Как использовать канифоль для скрипки
Канифоль
Канифоль
(эта страница будет улучшаться и дополняться)
Канифоль — это кусочек смолы, которым натирают волос смычка, без нее скрипка не звучит. Скрипичная канифоль бывает разных фирм и разных видов, и обычно музыканты выбирают ее скорее интуитивно.
Тем не менее в канифольном деле множество тонкостей и хитростей.
Канифоль получают из смолы хвойных деревьев: например, сосны, лиственницы, ели. (Обратите внимание на «перекомпоновку» природных материалов: деки скрипки сделаны из дерева, и без смолы из них невозможно издать смычком ни звука). Бывают виды канифоли, основанной на сочетании разных смол (например, хвойных и плодовых деревьев).
Сосновую смолу собирают исключительно осенью. На какой-нибудь старой мануфактуре, где производством канифоли занимаются уже лет двести, эту смолу нагревают в тигле, чтобы получить из нее терпентин (живицу); ждут, пока смола очистится от примесей, затем оставшуюся жидкую смолу снова нагревают, добавляют различные ингредиенты («волшебная формула» у каждой мануфактуры своя); и придают ей форму. Часто канифоль делается круглой (и потом заворачивается в бархат или помещается в нечто вроде шкатулки) или прямоугольной, но бывают и сорта дорогой канифоли, которым придают, например, форму скрипки.
Рецепт хорошей канифоли, как правило, старый и проверенный, и выпускается она старыми проверенными мануфактурами. Хотя некоторые производители стараются выделиться — например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов***.
Относительно того, как выбрать традиционную канифоль, тоже есть множество тонкостей. Каждая фирма выпускает по несколько видов канифоли, и звучат все они по-разному.
Скрипичная канифоль бывает более «жесткой» или «мягкой» в смысле получаемого с ее помощью звука. Каждый вариант идеален при определенных условиях. Самое главное — чего требует ваша скрипка и ваша индивидуальность, ваш собственный звук. Затем — что лучше подходит к вашим струнам. Считается, что более жесткая канифоль требуется на «жестких» (например, стальных) струнах, более мягкая — на струнах синтетических или жильных. На выбор канифоли может повлиять все, что угодно: от размеров помещения (концертный зал или студия) до климата. Опять-таки считается, что в тропиках предпочтительна жесткая канифоль, а в холодном климате (как у нас) — более мягкая.
Среди производителей канифоли (по-английски она называется rosin) — Hill & Sons, Pirastro, Thomastik; Larsen, Kaplan, Liebenzeller (Larica), Gustave Bernardel Rosin (Corelli Savarez) и др.
См.: процесс приготовления канифоли (статья на английском языке и фото)
Примечание! Важно всегда стирать остатки канифоли с инструмента и струн мягкой тряпочкой после каждого «сеанса» скрипичных занятий. В противном случае канифоль въестся в лак, что чревато серьезными последствиями для скрипки и ее звука, или нарастет на струнах, что опять же испортит звук.
P.S. Слово «канифоль» происходит от названия лидийского города Колофон (территория древней Лидии — это современная Турция).
*** «…например, добавляют в канифоль настоящую золотую пыль, а также серебро, олово и даже пыль железных метеоритов…» У автора «Азбуки» нет возможности делать «контрольную закупку» и отправлять образцы канифоли в лаборатории, чтобы определить, действительно ли в составе того или иного продукта есть тот или иной металл и всё ли то золото, что блестит. Поэтому читателю стоит иметь в виду, что сведения о составе взяты из официальных описаний на сайтах производителей. Впрочем, производители эти — как правило, старинные уважаемые фирмы, и лично я не думаю, чтобы они обманывали покупателей, заявляя в составе то, чего нет.
Как использовать канифоль для скрипки
Темная и светлая канифоль – различия и сходства. Давайте расшифруем, что это такое, как это сделано, и какая из них подходит для Вас.
