Как интересно провести уроки истории
Как интересно провести урок истории в школе
Сделать уроки истории в школе не только познавательными, но и занимательными, можно имея в своём арсенале несколько нехитрых педагогических приёмов.
История в 5-6 классах
Для учеников 5-6 классов предмет истории похож на сказку, и именно на этом этапе учебного процесса необходимо заинтересовать детей. Дисциплина прямо зависит от интереса учащихся к предмету. Начните урок с объявления темы и дайте красочное описание эпохи, в которую входит данная тема. Подготовьте несколько интересных фактов, возможно из художественной литературы или кинематографа, чтобы увлечь детей новой темой урока.
Объяснение нового материала чередуйте с письменными заданиями, которые позволят держать инициативу в ваших руках. Но обычно, в середине урока внимание детей 11-13 лет ослабевает и на этот момент у вас должен быть приготовлен своеобразный сюрприз: интересная история по теме, историческая сенсация, экспромт – инсценировка, какого-то события изучаемой эпохи или просмотр видеоматериала, можно посмотреть документальные фильмы онлайн. Это будет той кульминацией, которая позволит вам удерживать внимание учащихся до конца урока и станет эффективной формой закрепления изученного материала.
История в 7-9 классах
Ученики 7-9 классов – это наиболее сложная аудитория и здесь нужны свои особые приемы. В таком возрасте учащимся целесообразнее сразу предлагать вопросы для повторения, а наиболее активным ребятам лучше давать письменные задания, состоящие из блоков разной степени сложности. Задания должны быть индивидуальными и интересными для исполнения, и обязательно должны оцениваться учителем. Это стимулирует внимание учеников.
Изложение нового материала должно перемежаться с краткими записями основных положений урока, демонстрацией видеоматериалов и краткими дискуссиями на различные темы, соответствующие изучаемому материалу. Вовлечение подростков в дискуссии по новому материалу, дает возможность реализовать свойственное подростковому возрасту стремление к спорам и установлению истины. Вам остается только руководить дискуссией, а подростки будут сами стремиться соблюдать дисциплину на уроках, даже когда план вашего урока изменился.
История в 10-11 классах
С учениками 10 – 11 классов методы должны быть более демократичными и более деловыми. Если ваши уроки будут проходить в форме диалога, успех в изучении материала будет вам обеспечен. Опросы лучше проводить в форме политических дискуссий, ролевых исторических процессов, викторин, где ваша роль является корректирующей и направляющей.
Новый материал лучше изучать, используя примеры из жизни, давая возможность ученикам высказать свое мнение по разным вопросам, поощряя дополнения по теме урока. Не требуйте в такие моменты поднимать руку для ответа, создайте атмосферу дружеской беседы, не позволяя, конечно, перебивать друг друга или повышать голос. Атмосфера дружеской беседы с интересными гипотезами и цивилизованными спорами поможет сделать ваши уроки интересными и эффективными как для вас, так и для ваших учеников. Но и с вашей стороны не должно быть оскорблений, криков и уж тем более унижений. Уважение и терпение к личности каждого ученика – это залог успеха учителя.
Нетрадиционный урок истории
Существует большое количество вариантов занимательных уроков по истории: урок-игра, урок-викторина, «суд истории», исторический диспут, урок-экскурсия и другие. Остановлюсь лишь на некоторых из них, имеющих наибольшее применение в практике обучения 5-11 классов.
Например, урок-викторина. Подготовку такого урока можно начать заранее, предложив ребятам несколько интересных и обширных тем на выбор. Можно разбить всех учеников класса на 3-4 группы. Для подготовки дается, как правило, неделя, в течение которой дети могут уточнять тему или возникшие в связи с подготовкой вопросы.
Учитель готовит интересные вопросы и задания. Перед началом урока желательно сгруппировать посадочные места так, чтобы между группами было небольшое расстояние, и дети не мешали друг другу в процессе урока.
В зависимости от сложности и обширности материала, по желанию учителя можно позволить пользоваться ребятам определённой справочной или специальной, но не учебной литературой. Это сэкономит время для поиска верного ответа на сложные вопросы и поможет закрепить навыки работы со справочным материалом. К тому же, вы не должны волноваться по этому поводу. Всё вполне логично и законно: тот, кто не готовился к уроку, не сможет за короткий промежуток времени найти и обосновать правильный ответ. А время для продумывания ответов должно быть оптимальным.
