Как интересно проводить уроки обж
Урок-игра по ОБЖ
Урок-игра по теме «Человек в экстремальных ситуациях»
Цель урока: В занимательной игровой форме провести контроль знаний учащихся по курсу ОБЖ.
1. Воспитание у школьников потребности предвидеть возможные жизненные ситуации дома, на природе.
2. Формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности.
3. Формирование психологического стереотипа «Окружающая среда-это система, живущая по определенным законам, и чтобы выжить, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах».
1. В начале урока учитель объясняет цели и задачи урока.
2. Путем жеребьевки класс делится на две команды, выбирают капитанов, название команды.
3. Капитаны выбирают комплекты карточек-заданий
Почему номер пожарной службы «01»?
Легко запомнить, короткий номер, логично набрать даже в темноте
Что нужно сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара?
Выключить свет, отключить электроприборы
Можно ли бить оконные стекла в очаге возгорания?
Нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение
Что нужно делать, если огонь отрезал путь к выходу?
Уйти в дальнюю комнату, плотно закрыть дверь, через окно или балконную дверь кричать о помощи. Прохожие вызовут «01»
Назовите три любые причины пожара?
Непотушенная сигарета, игра со спичками, не отключённая электроплита
От чего люди гибнут на пожаре?
От дыма, огня, ядовитых газов, потери сознания
Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, без зубов, а кусает.
В деревянном домике проживают гномики, уж такие добряки раздают всем огоньки.
Голова огнем пылает. Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу. Лампы нет, я посвечу.
3 конкурс. «Игровые ситуации»
(ребята отвечают на вопросы, показывают)
У вас загорелся телевизор. Ваши действия? Что делать нельзя?
Обесточу, накрою влажным одеялом. Нельзя поливать водой.
Вы видите человека в горящей одежде. Что нужно делать? Что делать нельзя?
Повалю на пол, накрою курткой, одеялом.
Нельзя тушить из огнетушителя
На вас горит одежда. Ваши действия? Что делать нельзя?
Упаду, буду кататься по полу,
накрою себя одеялом.
Отгадай ключевое слово
Если по горизонтали впишете правильные ответы, то в выделенном вертикальном столбце прочтёте ключевое слово.
Вопросы по горизонтали:
Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар.
Опасный бытовой прибор.
Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём.
Длинное вспомогательное средство с поперечными перекладинами, используемое спасателями для эвакуации людей из высотных зданий.
Первичное средство пожаротушения.
5 конкурс. «Конкурс капитанов»
Что такое эвакуация?
Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС
Что содержится в пожарном ящике?
топор, лопата, огнетушитель, багор, и ящик с песком
Как нужно продвигаться через сильно задымлённое помещение?
ползком или пригнувшись, придерживаясь за стены.
6 конкурс. «Пройти над пропастью сквозь тьму и дождь»
7 конкурс. «Предотврати пожар»
Вынести огнеопасные предметы, нарисованные на карточках (дистанция 5-7 м), кто больше вынесет за 1 минуту. Выполняет каждый участник, кто, сколько успеет в течение одной минуты.
8 конкурс . «Самый внимательный»
Найдите в течение 2-х минут нарушения ПБ:
Лампа накрыта тканью.
Розетка на стене перегружена.
Электрокабель под ковриком.
Занавеска находится слишком близко от плиты.
Полка висит над плитой.
Полотенце висит над плитой.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Мы заканчиваем урок, и желаем вам действовать в жизни так же дружно и обдуманно, как в игре. Запомните: ваша безопасность в ваших руках!
Статья «Как сделать урок ОБЖ интересным
«Метод обучения, используемый на уроках ОБЖ.
Как сделать урок интересным»
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
соответствие целям и задачам обучения и развития;
соответствие содержанию темы урока;
соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.
Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников.
Как заинтересовать детей на уроках ОБЖ?
К сожалению современных учеников все труднее чем-то привлечь. Сейчас конечно самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.
Идеи личностно-ориентированного обучения;
Учёт психологических особенностей учащихся;
При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностн-ориентированное обучение направленно именно на это. И с учётом особенностей познавательных процессов я применяю следующие методы: использую такие приёмы учебной деятельности:
синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);
логические, нестандартные задания;
задания на поиск ошибок и др.
Все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков и на это тоже следует обращать внимание.
Визуал быстрого ответа на поставленный вопрос и в работе с ним целесообразно использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; самостоятельную работу с текстом. помнит то, что видел, запоминает картинами. От него можно требовать
Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает, слушая, лучше использовать беседы, рассказ, устное объяснение, больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Он помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Кинестетики предпочитают медленную скорость изложения материала и выполнение работы практического характера.
Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!
Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Исходя из современных требований, основными целями курса являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности. За годы работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. С появлением в школе компьютеров поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин. Главная идея моего опыта – использование информационных технологий в курсе преподавания предметов учащимися. Первое, что я использую в своей работе, это тестовый контроль знаний. Использую тесты, как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих. Но главная особенность заключается в том, что к написанию (набору текста) привлекаю учащихся. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Word. Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ в 5-9 классах. Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу Microsoft Power Point. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.
На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик должен стать субъектом обучения. И это, в общем, совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа “Учиться, делая” дает положительный результат.
В этом учебном году решила начать работу в 6 классе. В начале учебного года, знакомя ребят с темами, которые предстоит изучить, остановилась на одной из них “ Правила выживания на природе”, в которую входят в частности уроки:
Подготовка к походу
Одежда и обувь для похода
Правила безопасного поведения на природе
Рассказала ребятам о знаменитых путешественниках, об их удачах и неудачах, познакомила со статистическими данными, которые отражали происшествия и травмы в походах, вспомнили содержание фильма “Тайга” и ребята пришли к выводу: к походу необходимо готовиться, но как?
Данная тема изучается в октябре, и у ребят был в запасе целый месяц. Заинтересовались работой все ученики. Самым сложным для учителя на данном этапе является работа по организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, так как руководить работой шестиклассников, конечно, необходимо, но это надо сделать так, чтобы они были уверены в своей самостоятельности и компетентности. Ребята прошли уже две стадии: были подготовлены к работе над проектом, выбрали проблему и вошли в третью стадию- сбор информации. В течение месяца ребята приходили ко мне со своими находками, старались соблюдать намеченные сроки. На этом этапе они обращались в местную библиотеку, выходили в Интернет. Эта работа плавно перешла в стадию разработки собственного варианта решения проблемы, так как ребята решили отработать теоретические знания на практике и побывать в походе. Но на дворе осень! И тогда выбрали однодневную экскурсию в лес (выбрали теплый, солнечный день) и поэтапно отработали изученную теорию. Ребята ответственно готовились к защите своего проекта. Они не только подготовили серьезные сообщения, но и ответили на все вопросы и пришли к выводу, что на экскурсии не только отработали практически теорию, но и насладились красотой природы, и рекомендуют всем ребятам побывать в осеннем лесу, позвать с собой родителей. Один из основоположников этого метода Килпатрик говорил: “Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца”. Это ярко прослеживалось на стадии рефлексии, когда ребята обсуждали результаты своей работы. Мои ребята на сегодня хорошо знают данную тему, приносят фотографии, пишут сочинения, собирают накопительный материал.
Таким образом, формируя осознанные, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ» и наблюдаю положительные результаты. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования сельских школьников наравне с городскими.
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе [10]:
Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;
Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;
Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя ОБЖ Мастера с большой буквы.
Как заинтересовать учащихся на уроках ОБЖ? (из опыта работы)
Как заинтересовать детей на уроках ОБЖ?
К сожалению современных учеников все труднее чем-то привлечь. Сейчас конечно самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.
Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.
Исходя из современных требований, основными целями курса являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности. За годы работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. Первое, что я использую в своей работе, это тестовый контроль знаний. Использую тесты, как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих).
Организация и проведение уроков в 5–9 классах
Проведение игровых уроков по ОБЖ
Также, осуществляя проектирование игрового урока, педагогу необходимо учитывать следующие факторы: возраст детей, развитие их умственных и физических способностей, особенности протекания познавательных процессов, сплоченность детского коллектива, материально-технические возможности учебного заведения.
Ниже приводятся примеры уроков, проводимых в форме игры.
Урок-игра для учащихся 5 классов «Пожару — нет!»
Цели: закрепление знаний учащихся по вопросам пожарной безопасности; развитие умения анализировать.
Оборудование: медицинская аптечка, огнетушитель, плакаты противопожарной тематики, альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры, видеомагнитофон, телевизор.
Все участники игры делятся на 3—4 группы, за каждый правильный ответ группа получает по 2 балла.
Ход урока
1. Организационный момент, постановка цели урока.
Учащимся демонстрируется фрагмент видеофильма о пожарах, после которого обозначается цель урока.
2. Игра.
2.1. «Без отгадки не загадка».
Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры:
1) Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
2) От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)
3) Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)
4) В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.)
5) Красный бык стоит, дрожит, черный — на небо бежит. (Огонь и дым.)
6) Черный дым валит в окно — очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)
7) Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая. (Спичка.)
