Как исчез директор школы читать
Как исчез директор школы читать
Артур Гиваргизов – имя очень известное в современной детской литературе. Родился Артур Александрович Гиваргизов в 1965 году в Киеве. С трехлетнего возраста живет в Москве. В 1989 году окончил музыкальное училище при Московской консерватории по классу гитары, после чего работал артистом ансамбля старинной музыки, выступал с сольными концертами. В настоящее время работает в музыкальной школе, преподает игру на классической гитаре.
Рассказы и стихи Артура Гиваргизова печатались в журналах: «Сатирикон», «Куча-мала», «Магазин», «Миша», «Ералаш», «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и Два жирафа», «Вовочка», «Тошка», «Простоквашино», «Костер», «Фонтан» и в газетах: «Семья» (в приложении «Маленькая тележка»), «Жили-были», «Независимой газете» (в приложении «Ex libris»).
Перевертыши случаются у Гиваргизова довольно часто, его персонажи выходят из привычных ролей, меняются местами, взрослые то и дело воспроизводят детское поведение, а дети мыслят по-взрослому. Школа и семья, семья и школа – главные места происшествий в произведениях А. Гиваргизова. Дети воспитывают учителей, как хотят, а учителя воспитывают детей, как могут, и при этом все живут своей отдельной жизнью и все довольны. Из того, как глубоко он знает все тонкости школьной жизни, ясно, что знает он их изнутри. Ведь, Гиваргизов – учитель, причем, его вариант – один из самых тяжелых: он – учитель музыки.
Писатель никого ничему не учит, кроме того, что каждый должен учиться сам и самостоятельно делать выводы. Иногда кажется, что он моделирует будущее. А еще Артур Гиваргизов любит и умеет удивлять. Его истории ужасно смешные. Юмором своим автор пронзает всех: детей и родителей, учителей и учеников… Юмор этот таков, что хочется смеяться в голос, и это смех сквозь слезы в буквальном смысле. Это странный юмор – юмор эпохи всеобщей депрессии, но от этого он не становится менее «спасательным и выручательным».
Как исчез директор школы читать
Записки выдающегося двоечника
Артур Гиваргизов
Время – детство
Опять о школе. Ну да, а куда от неё денешься? Школу можно любить или не любить… Но если любишь и считаешь её своей, то, наверное, можно и посмеяться. Над школой. Над учителями, учениками, родителями… Над собой. Это будет не обидный смех.
Записки выдающегося двоечника
© Артур Гиваргизов, 2016
© Валерий Калныньш, оформление и макет, 2016
© Вера Коротаева, иллюстрации, 2016
© ООО «Издательство «Время», 2016
Записки выдающегося двоечника
1 сентября, перемена
– Послушай, Сереберцева, – спрашивал Серёжа у отличницы Сереберцевой, – почему ты такая отличница?
– Круглая, – добавила Сереберцева.
– Круглая, – согласился Серёжа. – Может быть, ты ешь что-нибудь особенное или пьёшь?
– Да вроде нет, – задумалась Сереберцева. – Пепси, чипсы.
– Я тоже – пепси-чипсы, – сказал Серёжа, – тогда почему ты отличница?
– Это гены, – сказала Сереберцева, – гены, миленький Серёжечка.
– Ага! – воскликнул Серёжа. – Вот видишь!
Серёжа прибежал в аптеку и спросил:
– У нас только гематогены, – сказали в аптеке.
– Давайте, – обрадовался Серёжа, – шесть штук. Нет, семь!
Серёжа съел семь гематогенов и побежал опять в школу. На химии он получил двойку, а на алгебре двойку с минусом.
Тогда Серёжа разозлился и стал бегать за Сереберцевой и выкручивать ей руку.
2 сентября, урок физики
– Ну что, Гаврилов, сразу двойку ставить, или прогуляешься к доске и обратно? – спросила Вера Петровна, и Серёже стало обидно.
«Откуда она знает, – думал он, – что я не выучил урок? Зачем она так говорит?!»
– Откуда вы знаете, Вера Петровна, что я не выучил? – спросил Серёжа.
– Так ты же никогда не учишь! – удивилась Вера Петровна.
