Как инвертировать выделение в maya
Примеры решения задач
Перед тем как отредактировать или удалить элемент сцены, его нужно выделить. В перенасыщенных объектами сценах не так-то просто бывает сфокусироваться на чем-то определенном. К счастью, в Maya есть ряд методов, полезных в данной ситуации.
Выделение одного объекта
Для выделения объекта достаточно щелкнуть на нем кнопкой мыши. В режиме каркасного отображения щелчок должен производиться на одном из видимых ребер, а в режиме тонированного отображения — в произвольном месте поверхности объекта. В последнем случае станет видимым каркас объекта. Щелчок в произвольном месте окна проекции, вне границ выделенного объекта приводит к снятию выделения.
ПРИМЕЧАНИЕ
Невозможность выделения объектов, отличных от примитивов и кривых, может быть связана с включенным режимом редактирования подобъектов. Это можно определить по маске выделения. При этом в строке состояния будет нажата кнопка Select by Component Type (Выделение подобъектов), а расположенное слева текстовое поле будет содержать слово Components (Под-объекты), как показано на рис. 3.2. В результате вы сможете выделять и перемещать, например, вершины объекта, изменяя тем самым его форму. Для перехода в режим редактирования объектов нажмите клавишу F8. Ее повторное нажатие вернет вас к редактированию подобъектов.
Рис. З.2. Результат выделения объектов в режиме редактирования подобъектов
Добавление и исключение объектов при групповом выделении
Для выделения набора объектов и снятия выделения с отдельных объектов, входящих в этот набор, существуют следующие способы:
Команды меню Edit
Меню Edit (Правка) содержит ряд команд, предназначенных для выделения объектов. Команда Select All (Выделить все) приводит к выделению всех объектов сцены. В то же время в результате выбора команды Select All by Type (Выделить все объекты типа) появляется список типов объектов, в котором нужно указать, объекты какого типа требуется выделить. Например, выбор варианта Lights (Источники света) приведет к выделению всех источников света в сцене.
Команда Select Invert (Обратить выделение) приводит к выделению невыделенных элементов и снятию его с выделенных. Имейте в виду, что эта операция затрагивает все объекты сцены, даже скрытые. Кроме всего прочего, можно сделать элементы не только невидимыми, но и недоступными для редактирования. Для этого используется список команд, появляющийся при выборе команды Hide (Скрыть) меню Display (Отображение). Вдобавок, используя редактор слоев, можно скрыть группу элементов сцены, сделав невидимым целый слой. Подробно этот прием будет объяснен в главе 5.
Выделение с помощью рамки
Проще всего выделить несколько объектов сцены, щелкнув в окне проекции и перетащив указатель мыши по диагонали, рисуя выделяющую рамку. Когда вы отпустите кнопку мыши, любой объект, хотя бы частично попавший в эту рамку, окажется выделенным.
Выделение с помощью инструмента Lasso
Бывают случаи, когда выделение объектов прямоугольной рамкой оказывается затруднительным. Если объекты сцены перекрываются или хаотично разбросаны по всей сцене, приходится рисовать область выделения более сложной формы. Для этого применяется инструмент Lasso (Лассо), кнопка выбора которого находится на панели инструментов, расположенной с левой стороны экрана. Активизировать этот инструмент можно также, нажав комбинацию клавиш Ctrl+q. Как и в случае с прямоугольной рамкой, выделенными оказываются объекты, хотя бы частично попавшие в область выделения.
Именованные выделенные наборы
При необходимости часто использовать один и тот же набор объектов имеет смысл присвоить ему имя. Выберите команду Create > Set > Quick Select Set (Создать > Набор > Именованный выделенный набор). Появится окно диалога, в которое, как показано на рис. 3.3, вводится имя выделенного набора.
Рис. 3.3. Пример создания именованного выделенного набора
При этом нужно придерживаться правил именования объектов, принятых в Maya, а именно: избегать пробелов, не начинать имена с цифр, а также использовать только буквы, цифры и знак подчеркивания. Для использования именованных выделенных наборов выберите команду Quick Select Sets (Именованные выделенные наборы) меню Edit (Правка) и выберите в появившемся списке нужный набор. Удалить или переименовать выделенный набор можно в окне Outliner (Структура), о котором мы поговорим в одном из следующих разделов.
Маска выделения
При переходе в режим выделения объектов в строке состояния появляются кнопки типов объектов, которые могут быть выделены в окнах проекции. Щелчок правой кнопкой мыши на любой из этих кнопок приводит к появлению списка подвидов объектов, подлежащих выделению. Например, если требуется избежать выделения источников света, щелкните правой кнопкой мыши на кнопке Select by Object Type:Rendering и выберите в появившемся списке вариант Lights (Источники света), как показано на рис. 3.4.
