Как искать курьеров для яндекс еды
Личный опыт: как я работал курьером в «Яндекс-доставке»
В 2020 году после увольнения с престижной должности я полтора месяца проработал курьером в «Яндекс-доставке». Так я был занят делом, заработал немного денег и бесценный опыт.
Сначала я решил писать тексты на заказ: когда-то я был журналистом, мне была знакома эта сфера. Я написал текст, его приняли, но деньги не перечислили и перестали отвечать на сообщения.
Я понял, что больше не готов рисковать, и решил поработать в такси или курьером. Стать таксистом оказалось непростой задачей: для этого нужно было оформить медкнижку и стать самозанятым. Устроиться курьером оказалось куда проще.
Расскажу, как я стал курьером, сколько заработал и какой самый необычный заказ мне довелось доставлять.
Как я стал курьером
Шаг 1: регистрация. В приложении я заполнил анкету: указал город, где буду работать, ввел данные водительского удостоверения и информацию об автомобиле. Я работал в Белгороде, ездил на Ниссане Ноуте.
Чтобы зарегистрироваться в приложении, надо заполнить анкету. На первом этапе нужно указать город и страну, где выдали водительское удостоверение
Я выбрал свой, поэтому мне нужно было ввести информацию об автомобиле: марку, модель, цвет, год выпуска и прочее
Шаг 2: подтверждение личности и данных об автомобиле. Для этого нужно сфотографировать следующие документы:
Еще нужно пройти обучение — ссылка на него будет в приложении. Во время обучения вам расскажут, как выполнять заказы на разных тарифах: например, на тарифе «Курьер» нужно всегда доставлять заказ до квартиры, а на тарифе «Доставка» можно встретиться с получателем у подъезда. Еще из обучения можно узнать, что делать в нестандартных ситуациях: например, как поступить, если получатель не отвечает на звонки. В таком случае нужно подождать у квартиры получателя десять минут, за это время позвонить ему четыре раза. Затем следует договориться с отправителем о возврате посылки. В конце обучения нужно пройти небольшой тест.
Я работал по тарифам «Курьер» и «Доставка» — они различаются стоимостью доставки и весом посылок. По второму тарифу могут работать только курьеры на автомобиле.
Еще важно пройти обучение и правильно ответить на вопросы в тесте. Если кандидат успешно проходит тест, в течение трех часов ему становятся доступны тарифы, по которым он прошел обучение
Если бы я решил работать с «Яндексом» напрямую, мне пришлось бы стать самозанятым и получить медкнижку — она нужна для доставки готовой еды. Такой вариант мне не подходил: я хотел устроиться курьером на довольно короткий период, а оформлять медкнижку долго и дорого. В итоге я решил работать с «Яндексом» через партнера.
В приложении я нашел список партнеров и выбрал ООО «Дубровка»: их офис есть в Белгороде, поэтому я мог к ним съездить в случае проблем. Они берут процент за сотрудничество — 3% с каждого заказа. Насколько я знаю, такой процент берут все местные компании. Никаких договоров я не подписывал.
После этого я мог приступать к работе.
Как победить выгорание
Как устроена доставка заказов
Суть работы курьера — забрать посылку у отправителя и передать ее получателю. Вот как устроен процесс.
Сигнал о новом заказе поступает в приложение — там указано место, где нужно забрать посылку. Если принять заказ, появится адрес доставки и номер телефона отправителя.
В приложении я менял статус в зависимости от того, на каком этапе я был:
Если не поменять статус на каком-то из этапов, следующий заказ взять не дадут. Со мной такого ни разу не было.
штраф за то, что курьер опоздал более чем на 30 минут от указанного времени
Я всегда успевал доставить заказ вовремя, но иногда до конца срока оставались считаные минуты из-за того, что я долго искал парковку. Еще иногда получатель долго не отвечал по домофону — это напрягало.