Серёжа встал, поднял вверх указательный палец и простоял так одну минуту, как бы к чему-то прислушиваясь.
– Это да, – согласился он, – но вдруг сегодня выучил?
– А ты выучил? – спросила Вера Петровна.
Серёжа задумался. Он рассеянно посмотрел на Коперника, потом на Ньютона и наконец ответил:
– Можно теперь двойку ставить? – спросила Вера Петровна.
Серёжа посмотрел на часы.
– Теперь можно, – согласился он, – теперь мы выяснили.
– А в чём разница? – спросила Вера Петровна.
– В том, что я получил двойку на семь минут позже, – ответил Серёжа.
– Не понимаю, – сказала Вера Петровна, – неужели тебе от этого легче?
– Просто папа сказал: «Продержишься на физике хотя бы пять минут – куплю тебе футбольный мяч». А я продержался семь, – объяснил Серёжа.
– Мы свидетели, – сказали Кулаков, Зубов и Сереберцева.
Записки выдающегося двоечника (3 стр.)
Всем не угодишь
13 сентября, перед уроками, за три минуты до начала
Однажды Серёжа решил угодить сразу двум учителям – по русскому языку и по пению.
В 8.27, с гитарой, он встал под окнами школы и запел упражнение № 43. Потом Серёжа спел: упражнения 44, 45, 46, изложение, диктант и наконец – сочинение на тему: «Образ двоечника в художественной литературе второй половины двадцатого века». Учителя выглядывали из окон и, кажется, были довольны.
Вдохновлённый тем, что на него не кричат, Серёжа спел английский алфавит. Потом он спел параграф № 18 – «Рабовладельческий строй в Древнем Риме», «Животный и растительный мир средней полосы», таблицы Менделеева, умножения, строение клетки.
И когда Серёжа спел всё, из школы вышли довольные учителя и поставили ему пятёрки. Кроме учителей по физкультуре и по труду, которые вышли очень недовольные и поставили двойки.
«Всем не угодишь», – подумал Серёжа.
Обычно Серёжа списывал
14 сентября (воскресенье), дома, ночью
Обычно Серёжа списывал уроки у Сереберцевой и относился к этому спокойно: «Ну и что? Ерунда. Она же меня любит». Но иногда с Серёжей что-то происходило, и нехорошие мысли – а вдруг Сереберцева меня разлюбит? – не давали ему уснуть.
И тогда он ночью вставал с постели, садился за письменный стол и пробовал решить задачу по математике или выучить наизусть стихотворение. Но у него ничего не получалось.
Тогда Серёжа начинал волноваться и звонил Сереберцевой.
– Алло, – говорил папа Сереберцевой хриплым голосом.
– А Лену можно? – спрашивал Серёжа.
– Что?! Опять?! В четыре часа ночи?! – кричал папа Сереберцевой. – Я тебе покажу Лену! Безобразие! – и бросал трубку.
После таких разговоров Серёже становилось ещё хуже. К счастью, эти нехорошие мысли приходили не каждый день, а только по воскресеньям и четвергам.
Как учительница по физике хотела поставить пятёрку
15 сентября, на уроке физики
– Слушай, Серёжа, – сказала как-то учительница по физике, – я же не зверь. Если ты что-нибудь знаешь по физике – скажи, я тебе пятёрку поставлю.
– Что сказать-то? – спросил Серёжа.
– Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай… повтори. На все тела-а-а-а…
– Не могу, – пробормотал Серёжа. – Не могу я повторить то, во что не верю.
– Как не веришь! – удивилась учительница по физике. – Ну хорошо, не веришь – не надо, – улыбнулась она. – Ты только повтори, и я тебе сразу пятёрку в журнал, а? И отпущу домой, а? Дам сто рублей, а?
– Не могу, – твёрдо сказал Серёжа, – не верю.
– А во что же ты веришь?! – закричала учительница.
– В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, – спокойно сказал Серёжа.
После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.
– Садись, Гаврилов, – сказала учительница по физике, – два!
Серёжа поймал парту и сел.
