Как искать жену по исламу
5 способов найти жену/мужа
Брак – важнейший институт в исламе, человеку важно любить и быть любимым. Найти человека, с которым можно было бы построить семью и провести всю жизнь, может стать непростой задачей. Для каждого одинокого человека этот вопрос становится определяющим в его жизни. Время идет, а подходящего человека все нет? Возможно, вы просто не прилагаете для этого каких-либо усилий и ждете у моря погоды? Как мусульмане знакомятся? Как мусульманину или мусульманке найти спутника жизни?
1. Подключить своих родителей
Большинство молодых (и немолодых) людей не любит подобного рода методы знакомства и поиска спутников жизни. Но не стоит пренебрегать такой возможностью и сразу отказываться от него. Это не значит, что вам придется выйти замуж или жениться на первом встречном, которого порекомендует ваш отец или мать. Доверьтесь опыту и мудрости старших, иногда они знают нас намного лучше, чем мы сами и способны подыскать нам достойнейшую партию.
2. Дружить с хорошими людьми
Наше окружение оказывает не последнее на нас влияние. В надежде на праведных друзей окружайте себя достойными людьми, которыми вы восхищаетесь и на которых вы хотели бы быть похожи. Праведное окружение будет способствовать к благим намерениям и делам, приближать к довольству Всевышнего Аллаха. Праведные друзья будут способствовать знакомству и последующей дружбе с праведными людьми. Наши друзья занимают важное значение в нашей жизни и часто случается так, что в ком-то из них увидите те самые черты в человеке, которые, так долго искали для построения семьи.
3. Посещать хорошие места
Наша религия призывает нас во всем полагаться на Всевышнего и быть действенным, проявляйте активную жизненную позицию. Если хотите жениться, не сидите дома, ожидая, что это случится само собой. Действуйте! Посещайте исламские мероприятия, благотворительные акции, лекции и подобные места, где можно встретить достойную партию.
Запишитесь в волонтеры в мечеть, участвуйте в благотворительных акциях. Конечно, намерение участия в подобных мероприятиях заключается в желании быть полезным другим, и как бонус даст вам возможность встретить человека с активной жизненной позицией.
4. Социальные сети
Не стоит пренебрегать таким достоянием современности как социальные сети. В таком поиске потенциального спутника жизни масса плюсов. Во-первых, нет необходимости личных встреч, во- вторых по странице человека можно многое о нем узнать. В-третьих в виртуальном общении человек раскрывается по-особенному.
5. Совершать дуа
Психологическая помощь — «Хочу жениться на религиозной и богобоязненной девушке, но никак не могу ее найти»
«Скверные женщины — для скверных мужчин, а скверные мужчины — для скверных женщин, и хорошие женщины — для хороших мужчин, а хорошие мужчины — для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят клеветники. Им уготовано прощение и щедрый удел» (Коран, сура «Нур», 26 аят).
«Не выдавайте себя за чистых [помыслами], ибо Он лучше знает, кто богобоязнен» (Коран, 53:32).
«Слышал я, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, все деяния — только по намерениям, и каждому человеку– то, что он намеревался…» (Умар ибн Хаттаб)
Вопрос:
«Не могу найти себе жену: достойную, с шариатом в сердце. В начале общения все девушки приходят одетые согласно канонам ислама, но с течением времени разочаровываюсь в них. Нет той, которая поддержит и создаст все условия для моего духовного и морального развития. Последняя сестра, с которой я общался, ходила с родней на джума-намаз в мечеть, но и в ней я разочаровался. Как найти ту, которая чиста сердцем и душой?»
Ответ:
Хвала Аллаху, Милостивому и Милосердному! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей вплоть до Судного Дня! Аминь.
Радует ваше желание создать семью. Выбор спутницы жизни — дело серьезное и ответственное. Вот советы исламских богословов по выбору идеальной жены.
Я думаю, вам не стоит расстраиваться, если вы пока еще не нашли свою вторую половинку. Вместо этого старайтесь улучшать свои личные качества для того, чтобы Аллах даровал вам девушку, подобную вам. В поисках света нужно идти на свет, а не во тьму. Так и с выбором невесты: если вы хотите взять в жены богобоязненную, то нужно вести себя соответствующе.
