Как интересно выйти на сцену
Как интересно выйти на сцену
Caramel Pole Dance Lviv запись закреплена
Урок 8 — Как красиво выйти на сцену
Начало выступления, т. е. выход на сцену, является такой же важной частью представления, как и его завершение.
Не то, чтобы основная часть шоу не была значимой, но если хотите выделиться из толпы и обратить на себя внимание, нужно эффектно выйти на сцену и уйти с нее.
Во-первых, зададимся вопросом: почему это так важно? Танец еще не начался, так почему же появление на сцене играет такую большую роль?
И ответ на это: ПОТОМУ ЧТО ВЫХОД НА СЦЕНУ ЗАДАЕТ ТОН.
Так и есть. То, как вы ведете себя на сцене вначале, еще до того, как прикоснулись к пилону, задает тон всему представлению. Неудачное начало бросает тень на все последующее выступление. Если же начало впечатляет, даже если дальше вы допустили ошибку, у вас в любом случае есть преимущество.
Любой, кто когда-либо принимал участие в театральной постановке, знает, что лучше уже быть в образе, как только выходишь из-за кулис. Так же и в танце. Представление начинается с того самого мгновения, когда вы делаете первый шаг по сцене, принимаете положение на полу, забираетесь на пилон. Уже не время для того, чтобы готовиться, настраиваться, ждать подходящего настроения, надеясь, что вы успешно со всем справитесь. Вы уже должны быть там, присутствовать на сцене целиком и полностью, потому что:
Во-первых, вы задаете настроение.
Когда вы выходите на сцену, у вас есть возможность «рассказать» зрителям о том, какое представление их ожидает. Не упустите шанс — поведайте им об этом с самого начала. Если вы собираетесь исполнить чувственный танец, как раз подходящее время показать это. Выйдите грациозной медленной походкой, начните флиртовать с самой первой секунды вашего представления. Если вы приготовили театральный, сценический танец, отразите это в вашем выходе на сцену — используйте драматичные, постоянно меняющиеся движения.
Во-вторых, вы берете контроль в свои руки.
Зрителям нравится, когда их направляют и вовлекают в действия, происходящие на сцене, но они не хотят руководить процессом или волноваться за вас. Если вы выходите на сцену, нервничая и испытывая неуверенность (даже если это пройдет, как только вы начнете), зрители могут начать волноваться на ваш счет, что уменьшит их удовольствие от просмотра вашего выступления.
Поэтому необходимо дать зрителям почувствовать, что у вас все под контролем и они могут довериться вам, чтобы ни произошло, будь то технические неисправности, проблемы с реквизитом и т. п. Они попали в хорошие руки и им предстоит увидеть грандиозное представление. Будьте спокойны и уверены в себе. Имейте четкое представление о том, что собираетесь делать, и как, если что-то пойдет не так, выйти из сложишегося положения. Живые выступления могут принимать неожиданные повороты, будьте готовы с этим справиться, а зрители вас поддержат.
В-третьих, вы сконцентрированы.
Таким образом вы приобретаете уверенность, необходимую для того, чтобы управлять вниманием зрителей. При выходе на сцену необходимо центрироваться, привести в равновесие свое тело, физически и эмоционально. Вы должны присутствовать «здесь и сейчас», доверять своему телу, зная, что оно будет двигаться так, как вы того хотите. Нужно избавиться от лишних мыслей и тревог, в танце необходимы спокойствие, концентрация и полная сосредоточенность.
Как этого достичь? Глубоко дышите. Растягиваетесь. Принимаете нужное положение. Но, самое главное, это подготовка. Не выходите на сцену до тех пор, пока не отрепетируете танец так, что ваши движения дойдут до автоматизма. Пока не прослушаете свою музыку столько раз, что будете знать наперед каждую ноту, каждую паузу. И ничто не застанет вас врасплох, потому что все уже отработано на репетициях. Теперь вы готовы.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Некоторые танцы начинаются прямо на сцене. Либо вы стоите за занавесом и уже приняли начальную позицию, либо свет прожекторов будет включен, когда вы будете готовы. В любом случае, можно руководствоваться теми же правилами. Даже если этого никто не видит, выйдите на сцену в образе, чтобы морально подготовить себя и создать настроение. И как только занавес поднимется, передайте это настроение зрителям.