Рис. 3.4. Щелчок правой кнопки мыши на любой из кнопок маски выделения приводит к появлению списка подвидов объектов
Выделение по списку
Имеется возможность выделять объекты и снимать с них выделение с помощью списка элементов сцены. Это можно сделать в окне диалога, вызываемом командой Outliner (Структура) меню Window (Окно). Имена выделенных объектов сцены в этом окне помечены серой полоской. Можно выделить список последовательно расположенных объектов, щелкнув на первом пункте списка, нажав клавишу Shift и затем щелкнув на последнем пункте списка. Альтернативным способом в данном случае является щелчок на первом элементе списка с последующим перетаскиванием указателя мыши вниз или вверх. Если же нужно выделить несколько объектов, имена которых расположены вразброс, нажмите клавишу Ctrl и последовательно щелкните на именах всех элементов. Простой щелчок на любом из элементов списка приводит к снятию выделения с элементов, выделенных ранее. Таким способом можно выделить даже элементы, не входящие в маску выделения.
В этой главе вы получили информацию о способах создания и редактирования объектов в Maya. Были продемонстрированы следующие приемы:
Теперь, когда вы познакомились с интерфейсом Maya и основными методами работы с этой программой, пришло время рассмотреть их в действии. В следующей главе вы найдете пример пошагового создания анимации. Выполнить упражнение будет намного проще, если вы детально знакомы с инструментами, описываемыми в этой и предыдущей главах.
Если понимание материала в следующей главе потребует от вас слишком больших усилий, рекомендуем вам еще раз внимательно перечитать текущую главу.
Иллюстрированный самоучитель по Maya 4.5 для продвинутых
Выделение объектов
Перед тем как отредактировать или удалить элемент сцены, его нужно выделить. В перенасыщенных объектами сценах не так-то просто бывает сфокусироваться на чем-то определенном. К счастью, в Maya есть ряд методов, полезных в данной ситуации.
Выделение одного объекта
Для выделения объекта достаточно щелкнуть на нем кнопкой мыши. В режиме каркасного отображения щелчок должен производиться на одном из видимых ребер, а в режиме тонированного отображения – в произвольном месте поверхности объекта. В последнем случае станет видимым каркас объекта. Щелчок в произвольном месте окна проекции, вне границ выделенного объекта приводит к снятию выделения.
Примечание
Невозможность выделения объектов, отличных от примитивов и кривых, может быть связана с включенным режимом редактирования подобъектов. Это можно определить по маске выделения. При этом в строке состояния будет нажата кнопка Select by Component Type (Выделение подобъектов), а расположенное слева текстовое поле будет содержать слово Components (Подобъекты), как показано на рис. 3.2. В результате вы сможете выделять и перемещать, например, вершины объекта, изменяя тем самым его форму. Для перехода в режим редактирования объектов нажмите клавишу F8. Ее повторное нажатие вернет вас к редактированию подобъектов.
Рис. 3.2. Результат выделения объектов в режиме редактирования подобъектов
Добавление и исключение объектов при групповом выделении
Для выделения набора объектов и снятия выделения с отдельных объектов, входящих в этот набор, существуют следующие способы:
Команды меню Edit
Меню Edit (Правка) содержит ряд команд, предназначенных для выделения объектов. Команда Select All (Выделить все) приводит к выделению всех объектов сцены. В то же время в результате выбора команды Select All by Type (Выделить все объекты типа) появляется список типов объектов, в котором нужно указать, объекты какого типа требуется выделить. Например, выбор варианта Lights (Источники света) приведет к выделению всех источников света в сцене.
Команда Select Invert (Обратить выделение) приводит к выделению невыделенных элементов и снятию его с выделенных. Имейте в виду, что эта операция затрагивает все объекты сцены, даже скрытые. Кроме всего прочего, можно сделать элементы не только невидимыми, но и недоступными для редактирования. Для этого используется список команд, появляющийся при выборе команды Hide (Скрыть) меню Display (Отображение). Вдобавок, используя редактор слоев, можно скрыть группу элементов сцены, сделав невидимым целый слой. Подробно этот прием будет объяснен в главе 5.
Вводный урок по Maya. Интерфейс
Дисклеймер! Для тех, кому лень читать стать., я постарался изложить информацию в виде ролика на YouTube (не судите строго):
Здравствуйте, уважаемые дамы и господа, рад приветствовать Вас на своем канале. Как, Вы уже могли заметить из названия видео, сегодня речь пойдет об интерфейсе замечательной программы Maya от Autodesk.
