Как интернет повлиял на образование
Влияние информационных технологий на образование и главная проблема современного образования в России
Дата публикации: 01.06.2018 2018-06-01
Статья просмотрена: 8547 раз
Библиографическое описание:
Чернов, К. С. Влияние информационных технологий на образование и главная проблема современного образования в России / К. С. Чернов, Е. А. Косенко, В. В. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51049/ (дата обращения: 24.12.2021).
С появлением Интернета образование претерпело существенные изменения, которые повлияли как на методы обучения, так и на подход к преподаванию в учебных заведениях. В данной статье будут рассмотрены образовательные технологии, их использование в современном обучении, их особенности и преимущества, а также главная проблема современного образования в России.
Роль информационных технологий в современном образовании
В современном мире происходит становление новой системы образования. Эта система направлена на объединение с мировым информационно-образовательным пространством.
Этот процесс сопровождается видимыми преобразованиями в организации процесса обучения, который должен отвечать нынешним техническим возможностям. Введение современных информационных технологий в область образования дает возможность качественно поменять методы и организационные формы обучения, сделав его более комфортным и доступным. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — главная часть процесса модернизации образования. ИКТ — это разнообразные устройства и методы обработки информации, в первую очередь — компьютеры с необходимым ПО и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Они дают возможность реализовывать дистанционную связь между преподавателями и студентами.
Осуществление информационной технологии обучения происходит в рамках информационной образовательной среды. С целью осуществления образовательного процесса требуется использование средств информационных технологий, что ориентировано на формирование таких форм и методов обучения, и воспитания, которые обеспечивают результативное выявление индивидуальности обучаемого, его познавательных процессов, индивидуальных качеств, формирование умственных способностей.
С помощью компьютера формируются требования, при которых обучающийся захочет учиться, станет лично интересоваться, чтобы воспринимать, а не отвергать воспитывающие влияние.
Информационные технологии в образовательном процессе, как правило, рассматривают в трех аспектах: как объект исследования, как способ обучения и как инструмент автоматизации учебной деятельности. Возникновение и широкое распространение технологий мультимедиа, и Интернет дают возможность использовать информационные технологии в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Комплекс классических и современных направлений внедрения информационных технологий в процесс обучения, служит базой с целью осуществления новой объединенной концепции информационных технологий в образовании. Сущность ее состоит в осуществлении потенциала информационных технологий для личностно-ориентированного формирования участников преподавательского процесса: обучающихся и педагогов.
Информационные образовательные среды дают возможность осуществить в учебном процессе значительную часть возможностей современных технологий
Традиционный класс обучения
Традиционный класс обучения в большинстве нынешних школ оснащен самым «стандартным набором», в который входят: обычные парты, зачастую не позволяющие долгого пребывания на уроке в меру своей неудобности, доски для зрительного восприятия информации, написанной мелом и тоже, зачастую, не достаточную для более полного понимания, кроме самых элементарных. И в зависимости от принадлежности кабинета, к какому-либо предмету или дисциплине, он оснащен всевозможными плакатами, которые несут косвенную или элементарную информацию, например, таблицу Менделеева по химии или же всевозможные формулы по физике. Обучающийся в таком классе воспринимает информацию поверхностно, хотя на помощь идут учебники, позволяющие немного расширить его кругозор.
Современный класс обучения
Прогресс не стоит на месте. Применение современных информационных технологий в сфере образования, а конкретно оснастив современные классы всем необходимым техническим оборудованием, которое позволит обучающимся получать качественную, достоверную и актуальную информацию по предметам и дисциплинам. Персональные компьютеры позволят находить информацию, выполнять задания быстро и качественно. Улучшается восприятие предмета, что делает выполнение задания интересным, что важно, легким и понятным.
Благодаря информационным технологиям современные методы обучения стали намного информативнее, а также повысилось качество обучения и скорость усвоения предмета или дисциплины.
Главная проблема современного образования в России
Обучение — самая важная часть в становлении современного человека. Оно позволяет сформировать личность, проявить свои таланты, добиться определенного статуса и финансового положения. К сожалению, из-за малого финансирования образования и не достаточной заинтересованности государства в создании образованного гражданина, мы имеет следующую статистику по России.
