Как искренне покаяться в грехах

Как покаяться в грехах перед Богом — молитва и пример

Как искренне покаяться в грехах. kak pokajatsja pered bogom. Как искренне покаяться в грехах фото. Как искренне покаяться в грехах-kak pokajatsja pered bogom. картинка Как искренне покаяться в грехах. картинка kak pokajatsja pered bogom

Что такое покаяние и что об этом говорит Библия? Как покаяться в грехах перед Богом, можно ли это сделать дома или надо искать церковь? Что будет, если не раскаяться в своих грехах? Как попросить прощение у Бога? Есть ли какая-то особая молитва, которая помогает покаяться в грехах? Эти и другие вопросы волнуют миллионы людей по всему миру, независимо от их вероисповедания.

Покаяние — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. В греческом языке слово покаяние звучит как «метанойя» и означает «изменение мышления». Другими словами, если человек хочет покаяться, то он не просто должен признать свои грехи перед Богом, но и должен изменить свое мышление, которое в будущем не должно более приводить его ко греху.

Процесс совершения греха и покаяния можно разделить на несколько ясных этапов:

В этой статье мы кратко рассмотрим историю царя Давида и его пример покаяния перед Богом. Мы посмотрим на то, что помогло Давиду признать свои грехи перед Богом и искренне раскаяться в них.

Давид совершает грех перед Богом

Давид был величайшим израильским царем. Он имел огромную власть, его уважал народ и у него были очень близкие отношения с Богом. Несмотря на все это, Давид оставался грешником, нуждающимся в покаянии в своих грехах перед Богом. Один из самых ярких грехов Давида — это его грех с замужней женщиной Вирсавией. Вот, что об этом написано в Библии:

Однажды вечером Давид встал с постели и стал прогуливаться на крыше царского дома. С крыши дома он увидел купающуюся женщину. Женщина эта была необыкновенно красива. Давид послал узнать, кто эта женщина. Слуга сказал ему: «Это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина». Давид послал слуг, чтобы они привели к нему Вирсавию. Она пришла к Давиду, и он спал с ней. Она искупалась, чтобы очиститься от своей нечистоты, а затем возвратилась к себе в дом (2-я Царств 11:2-4).

Позднее Давид осознал, что совершил грех перед Богом, но, вместо того чтобы покаяться в своем грехе, он решил поступить так, как поступает большинство людей на земле: он решил спрятать свой грех. Пользуясь своей властью, Давид посылает мужа Вирсавии в самую горячую точку на поле битвы, где его убивают. Возможно, что Давид добился бы своего, если бы не одно «но»: Давид забыл, что от Бога невозможно скрыть никакие грехи.

У Давида появляется шанс покаяться в грехах перед Богом

Бог видит грехи Давида и посылает к нему пророка Нафана, чтобы дать ему шанс покаяться в своих грехах. Пророк рассказывает ему притчу, помогая царю осознать, какой плохой поступок он совершил. Вот часть его речи к Давиду:

Мы не любим, когда кто-то говорит нам о наших грехах. Лично я за всю свою жизнь не встретил ни одного человека (а я знаком с огромным количеством людей), который был бы рад, когда кто-то напоминает ему о его грехах или просто интересуется его грехами. Никто не любит говорить на эти темы, включая меня! Несмотря не это, Давид находит в себе силы, чтобы поступить правильно и праведно перед Богом.

Давид осознает свой грех и решает покаяться

Давид сделал то, что он не должен был делать. Этот греховный поступок очень не понравился Богу. После того как к Давиду приходит пророк Нафан, Давид начинает понимать, что совершил ужасный грех. Думаю, что у каждого человека есть такой момент, когда он понял, что совершил что-то плохое и ужасное, но еще пока не решил, как поступить дальше: покаяться или же скрывать грех дальше. Когда Давид только согрешил с Вирсавией в своем царском доме, то думал, что все еще можно поправить. Но он выбрал неверный способ исправления ситуации. Вместо того чтобы сразу покаяться в своем грехе перед Богом и людьми, он решил скрыть свой грех, что привело в итоге к смерти невинных: мужа Вирсавии и позднее сына самого Давида.

