Как использовать айпад для учебы
Детское воображение безгранично. Наши
технологии тоже.
Мощный и многофункциональный iPad даёт ученикам возможность исследовать мир и cоздавать свои проекты буквально на ходу. Mac располагает достаточной мощью для самых невероятных идей. Встроенные приложения и интуитивно понятные интерфейсы iPad и Mac способны сделать учебную среду каждого ученика индивидуальной. Потому что каждый ученик уникален.
iPad Идеальный компьютер для образования не обязан быть компьютером.
iPad — это воплощение свободы.
Свободы движения и свободы творчества.
Благодаря своим потрясающим приложениям и передовым встроенным технологиям он готов стать для каждого ученика именно тем инструментом, который ему нужен. И в то же время iPad совершенно интуитивен — с ним можно сразу начать воплощать свой замысел.
Вот что делает iPad мощнее и эффективнее.
Cистема iPadOS разработана на основе iOS, но в ней много уникального. Она поддерживает приложения, созданные
специально для большого сенсорного дисплея Multi-Touch. Браузер Safari на iPad не уступает браузерам настольных компьютеров, поэтому вам доступны все привычные возможности веб-приложений. Обновлённые виджеты в разделе «Сегодня» показывают ещё больше информации прямо на главном экране. Функция «Смарт-стопка» позволяет студентам создавать коллекции виджетов, которые будут отображаться в нужный момент. Обновлённые элементы интерфейса, такие как боковые панели и раскрывающиеся списки, дают студентам и преподавателям доступ к дополнительным функциям приложений.
Передовые технологии. Понятны даже ребёнку.
Multi-Touch Здесь нечего объяснять.
Любой ученик знает, как пользоваться iPad, даже если впервые взял устройство в руки. Жесты касания, смахивания, перетаскивания не нужно изучать. Он сразу поймёт, как переместить текст, фото и документы. И сделает это не хуже настоящего эксперта. Какими бы ни были способности и особенности вашего подопечного, он будет полностью поглощён предметом благодаря технологии Multi-Touch. Вам останется только задать тему урока.
Универсальный доступ Каждый ученик способный.
Как и все продукты Apple, iPad
обладает множеством функций для учащихся с разными возможностями. Функция «Экран вслух», например, пригодится тем, кому трудно читать текст. VoiceOver называет и описывает всё на экране устройства — это необходимо людям с нарушениями зрения. Функция «Гид‑доступ» и режим «Для чтения» в Safari помогают сосредоточиться. А «Лупа» теперь работает в режиме Split View: вы можете увеличить нужный объект на одной стороне экрана, а на другой — делать записи.
Недетская мощь.
Производительность Работает на уровне настольного компьютера.
Вместе с iPad каждый учащийся
получает удивительные возможности. Например, можно редактировать видео в разрешении 4K, когда есть свободное время между занятиями. Или создавать 3D‑модель парового двигателя. Можно даже дирижировать виртуальным оркестром, чтобы записать саундтрек для доклада о классической музыке.
А новый iPad с iPadOS 14 — ещё более мощный, универсальный, и лучше работает с Apple Pencil.
Продуктивность Можно пользоваться сразу несколькими приложениями.
В процессе учёбы часто приходится использовать не одно приложение, а сразу несколько. Система iPadOS расширяет возможности iPad с помощью новых функций многозадачности и возможности открыть сразу несколько окон с разными приложениями. Режим Split View помогает, например, писать в Pages реферат по литературе и держать перед глазами текст в приложении «Книги». Или можно открыть в Safari статью про бабочек и одновременно делать в Keynote презентацию про их жизненный цикл. Благодаря режиму Slide Over все необходимые приложения всегда будут под рукой. Панель Dock позволяет в любой момент увидеть все избранные или недавно закрытые приложения и проекты, чтобы мгновенно открыть нужные. С помощью функции перетаскивания можно быстро переместить контент из одного приложения в другое. А интуитивно понятные жесты позволяют редактировать файлы простыми касаниями.
Safari Веб-приложения в привычном виде.
Откройте любой сайт на iPad, и вам покажется, что веб-страница у вас в руках. Браузер Safari теперь умеет переводить сайты с семи языков (бета-версия функции). А мощные функции позволяют Safari для iPadOS сравниться по функциональности с браузерами настольных компьютеров. Поэтому на iPad доступны полные версии таких сайтов, как Google Документы и WordPress, и с ними можно работать в привычном режиме. А с Менеджером загрузок вы сможете быстро просматривать скачанные файлы и управлять ими.
Дополненная реальность. Покажите им новый мир.
Дополненная реальность на iPad меняет представление об учёбе и взаимодействии с окружающим миром. Отправляйтесь с учениками в открытый космос прямо в учебном классе. Покажите древние артефакты на уроке истории, чтобы дети увидели прошлое так же ясно, как настоящее. Или посмотрите на привычные предметы изнутри, чтобы понять, как они устроены. iPad — мобильное устройство, в котором операционная система, акселерометр, продвинутые камеры и другие передовые технологии разработаны специально для поддержки дополненной реальности. Вместе они дают возможности, которых на других платформах просто нет.
Зарисовки, тексты, фотографии. Всё возможно.
Apple Pencil Для маленьких пометок и больших шедевров.
Apple Pencil — привычный каждому инструмент. Но при этом он открывает абсолютно новые возможности для работы на вашем iPad. 1 Он даёт мгновенный
доступ к самым разнообразным функциям и эффектам. Вы как будто пишете настоящей ручкой по бумаге, и благодаря iPadOS эти ощущения становятся ещё реальнее. С помощью Apple Pencil удобно делать заметки, фиксировать наблюдения во время экскурсии, рисовать мельчайшие детали, добавлять пометки в документах и на веб‑страницах. Он поможет
справиться с любой задачей и учащимся, и преподавателям.
Apple Pencil может стать ручкой,
кистью, грифельным карандашом — чем вы захотите. Его чувствительные датчики точно определяют силу нажатия и угол наклона, поэтому вы можете создавать самые разнообразные эффекты. А благодаря мгновенному отклику работа с ним воспринимается удобно и естественно. Каллиграфия, технические чертежи, эскизы тушью, картины акварелью или маслом — ученики могут рисовать как на обычной бумаге, но со множеством возможностей, которые ей недоступны. Они также могут создавать идеально ровные геометрические фигуры — для этого нужно провести линию или форму и немного задержать Apple Pencil на экране.
С помощью Apple Pencil учащиеся могут писать или рисовать в любом документе Pages, Numbers или Keynote. А преподаватели — сразу делать пометки в этих документах, на фото и веб‑страницах, в файлах PDF и так далее.
Камеры Открывают глаза на мир.
Передовая камера и мощные инструменты для редактирования — всё в одном устройстве. Ученики могут запечатлеть конкретные места или события — например, сделать репортаж со школьной олимпиады или документальный фильм для курсовой по истории. Или просто снимать фото и видео для вдохновения и сразу редактировать их. А камера FaceTime поможет им работать над совместными проектами, общаться друг с другом и со всем миром.
Клавиатуры Для тех, кто любит клавиши.
Экранной клавиатурой iPad очень
удобно пользоваться. Кроме того, он поддерживает множество различных Bluetooth-клавиатур.
На пути к знаниям он всегда рядом.
Дизайн Переносной
iPad невероятно тонкий и весит менее 500 грамм. С таким лёгким устройством очень удобно ходить на уроки и внеклассные занятия. При этом его алюминиевый корпус unibody чрезвычайно прочен и надёжен — он способен выдержать серьёзные академические нагрузки.
Аккумулятор Для самых прилежных.
Заряда аккумулятора iPad хватает на 10 часов работы, то есть на целый день активной учёбы и творчества. 2 Это значит, что ученик может провести своё исследование, записать наблюдения и сдать готовую работу, не прерываясь для подзарядки устройства.
Wi-Fi Творчество без границ.