Помимо того, что уровень образования по статистике в Центральном округе. Данные по статистике связанные с сокращением числа образовательных организаций в России существенно сократился в сельской местности, и незначительно, но продолжает сокращаться число образовательных организаций в городах и поселках городского типа
Пока что в России уровень образования не слишком высок. Как показывает статистика образования, эта проблема связана скорее не с оснащением классов современным оборудованием, а проблема заинтересованности самого государства. Для повышения качества обучения, необходимо устранение проблемы нехватки квалифицированных кадров, так как преподавание в устаревшей системе образования ведет скорее в пропасть, нежели к информационно-технологическому будущему. А также образовательным учреждениям необходимо хорошее финансирование, что позволит изменить методики обучения, т. к. работа каждого преподавателя имеет развивающее значение для методической и педагогической науки в целом.
1. И. Роберт. Современные информационные технологии в образовании: — дидактические проблемы; — перспективы использования. Москва ИИО РАО 2010.
2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / под ред. Д. Бадарча. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013.
3. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ’13: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / под ред.: С. И. Гудилиной, К. М. Тихомировой, Д. Т. Руда- ковой. СПб.: Нестор-История, 2013.
Как интернет повлиял на образование
E-mail: info@mnl.su
Москва,
ул. Гаврикова д. 3/1
Роль Интернета в образовании |
Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета, который проник во все сферы нашей жизни, включая образование. Всемирная паутина дает большие возможности для развития образования: дистанционное обучение, доступ к большому количеству информации. Но в то же время встает и проблема защиты детей от негативного контента, с которым они сталкиваются в поисках полезной информации в Интернете. Проект Билайн и РГДБ «Интересный Интернет: вебгид для детей и взрослых» призван осуществлять работу в этом направлении. Реализация рыночных реформ в России и ориентация отечественной экономики на запад требует от российских бизнесменов и предпринимателей перехода на качественно иной уровень работы, уровень, в котором значительная роль отводится Интернету, как составной части культуры, науки, экономики, образования. Сегодня, чтобы обеспечить конкурентоспособность фирмы на мировом рынке, необходимо иметь в штате сотрудников не только тех людей, кто имеет специальные и фундаментальные знания, умения и навыки в своей сфере деятельности, но и тех, кто способен искать информацию, учиться новому, мыслить нестандартно и современно. И в данном аспекте образования нельзя недооценивать роль всемирной паутины. Интернет не мог не проникнуть и в образование, ведь сегодня он повсюду. Вряд ли найдется человек, не слышавший хоть раз в жизни о всемирной паутине. Благодаря Интернету мы имеем возможность получать новостную информацию, смотреть различные аудио и видео ресурсы, общаться в социальных сетях. Доступ в сеть дает возможность виртуального контакта с миром из любой точки земного шара. Информационные технологии привнесли в образовательное пространство новые средства и способы обучения. Прежде всего, это касается дистанционного образования, которое, имея ряд преимуществ по сравнению с другими формами, приобретает сегодня все большую популярность. Отличием дистанционного образования от остальных форм обучения, является то, что оно предусматривает индивидуальный план занятий. Каждого «дистанционного» студента курирует определенный преподаватель. Он дает обучающемуся консультации при возникновении затруднений, проверяет тесты и работы, помогает готовиться к экзаменам. Связь между студентом и преподавателем осуществляется через Интернет. Учебные материалы студент получает не в виде обычных учебников, а в электронном виде. К тому же обучающийся может сам выбрать последовательность изучения дисциплин и скорость работы. Например, если какой-то курс растянут в обычном высшем учебном заведении на целый год, то при дистанционном обучении есть возможность пройти все за один семестр, или, наоборот, растянуть обучение на несколько лет. Не стоит думать, что дистанция, предполагаемая данным видом обучения, ведет к тому, что студент учится спустя рукава. Халтурить не получиться. Ведь система держится на жестком контроле и отчетности. За каждый изученный курс студент должен отчитаться перед преподавателем, сдав тесты, контрольные работы и т.