Эффектный выход на сцену
Очень часто начинающие артисты и ораторы не знают, как вести себя на сцене, и не придают должного значения моменту появления перед публикой – тому, как сделать эффектный выход на сцену. По их логике, самое главное – тело выступления, то есть то, ради чего затевалось все мероприятие. Но особенности зрительского восприятия диктуют свои правила поведения на сцене, и первое из них гласит: появление артиста и его уход должны быть запоминающимися.
Независимо от того, выступаете вы с речью, играете в спектакле, пишете книгу, снимаете кино или сочиняете сонату, ваш зритель-слушатель-читатель ярче всего запомнит начало и конец.
Эту особенность восприятия легко объяснить потребностью человека в предварительной оценке любого события или субъекта, попавшего в его поле зрения. Предварительная оценка или первое впечатление – это то, что заменяет человеку отсутствующую информацию о другом человеке или событии, на ее основе делаются выводы и предпринимаются действия. Вот почему так важно эффектно выйти на сцену. Приведем грубые примеры.
В каждом из этих примеров вы можете ошибиться, это не критично для бытовой ситуации, но для выступления – смерти подобно. Представьте, каково это – работать с предвзятым и заранее разочарованным зрителем.
Будьте хозяином своего пространства
Неопытный, растерянный и неуверенный в себе оратор выходит на сцену так, будто извиняется за проникновение в неположенное место, опытный – как хозяин, приветствующий гостей. Именно так зритель и получает информацию о том, кого ему предстоит слушать и насколько этот кто-то имеет право на внимание целого зала.
Ничего не делайте просто так
Даже если вы не актер, а докладчик или лектор, никто не запрещает вам использовать элементы игры в своем выступлении. Для этого даже не нужно чему-то учиться, просто придумывайте себе действия и выполняйте их. В каком действии можно выйти на сцену:
Упражнения на развитие фантазии помогут вам всегда придумывать новые варианты. Что бы вы ни придумали, это будет лучше, чем выход ради выхода ввиду невозможности без него обойтись.
Начните общение с первого шага на сцену
Никогда не игнорируйте зрителя, который на вас смотрит. Не прячьте глаза, когда идете от кулисы к микрофону и не старайтесь преодолеть этот путь как можно быстрее. Обязательно смотрите в зал, улыбайтесь, пользуйтесь жестами: в самом простом варианте можно помахать рукой, женщина может послать воздушный поцелуй и т. д. Каждый человек любит получать знаки внимания, ваш зритель – не исключение.
Пользуйтесь паузами
Вы уже знаете, что зритель все равно будет вас оценивать, так предоставьте ему такую возможность добровольно, – делайте паузы. На практике это может выглядеть так:
Руководство для танцоров по выступлениям на сцене
Большинство танцоров согласятся, что самое лучшее в том, что мы делаем, — это выступления на сцене. Вы не станете танцором, если боитесь встать перед толпой и показать им, на что вы способны! И хотя вы никогда не можете по-настоящему знать, что будет происходить на сцене, вы можете спланировать заранее, чтобы быть максимально подготовленным. Вот несколько ключевых моментов, о которых следует подумать, работая над развитием своего сценического представления.
Класс: ваш самый ценный инструмент
От танцоров требуется много работы — помимо поддержания своего тела в оптимальном физическом состоянии, мы также должны убедиться, что наш мозг работает с максимальным потенциалом. Чтобы усвоить хореографию, мы сначала должны ее увидеть, понять и запомнить, переведя ее в свое тело. И мы должны делать это снова и снова!
В настоящее время многие танцевальные классы структурированы так, чтобы включать в себя какой-то аспект хореографии, обычно в конце класса. Вот совет: используйте это время как шанс потренировать свой мозг. Чем больше вы практикуете это умение в классе, тем быстрее вы сможете уловить движение на репетиции. Как лучше всего над этим работать? Что ж, первый шаг — выяснить, какая стратегия лучше всего подходит вам.
Есть множество способов обработать хореографию. Давайте разделим его на две основные группы: подход «большой картины» и подход «приближения».
Пройдите нашу викторину, чтобы узнать, какой вы ученик, поставив плюсы на утверждения, которые подходят вам:
Если вы сказали «да» на любой из вышеперечисленных вопросов, вы, вероятно, изучаете «общую картину».
Если вы ответили «да» на любой из вышеперечисленных вопросов, вы, вероятно, «увеличенный» ученик.
Возможно, вы поставили плюсы в обоих столбцах! Это тоже нормально — мы все учимся по-разному. Самое главное, что вы знаете, что вам подходит.
Теперь, когда мы дали вам возможность подойти к хореографии, погрузитесь в нее! После того, как вы определились с формулой, примените ее на практике. Можно с уверенностью гарантировать, что вы вернетесь к своему процессу и доработаете его снова и снова. Танец — это искусство, которое требует постоянных открытий, поэтому оставайтесь верными и открытыми. Возможно, вы сможете собраться с группой друзей, чтобы обменяться хореографией (помните — коллектив всегда на первом месте!). Студия, наполненная дружелюбными лицами, — это безопасная среда, которую можно создать, прежде чем вы вернетесь в класс или на прослушивание. Чем раньше вы сможете взглянуть на новое произведение и проанализировать, как лучше его запомнить, тем быстрее вы сможете воплотить его и выступить на сцене.
Присутствие на сцене
Что-то есть в сильном танцоре. Вы знаете одно — они выходят на сцену, как будто она им принадлежит. Ваш взгляд притягивается к ним, и вы можете видеть, что они не зациклены на том, что будет дальше, — они живут каждым моментом. Они сделали именно то, что делают на сцене на репетиции — полностью, на все 100%. Они делают это не только для себя — с точки зрения хореографов, им также нужно увидеть степень ваших способностей, прежде чем вы выйдете на сцену. Они не могут просто предполагать — и вы тоже! — что вы привезете с собой, когда придет время показа.
Станьте танцором, на которого все хотят смотреть, развивая свое сценическое мастерство в классе и на репетициях. Помните, что студия — это не просто место, где можно отточить вашу технику — это место, где вы можете подготовиться к тому, что вы будете делать на сцене. Если вы отмечаете каждую пробежку, как, по вашему мнению, ваше тело будет реагировать во время выступления? Вы не можете ожидать, что ваш инструмент будет работать в полную силу, если вы не будете его нажимать. Конечно, есть время и место для отметок (особенно когда вы начинаете чему-то учиться). Но если вы собираетесь что-то запустить, действительно отточите это умение. Вы приобретете выносливость и уверенность в движениях, что даст вам больше времени для повышения качества исполнения.
Используйте свои глаза
Для нас, танцоров, очень важно наблюдать за другими движущимися вокруг нас и применять это к нашему собственному движению. Чтобы быть ясным, мы не говорим, что вы должны пытаться подражать кому-то еще — в конце концов, вы только один! Но важно учиться у других. Конечно, всегда замечательно, если есть возможность увидеть профессиональную компанию. Но если задуматься, то вы окружены людьми, которые могут постоянно вас учить. Осмотритесь во время занятий, на репетициях, на конкурсах и выступлениях. Кто бросается в глаза и почему? Что они делают, что выделяет их? Чему вы можете научиться у них и применить в своем подходе к производительности?
Следите за своим хореографом — его реакция поможет вам понять, что работает, а что нет! Вот что, по вашему мнению, вы можете танцевать, 10 лучших танцоров должны сказать о преимуществах наблюдения за подходом хореографов, чтобы получить от вас максимум удовольствия от выступления.
Танцоров учат быть внимательными. Итак, используйте то, что вы знаете! Анализируйте, анализируйте, анализируйте. Так она переходит от движения к движению, никогда ничего не выбрасывая? Может быть, дело в том, как он использует плие, или как она на самом деле использует свою сосредоточенность. Как бы то ни было, выясните, как воплотить это в собственном теле и применить те же качества к своему собственному уникальному стилю и способу движения. Не существует единой правильной техники, только та, которую вы создаете, которая лучше всего подходит для вас.
Нервы
Поговорим о нервах. Это реально — все нервничают! И каждый по-своему справляется со стрессом. Опять же, все дело в вас и знании своего разума и тела. Что нужно вашему телу, чтобы успокоить нервную энергию? Многим артистам полезно провести предварительный ритуал. Наличие определенного набора задач поможет вам успокоить ум и сосредоточиться на текущей задаче. Например, вот что делают танцовщицы перед каждым выступлением:
Что нужно вашему телу перед выступлением? Запишите это и положите в сумку для танцев или приклейте к зеркалу в гардеробной. Со временем это станет второй натурой, и спокойствие этого ритуала поможет очистить ваш разум перед каждым выступлением, поэтому, когда вы выходите на сцену, вы можете наслаждаться тем, что любите делать, — выступать на сцене.
После шоу
Ваш ритуал после шоу так же важен, как и ритуал перед шоу. Вы просто вышли на сцену и выложили все, что у вас есть, и вам нужно отдать должное тяжелой работе вашего тела! И хотя может возникнуть соблазн выбежать и поужинать с друзьями, выделите несколько минут, чтобы выразить свою благодарность телу. Сделайте небольшую расслабляющую растяжку (завтра ваши больные мышцы скажут вам спасибо!). И самое главное — пусть все, что происходит на сцене — уйдет. Ничего не получится идеально, и это нормально! (Не ругайте себя — танец — это не о том, чтобы все было правильно!). Всегда будет что-то, что вы могли бы сделать иначе, поэтому убедитесь, что вы оставили все на сцене!
Станьте танцором, на которого все хотят смотреть
Итак, подведем итоги. Если вы потратите время в классе на анализ своего стиля обучения и доведете свое тело до предела, это поможет вам развить более сильное сценическое мастерство и углубить свою технику. Обратите внимание на навыки окружающих и воспользуйтесь ими, наблюдая за их сильными сторонами и применяя их в своей практике. Разработайте распорядок дня до и после шоу, который обеспечит вам максимальную производительность. И, самое главное, доверяйте себе! Будьте уверены в том, что делаете. Если вы не собираетесь быть уверенными в себе, с таким же успехом можно и не делать этого совсем.
Музыкант, который боялся: практические советы для публичных выступлений
Cтрах заполнил живот, пробрался наверх в грудную клетку, сковал горло. Я ничего не могла с собой поделать. Я ненавидела себя и эту ситуацию. «Не хочу! Не могу!». Но отступать было поздно: мой выход объявлен, люди в зале ожидают выступления.
Вы знали, что большинство музыкантов боятся сцены? Это все равно что монтажник, испытывающий страх высоты. Или пилот, которому страшно летать.
Тема страха выступлений — табу в классическом музыкальном мире. Поколение наших учителей — те, кому за пятьдесят — воспитаны так, что признание страха воспринималось как слабость. Страх засовывали в коробочку под названием «Издержки профессии», где хранились и другие навязанные воспитанием вещи: «Классика — только для избранных», «Ты работаешь за идею, а не за деньги», «Музыка — это каторжный труд» и тому подобные. Коробочка эта убиралась далеко вглубь себя, чтобы не мешала жить. Однако всякий раз во время подготовки к выступлению ее содержимое странным образом всплывало на поверхность, овладевая телом и мыслями, не давая ночью спать и получать удовольствие от выступления. Эти установки без изменений передавались из поколения в поколение и добрались и до меня.
Первые попытки справиться со страхом
Все началось в подростковый период, когда всерьез начинаешь задумываться, способен ли ты вообще на что-нибудь дельное. К тому времени у меня уже был огромный по сравнению со сверстниками опыт выступлений и сольных концертов в крупнейших залах столицы.
В музыкальном училище я пыталась узнать у педагогов, что делать с парализующим страхом сцены. И хотя все они были опытными учителями с многолетним стажем преподавания, ничем не могли мне помочь. Как я сейчас понимаю, и от незнания природы этого состояния, и от собственных непроработанных страхов.
Сейчас написано много замечательных книг и статей о страхе. В нулевых же были какие-то обрывочные переводы западных изданий и крохи наших, написанные суровым профессиональным языком ученых психологов. Специальной литературы для музыкантов как не было, так и нет до сих пор.
В надежде, что страх отступит перед моим профессионализмом, я усердно готовилась к каждому выходу, будь то маленький зачет или выступление в Большом зале консерватории. Не помогало. Тело все так же парализовывало, отнимались руки, в голове словно открывалась черная дыра, поглощавшая все, над чем я работала.
Нет, я доигрывала до конца, и даже без ошибок. Но сыграть так, чтобы слушатель оказался вовлеченным в процесс, испытывал эмоции от моей музыки — до этого было как до луны. Я плакала от бессилия, обиды и злости на себя: ну что со мной не так? Ведь дома я могла действительно чудесно играть: музыка лилась из сердца без преград, я чувствовала себя свободно и была полностью уверена в том, что делаю. Я — а не страх — контролировала ситуацию. За годы он настолько измучил меня, что я всерьез думала о смене профессии. Я могла по пальцам пересчитать случаи, когда я сама получала колоссальное удовольствие, делясь музыкой, и видела, как она воздействовала на слушателей. Эти эпизоды подтолкнули меня к анализу.
Есть ли жизнь без страха?
Нутром чуя, что страх выступления — это не «издержки профессии», а барьер, мешающей в полной силе раскрыться таланту, я решила во что бы то ни стало изменить ситуацию.
Читала доступную литературу по психологии, учебники по актерскому мастерству, книги по восточным практикам, заниматься йогой. Шаг за шагом я разбиралась, что происходит; медленно, но верно у меня получалось преодолевать свои психологические страхи и физические блоки. Как слепой котенок тычется носом в окружающие предметы, пытаясь найти молоко, так и я шла наощупь, набивая шишки и пробуя на себе все вычитанные техники и упражнения.
Забегая вперед скажу, что я благополучно разобралась со страхом и смогла трансформировать его в волнение. Оно, в свою очередь, позволяет быть собранной и выдать по максимуму все, на что я способна.
Благодаря этой трансформации я смогла выиграть восемь престижных европейских конкурсов, захватить исполнением шестидесятитысячную толпу зрителей на фестивале под открытым небом. Однако на это ушли годы. Годы поисков решений, техник, нужного настроя и постоянной работы — порой интересной, порой скучной, но почти всегда страшной. Работы, за которую никто кроме тебя не возьмется и никто кроме тебя не сделает. Работы над собой.
Хочу поделиться с вами методами, которые помогли мне достичь нужного результата в работе со страхом выступлений.
Я выделила для себя три основных блока, которые отвечают на мой вопрос «Почему возникает страх»:
1. Из-за трудностей с самооценкой.
2. Из-за неверной или недостаточной подготовки к выступлению.
3. Из-за стресса, вызванного ситуацией выступления как таковой.
Во всех трех блоках у меня были недочеты либо огромные зияющие дыры.
Самооценка
Желание похвалы
Не то чтобы моя самооценка была ниже плинтуса. Я доверяла себе и верила в свою способность хорошо играть. Именно поэтому я и шагнула в страх. Однако меня очень заботило то, что скажут о моей игре другие — педагог, родители, друзья и бабулька в пятом ряду. Я понимала, что все люди разные, и думала, что они хотят услышать в моей игре. Я впадала в ступор, потому что не представляла, как сыграть, чтобы угодить всем. Облегчение наступило, когда я осознала, что это невозможно в принципе. Гора свалилась с плеч — я глубоко вдохнула и позволила себе быть собой. И тут случился прорыв. Я смогла увидеть ситуацию с другой стороны. Действительно, есть люди, мнению которых я доверяю. Если им не понравилась моя игра — это не значит, что я плохая. Это значит, что я не смогла убедительно донести свои идеи или эмоции так, чтобы не возникло и тени сомнения. Значит, нужно работать и сделать так, чтобы это было убедительно. Доработать там, быть яснее тут, лучше структурировать и показать развитие.
В хорошем смысле слова, мне стало все равно, что подумают обо мне другие. Я стала воспринимать оценку других не как похвалу или осуждение, а как способ понять, где и что мне нужно «докрутить», чтобы быть убедительнее. Суждения других теперь не затрагивали мою глубокую основу — самооценку.
Если мы действуем из желания заслужить похвалу, мы не учитываем наши собственные глубинные желания. Но именно они, подобно компасу, ведут нас к свободе выражения и реализации наших талантов. К нашей способности быть собой. Не бойтесь их. Спрашивайте себя снова и снова — чего я хочу на самом деле? Все внешние факторы — деньги, зависть, обида — отпадут как шелуха, и всплывет Ответ. Он даст вам направление и силу ступить на путь, по которому вы пойдете с удовольствием, несмотря на преграды.
Процитировать в Твиттере
Боязнь ошибиться
Страх допустить ошибку является лидером среди страхов классических музыкантов. И дело здесь не только в том, что нам часто приходится играть наизусть. Даже с нотами ты все время боишься ошибиться. «Что делать, если это произойдет? Что если я забуду текст, собьюсь?» Мозг гонял эти вопросы по кругу, доводя меня до сумасшествия. Тогда я решила представить самый жуткий сценарий, проговаривая его вслух, чтобы было не так страшно.
Да, мне будет очень стыдно. Я сконфужусь и покраснею до ушей, убегу со сцены, спрячусь в какой-нибудь угол, чтобы проплакаться.