8) На полу ковер зажег, выпав на пол. (Уголек.)
2.2. «В чем причина?»
Каждая команда называет основные причины возникновения пожаров в жилых домах, общественных зданиях, на улице, на природе (за каждую названную причину команда получает один балл). Основные причины:
• неисправность газового и печного оборудования;
• нарушение правил эксплуатации газового и печного оборудования, электроприборов;
• неисправность электрооборудования;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
• молния;
• нарушение правил хранения легковоспламеняющихся веществ;
• шалости с огнем, горючими и взрывоопасными веществами;
• нарушения правил безопасного поведения в здании (брошенный окурок, непотушенная спичка);
• нарушение правил поведения на природе (оставленный без присмотра костер, брошенный окурок);
• обрыв линии электропередачи;
• прорыв трубопровода (нефте-, газопровода);
• стихийные бедствия (извержение вулкана, торфяной и лесной пожар).
2.3. «Немного творчества».
Командам необходимо выполнить рисунок, иллюстрирующий одну из причин возникновения пожара (время выполнения 5 минут).
В это время можно провести игру со зрителями. Зрителям необходимо назвать основные средства пожаротушения, а также службы, участвующие в ликвидации пожаров и их последствий.
2.4. «Есть проблема».
Участникам игры предлагают ситуации, в которых нарушены правила пожарной безопасности. После предварительного обсуждения учащиеся дают оценку поступкам героев, прогнозируют возможное развитие событий.
1) Оставшись один дома, одиннадцатилетний Коля решил проверить исправность электроприборов. В розетки одного удлинителя он включил обогреватель, электрофен, магнитофон, телевизор и видеомагнитофон.
2) Во время просмотра телепередачи находящийся один дома семилетний Павел почувствовал запах паленой проводки. Он принял решение сходить за знакомыми, живущими в соседнем доме.
3) После уборки территории школы ребята решили сжечь на костре мусор (листья, ветки, осколки шифера и пр.). Коля и Толя стали зажигать спички, а Сережа начал раздувать пламя.
4) Оля сидела дома и смотрела телевизор. За ней зашла ее подруга Света и позвала гулять во двор. Пока Оля собиралась, Света рассказывала последние новости. Забыв про телевизор, девочки побежали гулять.
2.5. «Ситуация».
Каждой команде предстоит обыграть чрезвычайную ситуацию, в которой может оказаться любой человек. Участники демонстрируют действия, необходимые для ее ликвидации.
Ситуации:
1) загорелся телевизор;
2) воспламенилось белье под утюгом на гладильной доске;
3) пострадавший находится под завалом в задымленном помещении;
4) возник пожар в общественном транспорте.
2.6. «Маленькие Айболиты».
Участники демонстрируют навыки оказания первой помощи пострадавшему при пожаре. У «пострадавшего» может быть: ожог руки, открытый перелом руки, отравление угарным газом, сильное кровотечение.
В заключение заранее подготовленные учащиеся исполняют песню (на мотив песни из мультфильма «Лето кота Леопольда»), показывающую важность соблюдения правил пожарной безопасности.
Ты с огнем, дружок, осторожней будь. С ним ты не шути, кроха! Делать будешь так — будет хорошо, А когда наоборот — плохо.
Ты в лесу костер забросай землей, Не давай огню воли. Ветер налетит, и тогда костер Может, кроха, привести к боли.
Мудрость есть одна: спички не игра — Это все должны помнить. Если вдруг беда, «01» звони, И придет желанная помощь.
Урок-игра для учащихся 5 классов «Азы безопасности — 5»
Цели: систематизация знаний по ОБЖ, развитие познавательных процессов, повышение интереса к предмету.
Оборудование: пронумерованные карточки с вопросами и соответствующие им карточки с рисунками.
К уроку, который проводится в конце учебного года, необходимо подготовить карточки с изображением опасных предметов, ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, условных знаков, номеров телефонов экстренных служб, а также предметов, используемых для предотвращения и ликвидации опасных ситуаций, содействия сохранению здоровья. Отдельно готовятся карточки с вопросами. Номера карточек с вопросами и соответствующими им рисунками должны быть одинаковыми.
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс делится на 3—4 команды, каждая получает одинаковое количество карточек с рисунками. Ведущим может быть как учитель, так и один из учащихся.
2. Игра.
Ведущий зачитывает вопрос с карточки, не называя ее номер. Игроки должны определить, к рисунку с каким номером он относится, описать его сюжет, сформулировать основные правила поведения (пользования), определить первоочередные действия (составить план), возможные последствия развития события.
Таблица 1. Примерное содержание карточек