Как искусство повлияло на историю
Синдром Стендаля: о влиянии искусства в историях и примерах
«Искусство не передает видимое, а делает зримым тайно постигнутое»
Бывало ли такое, что вы без особой причины застывали перед картиной? С автором такое случилось прямо во время подготовки этой статьи. В очередной раз посетив Одесский художественный музей, я впервые обратила внимание на картину Ацманчука «Вычислитель». И долгое время не могла оторвать от неё глаз. У меня появилось ощущение, что я давно знаю человека, изображенного на полотне. Хотя в моем окружении нет похожих людей. Но до сих пор эта картина представляется мне чем-то почти магическим.
Александр Ацманчук, «Вычислитель», 1973. Работа из экспозиции Одесского художественного музея. Фото предоставлено пресс-службой музея
О силе искусства говорят не только в переносном смысле. Исследования доказывают: знаменитые произведения кроме эстетического удовольствия, вызывают у зрителя психологические и даже физиологические реакции. В чем же секрет таких работ? Ученые ищут ответ на этот вопрос в сфере физиологии, психологии и даже психиатрии.
В 2016 году в Италии устроили эксперимент с участием 100 человек. У добровольцев измерили уровень кортизола (гормона стресса) — и отправили их на двухчасовую экскурсию по Базилике в Викофорте. Строение считается шедевром стиля барокко. Купол для него создавал Франческо Галло, а над фресками работали М. Бортолони, Дж. Галли-Бибиена и Феличе Биелла.
Базилика в Викфорте. Источник фото — Википедия
По завершению экскурсии у добровольцев снова измерили уровень кортизола. Он снизился в среднем на 60%.
Мировые шедевры и синдром Стендаля
Однажды Стендаль сделал знаменитую запись, которая после вошла в книгу «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио». Он писал: « Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю. Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным…». Из-за этого отрывка впоследствии такое воздействие стали называть синдромом Стендаля.
Собор Святого Креста, Флоренция. Источник фото — Википедия
Чаще всего его наблюдают после посещения музеев и соборов Флоренции. Поэтому синдром ещё называют флорентийским. Первым из ученых феномен описал доктор Грациэлла Магерини. Он собрал 107 случаев заболевания за 10 лет. Один из ярких примеров — случай с 25-летней девушкой по имени Марта. Согласно записям Магерини, после встречи с работами Фра Беато Анжелико — живописца эпохи Раннего Возрождения — она застыла в углу своего номера в отеле и простояла так довольно долго. При этом девушка не разговаривала и не двигалась.
«Благовещение» Фра Анджелико. Источник фото — Википедия
Ещё одна запись описывает состояние, которое было вызвано посещением музея Уффици. Через несколько дней после экскурсии одна 22-летняя девушка стала утверждать, что видит ангелов и слышит их голоса. А сама она — реинкарнация монахини.
Еще один подобный случай произошел в соборе Св. Петра в Ватикане в 1972 году. Один из посетителей храма настолько проникся атмосферой, что представил себя Христом и набросился с молотком на «Пьету» Микеланджело.
«Пьета» Микеланджело в соборе Святого Петра. Источник фото — Википедия
Известно, что и многие гении искусства были подвержены синдрому Стендаля. Например, Достоевский. Его жена, Анна Сниткина, вспоминала в своем дневнике: «Во время путешествия в Женеву мы остановились в Базеле, чтобы посетить музей, в котором выставлялась картина Ганса Гольбейна с изображением тела Иисуса Христа, снятого с креста после жестоких мук, и которое уже начало разлагаться. Вид распухшего лица со множеством кровавых ран был ужасен. Картина произвела подавляющее влияние на Федора Михайловича. Ошеломленный, он оставался стоять перед ней. И у меня не хватило мужества смотреть на него… и я ушла в другую комнату. Вернувшись через пятнадцать-двадцать минут, я нашла его стоя в том же положении напротив картины. На его взволнованном лице был страх…».
Ганс Гольбейн Младший. «Мертвый Христос в гробу». Источник фото — Википедия
Истории из Одесского художественного музея
Какие из полотен одесских живописцев вызывают эмоциональный отклик у большого количества зрителей? С этим вопросом мы обратились к сотрудникам Музея. И нас повели к произведению Александра Ацманчука «Полет».
Александр Ацманчук, «Полет». Работа из экспозиции Одесского художественного музея. Фото предоставлено пресс-службой музея
Картина действительно привлекает внимание благодаря ярким оттенкам и масштабности. По словам экскурсовода, именно возле неё многие замирают и не могут оторваться.