Канифоль – вездесущий аксессуар для любого исполнителя на струнно-смычковом инструменте, в тоже время и немного загадка для многих музыкантов. Мало кто из музыкантов до конца знает, как это сделано, как это работает, какие типы или сорта лучше всего подходят для их инструментов, а какие нет. Выбор канифоли в вашем музыкальном магазине – это как выбор торта в кондитерской. Пытаясь выбрать торт и/или коробочку канифоли вы стоите перед выбором, что взять: выбирать темный или янтарный цвет канифоли, внешний вид упаковки, использовать ее зимой или летом?
Чтобы помочь расшифровать загадку и сделать ее понятной, мы дадим вам некоторую нужную информацию, о той маленькой коробочке канифоли, которая будет храниться в кармашке для аксессуаров вашего футляра для скрипки, альта, виолончели, или в чехле с вашим контрабасом.
Канифоль (rosin — colophon или colophony) – представляет собой смолу, которую собирают с одного из 110 различных видов сосны по всей Европе, Азии, Северной Америке и Новой Зеландии. Само название «канифоль» возвращает нас в древний город Колофон в Лидии, который производил высокосортные смолы первоначально используемые для создания дыма для медицинских процедур и магических ритуалов.
Канифоль собирается непосредственно из живых деревьев. В основном процесс во многом похож на то, как собирают кленовый сироп (процесс никоим образом не наносит вред дереву). Во-первых, небольшой участок внешней коры дерева удаляется/надрезается. После этого у дерева устанавливается поддоном и сборный контейнер. Наконец, в коре прорезаются V-образные канавки шириной около 1 см (0,39 дюйма) чуть выше канала капельного сбора смолы. Эти канавки собирают поток смолы в контейнер (разрезы должны обновляться каждые пять дней или около того, чтобы обеспечить непрерывный поток древесной смолы иначе кора зарастает, а смола перестает поступать).
После того, как смола для будущей канифоли собрана, ее иногда смешивают с другими соками дерева (другими смолами) – обычно это может быть смола лиственницы, ели или пихты – в зависимости от специализированной формулу, которую использует изготовитель канифоли (производители канифоли зачастую хранят рецепт в тайне, по примеру скрипичных мастеров, которые могут хранить в тайне рецепт лаков). Далее в процедуре изготовления канифоли следует процесс очистки – смолу помещают в большие чаны, в которых создают давление и нагревают, пока смолы не расплавятся полностью. Так из смолы удаляют примеси, добиваясь ее чистоты. После приготовления смеси и добавления дополнительных ингредиентов (согласно тому или иному рецепту – для достижения определенных свойств готового продукта), смесь канифоли разливают в формы. После того, как смесь устоится в течение приблизительно 30 минут, поверхность канифоли становится гладкой, как будто отполированной. Канифоль упаковывается в валик ткани или помещается в плотно закрытый герметичный контейнер.
Цвет канифоли продиктован временем года, в течение которого она собрана. Если смола собрана в конце зимы или ранней весной, она будет обладать золотистым или янтарным цветом и трудно определить, когда точно собрана. При смене сезона с летнего на осенний, цвет смолы темнеет до темного почти черного, а консистенция становится более мягкой.
Абразивность и липкость канифоли, создаваемая между волосом в смычке и струной – это то, что заставляет струну звучать. Смычок тянет струну в направлении движения руки до тех пор, пока абразивность действует до точки, где сопротивление струны слишком велико и струна не может более тянуться. Струна соскальзывает в исходное положение, чем создается вибрация (вне зависимости от звуковысотности, на которую струна настроена) – в результате мы слышим звук струны (инструмента).
При покупке канифоль, первым делом определитесь, ищете ли вы канифоль студенческого или профессионального уровня. Студенческого класса канифоль дешевле, иногда имеет «песочный» звук, и производит больше порошка/пыли при использовании, чем профессиональные марки канифоли. Для некоторых исполнителей, таких, как скрипачи-фидлеры, это плюс. Но классические музыканты могут обнаружить, что более дорогие канифоли профессионального уровня лучше соответствуют их потребностям. Профессиональный класс канифоли создается из сырья более высокой степени очистки и обычно приводит к получению более гладкого, более контролируемого звука.
