Как искать работу в школе
Как молодому учителю устроиться на работу
Георгий Аствацатуров
30 июля 2018 • 12:26
Даже опытные учителя, переехав в другой регион, далеко не всегда могут устроиться на хорошую работу. Несколько советов тем молодым учителям, которые хотят устроиться на работу в хорошую школу, где, откровенно говоря, вас не очень ждут. И всё-таки, давайте попробуем.
Опыт, сын ошибок трудных
Прежде всего, мой первый совет: все-таки, постарайтесь хотя бы несколько лет поработать в той школе, куда вас взяли от безысходности. Да, эта школа может находиться в глубинке. Находится в ветхом здании, и с детьми у вас не ладится.
Но первые годы работы в школе бесценны.
Вы приобретёте бесценный опыт работы. Никакие методические рекомендации и ваши успешные вузовские знания не помогут, пока вы не окунётесь в школьную повседневность. Вы набъёте себе много шишек. Но за битого… вы знаете, что дальше.
Я очень благодарен судьбе, что не сразу оказался в своей родной школе. Сначала поработал в других. Приобрёл опыт. Завоевал авторитет. И меня пригласили в ту школу, о которой я мечтал. И мои бывшие учителя относились ко мне не как бывшему ученику. А как к коллеге.
Собеседование
Итак, вы ходите устроиться в хорошую школу. Теперь пришло время узнать небольшие секреты собеседования с руководителями школы или управления образования. Чтобы сделать его успешным для себя, безусловно, нужно подготовиться к собеседованию.
К этому волнительному событию необходимо хорошо подготовиться, вы должны произвести хорошее первое впечатление. И здесь очень важно, как вы себя будете презентовать, а главное, как отвечать на вопросы.
Изучите заранее школу
Каждая школа имеет свою программу развития, которую она реализует, и вы должны быть подготовлены к работе в условиях, предлагаемых школой. Это может быть гимназия, лицей с особыми предметными приоритетами, особым подбором детей и т.п.
Если в какой-то момент собеседования директор школы спросит вас, есть ли у вас какие-либо вопросы, было бы неплохо задать конкретный вопрос о системе работы школы, показать свою компетентность.
Совершенствование вашего портфолио
Сейчас многие специалисты ходят устраиваться на работу со своим портфолио. Разумеется, это лучшее осязаемое доказательство ваших достижений. Портфолио демонстрирует приобретённые вами опыт, достижения. Ещё учась в педагогическом вузе вы должны создавать такой портфолио. Это победа в предметном конкурсе, межвузовской олимпиаде и т.п.
И, конечно же, будет здорово, если вы представите коллекцию ваших лучших примеров с прежних мест работы. Представление своего профессионального портфолио — это способ представить себя за рамками обычного собеседования и продемонстрировать, чего вы достигли и во время учёбы, и в первые годы своей работы.
И всё же, чтобы наилучшим образом использовать свой портфолио во время собеседования, воспользуйтесь следующими советами.
Как лучше всего использовать портфолио в собеседовании?
Ознакомьтесь детально с ним. Знайте его с закрытыми глазами. Если работодатель задает вам вопрос, вы должны быстро перейти на ту страницу, которая послужит наилучшим материальным подтверждением вашего ответа.
Не злоупотребляйте портфолио! Используйте его экономно. Если вам задают вопрос, и вы считаете, что портфолио дополнит ваш ответ, то можете им воспользоваться. Постарайтесь не вытаскивать его для каждого вопроса, который вам задают.
Постарайтесь уловить, насколько руководитель реагирует на ваш портфолио. Возможно, его устроит, прежде всего, устное собеседование, без отвлечения на вашу папку.
Вопросы и ответы
Основная часть вашего собеседования будет состоять из конкретных вопросов о вас и о вашей предыдущей работе. У каждого руководителя свой подход при собеседовании, и вы никогда не узнаете точных вопросов, которые он вам задаст. Но вы можете подготовиться, ознакомившись с наиболее часто задаваемыми вопросами и продумать, как вы будете реагировать на них.
Старайтесь отвечать лаконично. По существу.
Внешний вид
То, как вы одеваетесь на собеседование, так же важно, как и ваши верительные грамоты, и ответы, которые вы даете на интересующие вас вопросы. Первое впечатление, которое потенциальный работодатель получает от вас, является чрезвычайно важным.
