Как искать персонал на вахту
Как искать (и находить!) кандидатов на вахтовую работу
⏱ Время прочтения — 6 минут
Подготовка к поиску
Первое, что нужно сделать, — понять, в каких городах и регионах живут потенциальные соискатели, оценить их количество и уровень конкуренции за них среди других работодателей в вашей профессиональной области. Для этого:
● Используйте расширенный поиск по базе резюме, чтобы найти кандидатов по всей России и увидеть их количество по регионам. Это доступно даже без купленного доступа.
● Воспользуйтесь сервисом «Конкурентный анализ вакансии», чтобы узнать ситуацию в конкретных регионах по конкретным профессиям более подробно. Ранее мы писали о том, как работает аналитика по вакансии.
● Воспользуйтесь сервисом «Карта вакансий», чтобы оценить, в каких регионах ваши конкуренты ищут персонал на вахтовый метод.
● Воспользуйтесь сервисом hh.индекс, чтобы оценить конкуренцию за персонал в отдельных профобластях.
● Изучите предыдущую статистику размещения вакансий: какие вакансии в каких городах вы размещали и какое количество откликов получили.
Дополнительные усилия
Вахтовая работа неизбежно сопряжена с трудностями — переезд, привыкание к новому месту, несколько месяцев без семьи и друзей. Далеко не все кандидаты уверены в том, что им это подойдет. Поэтому, чтобы найти специалиста только с помощью откликов, потребуется, чтобы в регионе, в котором вы опубликовали вакансию, было 1000+ недавно обновленных резюме от подходящих специалистов — примерно столько CV потребуется отработать, чтобы закрыть вахтовую вакансию.
Нужно ли в этом случае публиковать вакансию? На наш взгляд, да, потому что когда есть опубликованная вакансия:
● на нее могут откликаться кандидаты, которые давно не обновляли резюме и потому не попадают в поле зрения работодателей;
● по указанному в ней телефону могут звонить кандидаты, у которых вообще нет опубликованного резюме — это особенно актуально для синих воротничков;
● начинают работать умные рекомендации вакансий по резюме, которые значительно экономят рекрутерам время.
Кроме того, публикация позволяет собрать всю информацию о вакансии в одном месте и ее удобно пересылать потенциальным кандидатам.
Если в городе более 1000 подходящих специалистов, вахтовую вакансию получится закрыть только с помощью откликов.
Как выглядит хорошая вахтовая вакансия
Убедитесь, что ваша вакансия отвечает следующим требованиям:
Размещать вакансию лучше в регионах максимального присутствия потенциальных кандидатов. Как определить такие регионы, описали выше.
Также советуем составить собственный график автоматического поднятия вакансий или приобрести доступ «Стандарт+». Если в регионе много вакансий, похожих на вашу, продвигайте свои вакансии с помощью премиум-доступа и сервиса Clickme.
Сразу после публикации вакансии
Работу с резюме можно начать уже через несколько минут после публикации. Для этого:
● загляните в неразобранные отклики (папка «Все неразобранные»), чтобы увидеть «Подходящие резюме, подобранные по параметрам вакансии»;
● настройте удобный вид откликов и просматривайте их прямо со страницы неразобранных;
● выберите сортировку «Лучшие» отклики, чтобы увидеть наиболее релевантные и недавно обновленные резюме;
● настройте автоподнятие вакансий, выбрав наиболее эффективное время. Как это сделать, подскажет наше короткое видео.
Что делать, если откликов мало или совсем нет
Что, если прошло несколько часов или даже дней, а откликов так и не поступило? Попробуйте следующее:
● зайдите в папку «Посмотревшие вакансию», чтобы увидеть, какие люди просматривали ваше предложение. Если у вас активирован доступ к базе резюме, вы увидите их контакты;
● пригласите нескольких подходящих кандидатов на вакансию. Позвоните тем, кто не примет приглашение: расспросите, что их смутило, чтобы понять, что не так с вакансией, и скорректировать ее;
● откройте доступ к базе резюме, чтобы получить доступ к контактам рекомендованных резюме, а также искать кандидатов «вручную»;
● используйте дополнительные рекламные инструменты:
— размещение вакансии на главной странице hh.ru в блоке «Вакансия дня», чтобы охватить максимальную аудиторию соискателей в нужных вам регионах. Размещение в одном регионе обойдется от 4000 руб., по всей России — от 45 000 руб. Подробнее о ценах и условиях.
— SMS и e-mail-рассылки, чтобы рассказать о вашей вакансии подходящим соискателям в нужных вам регионах и увеличить количество просмотров и откликов. Стоимость — от 15 000 руб. Подробнее о ценах и условиях.