По собственному опыту могу сказать, что лучше давать каждой группе школьников возможность ответить поочерёдно. И лишь в случае неправильного ответа данной группы, предоставить возможность ответить другим группам на скорость.
Оценивая качество и правильность ответов, вы должны распределить соответственно баллы: простой правильный ответ – 1 балл, половина правильного ответа – 0,5 балла и правильный ответ с интересным дополнением – 1,5 балла. Колонки с баллами обычно пишут на доске с указанием номеров или названий групп. Все критерии оценок ответов и последующих отметок в журнале оговариваются в начале урока, чтобы вызвать у учащихся заинтересованность в получении хорошего результата. Кроме того, они должны знать, что общую оценку получает в журнал вся команда, поэтому работать должны все без исключения.
Обычно такие уроки-викторины проводятся как заключительные по обширным темам или даже разделам и обобщают полученные школьниками знания на уроках.
Другой вид занимательного урока, о котором хотелось бы рассказать,- это «суд истории». Для него тоже потребуется определённое время, чтобы ребята смогли хорошо подготовиться и найти дополнительный материал.
Учитель выбирает несколько наиболее ярких исторических личностей, можно разных исторических периодов (например, русские цари династии Романовых или руководители СССР от Ленина до Горбачёва) и по желанию школьников предлагает нескольким из них сыграть эти роли «на суде истории».
Ребята должны хорошо владеть материалом, чтобы отвечать на вопросы остальных учеников во время «процесса». Они должны уметь быстро ориентироваться в информации и уметь логично объяснять тот или иной исторический факт, поэтому на такие роли обычно выбирают школьников, имеющих большой запас знаний и интересующихся историей более глубоко, чем остальные ребята.
История со смыслом
История — приближенный к нашей повседневной жизни предмет, и при этом (а возможно и поэтому) остаётся одним из самых сложных для преподавания в школах. Учителя истории рассказывают, как они оживляют свой предмет.
Очень часто дети на уроках истории скучают и стараются запомнить какие-то отдельные имена и даты, но никак не могут научиться понимать связи между событиями и пользоваться понятиями и смыслами истории. Дети заучивают очень много информации, но им не дают понимания того, что с ней потом делать.
О том, как этого избежать, и о своих подходах к преподаванию этого сложного предмета рассказывают учителя Школы Сотрудничества.
История — это не предмет о мёртвых вещах
Читайте также :
Упрощение истории — к кучке фактов, к однозначности мнений, к написанному в учебнике — опасно. По-настоящему образованный человек — это тот, кто умеет ориентироваться в прошлом своей страны, понимает культурный код и его предпосылки, умеет критически его осмыслять.
В линейном преподавании предмета история представляется описанием того, что уже давно мертво — ушедших эпох, прошедших событий, людей и стран, которых давно не существует.
Поэтому на своих уроках я стараюсь помочь ученикам «прочувствовать» историю, оживить её с помощью эмоций, звуков и образов.
По каждой теме я стараюсь подобрать дополнительные материалы, придумать специальные задания. Например, какие-то времена и события помогают лучше прочувствовать художественные книги. Где-то оказываются полезны исторические песни, картины.
Срабатывает ключевой принцип сторителлинга — я не рассказываю, не перечисляю то, что произошло когда-то давно, а показываю, помогаю ощутить, примерить ситуацию на себя.
Дети привыкли преимущественно работать с текстами как с носителями исторической памяти. На звуки, например, они реагируют совершенно по-особенному и переживают разные эмоции — удивление, восторг, возмущение. В таком методе не может быть «уравниловки» — все воспринимают материал по-своему, и это позволяет им формировать своё мнение, иногда даже не соглашаться с автором. История из предмета о мёртвых вещах превращается в живую сущность.
История — это квест
Читайте также :
У учителя и учащихся могут быть разные интересы. Дети могут воспринимать получение новых знаний не как привилегию, а как тяжкое бремя или очередную услугу. Если урок становится скучным и типичным, интерес со стороны учащегося автоматически снижается. Поэтому учитель, который в первую очередь заботится о качестве образования учеников, должен найти новые нестандартные подходы к организации урока.
Новые и (главное) рабочие образовательные практики рождаются только при условии понимания этого столкновения интересов, а не вопреки ему.
Геймификация — один из трендов, с которым дети сталкиваются за пределами школы постоянно. Одновременно это и очень удачная учебная методика, если её правильно использовать. С помощью игровых технологий учитель может вовлечь в процесс всех учеников класса, которые, в свою очередь, не только показывают знания предмета, но и развивают социально-психологические способности. Образовательные квесты — хорошее решение.
Чтобы мотивировать детей, нужно поставить им цель, актуальную для игрового мира, а не для реального. Поэтому задачи образовательного квеста часто повторяют стандартные формулировки игр: «Спасти кого-то», «Восстановить что-то глобальное», а не «Выучить», «Прочитать». Понимая цель, дети могут сами распределить роли внутри игровой ситуации. Задача учителя — придумать интересные роли, в рамках которых дети будут взаимодействовать друг с другом.
Урок-квест — это погружение в историческое пространство. Сменив позицию с внешней (наблюдатель) на внутреннюю (соучастник), дети иначе соотносятся с материалом, он становится не просто абстракцией, а частью их жизни и опыта. В свою очередь учитель может включить в сюжет квеста все необходимые «предметные» требования.
Кстати, уроки-квесты можно проводить не только в учебном классе, но и «в поле» — в музеях, усадьбах. Похожие механизмы работают в других типах упражнений — например, исторические загадки и головоломки тоже помогают разнообразить занятия.
Вот пример сценария такого квеста: ученикам нужно помочь Дмитрию Ивановичу, будущему Донскому, отразить поход Мамая на Москву.
Сначала они вместе с учителем изучают предпосылки похода. Потом в ходе игры они попадают в разные ситуации, которые озвучивает учитель: например, союз Мамая с Ягайло или необходимость патриотического воодушевления русского войска, и выбирают, как эти ситуации разрешить. То же самое происходит и во время самой Куликовской битвы.
Все сценарии можно дополнить визуальными материалами: картинами, стихотворениями, историческими источниками. Можно придумывать разные игровые механики — например, дать право «второй жизни» (или более), позволяющее совершить ошибку.
Так ученики не просто изучают победу в Куликовской битве, а готовятся к ней, погружаются в историческую ситуацию и переживают её вместе с Дмитрием Донским — и запоминают намного больше подробностей, чем при простом чтении учебника и выполнении заданий теста.
История — это поиск смысла
История полна смыслов, причём на разных уровнях: от судьбы исторического персонажа до сути исторического эпизода и историософии широкого исторического полотна. В какой-то степени, история — это всегда попытка постичь смысл произошедшего с людьми или (что иногда оказывается даже интереснее), того, что могло случиться, но не случилось.
Читайте также :
Если формулировать задачу учителя-историка так, появляются многочисленные приёмы, которые помогают поднять эту историческую «Атлантиду».
Например, актуализация, сближение рядов. К историческому материалу добавляется неожиданная аналогия с современностью или опытом учеников. Текущую ситуацию можно описать в терминах прошлого или найти в ней общие исторические черты и повторяющиеся паттерны. Такие аналогии можно предложить поискать и самим ученикам — отношение к историческому материалу сразу меняется, ведь он становится актуальным.
Ещё один приём — поэзия. Это очень сильный способ привлечь внимание и создать чёткие образы, которые сразу создадут ассоциации с историческим материалом.
Наконец, «из всех искусств…» и для нас одним из важнейших «…является кино». Мы смотрим фильмы из определенной эпохи или посвященные какому-то событию, оцениваем героев, отмечаем разницу поколений, сравниваем атмосферу, предметы быта, то, как менялся облик города — это одновременно очень интересно и помогает обнаруживать в истории новые смыслы.
Школа Сотрудничества приглашает школьные команды принять участие во Всероссийской олимпиаде ЗУБР — интеллектуальной игре, где нужно разбираться в различных областях и уметь мыслить нестандартно. Заявки принимаются до 16 марта от команд из учеников 8-11 классов.
Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)
Каждый раз, начиная работать с пятиклассниками и видя огонёк интереса в их глазах, я задумываюсь над тем, что мне сделать, чтобы этот огонёк в глазах моих непосед горел как можно дольше… Ведь не секрет, что работать с малышами гораздо сложнее, чем со старшеклассниками хотя бы потому, что постоянно приходится отвечать на их нескончаемые вопросы. А иногда и сдерживать буйную фантазию. А почему, собственно говоря, сдерживать фантазию? Почему бы не повернуть её и бурный темперамент своих воспитанников в “мирное русло”? Ведь ни для кого из педагогов не является секретом, что в возрасте 9-10 лет у детей ещё преобладает наглядно-образное мышление. Именно к этим ученикам, как к никому другому, подходит поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Именно в этом возрасте дети с удовольствием играют, и через игру быстрее и легче усваивают новые знания.
