Как использовать мяч на коррекционных занятиях
Игры с мячом, которые можно использовать для коррекционной работы с детьми
АЛЕСЯ ОСИПОВА
Игры с мячом, которые можно использовать для коррекционной работы с детьми
Используйте игры с мячом, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом. Помогите ребенку отреагировать переживания и высказать чувства к себе и другим в безопасной ситуации игры.
Игра «Я бросаю тебе мяч»
Цель: настроить детей на работу, поднять настроение, переключить внимание.
Инструкция: дети встают в круг и перебрасывают мяч. Когда ребенок перебрасывает мяч, он называет имя того игрока, кому его адресует, и добавляет,например: «Я бросаю тебе цветок, конфету, слона». Ребенок, который поймал мяч, отвечает на подарок,например: «Я очень люблю цветы», «Это моя любимая конфета», «Я еще никогда не катался на слонах». Далее продолжает передавать мяч.
Игра «Назови эмоцию».
Цель: помочь осознать свои эмоции и эмоции других людей, научить выражать и проговаривать свои чувства.
Инструкция: дети садятся в круг. Передают мяч по кругу и называют одну эмоцию, которая мешает общаться. Дети могут выражать эмоцию движением, позой, мимикой, жестами, интонацией. Затем в обратном направлении передаем мяч и называем и показываем эмоции, которые помогаю общаться.
Игра «Психологический мяч»
Цель: научить выражать чувства и эмоции, быть внимательным слушателем.
Инструкция: дети садятся в круг на ковре. Педагог «У нас есть волшебный мяч. Он умеет понимать послания и передавать его тому, кому оно предназначено. Кто хочет первым сообщить свое послание?».
Участник сообщает мячу послание, которое хочет передать одному из детей. Ребенок выбирает сверстника, но не называет его имя. Попросите выразить сообщение жестами и действиями с мячом. Например, погладить, погрозить ему пальцем, сжать мяч, ит. д. ребенок перекатывает мяч участнику, к которому он обращался.
Адресат держит мяч в руках и думает над посланием (может озвучить свои догадки, затем отправляет мяч в центр круга. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не отправит свое сообщение.
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей,.
Применение дидактической игры и игрушек самоделок в коррекционной работе с детьми На логопункте нашего учреждении корекционная работа с детьми осуществляется путём целенаправленной работы по преодолению фонетического и.
Игры с мячом для развития фонематического слуха Игры с мячом на развитие фонематического слухаМладший возраст 1 игра «Назови звук» (с мячом в кругу) Взрослый называет слово с выделением.
Консультация для педагогов «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми» СЛАЙД №1Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми. Современные дошкольники легко и с удовольствием.
Консультация для родителей «Игры, которые можно провести дома» Консультация для родителей «Игры, которые можно провести дома» «Путешествие на дачу» Скоротать время в дороге можно следующим образом.
Консультация «Как использовать комнатные растения в работе с детьми?» Как использовать комнатные растения в работе с детьми? Труд в уголке природы традиционно рассматривался как неотъемлемая часть воспитания.
Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми Методическое пособие «Нетрадиционные приемы коррекционной работы с детьми». Занятие № 1 Дыхательная гимнастика Выполняется.
Методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом,.
Консультация для родителей «Особенности коррекционной работы с детьми ОНР 4–5 лет» Консультация для родителей: «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет» Слайд 2 Слайд.
Статья. Игры и упражнения с мячом в коррекции речевых нарушений
Игры и упражнения с мячом в коррекции речевых нарушений.
ГБДОУ №44 Центрального р-на
г. Санкт-Петербурга, Мороз Светлана Анатольевна
В последнее время становится острее проблема увеличения детей с тяжелыми нарушениями речи. Одно из тяжелых речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР), так как представляет собой сложный симптомокомплекс, который включает в себя не только нарушение звукопроизношения, но и нарушение фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Все это затрудняет процесс речевой коммуникации. а так же вызывает в дальнейшем препятствие в овладении школьной программы, отражаясь на письме и чтении ( дисграфии и дислексии).
Для овладения письменной речи необходимо располагать целым рядом предпосылок, сформированных еще в дошкольном возрасте:
— развитие мелкой моторики;
— сформированность зрительно-пространственных представлений;
— развитие фонематических функций;
— развитие лексико-грамматической стороны речи.
В логопедической практике, для коррекции речевых нарушений довольно широко используют игры и упражнения с мячом:
— развивают ориентировку в пространстве, общую и мелкую моторику;
— развивают работу просодических компонентов речи;
— помогают разнообразить виды деятельности детей на занятии;
— развивает эмоционально-волевую сферу;
— активизирует непроизвольное внимание.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Игры и упражнения с мячом могут быть систематизированы по блокам:
— направленные на развитие мелкой моторики;
— направленные на развитие ориентировки в пространстве;
— направленные на развитие фонематических процессов, закрепление правильного звукопроизношения;
— направленные на развитие грамматического строя и расширение словарного запаса.
В практике логопедической работы с детьми с ОНР прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики.
Так же в своей практике я использую не только обычные мячи разных размеров и различных материлов, но и массажные мячики Су-Джок. С помощью Су-Джок терапии развиваются речевые, познавательные, эмоционально-волевые сферы ребенка, а так же благотворно влияют на весь организм в целом.
Упражнения подкреплены стихами, что позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
В результате упражнений с массажными мячиками Су-Джок, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
Так же работа может проходить параллельно по лексическим темам, подбираются стихи, скороговорки, чистоговорки.
Упражнения направленные на развитие мелкой моторики.
Оборудование: силуэты разного размера яблоки, маленькие мячики.
Ход упражнения: ребенку предлагается прокатить мячики по силуэту различными пальцами правой и левой руки, с проговариванием текста: Веточки на яблоньке
Девочки и мальчики
Оборудование : мячики Су-Джок.
Ход упражнения: мячик катать в ладонях в различных направлениях, пружинку надевать на каждый пальчик:
Как у нас семья большая да веселая:
Два у лавки стоят; два учиться хотят;
Два Степана у сметаны объедаются;
Две Дашки у кашки питаются ;
Две Ульки в люльке качаются;
Одна Маша не наша, да и та хороша.
1. Игра » Вправо-влево прокати, только мяч не упусти.
Оборудование: резиновые мячики небольшие по форме.
Ход упражнения. Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Мячом ребенок выполняет удары справа и слева от себя :
В руки мячик я возьму, справа им я постучу
Слева снова постучу и направо- прокачу.
Упражнения и игры на развитие фонематических процессов и закрепление правильного звукопроизношения:
Оборудование: мяч резиновый.
Ход игры. Дети передают друг другу мяч и называют слова, в названии которых есть звук (о): обруч, очки, поле, море, дом, ком и т. д.
Оборудование: мяч из ткани.
Ход игры: Логопед бросает мяч ребенку и называет слово.
Оборудование: резиновый мяч.
Ход игры : Логопед предлагает детям добавлять вторую часть слово к перовой которую назовет логопед. Поочередно кидать мяч каждому ребенку называя первую часть слова:
Ма. ша, Ди. ма, Го. ша, Ви. ка и т.д.
Оборудование: мячи по количеству детей.
ша-ша-ша- моя шуба хороша,
шо-шо-шо- в моей шубе хорошо,
шу-шу-шу- шубу я свою ношу,
ши-ши-ши- шейте шубы от души.
Упражнения направленные на развитие грамматического строя речи.
Игры и упражнения проводятся как в групповых занятиях так и индивидуально. Систематическое использование таких упражнений позволяет заинтересовать детей, а так же лучше и быстрее усваивать материал.