— баннеры на hh.ru, чтобы дотянуться до соискателей, которые подходят по характеристикам, но не увидели вакансию в поиске. Подходит для сложных вакансий. Стоимость в Москве и МО (регион вакансии) — от 16 100 руб., в Санкт-Петербурге и Ленобласти — от 4200 руб. Подробнее о ценах и условиях.
— Clickme — инструмент для самостоятельного продвижения вакансии, который позволяет привлечь дополнительную аудиторию с hh.ru, из социальных сетей, поисковой выдачи в Google и «Яндекс». От 9000 руб. на продвижение одной вакансии, платите только за переходы на вакансию. Подробнее о ценах и условиях.
Если откликов слишком много
У вакансий с привлекательной зарплатой может быть много откликов от неподходящих кандидатов. В такой ситуации попробуйте следующее:
● укажите вахтовый метод прямо в названии вакансии. Например «Сварщик, полуавтомат (вахта на полгода в Оймякон)»;
● добавьте вопросы и тесты для откликающихся на вакансию;
● начинайте разбор резюме с папки «Подходящие отклики». Сортируйте отклики по соответствию, настройте дополнительную фильтрацию откликов и правила их автоматического разбора.
Отказывая кандидатам, добавляйте небольшое, но вежливое письмо, можно шаблонное. Обратная связь важна для формирования бренда компании и учитывается hh.ru при расчете индекса вежливости.
И помните, что чем больше откликов вы разберете, тем лучше обучится умный поиск и тем более релевантные отклики вы будете получать в будущем.
Найти сотрудников и не разориться
Московский рынок труда имеет свои особенности, в силу которых некоторые компании предпочитают организовывать рабочий процесс вахтовым методом, привлекая к труду персонал, проживающий удалённо от столицы. Такой подход, позволяющий эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и сократить время выполнения производственных задач, даёт неплохие результаты, хотя требует средств и времени, а главное — правильно организованного поиска сотрудников.
Как правило, оперативным решением подобных задач занимается менеджер по персоналу, способный выбрать и задействовать все доступные для найма вахтовиков каналы, знающий особенности вахтовой работы, её как положительные, так и не слишком привлекательные стороны.
Особенности работы современных вахтовиков
Вахтовый метод работы остаётся привлекательным для жителей регионов, которые ценят возможность за короткий срок заработать достаточно неплохие для их места проживания деньги. За продолжительным рабочим днём, часто с тяжелыми условиями труда, они видят положительную перспективу длительного поствахтового периода, не отягощённого материальными затруднениями. Если привлекательная зарплата подтверждена относительно комфортными условиями проживания, а финансовая порядочность работодателя не вызывает сомнений, с отсутствием выходных и увеличенной продолжительностью вахтового рабочего дня готовы мириться многие, порой даже высококвалифицированные специалисты.
На практике для выявления и привлечения к работе вахтовиков применяются несколько популярных источников.
Региональные кадровые агентства
Как правило, агентства, занимающиеся подбором персонала, не имеют четкой специализации, но зато обладают внушительной базой соискательских резюме, готовыми списками кандидатов и нужными связями. Обращаясь к региональным специалистам, следует учитывать, что их услуги далеко не бесплатны. Если вы намерены устанавливать коммуникации с несколькими агентствами в регионах, это может потребовать определённых материальных затрат. Действенной альтернативой услугам кадровых агентств может стать «рекрутирование» одного либо нескольких фрилансеров, от лица вашей компании занимающихся поиском и наймом рабочих, включая проведение собеседования с кандидатами.
Объявления в региональных газетах и на телевидении
Эффективные результаты даёт размещение соответствующих объявлений на телевидении и в районных газетах, издающихся в регионах с большой плотностью населения либо в местах, где специфика градообразующих предприятий может сформировать стабильный поток квалифицированной рабочей силы. Такой способ тем более действенен, что охватывает ту часть целевой аудитории, которая не пользуется для поиска работы интернетом.
Использование возможностей интернет-ресурсов
С развитием Рунета такой способ привлечения вахтовых работников стремительно прибавляет в популярности. Существует достаточно большое количество специализированных сайтов, чьё пространство полностью отдано поиску вакансий для работы вахтовым методом. Это порталы, занимающиеся регистрацией соискателей, обладающие удобной опцией поиска. Это электронные газеты бесплатных объявлений, имеющие разделы нужной вам целевой направленности. Это многочисленные форумы, которые предоставляют возможность размещения объявлений о найме рабочей силы. На таких ресурсах можно также получить информацию об актуальном состоянии рынка работы вахтовым методом, массу других ценных сведений. Не стоит также забывать о растущих возможностях социальных сетей, репостов, превратившихся в своеобразное «сарафанное радио» наших дней.
