Как искать суффикс в слове
Что такое суффикс в русском языке?
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень — кот —
Суффикс в слове «котёнок» — — ёнок — (стоит между корнем — кот — и нулевым окончанием).
Видеоурок
Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают
Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.
Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.
Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.
Зачем нужны суффиксы
Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».
Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».
Что такое формообразующий суффикс
Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.
Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:
Как найти суффикс в слове
Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.
Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.
Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».
Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.
Что надо знать про [j] в суффиксах
Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).
Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».
Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.
-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.
Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».
-Ть у глаголов – окончание или суффикс
Спросите у своего учителя.
В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.
Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
Михаил Васильевич улыбнулся.
— Нельзя, говорите, а почему?
— Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
Укажите, как найти суффикс в слове.
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
пришкольный
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
расцветают
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Суффиксы прилагательных
Суффиксы глаголов
Полезно помнить:
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый |
безобразный | жизнь | съеденный | белый |
донёс | пришкольный | водный | чёрный |
простота | домашний | цветик | ключи |
поворот | садик | свалка | рыба |
замёрз | сухая | куча | курица |
вышёл | дума | каменщик | смысл |
завёл | жаркий | рыбка | одежда |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
конь | лето | плакучий | мягкий |
подтянул | локоток | мясник | молодость |
вписать | проходить | зима | мяч |
прожить | водитель | книга | сады |
заяц | часы | кормовой | земляной |
срок | котёнок | мир | ножницы |
заря | школа | лесник | радость |
ссора | покрасить | низкий | лодка |
стул | сиреневый | погода | карандаш |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
подготовила учитель МБОУ СОШ №11 МБОУ СОШ №11
Технологическая карта изучения темы
Урок открытия нового знания
Технология построения урока
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе;
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения.
Состав слова (морфемика)
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс;
выделять нулевое окончание;
образовывать слова с помощью суффикса, осознавать значение новых слов.
распознавать части речи на основе усвоенных признаков
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению.
Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. – М. Просвещение, 2017.
Технические средства обучения:
презентация в Power Point
Долгожданный дан звонок
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Ручка, книжка и тетрадки?
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.
Мотивация к учебной деятельности
— Какую тему мы изучаем? К нам на урок пожаловали гости.
— Посмотрите на них, кто сможет о них рассказать?
Ребята рассказывают про корень, окончание, приставку. Последним появляется суффикс
Актуализация знаний и пробное учебное действие
— Сформулируйте тему урока.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж – отец, ежиха – мать
-От какого слова образовались слова ёжик и ежиха? Выделите эти части. Где они находятся перед корнем или после корня?
Работают группами (3-4 человека): записывают слова, выделяют корень, окончание, суффикс выделить не могут.
Учащиеся выполняют задания, проверяют выполненное по эталону
Выявление места и причины затруднения
Выявляют причину затруднения.
— Я пока не могу выделить суффикс, потому что…
Построение проекта выхода из затруднения
Предлагает сформулировать задачи урока.
Формулируют задачи урока.
Реализация построенного проекта
Предлагает прочитать слова из 1 столбика. Определить в чем у них сходство и различие? Какая часть слова внесла новый оттенок в значения слов и образовала новые слова? Спишите, выделите все части слова.
Ответьте на вопросы:
Для чего он служит?
Предлагает прочитать правило в учебнике (с.89) и определить, что увидели нового.
Учащиеся работают с учебником, ведется запись на доске, отвечают на вопросы,
Следят за изменением лексического значения слов.
Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют правило
Читают правило в книге самостоятельно и определяют, что нового узнали о суффиксе.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Предлагает определить, все ли цели урока достигнуты.
Предлагает поработать в группах и составить алгоритм нахождения суффикса в слове.
Подобрать _________________ слова.
Найти ________, ___________.
Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.
Учащиеся выделяют в словах суффикс.
Определяют, что одна из целей научиться находить в слове суффикс.
Учащиеся работают в группах, составляют алгоритм.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Предлагает прочитать стихотворение выразительно, списать третье предложение, в именах существительных выделить суффикс.
Выполняют задание самостоятельно и проверяют в ходе комментирования.
Включение в систему знаний и повторение
Предлагает выполнить устно упр 166 стр.90
-Скажите, как называют жителей города Тверь? (тверичи), суффикс –ич,
Игра. Предлагает образовать слова (названия жителей города) от названий городов Москва, Краснодар, Анапа.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Работают фронтально, образовывают с помощью подходящих суффиксов новые однокоренные слова.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Предлагает продолжить фразу.
Рефлексируют свою деятельность на уроке.
Информация о домашнем задании
Домашнее задание, записывают в дневник.
Б) Предлагает ответить на «Хитрые вопросы»:
— Как большой дом превратить в маленький?
— Можно ли рыбу превратить в человека?
— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1419214
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.