Как использовать мяч на коррекционных занятиях
Автор: Гарапшина Индира Рамилевна
Организация: МБДОУ «Балтасинский ДС №5 комбинированного вида»
Населенный пункт: пгт. Балтаси
Актуальнасть
Пожалуй, каждый малыш знаком с мячом. Игры с мячами достаточно популярны и встречаются у многих народов мира.
Современные мячи различаются по размерам и назначению. Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи – массажёры, антистрессовые мячи.
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений и т.п.
Основная часть
Не так давно в своей работе начала использовать антистрессовые мячики, и они так полюбились детям, что теперь ни одно наше занятие не обходится без них.
В развитии речи человека значительную роль играет двигательный анализатор. Исследованиями Н.С Жуковой, Е.М Мастюковой, Т.Б Филичевой и др. было выявлено, что у детей с нарушениями речи нередко отмечается недоразвитие тонких движений пальцев рук выражающееся в моторной неловкости, плохой координированности, замедленности либо наоборот, импульсивности движений. Такие дети позднее сверстников овладевают тонкими видами деятельности как изобразительная, трудовая, физическая, умственная.
Использование антистрессовых мячиков на логопедических занятиях даёт возможность быстрее развивать речь у детей дошкольного возраста, способствует улучшению кровообращения рук, помогает снять мышечное напряжение, нормализует мышечный тонус и работу нервной системы.
Антистресс-игрушки, что это такое и в чём заключается их практическая польза — это тот вопрос в котором я бы хотела детальнее разобраться.
Такое понятие, как стресс, к сожалению, известно каждому. Наибольшая опасность и коварство стресса заключаются в том, что он способен накапливаться. С развитием психологии, психиатрии и неврологии понятие стресса изучалось с разных сторон, вследствие чего рождались и новые способы борьбы с ним. Учёные открыли, что расслабить нервную систему и получить порцию удовольствия можно посредством тактильных ощущений. Точнее сказать, приятные эмоции от прикосновения к человеческому телу или определённым неорганическим материалам известны были всегда, но их потенциал раскрылся относительно недавно. Новые знания необходимо было воплотить: так появились антистресс-игрушки.
В логопедической деятельности с детьми, имеющими различные нарушения в речи, я использую антистрессовые мячи в трех направлениях. Для развития воздушной струи, интонационной окраски речи и для формирования анализа и синтеза. К концу обучения у детей наблюдается положительная динамика в определении места нахождения пройденных звуков в слове, улучшилась концентрация и усидчивость, развилась длительность воздушной струи.
Большинству людей для того чтобы восстановиться и привести нервную систему в порядок, требуется что-то мять в руках. Каждый из нас не раз ловил себя на механическом тереблении одежды, волос, кручении в пальцах ручек, постукивании костяшками по поверхностям. При этом есть простое и эффективное решение – мяч-антистресс, который помогает здесь и сейчас в каждой отдельной ситуации. Особенности воздействия на нервную систему. Сжимая и разжимая антистрессовый мячик, вы не только тренируете мышцы ладони и запястий, но и напрягаете всю руку. Инструкция простая: сжимайте игрушку на одну или две секунды, а затем отпускайте. Можно бросаться ею об пол и стены. При этом спадает мышечное напряжение в руке, и по цепочке расслабляются зажимы во всем теле. Мяч-антистресс – простой способ избавиться от негативных эмоций как для взрослых, так и для детей. Яркие рисунки и приятные текстуры при этом еще и поднимают настроение.
Антистрессовый мяч компенсирует нужду в подобных действиях, занимая руки и помогая успокоиться. Через мелкую моторику задействуются определенные участки головного мозга, отвечающие за эмоциональное состояние. Стрессовая нагрузка эффективно подавляется.
Помимо «занятия рук», игрушка выполняет ряд важнейших функций:
Современные магазины предлагают большое разнообразие антистрессовых игрушек. Модели отличаются формами: вместо идеальной сферы предлагается каплеобразная, грушеобразная или в форме зверушки, кубика, животного или предмета. Однако шар считается оптимальным вариантом: его вид сам по себе успокаивает, настраивает на внутреннюю гармонию. Благодаря приятным, спокойным цветам игрушка создаёт положительное впечатление.
Это касается прямого назначения антистрессовых мячиков, а теперь поговорим о том, как я использую их в своей логопедической деятельности.
Ребенок постоянно изучает, познает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать этот интерес и способствуют постоянному развитию ребенка, то необходимо предлагать детям различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.). Работа по развитию мелкой моторики начинается с самого раннего возраста. Грудному младенцу можно массировать стопы и пальчики рук, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняя простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, расширяется работы в данном направлении.
Игра — является ведущим видом деятельности в обучении и воспитании детей. Игровые формы работы дают поле для использования разнообразного оборудования, в том числе и нестандартного, так например антистрессовые мячики.
Высказывание В. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» раскрывает следующее, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.
В настоящее время темпы развития речи у детей катастрофически снижаются.
Несмотря на то, что в магазинах можно приобрести различные развивающие игрушки и посредством интернета включить ребенка в компьютерные игры, развитие мелкой моторики остается не на высоком уровне.
Именно поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо включать нетрадиционную форму закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением антистрессовых мячей способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
Играя с антистрессовым мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т.д.
Одной из форм работы с детьми по развитию мелкой моторики рук являются пальчиковые игры с предметами.
Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с антистрессовым мячом мячом.
1) Упражнение «Смайлик»
Представьте, что к вам в гости пришел смайлик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Смайлик в гости к нам пришел —
Много радости нашел.
Мы растянем рот в улыбке,
Тут не может быть ошибки.
А потом сожмем в трубу,
Повторим мы ду-ду-ду.
А потом прищурим глаз,
Смайлик с нами поиграл,
Нам «Спасибо!» он сказал.
2) Выполнять можно движения с антистрессовым мячом придумывая из них сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.
Предлагаю Вашему вниманию послушать авторскую сказку «Путешествие Капельки» и выполнить, согласно тексту, движения с антистрессовым мячом.
Был пасмурный серый день, тучи заволокли небо и начался дождь. (каждым пальцем по очереди нажать на мяч) Но потом выглянуло солнышко и ярко засветило. (сжать мяч между ладонями, сделав плоский круг) На траве осталась большая блестящая Капелька. Вдруг она ожила и улыбнулась. (растянуть мячик в улыбке) Она очень обрадовалась и стала прыгать по лужам. (прыгать мячиком по столу). Но солнце грело очень сильно и Капелька начала испаряться, она превратилась в пар и вернулась на облачко. (подбрасывать вверх мяч и ловить). Вот такое было путешествие Капельки из облачка на землю и обратно.
3) Развитие воздушной струи с помощью антистрессового мячика.
Намотать большое количество шерстяных ниток, так чтобы они скрывали нарисованное лицо «Смайлика».
Ход игры: Посмотри кто к нам пришел? Какие у него длинные волосы, закрывают лицо и мы не можем его разглядеть. Давай сделаем глубокий вдох носом и выдахнем ртом не надувая щек. Направленная воздушная струя разгонит волосы и мы увидим его лицо.
4) Развитие интонационной окраски голоса.
На антистрессовые мячики с помощью двустороннего скотча приклеиваются лица изображающие разные эмоции (радость, грусть, страх, злобу, удивление)
Ход игры: Давай выберем себе любой «Смайлик». Как ты думаешь, какую эмоцию он испытывает, какая у него интонация? Давай повторим за мной предложения с такой же интонацией? (В предложениях закрепляются поставленные звуки.) Затем ребенок выбирает другой «смайлик».
5) Развитие анализа и синтеза.
На антистрессовые мячики с помощью двустороннего скотча приклеиваются схемы-символы гласных звуков.
Ход игры: Перед вами поезд с тремя вагонами. Посадите смайлики с гласными звуками в нужные вагоны в зависимости от того где находится звук в слове: в начале, середине или конце.
Заключение
Предложенные игры с антистрессовым мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.
Использование методики с коррекционными мячами (фитболами) в физкультурной работе в ДОУ (с конспектом занятия)
На протяжении ряда лет, занимаясь физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, я обратила внимание на прогрессирующее ухудшение здоровья дошкольников.
Из-за диспропорциональности развития, незрелости движений часто для детей в детском саду оказываются не выполнимыми требования, предусмотренные “Программой воспитания и обучения в детском саду” М.Васильевой (новая редакция). Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Что особенно важно для детского сада с логопедическими группами, которые есть и в нашем дошкольном учреждении. Для таких ребятишек необходимо применять такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обаяние) и переработки информации.
Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мечами, или фитболами, высокая эффективность которой была оценена педагогами на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских сада Санкт-Петербурга.
В своей работе авторы: Т.С.Овчинникова, кандидат педагогических наук и А.А.Потапчук, кандидат медицинских наук, доцент предложили собственные разработки коррекции движений у дошкольников с проблемами развития. Ознакомившись с данной методикой, я начала применять её в действии в комплексах утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, как физкультминутки. Авторы предлагают методику занятий с фитболами в разнообразных формах. Это: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки и т.д.
Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.
Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета поразному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.
Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза.
Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу, на мяче; стоя с мячом; на коленях; в приседе.
1.А.А Потапчук, Т.С. Овчинникова. Двигательный игротреннинг для школьников. Санкт-Петербург, издательство “Речь”, 2003 год.
Конспект физкультурного занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Перед тем как заниматься,
Упражнение на дыхание: “Мыльные пузыри”
И.п.: ноги вместе, руки у лица, как будто держат во рту соломинку и надувают мыльные пузыри.
— Наклоняем мы головку, (для шеи)
Делаем всё это ловко.
И.п.: сидя на мяче, руки на поясе.
1.- наклон головы вперёд.
2.- исходное положение.
3.- наклон головы назад.
4.- исходное положении.
— Подъём руками начинай, (для рук)
Но смотри, не отставай.
И.п.: стоя, мяч в опушенных руках.
1.- поднять руки вверх, потянуться- вдох.
2.- опустить руки – выдох.
Выполнять в медленном темпе (6 раз)
— Будем все стараться, (наклоны)
И.п.: сидя на мяче, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Вдох обычный, на выдохе имитировать “стон” на гласном звуке “о-о-о”. (6 раз)
А теперь пора присесть, (приседание)
Наши ножки разогреть.
И.п.: стоя, мяч на полу.
3.- исходное положение.
Дружно крутим мы педали, (для ног и туловища)
Вы такого не видали.
1.- имитация ходьбы с высоким подниманием колена, сидя на мяче.
Дыхание свободное, темп средний. (1-2 мин.)
Посмотрите-ка на нас, (прыжки)
Прыгать будем мы сейчас.
Ритмичные прыжки сидя на мяче.
Дыхание свободное, темп средний. (20 раз по 2)
А теперь опять пойдём,
И немножко отдохнём.
И.п. стоя, мяч перед грудью в согнутых руках.
Ходьба на носках, в полуприседе, обычная с постепенным замедлением.
Спину держать прямо, дыхание свободное (3мин.)
1. Основные движения:
1. прыжок в длину с места. (8раз)
2. ходьба по шатающейся гимнастической скамейке. (8раз)
Мяч прижат пятками к ягодицам. Ползание лёжа на животе вперёд и назад с одновременным движением рук.
2. Подвижная игра с мячом- фитболом “играй, играй, мяч не теряй!”
Дети располагаются по залу.
Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает.
После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх и замереть.
Тот, кто не успел поднять мяч, выбывает из игры, идёт отдыхать на “скамью штрафников”.
III Заключительная часть.
Упражнение на расслабление “Руки отдыхают”.
И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища.
— повороты корпуса влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.