Поэтому, готовясь к каждому уроку, я стараюсь продумать его проведение так, чтобы у детей к концу урока появлялось желание заглянуть дома в учебник и с нетерпением ждать следующей встречи с её величеством Историей.
В последнее время появилось множество разработок игровых уроков. И это замечательно! Например, очень интересным, на мой взгляд, является пособие для учителя М.Л. Несмеловой и А.Ю. Несмелова “Конспекты уроков для учителя истории. История Древнего мира” 2003 года издания. Здесь на каждую тему предлагается два варианта проведения урока. Много игровых уроков, уроков-путешествий, уроков-викторин и т.д. Однако надо помнить, что каждый урок необходимо выстраивать с учётом особенностей данного класса, да и возможностей самого учителя.
Я хотела бы поделиться с молодыми коллегами тем, как я выстраиваю работу с учениками, начиная изучения курса истории.
В пятом классе определённую трудность вызывает работа с понятиями. Начиная курс, я предлагаю ребятам самим попробовать ответить на вопрос: “Что такое история?” Мы говорим о том, что у каждого человека есть собственная история, которая называется “жизнь”. Затем мы выясняем, что из историй отдельных людей складывается история семей, родов, городов, государств и т.д. Таким образом, в процессе рассуждений мы вместе с детьми подходим в выводу о том, что же такое “история” как научное понятие. В процессе нашей беседы я стараюсь говорить как можно меньше, наводя детей на необходимые выводы, поэтому у них складывается мнение, что они это уже знают, и работа с понятием у них не вызывает трудности. Таким же образом мы работаем над понятиями “род”, “родовая община”, “соседская общине”, “племя”, “государство” и т.д.
Работая с хронологией, я использую карточки, на которых дети сами пишут наиболее важные даты для запоминания. На каждом уроке мы проводим “хронологический диктант”. Я прошу детей на называемое мною событие поднять карточку с нужной датой. Поскольку это проходит в игровой форме, то ребята не расценивают мои вопросы как опрос и не боятся. Когда количество дат становится значительным, то мы проводим маленькие “хронологические бои”. Для этого класс делится на группы и им предлагается задавать вопросы друг другу. Та группа, которая задаст наибольшее количество вопросов –дат, получает бонусы, которые в конце урока превращаются в оценки. (Как правило это только хорошие оценки.)
Надо отметить, что к подобным урокам дети готовятся заранее. Этот принцип деления класса на группы (“пятёрки”) впоследствии очень помогает, т.к. я использую его для групповой работы и для подготовки и проведения семинаров в старших класса. С другой стороны, деление класса на группы позволяет объединять сильных учеников с более слабыми, тем самым заставляя и их готовиться к урокам. Более того, каждый ученик при такой работе обязательно должен работать, поскольку от работы каждого зависит результат всей группы.
История Древнего мира является очень интересным курсом. Его изучение сопровождается выполнением различного вида творческих заданий. Например, при изучении первобытного общества, пятиклассникам предлагается составить кроссворд о жизни и занятиях первобытных людей, изготовить поделку, написать рассказ от первого лица и т.д. Начиная изучение истории Древней Греции и Древнего Рима, я предлагаю своим ученикам опережающее задание. Они должны изобразить любой миф (по своему выбору) в виде комиксов и сдать в определённый срок. Для тех, кто совсем не умеет рисовать, предлагается составить коллаж или с кем-то объединиться. Причём эти задания не являются обязательными. С моей точки зрения, ребят не следует заставлять, необходимо поощрять, высказывая уверенность в том, что у них обязательно всё получится и их работы ещё долго будут украшать кабинет. В классе, где я являюсь классным руководителем, я сохраняю все творческие работы своих выпускников в их личных “Папках достижений”, которые являются для них моим подарком по окончании школы, так называемым “приветом из детства”.
Ещё одно направление в работе с пятиклассниками, которому я уделяю много внимания, – работа с тетрадями. Все записи, которые дети делают в тетради, я обязательно делаю на доске, обращая внимание на грамотность. К этому я пришла не сразу. С начала не обращала внимание на записи в тетради. Но столкнулась с тем, что дети делают огромное количество ошибок, не понимая, почему на уроках истории надо писать грамотно. Практически всё первое полугодие я работаю на доске вместе с ними, пока не увижу, что дети выполняют все требования по ведению тетради. На собственном опыте я убедилась, что при таком подходе к данному вопросу снимаются многие проблемы, всплывающие в старшей школе.