У Вас может возникнуть ряд резонных вопросов: «Почему именно Maya? Какую программу стоит изучать для 3D? Может быть, какая-то программа лучше в чем-то, а какая-то хуже. Дело в том, что Maya c момента разработки компанией Alias Systems Corporation в 1998 году претерпела множество
изменений и обновлений. И вот как-то исторически сложилось, что ее стали использовать в крупных студиях по производству компьютерной графики. Так что, когда вы смотрите какой-то голливудский фильм или уж тем более, мультфильм, напичканный эффектами, можете быть на 100% уверены, там без Maya не обошлось. К слову, Майку часто используют и в производстве игр, так что это очень серьезный софт. Ну, и, если у вас есть цель попасть в какую-нибудь крупную студию, Maya вам может в этом помочь, потому как является неким стандартом в мире CG. Но опять же стоит иметь ввиду, что Maya особо ничем не лучше таких программ как 3DS Max, XCI, Blender, Cinema 4D, Houdini и т.д., просто является стандартом для большинства студий вот и все.
Примеры работ:
Работы взял прямиком с официального сайта.
Стоит сразу же для себя уяснить, что Maya – это платное ПО, но, если вы студент, то можете скачать студенческую версию на 3 года. Для этого нужно перейти данной ссылке.
Итак, как только вы запустите программу, перед вашим взором предстанет что-то подобное, ибо с новыми обновлениями могут быть внесены некоторые изменения в интерфейс, но структура должна остаться той же (На самом деле, первым делом откроется окно, в котором вы можете отключить выделения и в целом снять галочку, которая больше не будет открывать это окно при старте, но я по старинке просто закрываю его):
Поначалу Вас может испугать обилие кнопок, но без паники! Сейчас будем разбираться… Чтобы было удобнее, я выделил области экрана, о которых будет написано ниже.
Начнем с Menu Sets:
“Menu Sets” или «наборы меню» разделяют типы доступных меню на категории: Modeling (Моделирование), Rigging, Animation (Анимация), FX (Динамика), Rendering и можно сделать собственный тип меню или настроить имеющиеся – Customize.
Переключаться между сетами можно с помощью горячих клавиш: F2 – Modeling, F3 – Rigging, F4 – Animation, F5 – FX, F6 – Rendering. О горячих клавишах
подробнее я напишу чуть позже. Существует ряд менюшек, которые есть в каждом из наборов Menu Sets: File, Edit, Create, Select, Modify, Display и Windows. Остальные меню будут меняться в зависимости от того, какой набор выбран в Menu Sets.
Кстати говоря, иногда бывает полезно «оторвать» (Tear off) кусок меню, чтобы он был отдельным окном и имелся быстрый доступ к чему-либо. Для этого нужно открыть понравившееся меню, и клацнуть левой кнопкой мыши (далее ЛКМ) в область точек в самом верху свитка:
Сразу под Menus находится область Status Line (строка состояния), содержащая значки для многих часто используемых команд, таких как: File>Save, также значки для выбора привязок, масок, рендеринга и другого. Также Status Line содержит в себе как раз-таки область Menu Sets, о которой я писал выше и область вспомогательных значков на боковой панели (Sidebar Icons справа, которые дают быстрый доступ к разным полезностям). Кстати говоря, по дефолту,
строка состояния отображает не все свои возможности. Чтобы получить полный доступ к функциям Status Line, достаточно разворачивать вкладки на самой панели, кликая по серым вертикальным указателям. Чтобы было понятно, о чем речь, смотрите изображение ниже:
Под Status Line находится область Shelf (Полка), представляющая некоторые наборы меню в быстром доступе. Видим, есть полка Curves / Surface, Poly Modeling, Sculpting, Rigging и т.д. Тут вынесены самые часто используемые команды и инструменты для каждого набора.
Но главная сила Shelf в том, что можно создавать свои полки, удобные именно Вам. Можно создать пустую полку и туда накидать удобных инструментов и операций прямо из меню, или сделать то же самое в уже имеющиеся полки. Для этого потребуется зажать
магическое сочетание клавиш Ctrl+Shift и клацнуть по нужному инструменту в меню. Он автоматом появится на полке. Также
можно на полку выносить свои скрипты, так что Shelf – тема весьма и весьма удобная. Хотя по правде говоря в Maya есть десятки способов делать одно и то же, в чем Вы потом убедитесь.
Далее предлагаю ознакомиться с панелью просмотра View Panel, располагающейся сразу под полками (Shelves). Короче, панель просмотра – это область
представления вашей модели с помощью камеры или эта панель может быть использована для редактора нод, анимации и текстурирования. Это может быть одна панель, но, если быстро нажать на «пробел», тогда у вас выползут 4 панели просмотра, использующие 1 перспективную камеру и 3 вида с разных сторон (сверху, спереди, сбоку). Также менять количество панелей можно, используя кнопки быстрой компоновки, слева от View Panel. Немного погодя мы поиграемся с View Panel и создадим что-нибудь эдакое, а пока что пробежимся вкратце по элементам интерфейса.
Справа от View Panel по дефолту расположен Channel Box (коробка передач) и Layer Editor (редактор слоёв). В Channel Box отображены некоторые атрибуты объекта. Как только вы выбираете какой-либо объект, справа в Channel Box появятся цифры в клетках. Эти цифры – данные атрибутов. Их можно менять, вводя с клавиатуры, и наблюдать за тем, как меняется объект. Чтобы вы понимали, атрибут – это своего рода параметр, который описывает объект. Это могут быть координаты объекта относительном мировых осей, угол поворота объекта, масштаб, материал и текстура, параметр отображения во viewport… их о-очень много, ну чтобы вы просто понимали, еще раз, атрибут – это параметр. Редактор слоев Layer Editor – тоже удобная штука. Мы
можем создавать слои, вносить в них определенные объекты и, к примеру, изолировать их от выделения (то есть все остальные объекты в сцене можно будет
выделять, а объекты в слое нельзя) или объекты в слое можно сделать невидимыми, что тоже бывает удобно. Там же есть слои анимации, использующиеся для смешивания, блокировки или отключения нескольких уровней анимации. Опять же, чтобы Вам было проще найти это дело, ниже прикреплю изображения.
Поговорим о Tool Box – панели инструментов:
Move tool («W») – инструмент перемещения,
Rotate tool («E») – инструмент вращения,
Scale tool («R») – инструмент масштабирования, и можно открыть Manipulator («T»),
а также получить доступ к последнему используемому инструменту в сцене («Y»).
Попробуйте потыкать на вкладки в Toll Box и по кнопкам Q W E R T Y на клавиатуре. С клавиатуры инструменты, конечно удобнее вызывать, но все же Tool Box иногда бывает полезен. У каждого инструмента есть свои настройки, чтобы их открыть, можно либо дважды клацнуть левой кнопкой мыши (Далее ЛКМ) по нужному инструменту в Tool Box, либо в правом верхнем углу интерфейса есть кнопка Show/Hide Tool Settings, которая также открывает настройки используемого инструмента. Кстати, если просто наводить на элементы интерфейса и немного подождать, то вылезет подсказка.
Важно! Если по какой-то причине вы что-то натворили с интерфейсом, всегда можно ресетнуть настройки, для этого открываем проводник, заходим в документы, maya кадр вперед;
Alt+ 589 0 850 3
Oltos Bigri Тут один резонный вопрос. Зачем? На дворе 2021 год. Уже каждый школьник записал урок по интерфейсу майи. 10005000 видео по запросу на ютуб.
Black Beauty Действительно резонный вопрос, просто захотелось сделать что-то свое. Более аргументов нет)
Выделение объектов
Таким образом, я могу выделять и отменять выделение своих объектов. Также мы увидели, что последний выбранный объект выделяется по-другому. И если я хочу, я могу отменить выбор этого и этого и также этого куста. Или, если я хочу отменить выбор всех выделенных объектов, я опять же могу щелкнуть по пустому пространству. Если вы хотите выбрать целые группы объектов, можно щелкнуть левой кнопкой и, удерживая ее, перемещать курсор. Смотрите, я удерживаю левую кнопку и перетаскиваю курсор, появляется рамка и выделяет объекты.
И Maya предлагает нам также инструмент Лассо. Обратите внимание, как изменяется курсор, когда я щелкаю по этому инструменту. Он очень похож на инструмент Лассо в Photoshop. Вы просто щелкаете левой кнопкой и рисуете любую форму, и все, что находится в пределах этой формы, будет выбрано. И это тоже будет работать с Shift для отмены выбора объектов. Я нажму клавишу Q для возвращения к моему обычному инструменту выделения.
Кроме этого существует окно с набором настроек инструмента Select. Открывается окно Tool Settings двойным щелчком левой кнопки по значку инструмента Select. Здесь представлены различные способы выбора объектов. Я могу настроить свою среду относительно того, как именно выбирать объект. Я могу также выделять объекты, которые не смотрят на камеру, или я могу выключить это, чтобы выбирать только те, которые обращены к камере.
Здесь есть еще много различных опций. У нас есть Soft select, который особенно полезен в моделировании. С Soft select я могу выбирать объекты по объему, по поверхности, и это может быть очень удобно для моделирования, но я также могу сделать то, что называется Global soft select. Давайте перейдем в этот угол и выберем вот это дерево. (В Soft select я могу выбирать различные параметры для объектов: объем, поверхность, и это может быть удобно для моделирования. Там же я могу выбрать опцию Global.)
Обратите внимание, как при этом выделяется часть другого дерева. Потому что мой выбор фактически распространяется в рамках определенного диапазона, который можно регулировать с помощью Falloff radius. И если я его увеличиваю, смотрите, как это влияет на вещи, окружающие выделенный объект. Забегая немного вперед, я перейду в Move tool и покажу, как выделенные объекты будут растягиваться и двигаться.
Вернемся к Select. Теперь я перейду от опции Global на Object, и это изменит его работу. Давайте увеличим Falloff radius и увидим, как эти деревья рядом с выбранным нами деревом затронуты выделением, и цвет говорит нам о том, насколько сильно они затронуты. Если я снова перейду в Move и буду перемещать это дерево, посмотрите, как будут перемещаться другие деревья.
Если Вы хотите выйти из Tool Settings, просто закройте окно. Таким образом, когда у нас есть много различных объектов, мы можем выделять их отдельно или группами, мы можем использовать Soft Select для выделения объектов пропорционально их позиции относительно друг друга. Рекомендую потренироваться выделять объекты разными способами.
Работа с UV-редактором
Если вы хотите получить возможность более точно управлять размещением ваших текстур, можно использовать редактор UV. Он предоставляет детальное управление тем, как на полигональный объект накладывается плоское изображение. У меня здесь есть очень простой объект, и я хочу применить материал к нему. Мы создаем материал, и затем в Color channel я хочу задать текстуру Cardboard box.
Это просто развернутая картонная коробка. Если мы открываем файл, убедившись, что Hardware Texturing включено, и увидим, что получилось довольно неплохо. Дело в том, что для него используется специальное отображение для кубических объектов. Когда Вы создаете объекты в Мауа, у них есть отображение по умолчанию. То есть наша картинка с разверткой коробки практически совпадает с отображением по умолчанию для кубов.
Мы можем понять, как это работает, если войдем в редактор UV: Windows/ UV Editor, и мы увидим развернутый объект, состоящий из полигонов. Если я щелкаю правой кнопкой по объекту в окне проекции и перейду в режим Face, мы увидим, что каждая поверхность на нем соответствует поверхности в редакторе UV.
Я могу выбирать компоненты в UV редакторе или в окне проекции. Я выбрал какие-то вершины, и могу просто перемещать их при помощи своих стандартных инструментов move. Я нажимаю клавишу W для перемещения, двигая эту точку и таким образом расширяю область для соответствия нашему изображению.
Я просто выбираю эти UV (они не вершины vertex, это вершины UV) и перемещаю их до совпадения с изображением. Я могу использовать много опций. Если я хочу, я могу использовать масштаб: увеличить или уменьшить. Я могу повернуть их и т.д. Итак, это очень простой пример, но он очень ясно показывает, как работает этот инструмент. Я могу скорректировать все UV сразу.
Я могу выбрать их все и уменьшить масштаб для их выравнивания, и я могу сделать то же самое здесь. Еще раз, все, что я делаю, просто перемещаю эти UV для соответствия моему объекту. Я могу так пройтись по всей карте и скорректировать ее так, чтобы она выглядела в точности так, как я хочу. Как видите, у нас есть еще много инструментов. У нас есть меню System, позволяющее нам работать с нашими полигонами и нашими UV. У нас есть меню View, меню Select.
И это очень важно, потому что мы можем выбрать поверхности, мы можем выбрать то, что называется оболочкой, Shell. Мы можем выбрать границу, Border. У нас также есть инструменты, позволяющие нам сглаживать и как угодно влиять на то, как работает это отображение. Мы также имеем контроль над изображением, мы можем сделать его менее ярким. Мы можем изменять текстуры, поэтому если у нас есть несколько текстур в объекте, мы можем выбрать, какую именно отображать, и так далее.
И все эти опции продублированы здесь этими значками. Итак, это очень хороший способ точно настроить отображение текстуры на 3D объекте.