Чтобы достичь новых нюансов звука, привлечь новых покупателей – некоторые компании пошли на неординарный шаг и стали добавлять в свои рецепты изготовления канифоли даже драгоценные металлы. Теперь это не редкость, увидеть золото, серебро, свинец-серебро, и медь среди добавок в состав канифоли. Эти материалы якобы увеличивают статическое трение канифоли, создавая различные тональные качества.
Золото, предполагается, производит теплый, ясный тон и подходит для всех инструментов. Добавление золота в состав канифоли может смягчить жестко звучащий инструмент. Исполнители-солисты часто обнаруживают, что «золотая канифоль» помогает им производить более ясный, определенный тон.
Серебро в составе канифоли создает концентрированный, яркий тон и это особенно ощущается во время игры в высоких позициях. Она лучше всего подходит для скрипки или альта.
Свинцово-серебряный состав канифоли хорошо подходит как для скрипки, так и для альта, виолончели, такие канифоли являются мягкими, но не липкими. Они усиливает теплоту и ясность звука, создавая свежий игровой тон.
Медь является самым распространенным металлом, добавляемым в рецепты канифоли. Канифоли с содержанием меди помогают сделать игру для новичка проще (и, как говорят, лучше подходит для 1/2- и 3/4 размера инструментов). Медь создает очень теплый, почти бархатно-мягкий тон, что частично скрадывает неловкости в игре начинающих инструменталистов. Этот тип канифоли также популярен среди исполнителей на Гамбе.
Канифоль поставляется либо коробочной (залитой, к примеру, в деревянную форму) или формованной (разные типы упаковки). Коробочная канифоль, как правило, по цене ниже, чем формованная, производится в светло-янтарном цвете. Это универсальная канифоль, и может быть использована для любого струнного инструмента (за исключением контрабаса), в любое время года. Коробочные канифоли выгодны для учеников/студентов исполнителей, использующих смычки с искусственным синтетическим волосом или с натуральным волосом не высокого качества. Одним из преимуществ канифоли в штучной упаковке является ее приемлемое качество, она менее склонна к растрескиванию и расколам и не высокая цена. В то время как формованные канифоли имеет тенденцию быть более высокого качества, это продукт более тщательной фильтрации, но более высокой стоимости. Они доступны в градациях от янтарного до темного черного цвета (как для летних, так и для зимних смесей/комбинаций).
Независимо от того, какую канифоль вы выбираете, используйте ее экономно. Зачастую музыканты используют слишком много канифоли, чем это на самом деле нужно. Даже не обязательно применять канифоль каждый раз, когда вы играете; один раз в четыре-пять раз может быть больше чем достаточно. Если вы обнаруживаете, что вам приходится канифолить смычок всякий раз, как вы решили играть на инструменте, вероятно, смычок нуждается в замене волоса.
Важно помнить: для предотвращения накопления канифоли на лаковой поверхности инструмента, во избежание ее повреждения – всегда имейте под рукой мягкую ткань (в футляре/чехле) инструмента и после каждой игры на инструменте тщательно очищайте его поверхности от возможного напыления канифоли. Протирайте инструмент, струны, и смычок каждый раз после игры от накопившейся на его поверхности канифоли – это на долгие годы сохранит Ваш инструмент в целости и достойном эстетическом виде.
Золотая и стандартная канифоль премиум-класса для скрипки, альта, виолончели производится в небольшом количестве в семейной мастерской Laubach расположенной в Баварии, Германия.
Для производства эксклюзивной, отлитой полностью вручную канифоли Лаубах голд, мы используем только высококачественные натуральные ингредиенты: живичную смолу хвойных деревьев и натуральное золото 999° пробы. Как правильно выбрать и купить канифоль для вашего инструмента читайте ниже.
Как правильно выбрать канифоль при покупке и не допустить ошибки. Рекомендация скрипичного мастера.