Проработав в школе 25 лет, я ясно поняла, что самым трудным для учителя является именно первый год работы по предмету, поскольку именно тогда закладываются наши успехи и разочарования в будущем. А ещё мне хочется предостеречь моих начинающих коллег – будьте очень осторожными с порицаниями и жесткой оценкой ребёнка на уроке. Помните, что он только учится! А то, чему и как он научится, зависит только от нас, учителей! Выставляя ребёнку двойку, мы фактически, выставляем её себе. Это значит, мы не сумели найти к нему подход, заинтересовать своим предметом. И спрашивать мы должны в первую очередь с себя, а не с ребёнка!
Желаю вам творческих успехов, терпения и уважения ваших учеников!
Как увлечь учащегося историей
10 интересных идей для уроков истории
История — один из основных предметов школьного гуманитарного цикла. В новых стандартах образования преподаванию этой дисциплины уделено важное место, подчёркивается её значение для формирования патриотизма и гражданственности. Тем актуальнее становится выбор новых, нестандартных идей для проведения уроков истории. Можно предложить несколько вариантов.
Путешествие
В отличие от других наглядных пособий, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры. Такую форму урока можно использовать при изучении темы о Великих географических открытиях, Всеобщей истории или темы об освоении Сибири и Дальнего Востока русскими путешественниками в рамках истории России XVI–XVIII вв.
Целью урока станет систематизация знаний, а в качестве задач можно указать формирование умений работать с исторической картой, анализировать и синтезировать информацию, формулировать выводы.
Для проведения урока необходимы атласы по соответствующему периоду, большая демонстрационная карта, можно составить презентацию с портретами географов и путешественников.
Требуется провести подготовительную работу: разделить учеников на группы, каждой дать задание подготовить сообщение об одном из этапов путешествия, о местном населении, об особенностях географии новых земель, о способах присоединения территорий. В процессе урока ученики поделятся новой информацией, совместно научатся пользоваться картой, общими усилиями сделают вывод по теме урока.
Погружение в историческую реальность
Такой урок можно провести по теме «Повседневная жизнь помещичьей усадьбы». Его целью будет формирование представления об исторической действительности. В процессе урока решаются задачи по формированию умения логически мыслить, работать с информацией, делать выводы.
Для проведения урока необходимы наглядные материалы: изображения усадьбы, её план, изображения людей разных сословий и рода занятий, иллюстрации типичных сельскохозяйственных работ. Можно оформить в виде презентации.
Ход урока зависит от возраста учеников. В младших классах больше внимания уделяется рассказу учителя, его взаимодействию с учениками. Вопросы, которые формулируются по ходу изложения, стимулируют интерес и вовлечённость детей в обсуждение жизни усадьбы. В старших классах имеет смысл в ходе урока «назначить» учеников владельцем, управляющим, крестьянином, ремесленником и устроить обсуждение условий жизни и обязанностей каждого «жителя». Живой диалог, дискуссия, эмоциональная вовлечённость позволит лучше понять историю.
Диспут
Современники и многие советские историки считали реформу Александра II половинчатой и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причём ущербный и несправедливый
Такой урок можно провести при обсуждении проблемы исторического развития. Так, одним из вариантов является дискуссия на тему «Был ли кризис крепостного права в России в середине XIX в.?» Целью урока станет становление умения формулировать и аргументировать свою точку зрения.
Такая форма урока предполагает подготовку. Заранее ученики разделяются на две команды — сторонников и противников наличия кризиса. И дома готовят мини-сообщения по одному из аспектов крепостничества.
Лучше всего на доске составить таблицу с указанием аргументов той и другой стороны. Учитель регулирует процесс дебатов и останавливает его в случае излишней эмоциональной увлечённости учеников. В конце урока аргументы анализируются и делается вывод.
Ролевая игра
Мирный договор между Русским царством и Шведской империей, завершивший Северную войну 1700—1721 годов.
Темой для такого урока может стать яркое или важное событие российской истории, например, заключение Ништадского мира. Ученикам в рамках этой темы можно предложить представить конгресс по заключению мирного договора. Целью урока станет обобщение и контроль знаний по изученной теме «Северная война». Задачами урока можно поставить формирование умения работать с исторической информацией.