Почему? Наш гид объясняет это так: «Полет» — символ любящих друг друга людей, которые сливаются воедино и становятся огнем. Многие способны понять, о чем идет речь. А те, кто не понимает, хотели бы испытать нечто подобное или стремятся слиться с кем-то в таком же порыве».
Работник музея отмечает, что и современники Ацманчука признавали воздействие работы. Правда, в большей степени с негативным оттенком: «Многие художники не могли решиться написать что-то подобное. Такое смелое, страстное и однозначное высказывание».
Тут же нас ведут к следующей картине. Со словами, что влияние искусства на человеческую жизнь может быть очень конкретным. Мы останавливаемся перед полотном Кириака Костанди «Сирень».
Кириак Костанди, «Сирень». Источник фото — Артхив
«На нем, – говорит искусствовед, — изображен реальный человек, с которым Костанди был знаком. Это Василий Алексеев. Когда-то последний действительно сидел неподалеку от монастыря, размышляя, принимать постриг или нет. Кириак Константинович подошел к нему, познакомился и они подружились. Именно общение с Костанди помогло молодому человеку выбрать путь. Он так и не ушел в монахи. Вместо этого стал художником. А момент его сомнений теперь запечатлен в картине «Сирень».
Не обошел вниманием наш гид и работы передвижников. «Такую картину не повесишь в гостиной», — говорит он, глядя на «Бесприютных» Ильи Репина. Кроме самих босяков, на полотне есть ещё одна интересная деталь. Через всю картину проходит композиционная диагональ. Она создает ощущение «неустойчивости» мира, вызывая этим у чутких людей тревогу.
Илья Репин, «Бесприютные». Источник фото — Артхив
Иногда, для того, чтобы произведение вызвало эмоции, зритель должен быть подготовлен. Например, работа «Воскрешение дочери Иаира» Репина понятна только на тем, кто знаком с библейской легендой. Ведь на картине изображено одно из наиболее символичных для христианской религии чудес. История такова: начальник синагоги — Иаир — приходит к Христу с просьбой возложить руки на его больную дочь. Иисус пошел за Иаиром. Но дома начальнику синагоги сообщают: « Дочь твоя умерла». Тогда Христос вместо того, чтобы просто вылечить больную девушку, воскрешает её и отпускает со словами: «Дщерь! вера твоя спасла тебя» .
Илья Репин, «Воскрешение дочери Иаира». Источник фото — Родон
Работы художников могут скрывать в себе удивительные истории, быть созданными в разной манере и вызывать у зрителя сложные, часто противоречивые впечатления. Но в одном искусствоведы согласны: настоящее произведение искусства обязано вызывать эмоции.
Автор — Наталья Плахотнюк
Благодарим пресс-службу Одесского художественного музея за фото работ Александра Ацманчука
Продолжение следует. Во второй части материала — комментарии дилеров и коллекционеров
Искусство в жизни человека
Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.
Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.
Психология искусства
К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.
Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.
Виды и функции искусства
Существует три вида искусства:
К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.
Влияние искусства на человека
Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.
Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.
Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.
Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.
Искусство, его роль в жизни человека и общества.
Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.
Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.
Психология искусства
К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.
Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.
Искусство и его роль в жизни человека
“Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.” Федор Михайлович Достоевский
Искусство – это творческое отражение действительности в художественных образах; система способов художественного отображения окружающего человечество мира.
Невозможно представить мир, в котором искусство не сопутствовало бы человечеству. Где и когда бы ни жил человек, он стремится постичь и воспроизвести окружающий его мир, стремится передать своё понимание мира другим людям. И наскальные рисунки, и картинка, обработанная в графическом редакторе, служат для передачи восприятия окружающего мира художником.
Искусство — это одна из важнейших ступеней развития общества, которое мы можем видеть сейчас. Оно даёт человеку возможность наблюдать мир с разных точек зрения и посмотреть на привычные вещи с другой стороны, понять, как видел мир человек много столетий назад, как видит его ребёнок или человек культуры, отличной от нашей, пережить те эмоции, которые вложил в свою работу автор.
Мы всё время встречаемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Продукты творческой деятельности позволяют человеку испытывать эмоции, проникаться чувствами автора. Посещая театры, выставки, музеи, мы полагаем познакомиться с тем миром, который доступен художнику, научиться замечать и понимать вещи, окружающие нас, которые не видели раньше, а также найти в произведениях себя, свои идеи и мысли, тем самым приобщившись к искусству.
При знакомстве с произведениями искусства у человека развивается эстетический вкус, порождая способность субъективно оценивать события и явления, отталкиваясь от своих чувств и мировосприятия, эстетических и этических взглядов.
Сейчас существует множество самых различных направлений в искусстве от абстракционизма до реализма, так как каждое поколение вносит свой вклад в развитие искусства, обогащая его.
В конечном итоге искусство играет важную роль, как в обществе, так и для каждого человека в частности. Оно меняет жизнь людей и целых поколений, приобщает к прекрасному.
Виды и функции искусства
Существует три вида искусства:
К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.
Какова роль искусства в развитии человечества и жизни общества — сочинение
Искусство играет огромную роль в развитии человечества.
Искусство зародилось на заре веков. Но тогда оно не приносило удовольствия и в нем не было какой-то привлекающей красоты. Это было необходимостью – наскальные рисунки передавали потомкам информацию о жизни предков, правилах охоты и укладе жизни, танцы были частью ритуалов, и они тоже передавались из поколения в поколение, а музыкальные звуки использовались для сигнала о чем-то. Постепенно человечество перешло ту черту, когда в жизни людей появилась необходимость в красоте и духовности, эмоциях. И появилось подлинное искусство.
Люди стали рисовать, танцевать, исполнять песни и наигрывать мелодии не для того, чтобы о чем-то сигнализировать или предупредить. Появилось желание показать что-то красивое, рассказать интересную историю, которая смогла бы пробудить эмоции. Новые виды искусства стали передавать из поколения в поколение, своим потомкам, а те, в свою очередь, совершенствовали знания и придумывали новые.
Искусство является связующим звеном между поколениями людей, отражением знаний предков и их взглядов на жизнь. Кроме того, искусство показывает историю развития человечества – от простых видов искусств к более сложным, синтезированным.
Люди стремились к прекрасному во все времена, старались придумать что-то новое, необычное, красивое и пробирающее до глубины души. Развитие творческого потенциала стало толчком к развитию общества и общественному прогрессу. Что такое общество? Это совокупность всех людей, живущих рядом, бок о бок. Искусство развивает душу людей, заставляет её восхищаться, видеть и чувствовать прекрасное. Ведь развивать душу важно так же, как и развивать тело.
Духовность была и остается важной во все времена. Духовно нищие люди не способны к добрососедству, им чужды понятия «любовь», «дружба», «помощь», «сострадание», «диалог». Каким может стать общество, если люди не будут уметь любить и жить с другими людьми в мире и согласии? Оно разрушится, и останется только кучка людей, живущих по своим правилам, а это уже не общество, а племя.
Именно поэтому искусство играет важнейшую роль в развитии общества и всего человечества – оно заставляет душу пробуждаться, развиваться, оно является двигателем творческого потенциала, развития общества. Ведь прогресс – это ступенька в будущее. А для того, чтобы свершить что-то новое, нужно обязательно иметь творческие способности. Развивать их способно лишь искусство, которое, как солнечные лучи, нагревающие землю, дают силы расти всему живому на Земле.
Влияние искусства на человека
Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.
Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.
Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.
Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.
Искусство в жизни человека was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева
Сочинение 3
Человечество эволюционирует большими шагами. Строятся высокие необычные дома, узнаются новые экспериментальные данные, познается космос и океан, внедряются новые современные информационные технологии. Все это – область науки. И конечно, она играет огромную роль в нашем развитии. Однако есть и то, что наравне с наукой, не может быть отторгнуто и развивается с большой скоростью. Это – искусство.
Те или иные виды искусства стали проявляться еще с появления человека, как вида. Наскальные рисунки, обрабатывание кожи животных в качестве одежды, а затем вырезание подделок, выжигание орнаментов и многое другое были первыми произведениями искусства. С течением времени искусство расширялось и увлекало все большее количество людей. Затем оно переросло в отдельную отрасль человеческих знаний и способностей. Рождались гении и создавали шедевры: великие книги и картины, скульптуры и памятники архитектуры. Все это развивалось достаточно быстро и с большим азартом. Искусству стали обучать, и теперь наша страна и весь мир владеет специальными курсами по многим видам творчества, а также средними специальными и высшими учебными заведениями по подготовке новых деятелей искусства.
Роль искусства для человечества велика. Эта сфера жизни не только породило всю эволюционную цепь, не только наделила нас удивительными картинами, книгами и музыкой, но и подарило каждому из нас удивительную возможность – наслаждаться. Эстетическое удовольствие мы получаем при разглядывании продуктов живописи и архитектуры. Удовлетворить потребности в духовном развитии мы можем благодаря чтению литературных шедевров. Функции искусства состоят и в том, чтобы развить в каждом человеке фантазию, талант, способность чувствовать прекрасное. Благодаря творчеству человек познает глубину своей души, раскрывает весь внутренний мир и присущие ему способности и талант, а также вырабатывает вкус и чувство стиля.
Конечно, все выше перечисленное не относится к основным потребностям человека, таким как поддержание жизни и потомства. Но подумать только, какой бы являлась жизнь, не будь в ней искусства! Ведь многие и очень многие люди находят утешение именно в нем. Для всех великих писателей, музыкантов, актеров и художников искусство – страсть и услада всей их жизни. Они творят, когда воодушевлены, творят, когда несчастны. Сочиняя поэмы, работая над симфониями, они не только раскрывают себя, они раскрывают особенность всей эпохи, в которой живут, настроения современников, устоявшийся именно в это время уклад жизни и события, затрагивающие этот период времени.
Роль искусства в жизни человека нельзя недооценивать. Эта сфера деятельности никогда не потеряет актуальности. Для каждого деятеля искусства – это страсть и целая жизнь. Для всего человечества искусство несет огромную пользу, сохраняя памятники творчества, ставя на путь развития и воспитывая во всем населении планеты нравственную, чувственную и эстетическую составляющие.
Другие сочинения: ← Что такое Жестокость↑ 11 класс и ЕГЭРоль литературы в жизни человека →
Искусство в жизни человека
Переоценить значение искусства невозможно. Дать точное определение — трудно, так многообразны его проявления, так сложно и доступно оно одновременно. Но очевидно одно: без искусства не существует никакое общество, а жизнь человека без искусства — бедна и неинтересна.
Роль и место искусства в жизни общества не остаются неизменными.
Одни эпохи живут искусством, например, Античность, Ренессанс. В другие — жизнь общества определяет религия — Средневековье. В нашей стране, в силу своеобразия ее исторического развития, искусство всегда играло огромную роль и было выразителем идей и взглядов, отличающихся от официально признанных и навязываемых. Через искусство люди осмысливали свое бытие, в нем искали и находили ответы на самые насущные вопросы жизни. С ним спорили, его героям подражали, им жили.
Однако в последние годы, когда появилась возможность открыто выражать свои взгляды, а политический диктат отошел в историю, общественное звучание искусства уменьшилось. Искусство перестало быть единственной трибуной для выражения общественного мнения. Не было оно ею и в странах с развитой демократией. Учитывая это, некоторые теоретики и общественные деятели стали утверждать, что искусство сыграло свою историческую роль и что за ним остается только гнедонистическая функция и узко понимаемая эстетическая: давать людям отдых, развлечение и любование красивым. Поток развлекательной литературы и телевизионных сериалов о «красивой жизни» как бы подтверждают это. Но если бы природа искусства сводилась только к этим его функциям, вряд ли бы человечество смогло достичь тех духовных, нравственных, эстетических высот, обрести тонкость чувств, душевность и отзывчивость, которые присущи подлинной человечности.
«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества»,— отметил русский писатель В.М. Гаршин (20).
Иногда, и не редко, прочитанное или увиденное художественное произведение оказывает огромное влияние на поведение человека и даже определяет всю его жизнь.
«Многое определил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку — и руки, не страшась суда,— то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.
И если я потом, когда уходили (всегда — уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества»,— скажет Марина Цветаева (21; 43).
«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это — выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, что стремится вперед к свету. Хочет быть лучше, совершеннее»,— утверждал русский скульптор XIX в. Марк Антокольский (22; IV; 227).
«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание»,— определяет назначение искусства французский скульптор Огюст Роден (23; III; 385—386).
Но это высокое свое назначение, ради которого и было человеком создано, сохранено и развито искусство, оно выполняет только тогда, когда не превращается в простое развлечение.
И так как по логике своего исторического развития человечество не может продлить свое существование без взаимопонимания (а потребность в этом все возрастает), без общения людей, без стремления осмыслить жизнь, понять других и прежде всего — самого себя, без радости сотворчества и творчества, без восхищения и восторга красотой, то потребность в искусстве, а следовательно, и само искусство будет существовать, пока есть люди на Земле. И общение с ним делает каждого человека душевно тоньше, духовно богаче. Надо только понять природу искусства и его высокое назначение, научиться любить искусство и уважать его творцов.