Для облегчения выбора необходимого и подходящего сорта канифоли обращайте внимание на некоторые устоявшиеся критерии при её покупке.
Вторым отличием является цвет канифольной живицы. Соответственно, готовая и отлитая канифоль отличается по цвету: бывает более светлая прозрачная канифоль или тёмная, имеющая более насыщенный цвет.
Следующим важным показателем является отличие консистенции канифоли: более мягкая или более твёрдая.
С уверенностью можно констатировать следующую закономерность при выборе канифоли:
— более твердая канифоль необходима для скрипки;
— канифоль средней твердости подойдет для альта;
— более мягкая канифоль потребуется для виолончели;
— для контрабаса предназначена только самая мягкая и липучая канифоль.
© Татьяна Лаубах Бамберг, 18.09.2017
Какая канифоль лучшая для скрипки, альта, виолончели или не всё то золото, что блестит!
Что такое канифоль, из чего сделана и какая лучше подходит для вашего инструмента.
Канифоль, как известно не только для всех скрипичных мастеров, но и музыкантов – струнников, представляет собой смолу, которую собирают с одного из различных сортов сосен и лиственниц по всей Европе, Азии, Северной Америке и Новой Зеландии. Название канифоль возвращает нас к древнему городу Колофон в Лидии, в котором уже в древние времена умели готовить сосновые смолы, первоначально использовавшиеся для медицинских и магических процедур.
Будущая канифоль, а именно сосновая живица, добывается непосредственно из растущих в лесах деревьев похожим способом, как добывают березовый или кленовый сок,- этот процесс не вредит дереву.
Затем эту смесь нагревают, пока канифольные смолы полностью не расплавятся. Её очищают, и после приготовления, этот «отвар» выливают в формы. В течение приблизительно 30 минут, канифоль остывает и твердеет, её поверхность сглаживается и становится блестящей. Канифоль упаковывается в тканевые мешочки, деревянные коробочки, или герметические мини контейнеры.
Канифоль может показаться одной из мелочей по отношению к скрипичному мастерству, но она имеет огромное значение для лиц, имеющих дело со смычковыми инструментами.
Каждый драгоценен для него кусочек превосходной канифоли, и насколько дурное приготовление ее невыгодно влияет на самый лучший инструмент, равно как и на игру виртуоза.
Хорошая канифоль должна быть прозрачна, лимонного цвета. Волосы
смычка, натертые ею, должны белеть и отнюдь не принимать желтоватого
оттенка. Струны от нее не должны чернеть, и она не должна прилипать к пальцам. Многие музыканты кипятят скипидар и еловую смолу с уксусом, но канифоль, приготовленная этим способом, сообщает струне резкость и
неприятный свист. Лучше всего сделать следующее:
распустить в новом горшке на умеренном огне, затем процедить сквозь грубое новое полотно в другой такой же горшок, который следует держать у огня. Затем из него делают пластинки или разливают в коробочки.
Из венецианского скипидара готовится лучший и красивейший сорт канифоли, почти белой. Для смычков контрабаса употребляется канифоль из еловой смолы с примесью белой смолы. Эти смолы берут в равном
количестве, растапливают и хорошо смешивают.
Правильный выбор и использование канифоли
При первой покупке канифоли, решите какого класса канифоль вы ищете: студенческого или профессионального уровня. Канифоль студенческого класса дешевле, но часто имеет песочный звук и при игре довольно много канифольной пыли падает на инструмент.
Как правило исполнители классической музыки предпочитают не экономить и покупают более дорогие виды канифоли профессионального уровня, так как они гораздо лучше соответствуют их потребностям. Канифоль профессионального уровня создается из более чистой, качественной натуральной смолы по особым рецептам и при игре производит более ровный и контролируемый тон скрипки, альта или виолончели
Затем решите, какого цвета канифоль Вам нужна и какого состава: светлая или темная.
В то же время, в случае экстренной надобности, скрипачи, альтисты и виолончелисты могут играть, как со светлой так и с темной канифолью.
Купить золотую канифоль и не ошибиться.
Многие музыканты, купив желанную канифоль и, прочтя в названии канифоли заветное слово GOLD, к сожалению заблуждаются, не найдя и не почувствовав ожидаемых характеристик, присущих канифоли с золотом.
Помните, как там у Жванецкого: «Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб. «
Все очень просто. Последние два десятилетия золотая канифоль для скрипки, альта и виолончели очень любима и популярна среди лучших мировых солистов, а также профессиональных оркестрантов. Тот, кто хоть один раз попробовал настоящую качественную канифоль с наличием в своём составе 999° золота, больше никогда не променяет её на дешевый суррогат ни под каким бойким названием.
Именно поэтому, некоторые производители канифоли идут на уловки и манипуляцию со словом Gold в названии, чтобы разрекламировать свой продукт и, по-возможности, хоть как-то продлить жизнь посредственной, устаревшей канифоли, не отвечающей современным требованиям исполнительства.
Не исключено, что через два года в вашей музыкальной карьере актуальность покупки хорошей канифоли для сдачи важных экзаменов и участия в конкурсах не будет больше важна, к сожалению, ввиду заката музыкальной карьеры.
Не только оркестранты, которые много гастролируют и часто бывают в разных странах с различными климатическими зонами с резкими перепадами температур и влажности выбирают для своего инструмента золотую канифоль, но и студенты, готовящиеся к ответственной сдаче экзаменов, стараются не забыть обновить свою канифоль с золотом.
Известно, что в качестве идеального компонента, присутствующего в канифоле может быть использовано только настоящее золото высокой пробы, которое не входит в химическую реакцию, прежде всего с самой канифолью. Тем самым, данная канифоль улучшает и поддерживает на прекрасном уровне игровые качества, соответственно, не ускоряя оксидации канифоли.
Из-за сильной оксидации, прежде всего с различными металличаескими добавками (серебро, медь, цинк, свинец, олово и метиаритная металлическая звездная пыль) канифоль теряет свои качества, необходимые при игре смычком. Соответственно, старение скрипичной канифоли – это, по сути, оксидационный процесс, одним из признаков которого является сильное пыление канифоли.
Серебряная канифоль, содержащая серебро, дает концентрированный, яркий тон и особенно эти качества проявляются в верхнем регистре. Она лучше всего подходит для скрипки или альта.
Иногда в рецептуру канифоли добавляют медь. Полагают, что она может облегчить игру для начинающих (особенно для детей, которые играют на маленьких скрипках 1/4, 1/2 или 3/4). Медь создает теплый, почти бархатистый, мягкий звук. Эта канифоль также популярна среди исполнителей старинной музыки.
Пыль, которая появляется во время применения канифоли раздражает исполнителей и даже может вызвать аллергию. Следите за своим здоровьем и старайтесь регулярно заменять старую канифоль, которая начала сильно пылить и значительно загрязнять ваш инструмент на новую, приобретая ее в специализированном музыкальном магазине, где вам смогут предложить действительно свежую канифоль.
Канифоль, имеющая в своём составе олово, а есть и такая разновидность, может принести больше вреда, чем пользы от ее использования. Существует медицинская гипотеза о том, что Рим пал, кроме всего прочего, из-за олова. Ведь, именно в оловянных котлах древние римляне готовили сироп, которым подслащивали вино, употребляемое в больших количествах. Вино, обогащенное оловом, оказалось губительным для здоровья римлян.
Для борьбы с аллергией на канифоль, некоторые компании также предлагают гипоаллергенную канифоль. Это чистая, не образующая пыли канифоль может приятно порадовать людей страдающих аллергией. К сожалению, ее звуковые и механические качества для исполнителей оставляют желать лучшего.
Гораздо проще и дешевле после каждой игры протирать лаковую поверхность струнного инструмента и трость вместе с колодочкой вашего смычка профессиональной безворсовой полиуретановой салфеткой Laubach или любой другой тряпкой из микрофибры но с меньшей эффективность.