Как использовать электронную подпись с флешки
Как пользоваться ЭЦП с флешки
USB-flash-накопитель – популярный и довольно надежный носитель информации. К сожалению, его нельзя назвать универсальным – для хранения программных средств электронной подписи (далее – ЭЦП, ЭП, ЦП) он не годится. Похищение информации с этого устройства не представляет никакой сложности. Обычная «флешка» – это незащищенный носитель, годящийся только для хранения простой или неквалифицированной цифровых подписей. Он не может гарантировать конфиденциальность персональных данных. Квалифицированную ЭП записывают на специализированные устройства – USB-токены или смарт-карты.
Что такое безопасная «флешка» для ЭЦП? Это, к примеру, Рутокен или eToken.
Безопасным устройством также считается и JaCarta, но внешне она сильно отличается от упомянутых носителей. Являясь смарт-картой, она больше похожа на Secure Digital Memory Card (SD).
Ниже будем разбираться, как пользоваться ЭЦП с «флешки» и как превратить ее в электронный ключ. Расскажем, что «делает» Рутокен и на что он еще годится, кроме хранения ЭЦП. Объясним, как репродуцировать ключевые контейнеры на «флешку» и подписать документы, не перенося сертификаты в «операционку» (далее – ОС).
Как пользоваться электронной подписью с флешки
Работник удостоверяющего центра (далее – УЦ) по обращению заявителя выдает ему средства ЭП. В их перечень входят:
Возможность приобретения токена/смарт-карты обозначена на сайтах многих УЦ в качестве дополнительной услуги. Почему ее предлагают в качестве выделенной опции, не включая в стандартный пакет, и на какие типы устройств вам могут записать ЦП?
Классический USB-flash-накопитель. В обычный договор о получении ЭП входят только программные средства ее генерации и верификации с последующим их предоставлением заявителю. Аккредитованные УЦ по собственной инициативе не станут переносить персональные данные на носители упомянутого типа – они считаются незащищенными. Сначала заявителя ознакомят с рисками. Только после этого, если клиент будет настаивать, ЦП запишут на его «флешку».
USB-flash-накопитель с безопасным хранилищем. Флешка, «превращенная» в подобие токена. Ее память сегментирована – доступ к участку с личной информацией охраняется PIN-кодом (или паролем). Вы можете создать такое устройство самостоятельно.
Токен/смарт-карта. На момент написания статьи большинство центров сертификации выдают ЭП именно на них.
Таблица 1 – типы защищенных носителей
Характеристики | Модель | |
Рутокен 1.0 | Рутокен 2.0, JaCarta ГОСТ/2 ГОСТ, eToken PRO | |
криптопроцессор | + | + |
функция генерации открытого ключа ЭП | – (при установке личного сертификата в систему используется секретный ключ) | + (публичный ключ пользователя создается на основе закрытого аппаратными средствами устройства |
дополнительная защита | – | личные данные становятся доступны только после ввода PIN-кода |
уровень безопасности | средний | высокий |
Примечание. Сегодня под «флешками» понимают не только обычные USB-flash-накопители, но и токены.
Чтобы начать пользоваться электронной подписью с «флешки», нужно знать, как настроить автоматизированное рабочее место (далее – АРМ). Эксперты рекомендуют владельцам ЦП работать в ОС Windows 7 и выше.
Скачайте и установите СКЗИ КриптоПРО версии 3.8 и моложе. Первые 90 дней вы сможете работать с программой в демонстрационном режиме совершенно бесплатно.
Если вы держите ЦП на токене, потребуется скачать и инсталлировать соответствующий драйвер для Рутокен, eToken или JaCarta.
Примечание. Обязательно пропишите корневой сертификат (далее – КС) УЦ в систему. Без проведения этой процедуры пользоваться ЭЦП не получится – ОС будет оповещать об ошибке.
Работник УЦ репродуцирует КС на токен или вашу «флешку». Информация на носителе структурирована следующим образом:
КриптоПро ЭЦП SDK
Настройка ЭЦП
Электронная подпись
КС аккредитованного УЦ, как правило, публикуется на одной из страниц веб-сайта организации. Вы можете загрузить его через сеть Интернет, воспользовавшись веб-обозревателем Windows Internet Explorer:
Алгоритм добавления КС в реестр ОС Windows 10:
Теперь нужно произвести настройку считывателей. Пошаговая инструкция:
Теперь все готово для того, чтобы начать пользоваться электронной подписью с «флешки».
Визировать документ ЭЦП в текстовом процессоре Microsoft (далее – MS) Word можно двумя способами: средствами программного комплекса или с помощью плагина КриптоПро Office Signature. Рассмотрим оба.
Способ №1 – заверение документа средствами MS Word 2010:
Способ №2 – визирование документа в MS Word с помощью КриптоПро Office Signature:
Подробнейшее руководство по использованию криптопровайдера и его дополнительных модулей в связке с MS Word/Excel 2003 / 2007 / 2010 находится здесь.
Чтобы завизировать ЦП документ формата PDF, вам потребуется загрузить и инсталлировать лицензионные версии Adobe Acrobat Pro версии 8 и моложе или Adobe Reader 11 и плагин КриптоПро PDF. Пошаговый алгоритм подписания на примере Adobe Acrobat:
Подробная инструкция по работе с плагином находится здесь.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Участникам ЭДО важно понимать, как работать с ЦП непосредственно в сети Интернет. Рассмотрим подробнее программные приложения, которые обеспечивают эту возможность.
КриптоПро ЭЦП Browser plug-in (он же CADESCOM или Кадеском). Плагин, позволяющий визировать ЭЦП:
Вы сможете использовать свою ЭЦП на партнерских сайтах, электронных торговых площадках (далее – ЭТП), в интернет-банкинге, интернет-офисах с веб-доступом.
Руководство по инсталляции и настройке компонента на примере работы в Единой информационной системе в сфере закупок находится здесь.
Примечание. Учтите, что настройки плагина могут меняться в зависимости от того, на какой ЭТП вы находитесь. Если у вас возникают затруднения, загрузите инструкцию по применению компонента для совершения операций на конкретной ЭТП.
Программный комплекс КриптоАРМ – модуль, специально предназначенный для кодирования и дешифровки цифровых бумаг и данных, генерации и верификации ЭП. Его разработчиком является ООО «Цифровые технологии». Приложение «заточено» для защиты корпоративных и персональных данных, которыми участники ЭДО обмениваются в сети Интернет или путем передачи друг другу съемных носителей (дисков, «флешек») с ними. Подробнее о продукте можно узнать здесь.
Чтобы ознакомиться с кратким руководством пользователя модуля КриптоАРМ, пройдите по этой ссылке.
Примечание. Поддержка веб-обозревателя КриптоПро Fox, к сожалению, прекращена.
Как записать на флешку ЭЦП
Предупреждение! Держать программные средства ЭЦП на обычной «флешке» опасно. Злоумышленникам не составит труда их похитить. Если доверенное лицо использует вашу ЦП в корыстных целях, возможно, придется обращаться в суд. В процессе разбирательства дела в уполномоченной инстанции убедить суд, что электронной подписью пользовались не вы, будет очень сложно даже хорошему адвокату.
Если вы осознаете риски, но все равно намерены перенести личную информацию на незащищенный носитель, например, для передачи ЦП доверенному лицу, следуйте пошаговому алгоритму, изложенному ниже.
Как перенести электронную подпись из реестра ОС на «флешку»:
Криптопровайдер вернется к основному окну копирования контейнера секретного ключа.
Как записать на флешку ЭЦП – переносим ее с Рутокен / eToken / JaCarta:
Примечание. Держите PIN-код в недоступном для других пользователей месте. Если его забыть или потерять, восстановить доступ к каталогу с секретным ключом станет невозможно.
Как получить электронную подпись
И в каком случае какой вид пригодится
Электронная подпись (ЭП) — то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.
Что такое электронная подпись
По сути подпись — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Этот файл отвечает на три главных вопроса:
Раньше еще использовали термин «электронная цифровая подпись», но сегодня он устарел — в законе теперь пишут «электронная подпись»
Электронная подпись гарантирует, что документ подписал владелец электронной подписи. А неквалифицированная и квалифицированная подписи покажут, изменился ли документ после подписания.
Зачем нужна электронная подпись
Электронная подпись понадобится тем, кто собирается использовать в работе электронные документы, сдавать отчетность и получать услуги в интернете.
