Как использовали копье древние люди
Что такое боевое копье, его история и разновидности, символизм и значение
История копья
Заостренные стволы деревьев служили орудиями охоты первобытному гейдельбергскому человеку — промежуточному виду людей на пути эволюции к Homo Sapiens между человеком прямоходящим и неандертальцем. Найденные в Германии образцы трехсот тысячелетней давности изготовлены из обожженной сосны и ели длиной 1,8-2,5 метра. Реконструкция показала, что первобытные люди метали их на расстояние в 20 метров.
Исторический путь древнего орудия по эпохам:
Период | Место | Описание |
280 тысяч лет назад | Эфиопия | С каменными наконечниками |
128-115 тысяч лет назад | Леринген, Германия | С заостренным концом |
40-12 тысяч лет назад | Сунгирь на реке Клязьма, Россия | Из бивня мамонта |
753-476 годы до нашей эры | Древний Рим | С металлическими наконечниками, длинные и короткие |
IV-VII века нашей эры | Древняя Русь | Ланцетовидные наконечники, пики, остроги |
V-XI века (Средневековье) | Дальний Восток | С выдвижным ножом |
В крестьянском обиходе были распространены раздвоенные рогатины, бамбуковые палки со срезанным наискось концом.
В XXI веке старинные пики и реплики используют в торжественных церемониях, реконструкциях в дни памятных исторических событий, а островитяне, африканские племена — для охоты.
Разновидности оружия
Копья пехоты
В македонских, эллинских, древнеримских и славянских войсках по-разному называлось и выглядело вооружение. В бою использовали несколько видов:
Самая известная разновидность длинных копий — пики. Их наконечники длиной 12 сантиметров имели по 3-4 грани с продольными желобками долами.
Кавалерийские
На Руси поместная конница выступала с маневренными рогатинами весом в 1,5 килограмма и длиной в 2,5 метра.
Для охоты
Длина древка охотничьих орудий подбиралась так, чтобы держать зверя на безопасном расстоянии, а наконечник — чтобы теснить его. К ним относят:
Охота считалась развлечением аристократов, поэтому орудия украшали драгоценной отделкой.
Для охраны
Древнеримские телохранители носили облегченные копья ланцеи длиной 2,5 метра с листовидным удлиненным наконечником. Ланциарии сопровождали полководцев, иногда сенаторов.
Копье как флагшток
В Древнем Египте на конце пики прикрепляли фигурки богов и ленты. Воины армии Чингисхана, украинские казаки привязывали к древку бунчук из конского волоса. С помощью знамен, привязанных к древку, воины и военачальники подавали сигналы во время боя. Римляне специально приделывали под острием перекладину с табличкой, на которой указывали название воинской части.
Позже появилась традиция оснащать верхушку древка флага наконечником. Знамена имперской России напоминали пики. В СССР навершия флагов были стилизованы в виде острия копья.
Копья в разных странах
Южноамериканские индейцы предпочитали лук и дротики. Но воины племени арауканов поняли, что с длинными пиками они могут отражать нападения испанской кавалерии.
Племена зулусов из Южной и Юго-Восточной Африки использовали ассегай — двухметровое древко с листовидным железным наконечником. Коренные народы Океании соорудили копьеметалку — палку или дощечку с желобом и упором для метания орудия на дальнее расстояние.
Символизм
Копье символизирует воинскую доблесть и мужское начало. В скандинавской, китайской и индийской мифологии это атрибут богов, а начиная с бронзового века — атрибут воинской власти, вождей. Наконечники из золота и серебра украшали орнаментами.
Наиболее известный символ несправедливого суда — «копье Судьбы», которым воин Лонгин пронзил распятого на кресте Христа. Также древковое орудие означает древесную ветвь и указатель направления. Испанский миссионер и философ Раймунд Луллий считал, что копье символизирует высокую нравственность рыцаря.
Значение в культуре
Другие известные орудия:
Дон Кихот Сервантеса атаковал мельницы, вооруженный рыцарской пикой. Герман Мелвилл в романе «Моби Дик» описывает охоту китобоев с гарпунами.
Согласно славянскому мифу копье Юлия Цезаря было воткнуто в священный столб в городе Юлине, ушедшем под воду Балтийского моря. В кремлевской Оружейной палате хранится острие копья князя Тверского Бориса Александровича, которое привез как трофей царь Иван Васильевич.
История создания
По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.
Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.
Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.
С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.
Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.
Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.
Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.
Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.
С течением времени копья трансформировались, удлинялись, появлялись сариссы. Эта 8-метровая разновидность копья еще лучше прикрывала воинов, позволяла вступать в бой бойцам из более дальних шеренг. Кроме того, поднятые вертикально или под углом, такие копья прикрывали пехоту от обстрела, меняя траекторию стрел и сбивая их.
Обучение обращения с копьем воины проходили с детства.
В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:
Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.
Основные виды копий
Несмотря на огромную древность копья и столь же колоссальную распространенность (вся планета, кроме Антарктиды, и то потому, что пингвинам оно без надобности), видов копий существует сравнительно немного. По типу наконечника копья можно классифицировать всего по 4 основным признакам:
Все остальное — протазаны, эспантоны, сариссы, рогатины, рунки — это уже их потомки. Их вариации. Их дальнейшее развитие, либо какие-то основные переходные формы между ними.
Особенности конструкции
Наконечники тоже могли быть разной длины. Встречались наконечники от 10 до 50 см. Копьями с длинными наконечниками можно было легко рубить, тогда как более короткие и узкие наконечники предназначались для пробивания брони. В зависимости от предназначения, наконечники могли быть различной формы:
На Руси копья были одним из основных видов вооружения, наряду с боевым топором.
Распространение копий
Рассматриваемый вид вооружения годился не только для пехоты. С момента приручения человеком лошади и создании первых прообразов конных воинов можно говорить об их вооружении копьями.
Конечно, вплоть до изобретения стремян об эффективном повсеместном использовании кавалерией копий говорить сложно. В истории есть исключения.
Македонский гейтар, всадник личной охраны Александра Великого, имел на вооружении короткое копье.
Знаменитые катафрактарии, использовавшиеся Парфянским царством и многими государствами Кавказа и Причерноморья, так же использовали копья.
Тактика использования кавалерией копий до стремян была следующая. Конный воин либо зажимал подмышкой копье, либо привязывал его к шее лошади. Использовать копье в конном бою, особенно на большой скорости, что являлось самой эффективной тактикой, было опасно для самого всадника.
Особенность пилума в том, что наконечник выкован из металла на большую длину. Попадая в защитное снаряжение противника, пилум застревал в нем и гнулся, мешая бойцу противника драться в полную силу. Легионер мог наступить на древко и пригнуть щит к земле.
Стремена совершили настоящую революцию в военном деле. На первый план выходит тяжелая кавалерия, использующая для первого и часто решающего удара копья.
Пехота, для того что бы защититься от конницы, принимает на вооружение пики, более легкие и длинные, чем копья предыдущего времени.
Тактика использования их против всадников состоит в том, что бы первый ряд уперев пики в землю, создав частокол, через который не сможет прорваться лошадь, второй и третий ряды удерживают пики на руках, почти вслепую коля как пехоту, так и конницу противника.
Копейщики по-прежнему составляют основу армий мира. Остается на вооружениии и метательное копье, называемое на Руси сулицей.
Расцвет боевого применения
Первые, наибольшую известность получившие как казацкие копья, или по-другому пики, служили не только для уколов, но и для фехтования.
Сохранилось много упоминаний о том, как казаки били пиками конников и пехоту противника.
Это позволяло так же использовать пику многократно, в отличие от рыцарских копий, часто разламывавшихся в руках. Копье казака в отличие от тяжелых пик регулярной кавалерии было более легким и коротким.
Всего же от развития копья и пики произошли такие виды вооружения как:
Кроме того существовали и эрзац-копья, такие как прикрученные или иным образом закрепленные на длинном древке ножи.
Длинное копье, полученное таким образом, зачастую, использовали для вооружения отрядов ополчения.
Закат эпохи копий
Продержалась пика на вооружении еще столетие. В годы Первой мировой и последовавшей Гражданской войн пики уже считались анахронизмом и почти не применялись. На вооружении польской армии они просуществовали до 1939 года. Последнее боевое применение пик в конном строю мифологизировано.
Копье в истории и культуре
Столь долгое употребление образца не могло не оставить след в культуре. Наиболее знаменитым и ценным копьем в Европе считается копье Лонгина, римского легионера, по легенде, смертельно ранившего Иисуса Христа.
Как изобрели копьё
Копьё имеет очень простой внешний вид
Это деревянная палка или шест. Длина его зависит от применения или роста человека. На конце оно заострено и имеет наконечник из камня или металла.
В каменном веке острия копий были в основном деревянные или каменные. Для изготовления древка древние люди использовали лиственные деревья, так как они были более прочные и устойчивые к повреждениям. Они выбирали самые прямые ветки, длина которых составляла примерно 4 – 5 футов. В бронзовом веке копья уже стали вырезать из древесины. Это сделало их более прямыми и длинными. Ближнее боевое копьё оставалось такой же длины, а метательные стали варьироваться от полутора до восьми футов.
Наконечники ранних копий были просто заострённым концом ветки. Их запекали над огнём, от этого они становились твёрдыми. Отдельно сделанные наконечники сначала были из кремня или кости. Также древние люди могли использовать для этого и острые обломки других камней. Их прикрепляли к древку, вырезая в нём карман или углубление. Туда вкладывали наконечник и привязывали полосками кожи и стеблями растений или приклеивали его смолой.
Предназначение
Существует разница между копьём и метательным копьём, которое по сути является большим дротиком. Метальные копья и дротики изготавливают из гибкого дерева. А колющие копья делают из более прочного материала. Они должны противостоять ударам.
Многие народы старались увеличить дальность полёта и силу прокола копья. Австралийские аборигены к древку прикрепляли заточенные кости животных. Первые копья-дротики послужили прототипом стрел для луков. Копья стали использовать на охоте не только на мелких, но и на крупных животных: кабанов, оленей, медведей. Наконечник стал принимать форму лаврового листа с поперечной защитой. Сначала люди охотились пешком, а после седлания лошади – верхом. Группы людей выгоняли животное из укрытия или логова и атаковали его. Копья также использовали в ямах-ловушках. Их помещали на дно такой ямы остриём вверх. Во время падения зверь натыкался на торчащие копья.
Было и другое использование копья
Им охотились на рыбу. Это был деревянный или металлический шест с остриём на конце. Постепенно такое копье преобразовалось в трезубец и бидент. Такое новшество позволило лучше удерживать проткнутую рыбу.
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.
Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.
Иллюстрация из открытой сети Интернет:
Каменный наконечник копья возрастом до 500 000 лет назад (Кату Townlands, город Кату, Южная Африка).
Кату Townlands, один из самых богатых доисторических археологических памятников в Кату. Здесь найдены десятки тысяч артефактов Каменного века, в том числе ручные топоры (рубила) и другие инструменты, возраст которых составляет от 700 000 до 1 000 000 лет назад. Кату Townlands расположен между холмами Kuruman на востоке и горой Langberge на западе.
Основной инстинкт выживания – это инстинкт самосохранения, который властно, бескомпромиссно, «молча» и неумолимо требует от любого живого организма, в том числе от животных и человека, быть осторожным, опасаться, настораживаться, тревожиться, бояться, трусить, в первую очередь, бежать, избегать любой опасности.
Сколько животных убежало от древних первобытных охотников, прежде чем они могли воткнуть в них свои колы-копья или кинуть в них тяжёлым камнем!?
Сколько животных было только слегка поранено острыми и не очень острыми концами колов-копьёв, брошенных неумелой или слабой рукой охотников?
Сколько досады, обиды, сожаления, злости и ярости было «выплеснуто» на убежавших животных, на бесполезное кол-копьё, на некстати ослабевшую руку, на неумелого охотника, на ветку, треснувшую некстати, на соучастников свидетелей неудачи охотника, на их мам, пап и голодных родственников, ждущих вожделенное мясо?!
Но больше всего досады было выражено колу-копью, этой бесполезной тяжёлой палке, которая не хотела «протыкать» своим концом шкуру животного…
Вот если бы приладить к колу-копью острый осколок камня или острый осколок кости, тогда, может быть, тяжёлое кол-копьё легче вонзится в тело животного? Ведь острые колючки кустарника и острые зубы хищников так легко вонзаются в руки и ноги, так легко рвут кожу…
Главное, тогда можно было бы метать кол-копьё с большего расстояния и не красться к животному вплотную…
Дело в том, что и сами охотники подвержены воздействию властного инстинкта самосохранения и не рискуют подходить к опасному животному на близкое расстояние. Доведённое страхом и болью до отчаяния даже самое слабое и безобидное животное может лягнуть, забодать рогами, навалиться всей своей тушей, укусить крепкими зубами, боднуть лбом, затоптать копытами.
Вероятно, эти мотивы и эти обстоятельства повлияли на неандертальских охотников, обладателей колов-копьёв и они много тысяч лет назад от данного времени (50 000-49 000 до н.э.) начали прикреплять к концам своих колов-копьёв каменные, роговые или костяные острые наконечники.
Так естественно, обыкновенно, возможно, совсем не революционно повсеместно и практически в одно и то же историческое время возникли метательные колы-копья с прикреплёнными к ним каменными, роговыми и костяными наконечниками.
Единственное ограничение этому историческому событию – это возникновение умения изготавливать кожаные полоски, нити из кишок животных, плетёные шнурки из волокон растений и, возможно, шерсти, а также «изобретение» смолы-клея для крепления наконечников к древку копья.
Археологические данные свидетельствуют, что впервые каменные наконечники метательных копий появились в Африке 180 000 лет до н.э. (ХР 2.5.14. Эпоха человека современного вида. Универсальные копья).
Восточная Африка (Кения, Эфиопия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Каменные лезвия копий. Отщепы. 180 000 до н.э.
Изготовление из отщепов каменных наконечников копий «кенийского» и «эфиопского» типов. Первые имеют форму крупных и мелких листообразных обработанных каменных лезвий, вторые – небольших коротких плоских каплеобразных и острых пластин.
Восточная Африка (Нубия). Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Универсальные копья. Наконечники копий нубийского типа. 180 000 до н.э.
Изготовление обитателями Восточной Африки из отщепов каменных наконечников копий «нубийского» типа. Наконечники имеют форму крупных и мелких листообразных и треугольных грубо обработанных каменных лезвий. Из всех разновидностей копий в Африке преобладают метательные копья. Они являются универсальными орудиями.
Древком копья можно было бить по веткам деревьев и кустов, пугая и сгоняя животных в нужном направлении. Их можно было метать в жертву или добычу. Ими можно было колоть, тыкать или втыкать, навалившись всем весом тела охотника на древко. Наконец древком копья можно было действовать на охоте или в бою, как обычной палкой.
Северная Африка. Сахара. Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Универсальные копья. Наконечники копий аутерийского типа. 180 000 до н.э.
Изготовление обитателями Сахары из отщепов каменных наконечников копий «пре-ауреньякского» и «атерийского» типов. Первые имеют форму треугольных обработанных каменных лезвий, вторые – небольших коротких плоских и острых треугольных пластин с черенком для крепления в древке копья.
Африканские охотники, как правило, имеют два-три разных копья. Одно копьё для броска, другое для рукопашного боя. Впоследствии к заднему концу копья привязывался тонкий длинный ремешок, чтобы брошенное копьё можно было притянуть обратно.
Копья для броска и для рукопашного боя-охоты отличаются не длиной и весом, а балансом. Центр тяжести метательного копья смещён ближе к наконечнику-острию. Метательные и рукопашные копья с каменными, роговыми и костяными наконечниками распространились по всему обитаемому людьми миру (Ойкумене).
Южная Африка. Бамбатан. Ховинсонс Поорт. «Залив спокойствия». Первобытное человечество. Первобытнообщинный строй. Первобытные люди современного человечества. Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев. Листообразные и треугольные наконечники копий. Первобытный дизайн. Одухотворение орудий труда. 180 000 до н.э.
Изготовление африканскими обитателями «Залива спокойствия» (Южная Африка) каменных наконечников копий треугольной и листообразной формы из обработанных плоских каменных лезвий. Впервые, наконечники копий становятся не только технологически совершенными, но и красивыми.
Начало развития так называемого «первобытного дизайна» (180 000-150 000 до н.э.). Орудия труда становятся предметами искусства, которыми восхищаются, гордятся, которых любят и почитают (одухотворяют).
Здесь в Центральной Африке 180 000 лет до н.э. сформировалось первобытное человечество и первые формы первобытнообщинного строя.
Здесь родились первые первобытные люди современного человечества, Homo sapiens sapiens – раса человечества неоантропов, первобытных людей современного вида, палеокроманьонцев.
Здесь осуществлялся процесс расогенеза, формирования первопредков всех современных рас, народов и этносов.
Здесь возникла Экваториальная или Австрало-негроидная раса. Здесь началось разделения африканской Экваториальной или Австрало-негроидной расы от людей остальных будущих рас человечества (180 000-134 000 до н.э.), разделение рас и языков.
Здесь начало современной ноосферной информационной цивилизации современного человечества.
То время (180 000-134 000 до н.э.) является границей возможностей глоттохронологии – науки сравнения корней древнейших языков человечества. Это время наиболее древней мутации мтДНК человека, которую можно распознать современными научными методами. С этого времени в коллективной первобытной памяти—сознании человечества сохраняются все возникающие структуры-образы и архетипы, составляющие информационную среду (ноосферу) цивилизации современного человечества.
Одним из таких ноосферных архетипических образов-структур первобытной памяти-сознания является копьё и метательное копьё с наконечником.
Копьё – это вид колющего, колюще-ударного, колюще-рубящего и колюще-метательного древкового холодного орудия-оружия. Копьё, в отличие от простого кола-копья, состоит, как правило, из деревянной палки-древка разного диаметра и длины с острым наконечником (наконечниками) из различных материалов.
Длина копья зависит от цели, задачи и способа применения этого орудия-оружия: классическое метательное копьё имеет длину до 2 метров, а колюще-ударное копьё от 2 до 4 метров.
Размеры и формы наконечников копья могут быть разных форм, видов и типов, но не более 50 см по габаритам.
Знаменитые «Шёнингенские копья» (Германия) без наконечников применялись «европейскими» первобытными неандертальскими охотниками 300 000 лет до н.э. в охоте на лошадей и бизонов. Африканские охотники на территории будущей Эфиопии (локация Гадемонта), возможно, впервые 280 000 лет до н.э. применили копья с каменными наконечниками («хафтинг»).
С острогой и рогатиной первобытные обитатели Евразии смело шли на любого хищника, пещерного и бурого медведя, на бизона, шерстистого носорога и мамонта. Однако для успешной охоты с острогой требовалось исключительное мужество, хладнокровие, выдержка, умение и большая физическая сила, так как острогу держали обеими руками и бой с противником происходил в непосредственной близи, врукопашную.
Ещё очень долго классические неандертальцы и кроманьонцы Евразии использовали метательные копья с каменными, роговыми и костяными наконечниками в качестве вспомогательных орудий-оружия. Наоборот, в африканских и австралийских открытых саванах, в степях и в пустынях метательные копья стали основным охотничьим орудием-оружием первобытных охотников.
Главное достоинство колюще-ударного копья в прицельной избирательности удара-укола, от которого очень трудно уклониться, потому что колюще-ударное копьё постоянно находится в руках охотника-воина и может быть быстро приведено в ударное положение. Существует большое количество приёмов владения колюще-ударным копьём, которые со временем превратились в боевое искусство владения копьём.
Главный недостаток колюще-ударного копья в его размерах, габаритах движения копьём, инерционности, в непосредственной близости от сопротивляющегося противника. Длина копья определяет зону как поражения копьём, так и ответного поражения противником.
Главное достоинство колюще-метательного копья в относительно безопасном расстоянии, с которого копьё метается-бросается в цель или противника. Расстояние прицельного и смертоносного броска определяет зону как поражения копьём, так и ответного поражения противником. Большинство растительноядных животных (основная цель охоты) может нанести ответное поражение охотнику только вблизи от него, вплотную.
Главный недостаток колюще-метательного копья в отсутствии корректирующего (управляющего) воздействия после метания-броска копья. Метательное копьё летит только туда, куда его бросили-метнули и на него могут воздействовать различные факторы окружающей среды (боковой ветер, плотность среды, случайные препятствия и помехи).
В любом случае от прицельного глазомера, навыков, тренированности, силы, опыта, умения и знания владельца копья зависит его эффективная результативность. Даже обыкновенная заострённая бамбуковая палка в умелых и сильных руках простого крестьянина в нужное время и в нужном месте превращается в грозное смертоносное оружие…
Универсальные среднего размера копья (до 2 метров длиной) применялись как палки-бо, палки-посохи, палки-выручалки, палки-дубинки, палки-копалки, колы-копья (только с наконечником). Копьё наравне с палкой-палицей стало символом Древнего Каменного века, символом мужской силы, стати, мужественности, власти.
Из-за универсальности применения копья их обычно носили по два, одно бросали-метали в цель, а второе использовали для добивания. Если копьё было одно, то к его заднему концу обычно привязывали тонкий ремешок-бечёвку, чтобы копьё после неудачного броска можно было быстро вернуть хозяину.
Например, остроги-рогатины превратились в так называемые «заградительные» или «загонные» копья – толстые и длинные шесты-жерди с острыми наконечниками, которые задним концом устанавливались под углом в землю, придерживались ногой, держались обеими руками и выставлялись группой или частоколом перед стадом животных или шеренгой врагов.
Дело в том, что, не добившись результата в ближней схватке или бою, охотник-воин имеет возможность метнуть-бросить вслед убегающей жертве копьё и поразить её.
Очень яркий и показательный пример такого дальнего и точного броска копья показан в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис» (2006) в сцене погони опытных охотников-воинов майя за их пленником по имени «Лапа Ягуара». Копьё на дистанции не менее 70 метров настигает и пронзает насквозь в спину одного из бегущих пленников…
Копьё нужно охотнику или воину для того, чтобы на расстоянии длины копья или на дистанции броска копья насмерть поразить жертву или противника. Для этого копьё должно быть в меру тяжёлым (инерционным), массивным и обязательно острым, с острым твёрдым наконечником.
Наконечник копья должен не просто пробить шкуру или защитные покрытия, но глубоко проникнуть в тело жертвы, вызвать болевой шок и большую потерю крови (жизненной силы). Кроме этого твёрдый наконечник копья и само древко копья должно мешать работе мышц и органов жертвы или противника, сковывать его движения.
Костяной наконечник только укалывал и ломался, деревянный наконечник из твёрдых пород древесины быстро тупился, роговой наконечник требовал больших усилий для проникновения в тело жертвы, а каменный заострённый и обоюдоострый листовидный наконечник относительно легко пробивал практически любую шкуру животного (особенно в брюшной полости и в паху).
При этом каменный наконечник не портился от крови и мог использоваться вместе с копьём неоднократно (конечно, если оставался цел).
Эффект проникновения в тушу добытого животного каменного ножа, резца или иного острого каменного орудия был хорошо известен и изведан первобытными людьми. Соединение острого небольшого и лёгкого каменного орудия-острия с массивным деревянным древком превратило копьё в грозное проникающее орудие-оружие.
Острый наконечник открывал рану вглубь тела жертвы, а массивное копьё по инерции следовало за ним в эту рану, усугубляя смертоносное воздействие на жертву. Практически копьё с острым каменным наконечником может пронзить насквозь тело любой жертвы, была бы приложена соответствующая сила.
Видимо, поэтому на копьях-рогатинах, копьях-единорогах, копьях-острогах на расстоянии примерно 30-50 см от наконечника первобытные люди стали крепить упоры-перекладины, чтобы, например, медведь не мог в ярости, нанизываясь на древко копья, добраться до охотника. Кроме этого упоры-перекладины позволяют охотникам удерживать на расстоянии упирающихся животных, ограничивать их движения и передвижения.
Кстати, копьё с упором-перекладиной может действовать и применяться как рычаг с опорой на задний конец копья (на пятку). Так, например, рогатиной или острогой с упором поднимали в воздух и перекидывали через себя противников древние воины-силачи…
Метательное копьё гораздо легче и тоньше ударно-колющего копья, поэтому его результативность не только в проникновении в тело жертвы, а в нанесении как можно большего ранения (широкого и глубокого), чтобы вызвать большую кровопотерю и болевой шок. Для этого наконечники метательного копья делают либо очень узкими, трёхгранными (многогранными), либо широкими с гранёной серединой и узкими острыми краями-остриями (такие наконечники крепче).
Гарантированное расстояние, с которого опытный охотник может без промаха поразить цель метательным копьём – 20-25 метров. Однако гарантии, что копьё поразит цель-жертву в жизненно важные области тела, нет, так как и охотник, и жертва и окружающая среда всегда находятся в движении.
К тому же каменные наконечники копий тоже не отличаются ударной прочностью и могут сломаться, если копьё упало на камни, поэтому бросок метательного копья должен быть мощным, сильным, резким и максимально точным (метким). Вот почему на скалах и стенах пещерных стоянок будут нарисованы разные животные и стрелочками будут показаны места, куда нужно прицельно метать копья и стрелы.
Однако каменные наконечники копий, несомненно, были заменяемые. Если один ломался, то другой, запасной, прикреплялся к древку метательного копья и охота продолжалась. Поэтому, весьма вероятно, наконечники копий крепились несколькими витками крепкого шнурка и держались в древе копья за счёт продуманной (хитрой) конструкции наконечника и крепления.
Практически все найденные археологами наконечники копий периода Среднего палеолита или Древнего Каменного века (300 000-40 000 до н.э.) не имеют плоских хвостовых выступов (черешков), как у наконечников стрел, которыми они вставлялись в выемки на конце древка копья. Вероятнее всего эти наконечники копий просто отломились от своих хвостовых выступов (черешков), откололись при использовании.
При этом наличие абсолютного большинства каменных наконечников стрел с плоскими хвостовыми выступами (черешками) доказательно свидетельствует, что форма каменных наконечников копий была подобна форме каменных наконечников стрел.
Действительно, каменный наконечник копья с плоским хвостовым выступом (черешком) надёжно крепился в расщеп на конце древка, расщеп надёжно стягивался сырым кожаным ремешком или шнурком из сухожилий. Высохшая кожа туго сжимала расщеп и держала наконечник в древке копья.
Такое крепление каменного наконечника копья хорошо выдерживало осевые нагрузки, но воздействия сбоку могли легко выбить наконечник из расщепа или сломать его. Недаром говорится: «Где тонко, там и рвётся (ломается)».
Поэтому существовал способ крепления насаживанием каменного наконечника на древко копья. Выемка для древка делалась уже в основании каменного наконечника копья. При этом возникала необходимость закрепления наконечника, исключение изменения его положения при использовании.
Для этого в нижней части наконечника делались кольцевые зарубки-выемки, за которые кожаным ремешком или сухожилиями наконечник туго привязывался к древку копья. Недостаток такого крепления также понятен – осевые нагрузки наконечник выдерживает, боковые – нет.
Сам наконечник делался такой формы, чтобы собой восстанавливать ровность формы древка. Приложенный на смоляной клей к древку наконечник туго «прибинтовывался», обматывался вместе с древком. В результате получалось надёжное крепление каменного наконечника, который хвостовой частью упирался в выступ древка, а боковой частью надёжно прилегал к древку. Таким образом, каменный наконечник и деревянное древко копья составляли одну единую конструкцию.
Какое качественное свойство придал палке-колу-копью каменный наконечник? Изменение центра тяжести копья, которое позволило копьё с наконечником прицельно метать, бросать. Простая палка, брошенная как копьё, летит хаотично. Палка-древко с относительно тяжёлым наконечником летит прямо, как бы следуя за наконечником в полёте.
Владение копьём и метание копья повсеместно во все времена, у всех рас, народов и этносов человечества (человечеств) считалось мужским занятием и настоящим искусством. Метанию копья традиционно учились с детства и постоянно до конца жизни.
Дальнейшим совершенствованием первобытного метательного копья стало изобретение лёгких дротиков и копьеметалки, а тяжёлого ударно-колющего копья – тарана.