Как искренне покаяться в грехах
Как покаяться в грехах перед Богом — молитва и пример
Что такое покаяние и что об этом говорит Библия? Как покаяться в грехах перед Богом, можно ли это сделать дома или надо искать церковь? Что будет, если не раскаяться в своих грехах? Как попросить прощение у Бога? Есть ли какая-то особая молитва, которая помогает покаяться в грехах? Эти и другие вопросы волнуют миллионы людей по всему миру, независимо от их вероисповедания.
Покаяние — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. В греческом языке слово покаяние звучит как «метанойя» и означает «изменение мышления». Другими словами, если человек хочет покаяться, то он не просто должен признать свои грехи перед Богом, но и должен изменить свое мышление, которое в будущем не должно более приводить его ко греху.
Процесс совершения греха и покаяния можно разделить на несколько ясных этапов:
В этой статье мы кратко рассмотрим историю царя Давида и его пример покаяния перед Богом. Мы посмотрим на то, что помогло Давиду признать свои грехи перед Богом и искренне раскаяться в них.
Давид совершает грех перед Богом
Давид был величайшим израильским царем. Он имел огромную власть, его уважал народ и у него были очень близкие отношения с Богом. Несмотря на все это, Давид оставался грешником, нуждающимся в покаянии в своих грехах перед Богом. Один из самых ярких грехов Давида — это его грех с замужней женщиной Вирсавией. Вот, что об этом написано в Библии:
Однажды вечером Давид встал с постели и стал прогуливаться на крыше царского дома. С крыши дома он увидел купающуюся женщину. Женщина эта была необыкновенно красива. Давид послал узнать, кто эта женщина. Слуга сказал ему: «Это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина». Давид послал слуг, чтобы они привели к нему Вирсавию. Она пришла к Давиду, и он спал с ней. Она искупалась, чтобы очиститься от своей нечистоты, а затем возвратилась к себе в дом (2-я Царств 11:2-4).
Позднее Давид осознал, что совершил грех перед Богом, но, вместо того чтобы покаяться в своем грехе, он решил поступить так, как поступает большинство людей на земле: он решил спрятать свой грех. Пользуясь своей властью, Давид посылает мужа Вирсавии в самую горячую точку на поле битвы, где его убивают. Возможно, что Давид добился бы своего, если бы не одно «но»: Давид забыл, что от Бога невозможно скрыть никакие грехи.
У Давида появляется шанс покаяться в грехах перед Богом
Бог видит грехи Давида и посылает к нему пророка Нафана, чтобы дать ему шанс покаяться в своих грехах. Пророк рассказывает ему притчу, помогая царю осознать, какой плохой поступок он совершил. Вот часть его речи к Давиду:
Мы не любим, когда кто-то говорит нам о наших грехах. Лично я за всю свою жизнь не встретил ни одного человека (а я знаком с огромным количеством людей), который был бы рад, когда кто-то напоминает ему о его грехах или просто интересуется его грехами. Никто не любит говорить на эти темы, включая меня! Несмотря не это, Давид находит в себе силы, чтобы поступить правильно и праведно перед Богом.
Давид осознает свой грех и решает покаяться
Давид сделал то, что он не должен был делать. Этот греховный поступок очень не понравился Богу. После того как к Давиду приходит пророк Нафан, Давид начинает понимать, что совершил ужасный грех. Думаю, что у каждого человека есть такой момент, когда он понял, что совершил что-то плохое и ужасное, но еще пока не решил, как поступить дальше: покаяться или же скрывать грех дальше. Когда Давид только согрешил с Вирсавией в своем царском доме, то думал, что все еще можно поправить. Но он выбрал неверный способ исправления ситуации. Вместо того чтобы сразу покаяться в своем грехе перед Богом и людьми, он решил скрыть свой грех, что привело в итоге к смерти невинных: мужа Вирсавии и позднее сына самого Давида.
И сказал Давид Нафану: «Согрешил я перед Господом». Нафан ответил Давиду: «Господь простил тебе грехи твои. Ты не умрёшь. Но так как, сделав это, ты презрел Господа, то умрёт родившийся у тебя сын». После того, как Нафан пошёл к себе в дом, Господь поразил ребёнка, которого родила Давиду жена Урии, и он заболел. Давид молился Богу о младенце. Он постился и, уединившись в доме, проводил ночи, лёжа на земле (2-я Царств 12:13-16).
