Как искусство связано с образованием
ИСКУССТВО И НАУКА: ЧТО ОБЩЕГО?
Искусство и наука — то, без чего человек с давних времен не может представить свою жизнь. Однако связаны ли они между собой? Или все же это две параллельные? Разбираемся в новом материале.
Однако всегда ли искусство и наука были автономны? В прежние века, как, например, в эпоху Возрождения, их связи были значительно крепче. Философ Томас Кун отмечает, что в течение столетий — и во времена античности, и в ранней истории Европы — живопись наравне с наукой являлась областью, где был виден кумулятивный рост. Художники и критики с трепетом фиксировали плоды открытий в живописи — от сокращения в ракурсе до контрастов, тем самым стремясь к идеальному изображению природы. Леонардо да Винчи был только одним из многих, кто свободно переходил от науки к искусству, и только значительно позднее эти категории стали сильно различаться.
Михаил Ломоносов интересовался не только естественными науками. Его открытия в области физики, химии, географии, геологии, металлургии, астрономии действительно впечатляют. Но нельзя обойти стороной и его литературные заслуги: учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», знаменитую реформу стихосложения и, конечно же, его выдающуюся поэтическую деятельность.
Позднее примером слияния естественно-научного мышления с художественным стало творчество Гёте. Ему было близко неделимое на эти две категории изучение мира. Он также считал, что и ученый, и художник воплощают одну цель в своих творческий усилиях – постижение тайн мироздания. И именно через такую оптику сам Гёте видел свою деятельность, не допуская относиться к себе исключительно как к поэту. Такой исследовательский метод привел Гёте к открытиям в остеологии, минералогии, метеорологии, ботанике, в учении о цвете.
Промышленная революция создала эпоху специализации, когда наука обособляется, а ее открытия позволяют освещать те области, которые еще недавно были таинственными и малоизученными. Искусство же двигалось своим путем, все больше игнорируя науку. Разумеется, эта взаимная удаленность давала каждой из этих сфер возможность предельно сконцентрироваться на собственных достижениях. Со временем быть образованным человеком уже не значило разбираться в этих сферах.
Сегодня наука и искусство все еще стоят вдалеке друг от друга, однако эти области сообщающиеся. Искусство традиционно использует научные знания: математические и оптические представления влияют на развитие архитектуры и живописи. Но бесспорен и тот факт, что искусство способно принести ученому плодотворные интуиции, одарить его тонкими смыслами, увеличить его чувствительность, способность анализировать, расширять горизонты умственного созерцания.
Образование через искусство
В «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО перечислен ряд принципов построения образования в области искусства, с которыми коррелируют следующие подходы в современном российском художественном образовании.
Монохудожественный подход
Первый из подходов основан на общем или углубленном изучении отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятельности. Он реализуется в системе общего среднего образования, в учреждениях начального профессионального образования (музыкальные, художественные, хореографические школы), среднего и высшего профессионального образования.
В качестве примера этого подхода можно рассматривать изучение отдельных видов искусства (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) во всех образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Углубленное изучение одного из видов искусства осуществляется в школе No 368 «Лосиный остров» (музыка) в Москве, Детской школе искусств им. М.А. Балакирева (Москва), Лицее «Школа искусств» (Талдом), Детской музыкальной школе «Малая академия музыки» (Казань), в «Колледже музыкально-театрального искусства No 61» (Москва) и др.
Полихудожественный подход
Второй целостный подход к преподаванию ставит в центр процесса не предмет изучения (музыка, изобразительное искусств, слово и т.п.), а самого ребенка с присущей ему полихудожественной природой детства. Занятия в рамках такого подхода предполагают гармоничное развитие растущего человека с помощью разных видов детского творчества — музыкального, изобразительного, театрального, хореографического и т.п. Это стимулирует развитие творческого воображения детей, что является предпосылкой успехов в дальнейшей учебной деятельности. В настоящее время данный подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного образования и в начальной школе (Дошкольное образовательное учреждение No 1951 в Москве, Средние общеобразовательные школы No 875 и No 158 в Москве, No 7 в Абакане, Образовательный комплекс «Детский сад No 18 “Радуга” — Cредняя общеобразовательная школа No 13» в Арзамасе и др.).
Использование искусства как метода преподавания
Третий подход к художественному образованию, приобретающий все большую актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства для преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического направления. Примером широкого применения этого подхода является изучение восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства, обращение к страницам биографий выдающихся отечественных и мировых ученых — физиков, биологов, физиологов и др., искавших в искусстве поддержку и почву для новых размышлений, идей и экспериментов.
