Как искусство связано с властью
Как искусство связано с властью
Воздействующая сила искусства
Искусство и власть
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.
• Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Какие чувства вызывают эти образы у вас?
• В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.
В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва. В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь. Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).
В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.
Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.
• Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.
Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной литературе.
• Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать об их общественных идеалах?
• Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?
Художественно-творческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентациюна тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.
Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.
Искусство для 9 класса, учебники и книги по искусству скачать, библиотека онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
9-1 ИСКУССТВО и ВЛАСТЬ
Описание презентации по отдельным слайдам:
9-1 ИСКУССТВО И ВЛАСТЬ
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Август из Прима Порто. Римская статуя Палетка Нармера. Древний Египет
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.
В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали.
Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве
По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже Луи Дэвид Наполеон верхом в С-Bernard Pass
В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы.
Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона. В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва.
В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже. Московский застенок. Конец XVI века. Васнецов Аполлинарий Михайлович Московский Кремль при Дмитрии Донском ( Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского перед нашествием Тохтамыша в 1382 г). Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
Д. Левицкий. Екатерина II Двор московских царей становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты. Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке, живописи.
В «Слове о погибели Русской земли» сказано: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, — князьями грозными. всем ты преисполнена, земля Русская!» Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества. Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль.
Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву. Московский Кремль при Иване Калите Акварель. А.М.Васнецов.
Московский Кремль: символ Москвы и России. Это бывшая резиденция Русских царей и патриархов. Кремль содержит уникальную коллекцию исторических архитектурных и культурных предметов. Московский Кремль при Иване Калите Акварель. А.М.Васнецов.
Собор Архангела Михаила, место захоронения Русских царей и принцесс
Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь. Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вер- шина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).
В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.
Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси. Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.
• Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной литературе. • Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать обих общественных идеалах? • Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня? Художественно-творческое задание Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ. Домашнее задание.
Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной литературе. Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня? Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.
Спасибо за внимание! ЦОР разработал Цирюльников М.А. учитель музыки МОБУ СОШ№2
Список используемой литературы: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8—9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009 Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010. http://spbcity.info/spb/kapella.htm http://nnm.ru/search?q=%D1%85%D0%BE%D1%80&in=tags&page=3 http://intoclassics.net/news/2010-04-07-1495 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&stype=image http://www.allfree4you.net/2009/10/30/moskovskij-kreml.-trexmernyj-putevoditel.html http://www.artandphoto.ru/pic.php?razd=art5&id=2638&artist=431 http://www.art-pics.ru/?hud=Vasnetsov%20Appolinarij%20Mihajlovich&picture=1322
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа
часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и
увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные
• Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? Какие чувства вызывают эти образы у вас?
• В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие (типические) черты, символизирующие власть.
Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, —
под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь. Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вер-
шина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со
Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь
переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I).
Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси. Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность,
игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).
Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского
переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко вы-
разившийся в рок-музыке.
• Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.
Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной
• Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать обих общественных идеалах?
• Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?
Художественно-творческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.
Булат Окуджава
Владимир Высоцкий
Борис Гребенщиков
Александр Галич
Искусство и власть
Исследование изменения художественного творчества под влиянием власти в разных странах мира. Анализ этапов изменения творческого наследия Древности, Античности, Средневековья. Черты власти в изобразительном искусстве в период Ренессанса, в Новое время.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.01.2017 |
Размер файла | 56,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.Allbest.ru/
1.1 Искусство и власть Древнего Египта
1.2 Искусство и власть Античности. Древняя Греция и Древний Рим
1.3 Искусство и власть Византии
2.1 Искусство и власть Франции (XI-XIV вв.)
3. Период Ренессанса
3.1 Искусство и власть Италии (XIV-XVI вв.)
3.2 Искусство и власть Испании (XV-XVII вв.)
4.1 Искусство и власть Франции (XVIII вв.)
4.2 Искусство и власть России (XIX вв.)
5. Власть и искусство советского периода России (XX вв.)
6. Власть и искусство в наше время
Список используемой литературы
В развитии человеческого искусства существует определённая закономерность. Искусство часто использовалось для усиления власти. За счёт искусства власть укрепляет свой авторитет, а государства и города поддерживают свой престиж.
В монументальном искусстве увековечиваются полководцы и воины. В честь одержанных побед устанавливаются триумфальные арки и колонны. Новые идеи находят отражение во всех видах искусства и власть не исключение.
В соответствии с этим в своей работе я поставила следующие цели и задачи:
Целью исследования является изменение искусства под влиянием власти на протяжении столетий в разных странах мира
* проанализировать зависимость влияния власти на искусство;
* исследовать зависимость изменения художественного творчества под влиянием власти в разных странах мира;
* выявить основные черты власти в изобразительном искусстве;
* проанализировать этапы изменения творческого наследия под влиянием.
Объектом исследования является власть в искусстве.
Методическую базу составили: картины художников, скульптуры, фрески, храмы, триумфальные арки, монастыри.
В III тыс. до н. э. в результате объединения двух государств Нижнего и Верхнего Египта, образовалось одно из древнейших государств, которое сыграло важную роль в формировании античной культуры.
Египетское искусство очень интересно тем, что многие произведения, созданные египетским народом в истории человечества, были сделаны впервые. Египет впервые дал монументальную каменную архитектуру, реалистичный скульптурный портрет, высокого качества изделия художественного ремесла. Они великолепно обрабатывали разных пород камни, делали тончайшие ювелирные работы, прекрасно вырезали по дереву и кости, изготавливали цветное стекло и прозрачные лёгкие ткани.
Конечно, нельзя не сказать о Великих египетских пирамидах, которые могут многое рассказать о себе. Они повествуют нам об обществе настолько чётко организованном, что стало возможным построить эти искусственные гигантские холмы, всего лишь за время жизни правителя.
Главная отличительная особенность египетского искусства заключается в том, что она направлена на воплощение потребностей религии, в частности государственного и заупокойного культа божественного фараона. Религия имела неотъемлемую часть, которая оказывала влияние на египетскую культуру, в течение всего времени её существования.
Египетское искусство создавалось во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, которые основывались на деспотическом правлении. А это в свою очередь прослеживалось в образах и формах самих этих идей и той власти, которой был наделён фараон. Искусство стало служить верхушкам власти, что в свою очередь было призвано создавать памятники, которые прославляют царей и знать деспотии. Эти произведения должны были делаться по определённым правилам, которые впоследствии образовали каноны.
Примером памятника, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Намерна, с обеих сторон которой находится рельефное изображение, повествующие об историческом событии: победе царя Верхнего Египта Намерна над Нижним Египтом и объединение долины Нила в единое государство. Здесь хорошо прослеживается характерное для этого раннеклассового общества подчёркивание величие и неравенства правителя за счёт соразмерности. Этот принцип прослеживается в Древнеегипетском искусстве на протяжении десятков лет. В разных фресках, рельефах скульптурах, фараон изображается в несколько раз крупнее, чем все остальные персонажи. Поражает своей грандиозностью Сфинкс Хефрена III тыс. до н.э., который стоит перед заупокойным храмом фараона. Этот Сфинкс самый большой в Египте. Несмотря на огромные размеры, лицо Сфинкса имеет черты лица фараона Хефрена. В древности Сфинкс должен был вместе с пирамидами внушать представление о сверхчеловеческой мощи правителя.
Помимо рельефов, фресок и скульптур в честь божественного правителя воздвигались так же и храмы. Один из самых лучших примеров является гробница царицы Хатшепсут, которая была построена в конце XVI в. до н.э. в долине Дрей-эль-Бахри. Этот храм посвящён богу солнца Амону-Ра, Хатору и Анубису, но главное божество это сама царица. Есть и другие памятники, воздвигнутые в её честь, например два обелиска, которые находятся в святилище храма в Карнаке, надпись в часовне Стаб-эль-Антара. Несмотря на то, что эта царица правила всего 12 лет, после себя она оставила многочисленные памятники, но в официальных списках царей она, к сожалению не числилась.
Таким образом, культ фараона, который достиг своего апогея в эпоху Древнего Царства, стал государственной религией и нашёл своё воплощение в искусстве, оказав влияние на круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь правителя, имели преобладающие значение в Древнем Египте.
Греческие мастера изучали пластику движений, пропорции и строение человеческого тела во время Олимпийских игр. Художники добивались реалистичности в вазописи и скульптуре, например статуи Мирона «Дискобол», Поликлета «Дорифор» и статуя для афинского Акрополя, Фидия.
Огромный вклад в искусство сделали древнегреческие архитекторы. Правители высоко почитали своих богов и в их честь греки возвели многочисленные храмы. Они создали величественный стиль храма, сочетая архитектуру со скульптурой.
На смену классического периода с конца IV в. до н.э. приходит более глубокое миропонимание, увеличивается интерес к внутреннему миру человека, передачи могучей энергии, динамики и справедливости образа, например в скульптурах Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа. В искусстве этого времени так же прослеживается увлечение многофигурными композициями и огромными размерами статуй.
Три последних столетия в греческой цивилизации называют эпохой эллинизма. Наследником художественного искусства эллинской цивилизации стал Рим.
Римляне высоко оценили наследие Древней Греции и внесли свой вклад в дальнейшее развитие древнего мира. Они построили дороги, водопроводы и мосты, создали особую систему строительства общественных зданий благодаря применению сводов, арок и бетона.
Большого внимания заслуживает скульптурный римский портрет, которые отличаются точностью и реалистичностью.
Императоры приказывали строить триумфальные арки, которые были посвящены их победам. Император проезжал под аркой во время триумфа. Правители стремились укрепить свою власть за счёт искусства. На форумах, площадях и улицах городов стояли статуи правителей. Скульпторы изображали своих вождей торжествующими победу над врагами, а иногда император мог выглядеть и в виде бога. Например, император Траян приказал соорудить в честь своих побед колонну, высота которой была с семиэтажный дом.
Античное искусство оказало сильнейшее развитие искусства последующих эпох. Трудно переоценить его значение для развития западной цивилизации.
Византийская художественная культура связана в большей мере с религией. Церковь в Византии служила светской власти. Император считался служителем бога на земле и опирался на церковь, как на чиновничий аппарат. В такой обстановке искусство находилось под строгим контролем церкви и правивших классов.
Так как Византия была под напором всяких войн, то её художественное творчество было направлено на сплочение народа. Религиозно-государственный патриотизм создал форму византийского искусства. При этом жизненные вопросы разрешались как духовные. Их трактовка заключалась в создании эстетических идеалов, включающие в себя государственные, религиозные и личные начала.
Важную идейно-воспитательную роль играли храмы, поэтому в церковном зодчестве работали самые лучшие мастера, которые разрешали наиболее существенные строительные и художественные проблемы. В архитектуре создавались сложные интерьеры, которые как бы вовлекали человека.
Развитие скульптуры в Византии как таковой не было, потому что скульптуру считали идолом. Но существовал рельеф, в частности по слоновой кости.
Живопись была под строгой церковно-государственной опекой. Её развитие шло по трём руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись и книжная миниатюра. Здесь были в преимуществе строгие правила в изображении святых и событий из «священных историй». Художник теряет возможность работать с натуры. Только высокая степень мастерства, позволяли наполнять канонические изображения богатством человеческих чувств и идей.
Надо подчеркнуть ещё то, что в художественной культуре Византии большое место занимало светское искусство. Строились крепостные сооружения, жилые здания, дворцы. Большую роль, играла светская скульптура. Никогда не исчезали из византийской живописи миниатюры, которые были исторического и естественнонаучного содержания. Большинство этих памятников искусства не сохранилось, но их значение художественной культуры Византии надо учитывать.
Сложность стилистического развития византийского искусства усложнялась еще тем, что с течением времени изменялись и пределы распространения византийской культуры. В результате войн и вторжений соседних народов, менялись границы государства. Отдельные области отпадали от Византии, в них формировались новые художественные школы.
Романская архитектура была неотъемлемой монументальной скульптуры и резьбы по камню. Она украшала капители, порталы, которые заполняли весь фасад, например, Нотр-Дам-ла-Гран в Пуатье. Пластический декор прослеживается церквях Бургундии (тимпаны соборов в Везле и Отене) и Лангедока (Сен-Сернен в Тулузе, XI-XIII вв.),
Живопись и скульптура приобрели монументальный характер. Внешний фасад украшался капителями, скульптурами или рельефами. Стены внутри храма расписывались большими фресками и, как правило, скульптурой не украшались. Одним из самых ранних памятников скульптуры, который находится на фасаде храма это рельеф архитрава церкви Сен Жен де Фонтен в юго-западной Франции. Монументальные росписи были широко распространены в церквах Франции. Сейчас мы имеем примерно 95 фресковых циклов, дошедших до нас. Основным памятником являются фрески церкви Сен Савен сюр Гартан в области Пуату (начало 12 в.), редчайший пример, который сохранил живописное убранство Франции.
В городах соперничали светские фарсы и религиозная мистерия. Везде шла борьба фантастического и реального и мистического и рационального. Но почти всегда в художественном творчестве жизнь воспринималась в ее противоречивости и изменчивом равновесии.
Образом искусства второй половины 13 в., является портал св. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260-1270 гг.). К шедеврам высокой готики относятся и многие бесчисленные статуи Реймсского собора, созданные в течение в 13в. 30-70 гг. К середине 13 в. оформилась миниатюра, по принципу украшения.
Мастера готической скульптуры во второй половине 14 в., в период, все же сумели проявить новые силы, когда трудности Столетней войны резко снизили строительные работы и количество художественных заказов. В 13-14 вв. были распространены книжная миниатюра и витражная живопись. Основными центрами витражного искусства были в 13 в. Шартр и Париж. Относительно много витражей сохранилось в Шартрском соборе. Очень хорошим примером перехода от романского к готическому стилю является изображение Богоматери, сидящей с младенцем на коленях, которая на данный момент находится в уцелевшей при пожаре 1194 г. части собора.
Миниатюры конца 13-14 вв. теперь не только украшают, но дополняют и комментируют текст, приобретая иллюстративный характер. Типичные работы второй половины 14 в. это работы миниатюриста Жана Пюселя, к произведениям которого принадлежат Библия Роберта Билшнга (1327 г.) и знаменитый Бельвильский бревиарий (до 1343 г.).
Средневековое искусство Франции сыграло огромную роль в истории искусства своего народа и народов всей Западной Европы. Отзвуки его (особенно в архитектуре) жили очень долго, отойдя в прошлое лишь к середине 16 в.
художественный творческий искусство власть
Итальянское Возрождение это период великих достижений и перемен, который начался в Италии с XIV века и длился до XVI века, обозначив переход от средневековья к современной Европе.
Самые известные достижения являются в области живописи и архитектуры. Помимо этого так же были достижения в науке, философии, в музыке и в литературе. В XV веке Италия становится лидером во всех этих областях. Итальянское Возрождение сопровождалось крахом политики. Поэтому вся Италия была разделена на отдельные небольшие государства. Ренессанс оказал большое влияние на Рим. В XVI веке Итальянское Возрождение достигла своего пика, когда были иностранные вторжение, которые вовлекли Италию в войны. Несмотря на это Италия сохранила идеи и идеалы эпохи Возрождения и распространилась по всей Европе, затмив Северное Возрождение.
В искусстве в это время распространено изображения святых и сцен из священного писания. Художники отходят от каких-либо канонов, святые могли изображаться в современной одежде по тем временам. Было популярным изображать Святого Себастьяна, так как считали, что он защищает от чумы. Живопись становится более реалистичной, например произведения Джотто, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли.
Художники изобретают новые краски, делают над ними эксперименты. В это время профессия художника очень востребована, и заказы стоили больших денег. Идёт развитие портретного жанра. Человек изображался спокойным, мудрым и мужественным.
В архитектуре большое влияние оказал архитектор Филиппо Брунеллески, по проектам которого были построены церковь Сан Лоренцо, Паллацо Руселлаи, Сантиссима-Аннунциата, фасады церквей Санто-Мария-Навелла, Сан-Франческо, Сан-Себастьяно и Сант-Анреа.
Таким образом, восприятие мира становится более сложным, сильнее осознаётся зависимость жизни человека и природы, развиваются представления изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания.
Испанский Ренессанс тесно связан с Итальянским, но он наступил намного позднее. «Золотым веком» Испанского Возрождения считается конец XVI до второй половины XVII столетия.
Развитию расцвета испанской культуры является объединение ранее раздробленной страны, под властью Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Остановилась многовековая война с арабами, после чего во владениях Испании находились новые земли, ранее им не принадлежавшие.
Иностранные архитекторы, художники, скульпторы привлекались к королевскому двору. На недолгое время Испания стала могущественнейшим европейским государством.
Самые знаменитые скульпторы того времени это Алонсо Берругете, Хуан де Хуни, Хуан Мартинес Монтаньес, Алонсо Кано, Педро де Мена.
Таким образом, Испания внесла значительный вклад в мировую историю искусства, который повлиял на дальнейшее мироощущение людей.
В XVIII веке во Франции происходит борьба с абсолютизмом, церковью, аристократией, вольнодумием, эта борьба подготавливает страну к буржуазной революции.
Французская художественная культура идёт на подъем. Она отходит от ранее применяемых канонов, уходит в прошлое религиозная живопись, ведущими становятся светские реалистические и «галантные» жанры. Художники обращаются к интимным сферам жизни человека и малым формам. Реализм воплощается в раскрытии образа человека.
Люди в это время путешествовали по странам и заимствовали знания друг у друга. Появляются множество Энциклопедий. Люди анализируют произведения искусства. Например, работы Дидро «Салоны», «Опыт о живописи», произведения Руссо «Искусство и мораль», «Рассуждения о науках и искусствах» и «Эмиль, или о воспитании».
Таким образом, XVIII век стал называться эпохой Просвещения. Просветительские идеи не только повлияли на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. Просвещения стало мощнейшим движением, которое преломило предшествующие мировосприятие.
В XIX в. первые десятилетия в России происходил всенародный подъём после Отечественной войны 1812 года. Художники становятся, более востребованы, по сравнению с XVIII веком. Они могут выражать в своих произведениях значимость своей личности, свободу, где поднимаются социальные и нравственные проблемы.
Россия теперь в большей мере интересуется художественным творчеством. Выпускаются художественные журналы: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума. » П. Свиньина (1810-е годы) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825).
Художники изображают исторические события, которые происходили в древнее времена, например, К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу». Изображаются портреты правителей, например, портрет Елизаветы II, Петра I. Воздвигаются в честь правителей памятники, памятник Екатерине II. В этот период времени появляются большое множество художников это Крамской, Ге, Мясоедов, Маковский, Шишкин, Васильев, Левитан, Репин, Суриков и т.д.
Во время советского периода России происходят революционные катаклизмы, эти революционные преобразования призывают художников к новым творческим экспериментам. Художественная жизнь страны требует остросоциального и понятного искусства для не подготовленной эстетической массы. Октябрьские события, которые повлекли за собой революции, художники стали прославлять в своём творчестве. Победа искусства на фронте, становится прочным элементом большевистской победы.
Таким образом, художники, скульпторы, писатели и многие другие, должны были искать общественные решения. Средства для создания монументальны образов стали: советская геральдика, образная символика, ставшие популярным обозначением атома, космических пространств. Символы дружбы, труда, мира… только большие идеи могли дать великие решения.
За последние время всё изменилось, но взаимодействие власти и искусства остаётся очень важной и актуальной проблемой. Взаимосвязь этих двух отраслей особенно прослеживается в периоды политических и социальных перемен. Сейчас отсутствует цензура, а значит каждый человек, который хочет выразить свои мысли и идеи с помощью искусства, может это сделать, не опасаясь быть наказанным. Это колоссальный прорыв в области свободы творчества и духа.
На данный момент в разных городах проходит многочисленное множество выставок на разные темы. Периодически проходят выставки, которые освещают проблему искусства и власти. Эти выставки интересны для людей изучающих историю и политологию. Недавно подобная выставка прошла в шведском музее, которая называлась «Искусство для властителей». На этой выставке было более 100 экспозиций и с участием 400 экспонатов различных эпох.
Искусство не стоит на месте, оно быстротечно развивается с разных сторон. В наше время существует многочисленное множество разных направлений. Мировое культурное наследие пополняется и пополняется, а это очень хорошо для нашего времени.
В ходе работы мы выяснили, что искусство изменяется под влиянием власти на протяжении столетий в разных странах мира.
Проанализировав ситуацию, мы выяснили, что искусство зависит от политического строя и правителя в страны. Искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
Я думаю, что правительство имела больше возможностей контролировать общество и усиливать свою власть через искусство, нежели сейчас. Спусти десятилетия мы, наконец, освободились от строгих канонов и всяческих запретов. Человек может выразить свою индивидуальность, так как только выдумает и захочет. Художники, скульпторы и музыканты имею безграничную свободу, а вот хорошо это или нет, пока трудно ответить. Но спустя многие годы и нашем веков будут восхищаться и гордиться наши потомки.
Список используемой литературы:
1. Т.В. Ильина. История искусств. Отечественное искусство. Москва. 2000 год
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Оценка роли античного наследия в формировании европейского Возрождения в различных исследованиях. Проявление элементов античности в архитектуре, скульптуре, живописи, изобразительном искусстве в эпоху Ренессанса. Примеры творчества известных мастеров.
реферат [27,9 K], добавлен 19.05.2011
Сюрреализм как направление в изобразительном искусстве: история становления и развития, основные мотивы и идеи, яркие представители и оценка их творческого наследия. Начало и этапы творческого пути Макса Эрнста, анализ его известных произведений.
курсовая работа [60,4 K], добавлен 11.05.2014
реферат [42,8 K], добавлен 08.10.2014
Характерные черты романского искусства как общеевропейского стиля и отличительные черты искусства данного направления в разных странах Западной Европы, обусловленные влиянием других культур. Общие и отличные черты между школами, своеобразие архитектуры.
курсовая работа [48,4 K], добавлен 13.06.2012
Изучение влияния Великой революции на развитие культуры и искусства Европы. Основные черты творчества известных писателей и художников XIX века: Франсиско Гойи, Оноре Домье. Реалистические традиции в изобразительном искусстве, связанные с именем Г. Курбе.
доклад [15,1 K], добавлен 03.04.2012