Есть мужчины, которые мечтают о кроткой, скромной и послушной невесте, но их внимание и выбор падает на девушку в дорогой и подчеркивающей достоинства женского тела одежде, ведущую с немахрамами легкомысленные разговоры. В такой ситуации мужчине нужно определиться, какую девушку он себе ищет? Ведь праведные женщины ведут себя по иному: они в неброской одежде, их присутствие почти незаметно, и они не станут общаться с посторонним мужчиной без необходимости.
Вы пишете, что ищете ту, которая создаст вам условия для морального и духовного совер-шенствования. И это похвально. Но вы и сами можете помочь себе. А ваше желание сообщает о ваших интересах при недооцененных возможностях.
Вы — мужчина, глава семьи и кормилец. Вы задаете своей семье атмосферу богобоязненности, а ваша вторая половинка лишь поддерживает ваш настрой и вашу активную линию жизни. Она ваша опора и верный помощник. Женщина, если и является «чистой сердцем и душой», склонна подвергаться внешним воздействиям. Ее эмоциональность и чуткое восприятие могут как быстро повысить ее духовность и также быстро ее уменьшить. Поэтому женщина нуждается в том, кто бы создавал ей рамки и ограничения, задавал ритм жизненной позиции, а она лишь поддерживала взгляды и настроение своего мужчины. Женщина не может исполнять мужскую роль в семье и при этом оставаться женственной. Последнее неестественно.
Итак, если вы хотите взять в жены богобоязненную, то сами, по меньшей мере, должны быть на одном уровне с ее духовным развитием и, что еще лучше, на голову выше ее по знаниям и практике духовного самосовершенствования. Ваши разочарования сообщают, что вы ищете не там и не среди тех женщин. Но почему вы там и среди таких девушек? — Значит, вы сами еще не встали на путь своей мечты и не успели изменить свой образ жизни в соответствии со своими убеждениями.
Вместо того, чтобы считать чужие ошибки, посмотрите на себя: Как вы общаетесь со своими родителями, близкими, соседями, братьями и сестрами по вере, друзьями и другими людьми? Неужели ваш нрав совершенен, а в поведении нет изъянов? Быть может, увидев свои недостатки, вы начнете снисходительно относиться к чужим слабостям? И вместо того, чтобы обвинять других поспешите найти 70 причин для их оправдания (а если не найдете, то будете винить себя за то, что не нашли эту причину)? Бывает, что мы не знаем, но судим людей.
Известна история, когда человек попросился переночевать у одной семьи, а на утро вышел вместе с хозяином дома на утренний намаз, не обновив свой тахарат. Когда ему укоризненно заметили: «Как ты собираешься совершать намаз, не взяв вуду?!» — он ответил: «Я не портил свой тахарат, потому что всю ночь провел в намазе и дуа».
Не спешите делать выводы! Только Всевышний Аллах — Знающий.
Поменяетесь вы, — поменяется и ваше окружение. Своими мыслями, интересами, действиями мы притягиваем тех людей и события, которых желаем. И то, что мы имеем, есть, то, к чему стремимся и то, что мы есть на самом деле.
Я желаю вам счастья в обоих мирах! ИншаАллах. И хвала Аллаху, Господу миров!
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Когда же Аллах возжелает наказать людей, то этого не отвратить ничем, и нет для них заступника, кроме Него» (13:11)
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве» (Сура «Трапеза», аят 2)
«Тому, кто скроет недостатки мусульман, Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете» (Муслим)
«Поистине, самые любимые деяния перед Аллахом после обязательных фардов, — это приносить радость мусульманину» (Ат-Табарани)
Ибн Сирин говорил: «Если тебя огорчил твой брат, найди ему оправдание. Если ты не нашёл ему оправдание, то скажи: “Возможно, у него есть оправдание, которого я не знаю”»
5 способов найти жену/мужа
Как обрести пару? (Источник фото: unsplash.com)
Брак – важнейший институт в исламе, человеку важно любить и быть любимым. Найти человека, с которым можно было бы построить семью и провести всю жизнь, может стать непростой задачей. Для каждого одинокого человека этот вопрос становится определяющим в его жизни. Время идет, а подходящего человека все нет? Возможно, вы просто не прилагаете для этого каких-либо усилий и ждете у моря погоды? Как мусульмане знакомятся? Как мусульманину или мусульманке найти спутника жизни?