Что будет с людьми, которые услышат, как я ошиблась? Да ничего особенного. Посочувствуют либо позлорадствуют и переключатся на что-то более важное в своей жизни. Через пару дней меня все еще будет бросать в жар от воспоминания. Через месяц я смогу рассказать об этом друзьям, а через пару лет напишу статью. Я осознала, что со мной и людьми в зале все будет в порядке независимо от того, ошибусь я или нет.
Представить самый плохой сценарий в красках — отличный способ понять, что все не так страшно. Помимо этого, мы учимся предвидеть негативный результат, что дает нам возможность максимально подготовиться, чтобы его предотвратить.
Страх ошибиться — один из самых коварных, так как обладает ядовитым послевкусием. Один-единственный негативный опыт ошибки отравляет весь последующий процесс игры. Мозг застревает на ошибке, раз за разом прокручивая неприятный момент и усиливая негатив, не давая сосредоточиться на настоящем. Вместо того, чтобы отнестись к ошибке как к досадной оплошности — с кем не бывает! — и двигаться вперед, ты, по сути, заканчиваешь свое выступление именно там. Дальше тебя ведет автопилот.
В работе над этим страхом мне пришлось развивать такое свойство мышления, как нейтральность. Это позиция наблюдателя, при которой мы замечаем и отмечаем плохое и хорошее, не вынося при этом суждений.
Представьте себе смерч: огромную воронку, которая подхватывает и сметает все на своем пути. Его внутренняя часть, которая называется «глаз» — место стабильности и спокойствия. Представьте, что внутри нас тоже есть такое место — точка абсолютного покоя. Несмотря на ураган наших мыслей и эмоций, вихрь не способен захватить эту точку покоя. Именно в ней вы найдете отсутствие: реакций, суждений и осуждений. Здесь живет ваш наблюдатель.
Благодаря йоге и дыхательным техникам я смогла укрепить своего наблюдателя, научилась не поддаваться ошибкам и не вестись на провокации мозга.
Теневая сторона твоего Я
Я также заметила, что наш внутренний критик зачастую несправедливо беспощаден и жесток с нами. Не замечая ничего хорошего, он корит нас за малейшие недочеты, запоминая и подсчитывая только негативный опыт. Ошибки, за которые мы бы с легкостью простили других, подбодрив жестом или словом, остаются в памяти внутреннего критика как напоминание о нашем несовершенстве.
Процитировать в Твиттере
Ты — не набор отдельных качеств и плохих или хороших поступков, ты — единое целое. Почувствовать свою цельность значит принять себя полностью. Позволив себе не стесняться своей слабости и уязвимости, мы становимся более сильными, свободными и открытыми. Когда это происходит, всем открывается наша уникальность — естественная способность творить вкупе с накопленным жизненным опытом, ценностями и мировоззрением.
Творчество — это не безупречное выступление, это наша способность видеть в обыденном прекрасное и делиться этим с другими. Разве не это мы хотим передать, выходя на сцену?
Подготовка
Мышление
Все знают, что выступления требуют подготовки. Как правило, музыканты занимаются много и упорно. С нотами и без, с инструментом и без, в состоянии бодрствования и сна. Мы очень работоспособны. Музыка крутится у нас в голове постоянно: мы проучиваем пассажи, сидя в кафе и проверяем новую аппликатуру, стоя на эскалаторе. Мы как спортсмены — без устали и выходных тренируемся перед выступлениями. С одним только исключением — все спортсмены знают, как важен настрой и в подготовке, и перед своим выходом. Они понимают важность правильного мышления — мышления победителя. Для них работа со своим мышлением — естественная часть подготовки к соревнованиям, где нет места неуверенности и страху. Спортсмены знают, как не сдаваться после обидных падений и забитых соперником голов, как настраиваться на высокую планку и идти к ее реализации. Они усердно над этим работают.
Музыканты не тренируют эти навыки и вообще психологически не прорабатывают такие вещи. Никогда. Вместе с тем, признание поражения происходит в первую очередь в голове. Зачастую еще до того, как выйти на сцену.