И сказал Давид Нафану: «Согрешил я перед Господом». Нафан ответил Давиду: «Господь простил тебе грехи твои. Ты не умрёшь. Но так как, сделав это, ты презрел Господа, то умрёт родившийся у тебя сын». После того, как Нафан пошёл к себе в дом, Господь поразил ребёнка, которого родила Давиду жена Урии, и он заболел. Давид молился Богу о младенце. Он постился и, уединившись в доме, проводил ночи, лёжа на земле (2-я Царств 12:13-16).

Ребенок Давида, в конце концов, умирает. Давид со всем смирением принимает это наказание от Бога. Бог прощает Давида, преподав ему серьезный урок, но сохранив саму жизнь Давиду. Давид извлек этот урок, давая и нам с вами возможность учиться покаянию перед Богом в наших с вами грехах.

Молитва Давида — покаяние в грехах перед Богом

Нам с вами очень повезло, ведь Библия сохранила для нас молитву Давида, описывающую его мысли и чувства, связанные с той ситуацией с Вирсавией. Почитайте эту молитву полностью, попробуйте поставить себя на место Давида. Попробуйте понять, как чувствовал себя Давид и каковы были его истинные мотивы в этой молитве перед Богом.

Песнь Давида о том времени, когда пророк Нафан пришёл к Давиду, после согрешения Давида с Вирсавией. «Помилуй, Господи, меня Твоею милостью великой, великой жалостью Твоей сотри с меня мои грехи. Смой беззакония мои, от всех грехов моих очисти. Я сознаю все преступления и жалкие свои грехи, о них я думаю всё время. Перед Тобой я согрешил, перед Тобой одним, я приговор Твой принимаю, Ты самый праведный судья. Я грешен был с рожденья, с момента самого зачатья. Ты хочешь истиной наполнить меня, так подари мне мудрость. Так окропи меня иссопом, и обрету я чистоту, омой — белее снега буду. Дай голос радости услышать костям, изломанным Тобою. Не надо долго так смотреть на все грехи мои, сотри их. Вложи мне в сердце чистоту, и дух мой снова сделай сильным. Меня не оттолкни, не отбирай Святого Духа и не лишай меня Тебя. Верни мне радости спасенья, Тебя во мне дух укрепи. Я стану грешников учить, и все они Тебя обрящут. Спаситель мой, спаси от крови, я воспою Твоё спасенье. Во имя восхваленья правды, Господь, уста мои открой. Когда бы принимал Ты жертвы, я бы принес Тебе любую, но Ты даров не принимаешь. Душа надломленная — жертва Тебе, и сердце, что полно печали о грехах, Ты не отвергнешь, Боже. Облагодетельствуй Сион, о Боже, и стены Иерусалима вновь отстрой. Тогда Тебе во благо будут и возжигания, и жертвы быков на алтаре Твоём (Псалтирь 50:1-21).

В начале своей молитвы Давид буквально «разбит». Он нуждается в прощении за свои грехи перед Богом. Давид признает всю власть и правоту Бога, как и свою личную греховность. Давид готов принять любое наказание, лишь бы Бог простил его грехи. Давид просит Бога о мудрости, чтобы избежать подобных грехов в будущем. Давид хочет все изменить и начать жизнь сначала, с чистого листа!

Вот это и есть истинное покаяние в своих грехах. Это и есть настоящая «метанойя» — изменение мышления.

Как покаяться перед Богом в наши дни

Что изменилось в наши дни? Как правильно покаяться в грехах в наши дни? Что изменилось с приходом Иисуса Христа и появлением Нового Завета? Ничего не изменилось. Бог по-прежнему хочет, чтобы мы, раскаиваясь в своих грехах искренне, изменяли свое мышление, уходя от греховного образа мыслей.

Иоанн Креститель, крестя людей в Иордане, говорил им о покаянии:

В то время люди отовсюду приходили послушать его: из Иерусалима, из провинции Иудеи и из всех селений Иордана. Иоанн крестил их в водах реки Иордан, и они исповедовались в своих грехах. Увидев, что много фарисеев и саддукеев пришло, чтобы принять от него крещение, он сказал им: «Отродья змеиные! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от приближающегося гнева Божьего? Докажите, что вы действительно раскаялись, и не думайте, что достаточно вам будет сказать себе: «Наш отец — Авраам». Я говорю вам, что Господь может вот эти камни превратить в детей Авраамовых» (От Матфея 3:5-9).

Иисус Христос в самом начале Своего служения говорил о том, зачем Он пришел на землю:

Иисус услышал их и сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришёл призвать к покаянию не праведников, а грешников» (От Марка 2:17).

Апостол Петр в своей великой проповеди тысячам людей в Иерусалиме в день Пятидесятницы говорил о покаянии:

Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?» «Покайтесь, — ответил Пётр, — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. Ибо обещано это вам и детям вашим, и всем, кто ещё далёк от Бога, всем, кого призовёт к Себе Господь Бог наш» (Деяния 2:37-39).

Апостол Павел, говоря о покаянии, учил о печали, угодной Богу, показывающей истинное покаяние в грехах:

Ибо, хотя я и опечалил вас письмом, я не жалею о том, что написал. И даже если я сожалел о том, что написал его, то теперь вижу, что это письмо лишь ненадолго опечалило вас. Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к раскаянию. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба. Ибо печаль, угодная Богу, приносит раскаяние, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти. Смотрите, печаль, угодная Богу, какое порождает в вас глубокомыслие, какое стремление доказать свою невинность, какое негодование, какую тревогу, какое желание повидать нас, какое рвение, какое наказание для того, кто согрешил! Всем этим вы доказали свою невинность (2-е Коринфянам 7:8-11).

Библия содержит огромное количество примеров покаяния в грехах. У нас не хватит времени рассматривать их все. Кстати, если эта тема вам интересна, то изучайте ее, чтобы разобраться глубже в ней лично! А мы давайте перейдем к выводам.

Покаяние перед Богом: практические выводы

Давайте попробуем сделать некоторые выводы о покаянии в грехах из истории царя Давида.

Я надеюсь, что эта статья помогла вам хоть немного разобраться в вопросе покаяния. Теперь вы знаете, как покаяться в грехах. Вы знаете, какие чувства и мотивы должны быть у вас перед Богом.

Прочтите еще раз молитву Давида и попробуйте молиться своей молитвой, прося прощения у Бога за свои грехи. Вы можете молиться дома, вы можете молиться на улице или где вам удобно. Бог вездесущий. Он слышит наши молитвы и видит наше сердце! Будьте уверены, что у Бога не остается без внимания ни одна искренняя молитва!

В завершение важно будет отметить, что покаяние — это лишь один из важнейших шагов на пути примирения с Богом. Если вы хотите узнать больше, напишите нам через раздел контакты на нашем сайте.

Источник

Подготовка к Исповеди

Подгото́вка к И́споведи — испы­та­ние сове­сти перед Таин­ством Пока­я­ния.

В отли­чие от маги­че­ского обряда очи­ще­ния, допус­ка­ю­щего слепое испол­не­ние ука­за­ний «свя­щен­но­дей­ству­ю­щего» кол­дуна или мага, Таин­ство Пока­я­ния под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры, осо­зна­ние личной вины перед Богом и ближ­ними, искрен­него и осо­знан­ного жела­ния осво­бо­диться от власти греха.

К Таин­ству Пока­я­ния нельзя под­хо­дить меха­ни­че­ски. Про­ще­ние и раз­ре­ше­ние грехов — не юри­ди­че­ский акт объ­яв­ле­ния греш­ника неви­нов­ным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни испо­ве­до­вался, мог обра­тить вни­ма­ние на то, какая молитва чита­ется над ним: «при­мири и соедини святей своей Церкви». Через Таин­ство Пока­я­ния чело­век при­ми­ря­ется с Богом, вос­ста­нав­ли­вает себя как члена Церкви.

Пока­я­ние в грехе состоит из 3‑х этапов: Пока­яться в грехе, как только его совер­шил; вспом­нить о нем на исходе дня и вновь попро­сить у Бога за него про­ще­ния; испо­ве­дать его в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди) и полу­чить раз­ре­ше­ние от этого греха.

От Таин­ства Пока­я­ния сле­дует отли­чать:

Где и когда можно испо­ве­до­ваться?

Испо­ве­до­ваться можно в любом месте в любой день года, но обще­при­ня­той явля­ется испо­ведь в храме в опре­де­лён­ное рас­пи­са­нием время или по дого­во­рён­но­сти со свя­щен­ни­ком. Испо­ве­ду­ю­щийся должен быть кре­щё­ным.

На первую испо­ведь или испо­ведь после дол­гого пере­рыва лучше не при­хо­дить в вос­кре­се­нье или дни вели­ких цер­ков­ных празд­ни­ков, когда храмы полны моля­щи­мися и велика оче­редь на испо­ведь. Также жела­тельно при­хо­дить к Таин­ству зара­нее.

Первую Испо­ведь не сле­дует соеди­нять с первым При­ча­ще­нием, чтобы в полной мере ощу­тить впе­чат­ле­ния от этого вели­кого собы­тия в нашей жизни. Впро­чем, это только совет.

Как гото­виться к Испо­веди?

При под­го­товке к испо­веди, в отли­чие от под­го­товки к Таин­ству При­ча­ще­ния, цер­ков­ный устав не тре­бует ни осо­бого поста, ни осо­бого молит­вен­ного пра­вила.

Прежде чем отпра­виться на испо­ведь уместно:

Реко­мен­да­ции испо­ве­ду­ю­ще­муся:

Можно ли запи­сать грехи, чтобы не забыть их на испо­веди?

Да, это воз­можно, но про­чи­тать грехи сле­дует само­сто­я­тельно, а не отда­вать записку для про­ще­ния свя­щен­нику.

Что делать, если не счи­та­ешь себя греш­ным чело­ве­ком? Или если грехи обыч­ные, как у всех.

Сле­дует срав­ни­вать себя в первую оче­редь со свя­тыми, тогда соб­ствен­ное духов­ное здо­ро­вье не будет выгля­деть столь радужно.

Чистая совесть — при­знак корот­кой памяти…

Стоит ли испо­ве­до­ваться, если навер­няка опять согре­шишь неко­то­рыми гре­хами?

Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запач­ка­ешься? Пока­я­ние – это жела­ние пере­ро­диться, оно не начи­на­ется испо­ве­дью и не закан­чи­ва­ется ей, это дело всей жизни. Пока­я­ние это не только пере­чис­ле­ние грехов перед Богом при сви­де­тель­стве свя­щен­ника, это состо­я­ние души, нена­ви­дя­щей грех и избе­га­ю­щей его.

Пока­я­ние должно быть не просто эмо­ци­о­наль­ной раз­ряд­кой, это систем­ная, осмыс­лен­ная работа над собой, име­ю­щая целью при­бли­зиться по своим каче­ствам Богу, упо­до­биться Ему в доб­ро­де­те­лях. Пра­во­сла­вие имеет неис­чер­па­е­мое аске­ти­че­ское насле­дие, состав­лен­ное свя­тыми подвиж­ни­ками, кото­рое необ­хо­димо изу­чать для пра­виль­ной орга­ни­за­ции духов­ной жизни.

Наша цель не просто очи­ститься от грехов и стра­стей, но при­об­ре­сти доб­ро­де­тели. Мало, напри­мер, пере­стать воро­вать, необ­хо­димо научится мило­сер­дию.

Грубые грехи уже пре­одо­лены и на каждой испо­веди при­хо­дится повто­рять прак­ти­че­ски одни и те же грехи. Как выйти из этого пороч­ного круга?

епи­скоп Тихон (Шев­ку­нов):
“Для давно воцер­ко­в­лен­ных людей «список» грехов, как пра­вило, от испо­веди к испо­веди при­мерно один и тот же. Может воз­ник­нуть ощу­ще­ние некоей фор­маль­ной духов­ной жизни. Но дома мы часто под­ме­таем пол, и, слава Богу, не каждый раз при­хо­дится раз­гре­бать авги­евы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начи­на­ешь заме­чать, как жизнь у неко­то­рых хри­стиан дела­ется с годами скуч­нее и скуч­нее. А должно быть наобо­рот: она должна ста­но­виться всё более насы­щен­ной и всё более радост­ной”.

Тем не менее, не нужно успо­ка­и­ваться в том, что не можешь побе­дить все грехи, нужно лишь осо­зна­вать, что не все грехи и стра­сти воз­можно побе­дить мгно­венно. Это систем­ная задача, реше­нию кото­рой служит аске­тика.

У меня очень слож­ные жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства, боюсь, что про­стой батюшка меня не поймёт.

Гос­подь в любом случае поймёт. Есть хоро­ший рас­сказ по этому поводу: “Зеница ока”.

Бог поже­лал, чтобы мы кая­лись не перед без­греш­ными Анге­лами, а перед людьми. Мы должны сты­диться совер­ше­ния греха, а не пока­я­ния. Если чело­век искренне воз­не­на­ви­дел свои грехи, то он не постес­ня­ется при­знаться в них перед свя­щен­ни­ком.

свя­щен­ник Филипп:
Иногда можно заме­тить, что неко­то­рые при­хо­жане, с уди­ви­тель­ной педан­тич­но­стью и скру­пу­лез­но­стью испо­ве­да­ю­щи­еся в малей­ших нару­ше­ниях цер­ков­ных правил или небла­го­го­ве­нии к свя­ты­ням, с тем же уди­ви­тель­ным посто­ян­ством оста­ются довольно жест­кими и неми­ро­лю­би­выми в отно­ше­ниях с окру­жа­ю­щими людьми.

Источник

Ошибки на исповеди

Основ­ные ошибки на испо­веди (Таин­стве пока­я­ния):

В этой статье я собрал наи­бо­лее частые ошибки на испо­веди, о кото­рых предо­сте­ре­гают свя­щен­но­слу­жи­тели.

Под­го­товка к испо­веди

Для того чтобы испо­ведь совер­ши­лась, от испо­ве­ду­ю­ще­гося необ­хо­димо соблю­де­ние сле­ду­ю­щих усло­вий: сокру­ше­ние о своих грехах, твер­дое наме­ре­ние испра­вить жизнь, вера в Гос­пода нашего Иисуса Христа, надежда на Его мило­сер­дие.

Суще­ствует под­го­товка к Таин­ству Свя­того При­ча­ще­ния (молит­вен­ное После­до­ва­ние, евха­ри­сти­че­ский пост…). Она не рас­про­стра­ня­ется на Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь). На испо­ведь доста­точно просто решиться и прийти, имея жела­ние очи­стить душу и осо­знав соде­лан­ные грехи.

Таин­ство Пока­я­ния и Таин­ство При­ча­ще­ния – это два разных Таин­ства. Перед При­ча­ще­нием при­нято очи­щать душу испо­ве­дью. Но если вам необ­хо­дима только испо­ведь, то доста­точно прийти в храм или вызвать свя­щен­ника на дом (в боль­ницу) в случае тяжё­лой болезни.

Жела­тельно зара­нее осмыс­лить свою жизнь и про­чи­тать посо­бия к Испо­веди. Если же вы пони­ма­ете, что другой воз­мож­но­сти испо­ве­до­ваться уже не будет, или она будет не скоро, то честно ска­жите свя­щен­нику: «Помо­гите мне, я не осо­знаю за собой грехов».

Смысл испо­веди

Пока­я­ние должно совер­шаться не только в Цер­ков­ном Таин­стве – это про­цесс всей жизни, име­ну­е­мый духов­ной борь­бой. В Таин­стве Пока­я­ния мы полу­чаем раз­ре­ше­ние от грехов, но это не значит, что, выйдя из храма, мы не должны вни­ма­тельно сле­дить за своими мыс­лями и поступ­ками.

О грехах сле­дует не только сокру­шаться, с ним сле­дует дея­тельно бороться, исполь­зуя опыт Церкви, изу­ча­е­мый Аске­ти­кой.

Таин­ство Пока­я­ния не ана­ло­гично обще­нию с пси­хо­ло­гом. Пси­хо­лог помо­гает решить пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы, пси­хи­атр лечит пси­хи­че­ские болезни, а свя­щен­ник помо­гает настро­ить пра­виль­ную духов­ную жизнь. Цель пас­тыр­ства – спа­се­ние души, а пси­хо­те­ра­пии – вра­че­ва­ние души в пре­де­лах земной жизни чело­века.

Как про­хо­дит испо­ведь?

На первую испо­ведь (или испо­ведь после дол­гого пере­рыва) лучше не при­хо­дить в вос­кре­се­нье или в дни боль­ших цер­ков­ных празд­ни­ков.

И обя­за­тельно пре­ду­пре­дите свя­щен­ника, если это ваша первая испо­ведь, или о том, что вы давно не испо­ве­до­ва­лись.

Сле­дует раз­ли­чать Таин­ство Пока­я­ния и духов­ную беседу со свя­щен­ни­ком. Если вы хотите что-то спро­сить или о чем-то посо­ве­то­ваться со свя­щен­ни­ком, то лучше это сде­лать после того, как ваша испо­ведь будет про­из­не­сена.

Когда вы под­хо­дите на испо­ведь, то обычно можете оце­нить коли­че­ство испо­вед­ни­ков. Если их много, то поста­рай­тесь не тра­тить время на беседу на обще­ду­хов­ные темы. Испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник ста­ра­ется рас­пре­де­лить име­ю­ще­еся время рав­но­мерно на всех. Поэтому отне­си­тесь с пони­ма­нием к просьбе подойти с бесе­дой вне испо­веди.

Не сму­щай­тесь, если свя­щен­ник не дал вам воз­мож­но­сти про­из­не­сти (про­чи­тать) все грехи, в кото­рых вы желали испо­ве­до­ваться. Обра­тите вни­ма­ние: Таин­ство име­ну­ется «Таин­ством Пока­я­ния», а не «таин­ством про­ще­ния про­из­не­сён­ных вслух грехов».

Иногда можно уви­деть, что испо­ведь совер­ша­ется перед самим При­ча­стием. Испо­ведь на запри­част­ном стихе неуместна и может допус­каться в исклю­чи­тель­ных слу­чаях. Поэтому, если Вы не гото­ви­лись ко При­ча­стию, то не нужно ста­раться испо­ве­даться непре­менно во время Литур­гии. Обычно испо­ведь совер­ша­ется вече­ром, после вечер­него бого­слу­же­ния. Но можно попро­сить свя­щен­ника об испо­веди в любое вне­бо­го­слу­жеб­ное время.

Испо­ведь – это Таин­ство. Что значит Таин­ство? Это озна­чает, что в нём дей­ствует Бог. Мы испо­ве­ду­емся не свя­щен­нику – чело­веку, но Богу при сви­де­тель­стве свя­щен­ника. Слова пока­я­ния мы должны обра­щать к Богу, а не к свя­щен­нику, поэтому фраза: “Батюшка, согрешил(а) тем-то и тем-то”, — неуместна.

Стес­няй­тесь не пока­я­ния, а греха

Все сомне­ния и страхи оставьте за поро­гом храма, все они от лука­вого, начи­ная от «мне нужно ещё тща­тель­нее под­го­то­виться», до «а вдруг батюшка рас­сер­дится». Поло­жи­тесь на Бога и очи­стите душу, какие бы пре­пят­ствия и сомне­ния Вас не одо­ле­вали.

Если чело­век созна­тельно ута­и­вает на испо­веди грехи, то испо­ведь счи­та­ется недей­стви­тель­ной и, мало того, такой чело­век вместо исце­ле­ния впа­дает в двой­ной грех – мало­ве­рия или недо­ве­рия к Богу, Кото­рый и так видит все наши грехи.

Не нужно пытаться «раз­ба­вить» грехи упо­ми­на­нием того, что каких-то грехов у нас точно нет или пере­чис­ле­нием своих заслуг.

Испо­ве­до­вать нужно в первую оче­редь то, за что стыдно, а не пытаться бес­по­ря­дочно успеть пере­чис­лить как можно больше грехов.

Как разо­вое исклю­че­ние, если вам крайне трудно назвать тяжё­лые грехи, напи­шите их на листочке и пере­дайте его свя­щен­нику на испо­веди. Попро­сите про­ще­ния за стыд испо­ве­да­ния своих грехов.

Наиме­но­ва­ние грехов

Испо­ведь всегда должна быть пред­мет­ной и кон­крет­ной. Бес­плодно каяться в том, что ты «горд». Это бес­смыс­ленно. Потому что после такого пока­я­ния в жизни ничего не меня­ется. Пра­вильно пока­яться в том, что мы высо­ко­мерно посмот­рели или ска­зали какие-то слова осуж­де­ния кон­крет­ному чело­веку. При этом избе­гайте лишних подроб­но­стей и повто­ре­ний одного греха в разных ситу­а­циях.

Един­ствен­ное исклю­че­ние – грехи в обла­сти пола, они испо­ве­ду­ются без подроб­но­стей, только име­ну­ются (напри­мер, блуд, пре­лю­бо­де­я­ние…). Причём, даже если свя­щен­ник просит вас рас­ска­зать подроб­но­сти совер­ше­ния такого греха, вы имеете право не делать этого.

Каждый грех имеет свое назва­ние. Если вы не знаете зна­че­ние какого-либо слова из перечня грехов, вклю­чать его в испо­ведь «на всякий случай» не надо.

Не нужно пере­кла­ды­вать на свя­щен­ника функ­ции по опре­де­ле­нию наличия/отсутствия греха в той или иной вашей жиз­нен­ной ситу­а­ции. Если есть дей­стви­тельно слож­ный вопрос, лучше подойти с ним на беседу до испо­веди. Просьба у испо­ве­даль­ного аналоя: “Батюшка, ска­жите, а это грех или нет?” — часто гово­рит лишь о вашей него­тов­но­сти к серьез­ному раз­го­вору.

Не пре­вра­щайте испо­ведь в беседу о своих недо­стат­ках, сомне­ниях, о своей нелёг­кой жизни. Испо­ведь — это пред­две­рие Страш­ного Суда.

Нельзя лука­вить, исполь­зо­вать дву­смыс­лен­ные слова и выра­же­ния и эвфе­мизмы. Вместо «украл» – «обидел чело­века», вместо соблу­дилпере­шёл грань в отно­ше­ниях и т.п. Аборт пра­виль­нее назы­вать убий­ством ребёнка во чреве.

Осо­бенно это каса­ется алко­го­лизма. Один алко­го­лик на испо­веди гово­рит свя­щен­нику: «Ну, выпил я». А тот его успо­ка­и­вает: «Да я тоже поза­вчера в гостях был, выпил». Но это гро­мад­ная раз­ница – немного выпить раз в месяц в гостях или зави­си­мость. Эту страсть сложно у себя диа­гно­сти­ро­вать. Есть даже меди­цин­ский термин – анозогнози́я – состо­я­ние, при кото­ром у паци­ента отсут­ствует осо­зна­ние нали­чия болезни. Спро­сим у опу­стив­ше­гося алко­го­лика, пита­ю­ще­гося на помойке, пья­ница ли он? Он будет упрямо твер­дить, что пьёт только когда хочет. Но умол­чит, что хочет регу­лярно.

Испо­ведь — баня, омы­ва­ю­щая душу

Гово­рить: «У меня нет грехов, никому ничего пло­хого не делал» — без­рас­судно. «Нет чело­века пра­вед­ного на земле, кото­рый делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ), «Если гово­рим, что не имеем греха, – обма­ны­ваем самих себя, и истины нет в нас. Если испо­ве­дуем грехи наши, то Он, будучи верен и пра­ве­ден, про­стит нам грехи наши и очи­стит нас от всякой неправды. Если гово­рим, что мы не согре­шили, то пред­став­ляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8-10 ).

Не откла­ды­вайте самые постыд­ные грехи на сле­ду­ю­щую испо­ведь. По словам одного свя­щен­ника: “Я служу уже 12 лет, и за это время прак­ти­че­ски не встре­чал ни одного “ори­ги­наль­ного” греха. Всё, о чем гово­рят на испо­веди, уже было в исто­рии, и было неод­но­кратно. Пора­зи­тельно, но после биб­лей­ских времен чело­ве­че­ство новых грехов не изоб­рело. Внеш­ние усло­вия жизни, ее темп и уклад пере­ме­ни­лись до неузна­ва­е­мо­сти, но стра­сти, одо­ле­ва­ю­щие чело­века, всё те же».

Испо­ведь подобна бане, она омы­вает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям.

Если чело­век созна­тельно ута­и­вает на испо­веди грехи, то испо­ведь счи­та­ется недей­стви­тель­ной и, мало того, он вместо исце­ле­ния впа­дает в двой­ной грех – мало­ве­рия или недо­ве­рия к Богу, Кото­рый и так видит все грехи чело­ве­че­ские.

Фор­маль­ная испо­ведь

Шаб­лон­ные фразы: «Грешен всеми гре­хами, каюсь», или: «Согре­шил делом, словом, помыш­ле­нием и всеми своими чув­ствами», или: «Согре­шил против 4‑й запо­веди, против 7‑й запо­веди» – оче­вид­ный фор­ма­лизм. При­чи­ной его явля­ется и ложный стыд перед духов­ни­ком, и нере­ши­тель­ность, но осо­бенно – мало­душ­ный страх все­рьез начать раз­би­раться в своей жизни, полной мелких, став­ших при­выч­ными, сла­бо­стей и грехов. Такая испо­ведь пре­вра­ща­ется не в цели­тель­ное само­осуж­де­ние, но в гре­хов­ное само­оправ­да­ние.

Сле­дует избе­гать само­оправ­да­ния. Кто первый этим согре­шил? Адам и Ева. Испо­ве­до­вать сле­дует не грехи род­ствен­ни­ков, сосе­дей и других людей, а свои грехи. В любых ситу­а­циях, где мы согре­шили, вино­ваты мы, кто бы нас ни про­во­ци­ро­вал, и какие бы обсто­я­тель­ства этому ни сопут­ство­вали. После одной такой испо­веди батюшка отве­тил: «Пере­дайте соседке, что её грехи отпу­щены». Нико­гда не жалуй­тесь на испо­веди на других людей, неважно кто спро­во­ци­ро­вал, важно кто совер­шил грех.

Отно­ше­ния со свя­щен­ни­ком

Помните, что свя­щен­ник в Таин­стве Пока­я­ния — сви­де­тель, испо­ве­ду­е­тесь вы Богу.

Ста­рай­тесь испо­ве­до­ваться одному свя­щен­нику, а не бегать по разным, сты­дясь духов­ника. Свя­щен­ник – врач духов­ный, чем лучше он будет вас знать, тем лучше сможет помочь в борьбе со стра­стями.

Не ищите обя­за­тельно снис­хо­ди­тель­ного свя­щен­ника, в меру стро­гий батюшка будет не пота­кать нашему сла­бо­во­лию, а дис­ци­пли­ни­ро­вать нас на пути духов­ной борьбы.

Не ищите и близ­ких личных отно­ше­ний со свя­щен­ни­ком, они редко идут на пользу, зна­чи­тельно чаще вредят обоим.

Свя­щен­ник ни при каких обсто­я­тель­ствах не может рас­крыть то, что услы­шал на испо­веди. Но жела­тельно и испо­вед­нику пони­мать, что полу­чен­ный им на испо­веди совет каса­ется только его кон­крет­ной ситу­а­ции.

Охла­жде­ние к испо­веди

Что делать, если про­ис­хо­дит охла­жде­ние к испо­веди? Можно услы­шать рас­суж­де­ния о том, что «испо­ведь – не билет к При­ча­стию» и поэтому можно испо­ве­до­ваться гораздо реже, чем При­ча­щаться. На самом деле, если интен­сив­ность вашей духов­ной жизни пред­по­ла­гает При­ча­стие более одного раза в неделю, тогда вопрос об обя­за­тель­но­сти испо­веди перед При­ча­стием можно обсу­дить с духов­ни­ком. Если же чело­век при­ча­ща­ется раз в месяц, и на этом осно­ва­нии хотел бы испо­ве­до­ваться, допу­стим, раз в два месяца (ну не каждый же раз перед При­ча­стием), то это может гово­рить о серьез­ных духов­ных иска­же­ниях, о нера­де­нии в деле спа­се­ния.

Не избе­гайте испо­веди по при­чине того, что при­дется повто­рять уже испо­ве­дан­ные ранее и повто­рен­ные грехи. Гово­рят: «зачем каяться, всё равно согрешу». Тогда и руки не нужно мыть, ведь всё равно испач­ка­ются…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *