Как искать тезисы в тексте

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.

Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.

Как искать тезисы в тексте. tezis eto. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-tezis eto. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка tezis eto

Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.

Определение тезиса — что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

Как искать тезисы в тексте. tezis eto. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-tezis eto. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка tezis eto

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

Как искать тезисы в тексте. chto takoe tezisi. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-chto takoe tezisi. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка chto takoe tezisi

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Как искать тезисы в тексте. tezis sochinenie. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-tezis sochinenie. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка tezis sochinenie

Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:

Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.

Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Как искать тезисы в тексте. dobrota i zhestokost. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-dobrota i zhestokost. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка dobrota i zhestokost

Предлагаем следующие аргументы:

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

Как искать тезисы в тексте. tezis k teme ottci deti. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-tezis k teme ottci deti. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка tezis k teme ottci deti

С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Как искать тезисы в тексте. literatura personazh sochinenie. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-literatura personazh sochinenie. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка literatura personazh sochinenie

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Краткое резюме

Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.

Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.

Источник

Тезис в сочинении рассуждении

Как искать тезисы в тексте. 61290ce208d4d. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-61290ce208d4d. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка 61290ce208d4d

Термин тезис на слуху у каждого, кто писал в школьные годы сочинение по литературе. Некоторые помнят его с университетских времен, когда студентам давали задание сделать краткую выжимку из сказанного на лекциях или составить план работы. Что такое тезис в сочинении, какие виды бывают и как правильно его написать, рассмотрим подробнее.

Содержание:

Что такое тезис в сочинении

Понятие «тезис» с греческого языка переводится как «установка, утверждение». Слово широко используется в сфере науки, философии и искусстве. В литературе оно выполняет роль обозначения самых значимых рассуждений, мыслей, понятий. Тезисом называют ту часть текста, в которой соблюдена краткость и ясность мысли.

К примеру, человек написал объемный текст-размышление, которое разделено на логические абзацы. Чтобы не тратить время на длительное чтение, основные мысли он тезисно выделяет. В таком формате сочинение будет оценено за несколько минут. Читающий сможет понять содержание, а самые интересные моменты изучить досконально.

Как искать тезисы в тексте. 1629126964Bc8h9F79Gb. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-1629126964Bc8h9F79Gb. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка 1629126964Bc8h9F79Gb

Таким образом, тезисами называют главные мысли, кратко обозначенные по тексту сочинения в одном или нескольких предложениях. Это сокращенный вариант написанной статьи, который помогает разобраться в ее сути и ключевых утверждениях.

Важно не путать в сочинении три составляющие: тезис, аргумент и вывод. Отправной точкой в рассказе является именно тезис. В него могут закладываться прямые цитаты, которые облегчают понимание сути сочинения.

Тезисы для сочинения формируются в зависимости от структуры материала, его параметров. Есть три вида тезисов:

Формулировка тезиса в сочинении рассуждении

Сочинение в форме рассуждения призвано доказать читателю ту или иную точку зрения. Важно убедить его в излагаемой мысли посредством разбора текста на составляющие. Сложные цитаты, грузные деепричастные выражения необходимо разбить на мелкие и понятные.

Сначала выдвигается конкретное рассуждение, которое четко обозначает непреклонную позицию автора. Конец предложения включает в себя четкий вывод из всего сказанного. Все части тезиса должны иметь логически выстроенную структуру. Не допускаются повторы в аргументированных абзацах.

Как искать тезисы в тексте. 1629127088tc7hVaz980. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-1629127088tc7hVaz980. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка 1629127088tc7hVaz980

Как правильно составлять формулировки тезисов в виде рассуждений? Отправной точкой для решения поставленной задачи является четко обозначенная мысль. Затем приводятся наглядные и убедительные аргументы. Под конец делается логичный и лаконичный вывод, затрагивающий формулировку главного вопроса.

Пример формулировки тезиса по литературе в манере рассуждения на музыкальную тематику:

Основные требования

Написание тезисов для сочинения должно производиться с соблюдением требований:

Как писать тезисы

Для сочинения бывает достаточно сформулировать один тезис. Но если работа обширная и многогранная, то разрешается объем предложений расширить. В некоторых случаях, даже короткое сочинение приходится раскрывать несколькими тезисами. Например, для раскрытия темы «Преступление и наказание» потребуется отдельно рассмотреть эти слова. Нельзя это сделать в рамках одного предложения.

Тезисы как в эссе, так и в другом литературном жанре делят на категории:

Как искать тезисы в тексте. . Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка

В зависимости от тематики подбираются вопросы, утверждения и предложения с ключевыми словами.

Тезисный план

В русском языке под тезисным планом понимают способ структурирования текста. План раскрывает суть и цель работы. Он должен быть конкретным, понятным для обывателя. Это помогает вникнуть в проблематику обсуждаемого текста и раскрыть его многогранность.

Текст тезисного плана сочинения бывает:

С их помощью удается упорядочить разнонаправленную информацию, свести ее к общей проблеме и обозначить суть. Перед составлением тезисов определяется главная мысль, которая составит основу тезисного текста.

После формулирования тезисов их нужно пронумеровать. Оставить нужно те варианты, которые полно и конкретно передают суть сочинения. Все остальные либо убрать, либо аккуратно присоединить к оставшимся. При этом содержание не должно повторяться, дублирующие слова убираются.

Удачными тезисами можно назвать те, которые полно раскрывают содержание работы и при этом вызывают желание прочитать сочинение. Эффектные тезисы легко воспринимаются на слух, не содержат сложноподчиненных предложений и двусмысленных фраз. Безусловно, никакой воды, орфографических и пунктуационных ошибок быть не должно.

Структура

Чтобы грамотно писать тезисы, нужно умение рассуждать и делать логические выводы. Приводимые аргументы должны цеплять и пробуждать интерес читателя. Выполнить эти условия помогает выстроенная структура текста. Если писатель сам не может понять, какой момент наиболее значимый в сочинении, то ему будет сложно выполнить качественную работу.

После выделения главной и цепляющей мысли переходят к ее аргументации. Автор для себя отмечает основные моменты, которые нужно передать посредством слов. Выстраивание четких предложений позволяет перейти от вопроса плавно к ответу.

Доводы могут строиться на общеизвестных фактах, но не затрагивать теоретическую часть. Бездоказательные моменты в тезисах портят общее впечатление о работе, снижают интерес читателя.

Вывод, завершающий авторскую позицию, не менее важен. Он строится на подтверждении ранее сказанных слов в сочинении. Это своеобразное подытоживание, которое должно цеплять своей точностью и неоспоримостью. Вся структура проверяется на читабельность. Произношение отдельных слов и их сочетаний происходит без надрыва. Читатель не должен запинаться об угловатые конструкции и сложно произносимые выражения.

Структура тезисов для литературного сочинения должна укладываться в следующую схему:

Примеры написания

При написании темы «Искусство и ремесло» вышло объемное сочинение-рассуждение, которое требуется тезисно передать. Как найти ключевые моменты повествования, чтобы раскрыть его глубину и показать читателю важность обсуждаемой темы? Необходимо составить цепляющую формулировку, которая не оставит равнодушным в силу весомости и интригующего сравнения.

Это не бесспорное утверждение. И именно в этом его привлекательность. Большинство читателей согласятся с этой фразой. Но в то же время, у них возникнет вопрос: на основании каких фактов сделан этот вывод. Предвидя реакцию читателя, мы продолжим обосновывать тезис, подкрепляя его аргументами. Сформулируем их так:

Обозначенные аргументы довольно емкие по своему содержанию. Они наполнены психологическим и логическим смыслом, поэтому воспринимаются читателем и искренне заинтересовывают. Если далее к каждому аргументу привести литературный пример, то доказательная часть текста будет исчерпывающей.

Подчеркнут сказанное знаменитые повести А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», Н.В. Гоголя «Портрет», пьеса «Лес» непревзойденного Н.А. Островского, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и пьеса «Чайка» А.П. Чехова.

Приведем пример ситуации из «Мастера и Маргариты», где главный герой оказался противопоставлен официальным писателям того времени. Некий Алоизий Магарыч, состоящий в Доме литераторов, оказался завистливым человеком. Он может работать только своим длинным языком. На бумаге не отражается искусство, так как Магарыч пуст изнутри. Не может он сотворить ценных произведений, так как нет внутреннего света, творческого порыва и всецелой отдачи.

Краткое и емкое сочинение на тему «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса: Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда.

Вводная мысль подкрепляется следующими аргументами:

Подчеркнут сказанное литературные персонажи из поэмы И.А Гончарова «Обломов» и Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Друг же нашего несчастного героя Штольц не мечтал напрасно. Он воплощал свои задумки в реальность. именно решительные действия привели его к фееричному результату. И именно эти герои передают смысл тезиса «Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда» максимально емко и правдиво.

Источник

Урок русского языка по теме «Как найти тезис в сочинении-рассуждении?». 6-й класс

Класс: 6

Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

Задачи:

— обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение

— продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения

— развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал

— самостоятельно отбирать материал на определенную тему

— воспитать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

Первый этап проектирования: Замысел участия учителя в поисковых взаимодействиях с учениками.

Какой “вопрос о неочевидном” определяет цикл включения учителя в поисковые взаимодействия с учениками?ОС какого типа возникнет у ученика в дискуссии с учителем и какую цель поиска он в ней определит (вопрос ОС)?Какую “схему организации действий”/ “оценочную карту” построит ученик по итогам урока, и какое рассуждение по ней станет его “открытием”?Каким будет вид урока-диалога?
“Каким образом можно выразить свои мысли, чувства?”“Как найти тезис в сочинении-рассуждении?”Оценочный лист№2

Второй этап – средства и индикаторы участия учителя в поисковых взаимодействиях с учениками.