Благодаря сверхбыстрому подключению к сети Wi-Fi 802.11ac ученики будут в курсе всех заданий и получат доступ к своим проектам в разных учебных аудиториях. Они могут открыть нужный сайт, как только его назовёт учитель, смотреть видео с лекциями без остановок, вместе работать над документами и проектами с мультимедийным контентом.
iCloud и приложение «Файлы» Достаточно места для масштабных замыслов.
Все документы и проекты безопасно хранятся в iCloud, поэтому их актуальные версии всегда доступны с любого устройства. А приложение «Файлы» обеспечивает доступ ко всем данным в облачном хранилище, на iPad и даже на USB‑накопителях: файлы систематизированы, и c ними можно работать где угодно. Кроме того, в iPadOS предусмотрены удобные инструменты для просмотра и работы с файлами — внесения пометок, поворота изображений, сжатия в ZIP‑архивы и разархивирования.
Это удивительно, каким разным может быть iPad.
Именно благодаря приложениям iPad может стать лабораторией, киностудией, машиной времени и даже космическим кораблём. Бесплатные приложения Apple для работы и творчества и множество образовательных приложений в App Store — для любого задания или предмета найдётся такое, с которым учиться станет интереснее.
Встроенные
приложения Готов включиться в творческий процесс.
Как только вы его включите.
На iPad уже установлены приложения от Apple, которые задействуют все возможности передовых технологий дисплея Multi-Touch, камеры и акселерометра. iMovie поможет ученику превратить любой доклад в захватывающий фильм. GarageBand — стать виртуозом, даже если он никогда не играл на музыкальном инструменте. А Pages — преобразить реферат в интерактивную электронную книгу, дополненную фотографиями, иллюстрациями и аудиозаписями.
Приложения для образования Целый мир приложений
для исследовательских и творческих задач.
В App Store собрано множество образовательных приложений для iPad. И они позволяют учащимся делать самые невероятные открытия. Например, рассматривать, поворачивать и растягивать молекулярные структуры или создавать виртуальные объекты и помещать их в реальный мир с помощью дополненной реальности. А ещё на iPad прекрасно работают Google Документы, Google Диск, Microsoft Office, Dropbox и другие приложения и сервисы.
Mac Большая мощь для больших идей.
На протяжении десятилетий лучшие в мире инженеры, учёные, дизайнеры, художники и музыканты выбирают Mac. И учащиеся тоже. Теперь, с чипом Apple M1 и системой macOS Big Sur, Mac стал ещё быстрее и лучше обрабатывает графику. Модели, не оснащённые вентилятором, работают абсолютно тихо. У Mac большой объём памяти и ёмкость накопителей, а впечатляющий дисплей Retina позволяет учителям и ученикам создавать удивительные проекты.
Решает сложные задачи. Легко помещается в рюкзаке.
Производительность Идёт дальше настольного компьютера.
Чип Apple M1 позволяет использовать на Mac уникальные технологии и обеспечивает невероятную производительность в сочетании с максимальной энергоэффективностью. Его 8‑ядерный центральный процессор значительно повысил скорость вычислений. 8‑ядерный графический процессор (в максимальной конфигурации) обеспечивает потрясающее качество графики. А 16‑ядерная система Neural Engine даёт возможность применять мощные средства машинного обучения. И все эти возможности разместились в невероятно тонком и лёгком корпусе, поэтому преподаватели и ученики могут работать где угодно.
Высокая скорость и быстрый отклик Быстрее просыпается.
Система macOS Big Sur разработана с учётом всех возможностей и мощности чипа M1. Компьютер мгновенно выходит из режима сна, приложения открываются невероятно быстро, и вся система работает гладко и слаженно, позволяя ученикам и преподавателям сразу приступить к выполнению заданий, не теряя времени на загрузку.
Аккумулятор Аккумулятор на целый день работы.
При своей удивительной производительности и невероятно компактном размере Mac работает без подзарядки целый день — до 18 часов непрерывно, дольше всех предыдущих моделей. 2 Поэтому вам не придётся всё время сидеть возле розетки, а значит, простор для образования и творчества не ограничен.
Клавиатура и трекпад Для дополнительной точности.