Учителя терпеть не могут
16 сентября, на уроке русского языка
Всем известно, что учителя друг друга терпеть не могут – они только делают вид, что любят, – потому что все считают свой предмет самым главным. А самым‑самым главным считает свой предмет учительница по русскому языку. Поэтому она и задала сочинение на тему «Самый-самый главный предмет». Достаточно было написать всего одно предложение: «Самый главный предмет – это русский язык», даже с ошибками, – и получишь пятёрку. И все так и сделали, кроме Серёжи, потому что Серёжа не понял, о каких вообще предметах идет речь. Он думал, что предмет – это что-то твёрдое, и написал о зажигалке.
– «Самый главный предмет, – читала вслух Серёжино сочинение учительница, – это зажигалка. Без зажигалки не прикуришь». Подумаешь, – остановилась она, – не прикуришь. Попросил огонька у прохожего, и всё.
– А если в пустыне? – спокойно возразил Серёжа.
– В пустыне и от песка можно прикурить, – спокойно ответила учительница. – В пустыне – раскалённый песок.
– Хорошо, – спокойно согласился Серёжа, – а в тундре, при минус пятидесяти?
– В тундре – да, – согласилась учительница по русскому языку.
– Тогда за что два? – спросил Серёжа.
– Потому что мы не в тундре, – спокойно вздохнула учительница по русскому языку. – А не в тундре, – вдруг закричала она, – самый главный предмет – это великий и могучий русский язык!
Педсовет
17 сентября, на педсовете
Однажды учителя пригласили выдающегося двоечника, трижды ученика 4 класса «Б» Гаврилова Серёжу выступить на педсовете с докладом: «Почему дети не хотят учиться и не делают уроки».
– В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с пользой от недеяния. В этом закон небесного Дао, – начал Серёжа. – Когда будет уничтожена учёность, тогда не будет и печали, – сказал Серёжа и глубоко вздохнул.
– А физика?! – закричала с места учительница по физике. – Без физики ты бы, Гаврилов, даже не знал, что Земля круглая!
– Какая же она круглая? – удивился Серёжа.
– Как какая! – не выдержала учительница по географии и вынула из сумочки чугунный глобус, который всегда носила с собой как средство самозащиты. – Вот как глобус!
– Ну хорошо, – усмехнулся Серёжа и показал пальцем на океан, – а почему тогда вода не выливается?
– А Земля её притягивает, как магнит! – снова вскочила раскрасневшаяся от волнения учительница по физике.
– Магнит не притягивает воду, – сказал Серёжа и устало прикрыл глаза. – Я это знал ещё в детском саду.
– Что же, по-вашему, Сергей Сергеевич, – вежливо обратился к Серёже директор школы, – учёные ошиблись, и все жертвы были напрасны?
– Эррарэ хуманум эст – ошибаться – человеческое свойство. Цицерон, – сказал Серёжа и развёл руками. – Я вас понимаю, и, поверьте, мне очень жаль.
– Как-как? – переспросил учитель по истории. – Повторите ещё, я не успел записать. – Эррарэ хуманум кто?
– Эст, – сказал Серёжа.
Разговаривал на уроке
Однажды Серёжа в одной книге про разведчиков прочитал, что надо уметь отвлекать внимание врага.
Ну, мама и папа, конечно, хорошие и не совсем враги, но научиться отвлекать их внимание надо обязательно. Например, от дневника, когда там записано: «РАЗГОВАРИВАЛ НА УРОКЕ!».
Пришёл Сережа из школы и, пока мама не успела спросить про дневник, стал мыть пол. И так сильно отвлёк мамино внимание, что она даже ущипнула себя за ногу, потому что думала, что спит.
А потом Серёжа вымыл посуду и полез белить потолок, и родители про дневник забыли совсем. Они даже забыли, какое сегодня число и как их зовут.
А Серёжа за месяц сделал ремонт в квартире и в подъезде, посадил под окнами двадцать две ёлки… Потому что он разговаривал на уроках каждый день – то на одном, то на другом.
А потом учителя узнали о ремонте и тоже стали просить: кому надо было кухню покрасить, а кому крышу на даче… За это учителя обещали больше не записывать «разговаривает на уроке». Правда, Серёжа уже и не разговаривал, а спал, потому что уставал очень – на работе.