Помню, как директор одной из школ Молдавии призналась, что после собеседования со мной, она закрылась в кабинете и заплакала: кого ей прислали из отдела образования?! Я заявился в джинсах, футболке, с копной длинных до плеч волос. Лишь через несколько недель впечатление обо мне у неё серьёзно изменилось.
В одой из статей я прочёл, что 55 процентов восприятия вами другого человека основаны на том, как он выглядит. «Успешное платье» должно быть вашим девизом, когда вы думаете о том, что одеть на собеседование.
Женское собеседование
Не яркого цвета брючный костюм или юбка
Хорошо причёсанные волосы
Скромный маникюр
Консервативная обувь
Неяркий макияж
Мужское собеседование
Не яркого цвета костюм
Консервативный галстук
Обычная однотонная рубашка
Консервативная обувь
Консервативная причёска
И всё-таки главное в собеседовании — это ВЫ.
Больше уверенности, но не самоуверенности.
Не путайте скромность с застенчивостью. Это тоже насторожит руководителя.
Больше позитива! Ваша улыбка если не обезоружит руководителя, то сделает его помягче.
Не жалуйтесь на прежних руководителей и прежнюю школу. Это негативно скажется на впечатлении работодателя о вас.
«Нормальные люди учителями не работают!», или как я пыталась устроиться в школу
Пошла я по нашим образовательным учреждениям: лицеям, училищам, институтам. Везде полная укомплектованность. Оставила «на потом» школы. Уверенная на 200 %, что точно найду место преподавателя. А то все твердят, что учителей не хватает.
Удивительно, но от чего-то и школы оказались полностью укомплектованы кадрами! Запомнился прием у директрисы одной школы. Узнав, что я оочень хочу реализоваться по специальности, она только что у виска не покрутила, сказав: «Зачем Вам это надо? У Вас муж есть? Хорошо зарабатывает? Зачем Вам унижаться за копейки? У нас нормальные девочки, у которых есть стремление в жизни, бегут из школ, находят работу высокооплачиваемую. В школах остаются в основном те, кто не может себя найти, кому деваться некуда!» Очень странно. Если все бегут, почему я не могу места себе найти?
Я нашла себе работу не по специальности, в абсолютно другой области, без опыта работы, переучилась). И с зарплатой, как будто в школе отработала с десяток лет . Это было счастье!
Так кто твердит, что учителей не хватает, интересно?
И почему «с улицы», с хорошим дипломом не берут специалиста, без опыта, который ГОТОВ развиваться?
Неужели профессия учителя в России настолько. престижная, что критерием устройства на работу является огромный опыт преподавания, а не желание развиваться?
Наблюдения о работе в школе. Поиск работы.
Сейчас активно ищу работу в школе по специальности «учитель истории». Расскажу о своем личном опыте, который только мой личный, относится только ко мне и вообще имхо.
1) Вероятность наткнуться на фейковую вакансию в школу на каком-либо сайте крайне мала. Видимо, школа не настолько привлекательное место работы, чтобы использовать его в качестве приманки. Я делаю так: вижу вакансию, в которой указывается номер школы. Больше ничего от сайта с вакансиями не надо, иду напрямую на сайт школы, там есть телефон секретаря и емейл. Звоним секретарю, уточняем, в силе ли вакансия. После присылаем резюме или договариваемся о собеседовании.
2) Не стоит просто молча отправлять резюме на адрес школы, без предварительного звонка. Это так не работает. На примерно два десятка таких писем ответила только одна частная школа, остальные просто проигнорировали. (Естественно, к резюме прилагалось письмо, кто такой, где увидел вакансию и тыды). Так что только после звонка секретарю или учебную часть. (Опять же, это только мой личный опыт).
4) К учителям без педагогического образования относятся по-разному, но чаще положительно. Правда, некоторые тетки из администрации могут заявить, что раз вы историк, а не «учитель истории», вы не можете работать в школе. Тогда надо спокойно процитировать и дать ссылку на закон. Никаких курсов, переквалификации не требуется, в школе можно работать имея профильное образование по тому предмету, который будешь вести. Сильный аргумент: «у нас школьная практика была». Раз водили в школу, значит, можешь в ней работать, все логично)
7) Отсутствие опыта существенно снижает шансы устроиться на работу. Никто не хочет рисковать, так как свежий выпускник не представляет себе, какой это адок. Человек может просто сбежать посреди четверти или не выйти на работу, этого очень бояться. Но, с другой стороны, длительность стажа существенной роли не играет, если он больше года. Так как за год все понимают, их это или не их. Если человек отработал в школе год и хочет еще, он уже никуда не денется. То есть молодого учителя с небольшим (1-3 года), но опытом, примут очень радушно.
8) Собеседования, как правило, очень короткие. 10-15 минут, редко дольше. Определяют просто нравишься или нет, приятный человек или нет. Задают вопросы про опыт и образование, про жизнь, почему идешь в школу и тд. Только в частных, и то не всегда, могут предложить провести пробный урок, либо перед классом, либо перед администрацией. В остальном вопросы именно по твоему предмету никого не интересуют. Ты его вообще можешь не знать) Главное, специфическая терминология и бумажки (учебный план, поурочное планирование, рабочая программа и тд). Проверяют, знаешь ли ты, что это такое. Обычно достаточно сказать, что да, слышал-видел, и в вузе вы с этим работали. Сразу успокаиваются.
10) Ну и последнее: искать работу на осень начинать весной!) Самый сезон. В течение года и со второй половины лета устроиться уже практически нереально.
Если кому-то будет интересно, расскажу про свой опыт работы в школе и общения с администрацией.
Как устроиться на работу в школе в 2021 году
Время на прочтение: 4 минут(ы)
С учетом последних тенденций все больше молодых выпускников педвузов нацелены на трудоустройство по профессии. Это связано со многими факторами, в частности, с поддержкой государства, в том числе финансовой, молодых специалистов. Таким образом, работа в школе становится все более привлекательной.
[flat_ab >
Способы поиска работы в 2021 году
Успешное окончание высшего учебного заведения не всегда гарантия быстрого трудоустройства по специальности. Работодатель заинтересован в сотрудничестве с молодым, но уже получившим определенный опыт, специалистом. Это необязательно оформление в штат. Увеличат шансы на получение работы молодого педагога даже успешная стажировка вожатым в пришкольном лагере. Вакансии в школах Москвы без опыта работы появляются, как правило, в начале весны.
Как устроиться на работу в школу
Способов трудоустройства много. Главное — не останавливаться после первых неудачных попыток поиска.
Порядок приема на работу
Первое впечатление на собеседовании самое важное. Но, получив работу, нужно подкреплять практически все сказанное на встрече с руководством.
Требования к претендентам
В 2013 году был установлен профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России № 544н). До начала действия этой правовой нормы, с учетом явного дефицита кадров, преподавателем в школе мог работать человек без профильного образования. Сегодня ситуация иная.
Чтобы стать учителем, нужно пройти обучение по программам высшего либо среднего педагогического учебного заведения. Можно ли работать учителем без педагогического образования? Да, но при определенных условиях. У претендента должно быть профильное образование по предмету. И нужно учитывать то, что понадобится пройти дополнительные курсы переквалификации конкретно на учителя. Они могут быть как очными, так и дистанционными. Продолжительность такого курса — от 3 до 6 месяцев.
Долгое время спорной являлась профессия «учитель труда», было непонятно, какое нужно образование, чтобы преподавать этот предмет. До указанного Приказа Минтруда России педагогом могли принять любого человека без профильного и непрофильного образования, но с большим опытом практической работы. В настоящее время все учителя труда также прошли профессиональную краткосрочную подготовку либо получают образование в высших учебных заведениях по специальности «Учитель технологии».
Видео: Как я работал классным руководителем
Обязанности учителя
Рабочий функционал прописан официально в Трудовом кодексе РФ, ФЗ № 273. На основании этого источника, составляются все должностные инструкции. В обязанности педагога входит следующее.
Перечислены только базовые обязанности педагога. С полным функционалом необходимо ознакомиться в приеме на работу, в отделе кадров.
Размеры заработных плат
Учительская заработная плата зависит от нескольких факторов. В частности, в какого вида школе работает педагог. В муниципальном и частных заведениях зарплаты также отличаются, даже по одним специальностям.
По специальностям
[flat_ab /> Зарплата в муниципальной школе довольно прозрачна. Базируется на минимальном размере оплаты труда на одну ставку, как и у всех работников, получающих выплаты из муниципального бюджета. Но у специалистов, преподающих один предмет, зарплата может значительно разниться. Это связано с введением разноуровневой оплаты труда, в которую включаются такие показатели, как стимулирующие выплаты по итогам работы за год, уровень квалификации педагога, количества нагрузки, наличия классного руководства.
Если обратиться в частные учебные заведения, зарплата в которых выше (разница может быть от 10 тысяч), то уровень выплат зависит от предмета, насколько он востребован для изучения.
По регионам
Стоит обратить внимание на условия, предлагаемые в разных частях нашей страны. Сколько получают учителя в Москве и регионах, рассмотрим в таблице.
Регион, город | Размер средней зарплаты |
---|---|
Ямало-Ненецкий авт. окр. | 77 000 р. |
Чукотский авт. окр. | 75 400 р. |
Немецкий нац. район | 65 370 р. |
Ханты-Мансийский авт. окр. | 56 900 р. |
Камчатка край | 52 300 р. |
г. Магадан | 58 800 р. |
Якутия обл. | 49 140 р. |
г. Москва | 58 800 р. |
Сахалин обл. | 53 300 р. |
Коми респ. | 39 460 р. |
г. Хабаровск | 34 900 р. |
г. Тюмень | 33 700 р. |
г. Красноярск | 33 500 р. |
г. Санкт-Петербург | 39 000 р. |
г. Архангельск | 32 600 р. |
г. Екатеринбург | 29 000 р. |
Карелия обл. | 29 000 р. |
г. Иркутск | 30 700 р. |
Татарстан респ. | 27 200 р. |
Бурятия респ. | 27 000 р. |
г. Нижний Новгород | 24 800 р. |
г. Ярославль | 24 300 р. |
г. Тыва | 27 400 р. |
г. Вологда | 26 000 р. |
г. Омск | 25 580 р. |
г. Кемерово | 26 140 р. |
г. Пермь | 26 230 р. |
г. Томск | 31 400 р. |
г. Рязань | 23 000 р. |
г. Самара | 24 930 р. |
г. Новосибирск | 26 120 р. |
г. Ростов | 22 600 р. |
г. Челябинск | 27 000 р. |
г. Калининград | 26 000 р. |
г. Липецк | 22 300 р. |
г. Смоленск | 21 600 р. |
г. Калуга | 27 000 р. |
г. Ставрополь | 21 500 р. |
г. Владимир | 21 800 р. |
Алтай и Алтайский край | 22 000 р. |
г. Оренбург | 22 900 р. |
г. Воронеж | 23 000 р. |
г. Волгоград | 22 900 р. |
г. Астрахань | 23 600 р. |
г. Тверь | 23 820 р. |
г. Ульяновск | 20 300 р. |
Ингушетия респ. | 21 170 р. |
г. Новгород | 24 280 р. |
Адыгея респ. | 20 170 р. |
г. Псков | 20 300 р. |
Башкортостан респ. | 23 500 р. |
г. Орел | 20 000 р. |
г. Тамбов | 19 600 р. |
г. Брянск | 20 200 р. |
г. Белгород | 22 900 р. |
Установленный режим работы для учителей
Рабочая неделя педагога составляет 18 часов на одну ставку (недельная нагрузка). Больше чем на две ставки сотрудник работать не может. Чтобы качественно осуществлять подготовку к урокам, должен выделяться методический день в неделю, который учитель может проводить в библиотеке, в школе или за ее пределами (на усмотрение педагога).
Дополнительная нагрузка (дежурства, сопровождение) компенсируется отгулами, что должно быть отражено во внутренних приказах школы.
Как стать учителем начальных классов
Это ответственное звено в школьном обучении, его основа. Как стать учителем начальных классов в 2019 году? Достаточно получить диплом по программам высшего или среднего педагогического образования. Если есть базовое высшее образование, допускается пройти переквалификацию (в этом случае получить работу сложнее, если есть конкуренция) либо поступить на обучение в ВУЗ уже на специальность по профилю желаемой работы.
Преимущества и недостатки работы педагога
Выпускникам педагогических учебных заведений интересно, что дает работа учителя, какие есть подводные камни профессии.
[flat_ab /> Достоинства:
В целом, чтобы работать учителем, нужно быть крайне стрессоустойчивым. Ситуации, требующие немедленного адекватного реагирования, в школе вполне обычное явление.
Работа и зарплата воспитателя детского сада
Долгое время считалось, что воспитатели работают чуть ли не за идею, когда педагоги в школе получали вполне неплохую зарплату. Но в последние года ситуация изменилась. Сколько выплат у воспитателя в детском саду, зависит от базовой, утвержденной по всей России, ставки, стимулирующих баллов и других факторов. Сколько получают воспитатели в детском саду? От 20 тысяч рублей.
Видео: Престиж профессии учителя в России
Заключение
Работа учителем всегда признавалась одной из самых сложных, т.к. она связана с обучением и воспитанием детей, постоянным самосовершенствованием, ответственностью перед обществом. Кроме того, она долгое время не получала отклика в виде достойной зарплаты. Ситуация начала постепенно меняться, когда на педагогов и их требования обратили внимание на госуровне.
☎️ Остались вопросы после прочтения статьи?
Получите бесплатную консультацию квалифицированного юриста.
Звоните прямо сейчас! +7 800 302-76-57
Как устроиться на работу в школе
Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны.
В рейтинге средних зарплат в России по регионам зарплата учителя остаётся в хвосте.
Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми.
Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.
Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:
Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».
Главная страница сайта “Труд всем”
Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью.
В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.
Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.
Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2020-2021 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:
Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:
Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.
Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.
Приём на работу
Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.
В приказе указывается такая информация:
Приказ подписывается директором школы и педагогом.
Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.
Заявление о приёме на работу
Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:
Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.
Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.
Требования к учителям
Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).
В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.
Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:
Обязанности учителя
Основные обязанности учителя в школе:
Преимущества и недостатки работы учителя
Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:
Для сравнения приведём видео о работе в школе США. Система образования в США кардинально отличается от нашей.
Заработная плата по специальностям
Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:
Заработная плата по регионам
Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.
Город или округ | Средняя заработная плата (выражено в рублях) |
Ямало-Ненецкий | 77 000 |
Чукотский | 75 400 |
Немецкий | 65 370 |
Ханты-Мансийский | 56 900 |
Камчатка | 52 300 |
Магадан | 58 800 |
Якутия | 49 140 |
Москва | 58 800 |
Сахалин | 53 300 |
Коми | 39 460 |
Хабаровск | 34 900 |
Тюмень | 33 700 |
Красноярск | 33 500 |
Санкт-Петербург | 39 000 |
Архангельск | 32 600 |
Свердловск | 29 000 |
Карелия | 29 000 |
Иркутск | 30 700 |
Татарстан | 27 200 |
Бурятия | 27 000 |
Нижний Новгород | 24 800 |
Ярославль | 24 300 |
Тыва | 27 400 |
Вологда | 26 000 |
Омск | 25 580 |
Кемерово | 26 140 |
Пермь | 26 230 |
Томск | 31 400 |
Рязань | 23 000 |
Самара | 24 930 |
Новосибирск | 26 120 |
Ростов | 22 600 |
Челябинск | 27 000 |
Калининград | 26 000 |
Липецк | 22 300 |
Смоленск | 21 600 |
Калуга | 27 000 |
Ставрополь | 21 500 |
Владимир | 21 800 |
Алтай | 22 000 |
Оренбург | 22 900 |
Воронеж | 23 000 |
Волгоград | 22 900 |
Астрахань | 23 600 |
Тверь | 23 820 |
Ульяновск | 20 300 |
Ингушетия | 21 170 |
Новгород | 24 280 |
Адыгея | 20 170 |
Псков | 20 300 |
Башкортостан | 23 500 |
Орёл | 20 000 |
Тамбов | 19 600 |
Брянск | 20 200 |
Белгород | 22 900 |
Калмыкия | 19 000 |
Киров | 20 260 |
Курган | 20 180 |
Курск | 22 000 |
Пенза | 21 450 |
Саратов | 21 280 |
Осетия | 19 800 |
Костром | 20 260 |
Мордовия | 18 700 |
Дагестан | 18 500 |
График работы учителя
Согласно установленному порядку режим работы педагога не может быть менее 36 часов в неделю. Основная рабочая ставка составляет всего 18 часов. Вторая половина подразумевает под собой время, потраченное на индивидуальную работу с детьми, проверку тетрадей и участие в школьных мероприятиях.
В режиме работы учителя должен обязательно присутствовать методичный день, который необходим педагогу для повышения квалификации, посещения курсов, подготовки к урокам и т. п.
Формы работы в начальных классах
Формы работы применяются для лучшего усваивания материала школьниками. Но если в более взрослом возрасте, школьник уже самостоятельно конспектирует информацию и изучает её, то для учеников 1-3 классов учителя начальных классов применяют такие формы работы: