Как использовать диафрагму в голосе
Слушая пение профессионалов, нетрудно заметить, насколько мощно звучит голос исполнителя даже без микрофона. Секрет подобной силы вокала в том, что при пении задействуются не только связки и горло, а практически все тело поющего, где ключевую роль играют диафрагма и живот. Как научиться правильной технике вокала, такой, чтобы и дыхания хватало, и голос лился легко, громко и уверенно?
В статье представлены основные моменты, позволяющие понять, что нужно делать, чтобы петь не горлом, а животом.
Развитие дыхания
Забудем ненадолго про вокал и отработаем певческое дыхание. Чтобы сделать правильный вдох, следует:
Внимание! Вдох не должен быть длинным! Представьте, что вы ахнули, словно чему-то удивляясь. Поднятые от изумления брови помогают активизировать лицевые мышцы, которые, также как и диафрагмально-брюшные, участвуют в «пении с подачей».
Вокально-дыхательные тренировки
Теперь можно начать использование полученных наработок в вокале. Поместите руки под грудь, как вы делали при первом или втором упражнении. Начинайте петь, стараясь обращать внимание только на свое дыхание. Музыкальные нюансы сейчас не важны: главное, чтобы пальцы ощущались так же, как это происходило при первом и втором тесте. Отслеживать это самостоятельно трудно, поэтому лучше петь перед зеркалом – так можно сразу увидеть, все ли происходит правильно.
Отработка вдоха – важная, но не единственная часть певческого дыхания. Выпускать набранный воздух тоже нужно уметь правильно. Выдыхать следует только после короткой (полусекундной) задержки. Выдох при пении распределять равномерно, регулируя животом выход воздушного потока. По ощущениям это что-то вроде «посадки ребер на живот», так называют данный процесс профессионалы.
Важно! На протяжении всей процедуры необходимо следить за горлом и связками, в которых не должно чувствоваться напряжения: всё оно перенесено на диафрагму. И ещё: при правильном выдохе нужно почувствовать еще и спину!
Выше представлены только самые основные моменты певческих навыков. Существует множество других секретов, помогающих вокалисту контролировать свое голосообразование. Один из них – ежедневный уход за горлом и связками.
Для профилактики несколько раз в год целесообразно пропивать курс Гомеовокса, натурального лекарственного средства, специально разработанного для профилактики и лечения голосовых связок. Курсовой прием средства надежно защитит связки и гортань от длительных нагрузок.
Сила голоса и речи — да пребудет с вами сила!
Сила голоса и речи. Говоря о голосе, мы часто употребляем слова сильный или же слабый. У одних людей голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других — голос слабый, тихий. Если вы всегда говорите тихо, и не можете говорить громче, то у окружающих создается впечатление, что и сами вы человек слабый и безвольный. От каких факторов зависит громкость нашего голоса и почему она так важна? Какие упражнения помогут в укреплении силы голоса и речи?
Понятия «громкость» и «сила» голоса — это одно и то же?
Понятие «сила», я бы сказала, относится не только к самому звуку голоса. Оно часто зависит от того, насколько обладатель голоса здоровый, крепкий, энергичный человек. Ведь голос закладывается природой, и у людей, как и в остальном животном мире, он служит способом передавать своё состояние и отстаивать свои права. Нетрудно представить себе, как в первобытные времена происходила иерархия в племени, и кто становился лидером. Естественно, те, кто обладал хорошим здоровьем, физической силой и силой «убеждения», по тем временам громким, зычным голосом. И эта сила имеет значение в наше время немногим меньшее, чем в те далёкие времена.
В понятие «сила» мы вкладываем также и крепость, надёжность, выносливость, уверенность не так ли? Вот так и с голосом — сильный голос не только громкий, он ещё надёжный, выносливый и уверенный. Поскольку звучание голоса в первую очередь зависит от дыхания, то определяющим является насколько развиты наши дыхательные органы, в первую очередь диафрагма.
Что касается понятия «громкость», то в современной физике это субъективное восприятие силы, интенсивности звука. Уровень громкости звука — относительная величина, которая зависит от звукового давления и частоты звуковых колебаний. К примеру, звуковая волна частотой 100 Гц создаёт звуковое давление уровнем 60 дБ. Громкость звучания человеческого голоса в разговоре находится примерно посередине между нулевой слышимостью и болевым порогом для барабанных перепонок в ушах. Вот сравнительная таблица, чтобы было понятнее, как мы воспринимаем ту или иную громкость.
Звук | Уровень громкости (дБ) |
Порог слышимости | 0 |
Шелест листьев | 10 |
Шепот | 20 |
Тиканье часов | 30 |
Тихая комната | 40 |
Тихая улица | 50 |
Разговор | 60 |
Шумная улица | 70 |
Опасный для здоровья уровень | 75 |
Пневматический молоток | 90 |
Поезд метро | 100 |
Громкая музыка | 110 |
Болевой порог | 120 |
Сирена | 130 |
Как тренировать силу голоса?
Ещё на заре возникновения вокальных школ, где занимались развитием голосовых характеристик, считалось, что для силы голоса необходимо хорошо питаться и много спать. Только тот, кто никогда не занимался совершенствованием голоса, не знает, что звукоизвлечение – это энергозатратный процесс. Чтобы голос звучал мощно, был полётным и гибко передвигался из регистра в регистр необходимо задействовать почти всё тело. Совершенно не даром мастера бельканто всегда стоят на сцене крепко упираясь ногами в пол, расставив их на ширину плеч. Нездоровый и нетренированный человек выходит с полноценного занятия по развитию голоса уставшим, и чувствует себя, как выжатый лимон.
Начать тренировки надо с упражнений для диафрагмы, которая обеспечивает силу и выразительность голосу. Только тренированная диафрагма и эластичные капилляры способны заставить работать грудную клетку: расширяться и растягивать в полную силу легкие, доносить кислород и жизненную энергию до всех органов и клеточек.
Физические упражнения для развития диафрагмы
Упражнения стоя:
В исходном положении ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Сделать выдох, при наклоне вперёд – вдохнуть носом. Повторять в умеренном темпе 6-8 раз.
Верхняя часть корпуса фиксирована, руки за головой, ноги вместе, колени прямые. Вращение бедрами осуществляется по максимальной траектории в сторону, назад, в сторону, вперед. Делать по часовой и против часовой стрелки.
«Выталкивание воздуха прессом»
На счет «раз» сделайте короткий и сильный диафрагмальный вдох через нос, предельно «раздувая» при этом живот. Приоткройте рот и на счет «два, три, четыре» сделайте сокращения прессом. Воздух должен выходить через рот. Ваш выдох должен напоминать звук «х».
Положите одну руку на вверху живота, там, где находится диафрагма, а другую на верхнюю часть грудной клетки. Сделайте медленный выдох через сомкнутые губы, втягивая живот внутрь. Кашляйте несколько раз без голоса.
Упражнения лёжа из гимнастики йога:
Поза «Освобождения ветра»
Примите позу лежа на спине и расслабьтесь.
Согните ноги в коленях.
На вдохе вытяните руки вперед и возьмитесь ими за колени.
На выдохе обнимите свои колени, прижав их к животу.
Дышите глубоко, концентрируясь на работе диафрагмы. На вдохе ноги отводятся от туловища, а на выдохе приближаются к нему. Задержитесь в этом положении на 5-10 вдохов.
Поза «Лодка» или половинчатая поза лодки
Примите позу лежа на спине и расслабьтесь.
Далее нужно сначала вытянуть руки перед собой, а затем поднять руки и ноги.
Спину следует держать прямо и следить, чтобы шея не была напряжена.
Дыхание не задерживать, назад сильно не отклоняться.
Оптимальное время выполнения 20-30 секунд.
Упражнение нужно начинать выполнять один раз в день, увеличивая количество постепенно, довести до десяти. Главная задача — не перенапрягаться.
Половинчатая поза Лодки не требует достаточно большого напряжения, а ее эффективность практически такая же. Существуют противопоказания для выполнения этих упражнений: беременность, повышенное кровяное давление, острые поясничные боли и другие серьезные заболевания.
Эти физические упражнения позволят диафрагме обрести тонус для полноценного дыхания, которое как известно, необходимо для овладения возможностями голоса. Кроме того, очень полезна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, а также упражнения «Аромат цветка» и «Аэрозоль«.
Лайфхак #4. Упражнения для вокалистов — тренировка диафрагмы при пении.
Есть много упражнений для вокалистов на тренировку диафрагмы. В работе с учениками я адаптировала некоторые из них и превратила в лайфахк для голоса. Вы найдете его описание в конце статьи, но сначала немного теории о том, как работает диафрагма в вокале.
Два главных упражнения в пении на тренировку диафргамы.
«Легато» (от латинского «legato» — «связнный») — такой прием пения, при котором:
- звук получается непрерывным и тягучим, все ноты связаны между собой, диафрагма статична, она расширяется, ребра раздвигаются и удерживают дыхание, легато помогает расходовать дыхание экономично, выводить воздух по по чуть-чуть, часто используется в медленных песнях, где нужно соединять звуки плавно и напевно. Например, баллады Уитни Хьюстон.
Но случается, что нам нужен не плавный напевный звук, а мощный и резкий, с активной подачей. Тогда мы используем второй прием пения. «Стаккато» ( от латинского « staccato» — отрывистый, дробный):
- отрывистый звук, используется, чтобы подчеркнуть какое-либо слово акцентом, подать звук громко, диафрагма подвижна, выталкивает каждый звук вместе с коротким выдохом, упражнения для вокалистов на стаккато позволяют ощутить силу звука, научиться брать ноту активно, стаккато полезно выполнять на начальных этапах постановки голоса, помогает смыкаться связкам плотно, толстой массой и удерживать дыхание
Почти все педагоги включают в свои уроки упражнения на стаккато. Я советую вам также выполнять их, если вы занимаетесь дома самостоятельно, для разогрева голоса.
Тренировка диафрагмы и дыхания на стаккато
Диафрагма при пении на легато сокращается медленно и плавно. Это создает правильное давление воздуха и поддержку дыхания для голоса. Мышцы ребер раздвигаются и удерживают статичное положение, не опадая и не сужаясь, как раскрытый зонтик — взгляните на картинку.
На стаккато все наоборот: диафрагма очень подвижна, она то и дело расширяется и сужается. И выталкивает выдох вместе со звуком. Наиболее ощутимо это сокращение в районе солнечного сплетения.
Чтобы лучше понять технику стаккато, представьте, что вы идете по темному парку. Вдруг из кустов выпрыгивает некто неизвестный и дает вам под дых. Что произойдет? Вы согнетесь пополам, мышцы живота резко сократятся.
самое простое упражнение на диафрагму
Тренировка диафрагмы в практике:
Используйте это упражнение перед пением. Голосовому аппарату легче настроиться на работу на упражнениях без звука, и после разогрева на дыхание п ереходить к упражнениям с голосом.
Лайфхак для голоса: как быстро «прокачать» диафрагму при пении
Перейдем к самому лайфхаку. Когда вы освоили быстрые вдохи-выдохи, используя солнечное сплетение, и поняли что диафрагма подвижна, подключаем голос к данной тренировке.
скажите фразу «я пою» по слогам
Возьмем фразу «Я пою» и скажем ее по слогам: Я-По-Ю. А теперь вытолкните каждый слог диафрагмой на стаккато. Сокращая диафрагму, солнечное сплетение и переднюю стенку живота. Активно выдыхайте по слогам на «Я-По-Ю» как в предыдущем упражнении на слог «Ха!».
говорим с подачей и энергией!
Звук громкий, направленный в пространство от вас. Не говорите себе под нос, иначе лайфхак не сработает, а мышцы будут вялыми. Толкайте выдох и голос.
следите за ровным выдохом
Движения диафрагмы по силе толчка должны быть абсолютно одинаковые и ровные, как метроном. Старайтесь не дергать мышцы, а слаженно ими работать.
уберите зажимы с горла
диафрагма работает на 100%
Прорабатывайте все выдохи до конца: после каждого слога необходимо уводить живот назад, выталкивая звук, и снова брать дыхание. При вдохе выдвигать живот и солнечное сплетение вперед. Создавайте воздухообмен, берите дыхание чаще, при каждом произнесении слога: вдох-выдох-вдох-выдох.
сложный вариант упражнения для продвинутых вокалистов
Когда вы повторите данный алгоритм несколько раз и уже без колебаний сможете ощущать работу диафрагмы, усложните упражнение.
Повторите каждый слог из фразы два раза: «Я-а. По-о. Ю-у. » Если выдох не выходит, перейдите на полушепот и добавьте букву «Х » в начале второго звука: «Я-ха По-хо Ю-ху ». Это поможет произнести гласную мягче, ощутить выдох интенсивнее.
Так работает диафрагма при пении на стаккато. Сокращается и выталкивает выдох вместе со звуком . Приведенное выше упражнение «Я-по-ю » хорошо подходит не только вокалистам, но и актерам, ораторам, лекторам для постановки красивого уверенного голоса.
Вокальные упражнения: диафрагмальное дыхание и свободный резонаторный звук
В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы.
Обнаружен блокировщик объявлений!
Развитие нашего сайта возможно только благодаря показу рекламы нашим посетителям. Пожалуйста, поддержите нас, отключив AdBlock.
Дыхание
В начале обучения главная ваша задача — научиться правильно дышать. Уделите данному разделу особое внимание. Продвигаясь вперед, периодически возвращайтесь к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием.
Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания — ключичным.
Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы — мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным.
Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится.
Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.
Упражнения для вокалистов
Упражнение 1
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.
Упражнение 2
Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упражнение 3
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название «собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упражнение 4
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц… медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагмальное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите «животом» в метро, на учебе и прогулке.
Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха — свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно.
Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка.
Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.
Вспомогательные упражнения
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх — это излишне напрягает гортань и голосовые связки, так можно сорвать голос. Работайте ритмично.
Упражнение 5
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
Упражнение 6
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
Упражнение 7
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.
Упражнение 8
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.
Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык — самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука.
Отсутствие лишнего напряжения на гортани — залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся «показать горло врачу» — опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать «А», открывая заднюю стенку глотки.
Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.
Подвижность мягкого неба, языка и гортани
Упражнение 9
3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.
Упражнение 10
Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.
Свободное резонаторное звучание
Обычно, приспособления, позволяющие пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы — это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.
Мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения «собачка», «лягушка ловит комара». Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.
Упражнение 11
Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком «удивления». Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук «А». Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох — непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Originally posted 2017-06-27 13:20:59.
Как работает диафрагма при пении. Дыхание вокалистов.
Дыхание при пении отличается от разговорного прежде всего более осмысленной работой тела. Мы управляем мышцами, чтобы управлять голосом. Новички не понимают, как работает диафрагма при пении и зачем она нужна.
Но без этого знания сложно управлять певческим дыханием и голосом. Если ваша цель научиться петь «с нуля», сразу стоит разобраться, как работает диафрагма и весь дыхательный процесс. Об этом мы и поговорим сегодня.
Посмотрим небольшое видео о работе диафрагмы.
Как работает диафрагма? Правильное дыхание при пении.
Как мы видим из видео диафрагма подвижна, ее положение зависит от объема легких, мышц ребер и живота:
- при правильном певческом вдохе диафрагма расширяется и опускается вниз, как показано в видео, ребра, к которым прикрепляется диафрагма, расходятся на вдохе, объем легких увеличивается, в таком расширенном состоянии при пении диафрагма начинает выводить воздух, объем легких уменьшается, от того, как плавно будет сокращаться диафрагма при выдохе, зависит насколько устойчивым будет звук.
Когда мы поем, то дышим «животом»?!
Ощущение, что живот надувается возникает потому, что диафрагма находится в опущенном состоянии. Расширяясь, она двигает стенку живота вперед.
Как не должна работать диафрагма при пении: ошибки новичков.
Часто «новички» не могут осилить эту простую истину. Сначала берут вдох, а затем «подключают» мышцы диафрагмы, выпятив живот вперед. И, наоборот, выдохнув, они только потом поджимают диафрагму вовнутрь. Дыхание у них работает независимо от мышц живота, и это неправильно! Понаблюдайте за собой, не делаете ли вы также?
Живот становится чуть заметным у вокалиста, потому что он правильно взял дыхание — в нижнюю часть легких и опустил диафрагму. Для тренировки этого навыка в блоге O OVOCALE для вас существует несколько лайфхаков для голоса.