Я работал по будням с десяти утра до восьми вечера рядом с гипермаркетами и торговыми центрами. В день выходило от 8 до 15 заказов. За каждый заказ я получал 80—200 Р в зависимости от востребованности услуги и дальности доставки. Чаевые мне почти не давали — один раз я получил 15 Р через приложение, еще раз мне дали 50 Р наличкой.
Если курьер работает через партнера, деньги за заказы поступают на баланс в течение 3—5 дней. Их можно вывести через приложение партнера. Самозанятым проще: им деньги поступают прямо на карту в течение 1—2 дней.
Особенности работы курьером во время пандемии
Из-за пандемии коронавируса курьеры должны соблюдать ряд правил:
Эти правила нужно выполнять в том числе и тем, кто сделал прививку от коронавируса.
На время карантина доступ к сервису будет временно закрыт. Чтобы его восстановить, нужно прислать в службу поддержки документы, которые подтверждают, что курьер здоров.
Что можно и нельзя доставлять «Яндексом»
Не любую посылку можно доставлять — вот что я не мог принять у отправителя по правилам сервиса:
В остальном можно принимать любые посылки, которые весят не больше 20 кг и помещаются в багажник.
Мне ни разу не предлагали доставить что-то запрещенное — я в основном возил продукты, документы и недостающий товар для торговых точек. Больше всего запомнился первый заказ — тогда я через весь город вез девушке ананас. В другой раз я вез цветы в магазин — они заполнили весь салон и сильно пахли. Еще однажды поздно вечером я доставлял в полузаброшенный промышленный район старую книгу «Уроки кройки и шитья».
Что влияет на частоту заказов
Сервис распределяет заказы в зависимости от трех параметров: приоритет, рейтинг и активность.
Приоритет — это, по сути, вероятность того, что курьер получит заказ. Чем он выше, тем больше заказов достается курьеру.
Приоритет начисляется в баллах. Их можно получить за следующие действия:
Новичкам в первую неделю дают три балла приоритета, чтобы они быстрее освоились, во вторую — два балла, в третью — один.
У меня поначалу было десять баллов, а после — шесть-семь за фотоконтроль маски, рейтинг и серебряный уровень в программе привилегий.
Рейтинг курьера — это среднее значение последних 150 оценок пользователей сервиса. Его важно поддерживать на уровне не ниже 4,8 из 5: если рейтинг будет ниже, доступ к сервису пропадет и курьер не сможет брать заказы. А еще чем выше рейтинг, тем выше приоритет курьера и тем больше заказов ему дают.
Активность — это то, как часто курьер принимает и отклоняет заказы. За каждый принятый заказ начисляются баллы активности, а за отклоненный — вычитаются. Чем ниже активность, тем меньше заказов дают курьеру, а от этого напрямую зависит заработок.
На каждом заказе приложение говорит, сколько процентов активности курьер получит за него и сколько потеряет, если откажется от заказа. Чем дальше надо ехать, тем больше баллов дадут за принятый заказ и тем меньше отнимут за пропущенный. При этом активность не снижается, если выйти в отпуск или взять длительный перерыв в работе.
Максимальный уровень активности — 100%, у меня такой всегда и был, потому что я не пропустил ни одного заказа. Если активность упадет ниже 10%, заказы перестанут поступать.
Чтобы не пропускать заказы, я советую взять два телефона: на одном все время будет работать приложение, а другой можно использовать для связи и выхода в интернет. Так меньше шансов пропустить заказ, например, из-за входящего звонка. У меня изначально было два телефона, так что покупать ничего специально не пришлось.
Сколько я заработал
Надо сказать, что в указанных выше суммах не учтены износ запчастей и ремонт в случае ДТП. Пока курьер выполняет заказ, сервис его страхует — в случае аварии он покроет ущерб до 2 млн рублей. Посылки тоже застрахованы на сумму до 500 тысяч рублей. Но в остальное время можно положиться только на ОСАГО, которое покрывает далеко не все. Так что водить надо крайне аккуратно, иначе можно лишиться заработка за несколько дней.
Несмотря на все расходы, я не был готов разносить заказы пешком: на автомобиле можно ехать дальше, а значит, получать больше.
Р в час — даже если заказов нет. Правда, для этого нужно выполнить несколько условий, в том числе пройти фотоконтроль термокороба» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
В чате для работников «Яндекс-про» иногда писали об условиях, по которым можно было получить гарантированный заработок. Например, с мая в особых зонах, которые на карте отмечены синим цветом, можно было получать 385 Р в час — даже если заказов нет. Правда, для этого нужно выполнить несколько условий, в том числе пройти фотоконтроль термокороба
Р в час — даже если заказов нет. Правда, для этого нужно выполнить несколько условий, в том числе пройти фотоконтроль термокороба» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Итоги
Не могу сказать, что курьер — это работа мечты. Платят там мало, весь день нужно быть за рулем — в конце смены это особенно опасно, потому что накатывает сильная усталость. А еще курьерам не положены больничные и отпускные, все за свой счет.
Но в этой работе есть свои достоинства. У меня появилось много новых знакомых: кассиры и менеджеры в магазинах, хозяева кафе. Благодаря этой работе я мог платить по счетам, не сидел без дела и сбросил 4 кг. Я не зависел от графика — мог сам решать, когда выходить на работу. В свободное время, пока не было заказов, я слушал лекции и проходил тренинги, а полученные знания использовал на следующей работе. А еще, несмотря на тяжелый труд, я чувствовал азарт: эта работа затягивает. Мне было интересно, какой заказ я получу следующим, куда его отвезу и с какими людьми встречусь.
Когда мне прислали оффер на новой работе, я уволился — просто перестал выходить на линию в приложении. Несмотря на все плюсы работы курьером, мне хотелось стабильности и хорошего заработка. Правда, приложение я не удалил: скоро отпуск, так почему бы еще немного не подработать.
Все эти яндексы, сберы и прочие «строители экосистем» в конец офигели. 15к в месяц при работе по 10 часов в сутки это практически рабство. А ведь еще есть постоянная угроза штрафа!
Fcük, интересно, если я за доставку плачу 700р, сколько получит водитель?
Арсений, в зависимости от города и партнера, через которого ты работаешь. В Спб и Мск средний процент 25.
Арсений, водитель получит 80-130 рублей, остальное сожрут между собой
Арсений, Минимум на 20% меньше или ещё меньше.
Арсений, как правило, сервис забирает 30%, остальное уходит партнёру, с которым работает водитель.
Партнёры работают по-разному — некоторые забирают всю сумму, и платят по своим внутренним правилам, некоторые просто забирают %, и остально начисляют на счёт сотрудника (обычно, внутренний, в их собственной системе).
Илья, а налоги партнер платит? или деньги по сути неофициальные, как если бы мне на карту кто-то переводил?
Алексей, деньги точно официальные, у Яндекса с этим строго.
Налоги платят все стороны (налог на прибыль, НДФЛ, и т.д.).
Арсений, меньше 500
Fcük, к сожалению именно так и получается
>Разумеется, наркотики и любые другие предметы, запрещенные законом РФ.
>полузаброшенный промышленный район старую книгу «Уроки кройки и шитья»
oh sweet summer child
Арсений, я думаю, автор как раз все понимал)
Алексей, заработок и не должен соответствовать трудозатратам.
Он всегда зависит от незаменимости сотрудника.
Это просто обналичивать амортизацию автомобиля
Максим, как и работа таксистом. Но считать никто не умеет, поэтому думают, что зарабатывают
Максим, Ну наверно не прям так. Но, учиться на нормальную профессию, всё равно надо было.
rediska, это при том, что тарифы на такси и прочее нехило так выросли
Честно, но 15 тыс за месяц как-то вообще мало при такой работе.
Сделали бы медкнижку (это быстрее чем кажется) и таксистом вышло бы в 2-3 раза больше.
тьфунатебя, вряд ли в 3 раза, но в 2 — запросто.
Однако, нужно учитывать региональный коэффициент — в Белгороде и час работы, и плата за один заказ в разы меньше, чем в СПб/Мск.
Могу сказать по опыту брата, пока искал работу подходящую, потому что у него узконаправленная специальность, работал в доставке, нормально все было, не золотые горы конечно, но очень зависит от того, как много времени ты этому уделяешь. Можно заработать и 70, 80 тыс. на доставке. Как минимум, с голода точно не помрешь.
Я сам работал в Питере, если с термокоробом работать, то норм получается. А сейчас как раз субсидии, автор пишет про них.. И выходит за 6-8 часов две с половиной тысячки, даже в расслабленном режиме в неделю около 15000 получается.
После фильма «Извините мы вас не застали» давно хотела на эту тему документалочку прочитать, спасибо. Вся прелесть гиг-экономики, будто и не было в истории кровавой борьбы за трудовые права)
«Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» выделят 200 млн рублей на обеды курьерам
Курьеры, которые доставляют заказы « Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки» по всей России, и сборщики заказов в магазинах, смогут ежедневно обедать со скидкой. Она компенсирует половину заказа в популярных сетях и до 90% стоимости комплексных обедов из «Лавки». На заботу о курьерах «Яндекс» потратит более 200 млн руб. Еще 100 млн руб. вложат партнеры. К инициативе уже присоединились «Бургер кинг», «Теремок», «Крошка картошка» и Subway, рестораны которых есть в 100 городах.
Получить скидку на обед смогут все курьеры, выполнившие определенное количество заказов за день. Раз в день курьеру будет приходить уникальный промокод, который можно использовать для заказа с самовывозом в любом из ресторанов-участников программы. Ожидается, что ежедневно пользоваться программой будут до 6 тыс. курьеров.
Например, обед в «Бургер кинге» из воппера, кинг наггетсов, кинг фри, соуса и напитка теперь обойдется курьеру в 200 руб. вместо 400. Программа распространяется на все города присутствия «Яндекс.Еды», где есть рестораны участников инициативы. Список партнеров будет расширяться.
Чтобы заказать комплексный обед из «Лавки» из трех блюд со скидкой до 90%, достаточно просто доставлять заказы любого из сервисов. Сейчас забрать обед можно из 10 точек «Яндекс.Лавки» в Москве. До конца года обеды станут доступны на всех складах сервиса в столичном регионе, а позже появятся в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
«Когда началась пандемия, работа курьеров стала особенно важной: она позволяла ресторанам продолжать обслуживать людей даже при закрытых залах, а гостям — безопасно получать домой все необходимое. Наше участие в программе софинансирования обедов для курьеров — это знак благодарности за их труд», — сказал генеральный директор «Бургер кинг» в России Дмитрий Медовый.
В рамках программы заботы о курьерах «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» с осени 2019 г. бесплатно страхуют жизнь и здоровье курьеров, сотрудничающих с сервисами. Каждый новый партнер «Яндекс.Еды» получает единовременный бонус 10 тыс. руб. при выполнении 120 заказов за первый месяц. Самозанятые курьеры, которые сотрудничают с сервисами напрямую, получают выплаты ежедневно. Осенью 2020 г. «Яндекс.Еда» предоставила возможность освоить ИТ-профессии на платформе «Яндекс.Практикум» 35 курьерам, которые показали к ним склонность. С декабря 2020 г. выполнять заказы «Яндекс.Еды» и зарабатывать на доставке могут люди с нарушениями слуха.
Для курьеров, которые решат выйти на доставку 31 декабря и 1 января, предусмотрены дополнительные бонусы. Сервисы также порадуют курьеров новогодними подарками.
Как мы сэкономили время курьерам. Логистика в Яндекс.Еде
Всем привет! Меня зовут Роман Халкечев, я руковожу отделом аналитики в Яндекс.Еде. Одно из ключевых направлений этого сервиса — логистика. Эффективность алгоритмов логистики во многом и определяет само существование сервисов доставки. Сегодня я расскажу читателям Хабра о нашем новом алгоритме, который помог курьерам сократить время простоя. Вы узнаете, из чего складывается время ожидания доставки заказа и зачем мы считали скорость приготовления килограмма условной еды. Но обо всём по порядку.