1. Подключить своих родителей
Большинство молодых (и немолодых) людей не любит подобного рода методы знакомства и поиска спутников жизни. Но не стоит пренебрегать такой возможностью и сразу отказываться от него. Это не значит, что вам придется выйти замуж или жениться на первом встречном, которого порекомендует ваш отец или мать. Доверьтесь опыту и мудрости старших, иногда они знают нас намного лучше, чем мы сами и способны подыскать нам достойнейшую партию.
2. Дружить с хорошими людьми
Наше окружение оказывает не последнее на нас влияние. В надежде на праведных друзей окружайте себя достойными людьми, которыми вы восхищаетесь и на которых вы хотели бы быть похожи. Праведное окружение будет способствовать к благим намерениям и делам, приближать к довольству Всевышнего Аллаха. Праведные друзья будут способствовать знакомству и последующей дружбе с праведными людьми. Наши друзья занимают важное значение в нашей жизни и часто случается так, что в ком-то из них увидите те самые черты в человеке, которые, так долго искали для построения семьи.
3. Посещать хорошие места
Наша религия призывает нас во всем полагаться на Всевышнего и быть действенным, проявляйте активную жизненную позицию. Если хотите жениться, не сидите дома, ожидая, что это случится само собой. Действуйте! Посещайте исламские мероприятия, благотворительные акции, лекции и подобные места, где можно встретить достойную партию.
Запишитесь в волонтеры в мечеть, участвуйте в благотворительных акциях. Конечно, намерение участия в подобных мероприятиях заключается в желании быть полезным другим, и как бонус даст вам возможность встретить человека с активной жизненной позицией.
Не стоит пренебрегать таким достоянием современности как социальные сети. В таком поиске потенциального спутника жизни масса плюсов. Во-первых, нет необходимости личных встреч, во- вторых по странице человека можно многое о нем узнать. В-третьих в виртуальном общении человек раскрывается по-особенному.
5 дуа для скорой свадьбы
Во многих странах мусульмане встречают потенциального супруга/супругу на мусульманских конференциях и съездах, на благотворительных обедах, семинарах и, наконец, в местной мечети.
Только грустно, что иногда на таких мероприятиях мужчины и женщины не всегда ведут себя так, как предписывает ислам в таких случаях. Нередко бывает, что потенциальные кандидаты встречаются с глазу на глаз, на лекциях и собраниях братья и сестры разглядывают окружающих в поисках физически привлекательного партнера, или сами начинают флиртовать с понравившимся человеком. Ислам не одобряет ни один из этих методов.
Ниже мы изложим некоторые исламские принципы, которые помогут тем, кто находится в поисках супруга/супруги для себя или кого-то другого.
Спросите себя: зачем я женюсь/выхожу замуж?
Этот вопрос обязательно надо себе задать, если вы встречаетесь с потенциальным партнером, чтобы принять окончательное решение о браке, потому что так вы напомните себе об истинной цели брака с исламской точки зрения.
Брак это часть веры и сунны пророка Мухаммеда (мир ему!).
Кроме того, «настрой должен быть такой: “я ищу человека, с которым буду создавать семью”», — говорит член Североамериканского совета фикха имам Мухаммад Нур Абдулла (Muhammad Nur Abdullah). Он занимается добрачным консультированием американских мусульман уже двадцать лет.
«Брак это обязательства и отношения, которые начинаются в этом мире и, иншаалла, продолжатся в Раю», — говорит он.
Спросите себя: что мне нужно от спутника/спутницы жизни?
Абу Хурайра сообщает, что пророк Мухаммед (мир ему!) сказал:
«Жену выбирают по четырем качествам: за ее богатство, ее положение в обществе, за красоту и за богобоязненность, — так выбирайте богобоязненную, чтобы иметь благословение от Аллаха» (аль-Бухари, Муслим).
Этот принцип, конечно, применим и к женщинам.
Но, похоже, религия не всегда стоит на первом месте.
По мнению Таснима Кадира (Tasneem Qadeer) – он работает в брачной службе Североамериканского исламского общества – для многих мусульманок важнее, чтобы муж был доктором или адвокатом, чем истинно верующим. Да и мужчины не лучше. Судя по большинству брачных объявлений в исламских изданиях, главное требование мусульманина к жене – чтобы она была «милой, стройной и красивой».
«Если мы хотим иметь здоровую мусульманскую семью, на первом месте должна быть вера», — говорит президент Исламской ассоциации социальных услуг США и Канады Аниса Надир (Aneesah Nadir).
Она стала одним из разработчиков программы «Брак по-исламски», которая учит разным аспектам брака, начиная с того, как найти супруга/супругу, как устроить бракосочетание и заканчивая отношениями в браке.
Если ищете супруга/супругу, опустите глаза долу
На первый взгляд, это противоречивое утверждение, но это не так. Искать супруга/супругу с правильными качествами и такого/такую, кого вы бы тоже физически привлекали, не означает отбрасывать скромность – ни для женщин, ни для мужчин.
«Скажи [, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это — непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди…» (Коран, 24:30-31)
Поэтому недопустимо пристально рассматривать человека на предмет физической привлекательности.
Имам Нур Абдулла указывает, что искать потенциального партнера рекомендовано в соответствии с хадисом Пророка:
«Когда один из вас предлагает женщине вступить в брак, если то, что он видит, побуждает его жениться на ней, пусть делает это…» (Абу Дауд)
Это означает, что потенциальным супругам разрешается смотреть друг на друга, но не заигрывать и не рассматривать пристально.
Абдулла также отмечает, что два человека могут смотреть друг на друга столько раз, сколько им нужно. Но это нужно делать в страхе перед Аллахом и помнить, что это делается для того, чтобы удостоверится в определенной физической привлекательности человека, с которым вы сочетаетесь браком.
Он также указывает, что мужчине нельзя видеть будущую жену без хиджаба, потому что он ей не махрам (родственник, брак с которым невозможен, или муж). Чтобы определить, насколько женщина привлекательна, достаточно видеть ее лицо и кисти рук.
Позовите кого-нибудь на помощь
Выбор жены/мужа – это не то, чем нужно заниматься в одиночку. Обратитесь к кому-нибудь, например, к родителям, родственникам, имаму или достойным доверия и уважения верующим людям, чтобы они помогли найти подходящего человека и познакомили вас.
Кстати, обратившись за помощью, вы не отказываетесь от своего права самостоятельно решать, какой ответ дать на предложение о браке. Просто с помощью других вы повышаете вероятность того, что найдете важную информацию о потенциальном партнере и при этом сохраните скромность, которую предписывает ислам.
Если вы привлекли третью сторону, у вас больше шансов узнать, насколько ваш избранник/избранница заслуживает уважения своей скромностью и другими достоинствами. Третье лицо может навести справки, задать вопросы о характере и привычках и вообще отстаивать ваши интересы.
Такой человек должен быть достойным доверия и обязательно верующим, потому что вы ищете для себя благочестивого мужа/жену, а мусульманин лучше разбирается в этих вопросах.
Те, кому повезло иметь набожных родителей, помните, скорее всего, они – ваши лучшие союзники и помощники в поисках подходящего мужа или жены. Они знают вас всю жизнь и от всей души желают вам добра.
Впрочем, родители должны быть открытыми и внимательными к своему ребенку, чтобы понимать, какой партнер ему нужен, и они никогда не должны лишать его права выбора. В конце концов, окончательное решение должно остаться за их сыном или дочерью. Родители не должны давить или заставлять – ни своего ребенка, ни его избранника/избранницу.
Если родители или другие члены семьи, имам или друзья не могут вам помочь, можете поискать мужа или жену через брачные агентства, которые есть при многих мусульманских организациях.
Всегда наводите справки
Вот когда удобно иметь на своей стороне «третье лицо». Оно может представить не только вас, но и навести справки о вашем избраннике.
Это может сделать брат, который знает мужчину, сделавшего вам предложение, сестра, близко знакомая с вашей избранницей, друг семьи, начальник, сотрудник, партнер по бизнесу.
Но не забывайте о честности: люди, у которых вы спрашиваете, могут узнать о вашем будущем муже/жене какие-нибудь нелицеприятные вещи. Напомните им, что они не должны разглашать эти сведения, потому что ислам осуждает злословие.
Вообще, если вы принимаете решение о вступлении в брак, будьте готовы узнать о вашем избраннике и хорошее, и плохое.
В этом отношении полезен совет одного из сподвижников Пророка, Умара ибн аль-Хаттаба.