п. Пока они сданы не будут, обучение дальше не двигается. В странах Запада дистанционное обучение очень распространено. Причем, дистанционный диплом там ничем не отличается от обычного. В сети Интернет огромное количество электронных библиотек. Если раньше нужно было посетить обычную библиотеку, чтобы достать необходимую книгу или учебник, то сегодня любую нужную информацию можно получить, не выходя из дома. В сети можно прочитать практически любое издание, научную статью, журнал или получить данные об интересных исследованиях. Интернет дает огромные возможности для образования: • обучающиеся, живущие в районах мира, где образование на должном для современного общества уровне отсутствует, получили возможность иметь доступ к информационным ресурсам и знаниям, о которых раньше можно было только мечтать; • можно создавать новые возможности для интеллектуального сотрудничества и когнитивного обучения; • дети из разных регионов мира получили возможность общаться с детьми других национальностей, что позволяет выходить на новый уровень культурного развития общества; • появились новые возможности для образования инвалидов, которым теперь доступно обучение в том же объеме и качестве, что и их здоровым сверстникам, посещающим обычные; • взрослые люди могут благодаря Интернету обучаться или проходить переподготовку прямо на рабочем месте, без отрыва от своих обязанностей; к тому же появляются и дополнительные возможности для профессионального развития; • Интернет служит уникальным и действенным средством распространения сложных идей и абстрактных концепций. Благодаря Интернету учащиеся сегодня не ограничены пространственными и временными рамками. На данный момент в мире насчитывается около 600 миллионов студентов, из которых 30 миллионов обучаются по системе дистанционного образования. Таким образом, в целом Интернет сопровождает современного человека повсюду: и на работе, и в общении, и на отдыхе, и в учебе. Но есть и определенные «но». Что бы ни случилось, мы первым делом обращаемся к Интернету: найти информацию, прочитать почту, узнать контакт. Ведь легче залезть во всемирную паутину и отыскать там ответ на вопрос, чем раскинуть мозгами. Многим вообще трудно отделить виртуальную жизнь от реальной. К слову, если вы являетесь абонентом номера Билайн, то можете гордиться своим оператором сотовой связи, благодаря которому дети и их родители скоро получат возможность доступа к информации во всемирной паутине (в том числе и образовательного характера) без негативной составляющей. Речь идет о совместном проекте Билайн и Российской государственной детской библиотеки под названием «Интересный Интернет: вебгид для детей и взрослых». Сотовый оператор выделяет грант детской библиотеке на создание списка полезных Интернет-ресурсов для обучения детей. Совершенно ясно, что для защиты детей от негативной информации, содержащейся в Интернете, мало лишь ограничить их доступ к определенным ресурсам, необходимо еще предложить им альтернативный вариант. Увлекательные, интересные, познавательные сайты и должны сыграть эту роль. Подобный проект не первая попытка Билайн в данном направлении. Некоторое время назад компания предлагала своим абонентам услугу «Родительский контроль», которая позволяла взрослым оградить своего ребенка от посещения нежелательных сайтов. Но масштабы совместного с Российской государственной библиотекой проекта гораздо более значимы и глобальны. Ведь он позволит создать единую точку входа в Интернет для детей по всей России для доступа к безопасным и полезным ресурсам. В дальнейшем планируется предоставить юным пользователям возможность создавать свои собственные странички. Так дети смогут находить друзей по интересам. Статья «Интернет в образовании. Плюсы и минусы»Попова Инга Александровна учитель истории и обществознания МКОУ «Хохольская СОШ» с. Хохол Хохольский муниципальный район Сегодня происходит глобальная информатизация общества. Естественным является информатизация образования. Это процесс обеспечения образовательной доступности к Интернет ресурсам и эффективного применения современных информационных технологий, которые направлены на осуществление целей обучения и воспитания. Для современного учителя является обычным делом использование информационной сети: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой. Информационная культура учителя стала частью его общей педагогической культуры. Профессионализм учителя включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Современная система общего среднего образования, все входящие в нее учебные направления, так или иначе, нацелены на формирование у школьников умений работать с информацией. Приоритет исследовательских и проектных технологий в обучении и в частности в преподавании истории предполагает использование возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) и позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Таким образом, информационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. В теме конференции заявлена проблема плюсов и минусов Интернета в системе образования. Чтобы было проще разобраться в этом вопросе, предлагаю выделить основные плюсы и минусы использования в образовании сети Интернет. Бесспорно, Интернет дает большие возможности. К значительным плюсам можно отнести 1. Возможность быстрого получения информации при этом из различных источников. 2. Вследствие чего очевидна следующая возможность: сравнения полученных данных и делание соответствующих выводов. Соответственно при этом увеличивается коэффициент полезного действия учащегося и расширяется круг его мировоззрения. 3. Огромная возможность демонстраций презентаций и других учебных материалов и пособий. Данная возможность делает процесс обучения более наглядным и доступным, особенно это эффективно, если учитывать что согласно исследованиям ученых основа людей используют визуальную репрезентативную систему. 4. Возможность быстрого обмена информацией. 5. Дистанционное обучение. Все было бы идеально и фантастически выгодно, если бы не некоторые недостатки сетей, а к ним относятся следующие моменты: 1. Нередко источники данных недостоверны. Например, мы узнаем, что отряд генерала Власова не преступники и предатели, а патриоты и во Второй Мировой войне победу над фашистской Германией одержала Америка, а наши герои освободители стали оккупантами и захватчиками. 2. Использование не по назначению. Не редко локальная и глобальная сеть в ходе учебного процесса используется не для обучения, а с целью развлечения. Вследствие чего возникает потребность в высококвалифицированном персонале, способном не только ограничить поток информации, защищать сеть от вирусов и т.п., но и выступать в качестве цензуры для ученика. 3. Отрицательное влияние на здоровье. Огромные проблемы, возникшие в здравоохранении за последние 10-15 лет свидетельствуют о том, что в здоровье молодого поколения в стране резко ухудшается, а компьютер – один из наиболее мощных факторов отрицательно влияющий на зрение человека и его иммунную систему в целом. 4. Воспитание агрессии и ненависти. Слишком большое количество бесконтрольной агрессивной информации выплескивается на посетителей сети Интернет. И не всегда учащийся способен адекватно и критично оценивать её отрицательное влияние. Вследствие чего воспитывается общество со смещенными ценностными ориентирами и асоциальной культурой. 5. Отсутствие живого социального общения. Учитывая необходимость формирования адекватного отношения школьников к информационным ресурсам сети Интернет, следует формировать: умение перерабатывать и представлять информацию; понимание адресной направленности информации; навыки критического осмысления информации; навыки обоснования альтернативных позиций; навыки интерпретации информации; умение хранить и использовать в обучении и в повседневной жизни информацию, полученную из ресурсов телекоммуникационной сети. Для достижения этих результатов методика обучения должна быть построена таким образом, чтобы школьники получали представление обо всем спектре информационных ресурсов сети Интернет. Занятия должны продемонстрировать учащимся, что в достаточно популярных и известных ресурсах сети может находиться неточная, недостоверная и некорректная информация. Учитель должен акцентировать внимание школьников на опасности рекламной информации, которая часто содержит умышленные ошибки и достаточно вольное обращение с фактами. Наивысшая эффективность достигается, если соответствующие занятия проводятся в малых группах, когда каждый учащийся имеет возможность работать с компьютером, подключенным к сети Интернет, а учитель лишь направляет действия школьников. Важно также учитывать и то, что для процесса восприятия информации большое значение имеет живая речь учителя. Существенным элементом методики должны стать устные выступления школьников, в ходе которых они бы описывали все, что изучают, комментировали бы основные содержательные элементы используемых ресурсов сети Интернет и возможные технологии работы с ними. Список использованной литературы: Как интернет повлиял на образованиеС развитием и распространением Интернета у людей появляется все больше возможностей, в том числе и для удаленной учебы. С помощью компьютера и Сети можно легко найти практически любой научный материал, книгу, статью или дискуссию на нужную тему. Так зачем тратить столько времени на посещение лекций, семинаров и обучение в университете, если необходимую информацию можно получить, не выходя из дома? Кроме того, в ряде учебных заведений существует интерактивная форма обучения по Интернету, позволяющая получить настоящий диплом об образовании. Главное преимущество виртуального источника информации состоит в экономии времени. Вместо того, чтобы часами сидеть в библиотеке, достаточно пару раз кликнуть мышкой и получить тот же результат при минимуме затраченных усилий. С помощью специальных дисков с учебными материалами школьник может подтянуть проблемную дисциплину, не прибегая к дорогостоящим занятиям с репетитором. Поисковая система моментально выдаст множество ссылок на любой интересующий вас запрос, избавив от необходимости рыться в учебнике в поиске нужной главы. Несомненно, Интернет делает процесс обучения проще, а поиск информации легче и удобнее. Но всегда ли такой подход во благо? Из этой статистики логичен вопрос: разве подобное отношение к учебе способствует повышению качества образования? Конечно, нет. Если человек работает над темой научной работы самостоятельно, он обязательно станет лучше в ней разбираться. А благодаря Сети многие ленятся даже прочитать то, что оттуда скачали – на зачетах они зачастую даже не знают, что написано в сдаваемых ими рефератах. Правда, винить в этом Интернет было бы ошибочным. Дело в том, что упрощение процесса обучения будет по-настоящему полезно лишь тем, кто действительно хочет получить знания и стремится к ним. Те же, кто не заинтересован в этом, не стал бы усердно работать и при отсутствии Интернета. Таким образом, в зависимости от личных желаний человека и формируется роль Сети в его обучении. При этом важно понимать, что у самых маленьких учеников, да и у многих подростков, учеба отходит на второй план после развлечений и общения с друзьями. Интернет довольно успешно позволяет им перераспределить свое время, так чтобы и «волки были сыты, и овцы целы». Домашние задания, контрольные, рефераты, ответы на билеты – все это можно найти на бескрайних просторах виртуального пространства. С другой стороны, устроить какое-либо развлечение с друзьями теперь тоже можно без выхода из своей комнаты. Поэтому родителям важно контролировать или хотя бы обращать внимание на то, каким образом их ребенок использует Интернет для учебы. Помогает он лучше усвоить знания или просто дарит больше свободного времени для посторонних занятий. Если родитель замечает, что Сеть используется не для поиска материалов по учебе, а банального скачивания готовых работ, стоит проконтролировать ребенка и объяснить, что прогресс прогрессом, а писать свои рефераты самостоятельно все же стоит. Хотя бы для того, чтобы другим потом было что скачивать. Не стоит забывать и о том, что скачивание чужих работ можно квалифицировать как присвоение чужого интеллектуального труда и нарушение авторских прав. Если реферат был украден, а не добровольно передан автором в общее пользование, то на легкомысленного любителя халявы могут теоретически подать в суд. Поэтому следует использовать рефераты так же, как и другие источники материалов, как онлайновые так и оффлайновые. То есть переформулировать, составлять из нескольких свою собственную работу, в которой содержаться ваши личные мысли и доводы. Тогда скаченный реферат превратиться в некое подобие своей работы. В любом случае, Интернет – замечательный инструмент для работы в любой научной сфере и то, как вы или ваши дети используют его – зависит только от вас. Роль Интернета в процессе обученияОбучение подразумевает процесс накопления полезных знаний. Необходимую для усвоения информацию можно найти в разных источниках, один из которых является Интернет. Роль Интернета в процессе обучения весьма весомый, так как он упрощает доступ к необходимой информации, а значит, позволяет экономить время и повысить эффективность процесса обучения. Существует мнение, что Интернет мешает детям учиться. На самом деле это заявление не верное, потому что Интернет мешает тогда, когда его используют только для развлечения. Применение Интернета в процессе обучения с правильной точки зрения, наоборот повысит эффективность процесса обучения. В первую очередь Интернет открывает доступ к информации разного рода, что позволяет увеличить количество и улучшить качество полученных знаний. С помощью Интернета проще писать рефераты, курсовые и дипломные работы, проще найти решения на многие задачи, и легко найти любую нужную книгу. Применение онлайн библиотек открывает доступ к литературе, благодаря чему можно получить доступ даже к самым редким книгам. Учитывая возможности дистанционного образования, открываются совершенно новые возможности обучения. Изучение иностранных языков при таком раскладе становиться достаточно простым и эффективным процессом. Еще, интернет обучение позволяет в большинство случаев экономить средства, что важно для любого учащегося. Поисковики позволяют найти любую необходимую информацию под определенные ключевые запросы. При любых вопросах можно найти ответ в Интернете. Это очень ценный источник информации. Для того, чтобы им эффективно пользоваться необходимо ознакомиться с основными понятиями, что это поисковики, что такие ключевые запросы и как правильно задать запрос, чтобы найти быстрее нужный ответ. Интернет это как большая информационная энциклопедия, и если ею эффективно пользоваться, можно добиться существенных результатов в обучении. В том случае, если у вас перекрыт доступ к определенным ресурсам или желаете сохранить анонимность, вы можете использовать прокси сервера. Приобретение прокси VIP-пакетами позволяет сохранить эффективность и повысить уровень экономии. Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:
|