Как искусство влияет на науку
Влияние искусства на науку
Если влияние науки на искусство вызвано, прежде всего, наличием в искусстве познавательного компонента, то обратное влияние — искусства на науку — обусловлено присутствием в научной деятельности эстетической составляющей. Именно искусство как тот вид деятельности, которому принадлежит приоритет в удовлетворении художественных потребностей человека, является главным средством формирования чувства прекрасного, умения оценивать эстетические качества предметов и явлений.
Ряд характеристик и критериев, используемых учёными для оценки научных идей, гипотез и теорий, являются существенно эстетическими. Например, это такие качества, как простота концепции, её логическая стройность и связность; тонкая симметрия и гармония математических формул; красота онтологической архитектуры мира, выраженная в точных законах; остроумие и элегантность доказательства; лаконичность изложения; изящество схождения ранее независимых научных направлений
в единую теорию. Разумеется, эти качества не возникают как результат целеустремленных усилий учёного (подобно стремлениям художника или композитора, прямо добивающихся эстетического совершенства произведения). Но достойно удивления то, что эти качества появляются как результат самих же когнитивных устремлений науки.
Искусство выступает для учёного важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъёма и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение. Искусство просветляет и обогащает его разум. Биографические наблюдения показывают, что многие крупные учёные были весьма не чужды искусству. А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом, Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цвето-музыкальных ассоциаций, а И. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем научился читать).
Ещё один источник взаимосвязи науки и искусства лежит в их общей укоренённости в целостной культурно-исторической эпохе. Экспрессивные возможности искусства весьма велики. Искусство отражает определённые фундаментальные черты мироощущения эпохи — и именно такие,
1 Дирак П. Электроны и вакуум. М, 1957. С. 4-5.
2 Холтон Дж. Тематический анализ науки. С. 118.
которые может выразить только оно. Так, музыка, родившаяся в XX в., не может оказаться тождественной музыке барокко, ведь сам XX в. звучит по-другому в сравнении с прошлыми эпохами. Искусство воспроизводит тончайшие интуиции, обострённо отзываясь на глубинные культурные процессы. То, что ещё незаметно на рационально-дискурсивном уровне, часто уже схвачено художественным чутьём. Искусство — это чувствительнейший орган человеческого сознания.
Наука и искусство: 5 примеров вдохновения художников
Оказывается, художники нередко обращаются к науке в поисках вдохновения. Представляем вам подборку наиболее интересных историй создания художественных шедевров.
«Крик» Эдварда Мунка
Норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик» в 1893-м году. В своем дневнике он рассказал, что был вдохновлен кроваво-красным небом, которое он увидел во время прогулки с друзьями. Удивительная атмосфера картины породила немало споров о том, что же именно увидел на небе Мунк. Одна из самых популярных гипотез предполагает, что художник мог наблюдать пепел вулкана Кракатау после его извержения в 1883 году.
О других догадках исследователей «Популярная механика» уже рассказывала: метеоролог из Университета Осло предположила, что Эдвард Мунк мог вдохновиться, увидев в небе редкое явление — перламутровые облака, причиной появления которых становятся низкие температуры и высокая степень освещенности.
Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан
Немецкая художница Мария Сибилла Мериан видела красоту там, где ее не замечали другие. Будучи энтомологом, она часто изображала на своих картинах насекомых. В 1705-м году художница сделала набросок тарантула, поедающего колибри. Ее работа в конечном итоге дала название целому семейству пауков (птицееды). Несмотря на то, что сначала ее гравюра была раскритикована и названа «чистой выдумкой», позже было доказано, что пауки-птицееды все-таки иногда питаются мясом птицы.
Большинство самых ярких работ Марии Сибиллы Мериан появились благодаря ее двухлетней научной экспедиции в Суринам (Южная Америка) с 1699 по 1701 года. Она подробно изобразила метаморфозы насекомых, которые никто никогда не видел прежде, а некоторых из запечатленных ею представителей исследователи по всему миру ищут до сих пор.
Вулканические закаты Уильяма Тернера
Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (более известный как Уильям Тернер) славился своими картинами, на которых были изображены впечатляющие закаты, бушующие моря и лунные сцены. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Тернер в 1816 году написал свои знаменитые закаты, будучи под впечатлением от вулканических выбросов в атмосфере, которые были вызваны извержением вулкана на Тамбора в 1815-м году (оно стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества). В результате этого в мире установились глобальные климатические аномалии, породившие Год без лета.
Как искусство влияет на науку: Виталий Фокин о лекции Эрика Канделя
Говоря в двух словах, эта лекция была посвящена влиянию искусства на науку. На эту тему существует множество занимательных историй, как то: игра на скрипке Эйнштейна и теория относительности. Но в этой лекции предмет исследования был рассмотрен более доказательно и объективно.
Прежде чем перейти к предмету лекции, я хотел бы сделать два предварительных замечания об эволюции нервной системы. Говоря просто, развитие мозга — это целый ряд дихотомий. Например, два полушария возникли у довольно развитых животных. Правое и левое полушарие приобрели в дальнейшем разные функции: целостного восприятия — правое полушарие, и дискретного, логического — левое полушарие. Кроме этого мозг человека различается по признаку пола: у женщин наблюдается тенденция к более целостному восприятию, у мужчин — к более логическому, дискретному.
Если рассматривать социальные роли мужчин и женщин, то в течение долгого времени они были традиционно разными. Мужчины играли более активную роль в социуме, женщинам отводилась роль домашней хозяйки, играющей подчиненную роль в семье и обществе. Женщина была существом, предназначенным для удовлетворения физиологических потребностей мужчин. Эти взгляды нашли свое отражение в искусстве. Во многих классических произведениях живописи мы видим красивых женщин, женщин с грудными младенцами Например, на картине Джорджоне «Спящая Венера» изображена молодая женщина в привлекательной позе.
Однако внутренний мир женщин намного более сложен, и им, как и мужчинам, свойственны и совсем иные качества, такие как агрессия, коварство, собственная сексуальность Но эти качества рассматривались скорее как исключение, поскольку религиозная мораль твердо поддерживала традиционные взгляды на роли мужчин и женщин. Это отражалось и в одежде. Небольшой документальный фильм о Вене 1906 года интересен для меня был в первую очередь тем, что и мужчины и женщины были одеты стандартным образом: практически все мужчины — в черные тройки, а женщины — в светлые блузы и черные юбки до земли.
После первой мировой войны Австрия из мировой державы превратилась в маленькое государство, в котором влияние самого государства и церкви существенно ослабели. Это дало толчок к развитию нового направления в искусстве, в котором отношения между мужчинами и женщинами рассматривалась под более реалистичным углом зрения. Представителями этого направления — направления модерна — стали такие художники, как Климт, Кокошка, Шиле. В их творчестве звучали мотивы сильных, временами уродливых, подсознательных и сознательных инстинктов, которые неизбежно выходили наружу.
Наука и искусство
Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством худ. образа. Целью искусства является поиск худ.идеала, поиск прекрасного, воспитание худ.вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны. И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.
Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством худ. образа. Целью искусства является поиск худ.идеала, поиск прекрасного, воспитание худ.вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны. И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность
Далее подробно (учебник):
Культура рассматривается как некоторая сложная информационная система, в которой в роли переносчиков семантической, прагматической, эстетической информации выступают особым образом организованные и структурированные материальные объекты: произведения искусства, научные труды, религиозные знаки и символы и т.д. В сущности, понятие картины мира эквивалентно теоретико-информационному понятию тезауруса, т.е. всей совокупности сведений, структурированных и упорядоченных определенным образом. Восприятие явлений культуры людьми приводит к перестройке и обогащению тезауруса индивидуума – «потребителя» этих явлений, его обогащению новыми смыслами, ценностями, эмоциями.
Культура как система «состоит из нескольких подсистем, генерирующих собственную информацию: религии, науки и искусства, а также каналов их распространения, ставших сегодня вполне самостоятельными и даже наиболее влиятельными факторами культурного развития – образования и средств массовой информации». Соответственно, условно можно выделить и три типа картин мира:
Ученые (С.Ю. Маслов, Г.А. Голицын, В.М. Петров) на основе асимметрии полушарий головного мозга выделили два основных типа процессов, протекающих в любых областях человеческой деятельности:
§ «аналитические» процессы, характеризующиеся рациональностью, логичностью (относящиеся к функциям левого полушария мозга)
§ «синтетические» процессы, характеризующиеся эмоциональностью, интуитивизмом (относящиеся к функциям правого полушария).
Наука относится к рациональному левополушарному типу сознания, а религия и искусство более тяготеют к правополушарному типу.
В подсистеме «искусство» «наиболее разносторонне и комплексно отражаются представления человека о мире, воспринимаемом им сквозь присущую ему координатную мировоззренческую сетку… Поэтому искусство как подсистема культуры занимает в ней ключевое положение, являясь тем центром, той результирующей, которая фиксирует совокупное влияние на человека всех прочих сторон и аспектов его жизнедеятельности. Именно поэтому искусство есть наилучший фактор диагностики здоровья общества» [7].
Наука отражает мир в понятиях, законах, категориях.
§ Наука, открыв закон, также переносит его в разряд «вечных». Но длительность вечности определяется моментом смены парадигмы (по Т. Куну). Тем самым, ее достижения находятся также вне вечности истории, если не отождествлять ее с архивом.
§ Упорядочение рассуждений предшествует появлению закона — порядка. Для функционирования науки определяющим является именно эволюция самого порядка рассуждений (логики, исходных аксиом, интуитивных прозрений), чем собственно законы — следствия, результаты этих рассуждений. Изменение процедуры рассуждений меняет и сами законы.
§ Подсистема «наука» предлагает более динамичную картину мира (по сравнению со стабильной религиозной), основанную на предположении о возможности знания объективных законов природы и общества. В отличие от религиозных догматов научные теории изменчивы, поэтому научная картина мира постоянно подвергается корректировке.
§ Глубина возврата к «истокам» (часто определяет возможности создания нового)значительно меньше, чем в искусстве (философии). Для науки ее развитие определяется глубиной создания действующей в настоящее время процедуры рассуждений (и парадигмы, их включающей). Предыдущий этап развития опосредует существующая в последующее время процедура («логика науки»). В науке факт — предмет (закон) имеет преходящее значение, играющее роль только в данный период времени.
§ Функции науки в жизни общества.
§ Синтезическая: наука всегда объединяет знания в целостную систему.
§ Объяснительная: наука выявляет причины и существенные характеристики предметов и явлений.
§ Герменевтическая: общее понимание в общественных и гуманитарных науках.
§ Предсказательная или прогностическая функция – предвидение новых событий.
§ Методологическая – всякая наука разрабатывает систему методов исследования действительности.
§ Наука как производительная сила общества.
§ Наука как социальная сила общества – через социально-экономические и культурно-гуманистические науки: философия, социология, экономические, финансовые науки, психология, политология, юридические науки.
§ Эвристическая – всякое научное знание способствует дальнейшему научному познанию, дает импульс для дальнейшего научного знания.
§ Аксеологическая – наука сама выступает как ценность и сама оценивает различные теории и концепции.
Искусство отражает мир в образной форме.
§ Целью искусства является поиск художественного идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса.
§ Искусство создает «вечные ценности» «сразу», которые, по существу, остаются в своем фактическом существовании неизменными, «закосневают» в конкретности. На уровне восприятия они для каждого поколения всегда являются новыми, возникающими. Они «творятся» в каждый миг истории, находясь тем самым «вне нее», или «над ней».
§ Упорядочение искусства идет post factum, задним числом, и, в сущности не является необходимым.
§ В искусстве окончательный результат глубоко индивидуален. Несколько художников, работая над одним и тем же объектом, могут создать произведения, каждое из которых будет иметь право на существование.
§ Художественная картина мира без проблем сочетается как с научной, так и с религиозной картинами мира. Долгое время художественная картина мира была в подчинении религиозной и отражала религиозную картину мира.
§ Роль личностного начала Художественная картина мира почти полностью основана на личностном восприятии произведений искусства в жизненном контексте.
§ Глубина возврата к «истокам» значительно глубже. В искусстве обращаются к предмету искусства, созданному в любой промежуток времени, к которому применяют созданные после возникновения этого предмета процедуры рассуждений. Причем, глубина этих процедур может иметь любую протяженность, в том числе и ранее времени создания данного предмета. Философия и здесь занимает промежуточную позицию. Отсюда, ощущение искусства как вневременного явления, уместного в любой момент истории.
§ Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем науки. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки
зрения творца, так и с точки зрения потребителя.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.
Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны.
И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
В искусстве важна субъективная оценка, в науке – объективность.
Научная и художественная картины мира существенно отличны друг от друга, но их не следует противопоставлять, поскольку они взаимодополняемы.
«…Искусство оказалось способным не отвергать, а, напротив, вместить в себя предшествующий опыт мировидения и опыт мировидения других культур. Именно в искусстве стало возможным сосуществование различных точек зрения, позиций, ценностей, которые воплотились в плюрализме художественных методов, маргинальности жанров, нивелировке стилей. Поэтому искусство может быть расценено как модель неповторимости бытия, творчески представляющая нам чувственно-рациональное постижение мира» [8].
§ Различие между наукой и искусством не в различии результатов их деятельности — актуализации тех или иных упорядоченных полей знаковых структур (произведений искусств, закономерностей и т.д.), а в использовании различных структур — процедур их создания. Философия занимает промежуточное положение между искусством и наукой. Наука и философия исходят из неуверенности рационального толкования вида, необходимости и неизбежности его пересмотра. Искусство исходит из уверенности в окончательности каждого своего творения, в уникальности и вечности его бытия.
§ Наука слабо связана со своим «истоками», являясь «сиюминутно» историческим явлением. Искусство, простираясь на всю глубину своей истории, становится внеисторическим. § Итак, художественная, научная и религиозная картины мира в чем-то пересекается друг с другом, но в то же время обладают своими неповторимыми особенностями, подобно тому, как и сами искусство, наука и религия влияют друг на друга, но не сводятся к одному знаменателю.
§ Бывает, что некоторые научные задачи решаются на интуитивном уровне. В этом случае наука приобретает черты искусства.
существует два вида творчества: научное и художественное:
§ Художественное творчество характеризуется тем, что художник опускается в процессе работы на интуитивный уровень и не поднимается обратно при изложении результатов работы. Это как бы слепок с интуитивного уровня человека. Вот почему такие «слепки» подчас бывают интересны для ученых. Например, психолог многое может почерпнуть, анализируя работы талантливого писателя.
Как искусство влияет на науку
Московская академия тонкой химической технологии имени М. В. Ломоносова. Кафедра Основного Органического Синтеза
НАУКА и ИСКУССТВО
Студент : Павел Николаевич Ляхов
Преподаватель: Леонид Антонович Серафимов
Наука, лишённая духовного начала мертва;
религия, лишенная знания не истинна.
Лотар Шеффер
Леонардо да Винчи. Летательная машина
с управляющим ею человеком, 1488.
Наука и искусство это, пожалуй, основные виды умственной деятельности человека разумного. Данная работа, дорогой читатель, являет своей целью развеять предрассудки о том, что научная деятельность лишена такого понятия как красота и духовность, а искусство лишено черт, свойственных точным наукам. В этой работе речь пойдёт не о расчленении этих двух родов деятельности человека, а скорее о их взаимосвязи. Наука тоже является искусством, и как у каждого вида искусства у неё есть свои законы и тайны.
В науке, как и в искусстве, большую роль играет вдохновение и окружающая среда. Многие научные открытия являются человеку «с потолка», другие получаются с большим трудом, но если нет вдохновения и желания, то Господь Бог никогда не поделится с вами своими тайнами. Научное мировоззрение отличается тем, что научный взгляд на мир более конкретен, с другой стороны рассмотрение мира с точки зрения художника более общее. Если говорить о взаимосвязи науки и искусства, то можно сказать что художественные деятели (поэты, писатели, художники, кинорежиссёры и др.) рассматривают мир в целом опираясь на чувства и душевные переживания. Они придумывают миры различные технические механизмы модели поведения тех или иных объектов, не вдаваясь в подробности их функционирования. Учёные часто притворяют эти объекты в жизнь, черпают идеи из плодов, получаемых в сфере искусства, и пользуясь необходимыми знаниями делают открытия. Можно привести примеры в качестве комментариев к вышесказанному: творения таких авторов как Жюль Верн, Станислав Лем, Леонардо да Винчи; некоторые их творения обрели материальную форму, такие как батискафы, подводные, лодки, танки, космические корабли и многое другое.
Walpurgis (first album cover ever designed by H.R.Gigier.)
back and front cover 1969
В наше время наука находится на таком уровне, когда то, что было вчера фантастикой, уже стало, или может стать реальностью.
В этой работе я буду приводить примеры современного искусства XX-XI века и произведения искусства прошлых лет, которые повлияли на мировую науку, или сами рождались под влиянием различных научных достижений и связанных с ними представлениями об окружающем мире. Так же я уделю внимание теме использования научных достижений и технологий в различных областях современного искусства – этот вопрос особенно актуален в наши дни, когда всё шире внедряются новые технологии и используются новые материалы.
Итак, любезный читатель, позволю себе в общих чертах изложить план дальнейшего повествования:
В первой части речь будет идти о гармонии.
Во второй части будет повествоваться о взаимосвязи научного мира и мира искусства.
В третьей будет рассказано о применении новых технологий в искусстве.
А.Т.Фоменко. «Геоморфизм сферы».
На картине «Геоморфизм сферы» изображён процесс выворачивания сферы на изнанку. Эта задача неразрешима в привычном нам трехмерном пространстве, но при повышении размерности пространства эта задача вполне разрешима, но представить это довольно сложно. Как видно представить этот процесс без помощи изобразительного искусства довольно сложно.
А.Т.Фоменко. «Удар».
В гравюре «Удар» А. Т. Фоменко изобразил схему деятельности геодезиста для двумерной сферы с ручками, составляющего матрицу инценденций двумерного многообразия, на котором она находится. В представленных работах видно заметное влияние развития современной науки. На работы Фоменко большое влияние оказала топология – «резиновая геометрия», и математика. Эта молодая наука представляет собой новый раздел абстрактной математики и применяется сейчас в теории термодинамикотопологическом анализе многокомпонентных смесей в основном органическом синтезе Далее я обращусь к творчеству швейцарского художника создающего картины в стиле биомеханика.
В работах Г. Гигера ощущается заметное влияние современной технологической науки: прикладной биологии и кибернетики.
Можно приводить много подобных примеров, взять живопись эпохи соцреализма, но в рамках этого доклада не будем в это углубляться.
Очень выразителен пример взаимного влияния между наукой и искусством в искусстве кинематографа. Возьмём, например, трилогию «Матрица» братьев Анри и Лари Ваховских. Этот фильм показывает один из вариантов развития нашей цивилизации с увеличением роли компьютерных технологий, и моделирует возможное развитие нашей цивилизации, когда машины одержат верх над человечеством. Такая тема раскрывается во многих современных творениях мирового кинематографа. В последнее время наблюдается такая тенденция: если раньше наука больше брала модели для претворения в жизнь из области искусства, то на сегодняшний день большинство произведений современного искусства рождаются на основе впечатлений об устройстве нашего мира, изменённого различными наукоёмкими нововведениями. Возможно, это связано с тем что современная наука достигла больших успехов, а следовательно с увеличением образованности основной части современного общества.
В этом я приведу краткий перечень примеров применения достижений современной науки в современном искусстве.
С появлением новых вспомогательных средств для выражения своих мыслей и идей, художники всё чаще используют компьютерную графику. Сегодня существует целое направление компьютерной живописи. Ни один дизайнер сегодня не делает ни одного проекта, не используя информационные технологии.
Множество Мандельброта — классический образец фрактала
Теория Фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта дала большой рывок развитию компьютерных технологий, позволивших эффектно визуализировать различные природные и фантастические структуры, что сегодня широко применяется в видеоарте и других медиа проектах современного искусства
Большое значение для развития искусства имеют новые материалы, структуры и свойства которых помогают художникам создавать интересные произведения. Большое распространение получили синтетические искусства. Например: синтез фотографии компьютерной графики и живописи.
П. Ляхов триптих: «Plastic (Настроение)» 2003 г.
В произведении Павла Ляхова «Plastic (Настроение)» 2003 г. использовано отсканированное изображение, обработанное на ЭВМ, после чего распечатано и доработанно воско-масляной пастэлью.
Готфрид Хельнвайн. «Песня заместителей» 1986-1983 г.
В работе австрийского художника Готфрида Хельнвайна использованы фотография и смешанная техника. Обратите внимание, как гармонично сочетается масляная живопись с фотоизображением. Современная живопись сегодня сочетается с фотографией, хотя в недавнем прошлом эти два вида изобразительного искусства были конкурентами. Сегодня проходит много полемики на тему смерти живописи как медиа. Да безусловно, сейчас много технических средств для реализации того или иного художественного проекта, и живопись в руках современного художника стала одним из инструментов, который в умелых руках, в сочетании с другими современными медиа, такими как видеоарт, трехмерные объекты и инсталляции и другие, позволяет добиться высочайших результатов и прекрасных и сильных художественных проектов. Еще одно направление в искусстве, которое построено в буквальном смысле на технологическом процессе это поп-аргт Энди Уорхола (1960-е годы). Произведения выходили буквально с конвейера.
Э. Уорхол. Мэрилин, 1964 (на голубом фоне)
Это одна из многих копий портрета Мэрилин Монро, написанных Эндрю Уорхолом.
Сегодня музыкальное искусство, искусство перформанса, театральное искусство и кино, и другие области немыслимы без применения новых технологий и научных разработок.
Заключение
В этом докладе я не стал более полно охватывать достижения современного искусства и науки, так как это потребовало бы больше времени, которое в рамках, данного произведения довольно ограничено, но в заключении хотел бы сказать, что наука и искусство всегда шли бок о бок, отражая и материализуя наши фантазии и потребности. Так или иначе будущее искусства и вообще человеческой культуры зависело и будет зависеть от состояния науки, которая держится на людях, воспитанных на тех или иных культурных ценностях неразрывно связанных с мировыми достижениями в сфере искусства.
- фарерские острова какое государство принадлежит
- Как зовут солиста группы бумер