Как директор Серёжу спасал
19 сентября, во время урока химии
Однажды Серёжа попросился выйти из класса. Вышел он в коридор, посмотрел вокруг и подумал: «Хорошо-то как! Тихо! Не то что на перемене!» И так ему не захотелось возвращаться в класс, что решил он остаться в коридоре до конца урока. Лёг под батарею, закрыл глаза и представил себя на пляже.
«Эх, почаще надо выходить», – думал Серёжа и переворачивался на другой бок.
А в это время по коридору шёл директор школы.
Вдруг директор видит, что какой-то мальчик валяется на полу с закрытыми глазами и еле-еле дышит. Испугался директор, что в его школе что-то случилось с мальчиком, подбежал и стал Серёжу бить по щекам и лить на него нашатырный спирт.
Закричал Серёжа от неожиданности, вскочил и побежал. А директор за ним, чтобы искусственное дыхание сделать.
Бегали они по школе полчаса, пока директор не устал.
Но с тех пор Серёжа никогда больше во время урока из класса не выходил.
Как человеку, который не умел читать и писать, удалось почти 20 лет проработать школьным учителем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Слова никак не складывались в буквы
Детство Джона прошло в Нью-Мексико, он воспитывался в многодетной семье. Как вспоминает мужчина, он поздно начал говорить, но всегда тянулся к знаниям. Когда пошел в школу, очень хотел научиться хорошо писать, читать, ни чем не отставая от своих старших сестер.
Мальчик внимательно слушал объяснения учителя, но, как ни старался, не мог понять, как эти «закорючки» можно сложить в слова. Уставившись в учебник, он испытывал примерно те же ощущения, что испытал бы обычный американец, положи перед ним газету, в которой все написано на китайском. Джону исполнилось восемь лет, девять, десять, а читать он так и не умел. И писать тоже.
– Помню, по ночам я молился и просил Бога: «Господи, сделай так, чтобы я завтра проснулся и смог читать!» Или включал свет, открывал книгу и долго смотрел в нее, надеясь, что произойдет чудо. Но чуда не происходило, – вспоминает Джон.
Ребенка перевели в группу отстающих и ему было очень стыдно. Родители его тоже беспокоились по этому поводу, однако учитель оптимистично говорил: «Он мальчик умный – научится». Эту фразу педагоги повторяли в конце каждого учебного года, переводя его в следующий класс.
Джон ненавидел школу и каждый день шел туда, как на каторгу, ведь на уроках он чувствовал себя аутсайдером. Однако удача пришла, откуда не ждали.
Сдавать экзамены помогали друзья
Одна из таких воздыхательниц стала делать за Джона домашние задания и помогать на контрольных.
Постепенно подросток научился хитрить. Во время школьных проверочных работ он подглядывал в тетради одноклассников и просто перерисовывал все, что написано у них, не понимая, что пишет.
Окончив школу, парень поступил в колледж. И там тоже продолжал обманывать студентов и педагогов. Например, по некоторым предметам ему удавалось доставать экзаменационные билеты, поскольку они из года в год были одинаковые. Решал он их заранее с помощью друзей.
Как-то раз на экзамене он списал с доски вопросы, не понимая, что они означают. Вмести с ним в классе был друг-отличник. Этому парню очень нравилась одна девушка, но не хватало смелости к ней подойти. Джон пообещал однокурснику свести его с ней в обмен на помощь. Тот решил задание за него и незаметно передал ему готовые ответы.
А однажды Джону даже пришлось, договорившись со сторожем, выкрасть из кабинета сейф с экзаменационными билетами. Он принес его домой, вскрыл, переписал один из билетов, затем отнес сейф обратно. Друг сделал ему копию этого билета и заранее решил задания. На экзамене афера прокатила.
Нельзя сказать, что Джон получал удовольствие от своего обмана. Ему было стыдно, обидно и больно. И ночью он ревел, как ребенок. Парень боялся просить помощи у окружающих, потому что не верил, что ему возможно помочь.
Справедливости ради стоит отметить, что Джон все-таки писать мог – но примерно так, как это делает первоклашка. При большом старании у него получалось вывести на бумаге несколько слов, а также написать свое имя. А вот читать он не умел совсем.
Он отлично учил детей
Когда Джон окончил колледж, в стране была нехватка преподавателей. Это кажется безумием, но он пошел работать учителем. За время учебы в школе и колледже его ни разу не уличили в обмане, и он верил, что справится и на работе!
Во время уроков учитель почти никогда ничего не писал детям на доске, зато он смотрел вместе с ребятами фильмы, обсуждая их, а также проводил дискуссии. Педагог учил их думать, рассуждать, и это приносило отличные результаты. Если же на уроке нужно было что-то написать или прочитать, он просил это сделать кого-то из наиболее прилежных учеников.
Но на протяжении всей работы у Джона был самый большой страх – это еженедельные школьные собрания. На каждом таком собрании директор просил кого-то из учителей выйти к доске и написать свои идеи. Каждый раз при мысли об этом Джона охватывал ужас. Для себя он решил, что если окажется в такой ситуации, схватится за сердце и упадет, притворившись, что ему стало плохо. Однако ему повезло: за все время работы его ни разу не вызвали к на собрании доске.
Обман папы раскрыла дочка
О том, что действительно означало признание мужа, женщина поняла лишь годы спустя – когда у них появился ребенок. Да-да, именно маленькая дочка раскрыла его обман!
– Нашей малышке было года три. По вечерам я ей «читал» книжки, но на самом деле лишь делал вид, рассказывая известные сказки или придумывая сюжеты на ходу. Но как-то перед сном она дала мне книгу со сказкой братьев Гримм. Я начал что-то говорить от себя, и тут дочка посмотрела мне в глаза и сказала: «Ты читаешь не так, как мама. Там другое написано». Слыша, наш диалог, жена, наконец, поняла, в чем моя огромная проблема. Но она приняла меня таким, какой я есть, и просто стала мне помогать.
Джон преподавал в школе с 1961 по 1978 год, а потом ушел с работы. Ещё восемь лет спустя его жизнь перевернулась.
Занимаясь с 65-летней женщиной-волонтером, Джон смог научиться тому, что не мог освоить почти всю свою жизнь. Уже год спустя он читал и писал на уровне ученика шестого класса.
Бывший педагог был безумно счастлив. Чтобы мотивировать других не отчаиваться и последовать его примеру, он даже решился донести свою историю и свой опыт до окружающих. Джон даже принял участие в шоу-программах знаменитых Ларри Кинга и Опры Уинфри.
Сейчас Джону 84 года. Научившись писать, он издал две книги, основал фонд, помогающий бороться с безграмотностью, успешно торговал недвижимостью и даже работал адвокатом.
Учить детей призвание, и педагогами не становятся, а рождаются. Джон явно обладал этим великим даром, хотя умение писать и читать помешало ему реализовать его в полной мере. В продолжение темы предлагаем посмотреть восемь фильмов об учителях, которые меняют мир.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
8 новых детских книг декабря
Хорошие новые стихи, приключения полосатого медвежонка, захватывающая индийская сказка с социальным подтекстом, смешные рассказы про школу – книжный критик Евгения Шафферт выбрала самые интересные детские книги, вышедшие в декабре.
Новая книга Дарьи Герасимовой создана как будто на все случаи детской жизни: она представляет читателям сборник народных загадок, по ней можно учить буквы, использовать иллюстрации в занятиях для развития речи и расширения словарного запаса и, наконец, просто играть. Достаточно лишь дочитать книгу до конца и вытащить из специального конверта настольную игру.
Игрушки, особенно плюшевые медведи, очень часто становятся героями детских книжек. Золотая полка книг про мишек, на которой давно уже стоят «Винни-Пух» А. А. Милна, «Мишка Ушастик» Чеслава Янчарского, «Мой Мишка» Зои Александровой и многие другие, каждый год дополняется всё новыми историями и медвежатами. Так, ежегодно игрушечную медвежью коллекцию увеличивают десятки переводных книжек-картинок, вроде серии про Мишку-никудышку австралийского художника Роберта Ингпена или сказки Джулии Дональдсон «Классный медведь». А в российской детской литературе совсем недавно заявили о себе два Медведя из цикла Сергея Седова «Сказки Детского мира» и чуть меланхоличный Миша из книжек-картинок «Миша и Синий зонт» и «Миша ищет ночлег», придуманных Сергеем Коваленковым и нарисованных Игорем Олейниковым.
Этой осенью читатели могут поставить на книжные полки ещё одну историю с игрушечным медведем: Анастасия Коваленкова сочинила и нарисовала сказку в стихах о полосатом медведе. В ней мы встретим героев, уже знакомых нам по предыдущей книге Анастасии «Тапки»: девочку Сашу и таксу Сёму. В прошлой истории действие так и не вышло за пределы квартиры и детской фантазии, а в новой книжке герои очень повзрослели, они будут перемещаться по городу и искать ответы на вполне серьёзные вопросы.
Сказка начинается с подарка: девочка Саша обнаруживает в коробке Мишку в бело-синюю полоску. В какой-то момент медвежонок узнаёт, что вообще-то медведи бывают бурыми, белыми, но уж никак не полосатыми! Медвежонок убегает от Саши и пытается отыскать самого себя: сначала обращается к полосатым матрасам, затем к арбузам и, наконец, к пчёлам. Однако ни те, ни другие, ни третьи не признали в Медвежонке своего! К счастью, в конце такса Сёма находит потерявшегося Полосатого, а девочка объясняет Медвежонку, что он, конечно же, медведь, а она любит его таким, какой он есть.
Ритмичный стихотворный текст сопровождается очень красивыми нежными иллюстрациями, на которых маленький читатель увидит жизнь города в самых неожиданных ракурсах. Эту историю о любви, ценности индивидуума и поиске своего места в мире Анастасия Коваленкова посвятила родителям: художнику Сергею Коваленкову, уже упомянутому выше, и писательнице Татьяне Макаровой, которую мы любим за сказки про маленького Ослика и другие детские книжки.
Путешествие на край кухни
Сказочные герои нередко отправляются в дальние страны, где совершают подвиги и спасают друзей, оказавшихся в беде. Для этого детские писатели придумывают сказочные миры с невероятными обитателями и непредсказуемыми опасностями. В сказке Ольги Лукас всё по-другому: её герои даже не покинут кухню самой обычной квартиры. Как ни странно, это не помешает им совершить путешествие, полное приключений и открытий.
Замечательные иллюстрации для книги нарисовала питерская художница Мария Павлова. В издательстве «Речь» это уже третья книга с её иллюстрациями, для двух предыдущих изданий художница создавала иллюстрации в технике масляной живописи, а в «Путешествии на край кухни» решилась на эксперимент и нарисовала светлые акварельные картинки.
Главный герой книги – 12-летний мальчик Юсуф, который уверен, что «нужно устроить так, чтобы все люди жили в мире и согласии, вместе трудились и во всём помогали друг другу». После смерти отца он должен кормить семью, но единственное, что ему предлагают делать, – наняться в армию к агрессивному падишаху и отправляться завоевывать соседние государства. Мальчик не хочет ни грабежей, ни насилия, за это падишах отбирает у него землю, а дочь правителя лишает его колодца. В обмен на единственную корову обманщик-сосед даёт мальчику волшебные зёрна, из них-то и появляется необычное дерево, которое растёт корнями вверх. Юсуф отправляется вниз по кроне дерева. В своем подземном путешествии мальчику удается побывать в стране Черного великана, где темнокожие великаны поработили белых в отместку за прошлое, затем в городе машин, в котором не осталось ни одного человека, в волшебном мире – там рабы золотого и серебряного великана строили стену ценой собственной жизни, а принцессу заставляли плакать, лишь бы получать жемчужные слёзы, и в других, столь же несправедливых и причудливых мирах.
Действие «Перевёрнутого дерева» одновременно необычно и динамично, приключения быстро сменяют друг друга, так что сказка кажется очень современной. Эта история становится своего рода экскурсией с обсуждением проблем современного общества: на примере выдуманных стран автор показывает читателю, как лгут политики и обманом наживаются власть имущие, почему несправедливы рабство и эксплуатация, к чему приводят жадность одних и безразличие других. В конце концов, мальчик и его новые друзья вернутся на землю, к матери Юсуфа, где добьются справедливости в своем, верхнем мире, и узнают, какую тайну скрывает в себе перевёрнутое дерево.
Книга вышла с новыми иллюстрациями Татьяны Лапонкиной, которые как нельзя лучше подходят этой сказке.
Бусина карманного карлика
Какой же Новый год без новой зимней сказки? Так подумала Анастасия Строкина и сочинила ещё одну сказочную историю, в которой много Севера, снега, поисков и находок. Книга получилась предсказуемо поэтичной (там даже есть новые хорошие стихи) и красивой (в издании много больших акварельных иллюстраций Олега Брауде). Возможно, некоторым читателям придётся не один раз обратиться к тексту, чтобы понять все его тайны, ведь сказка лишь кажется самой обычной, а на самом деле она раз за разом расширяет или вовсе отменяет общепринятые традиции жанра.
Как это часто бывает, все события с героями происходят во время длинной дороги. То есть сначала мы знакомимся с сестрами Верой и Варей, а ещё странной собакой Лилле (когда-то Лилле съел волшебный мухомор, из-за чего стал псом с самым длинным туловищем на свете). Варя заболела, и Вере кажется, что во всем виноват маленький карлик, изображение которого было вышито на платье одной из сестёр: девочки забрали у него бусину, вот карлик и разозлился. Вера, пёс Лилле и Птичка, северная куропатка, отправляются в путешествие, потому что уверены: болезнь Вари, страшный карлик, чёрная бусина и ещё один финский сказочник «с усатым именем» как-то связаны друг с другом. Странная компания побывает сначала в подземном мире, потом окажется в Санкт-Петербурге, а затем в Финляндии. Путешественники познакомятся с парой Подснежников, несколькими знаменитыми призраками и, конечно, с карликом Лефевром, который немалым образом удивит их самих и читателей.
Обычно в таких сказках все понятно и предсказуемо: одна девочка идёт спасать другую, для этого ей нужно пройти сто дорог, преодолеть множество препятствий и победить какое-то большое зло, как Герде – волшебство Снежной королевы, а Мио – рыцаря Като. Но Вера встретит не так уж много препятствий, и ей вовсе не придётся сражаться со злом. В конце мы обнаружим, что её путешествие было совсем иного толка и совершалось оно не ради борьбы и победы, а для самопознания, поисков ответов на самые сложные мировоззренческие вопросы, например, кто будет жить после смерти и за что можно полюбить? Вера в какой-то момент поймёт, что «у каждого существа должна быть история, за которую его можно полюбить».
Как исчез директор школы
В начале этого года в издательстве «Эгмонт» возродилась одна из самых примечательных серий современной детской литературы – «Город мастеров». Вслед за переизданиями любимых книжек начала 2000-х гг., таких как «Ветер делают деревья» Стаса Востокова или «Детский садик № 13» Валерия Роньшина, пришло время совершенно новых произведений. Сейчас в серии появился десяток новых книг, и среди них новый сборник рассказов Артура Гиваргизова «Как исчез директор школы».
Персонажи рассказов вытворяют бог знает что: то едят фотографии школы из большой любви, то изобретают химический состав, из-за которого директор школы становится невидимым, сидят на уроках спиной к парте, рисуют деньги на уроках рисования и спят – на литературе, в общем, хулиганят. Кому-то из читателей даже кажется, будто Гиваргизов создаёт этакий отрицательный, не соответствующий реальности образ современной школы. Но это, пожалуй, иллюзия! Писатель отлично знает, что юмор – может быть самый эффективный способ всех помирить и подружить, он от души смеётся над слабостями и глупостями детей и взрослых, и не перестает восхищаться их стойкостью и творческим подходом к самым стандартным ситуациям. Его непедагогичность совершенно особого рода – это «карнавальная непедагогичность, которая сближает учителей и учеников» и помогает тем и другим отдохнуть от слишком серьёзных дел, вроде подготовки к ЕГЭ или оценки эффективности проведённой воспитательной работы.
Мусорная революция. Свалка о двух концах
Издательство «Пешком в историю»
Детские книги на экологическую тему появляются у нас едва ли не реже, чем книги по гражданскому просвещению. Тем более пристальное внимание хочется обратить на каждую подобную новинку, как, например, на переводную книгу о мусоре и вторичной переработке, выпущенную издательством «Пешком в историю».
На самом деле «Мусорная революция» посвящена не столько мусору и проблеме свалок, сколько ресурсам вообще. Авторы предлагают читателю рассмотреть вещи в типичном школьном рюкзаке и узнать, как они появились и что происходит с ними, когда их выбрасывают. Глава за главой мы прочитаем, откуда берётся и куда исчезает питьевая вода, пластиковая или стеклянная бутылка, в которую она была налита, еда и различные упаковки из-под неё, одежда, книги, электронные приборы и многое другое. На каждой странице приводится множество наглядных схем с объяснениями, сравнительных таблиц, рисунков, таймлайнов и пояснений к цифрам и статистическим данным. Авторы продемонстрируют схемы производственных процессов и разъяснят десятки новых понятий, вроде «водный след», «углеродный след», «анаэробная переработка» или «обратный осмос». Все термины, которые встретятся в книжке, вынесены в специальный словарь и алфавитный указатель, которые находятся в конце издания. Не забыли и о любопытных фактах, последних научных достижениях в области ресурсосберегающих технологий и невероятных изобретениях, позволяющих сохранять или перерабатывать ресурсы. Так, мы узнаем, что жители Лимы (Перу) получают воду с помощью рекламного щита, в который вмонтирована система удержания влаги, ученые из Гонконгского университета разработали способ превращать несвежую выпечку в янтарную кислоту, а её, в свою очередь, в биоразлагаемый пластик, а выброшенные мобильные телефоны используются экологами для создания систем оповещения о незаконной вырубке лесов.
Книга адресована ответственному читателю. Авторы не поленились привести множество советов, следуя которым можно беречь воду, воздух и делать по возможности меньший вклад в усиление парникового эффекта. При этом на страницах «Мусорной революции» нет предложений отказываться от всего приятного или стыдиться, что ведешь недостаточно экологичный образ жизни, там просто приводятся удачные с точки зрения экологии варианты поведения и демонстрируется неоднозначность наших стереотипов. Вот, например, многие покупают электронные книги, чтобы сберечь деревья, но при этом не задумываются, что для производства электронной книги требуется существенно больше ресурсов, чем для бумажной, кроме того, она постоянно нуждается в дополнительной энергии, так что вопрос о том, какие книги меньше вредят окружающей среде, далеко не так однозначен, как кажется на первый взгляд.
Книга завершается на оптимистичной ноте: авторы верят в будущее без мусора и торжество философии безотходного образа жизни и предлагают читателю начать менять жизнь к лучшему уже сейчас, хотя бы в отдельно взятом школьном классе.
Новая серия издательства «Самокат» называется «Антропология для детей» и открывается книгой о справедливости. В предисловии автор пишет: «От эпохи к эпохе, от культуры к культуре мы изменяем наше коллективное мнение о том, что такое хорошо, а что такое плохо». С помощью книги Ники Дубровской мы можем совершить путешествие во времени и посмотреть, каким образом воплощались в жизнь представления разных стран и эпох о справедливости.
История осмысления общественного устройства и борьбы за справедливость началась ещё в древности, однако автор не заглядывает так далеко. Ника Дубровская собрала свою личную коллекцию исторических заметок, включив в неё только 25 ключевых событий и персон, самое давнее из которых произошло в 1825 г., и это, конечно, восстание декабристов на Сенатской площади с требованием установления в Российской империи конституционной монархии и отмены крепостного права. События и истории личной борьбы за справедливость представлены в книге в хронологической последовательности, однако читатель движется не от прошлого к настоящему, а совсем наоборот. Первая «история о справедливости» в этой книге относится к 2015 г., и это протесты учеников и примкнувших к ним учителей против закрытия школ в Бразилии. Далее мы почитаем и подумаем о поступке Эдварда Сноудена, учении Махатмы Ганди, последствиях «длинной пятницы», организованной женщинами Исландии, судьбе защитника Химкинского леса Михаила Бекетова, смысле придуманной в Новосибирске Монстрации, публичных выступлениях Мартина Лютера Кинга и многом другом.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.