При изучении родного и иностранных языков активно используется интонационный метод, производный из интонационной теории. Эта теория берет свои основы из музыки, искусства слова и искусства движения, ключом которых является интонация как носитель образного смысла. Такой подход характерен для работы учителей-новаторов, учителей- исследователей, результаты педагогического творчества которых находят отклик и признание, например, в рамках Всероссийских конкурсов «Учитель года России». Данный подход реализуется в таких учебных заведениях как лицей «Эллада» (Москва), Лицей (Арзамас), школа-гимназия им. С.П.Дягилева No 11 (Пермь); Центр образования «Царицыно» No 548 (Москва) и др.
Универсальный метод Школы Будущего
Наиболее перспективным является четвертый подход к художественному образованию, сущность которого заключается в преподавании всех учебных предметов в едином культурно-историческом контексте, на основе общих закономерностей и родства научного и художественного познания. В этом случае искусство не является источником построения иллюстративного ряда для учебных дисциплин, не связанных с ним, а становится средством и итогом постижения какого-либо явления и его природы, проявляющейся в физических, химических, биологических и иных закономерностях. Такой подход позволяет сформировать у молодого поколения целостную картину мира во всем ее многообразии и единстве. Данный метод реализуется в работе отдельных учебных заведений инновационного типа и направлен на активизацию творческого потенциала ребенка; он раскрывает общую детскую одаренность, а его высокая эффективность подтверждается в процессе экспериментальной и практической образовательной деятельности.
Ведущим принципом для успешной реализации полноценного художественного образования является принцип культуросообразности, который предполагает:
¨ это насыщение «всего образовательного процесса разнообразными элементами культуры» (так называемая «культуроемкость» образования);
¨ трансляцию через содержание образования культурно-исторических традиций (всеобще-родовых и этноспецифических);
¨ разработку учебных предметов в контексте истории культуры (научной, художественной и т.д.);
¨ реализацияю в педагогическом процессе диалога культур (в целях обеспечения «мультикультурности» образования);
¨ представление культуры как совокупности социальных норм и эталонов, которую каждое поколение застает в наличие и которую необходимо передать ему через систему образования, и т.д.
В рамках традиционного понимания культуросообразности все это должно стать основой формирования «личностной культуры» растущего человека, художественной культуры индивида через создание специальных «культурно обогащенных» сред (например, эстетических) в рамках «единого культурно-образовательного пространства».
За этим стоит развитие художественного мышления учащихся, которое требует большого объема эмоционально-интеллектуальной деятельности. Оно предполагает умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда людей. Это умение формируется в процессе ценностного анализа всей деятельности человечества, что осуществляется в нравственно- эстетических категориях и понятиях. Такой анализ предполагает проникновение в художественную идею произведений искусства, которая рождается как отношение автора произведения к всеобщему, ценному для человечества. Движение от содержания к форме, от смысла к средствам его выражения — основной закон рождения и постижения произведений художественного творчества.
Подлинное богатство художественного произведения может быть раскрыто только при условии овладения учащимися общими способами мыслительной деятельности, то есть логикой аналитического мышления теоретического уровня. В том и состоит феномен искусства, что оно ненавязчиво, незаметно для личности, но обязательно приобщает учащихся любого возраста к полноценной интеллектуальной деятельности, которая в рамках концепции культуросообразного образования именуется «культурой познания». Решающим условием реализации целей художественного образования становится активная, самостоятельная, практическая деятельность учащихся по созданию художественных произведений уже на первых этапах постижения искусства.
Образование через искусство
Понятие «образование через искусство» вбирает в себя сложившиеся традиции эстетического и художественного воспитания, основанные на богатом отечественном научном и педагогическом наследии, на творческом опыте известных российских писателей и художников, музыкантов и композиторов, хореографов и кинорежиссеров, театральных деятелей и работников музеев.
Исторически в России сложилось два основных направления в образовании детей и юношества через искусство. Одно из них — знакомство с искусством и освоение его отдельных видов преимущественно в рамках деятельности дошкольных и средних общеобразовательных учреждений. В России такое образование имеет обязательный характер и включает музыку, изобразительное искусство и танцы в дошкольных учреждениях, изобразительное искусство, музыку, мировую художественную культуру — в средней школе. Второе направление (неформальное художественное образование) связано с приобщением к искусству на основе собственного выбора учащихся и не является обязательным. Оно реализуется в широкой сети образовательных и просветительских учреждений, включая Школы искусств и музеи, Центры эстетического воспитания и хоровые, танцевальные или театральные коллективы, кружки детского творчества и секции по различным направлениям искусства в образовательных учреждениях разного уровня. Занятия с детьми разного возраста проходят здесь в соответствии с их непосредственными желаниями и интересами.
Новые перспективы развития образования через искусство, направленные на воспроизводство традиций, а также связанные с развитием научной мысли и поиском оптимальных способов приобщения современного молодого поколения к художественному наследию, открываются в связи с активным использованием информационно- коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, что рождает принципиально новые формы художественного творчества. Так, например, для современных школьников несомненный интерес представляет электронная музыка. Все, что связано с историей появления такой музыки, электронными музыкальными инструментами, особенностями их звучания и выразительными средствами, электронным музыкальным творчеством, является той сферой деятельности, которая интересует современное молодое поколение. И музыкальное искусство, имеющее многовековую историю развития, обретает для современного молодого человека новую привлекательность и адекватность сегодняшнему миру его существования.
Компьютерный дизайн и компьютерная графика, художественное проектирование и полиграфия, анимация и спецэффекты в кинематографе и т.п. — это совершенно особая сфера деятельности, раскрывающая возможности изобразительного искусства в синтетических видах художественного творчества. Современные технологии в художественной фотографии (цифровое фото), киноизображении и театре, в цифровом телевидении, архитектурных проектах, дизайне и др., представляют художественный опыт человечества в совершенно ином ракурсе, актуализируют его с помощью новейших компьютерных технологий, столь привычных для современных детей. Мультимедийное искусство со своими особенностями, принципиально отличающими его от привычных выразительных средств звуковых, цифровых и интернет-объектов, имеет большую привлекательность для молодежи. Очевидно, что искусство во всем существующем сегодня его видовом многообразии, является важнейшим фактором, требующим серьезного обновления содержания художественного образования.
Роль и место искусства в современной системе образования
Роль и место искусства в современной системе образования
«Новая школа» определяет, что основной миссией современного образования становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Важную роль в реализации образования занимает искусство. Специфика и многообразие функций искусства, делают его неотъемлемой частью мирового культурного наследия, необходимой и незаменимой частью современного содержания образования.
Современные тенденции развития школьного художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства. Предметы искусства занимают одно из главных мест в воспитании современного человека. Начало этому воспитанию закладывается ещё в утробе матери. В школе предметы, входящие в эту область развития, пробуждают способность видеть, ценить, создавать и, что очень важно, понимать красоту. Основная задача, которую должен стремиться решить учитель в этой области – реализация принципов целостности, преемственности, образности в процессе занятий искусством.
Современный урок по искусству должен научить школьников понимать природу художественной культуры, специфику её видов. Учитель должен осознавать, в первую очередь, сущность глобальных перемен в современном образовании и их причины, т.к. предметы искусства интегрируют многие потребности человека – интеллектуальные, эмоциональные, нравственные. Воспитывает в детях духовность, патриотизм, национальную гордость.
Искусство ориентировано на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством [2].
Акцент в преподавании делается на общность всех видов искусства, на развитие способности эмоционально оценивать явления и образы через приобщение школьников к миру пластических искусств путём формирования практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщения к наследию отечественного и мирового искусства.
К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу [1].
Одной из важных концепций в образовании является концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ». Разработана в конце 60-х — начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися» [1]. Эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.
Следующая концепция – это приобщение к мировой художественной культуре. Разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры [5]. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций. В том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.
Основные задачи программы:
— формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
— формирование художественно-творческой активности;
— овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:
I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.
II класс. Ты и искусство.
III класс. Искусство вокруг нас.
IV класс. Каждый народ — художник и т. д. [6]
Основные задачи программы :
— формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;
— создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.
В содержании предмета выделены следующие разделы:
— основы художественного изображения;
— орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;
— народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;
— художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла) [7].
Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания искусства в школе являются основными.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Наиболее используемой программой изучения искусства является программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы». Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций, развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству [4]. Таким образом, базовыми компетенциями в области «Искусство» являются эмоциональная и эстетическая компетенции. В стандартах второго поколения, на основе которого создана программа интегрированного курса «Искусства», под компетенцией понимается общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование учений и навыков художественного самообразования [4].
Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности) [4].
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Результаты освоения курса «Искусство».
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Выпускники получат возможность научиться
представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
различать изученные виды и жанры искусств;
описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
классифицировать изученные объекты и явления культуры;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.
представлять систему общечеловеческих ценностей;
осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.
Список использованной литературы
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979;
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968;
Кашекова И.Э. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания//Искусство в школе. 2001, №4;
Кашекова И.Э. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.. Искусство.8-9 классы. Учебник для обещобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009;
Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. Монография. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2006.;
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.,2002. — С. 312