Как-то один человек начал хвалить другого перед Умаром ибн аль-Хаттабом. Умар спросил: «Наверное, ты его близкий сосед, если так хорошо его знаешь?». «Нет», — ответил тот. «Был ли ты с ним в путешествии, где убедился в его достоинствах?» — «Нет». «Имел ли ты с ним денежные дела, указавшие на его порядочность?» — «Нет». «Мне кажется, ты увидел, как он стоит в мечети, бормочет молитву и совершает поклоны» — «Да, это так». «Уходи, ты его не знаешь…». А человеку, о котором шла речь, Умар сказал: «Иди и приведи мне того, кто тебя знает» (аль-Албани)
Теперь понятно, что о характере и поведении потенциального мужа/жены вы можете узнать у соседа, коллеги или того, кто побывал вместе с ним/ней в какой-либо поездке.
Не оставайтесь наедине
Пророк сказал: «Когда мужчина и женщина находятся вдвоем, третьим с ними бывает шайтан» (Ат-Тирмизи).
Он также советовал мужчинам:
«Никто из вас не должен встречаться с женщиной наедине, если ее не сопровождает махрам» (аль-Бухари, Муслим).
Недопустимо встречаться с глазу на глаз, например, в гостиничном номере во время конференции. Потенциальные супруги не должны ставить себя в такое положение, когда их никто не видит и не слышит.
Вместо этого нужно устроить скромную встречу в присутствии родственника женщины, который даст двоим возможность поговорить, но сам будет находиться в той же комнате.
Кроме того, родственники, родители или опекуны должны установить временные границы, как рекомендует президент канадского подразделения Исламской ассоциации социальных услуг Шахина Сиддики (Shahina Siddiqui). Например, целый день – это долго для такой встречи.
Говорите по существу
Встреча и разговор друг с другом также должны не выходить за рамки установленных приличий. Это означает, что флирт, а тем более сексуальные намеки недопустимы в каком бы то ни было виде.
Имам Нур Абдулла считает, что во время такой встречи можно обсудить, например, интересы друг друга, финансовое положение мужчины, поскольку он обязан обеспечивать жену и детей, отношения потенциальных супругов со своими родителями.
Беседа между потенциальными супругами должна быть содержательной. По ее окончании нужно принять окончательное решение о помолвке или, если одна или обе стороны чувствуют, что не подходят друг другу, — о том, чтобы как можно скорее прекратить отношения.
Такой «деловой» подход поможет сторонам избежать болезненных переживаний, которые возможны в такой ситуации, и оставаться в границах, определяемых исламом.
Что касается вопросов, касающихся прежних отношений (был ли у него/нее сексуальный партнер/партнерша, заболевания, передающиеся половым путем), рекомендуется постараться навести справки о подобных вещах с самого начала, когда только заходит речь о браке, потому что эти темы лучше не оставлять напоследок.
Другие вопросы, которые нужно обсудить на первом же этапе, это насколько человек разбирается в исламе, каковы его планы на карьеру и образование, какими навыками он владеет в быту, где пара будет жить после свадьбы и в будущем (страна, город, самостоятельно или с родителями).
Возможно, паре даже стоит пройти обследование, чтобы убедиться, что оба здоровы.
Ислам настоятельно рекомендует вступать в брак. И мусульмане могут оказывать друг другу помощь, подыскивая потенциального супруга/супругу, но это нельзя делать в ущерб предписаниям ислама, которые требуют скромных и уважительных отношений между мужчиной и женщиной.
Как выбрать спутника жизни
Хвала Аллаху, Господу миров, который создал людей парами и установил между супругами любовь и милосердие! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, который ел пищу и ходил по рынкам, женился на женщинах и находил отраду в молитве! Мир и благословение его пречистым женам, близким родственникам и всем сподвижникам!
Женитьба — одно из прекраснейших Божьих установлений. Она позволяет верующему устроить жизнь в соответствии с Божьим замыслом, оберегает его от прелюбодеяния и многих грехов, ведущих к нему. В счастливом браке супруги находят душевный покой, делятся радостями и печалями, обмениваются мнениями и принимают совместные решения, растят детей и заботятся о старших. Брак не ограничивает полет наших мечтаний, а, напротив, позволяет насладиться полнотой жизни. Ведь в счастливом соединении с близким по духу человеком противоположного пола можно найти подлинное успокоение и спастись от одиночества.