Полноразмерная клавиатура Magic Keyboard оснащена датчиками освещённости. Подсветка клавиатуры включается автоматически, чтобы всегда было удобно вводить текст или писать код. А увеличенный трекпад Force Touch реагирует на касания по всей своей поверхности в отличие от трекпадов на других ноутбуках. Он прекрасно распознаёт жесты (например, когда вы разводите пальцы, чтобы увеличить масштаб) и точно определяет силу нажатия.
Приложения для начинающих и продвинутых.
На каждый Mac заранее установлены мощные приложения для работы и творчества. А благодаря чипу M1 вы сможете использовать любимые приложения для iPhone и iPad прямо в macOS Big Sur. В итоге у вас будет самый большой выбор приложений, когда‑либо доступных на Mac. Технология Rosetta 2 позволяет открывать приложения, для которых ещё не создана универсальная версия. А также пользоваться программами с высокими требованиями к графическим ресурсам. Такие инструменты помогают ученикам выполнять творческие задания, работать вместе и больше успевать.
Профессиональные приложения От хобби
к полноценному проекту.
Mac даёт учащимся больше возможностей для развития профессиональных навыков. Приложения от Apple, такие как Logic Pro и Final Cut Pro, идеально подходят для музыкантов и монтажёров. Учебные заведения, отвечающие нашим требованиям, могут купить такие приложения по специальной цене. Учиться программировать и создавать собственные приложения можно в Xcode. Microsoft 365, Photoshop, AutoCAD и другие сторонние приложения тоже отлично работают на Mac.
Встроенные приложения Готов записывать, рассчитывать, иллюстрировать и общаться.
Каждый Mac готов к творчеству с первой минуты: на нём уже установлены приложения Pages, Numbers, Keynote, iMovie, GarageBand и Фото. Ученики смогут красиво оформлять свои рефераты и курсовые. Или наглядно показывать данные в таблицах. В их распоряжении целый набор инструментов для учёбы и демонстрации своих идей. А у преподавателей — всё, что нужно для создания интересных заданий и увлекательных учебных материалов.
Тысячи других приложений.
Чип M1 и система macOS Big Sur позволяют пользоваться приложениями для iPhone и iPad. Благодаря этому находить нужные решения среди тысяч приложений для учёбы стало гораздо проще. А значит, ученики вместе с преподавателями смогут глубже погрузиться в каждый предмет.
Ваши идеи на всех устройствах.
С Mac ученикам многое под силу. А в сочетании с другими устройствами Apple он даёт им ещё больше возможностей. Ученик может сделать снимок на iPhone или набросок на iPad, а затем отредактировать его на Mac. Все его документы, приложения и проекты безопасно хранятся в iCloud и при необходимости синхронизируются на всех его устройствах Apple.
Apple TV Большим идеям большой экран.
Подключите Apple TV к HD‑телевизору или проектору, и у ваших ребят появится новый способ совместного изучения материала. Ведите урок из любой точки аудитории, свободно перемещайтесь по ней и помогайте отдельным ученикам. Или предложите им показать всему классу свои работы прямо с iPad или Mac.
Конфиденциальность во всём, что мы делаем.
Мы не нарушаем конфиденциальность пользователей и не продаём их личную информацию. Это принцип нашей компании.
iPad Pro вместо конспекта — проходил с ним год, делюсь радостями и проблемами
Как прогрессивного студента технического вуза, меня в нашем ещё развивающемся мире смущает всего три вещи:
В попытке побороть хотя бы третью проблему, в начале 2019 года я приобрёл iPad Pro 2018 и Apple Pencil 2-го поколения. Преимущества казались очевидными:
Всё оказалось не так однозначно, так что спешу поделиться опытом с потенциальными пользователями.
Первые впечатления от замены тетрадей на планшет
Тонкий и мощный планшет действительно вызывает желание лишний раз взять его в руки. В отличие от того же 13-дюймового макбука он даже не ощущается в рюкзаке, иногда приходится проверять не забыл ли я его взять. У меня модель на 11 дюймов с LTE и 64 ГБ памяти — оказалось этого более чем достаточно если не играешь, у меня свободно 27 ГБ. Гипотетически я мог бы взять и модель попроще, но в новых Pro’шках подкупил Type-C и возможность заряжать стилус без костылей, простым примагничиванием к боковой грани.
iPadOS в большинстве случаев не подводит, наверное пару лет назад мне бы не хватало возможности читать флешки или скачивать файлы в браузере, но сейчас в этом плане отставания от полноценных систем нет. Стабильность средненькая, периодически возникают проблемы с автоповоротом — например, интерфейс переворачивается, а док остаётся сбоку. Бывает что устройство перезагружается если пытаешься открыть файл в программе, не поддерживающей его, например если попался редкий книжный формат. Учитывая отличный процессор и экран 120 Гц забавно наблюдать как разработчики то и дело что-то ломают, планшет демонстрирует все баги с высочайшей частотой кадров.
Отдельной похвалы заслуживает батарея, при статичной картинке и яркости 40% можно даже после 4-5 часов работы вернуться домой с 50-60% заряда — спасибо технологии ProMotion.
Аксессуары, без которых не обойтись
У меня была возможность попробовать родную клавиатуру, но мне такая прибавка к весу показалась необоснованной, справляюсь и с экранной. Жаль, что в Apple никто не додумался точку и запятую на огромном экране сделать отдельными клавишами, а если пользоваться сторонними клавиатурами, то очень быстро надоедает переключать их по кругу после каждого ввода пароля.
Pencil на моей памяти никогда не разряжался, если у вас есть такие опасения. Заряжается примерно за час, разряжается за 2-3 часа работы. Жесты на сенсорной панели — очень крутая штука, переключаюсь между карандашом и ластиком мгновенно. Единственное — в перерывах между абзацами можно отвлечься и случайно переключиться на ластик, потом секунду пытаясь понять, почему же ничего не рисуется.
Крайне важный софт и его удобство
Моё главное приложение для ведения конспектов — Notability. Есть ещё GoodNotes с похожим функционалом, но его интерфейс мне не понравился. В Notability всё легко сортируется и кастомизируется. Есть папки, в них категории (предметы), а в категориях уже заметки — где-то удобнее каждое занятие выносить в отдельную заметку по темам, где-то писать всё в один связанный текст — он хорошо индексируется и ищется через поиск. Линии и геометрические фигуры сами выпрямляются, так что при наличии времени и желания ваш конспект даже будет красивым, но у меня примерно такой:
Очень удобно вместо перечерчивания графиков из презентации на экране просто сфоткать их, а в своих работах вставлять графики и таблицы прямо из Excel. Правда текст на фотографиях не индексируется, по крайней мере на русском языке.
Синхронизация с версией для Мака работает отлично, единственное что покупать их приходится по отдельности — по 700₽, но это точно лучше, чем подписка. Можно включить автозагрузку конспектов в Google Диск и поделиться нужными папками, я так скидывал записи одногруппникам.
Офисный пакет — в первую очередь от Google, так как Word или Excel не дают редактировать документы без своей подписки, их имеет смысл держать разве что для более корректного отображения. Для PDF и прочих популярных форматов подходит встроенное приложение «Книги». Его минус только в том, что оно не даёт листать документ во время редактирования стилусом, так что иногда может пригодиться Acrobat. Если всё же придётся где-то столкнуться с бумагой, то её легко отсканировать через «Заметки».
Некоторого особенно специфического софта не хватает, для гуманитарных сфер проблем возникнуть не должно, но если нужен MathCAD или LabView — приходится довольствоваться аналогами с урезанным функционалом. Вместо маткада на iPad’е есть SMath, в нём есть основные функции и построение графиков на крайний случай, но скорее всего придётся просить помощи у товарищей с Windows.
Здорово и то, что в скучные моменты лекций можно под шумок переключиться на Duolingo или книгу, а держа карандаш в руке никто и не догадается что именно ты там читаешь или пишешь. Многозадачность в этом плане ещё не подводила.
Проблемы, от которых никуда не деться
Ключевая проблема в том, что какие-то работы, которые нужно очень быстро написать и тут же сдать (например лабораторные), нужно в любом случае писать на бумаге. Удобно, что в случае чего их можно отсканировать и хранить копию на всякий случай, но перед каждой работой приходится спрашивать будем ли мы её сдавать. Так что помимо планшета у меня в рюкзаке ещё пара листов и ручка.
Если работу нужно сдать в бумажном виде, но не сразу, то нет никаких проблем распечатать её, даже если забыл об этом дома. У меня всегда с собой флешка, у которой с одной стороны USB C, а с другой USB A, а в университете есть общедоступные принтеры. Никаких претензий по этому поводу за год я не слышал, некоторые преподаватели наоборот удивлялись качеству графиков из-за автовыпрямления линий. Хотя конечно было бы здорово, если бы все работы можно было высылать на почту вместо печати.
Бóльшая проблема — иногда на экзамены разрешают брать конспект и пользоваться им. В таком случае нужно либо печатать весь конспект, либо упускать такую возможность.
Вывод: стоило ли оно того
Я однозначно стал вести больше записей и стал ценить их больше, ведь шанс потери минимален. Не сказал бы, что планшет может стать стимулом к интенсивному обучению, но думаю без него бы я уже окончательно потерял во всём интерес.
Если всё-таки решились на покупку, то советую самый простой iPad 2019 с LTE — модель в два-три раза дешевле, но функционально мало чем уступает, вряд ли вы заметите существенные отличия, да и аксессуары дешевле. А вот на правильном софте не стоит экономить, эти несущественные траты сберегут ваше время, а друзьям можно будет смело похвастаться, что вы вложились в своё образование, а не купили очередную безделушку — звучит ведь убедительно?
Выбираем лучший iPad для учёбы и «дистанционки». Коротко и по делу
В этом материале я коротко и по делу сравню между собой подходящие для этого планшеты Apple, а также расскажу о том, как они помогают преподавателям в реальной жизни. Поехали!
Отличия iPad между собой, их плюсы и минусы
Для сравнения я взял все актуальные iPad (кроме линейки Pro, возможности которой для учёбы, на мой взгляд, будут излишни) и расположил их по увеличению цены: iPad 9-го поколения, новый iPad mini и всё ещё актуальный прошлогодний iPad Air. Начнём с самого недорогого варианта.
iPad 9-ого поколения: вечная классика
Представленный в сентябре обновлённый iPad получил классический дизайн, который мы с вами видим уже в тысячный раз. Но это не мешает ему оставаться бестселлером линейки. Во многом благодаря цене — от 30 990 рублей за Wi-Fi-вариант с 64 ГБ встроенной памяти.
На мой взгляд, именно эта модель — «мастхэв» для детей до 6-7 класса, с задачами которых он будет справляться «на ура».
Обновлённый iPad может похвастаться перед предшественником двумя новшествами — мощным и всё ещё актуальным чипсетом A13 Bionic и сверхширокоугольной фронтальной камерой с поддержкой функции «В центре внимания», благодаря которой она может отслеживать перемещения пользователя в кадре (подробнее об этом с примерами я рассказывал в обзоре нового iPad mini).
Не углубляясь в детальное описание планшета, я составил список всех его плюсов и минусов. Он будет ниже, а здесь я хочу сказать пару слов о поддержке фирменного стилуса Apple Pencil. Дело в том, что iPad — это последний гаджет в линейке, который не поддерживает фирменный стилус 2-го поколения. Однако в случае именно с этим устройством это скорее плюс, чем минус, так как оригинальный Apple Pencil доступнее (8 990 рублей против 11 490 за второе поколение). Как ни крути, но когда мы говорим о бюджетном устройстве, каждый рубль идёт в счёт.
Плюсы:
Минусы:
Новый iPad mini: интригующий малыш
Ещё одна осенняя новинка — iPad mini 5-го поколения, который несмотря на свои габариты, получил внушительную цену от 47 990 рублей за Wi-Fi-версию на 64 ГБ. Однако в некоторых случаях такая переплата будет оправдана.
Подробнее об уникальных фишках «малыша» вы узнаете из моего обзора, а также из списка плюсов и минусов ниже, но для начала поделюсь обобщённым мнением.
На мой взгляд, iPad mini как устройство для учёбы, выглядит не совсем сбалансированно. С одной стороны, это мощное железо с сердцем в виде чипа A15 Bionic, которым оснащены последние iPhone. C другой стороны, это высокий прайс за гаджет с маленьким дисплеем, хотя именно экран в плане учёбы играет фундаментальную роль. И ещё одно ограничение из-за компактности — отсутствие фирменной клавиатуры-кейса, поэтому для серьёзной работы с текстом гаджет вряд ли подойдёт.
Впрочем, если вы готовы мириться с диагональю 8,3” в угоду компактности, то новинка может стать неплохим вариантом. Не думаю, что школьник или студент смогут поставить перед iPad mini такую задачу, с которой он не справится.
Плюсы:
Минусы:
iPad Air: для взрослых парней
Заканчивает линейку относительно доступных «яблочных» планшетов iPad Air. Его цена стартует с 55 900 рублей, что на восемь тысяч дороже актуального iPad mini. По моему мнению, если не смотреть на цену, то это лучшее устройство для учёбы как в школе, так и в университете.
Подробный обзор на эту модель сделал мой коллега Кирилл Сергеев, и он до сих пор более чем актуален. Советую прочитать, если будете рассматривать iPad Air к покупке. Я же здесь приведу список его плюсов и минусов.
Плюсы:
Минусы:
Уже вижу, как читатели ломятся в комментарии поспорить, что для учёбы лучше сразу купить ноутбук, а не планшет. Отчасти я готов согласиться с этим мнением — в каких-то задачах ноутбук справится лучше, но в каких-то планшету попросту нет альтернатив, особенно когда речь идёт о творчестве. Вместе с тем среди плюсов iPad как класса устройств могут назвать следующие:
Чтобы не быть голословным, «Код Дурова» пообщался с Олегом Океевым, преподавателем из Санкт-Петербурга, который помогает ребятам с юных лет знакомиться с IT-технологиями и изучать как основы языков программирования, так самые различные сценарии применения гаджетов в жизни.
— Как вы используете iPad для обучения детей? Расскажите несколько кейсов.
— У меня в школе есть ученик, очень активный первоклассник. И он постоянно отвлекал детей физически, не давая им работать в парах. С ним было очень тяжело, и я не знал, что с ним делать, так как много сил тратил на его успокоение, а не обучение. Разговоры с мамой не помогали — она бизнесмен, всё время летает.
Но потом ко мне пришла идея использовать его активность во благо, используя iPad в связке с Apple TV. Я говорю: «Андрей сейчас у нас станет проводником новых технологий и покажет нам, как сделать классный мультфильм. Андрей, выходи».
Нажатием одной кнопки мы подключили планшет к Apple TV через AirPlay, и он практически весь урок с удовольствием рассказывал другим детям, как можно на планшете сделать мультфильм в приложении Scratch Junior, и что он делает для этого, а затем показывал результат и гордился своей работой. Таким образом связка двух гаджетов позволила ему поделиться с ровесниками тем, что он знает. А если бы этого не было, было бы сложно продемонстрировать свою работу на небольшой экране планшета. Это здорово и удобно.
Этот случай перевоспитал первоклассника, и на последующих занятиях он был моим главным помощником: ходил, подсказывал ребятам, демонстрировал что-то, подключаясь к Apple TV. И дети его слушали. Андрею же эта возможность, конечно, очень нравилась — уже в первом классе показать себя.
Второй интересный случай произошёл с девочкой, которая тоже с характером и не особо любила печатать и программировать.
Но я достал Apple Pencil, и она просто растворилась в творчестве. Постоянные рисунки, какие-то сердечки, признания всем в любви. Снимали ней в программе Clips, обрабатывали видео, как она очень красиво там прыгает, что-то ещё делает.
Удивительный ребенок — создаёт образы, и с помощью Apple Pencil это раскрывается, потому что там нажатие распознаётся, есть всякие интересные инструменты.
Есть также приложение Swift Playgrounds. Я давно за ним слежу, с самого начала. И, наконец, когда у меня появилась возможность учить детей, я с удовольствием его начал использовать.
В этой программе удобно организовано обучение программированию в игровой форме — ребёнок, играя, изучает разные новые возможности. Например, есть смешивание предметов, когда ученик открывает какие-то интересные части робота, одевает на него разную одежду. В конце, когда у кого-то получается собрать всё комбо, робот начинает танцевать. Это интересно, когда в виде игры, и дети увлекаются.
Также мы просили детей повторить танец робота, и все с удовольствием повторяли, включались в процесс. Мы даже снимали танцы в парах в замедленном режиме (один танцует, второй его снимает), а затем обрабатывали, накладывали какие-то эффекты в Clips. Получается интересное сочетание программирования, создания видеоконтента, работы в команде. В школьной лексике это называется УУД (универсальное учебное действие) — здесь же я бы назвал это IT УУД. Такого термина нет, это я сам придумал.
Для меня очень важно, чтобы человек умел конкретные действия, допустим, умел писать какую-то простую строчку кода, редактировать фотографии, отправлять их по AirDrop, создавать видео, пользоваться Apple Pencil. Это всё отдельные универсальные действия, комбинируя которые можно получать всё более сложный результат.
И iPad позволяет все эти вещи реализовывать. Мы обучаем каким-то конкретным навыкам в приложениях, воспитываем с помощью демонстрации этих навыков и тем, что просим стать учителем на время для других ребят, то есть поменять свою роль. Развитие же тоже осуществляется в различных приложениях, например, в LogicLike, которое развивает память и 3D-мышление.
Ключевое преимущество iPad — это интерес к познанию нового, потому что здесь много всяких мелких приёмчиков, можно постоянно что-то познавать, запоминать. Дети это с удовольствием делают даже без меня, без каких-то моих подсказок, и испытывают радость от таких открытий, от новых приложений. Большинство программ быстро и приятно работают, имеют удобный интерфейс, с ними приятно взаимодействовать, а ещё они выглядят красиво.
— Какие группы детей чаще пользуются планшетами? Стало ли больше детей, которые используют iPad на фоне пандемии и дистанционки?
— Я обучаю детей с первого класса и до седьмого-восьмого. В целом все пользуются iPad с первого класса абсолютно спокойно. Я использую курс Learn to code по книге. Возможно, мои усилия помогли, и сейчас книгу улучшили и сделали её более понятной и методически выверенной. Допустим, в ней есть части «Everyone can code», «Puzzle», «Teachers Guide», там есть и теория, и упражнения, и вещи из разряда «упражнения, которые подводят человека к пониманию какого-то IT-процесса». Это важно, потому что детям нельзя сидеть в планшетах весь урок. У кого-то 15 минут по школьной норме, у кого-то 20 минут. Соответственно, мы делаем упражнения без гаджетов, например, создаём оригами. Оригами — это прообраз функции, потому что, чтобы сделать оригами, нужно сделать ряд действий: загнуть уголки, потом сложить. И ребёнок на таком реальном примере понимает некоторые сложные вещи, функции, это тоже очень круто. Подбирать эти упражнения, на самом деле, не так легко, а здесь, в книге, целая коллекция.
Стали iPad у ребят больше? Не знаю. Возможно, да, но только в моих группах. Кто-то даже специально покупал впервые или планировал обновить старую модель. Но сильно больше среди детей в целом планшетов не стало.
— А какие модели iPad обычно используют дети?
— Чаще всего дети используют старые модели, нередко даже очень «древние», на которых многое не идёт или не обновляется. Бывают, конечно, и свежие модели, но это большая редкость. В обычных школах практически ни у кого нет. В частной школе есть у нескольких детей, но родители считают, что если у них уже какой-то есть, пусть и старый, то зачем покупать новый. Я пытаюсь им объяснить, что на устаревших устройствах многое не поддерживается, и процесс даже движется, но очень медленно. Но это ситуация по Петербургу.