Вот как используют электронную подпись юридические лица:
А вот что могут сделать с электронной подписью обычные граждане:
Обычно физлица делают электронную подпись, чтобы передавать документы госслужбам — например, удаленно подают заявление на регистрацию по месту жительства или отправляют иск или доверенность в суд. Но на самом деле электронная подпись может заменить рукописную в любых случаях. Вот как, к примеру, ее можно использовать:
О том, как еще обычный человек может использовать электронную подпись на практике, мы рассказывали в другой статье.
Как устроена ЭП
Просмотреть подпись можно с помощью сертификата открытого ключа — электронного документа, в котором есть следующая информация:
Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает ее с содержанием документа. Если все совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили после того, как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.
Виды ЭП и их отличия
В законе описаны несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная.
Простая электронная подпись самая доступная. Это логин и пароль, которые подтверждают, что пользователь авторизовался в системе. C помощью этой подписи можно подтвердить обращение в органы власти или подписать заявку на услугу. Еще ей можно пользоваться во внутреннем документообороте компании и подписывать служебные письма.
Например, вы заходите в мобильный банк при помощи логина и пароля или подтверждаете оплату в интернете кодом из смс. По условиям договора с банком такая подпись равнозначна обычной подписи.
Простая электронная подпись уязвима, поэтому ее применяют не везде. Если вы работаете с имущественными и финансовыми документами, то лучше ее не использовать. Она подтвердит, что документ подписали, но не гарантирует, что его не меняли и что его подписал нужный человек. Это будет проверять арбитражный суд, если возникнет спорная ситуация.
Эту подпись используют в электронном документообороте. Ей подписывают договоры, контракты и агентские отчеты, но только если стороны заключили соглашение о доверии таким подписям и электронным документам.
Неквалифицированные подписи можно генерировать внутри компании или сервиса с помощью бесплатных инструментов. Государство не может контролировать неквалифицированную подпись: ее может выдать кто угодно, ей может владеть кто угодно и она не защищена средствами, которым доверяет государство. Именно поэтому в судебных инстанциях не принимают такие подписи.
Целостность подписи проверяют двумя способами:
Так определяют, что подпись не была утеряна, украдена или просрочена, когда ее использовали.
Сертификат квалифицированной подписи необходимо обновлять каждый год: помнить, когда она перестает действовать, и вовремя заказывать перевыпуск.
У квалифицированной подписи есть два важных преимущества.
Взломать квалифицированную подпись практически невозможно — это потребует слишком больших вычислительных ресурсов. Если вы потеряете закрытый ключ, по вашему сигналу удостоверяющий центр отзовет сертификат — подписывать документы с его помощью будет нельзя.
Ее можно использовать в любых операциях с электронными документами. Ей доверяют арбитражный суд и налоговая служба, поэтому чаще всего ей подписывают электронные счета-фактуры, налоговые декларации и договоры.
Где можно использовать электронную подпись
Простая | Неквалифицированная | Квалифицированная | |
---|---|---|---|
Внешние и внутренние электронные документы | + | + | + |
Документооборот с физическими лицами | + | + | + |
Госуслуги | + | — | + |
Документы для ИФНС в личном кабинете налогоплательщика | — | + | + |
ПФР и ФСС | — | — | + |
Арбитражный суд | — | — | + |
Как начать работать с квалифицированной электронной подписью
Чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо подготовить свое рабочее место и приобрести сертификат подписи. Сертификат выдают быстро — в течение часа.
Еще для работы с квалифицированной подписью надо будет установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ). Самые распространенные средства криптозащиты в России — это «Криптопро CSP», Signal-com CSP, «Лисси CSP», Vipnet CSP. Все они примерно одинаковые.
Какое конкретно СКЗИ потребуется и какие настройки будут нужны, вам скажут в удостоверяющем центре или МФЦ.
Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП
Юридические лица получают квалифицированные сертификаты подписи в удостоверяющем центре или МФЦ.
Найти удостоверяющий центр можно в списках аккредитованных центров на сайте Минкомсвязи или на сайте e-trust.gosuslugi.ru. Выбирайте тот центр, у которого есть филиал в вашем городе. Удаленно электронную подпись получить нельзя, придется идти за подписью лично.
Чтобы получить электронную подпись, вам потребуются следующие документы:
Если подпись получает представитель, ему дополнительно потребуются:
Когда вы подпишете заявление, надо будет оплатить счет. Лучше платить наличными или банковской картой. Если будете платить банковским переводом, вам придется ждать, когда оплата пройдет. Срок ожидания зависит от того, как быстро банк обработает платеж: можно прождать несколько минут, а можно и несколько дней.
Как приобрести подпись физическому лицу
Обычные граждане могут пользоваться любой подписью — простой, неквалифицированной и квалифицированной. Как правило, простая подпись используется для авторизации на госуслугах, где можно заказывать информационные услуги в электронном виде. Неквалифицированной подписью можно пользоваться по договоренности для обмена документами с юридическими лицами. А с помощью квалифицированной подписи получают госуслуги, связанные с имущественными операциями. Например, ею можно подписать договор купли-продажи квартиры и подать его на государственную регистрацию. Или оформить юрлицо без посещения налоговых органов, назначить его директора и других должностных лиц.
Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ: рядом может не быть удостоверяющих центров, а МФЦ найдется всегда. Для этого надо записаться на прием и подготовить следующие документы:
Расходы на электронную подпись в Москве для физических лиц — 2150 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 950 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р |
Расходы на электронную подпись в Москве для юридических лиц — 2700—3600 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 1500 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р или коммерческая СКЗИ на выбор от 900 Р |
Как подписать документ электронной подписью
Например, так работает процесс подписания с помощью программы « Крипто-АРМ »:
Документы « Микрософт-офис » подписать еще проще:
Инструкция по установке ЭП на сайте поддержки Микрософт
Документы можно подписывать в электронной почте и облачных хранилищах — например, в «Дропбоксе» и на «Яндекс-диске». Для этого нужно установить специальное расширение для браузера. Такое расширение добавляет в интерфейс вашего файлового хранилища кнопку «Подписать».
В « Гугл-докс » плагины для электронной подписи можно найти во вкладке «Дополнения».
Как проверить подлинность подписи
Чтобы проверить подлинность подписи и неизменность документа, воспользуйтесь любым из бесплатных сервисов:
Можно ли передать подпись другому
Теоретически можно. По закону вы должны не допускать того, чтобы подпись попала в чужие руки без вашего согласия. Получается, другой человек может использовать вашу подпись, если вы согласились на это. Но ответственность за любой подписанный документ все равно несет владелец подписи.
Что делать, если потеряли электронную подпись
Если вы потеряли ключ от подписи или его украли, сразу обратитесь в удостоверяющий центр или МФЦ, который выдавал вам сертификат. Центр отзовет ваш сертификат, чтобы его не могли использовать мошенники. Еще обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники.
Восстановить утерянный сертификат или ключ ЭП невозможно. Нужно получать новый: собирать документы и идти в удостоверяющий центр.
Как перевыпустить сертификат
Срок действия сертификата электронной подписи — год. Когда он подойдет к концу, выпустите новый сертификат. Для этого обратитесь с заявлением в удостоверяющий центр или МФЦ. Если в документах ничего не изменилось, нести их снова не нужно. Если какие-то документы поменялись, нужно принести оригиналы только этих документов.
Минутка технического занудства (слабонервным лучше сразу в конец пролистать, там чуть веселее):
> «В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа — хэш-сумму. Уникальным оно будет благодаря закрытому ключу — особой последовательности символов, которая формирует файл подписи.»
Теперь немного про ключи и зачем нужны:
(Увы, весь пост не влез, продолжение ниже)
Итак, как все таки работает электронная подпись?
Parmigiano, это самое понятное описание принципов криптографии открытого ключа, которое я видел. Спасибо огромное!
Parmigiano, отличный сторителлинг. И спасибо за разъяснение! Немного поправим текст в части описания закрытого ключа. А то в ходе редакторских правок и попыток написать все понятным языком чуть упустили техническую точность.
Павел, да вы жёстко всё упустили. После этого начинаешь сомневаться, а корректны ли статьи ТЖ по другим тематикам, где я не специалист. Умилительно наблюдать столь скромную оценку труда Parmigiana, который является лучшим описанием принципов работы ключей для шифрования и контроля целостности простыми словами 😐
Носители ЭЦП
Из нашей статьи вы узнаете:
Квалифицированная электронная подпись должна храниться на специальном защищённом носителе — токене или смарт-карте. Обычная флешка для этой задачи не подойдёт ввиду того, что она не защищена криптографическими алгоритмами.
Что такое флешка и токен электронной подписи
Обычная флешка и токен — это не одно и то же, главное их отличие в том, что токен является защищённым носителем электронной подписи. Внешне флешка похожа на токен, но работать с ЭЦП с неё нельзя.
Как пользоваться электронной подписью с токена
Для работы, кроме токена, понадобятся ещё два элемента — криптопровайдер и правильно настроенное рабочее место. Криптопровайдер представляет собой программу, которая позволяет работать с ЭЦП. Правильно настроенное рабочее место — это подходящий компьютер и установленные дополнительные элементы, при их необходимости (например, КриптоПро ЭЦП Browser plug-in).
С помощью криптопровайдера удобно подписывать документы, а плагин для браузера позволяет работать на государственных порталах, участвовать в закупках и т.д.
На какие носители можно записать электронную подпись
Токенов много — они различаются дополнительными функциями, например, наличием трёхфакторной аутентификации с помощью биометрии. Но основная функция у них одна — работа с электронной подписью.
Записать электронную подпись на обычную флешку можно, но работать с ней не представляется возможным из-за отсутствия каких-либо элементов защиты. Ни один удостоверяющий центр не выпустит электронную подпись на обычной флеш-карте.
Какой должен быть объём у флешки для электронной подписи
Объём защищённого токена сильно отличается от объёма обычной флешки — он в разы меньше и зависит от модели — от 32 Кб до 144 Кб. Однако даже токен с самым маленьким объёмом может вмещать несколько электронных подписей, так как они занимают очень мало виртуального пространства.
Какие носители бывают
Носители электронной подписи бывают двух видов:
Как работает USB-токен
Работает токен по принципу взаимосвязи между сертификатом электронной подписи и её закрытым ключом. Смысл заключается в том, что токен защищает ключ (доступ к нему возможен только при наличии секретного кода) и одновременно предоставляет возможность его использования.
Когда нужно подписать документ, на помощь токену приходит криптопровайдер. С его помощью и подписывается тот или иной документ.
Можно ли использовать Рутокен как флешку?
Использовать Рутокен и любой другой токен в качестве флешки не получится из-за ограниченного количества памяти, которой хватит только на электронные подписи.
Мы являемся официальным партнёром компаний «Аладдин Р.Д» и «Актив» и имеем все необходимые лицензии. Выбрать и купить носитель JaCarta или Рутокен вы можете в нашем магазине → «Каталог носителей».
Работа с электронной подписью
Электронная подпись (ЭП) работает на MacOS. Однако настроить программы для работы подписи в такой системе сложнее, чем на Windows. В статье разберем, как установить и использовать ЭП на макбуках и компьютерах Apple.
Нужно ли удалять сертификат электронной подписи (ЭП), если закончился срок его действия? Как удалить сертификат с компьютера и можно ли восстановить его в случае ошибки? На эти и другие вопросы ответим в статье.
Электронная подпись — надежный инструмент для работы. Но при неосторожном обращении она открывает возможности для злоумышленников. Какие правила нужно соблюдать при работе с электронной подписью, чтобы уберечься от мошенничества.
Владельцы электронной подписи часто не могут вспомнить пароль от нее. Ситуация грустная, но не безвыходная. Как восстановить доступ к подписи — читайте в статье.
Мы подготовили инструкцию о том, что делать, если вы потеряли электронную подпись или она оказалась в руках посторонних. Узнайте, как обнаружить пропажу и куда обратиться, чтобы остановить злоумышленников.
Чтобы убедиться в юридической силе электронного документа, необходимо проверить действительность электронной подписи, которой его подписали. Рассмотрим способы, как это можно сделать самостоятельно — вне информационных систем, где есть встроенная функция проверки.
Сертификат ключа проверки электронной подписи имеет ограниченный срок действия — он составляет 12 месяцев для юридических и физических лиц. По истечении этого периода сертификат нужно менять. Как это сделать?