Ребенок Давида, в конце концов, умирает. Давид со всем смирением принимает это наказание от Бога. Бог прощает Давида, преподав ему серьезный урок, но сохранив саму жизнь Давиду. Давид извлек этот урок, давая и нам с вами возможность учиться покаянию перед Богом в наших с вами грехах.
Молитва Давида — покаяние в грехах перед Богом
Нам с вами очень повезло, ведь Библия сохранила для нас молитву Давида, описывающую его мысли и чувства, связанные с той ситуацией с Вирсавией. Почитайте эту молитву полностью, попробуйте поставить себя на место Давида. Попробуйте понять, как чувствовал себя Давид и каковы были его истинные мотивы в этой молитве перед Богом.
Песнь Давида о том времени, когда пророк Нафан пришёл к Давиду, после согрешения Давида с Вирсавией. «Помилуй, Господи, меня Твоею милостью великой, великой жалостью Твоей сотри с меня мои грехи. Смой беззакония мои, от всех грехов моих очисти. Я сознаю все преступления и жалкие свои грехи, о них я думаю всё время. Перед Тобой я согрешил, перед Тобой одним, я приговор Твой принимаю, Ты самый праведный судья. Я грешен был с рожденья, с момента самого зачатья. Ты хочешь истиной наполнить меня, так подари мне мудрость. Так окропи меня иссопом, и обрету я чистоту, омой — белее снега буду. Дай голос радости услышать костям, изломанным Тобою. Не надо долго так смотреть на все грехи мои, сотри их. Вложи мне в сердце чистоту, и дух мой снова сделай сильным. Меня не оттолкни, не отбирай Святого Духа и не лишай меня Тебя. Верни мне радости спасенья, Тебя во мне дух укрепи. Я стану грешников учить, и все они Тебя обрящут. Спаситель мой, спаси от крови, я воспою Твоё спасенье. Во имя восхваленья правды, Господь, уста мои открой. Когда бы принимал Ты жертвы, я бы принес Тебе любую, но Ты даров не принимаешь. Душа надломленная — жертва Тебе, и сердце, что полно печали о грехах, Ты не отвергнешь, Боже. Облагодетельствуй Сион, о Боже, и стены Иерусалима вновь отстрой. Тогда Тебе во благо будут и возжигания, и жертвы быков на алтаре Твоём (Псалтирь 50:1-21).
В начале своей молитвы Давид буквально «разбит». Он нуждается в прощении за свои грехи перед Богом. Давид признает всю власть и правоту Бога, как и свою личную греховность. Давид готов принять любое наказание, лишь бы Бог простил его грехи. Давид просит Бога о мудрости, чтобы избежать подобных грехов в будущем. Давид хочет все изменить и начать жизнь сначала, с чистого листа!
Вот это и есть истинное покаяние в своих грехах. Это и есть настоящая «метанойя» — изменение мышления.
Как покаяться перед Богом в наши дни
Что изменилось в наши дни? Как правильно покаяться в грехах в наши дни? Что изменилось с приходом Иисуса Христа и появлением Нового Завета? Ничего не изменилось. Бог по-прежнему хочет, чтобы мы, раскаиваясь в своих грехах искренне, изменяли свое мышление, уходя от греховного образа мыслей.
Иоанн Креститель, крестя людей в Иордане, говорил им о покаянии:
В то время люди отовсюду приходили послушать его: из Иерусалима, из провинции Иудеи и из всех селений Иордана. Иоанн крестил их в водах реки Иордан, и они исповедовались в своих грехах. Увидев, что много фарисеев и саддукеев пришло, чтобы принять от него крещение, он сказал им: «Отродья змеиные! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от приближающегося гнева Божьего? Докажите, что вы действительно раскаялись, и не думайте, что достаточно вам будет сказать себе: «Наш отец — Авраам». Я говорю вам, что Господь может вот эти камни превратить в детей Авраамовых» (От Матфея 3:5-9).
Иисус Христос в самом начале Своего служения говорил о том, зачем Он пришел на землю:
Иисус услышал их и сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришёл призвать к покаянию не праведников, а грешников» (От Марка 2:17).
Апостол Петр в своей великой проповеди тысячам людей в Иерусалиме в день Пятидесятницы говорил о покаянии:
Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?» «Покайтесь, — ответил Пётр, — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. Ибо обещано это вам и детям вашим, и всем, кто ещё далёк от Бога, всем, кого призовёт к Себе Господь Бог наш» (Деяния 2:37-39).
Апостол Павел, говоря о покаянии, учил о печали, угодной Богу, показывающей истинное покаяние в грехах:
Ибо, хотя я и опечалил вас письмом, я не жалею о том, что написал. И даже если я сожалел о том, что написал его, то теперь вижу, что это письмо лишь ненадолго опечалило вас. Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к раскаянию. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба. Ибо печаль, угодная Богу, приносит раскаяние, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти. Смотрите, печаль, угодная Богу, какое порождает в вас глубокомыслие, какое стремление доказать свою невинность, какое негодование, какую тревогу, какое желание повидать нас, какое рвение, какое наказание для того, кто согрешил! Всем этим вы доказали свою невинность (2-е Коринфянам 7:8-11).
Библия содержит огромное количество примеров покаяния в грехах. У нас не хватит времени рассматривать их все. Кстати, если эта тема вам интересна, то изучайте ее, чтобы разобраться глубже в ней лично! А мы давайте перейдем к выводам.
Покаяние перед Богом: практические выводы
Давайте попробуем сделать некоторые выводы о покаянии в грехах из истории царя Давида.
Я надеюсь, что эта статья помогла вам хоть немного разобраться в вопросе покаяния. Теперь вы знаете, как покаяться в грехах. Вы знаете, какие чувства и мотивы должны быть у вас перед Богом.
Прочтите еще раз молитву Давида и попробуйте молиться своей молитвой, прося прощения у Бога за свои грехи. Вы можете молиться дома, вы можете молиться на улице или где вам удобно. Бог вездесущий. Он слышит наши молитвы и видит наше сердце! Будьте уверены, что у Бога не остается без внимания ни одна искренняя молитва!
В завершение важно будет отметить, что покаяние — это лишь один из важнейших шагов на пути примирения с Богом. Если вы хотите узнать больше, напишите нам через раздел контакты на нашем сайте.
Подготовка к Исповеди
Подгото́вка к И́споведи — испытание совести перед Таинством Покаяния.
В отличие от магического обряда очищения, допускающего слепое исполнение указаний «священнодействующего» колдуна или мага, Таинство Покаяния подразумевает наличие веры, осознание личной вины перед Богом и ближними, искреннего и осознанного желания освободиться от власти греха.
К Таинству Покаяния нельзя подходить механически. Прощение и разрешение грехов — не юридический акт объявления грешника невиновным. Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни исповедовался, мог обратить внимание на то, какая молитва читается над ним: «примири и соедини святей своей Церкви». Через Таинство Покаяния человек примиряется с Богом, восстанавливает себя как члена Церкви.
Покаяние в грехе состоит из 3‑х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его в Таинстве Покаяния (Исповеди) и получить разрешение от этого греха.
От Таинства Покаяния следует отличать:
Где и когда можно исповедоваться?
Исповедоваться можно в любом месте в любой день года, но общепринятой является исповедь в храме в определённое расписанием время или по договорённости со священником. Исповедующийся должен быть крещёным.
На первую исповедь или исповедь после долгого перерыва лучше не приходить в воскресенье или дни великих церковных праздников, когда храмы полны молящимися и велика очередь на исповедь. Также желательно приходить к Таинству заранее.
Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет.
Как готовиться к Исповеди?
При подготовке к исповеди, в отличие от подготовки к Таинству Причащения, церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила.
Прежде чем отправиться на исповедь уместно:
Рекомендации исповедующемуся:
Можно ли записать грехи, чтобы не забыть их на исповеди?
Да, это возможно, но прочитать грехи следует самостоятельно, а не отдавать записку для прощения священнику.
Что делать, если не считаешь себя грешным человеком? Или если грехи обычные, как у всех.
Следует сравнивать себя в первую очередь со святыми, тогда собственное духовное здоровье не будет выглядеть столь радужно.
Чистая совесть — признак короткой памяти…
Стоит ли исповедоваться, если наверняка опять согрешишь некоторыми грехами?
Стоит ли мыться, если точно знаешь, что снова запачкаешься? Покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Покаяние это не только перечисление грехов перед Богом при свидетельстве священника, это состояние души, ненавидящей грех и избегающей его.
Покаяние должно быть не просто эмоциональной разрядкой, это системная, осмысленная работа над собой, имеющая целью приблизиться по своим качествам Богу, уподобиться Ему в добродетелях. Православие имеет неисчерпаемое аскетическое наследие, составленное святыми подвижниками, которое необходимо изучать для правильной организации духовной жизни.
Наша цель не просто очиститься от грехов и страстей, но приобрести добродетели. Мало, например, перестать воровать, необходимо научится милосердию.
Грубые грехи уже преодолены и на каждой исповеди приходится повторять практически одни и те же грехи. Как выйти из этого порочного круга?
епископ Тихон (Шевкунов):
“Для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда. Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной”.
Тем не менее, не нужно успокаиваться в том, что не можешь победить все грехи, нужно лишь осознавать, что не все грехи и страсти возможно победить мгновенно. Это системная задача, решению которой служит аскетика.
У меня очень сложные жизненные обстоятельства, боюсь, что простой батюшка меня не поймёт.
Господь в любом случае поймёт. Есть хороший рассказ по этому поводу: “Зеница ока”.
Бог пожелал, чтобы мы каялись не перед безгрешными Ангелами, а перед людьми. Мы должны стыдиться совершения греха, а не покаяния. Если человек искренне возненавидел свои грехи, то он не постесняется признаться в них перед священником.
священник Филипп:
Иногда можно заметить, что некоторые прихожане, с удивительной педантичностью и скрупулезностью исповедающиеся в малейших нарушениях церковных правил или неблагоговении к святыням, с тем же удивительным постоянством остаются довольно жесткими и немиролюбивыми в отношениях с окружающими людьми.
Ошибки на исповеди
Основные ошибки на исповеди (Таинстве покаяния):
В этой статье я собрал наиболее частые ошибки на исповеди, о которых предостерегают священнослужители.
Подготовка к исповеди
Для того чтобы исповедь совершилась, от исповедующегося необходимо соблюдение следующих условий: сокрушение о своих грехах, твердое намерение исправить жизнь, вера в Господа нашего Иисуса Христа, надежда на Его милосердие.
Существует подготовка к Таинству Святого Причащения (молитвенное Последование, евхаристический пост…). Она не распространяется на Таинство Покаяния (Исповедь). На исповедь достаточно просто решиться и прийти, имея желание очистить душу и осознав соделанные грехи.
Таинство Покаяния и Таинство Причащения – это два разных Таинства. Перед Причащением принято очищать душу исповедью. Но если вам необходима только исповедь, то достаточно прийти в храм или вызвать священника на дом (в больницу) в случае тяжёлой болезни.
Желательно заранее осмыслить свою жизнь и прочитать пособия к Исповеди. Если же вы понимаете, что другой возможности исповедоваться уже не будет, или она будет не скоро, то честно скажите священнику: «Помогите мне, я не осознаю за собой грехов».
Смысл исповеди
Покаяние должно совершаться не только в Церковном Таинстве – это процесс всей жизни, именуемый духовной борьбой. В Таинстве Покаяния мы получаем разрешение от грехов, но это не значит, что, выйдя из храма, мы не должны внимательно следить за своими мыслями и поступками.
О грехах следует не только сокрушаться, с ним следует деятельно бороться, используя опыт Церкви, изучаемый Аскетикой.
Таинство Покаяния не аналогично общению с психологом. Психолог помогает решить психологические проблемы, психиатр лечит психические болезни, а священник помогает настроить правильную духовную жизнь. Цель пастырства – спасение души, а психотерапии – врачевание души в пределах земной жизни человека.
Как проходит исповедь?
На первую исповедь (или исповедь после долгого перерыва) лучше не приходить в воскресенье или в дни больших церковных праздников.
И обязательно предупредите священника, если это ваша первая исповедь, или о том, что вы давно не исповедовались.
Следует различать Таинство Покаяния и духовную беседу со священником. Если вы хотите что-то спросить или о чем-то посоветоваться со священником, то лучше это сделать после того, как ваша исповедь будет произнесена.
Когда вы подходите на исповедь, то обычно можете оценить количество исповедников. Если их много, то постарайтесь не тратить время на беседу на общедуховные темы. Исповедующий священник старается распределить имеющееся время равномерно на всех. Поэтому отнеситесь с пониманием к просьбе подойти с беседой вне исповеди.
Не смущайтесь, если священник не дал вам возможности произнести (прочитать) все грехи, в которых вы желали исповедоваться. Обратите внимание: Таинство именуется «Таинством Покаяния», а не «таинством прощения произнесённых вслух грехов».
Иногда можно увидеть, что исповедь совершается перед самим Причастием. Исповедь на запричастном стихе неуместна и может допускаться в исключительных случаях. Поэтому, если Вы не готовились ко Причастию, то не нужно стараться исповедаться непременно во время Литургии. Обычно исповедь совершается вечером, после вечернего богослужения. Но можно попросить священника об исповеди в любое внебогослужебное время.
Исповедь – это Таинство. Что значит Таинство? Это означает, что в нём действует Бог. Мы исповедуемся не священнику – человеку, но Богу при свидетельстве священника. Слова покаяния мы должны обращать к Богу, а не к священнику, поэтому фраза: “Батюшка, согрешил(а) тем-то и тем-то”, — неуместна.
Стесняйтесь не покаяния, а греха
Все сомнения и страхи оставьте за порогом храма, все они от лукавого, начиная от «мне нужно ещё тщательнее подготовиться», до «а вдруг батюшка рассердится». Положитесь на Бога и очистите душу, какие бы препятствия и сомнения Вас не одолевали.
Если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, то исповедь считается недействительной и, мало того, такой человек вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все наши грехи.
Не нужно пытаться «разбавить» грехи упоминанием того, что каких-то грехов у нас точно нет или перечислением своих заслуг.
Исповедовать нужно в первую очередь то, за что стыдно, а не пытаться беспорядочно успеть перечислить как можно больше грехов.
Как разовое исключение, если вам крайне трудно назвать тяжёлые грехи, напишите их на листочке и передайте его священнику на исповеди. Попросите прощения за стыд исповедания своих грехов.
Наименование грехов
Исповедь всегда должна быть предметной и конкретной. Бесплодно каяться в том, что ты «горд». Это бессмысленно. Потому что после такого покаяния в жизни ничего не меняется. Правильно покаяться в том, что мы высокомерно посмотрели или сказали какие-то слова осуждения конкретному человеку. При этом избегайте лишних подробностей и повторений одного греха в разных ситуациях.
Единственное исключение – грехи в области пола, они исповедуются без подробностей, только именуются (например, блуд, прелюбодеяние…). Причём, даже если священник просит вас рассказать подробности совершения такого греха, вы имеете право не делать этого.
Каждый грех имеет свое название. Если вы не знаете значение какого-либо слова из перечня грехов, включать его в исповедь «на всякий случай» не надо.
Не нужно перекладывать на священника функции по определению наличия/отсутствия греха в той или иной вашей жизненной ситуации. Если есть действительно сложный вопрос, лучше подойти с ним на беседу до исповеди. Просьба у исповедального аналоя: “Батюшка, скажите, а это грех или нет?” — часто говорит лишь о вашей неготовности к серьезному разговору.
Не превращайте исповедь в беседу о своих недостатках, сомнениях, о своей нелёгкой жизни. Исповедь — это преддверие Страшного Суда.
Нельзя лукавить, использовать двусмысленные слова и выражения и эвфемизмы. Вместо «украл» – «обидел человека», вместо соблудил – перешёл грань в отношениях и т.п. Аборт правильнее называть убийством ребёнка во чреве.
Особенно это касается алкоголизма. Один алкоголик на исповеди говорит священнику: «Ну, выпил я». А тот его успокаивает: «Да я тоже позавчера в гостях был, выпил». Но это громадная разница – немного выпить раз в месяц в гостях или зависимость. Эту страсть сложно у себя диагностировать. Есть даже медицинский термин – анозогнози́я – состояние, при котором у пациента отсутствует осознание наличия болезни. Спросим у опустившегося алкоголика, питающегося на помойке, пьяница ли он? Он будет упрямо твердить, что пьёт только когда хочет. Но умолчит, что хочет регулярно.
Исповедь — баня, омывающая душу
Говорить: «У меня нет грехов, никому ничего плохого не делал» — безрассудно. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ), «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8-10 ).
Не откладывайте самые постыдные грехи на следующую исповедь. По словам одного священника: “Я служу уже 12 лет, и за это время практически не встречал ни одного “оригинального” греха. Всё, о чем говорят на исповеди, уже было в истории, и было неоднократно. Поразительно, но после библейских времен человечество новых грехов не изобрело. Внешние условия жизни, ее темп и уклад переменились до неузнаваемости, но страсти, одолевающие человека, всё те же».
Исповедь подобна бане, она омывает грехи, если кто моется в бане, тот моется сразу весь, а не по частям.
Если человек сознательно утаивает на исповеди грехи, то исповедь считается недействительной и, мало того, он вместо исцеления впадает в двойной грех – маловерия или недоверия к Богу, Который и так видит все грехи человеческие.
Формальная исповедь
Шаблонные фразы: «Грешен всеми грехами, каюсь», или: «Согрешил делом, словом, помышлением и всеми своими чувствами», или: «Согрешил против 4‑й заповеди, против 7‑й заповеди» – очевидный формализм. Причиной его является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно – малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полной мелких, ставших привычными, слабостей и грехов. Такая исповедь превращается не в целительное самоосуждение, но в греховное самооправдание.
Следует избегать самооправдания. Кто первый этим согрешил? Адам и Ева. Исповедовать следует не грехи родственников, соседей и других людей, а свои грехи. В любых ситуациях, где мы согрешили, виноваты мы, кто бы нас ни провоцировал, и какие бы обстоятельства этому ни сопутствовали. После одной такой исповеди батюшка ответил: «Передайте соседке, что её грехи отпущены». Никогда не жалуйтесь на исповеди на других людей, неважно кто спровоцировал, важно кто совершил грех.
Отношения со священником
Помните, что священник в Таинстве Покаяния — свидетель, исповедуетесь вы Богу.
Старайтесь исповедоваться одному священнику, а не бегать по разным, стыдясь духовника. Священник – врач духовный, чем лучше он будет вас знать, тем лучше сможет помочь в борьбе со страстями.
Не ищите обязательно снисходительного священника, в меру строгий батюшка будет не потакать нашему слабоволию, а дисциплинировать нас на пути духовной борьбы.
Не ищите и близких личных отношений со священником, они редко идут на пользу, значительно чаще вредят обоим.
Священник ни при каких обстоятельствах не может раскрыть то, что услышал на исповеди. Но желательно и исповеднику понимать, что полученный им на исповеди совет касается только его конкретной ситуации.
Охлаждение к исповеди
Что делать, если происходит охлаждение к исповеди? Можно услышать рассуждения о том, что «исповедь – не билет к Причастию» и поэтому можно исповедоваться гораздо реже, чем Причащаться. На самом деле, если интенсивность вашей духовной жизни предполагает Причастие более одного раза в неделю, тогда вопрос об обязательности исповеди перед Причастием можно обсудить с духовником. Если же человек причащается раз в месяц, и на этом основании хотел бы исповедоваться, допустим, раз в два месяца (ну не каждый же раз перед Причастием), то это может говорить о серьезных духовных искажениях, о нерадении в деле спасения.
Не избегайте исповеди по причине того, что придется повторять уже исповеданные ранее и повторенные грехи. Говорят: «зачем каяться, всё равно согрешу». Тогда и руки не нужно мыть, ведь всё равно испачкаются…