Во всех вышеперечисленных способах при подаче объявлений следует соблюдать общие правила их написания:
Уровень информативности и корректности вашего объявления находится в прямой зависимости с количеством откликнувшихся на него грамотных специалистов, соответствующих профилю вашей компании.
Как правильно искать персонал для работы вахтовым методом
При работе вахтовым методом работодатель обязуется обеспечить сотрудников жильем в населенном пункте, где подчиненные будут жить и отдыхать. Необходимость в предоставлении дополнительного жилья объясняется тем, что работа находится далеко от основного места проживания людей. Продолжительность вахты – до 3 месяцев, что включает работу, отдых, время поездки от дома до работы и обратно.
Работа вахтовым методом привлекает людей тем, что для ряда вакансий не нужны опыт, высокая квалификация, не требуется каждый день тратить время на дорогу до места работы. Но работодатели могут сталкиваться с затруднениями при поиске персонала. Есть способы с минимальными затратами времени и средств регулярно находить подходящих работников.
Алгоритм действий по поиску персонала
Порядок действий состоит из 5 шагов:
При подаче объявлений необходимо составить грамотный, лаконичный текст вакансии, указав корректную информацию, основные условия работы, зарплату. Работников интересует форма оплаты (сдельная, повременная, месячный/двухнедельный оклад), порядок начисления платежей, условия работы, наличие переработок, проживание, питание.
По закону нельзя нанимать на вахту несовершеннолетних, беременных, женщин с малолетними детьми, людей с медицинскими ограничениями.
Способы поиска персонала для работы на вахте
Способы поиска персонала зависят от квалификации, опыта нужного специалиста, количества необходимых работников, финансовых ресурсов, особенностей деятельности компании.
Есть 6 способов поиска вахтовиков.
1. Воспользоваться интернет-порталами
Сегодня есть много сайтов по поиску персонала – Headhunter, Карьерист.ру, Superjob. Такие сайты обладают схожим функционалом, возможностями. Вариант оптимален для компаний, которым регулярно нужны сотрудники на вахту – сайты обеспечат работодателей непрерывным потоком подходящих вакансий.
Так, на сайте карьерист.ру можно быстро зарегистрироваться, разместись вакансию или подобрать кандидатов самостоятельно, используя готовую базу резюме. На портале опубликовано более 1,5 млн актуальных резюме соискателей из столицы, других регионов РФ. По статистике, преобладает спрос на сотрудников вахтовым методом. Размещенные на сайте вакансии получают до 2 тысяч откликов, найти персонал для работы вахтовым методом несложно.
Также сайт карьерист.ру предлагает пакетные размещения вакансий – для компаний, нуждающихся в массовом/постоянном подборе работников:
Оба пакета позволяют ежедневно обновлять вакансии. Можно выбрать срок размещения на 30, 91, 182 или 364 дня. Чем больше срок, тем больше скидка на пакетное размещение – экономия может достигать 30-40%. А для тех, кто предпочитает самостоятельно работать с готовыми базами резюме, есть платный доступ к базе по доступной стоимости. Сайт карьерист.ру предлагает удобное приложение для смартфонов.
Есть и другие способы поиска работников через интернет. Опубликовать вакансию можно в тематических группах, сообществах в соцсетях. Достаточно набрать в поиске «вахта», «работа вахтой», после чего опубликовать объявления. В ряде групп за публикацию вакансий взимается плата.
При необходимости в найме квалифицированных специалистов стоит посетить профессиональные форумы. На таких порталах общаются специалисты различной квалификации. Там же есть специальные разделы, посвященные объявлениям о поиске работы.
Есть городские порталы: в разделе «работа» компании выкладывают объявления о поиске сотрудников.
2. Обратиться в специализированное агентство
Можно перепоручить работу по поиску персонала сотрудникам рекрутинговых агентств, которые выступают в качестве посредников между работодателями и наемными работниками. Они располагают обширной базой данных соискателей разных профессий, уровней квалификации.
При выборе агентства необходимо учитывать его специализацию. Одни кадровые агентства занимаются подбором вахтовиков конкретного региона, другие – конкретной отрасли. Например, есть компании, помогающие находить работников в северные регионы РФ, есть те, которые подбирают сотрудников из строительной, лесозаготовительной, нефтегазовой сфер деятельности.
Можно обратиться в агентство с большой базой резюме, не имеющее конкретной специализации.
Агентства – дорогостоящий вариант: услуга по поиску группы из 10 высококвалифицированных специалистов может обойтись в 100-120 тысяч рублей. Не всегда сотрудничество с агентствами становится выгодным для работодателей. Также у них ограниченный штат сотрудников, их менеджеры могут работать с работодателем с недостаточной вовлеченностью.
3. Нанять менеджера по подбору кадров
Другой вариант – нанять штатного менеджера по подбору персонала, что обладает своими плюсами. Так, «личный» менеджер многое знает о компании, особенностях, структуре, корпоративной культуре – это позволит ему быстрее закрывать вакансии, проводить много интервью каждый день. К тому же не все кадровые агентства могут подстроиться под процедуру рекрутинга, действующую в конкретной компании.
Специалист по подбору кадров будет публиковать вакансии компании, самостоятельно просматривать резюме соискателей.
4. Нанять рекрутера-фрилансера
Вариант оптимален для компаний, которые постоянно испытывают нехватку кадров, но не имеют возможности нанять штатного сотрудника. Лучше опубликовать вакансию о поиске фриланс-рекрутера на упомянутых выше сайтах по поиску работы, указав, что это удаленная работа по контракту. Обычно это обходится дешевле, чем найм штатного специалиста.
5. Обратиться в региональные службы занятости населения
Вариант подходит работодателям, которым необходим массовый подбор вахтовиков – 50-100 человек.
Дополнительно стоит обратиться в колледжи, специализированные техучилища, в центры содействия трудоустройству выпускников вузов, поучаствовать в ярмарках вакансий. Это облегчает поиск вахтовиков, обладающих конкретной специализацией.
6. Заказать рекламу на радио, телевидении
Данный способ подходит для поиска персонала в своем и других регионах. Дешевый формат размещения вакансий через телевидение – бегущая строка, отличающаяся большим охватом. Оформляется заказ через интернет. Есть другие бюджетные форматы – экранная заставка, телебаннер.
Реклама на радио тоже обходится недорого – стоимость включает только работу над текстом, оплату услуг диктора. Рекламодатель самостоятельно выбирает станцию, время объявления.
Некоторые работодатели пользуются традиционными методами поиска персонала – публикуют объявления в бумажных газетах и журналах, что неэффективно.
Правильный алгоритм подбора персонала для работы вахтовым методом
Светлана Нагоева, заместитель генерального директора
Национального Центра Занятости, поделилась с редакцией журнала «Компетенции» секретами подбора сотрудников для работы вахтой.
Временный персонал крайне востребован для промышленных, торговых предприятий, ЖКХ, организаций из сферы обслуживания, на складах. Подбор таких сотрудников отличается от подбора линейного персонала.
Какие способы привлечения существуют?
Текучесть кадров – это неизбежный процесс, который затрагивает рано или поздно любую компанию. В некоторых организациях он случается достаточно редко, в других же напротив идет постоянно. Особенно это касается временного, вахтового персонала.
Если не углубляться в анализ рынка труда, может показаться, что он переполнен соискателями, готовыми работать вахтовым методом. На деле подходящих кандидатов крайне мало.
Как правило, поиском и отбором претендентов занимается менеджер по персоналу. В его распоряжении все доступные способы: средства массовой информации, база компании, знакомства, рекрутинговые организации и пр. И зачастую только финансовые возможности организации являются решающим фактором при выборе каналов и количества затрачиваемого времени на привлечения новых работников.
Сегодня основными способами привлечения персонала вахтового персонала являются:
Сегодня всё больше компаний для поиска сотрудников используют специализированные сайты по трудоустройству или обращаются в кадровые агентства. Такой способ позволяет значительно сократить временные затраты и риски, связанные с подбором персонала.
Зачастую, когда работодатель решает самостоятельно искать сотрудников, он допускает множество ошибок
Типичны ошибки при размещении объявления о вакансии
Подача максимально информативного и грамотного объявления с открытой вакансии позволяет работодателю подобрать сотрудника в кротчайшие сроки. К сожалению, при их составлении менеджеры по подбору персонала допускают типичные ошибки:
Правильно составленный текст объявления с вакансией, повышает статус компании в глазах соискателей, тем самым сокращает время на поиски.
Говорить о чужих ошибках легко, в то время, как исправить их намного сложнее. Поэтому мы составили свод рекомендаций.
Рекомендации по подбору персонала
Безусловно 100% работающего метода по подбору нужных специалистов не существует, но если следовать определенному алгоритму, то шансы могут в разы увеличиться.
Чем стилистически грамотней и лаконичней написано объявление с указанием реалистичных требований и достойной оплатой труда в конкретном регионе, тем больше вероятность найти более подходящих работников, необходимых именно вашей компании.
Следующий важный этап в массовом подборе – анкетирование и собеседование. Анкета, как правило, содержит важные вопросы, которые необходимо знать работодателю. То, что не удается выяснить с помощью опросного листа, хорошо проявляется при личной беседе. Одновременно в процессе диалога можно оценить, как внешний вид кандидата, его личностные качества и черты характера (порядочности, инициативности или конфликтности).
Окончено, делая выбор между опытным работником и кандидатом без опыта, в некоторых случаях стоит отдать предпочтение второму. Ведь целеустремленность и желание работать способны принести компании, намного больше пользы, чем опытный, но пассивный работник.
Ловушка для вахтовика: как устроиться на работу и не прогадать?
Героям нашего репортажа помощь из Москвы не понадобилась, но личный опыт вахтовой работы лишил многих иллюзий.
Куда уходят деньги?
Статьи расходов, вычитаемые из обещанной зарплаты, обычно такие:
— питание, причем рассчитывать меню будут по «северным» ценам
— проживание (свет, вода, аренда помещения)
Главное было продержаться три месяца без отца на мамину зарплату, выплачивая кредит.
Пить, спать и смотреть спутниковое ТВ
Начальство старалось, чтобы народ не пил, и за попойки, говорят, еще штрафы налагались. Но бывало всякое.
— Работали по принципу: «с 8 и пока не доделаем», мне и на ручье стоять приходилось, и картошку на всех чистить. И как электрику работать. Уставали сильно, и не до природных красот было, если честно. После смены сил оставалось разве что включить телевизор.
Ларинкины на стали обращаться в трудовую инспекцию, потому что не слишком сильны в юридических тонкостях Трудового кодекса, хоть договор у них на руках и был. Семья надеется, что удастся найти работу по специальности в городе.
Три главные ловушки работы вахтовым методом
К каким хитростям прибегают недобросовестные работодатели:
1. Не заключается трудовой договор. Работодатель честно обещает его заключить, когда работник приедет на место.
Вывод: не верьте на слово, требуйте бумагу!
Куда жаловаться, если вас обманули с трудовым контрактом
Если нарвались на недобросовестного работодателя, то обращайтесь в трудовую инспекцию:
тел. горячей линии: 8 (4162) 22-60-41
Сразу получите консультацию от инспектора, что делать дальше. Можно написать онлайн: www.онлайнинспекция.рф
или прийти лично по адресу:
675000, г. Благовещенск, ул. Амурская, 145
2. В подписанном договоре не прописаны: страховка, компенсация проезда к месту работы и обратно, проживание и питание.
3. Объявление о наборе на вахту в крупной компании находится на сайте неизвестного агентства.
Комментарий специалиста
Самые проблемные вахты сейчас в строительстве
— Чаще всего, имея на руках трудовой договор, вахтовики говорят о задержке им заработной платы, невыплате вахтовых надбавок и компенсации отплаты к месту проезда. Мы выписываем предприятиям предписания, обязательные к исполнению, и интересы работника стопроцентно удается отстоять.
Чаще всего жалуются вахтовики на амурские строительные фирмы, проводящие работы за пределами Приамурья:
— Фирма зарегистрирована, скажем, в Свободном, строит какой-нибудь пирс в Приморье, а работников нанимает по всей стране.
Советы для тех, кто собрался работать вахтовым методом:
Не приступайте к работе без заключения официального трудового договора. Документ должен быть в двух экземплярах в бумажном виде с настоящей синей печатью предприятия. Один экземпляр должен выдаваться на руки.
В договоре должна быть указана сумма зарплаты полностью, полагающиеся вахтовые надбавки и районные коэффициенты.
Официально должны быть прописаны в договоре условия компенсации издержек на проезд как к месту сбора, так и непосредственно к месту производства работ, указано, за чей счет будут предоставляться проживание, питание и медицинская страховка.
Если предлагают серые схемы, то рассчитывайте сразу, что, скорее всего, получите только то, что оговорено в договоре. Сумму в конверте вам могут просто не выплатить, сославшись на текущие финансовые трудности, кризис, ошибку бухгалтерии и забывчивую кассиршу… Отговорки могут продолжаться бесконечно. Доказать вы ничего без документа не сможете.