Я тренировала в себе мышление победителя осознанно и целенаправленно. Старалась общаться с теми, кто достиг значимых результатов и профессиональных высот. Ходила на тренинги по целеполаганию и корректировке поведенческих стратегий. Я училась не зацикливаться на негативном и оценивать ситуацию не из позиции «Надо было…», а из «Что еще можно сделать для достижения результата». Второй вариант предполагает активное участие в изменении ситуации. Например, когда в прямом эфире меня попросили сыграть малознакомое произведение в дуэте с другим музыкантом, я могла бы исходить из позиции прошлого: «Надо было детальнее договариваться с ведущим» или «Зачем я вообще согласилась участвовать в передаче!». Однако ситуацию это бы не спасло. Я рискнула, потому что знала, что у меня достаточно мастерства и опыта, а главное, я знаю, что делать в сложных ситуациях. И вышла победителем!
Тайм-менеджмент
Неумение грамотно распределить время на подготовку — бич современного общества с его мультизадачностью и бешеным темпом жизни. Кто-то относится к авралам и подготовке в последний момент с легкостью, а кого-то такие ситуации выбивают из колеи.
Процитировать в Твиттере
Я экспериментировала, нащупывая свои оптимальные сроки и режим подготовки. Отдавая предпочтение интересным репетициям с другими инструментами, я нередко промахивалась и поздно садилась за работу над сольными произведениями. И меня снова лихорадило от осознания того, что я не готова. Пелена перед глазами, ком в горле и ощущение безвыходности ситуации — нет, я не хочу к этому вновь возвращаться!
Я поняла, что качественная подготовка к выступлению занимает у меня не меньше месяца. Я стала заранее отсчитывать от выступления даже чуть больше — ведь обязательно найдутся неотложные внеплановые дела, которые не дадут позаниматься. Так пусть они будут запланированы. Таким образом у меня есть конкретная дата, когда я должна начать работать над конкретным репертуаром.
Справедливо, однако, общее правило, при котором чем меньше опыта, тем больше времени требуется на подготовку.
Предстоит ли вам провести презентацию, выступить с концертом или рассказать о своем бизнесе — в любом случае, для успешного выступления нужны прогоны. Двух-трех раз вполне достаточно: неважно, будет ли слушателем ваша бабушка, сосед, знакомая или все вместе. Важна ваша подача — не для себя, а для других. Помимо этого, запишите себя на видео. И даже если вы ненавидите, как смотритесь, это будет один из самых ценных для вас уроков. Вы увидите, как вас воспринимают со стороны и сможете подкорректировать подачу информации для лучшего восприятия аудиторией.
Стресс
Если вдуматься, что такое публичное выступление для нашего организма, становится понятно, почему у нас учащается сердцебиение, потеют ладони, а дыхание становится поверхностным. Со времен пещерного человека люди объединялись в группы, чтобы обеспечить себе выживание. А теперь представьте, что вы оказались перед толпой неизвестно как настроенных чужаков. Мозг реагирует на эту ситуацию страхом и выбросом адреналина в кровь — первый предупреждает об опасности, второй — чтобы смогли оперативно действовать.
Снизить уровень стресса на телесном уровне мне помогают простые дыхательные техники: минутное глубокое дыхание попеременно правой и левой ноздрей. Оно снижает частоту сердцебиения и помогает активизировать оба полушария мозга. Дыхание тесно связано с нашим сознанием и телом. Грамотно оперируя им, можно настроить себя на нужный лад.
Обрести внутреннее спокойствие, которое так необходимо перед выступлением, мне помогло упражнение «Секретный сад»: я нахожу укромный уголок, сажусь и, закрывая глаза представляю у себя в грудной клетке место — оазис спокойствия и безмятежности. Я нахожусь в нем, замечая пение птиц, тихую прохладу и умиротворяющий шум деревьев. Это ощущение защищенности, которое только что испытала в своем саду, я стараюсь сохранить как можно дольше.
Трансформация вместо борьбы
Испытывать страх — естественно. Это неотделимая часть нашего существа. Вместо того, чтобы бороться с ним, а соответственно и с собой, лучше превратить его в своего друга.
Благодаря страху я узнала себя. И поняла, что любая, пусть и неуютная ситуация — шанс научиться чему-то новому и вырасти.
Пройдя все этапы в одиночку — от борьбы к принятию и трансформации — я понимаю, как важно найти поддержку извне. Поэтому я стала консультировать и давать мастер классы не только музыкантам, но и всем, кому необходимо выступать перед аудиторией. Как работать со страхом сцены. Как сделать его своим союзником. Как из знака минус перевести его в плюс. И, самое главное, как окончательно и бесповоротно выбросить ту неактуальную коробочку со всем ее содержимым.