Детей стоит разделить на группы по «ролям»: военные, дипломаты, финансисты. Каждая из групп дублируется, представляя «интересы» Швеции и России. Домашним заданием является подбор информации и анализ текста Ништадского договора, который позволяет понять, какие вопросы обсуждались и какие решения были приняты. Эта форма урока даёт ученикам представление о сложности и нюансах международных отношений.
Конференция
По утверждениям автора теории в рамках одного сеанса «Семейная расстановка» позволяет обнаружить ранее нераскрытые явления в системной динамике заданной «семьи» на протяжении нескольких поколений.
Для учеников 5–9 классов рационально использовать в этом ключе родоведческие исследования. Цель — формирование представления о человеке в истории, о влиянии исторических процессов на человеческие судьбы.
Довольно сложный организационно урок может готовиться в течение всего года и стать итоговым. Ученики вместе с родителями (только по желанию, не весь класс поголовно) составляют родословную семьи, изучают семейную историю. И на уроке представляют результаты своего труда. Рассказывая о предках, дети проникаются «духом истории», она перестаёт быть для них «собранием глупых дат и скучных фактов». За каждой такой датой стоит историческое явление, повлиявшее на судьбы целых поколений. И это можно проследить благодаря генеалогическим изысканиям.
Встреча
Такие встречи позволят проводить дискуссиями в культуре об образах исторических деятелей, олицетворяющих крупные исторические свершения.
В соответствии с темой урока можно пригласить специалиста в этой области, который ярко, эмоционально, увлечённо и грамотно расскажет то, что не написано в учебнике. Гостем может быть учёный, военный, писатель, путешественник.
Экскурсия
Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона
По теме урока можно провести экскурсию в музей. Так, если изучается русское искусство, разумным выбором станет экспозиция в музее изобразительных искусств. Исторические темы хорошо рассматривать в краеведческих музеях, где показана региональная специфика истории большой страны. Домашним заданием можно выбрать эссе или сочинение.
Мастер-класс
«Нива» — популярный еженедельный русский журнал с приложениями, издававшийся со второй половины XIX до начала XX века.
Урок подходит только для старшеклассников.
Довольно интересно можно рассмотреть тему истории русской культуры второй половины XIX в., несколько отойдя от привычного Золотого и Серебряного века и обратившись к одному из аспектов культуры — периодическим изданиям. Они довольно интересны и разнообразны, имели разный круг читателей. Можно воспользоваться ресурсами местной библиотеки музея или дома редкой книги. Это урок, который можно провести на базе библиотеки, запросив предварительно издания XIX — начала XX вв. На уроке рассказать об этих изданиях, показать и дать в руки «живую историю». А потом предложить детям создать свой журнал «События нашего класса» с периодичностью раз в четверть.
Игра «Умницы и умники»
Всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада, выходящая на «Первом канале» с 29 ноября 1992 года.
Можно воспроизвести формат занимательного телешоу, выбрав исторический период или тему. Цель — обобщение и систематизация знаний, контроль изученной темы. Требует от учителя тщательной и скрупулёзной подготовки. Но можно дать детям задания приготовить друг другу вопросы. Это увлекает и позволяет развивать логическое мышление. Интересно предложить учащимся отгадывать загадки разных народов России. Углубляется понимание многонациональности и поликультурности страны.
Комплексный урок. История и литература
Уже со времен античности признавалось, что занятие историей требует серьезных литературных навыков.Подходит для изучения художественных произведений в историческом контексте. Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи.
Требуется подготовка: подбор произведений для анализа и дискуссии. Ученикам предлагаются стихи русских поэтов, посвящённые тем или иным историческим событиям. Учащиеся определяют событие, выделяют его черты, описанные автором. Более сложное задание — определить степень соответствия художественного образа исторической действительности. Образность и эмоциональное восприятие сделают урок истории интересным и запоминающимся.
Таким образом, существует много разнообразных форм проведения уроков истории. Каждая из них имеет свои особенности, возможности и способы реализации. Очень много зависит от личности учителя, его желания сделать изучение предмета интересным и познавательным. Важно понимать и то, что нетрадиционные подходы должны использоваться в меру, с учётом необходимости такого урока и потенциала темы.
Особенности подготовки к написанию
Реферат по методике преподавания истории в школе