Яндекс.Еда представляет собой маркетплейс: на сервисе есть спрос и есть предложение. Спрос — это заказы пользователей. Предложение — курьеры. Разумеется, под предложением мы также понимаем рестораны, но в контексте этого поста остановимся именно на курьерах. Главная задача сервиса — поддерживать баланс: тогда будут счастливы и пользователи (они быстро получат еду), и курьерские службы (заказов хватит всем курьерам). Чтобы сохранять баланс и переживать локальный рост или падение спроса, нам необходимо повышать эффективность доставки. Под эффективностью мы понимаем оборачиваемость — среднее число заказов, которые курьер успевает доставить за час. Чем выше этот показатель, тем эффективнее работает доставка в целом.
Анализируем данные: на что уходит время?
Чтобы понять, как растить оборачиваемость, нужно более глубоко разобраться в том, как работает доставка. В этом нам помогут данные: мы посчитаем среднее время, которое необходимо курьеру для доставки заказа. Эту метрику — время от пользовательского клика до получения заказа — мы называем click to eat. Чем ниже CTE, тем больше заказов в час получится доставлять. Понятно, что при CTE > 30 минут больше двух заказов в час точно не доставить. Разве только если разносить несколько заказов одновременно — но об этом поговорим в следующий раз.
В зависимости от региона и времени года средний CTE лежит в промежутке от 30 до 38 минут. Чем больше заказов и чем лучше погода, тем меньше CTE, и наоборот. Давайте разберёмся, на что у курьера уходит это время.
Во время заказа курьеры могут пребывать в нескольких состояниях:
— получил заказ, направляюсь в ресторан;
— прибыл в ресторан, жду, пока еду приготовят;
— получил еду, направляюсь к клиенту;
— прибыл к клиенту, передаю еду.
Чтобы понять, на что курьер тратит больше всего времени, рассмотрим график распределения времени по курьерским статусам. Ниже — пример такого графика для одного из городов присутствия Яндекс.Еды.
Как видно, ещё осенью 2019 года около 45% времени — 15–18 минут — курьеры проводили у ресторана в ожидании, пока блюда приготовят (!), хотя могли бы потратить это время на что-то более полезное. А происходило это из-за схемы назначения: мы получали заказ от клиента, сразу же искали курьера (ближайшего к ресторану) и в тот же момент отправляли его в ресторан. В итоге курьеры приходили рано и больше 15 минут ждали, пока заведение приготовит заказ.
Новый алгоритм назначения курьеров
Чтобы улучшить ситуацию и снизить время, которое курьеры проводят в бесполезном ожидании, мы решили разработать и внедрить новый алгоритм назначения. Основная идея: попробовать назначать курьеров не сразу при создании заказа, а позже — так, чтобы курьер прибывал в ресторан и всего через несколько минут забирал готовые блюда. У курьеров появится больше свободного времени, которое можно потратить с пользой: на доставку других заказов. А это позитивно скажется на оборачиваемости, сделает доставку эффективнее, позволит переживать локальные всплески спроса (при эффективной доставке нужно меньше курьеров, чтобы вывезти пик спроса) и обеспечит курьеров большим числом заказов.
Звучит классно, но почти сразу стало понятно, что для внедрения нового алгоритма нужно преодолеть много сложностей, продумать много нюансов, а также предусмотреть ряд краевых случаев.
Определение времени приготовления
Чтобы приводить курьеров в ресторан к концу приготовления, нужно понимать, когда ресторан, собственно, заканчивает готовить еду. Для первой версии мы взяли эвристику на основе исторических данных и веса корзины (в килограммах!) и считали, что у каждого ресторана есть своё среднее время приготовления.
После мы обучили модель предсказывать время приготовления каждого конкретного заказа. С учётом его характеристик, ресторана и времени суток. Я думаю, что описание этой модели заслуживает отдельного поста. Здесь же я приведу картинку с распределением ошибок модели и первоначальной эвристики.
Видно, что модель справляется с предсказанием лучше эвристики. Мы отнормировали предсказания модели так, чтобы зафиксировать долю опозданий на 10 минут и более в рамках SLA, и выкатили её в продакшен.
Определение времени назначения
Окей, предположим, теперь мы знаем, когда каждый заказ будет готов. Следующий вопрос: в какой момент делать назначение?
Можно воспользоваться какой-нибудь простой стратегией. Например, начинать искать курьера за 10 минут до конца приготовления. Но такой подход довольно рискованный. А вдруг мы не найдём курьера, который успеет добраться в ресторан за 10 минут? А что, если в этом районе вообще нет курьеров? В таком случае мы примем заказ, ресторан его приготовит — а мы не сможем доставить. Причём сообщим об этом клиенту не сразу, а через 15–20 минут, а то и больше, если заказ крупный. Пострадают в итоге все: клиент, ресторан и мы сами.
Чтобы свести к минимуму такие ситуации, мы придумали два критерия. Если они выполняются — начинаем искать курьера. Работает это так: мы принимаем заказ, а дальше каждую минуту запускаем ряд проверок, как бы спрашивая себя, можем ли мы отложить поиск курьера. Если ответ «да» — т. е. проверка пройдена — ничего не происходит, в противном случае мы начинаем поиск и назначаем курьера на заказ.
Сами критерии начала поиска очень простые:
— Либо до конца приготовления мало времени (время меньше порога t).
— Либо в окрестностях ресторана мало курьеров (количество тех, кто успеет к концу приготовления, меньше параметра k).
Кроме того, мы смотрим на состояние сервиса при создании заказа и можем заказ не принять. Это происходит, если курьеров резко не хватает либо если успевающих (или хотя бы не сильно опаздывающих) курьеров просто нет.
Внедрение и результат
Внедрение нового алгоритма осложнялось тем, что поиск и назначение курьеров — это фича с сетевым эффектом, а значит, нельзя просто так взять и провести честный А/B-эксперимент. С тех пор мы научились продвинутой технике проведения таких экспериментов, которую называют switch back (и о которой, надеюсь, расскажем в будущем). Но тогда мы просто обложили все части сервиса большим количеством метрик и начали постепенно раскатывать алгоритм с очень аккуратными настройками.
Нам было важно высвободить время курьеров, при этом не понизить качество сервиса: чтобы не выросли доля отмен и опозданий, а также среднее время, через которое мы отменяем заказ.
Классные новости заключаются в том, что это сработало! Осенью мы начали раскатку в одном из городов присутствия — и вот так изменилось распределение среднего времени на заказ:
Как видно из графика выше, время в ресторане сократилось — мы высвободили больше 7 минут на заказ (см. зелёную часть — «До назначения»)! Причём и это ещё не предел — сейчас курьеры ожидают приготовления меньше 10 минут. И такой эффект сохранился, когда мы выкатили новый алгоритм на все города.
При этом доля отмен и опозданий осталась прежней, а оборачиваемость выросла. Отмечу, что эти метрики довольно высокоуровневые и на них влияет большое число факторов, поэтому без честного эксперимента оценить реальный эффект от внедрения сложно. Для того чтобы убедиться, что всё в порядке, мы внимательно изучили множество других метрик. Был риск, что так как мы начали назначать курьеров позднее, то в срезе отменённых заказов выросло время до отмены, что плохо повлияло бы на впечатления пользователей. Поэтому мы отдельно рассмотрели график медианы времени с момента заказа до отмены по причине «Не найден курьер».
Видно, что после внедрения мы не стали позже отменять заказы, а в этом был основной риск отложенного назначения. График стал выглядеть иначе, потому что раньше мы пытались найти курьера в первые 8 минут после создания заказа, а если не получалось — отменяли заказ. Теперь же у нас работает многоуровневая схема проверок, о которой я писал выше и которая может приводить к отмене заказов, если курьеров не хватает.
Спасибо за внимание! С удовольствием отвечу на ваши вопросы.
- Как звали князя крестителя руси
- Yoast seo extensions что это