Сообщается, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, пусть женится, и это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не может сочетаться браком, должен поститься. Так будет легче подавить вожделение» (ал-Бухари и Муслим). По мнению большинства улемов, несмотря на содержащийся в данном хадисе приказ, женитьба относится к желательным предписаниям, но может стать обязательной, если это единственный способ соблюсти целомудрие и спастись от греха. Если верующий опасается соблазнов и имеет средства для того, чтобы жениться и устроить свадьбу, сделать это для него важнее, чем совершить обязательное паломничество в Мекку!
Создание семьи начинается с выбора жениха или невесты. В прежние времена предложить дочь или сестру в жены праведному человеку не считалось чем-то постыдным. В Коране сообщается, что праведный старец из Мадйана предложил Мусе жениться на его дочери (сура 28 «Рассказ», аят 27). А в «Сахихе» ал-Бухари описывается история о том, как ‘Умар ибн ал-Хаттаб предложил сначала ‘Усману, а потом Абу Бакру жениться на его овдовевшей дочери Хафсе, а те отказались, потому что знали, что на ней собирается жениться посланник, мир ему и благословение Аллаха. Однако эта традиция довольно быстро канула в лету, и чаще всего жених или его родственники сами занимаются поисками невесты.
Найти человека, с которым проживешь долгие годы в любви и согласии, непросто. Проявить легкомыслие на данном этапе — все равно что поставить под угрозу благополучие и крепость будущей семьи. Поэтому в исламе придается большое значение личностным качествам и воспитанию человека, с которым вступаешь в брак. В известном хадисе сказано: «На женщинах женятся из-за четырех качеств: богатства, знатности, красоты и набожности. Так женись на набожной женщине, будь ты несчастен!» Этот хадис передали ал-Бухари и Муслим. Арабы часто использовали выражение «будь ты несчастен» и другие похожие фразы не как проклятие, а для того, чтобы выразить удивление или подчеркнуть важность сказанного, как в данном случае. Таким образом, женщину берут в жены либо ради ее богатства, либо ради ее знатного происхождения, либо из-за ее красоты, либо из-за ее благочестия. Последний критерий — самый важный для верующего.
Ислам не порицает женитьбу на богатой или знатной женщине. Богатство — это хорошее подспорье на пути к довольству Всевышнего, а благородное происхождение — это унаследованные черты праведных предков и их добрые молитвы. Еще больший стимул к женитьбе — красивая внешность и завораживающий голос. Красота покоряет сердце и пробуждает в нем нежные чувства. Но если девушка не обладает благонравием и благочестием, то верующему не следует обольщаться ее прочими достоинствами.
Коран категорически запрещает верующим женщинам выходить замуж за немусульман и запрещает верующим мужчинам жениться на тех, кто придает Аллаху сотоварищей или вообще отрицает существование Бога. Исключение сделано только для женщин, исповедующих христианство и иудаизм. Мусульманин может жениться на христианке или иудейке, если та целомудренна и соблюдает заповеди своей религии (сура 5 «Трапеза», аят 5). Но если есть верующие мусульманки, которые пока не нашли своего счастья, то жениться на них, безусловно, лучше и безопаснее для веры и религиозности самого мужчины и его детей.
Муж и жена могут быть совершенно непохожими по характеру, темпераменту, и это не мешает их совместному счастью, если они дополняют друг друга. Но брак считается заведомо конфликтным, если молодые люди не имеют общих ценностей и интересов. Влюбленность и романтические фантазии порой мешают здраво взглянуть на вещи. Реальность же бывает горше наших иллюзий. Поэтому мы советуем верующим искать свою половинку среди тех, кто разделяет их ценности и взгляд на жизнь. Если человек, с которым вы строите серьезные отношения, не исповедует ислам или не совершает молитву, но проявляет интерес к вере и обещает соблюдать Божьи заповеди, пусть не затягивает с покаянием. Дайте ему время сделать свой выбор, но не связывайте себя обязательствами до тех пор, пока он не докажет свою искренность на деле. Но если ваш избранник упорствует в своем безразличии, то не рассчитывайте изменить его после свадьбы. Это относится и к юношам, и к девушкам. Сколько судеб было разбито по причине такой самоуверенности, сколько семей распалось! Иногда влюбленные осознают это, но не могут побороть чувства. В таких случаях верующий должен обратиться за помощью и утешением к Аллаху. Всевышний непременно примет того, кто ставит Его довольство выше всего, и обязательно приведет его к тому человеку, который сделает его счастливым. В хадисе сказано: «Троим Аллах обязался помочь: борющемуся на пути Аллаха, рабу, который договорился о своем выкупе и желает выплатить его, и вступающему в брак ради целомудрия» (ат-Тирмизи и ан-Насаи).
Акцентируя внимание на благочестии человека, не следует, однако, упускать из виду и другие его качества, влияющие на прочность отношений. Это касается и внешней привлекательности, которая играет важную роль на этапе зарождения чувств. Со временем, когда супруги узнают друг друга достаточно хорошо, внешность не обеспечивает взаимопонимания в семье. Но на начальном этапе знакомства люди обращают внимание на различные особенности внешности. Искать девушку или юношу неписаной красоты и придираться к мелочам неправильно. Но если какая-то черта в его или ее внешности вызывает у тебя явную неприязнь, то нужно понимать, что благонравие может и не компенсировать такой недостаток. Мудрые люди даже советуют сначала интересоваться внешностью женщины, а уже потом ее праведностью и внутренним миром. Имам Ахмад говорил: «Если мужчина сватается к женщине, пусть сперва спросит о ее красоте. Если скажут, что она красивая, пусть расспросит о ее религиозности, и если ее похвалят и за это, пусть женится на ней. А если ее не похвалят, то он откажется от нее из-за религии. Не следует сначала спрашивать о религиозности женщины, ибо если ее похвалят за это, но не похвалят за красоту, то получится, что он отказался от нее из-за внешности, а не из-за религии».
По мнению большинства улемов, при выборе жениха или невесты также следует учитывать их происхождение и даже профессию. Наблюдения показывают, что мужчине и женщине легче найти общий язык и создать крепкую семью, если они ровня друг другу, т. е. выросли в семьях с примерно одинаковым достатком, получили примерно одинаковое воспитание и образование. Иными словами, если девушка выросла в семье профессора и получила хорошее образование, то ей будет трудно ужиться с простым рабочим, потому что они воспитаны в разном духе и имеют разные интересы. Ни в Коране, ни в хадисах мы не встречали тексты, которые запрещали бы подобные браки. Но следует понимать, что различия в характерах и интересах ставят супругов перед необходимостью искать новые, непривычные для них формы общения. Если в одних случаях этот процесс протекает безболезненно, то в других он заканчивается скорым разводом.
Уместно добавить, что психологи рекомендуют обращать внимание и на некоторые фундаментальные качества характера. Например, если одному из супругов нравится быть лидером, то предпочтительнее, чтобы другой был склонен к подчинению и зависимости. На стадии знакомства молодые люди редко обращают внимание на такие детали. Однако наблюдения показывают, что браки чаще всего оказываются счастливыми, когда супруги дополняют друг друга. Поэтому, прежде чем строить серьезные отношения с конкретным человеком, крайне важно спросить совет у родителей или близких, имеющих жизненный опыт и разбирающихся в людях. Серьезные намерения вступить в брак вообще не следует скрывать от родителей, если для этого нет веской причины. Их совет и благословение имеют огромное значение, ведь их довольство таит в себе довольство самого Аллаха.
При выборе спутника жизни следует избегать двух крайностей, которые нередко приводят к печальным последствиям. Во-первых, молодые люди должны избегать добрачного ухаживания, чтобы не оказаться в плену пылких чувств, затуманивающих разум и мешающих принять правильное решение. Если хочешь создать крепкую семью, нужно позаботиться о ее фундаменте, который закладывается еще до бракосочетания. Грех, осквернивший твое чистое намерение, может отразиться на ваших взаимоотношениях спустя многие годы. Смыть его можно только искренним раскаянием, а как раскаяться в том, что дарит тебе столько счастливых мгновений?! Есть только один способ избежать этого — с самого начала строить семью на любви к Аллаху, почитая Его законы и следуя наставлениям Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.
К сожалению, многие юноши и девушки, попав под влияние массовой культуры, полагают, что для счастливого брака необходимо близко узнать будущего партнера. Это распространенное заблуждение. В западных странах пары сожительствуют в течение нескольких месяцев, прежде чем обвенчаться в церкви, но это не спасает их от разводов. Взаимопонимание в добрачный период не гарантирует прочных отношений после заключения брака. Поэтому не следует обманывать себя, потакая страстям и преступая Божьи заповеди. Молодые мусульмане, желающие создать семью, имеют право встречаться и общаться только в присутствии махрама девушки, т. е. ее отца, брата или другого ближайшего родственника. Наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Мужчина не должен уединяться с посторонней женщиной, потому что третьим будет шайтан» (Ахмад и ат-Тирмизи).