Поисковый цикл: “Каким образом можно выразить свои мысли, чувства?”
Тип и вопрос ОС

“Как найти тезис в сочинение-рассуждение?”Средства участия учителя в поисковых взаимодействиях с ученикамиЛогический сценарий образовательной ситуацииВерсии результатов и способы их получения детьмиВерсия педагогического оппонированияОпределенные детьми средства поискаМотивационный этап

— Ребята, предлагаю нашу встречу начать с просмотра фрагмента фильма, который заставил меня задуматься. Главный герой фильма “Щенок” Алеша мечтал о собаке. И вы представляете, его мечта сбылась – на день рождения ему подарили щенка. Тишка, так звали щенка, потерялся. Его нашёл мальчик Валера. Что произошло дальше, вы узнаете, посмотрев отрывок из этого фильма.Причина

(критическая оценка известной “схемы организации действия”)Цель (вопрос к известной “схеме организации действия”)Просмотр отрывка-чувства доброты

— По отношению к Алеше

— По отношению к ВалереКакие чувства вызвал у вас поступок Алеши?

— По отношению к кому у вас возникли эти чувства?— Похожие чувства испытали и ученики 6 класса. Ребята по-разному их выразили. Сережа даже написал сочинение (интерактивная доска) “Почему Алеша так поступил?” и представил свою работу одноклассникам. Ребята выслушали текст и оценили это сочинение-рассуждение по следующим критериям:

1. Правильно выдвинул тезис

3. Правильно сделал вывод

4. Привел нужные доказательства к тезису-Нет

-Потому что мы не видим текст.

-Нам нужно сочинение Сережи.Можете ли вы сказать, что эти критерии подходят для оценивания текста-рассуждения Сережи?

Как искать тезисы в тексте. img1. Как искать тезисы в тексте фото. Как искать тезисы в тексте-img1. картинка Как искать тезисы в тексте. картинка img1

(фиксация на доске)1. Старт-задание:

“Как я оцениваю поступок Алеши?”

Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком.Правильно выдвинул тезис +/-

Сделал правильный вывод +

Привел нужные доказательства к тезису +-Вот вам текст.

Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Кто готов представить свой результат?

3. Вырази свое мнение в “Оценочном листе №1” знаками +/-.

КритерииОценка ребят
+\-
Моя оценка
+\-
1. Правильно выдвинул тезис.+
2. Сделал правильный вывод.+
3. Привел нужные доказательства к тезису.+
— Умеем.

— Как найти тезис в сочинении-рассуждении?

-Дополнительный материал.Что Вы не умеете писать сочинение – рассуждение?

Тогда в чем заключается трудность?Значит, в каком вопросе вам нужно разобраться?

Что вам необходимо для того, чтобы ответить на вопрос урока?

Попробуйте разобраться в этом вопросе.

Вот вам задание.Организация Видеоматериал, оценочные листы2. Задание-эксперимент:

1. Прочитайте текст и, используя справочный материал, выделите в тексте: тезис – красным цветом, доказательство – зеленым цветом, вывод – желтым цветом.

2. Сделайте вывод и зафиксируйте его в модели “Как найти тезис в сочинении-рассуждении”.

В группе, так как работа в группах более рациональна.

Тезис. Даже один человек способен изменить судьбу других людей, сделать многих счастливыми.

Доказательства. Тревер помог нищему человеку, своей маме, учителю. Те помогли другим трем людям.

Вывод. Добро должно исходить от каждого человека, и тогда мир станет лучше и добрее

Как вы думаете, это задание удобно (рационально) выполнять индивидуально, в паре или в группе?

Как вы думаете,каким способом можно получить результат задания?

Кто готов представить результат работы и сделать вывод?

Способ
(доказательство “открытия”)

(правило – новая “схема организации действия”)

схемаЧтобы правильно найти тезис нужно:

1. Определить главную мысль текста, которая должна быть четко сформулирована и доказательна.

2. Проверить, чтобы тезис соответствовал теме.

3.Соотнести тезис и доказательства (аргументы).

4.Соотнеси тезис и аргументы с выводом.

Ответили ли вы на вопрос урока?

Теперь мы можем определить тезис в сочинении – рассуждении Сережи?По группам (содержательное распределение действий), учитель – группы – класс (обмен позициями)3. Тест-задание:

1. Отредактируй текст сочинения – рассуждения Сережи.

“Как я оцениваю поступок Алеши?”

Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком.

2. Заполни оценочный лист №2 по работе на уроке.

“Как я оцениваю поступок Алеши?”

Я считаю, что, отдав щенка, Алеша поступил правильно и благородно.

Итак, я понял, что, отдав щенка, Алеша смог сделать счастливым Валеру, немного скрасил жизнь круглому сироте. На душе у Алеши стало легко и радостно, хотя было трудно расставаться с маленьким другом-щенком.Эффективность (вывод, знание чего из новой “схемы организации действия” было руководством к достижению успеха”

Чтобы правильно найти тезис нужно:

1. Определить главную мысль текста, которая должна быть четко сформулирована и доказательна.

2. Проверить, чтобы тезис соответствовал теме.

3. Соотнести тезис и доказательства (аргументы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *