Как искупить клятву в исламе

Что делать, если нарушил клятву?

Как искупить клятву в исламе. klyatva. Как искупить клятву в исламе фото. Как искупить клятву в исламе-klyatva. картинка Как искупить клятву в исламе. картинка klyatva

Вопрос: Как быть человеку, который нарушил клятву, данную Всевышнему, то есть клятву, что он больше не будет совершать определённое запретное деяние? И каким образом можно искупить вину (грех), если человек давал такую клятву неоднократно?

Ответ:

В основе своей клясться нежелательно. Однако есть и исключения: клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо благому, клятва, произносимая на судебном процессе, и др.

А если человек нарушил данную клятву, то за её нарушение на него налагается искупление «каффарат-уль-ямин».

Всевышний Аллах разъяснил штраф за нарушение клятвы в Своих словах:

لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولـكن يؤاخذكم بما عقدتم الأيمان فكفارته إطعام عشرة مساكين من أوسط ما تطعمون أهليكم أو كسوتهم أو تحرير رقبة فمن لم يجد فصيام ثلاثة أيام ذلك كفارة أيمانكم إذا حلفتم واحفظوا أيمانكم كذلك يبين اللَّه لكم آياته لعلكم تشكرون

Как искупить клятву в исламе. chto delat. Как искупить клятву в исламе фото. Как искупить клятву в исламе-chto delat. картинка Как искупить клятву в исламе. картинка chto delat

«Аллах не спросит с вас за пустословные клятвы (те, которые произносятся без осознания), однако спросит с вас за серьёзные клятвы (которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце).

Искуплением за нарушение подобной (серьёзной) клятвы является обязанность накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или обеспечение их одеждой (то есть покупка одежды для десятерых), или освобождение раба (что для сегодняшнего дня неактуально).

Кто не найдёт (возможности выполнить одну из трёх упомянутых форм искупления, тому следует) три дня поститься. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны» (смысл 89 аята суры «аль-Маида»).

В книге «Тухфат аль-Мухтадж» ибн Хаджар аль-Хайтами отмечает:

(فرع): تتكرر الكفارة بتكرر أيمان القسامة كتكرر اليمين الغموس؛ لأن كلا منها مقصود في نفسه. (ج 10/ص 26)

Как искупить клятву в исламе. dumaet. Как искупить клятву в исламе фото. Как искупить клятву в исламе-dumaet. картинка Как искупить клятву в исламе. картинка dumaet

«Искупление за каждую нарушенную клятву «каффарат-уль-ямин» повторяется так же, как повторяется штраф за каждую ложную клятву. Потому что каждая клятва самостоятельна сама по себе». (См.: «Тухфат аль-Мухтаж», том. 10, с. 26).

Заключение:

1. За любое нарушение действительной клятвы налагается штраф (каффарат-уль-ямин).

2. Тот, кто нарушил клятву один раз или многократно, обязан раскаяться за её нарушение и раздать десятерым беднякам по одному мудду( 1 ) зерна, риса, кукурузы, то есть то, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п.

3. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих пунктов, обязан соблюдать пост три дня. Поститься все три дня подряд не является условием.

( 1 ) Мудд – мера веса сыпучих тел, равная 600 г.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Что делать если дал клятву и нарушил её?

Как искупить клятву в исламе. klatva. Как искупить клятву в исламе фото. Как искупить клятву в исламе-klatva. картинка Как искупить клятву в исламе. картинка klatvaВ наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.

Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).

إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)

Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).

لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)

Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву[1], что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.

За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.

مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)

Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.

[1] Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.

Как искупить клятву в исламе. zen. Как искупить клятву в исламе фото. Как искупить клятву в исламе-zen. картинка Как искупить клятву в исламе. картинка zen

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

3 вида клятв и искупление за их нарушение

Как искупить клятву в исламе. 330234 INNERRESIZED600 600 160293 INNERRESIZED600 600 1. Как искупить клятву в исламе фото. Как искупить клятву в исламе-330234 INNERRESIZED600 600 160293 INNERRESIZED600 600 1. картинка Как искупить клятву в исламе. картинка 330234 INNERRESIZED600 600 160293 INNERRESIZED600 600 1

Клятва – это торжественное обещание выполнения чего-то, или невыполнения. В обычных условиях, при отсутствии крайней необходимости не следует прибегать к клятвам. Необходимо оберегать свой язык от привычки постоянно клясться, основываясь всегда на простоте и честности.

Однако иногда, в очень важных и тонких вопросах возникает необходимость принести клятву. В этом случае клятва служит подкреплением честности наших слов. Что же касается привычки клясться по любому поводу, то это является макрухом.

Существует три вида клятв

Эти клятвы именуются термином «лягв», упоминаемом в Коране. За эти клятвы на человека не возлагается какой-либо ответственности. Аллах Всевышний сказал в Коране:

«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах – Прощающий, Выдержанный» (аль-Бакара 2/225).

Непреднамеренная клятва, произнесенная непроизвольно не может считаться полноценной клятвой. Так как эта клятва делается не для того, чтобы подтвердить правильность чего-либо. Эта клятва состоит из слов, случайно слетевших с языка. Искуплением за такие клятвы, является избегание их впредь.

На языке фикха этот вид клятв именуется термином «гамус», например, когда кто-то говорит: «Клянусь Аллахом, я сделал такое-то дело» или «Клянусь Аллахом, я не видел того человека». Доказательством того, что этот вид является действительными клятвами, с точки зрения шариата, является следующий аят: «Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили» (ат-Тауба 9/74).

На языке фикха этот вид клятв именуется «мунакит». Например, такие слова: «Клянусь Аллахом я сделаю такое-то дело» или «Клянусь Аллахом я никогда не войду туда». Так же примером этому виду клятв могут служить следующие слова посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «Клянусь Аллахом, я буду воевать с Курайшитами» (Абу Давуд, 3285).

Как мы уже сказали, непреднамеренные клятвы не требуют искупления.

Что же касается двух других видов, то любая ложная клятва, касающаяся прошлого или будущего, требуют искупления, которое является приказом Аллаха и фардом.

Искупая ложную клятву необходимо накормить или одеть десять бедняков.

Человек волен выбрать любой из этих видов искупления. Если же человек не в состоянии выполнить ничего из этого, то за каждую нарушенную или ложную клятву следует соблюдать трехдневный пост.

Пожалуйста, поделитесь этой статьей с друзьями, сделав репост!

Источник

Хадисы про клятву и обет-назр

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто поклялся что-то сделать, но потом увидел нечто лучшее, то пусть сделает то, что лучше, и искупит нарушенную клятву»[1].

Если вы серьезно поклялись Богом что-то сделать или чего-то не делать, а затем нарушили клятву, то вам необходимо искупить это одним из следующих действий:

— или «накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью»;

— или «одеть десятерых нищих».

Если же вы не в состоянии этого сделать, тогда — «трехдневный пост».

Об этом сказано в Коране: «Аллах (Бог, Господь) не спросит с вас за пустословные клятвы [те, которые произносятся без осознания], однако спросит с вас за серьезные клятвы [которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце]. Искуплением за нарушение подобной [серьезной] клятвы является кормление десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или одежда для них [то есть покупка одежды для десятерых], или освобождение раба [что для сегодняшнего дня неактуально и, даст Бог, никогда больше таковым не станет]. Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления, тому следует] три дня поститься. Это — искупление ваших нарушенных клятв, если вы [серьезно] поклялись [Аллахом]. Будьте обязательны в [выполнении] клятв! Подобным образом Аллах (Бог, Господь) разъясняет вам знамения, возможно, вы будете благодарны [будьте же благодарны!]» (Св. Коран, 5:89).

Какой бы правильной или неправильной клятва ни была, нарушение ее требует искупления[2].

Некоторые пояснения по аяту:

(1) «Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления]». Если у человека имеются средства на суточное проживание его и семьи и помимо этого остается то, чем можно накормить десятерых нищих, то он не прибегает к искуплению постом, а должен именно накормить десятерых бедных.

(2) «Из среднего, чем вы кормите семью» — суть в том, чтобы нарушивший клятву накормил тем, что обычно его семья употребляет в пищу ежедневно. По этому поводу оговаривались различного рода тонкости. Некоторые ученые говорили только об обеде, другие — об обеде и ужине. Нередко спрашивают: «Можно ли дать деньгами?» Большинство ученых утверждало, что нельзя, ссылаясь на текст аята, где сказано «накормить». Другая группа ученых, в том числе и богословы-ханафиты, говорили о том, что можно это перевести в деньги, а нищий уже купит те продукты, которые сам пожелает. Оба мнения достаточно аргументированы и соответствуют смыслу аята.

(3) «Накормить десятерых нищих». Богословы-шафииты считают, что должно быть именно десять человек. Другие ученые, в том числе и богословы-ханафиты, говорили о допустимости кормить одного нищего на протяжении десяти дней, так как результат тот же самый. Некоторые ученые делали акцент на том, что если есть десять бедных, тогда надо накормить именно десятерых, а если только один, то — одного десять раз. В общем-то, поступайте по обстоятельствам. Но замечу, что ученые солидарны в том, что недопустимо единовременное кормление одного нищего за десятерых. Допускается только — накормить один раз десятерых или одного в течение десяти дней.

Если нарушивший клятву не имеет материальных возможностей, чтобы накормить или одеть неимущих, тогда он постится три дня.

Нужно поститься три дня подряд или не обязательно? По данному вопросу два мнения:

Необходимо поститься три дня подряд, один за другим. Если один из трех будет нарушен, то придется начать заново. Так считают ученые ханафитского и ханбалитского мазхабов.

Не обязательно, а лишь желательно. Так говорят богословы шафиитского и маликитского мазхабов[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Не давайте обет-назр [желая что-то кардинально изменить; думая, что он серьезно повлияет на предстоящие обстоятельства и результаты]! Поистине, назр даже в малом не меняет того, что уже утверждено Аллахом (Богом, Господом), но является помощником в преодолении скупости»[4].

Обет-назр — это когда человек словесно берет на себя обязательство совершить что-то канонически позволительное, допустимое (милостыня, молитва, благодеяние и т. п.), возвеличивая тем самым Господа миров. Например, говоря: «Пред Богом я обязуюсь поститься столько-то дней», и можно добавить «из благодарности Ему за то-то»[5].

Однажды Пророк, увидев человека, стоящего под лучами палящего солнца, поинтересовался, почему он это делает. Ему ответили, что этот человек дал Господу обет (назр) поститься, стоя под открытым небом, не укрываясь в тени. Узнав об этом, Божий посланник приказал мужчине присесть в тени и завершить обетованный пост[6].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 524, хадис № 8641, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 679, хадис № 17–(1651).

[2] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2574, 2575.

[3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2574–2586.

[4] Хадис от Абу Хурайры. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 10. С. 220, хадис № 4376, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 672, хадис № 5–(1640).

[5] Подробнее см., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 477; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 350.

[6] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и Ибн Маджа, «сахих».

Источник

Можно ли клясться Аллахом и другими священными для мусульман вещами?

Для того чтобы убедить других в правдивости своих слов или искренности намерений многие мусульмане прибегают к клятвам. В таких случаях люди могут клясться Аллахом, Кораном, Пророком (с.г.в.), родителями или кем-либо еще.

Клятва Аллахом.

Исламские учёные единогласны во мнении, что верующие вправе клясться Господом миров («ВаЛлахи!»), но делать так допустимо только в тех случаях, когда это особенно значимо. При этом мусульманин может использовать любое из 99 имён Аллаха (например, «клянусь Милостивым» или «клянусь Милосердным»). Доводом тому служит следующий аят:

Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него – самые прекрасные имена (17:110)

Ещё одним доказательством дозволенности клятвы Всевышним является достоверный хадис: «Кто вознамерится принести клятву, пусть клянётся Аллахом, а в противном случае молчит» (Бухари, Муслим).

. Кораном

Если допустимость произнесения фразы «ВаЛлахи!» не вызывает разногласий, то клятва Кораном остаётся спорным вопросом. Одни богословы считают это разрешённым, так как Священное Писание, утверждают они, является не творением Аллаха, но Его словом, а значит, дозволенность клятвы Создателем распространяется и на Коран. Здесь нужно уточнить, что речь, прежде всего, идёт о тексте Книги, а не её печатном экземпляре.

Однако имеется также мнение, что клясться Кораном категорически запрещено, поскольку это можно делать лишь именем Аллаха. В качестве далиля в данном случае приводится хадис, в котором сказано: «Кто поклянется чем-либо, кроме Аллаха, тот впадёт в многобожие» (Ахмад). В другом иснаде говорится: «… впадёт в неверие или многобожие».

. предками или Пророком (с.г.в.)

Некоторые мусульмане, давая какие-то обещания, клянутся матерью, отцом, а иногда и вовсе своим родом. По единогласному мнению алимов, такие клятвы запрещены, поскольку Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал: «Поистине, Всевышний запретил вам клясться предками» (Бухари, Муслим).

Категорически недопустимо и упоминание при даче обещаний Пророка (с.г.в.), так как сам он призывал клясться Всевышним (при помощи Его имён и атрибутов).

Непреднамеренная клятва

Бывают и такие случаи, когда человек произносит слово «клянусь», но делает это во время разговора, не придавая особого значения. Такое выражение не будет считаться клятвой. В суре «Корова» говорится:

Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовёт вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца (2:225)

В эту категорию входят и те случаи, когда человек клянётся чем-либо, что имело место в далёком прошлом, и клянущийся абсолютно уверен в своей правоте. Даже если он на самом деле окажется не прав, то подобное, если на то будет воля Милостивого и Милосердного, не будет расцениваться как лжесвидетельство.

Ложная клятва

Если правоверный поклялся сделать что-то, но не смог это претворить в жизнь, то его обещание признаётся ложным. Порядок действий в данном случае зависит от действительности клятвы.

Если мусульманин поклялся Аллахом, однако не выполнил это, то он нарушил своё слово и ему следует совершить каффарат (искупление). В Священном Коране сказано:

Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем (16:91)

Искуплением в данном случае будет кормление или дарование одежды десятерым нуждающимся, либо освобождение раба (что в наше время не совсем актуально). В случаях, когда человек в силу своего материального положения или по иным причинам не может выполнить вышеназванные действия, он должен соблюдать пост в течение трёх дней.

Если же верующий поклялся, к примеру, мамой или Пророком (с.г.в.) и не выполнил обещанное, то имеет место несколько иная ситуация. Во-первых, такая клятва не будет действительной, поэтому за её нарушение не нужно совершать искупление. Но мусульманин всё-таки пообещал что-то сделать и не выполнил это, значит он солгал, что тоже запрещено Шариатом. В таком случае следует попросить прощения у человека, которого обманули, а также перед Аллахом.

Оставление клятвы

Нарушение клятвы в исламе запрещено, но бывают обстоятельства, при которых лучше оставить обещанное невыполненным. Речь идёт о тех ситуациях, когда человек пообещал сделать что-то запретное или наносящее вред другим. Например, он поклялся Аллахом разорвать родственные связи. Подобное относится к числу тяжких грехов, а также наносит вред не только поклявшемуся, но и его родным. Поэтому такую клятву необходимо нарушить, но за это совершить каффарат. Доводом тому служит хадис, в котором говорится следующее: «Если кто-то поклянётся чем-либо, но затем найдёт что-то лучшее, пусть он выполнит его и совершит искупление за нарушение обещанного» (Муслим).

В этой связи перед тем, как произнести клятву, мусульманину надлежит хорошо обдумать возможные последствия и оценить, насколько он способен сдержать своё обещание.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *