончив очередной Тематический Раздел, ребятам рекомендуется к прочтению на выбор любое произведение из данного списка, подходящее к данному разделу. А «обратной связью» для меня будут… оформленные странички в Читательском Дневнике. Этот вид работы подлежит оцениванию. Критерием для оцениванием будут:
Соответствие выбранного произведения данному разделу.
Грамотное заполнение граф дневника, умение выделять главное в произведении (Чему учит рассказ)
Конечным результатом будет колонка отметок в журнале, в конце каждого раздела по чтению за внеклассную работу.
Работа над списком литературы для летнего чтения
Последние годы столкнулась с проблемой создания списка для чтения.
Единого списка нет. Изучила многие списки, «сайты», рекомендации. Каждый учитель пользуется своими вариантами списков.
Беседуя с ребятами, оказывается, что тот «традиционный, классический » список книг, рекомендуемый многими интернет – сайтами, школьными порталами не всегда интересен для ребят, хотя, безусловно, в него входят разные по плану и содержанию важные и нужные произведения.
Последние годы стала обращаться за помощью к сотрудникам нашей районной библиотеки (к сожалению, школьная библиотека не имеет возможности пополнять свой фонд новой художественной литературой…). Совместно с библиотекарями мы создаем список книг для чтения на лето, учитывая все его «каноны» и дополняя теми интересными новинками, которые есть в нашей библиотеке. (приложение 1)
Список получился очень обширным. Это сделано специально для того, чтобы у ребенка был выбор произведений по интересу. Ребятам заранее говорится, что: « ВСЕ произведения читать НЕ НАДО! Но если вам понравились былины (например), то вы можете их все прочесть. То-же самое можно сделать и с мифами…и любым другим разделом. Но обязательно надо познакомиться с произведениями из каждого раздела, для того, чтобы становиться грамотным читателем, образованным и интересным собеседником…» С таким напутствием я отправляю своих учеников на лето. На итоговом родительском собрании также разъясняю актуальность, важность данной работы детьми и необходимости «незаметной »помощи со стороны родителей.
Хочется обратить внимание на раздел литературы для семейного чтения в данном списке. На каждом родительском собрании, начиная с 1 класса, я твержу родителям одно: «Каждый ребенок имеет право на чтение книжки на ночь!» Так вот данную рубрику я сделала специально для этих целей. Здесь я преследовала следующие цели:
— расширение кругозора ребенка через знакомство с «жемчужинами» всемирного литературного наследия
— сближение, душевное единение родителей и ребёнка в процессе чтения. (очень большая занятость современных родителей рождает нехватку времени на общение с детьми, отсутствие «добрых семейных традиций»)
Уверена, что обязательно кто-нибудь воспользуется этим шансом и где-то появится новая семейная традиция…
Подводя итоги, хочется сказать, что моя работа с Читательским Дневником находится в постоянном «развитии». Вопрос участия в конкурсе решился в один момент: работа ведется – почему не поделиться опытом? Буду очень рада познакомиться с опытом моих коллег, как более опытных, так и молодых специалистов. Надеюсь, что формат конкурса позволит нам это сделать.
Убеждена, что со временем появятся еще новые идеи работы. Но можно с уверенностью сказать, что те задачи, которые я ставила для себя в «начале пути» реализуются, достигаются в разной степени для каждого учащегося. А это тоже результат!
Форма читательского дневника
Как вести читательский дневник: правила заполнения и оформления
Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.
Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.
Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.
Зачем нужен читательский дневник
Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.
Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.
Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.
Как выглядит читательский дневник
Вести читательский дневник можно в разных формах:
На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.
Как писать читательский дневник
План читательского дневника состоит из следующих пунктов:
С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».
Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Проблематика
Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.
Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.
Отзыв для читательского дневника
Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.
Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.
Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти
Правила заполнения читательского дневника
Как оформить читательский дневник
Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.
Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.
Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.
Причины, чтобы сделать читательский дневник
Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:
Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.