Другая крайность, о которой мы упомянули выше, — когда молодые люди вступают в брак, совершенно не узнав друг друга. Если есть чистое намерение, то желательно, чтобы жених и невеста увидели друг друга и побольше узнали друг о друге. В хадисе сказано: «Если тот из вас, кто сватается к женщине, может увидеть у нее то, что побудит его к женитьбе, пусть сделает это» (Ахмад и Абу Давуд). Если девушка понравилась тебе, то следует разузнать как можно больше о ней, ее характере и ее семье. Чем она занимается? Как проводит свободное время? Каковы взаимоотношения между ее родителями? Как она относится к своим обязанностям перед Аллахом? То же самое мы рекомендуем нашим сестрам-мусульманкам, если кто-либо из братьев проявляет к ним серьезный интерес.
В семье, где между родителями и детьми есть взаимопонимание, избежать этих крайностей нетрудно. Если девушка нравится юноше, он делится своим намерением с родителями, наводит справки о ее семье, если они не знакомы, а потом его родители отправляют сватов к родственникам невесты, чтобы получить их предварительное согласие. Трудности возникают там, где молодые люди умалчивают о своих взаимоотношениях или родители по каким-то причинам противятся этому союзу, а дети отказываются прислушаться к ним. Иногда это приводит к внебрачным связям и даже к рождению внебрачных детей, а иногда, наоборот, к поспешным бракам, которые могут закончиться разводом через пару месяцев.
Участие родителей и родственников в большинстве случаев помогает молодым людям избежать поспешных и опрометчивых решений. Вовлечение родственников в поиски жениха или невесты, а также в переговоры между семьями придает браку бóльшую социальную значимость и помогает молодым людям осознать ответственность, которая ложится на них. Непонимание этой ответственности, легкомыслие и отсутствие жизненного опыта приводят к тому, что молодые семьи распадаются, а малыши растут с одним из родителей.
Здесь уместно вспомнить наказ нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если к вам посватался тот, чьей набожностью и чьим благонравием вы довольны, соглашайтесь на брак, а если не сделаете этого, то на земле наступят смута и разврат» (ат-Тирмизи). В определенном смысле это относится не только к родителям девушки. Если юноша и девушка нравятся друг другу и хотят пожениться, то их родители не должны препятствовать этому без серьезной на то причины. Лишь в том случае, если юноша или девушка имеют скверный характер или не готовы к супружеской ответственности, родители вправе воспротивиться браку, вразумительно объяснив свою позицию сыну или дочери.
Если же молодые люди испытывают взаимную симпатию, если их благонравие, воспитание и образование вполне устраивают вас и, наконец, если знакомство с будущими родственниками рассеяло ваши сомнения, то можно думать о помолвке. Лучше, чтобы помолвка сопровождалась заключением брачного договора (‘акд ан-никах) с соблюдением всех требований шариата. Это необходимо для того, чтобы жених и невеста могли вместе проводить время и ближе узнать друг друга, не нарушая религиозных канонов. В противном случае помолвка будет лишь обоюдным обещанием, а значит, будущий жених не получит права встречать девушку, провожать ее домой и общаться с ней по телефону.
После заключения брачного договора молодые люди формально считаются мужем и женой, хотя до начала их совместной жизни могут пройти недели и даже месяцы. В течение этого срока жених не несет материальных обязательств перед невестой, если они медлят со свадьбой по обоюдному согласию или по требованию родственников невесты. Но если сторона невесты не против того, чтобы они воссоединились, а жених откладывает свадьбу по каким-либо соображениям, то он несет ответственность за ее материальное обеспечение.
Помните же, дорогие друзья, что основа для семейного счастья закладывается до бракосочетания, и не преступайте заповедей Аллаха, дабы милость Его не покидала вас и ваших детей ни в этом мире, ни после смерти. Не сомневайтесь в наказах Аллаха и Его посланника и уповайте на вашего Господа, ибо, поистине, вам достаточно Его поддержки и Его покровительства!