Как использовать тушь для рисования
Школа рисования
Базовые знания каждого художника и иллюстратора
Способы работы с тушью — шпаргалка для Inktober
Планирую в этом году параллельно с инктобером публиковать полезные посты по теме, надеюсь мы все вместе дойдем до конца и насладимся рисованием по полной.
Для тех, кто рисует в первый раз тушь может показаться скучным и грязным материалом, но это все потому, что вы скорее всего «не умеете ее готовить». Я покажу несколько приемов рисования тушью, которые помогут даже самую обычную картинку сделать эффектнее и которыми я сама пользуюсь.
Начнем с рисунка перьями. Рисуют в основном остроконечным пером, продается очень много где, бывает разным по качеству и по мягкости. Как понять что перо мягкое? У него очень большой разброс толщины линии и само оно гибкое. Попробуйте провести линию постепенно нажимая на перо, как правило оно раскрывается и линия расширяется. Не переусердствуйте, иначе можно погнуть кончик или вообще сломать усики. Если перо жесткое, оно практически не гнется, а линия получается более четкой. Мне нравится использовать остроконечные каллиграфические перья, они дают красивые линии и очень хороши по качеству.
Вот хорошая картинка с перьями, если вам захочется попробовать потом каллиграфию они тоже сгодятся. Заказать можно или на Jackson’s или поискать в российских магазинах.
Итак перо у нас есть, если оно новое, протрите его спиртом или подержите кончик над огнем. Если перо царапает бумагу, попробуйте слегка потереть его кончик об наждачку, только не переусердствуйте. Если перо продолжает цеплять бумагу, возможно дело в ней и лучше сменить ее на более гладкую.
Что же пером можно делать?
Все, что угодно от линий до штриховки. Принцип как и в карандаше, так же есть тоновая шкала, можно использовать штрихи разной формы. Можно комбинировать в одной работе разную толщину штриха и разные направления, делая интересные текстуры.
Я нарисовала небольшую шпаргалку, надеюсь из нее все понятно. Вообще полезно делать такие вещи перед работой, подборку текстур, чтобы потом не задумываясь их применять.
Переходим к кистям. Кисть годится синтетическая, она более упругая, ватебраш тоже можно, но не лейте тушь внутрь, она забьет кисть и ее придется выкинуть.
Кистью так же можно делать приноровившись штриховку или размывать пятно водой, добиваясь акварельного эффекта, но тут бумагу лучше брать поплотнее или акварельную с небольшой фактурой. Очень удобно заливать кистями большие объемы.
После рисования кисть надо обязательно промыть, иначе она слипнется и будет портиться. Потом ее можно размочить в теплой воде, но качество уже будет хуже. Перья тоже надо после работы протирать от туши, лучше не мыть вставленное в ручку — может заржаветь. В процессе работы лучше иметь под рукой тряпочку из неворсистого материала и протирать перо от остатков засыхающей в процессе рисования туши. Так как макать в тушь рекомендуется только кончик пера, тушь надо отлить в любую неглубокую емкость. Мне очень нравится использовать неглубокие подставки под яйца — они небольшие, симпатичные, устойчивые и мне удобно с ними работать.
Надеюсь этот пост оказался для вас полезным и поможет в Инктобере.
В следующем посте планирую поговорить про передачу объема и работу с большими плоскостямию. Если у вас есть вопросы или предложения — не стесняйтесь писать комментарии.
Начинаем рисовать тушью
Исследуем возможности рисования тушью и делимся советами, как начать работать с этим универсальным материалом.
Манера рисования тушью может быть такой нежной или энергичной, как подсказывает вам ваш темперамент; подберите ее опытным путем. В этой статье я разъясню, с чего нужно начать: от выбора подходящих материалов и принадлежностей до овладевания разными техниками.
1. Используйте правильный захват
Держите ручку поближе к наконечнику под углом примерно 45 градусов. Штрихи обычно начинаются рядом с вашим телом и затем отходят от него. Задействуйте всю руку и плечо, а не только запястье.
2. Тренируйтесь проводить черточки
Совершенствуйте свои штрихи инструментами для туши
Потратьте время на развитие умения обращаться с ручкой с помощью упражнений. Потренируйтесь делать широкие штрихи, жирные линии, четкие завитки, изящные точки, изогнутые и прямые линии. Убедитесь, что все они у вас получаются и вертикально, и горизонтально, и по диагонали.
3. Продумывайте композицию
Традиционный рисунок ручкой и тушью подразумевает работу черной тушью по простой бумаге, а также создание пространства посредством толстых или тонких линий и повторение штрихов для текстуры. Вам лучше начать с фокуса вашей композиции и продвигаться на периферию, где находятся второстепенные элементы. Главный предмет у вас должен содержать тяжелые жирные линии и обладать наибольшей детальностью и контрастностью.
4. Делайте предварительные наброски
Есть несколько способов разметить рисунок, прежде чем работать ручкой. Многие художники делают зарисовки карандашом HB и стирают лишнее, только когда ручка высохнет. Художники комиксов и манги часто пользуются нефотографируемыми синими карандашами. Как вариант, слегка наметьте рисунок ручкой PITT теплого светло-серого цвета или набросайте его легкими мазками туши, разбавленной водой.
5. Меняйте тон и текстуру
Штрих может определять тон и текстуру вашего рисунка в туши
6. Пробуйте разные инструменты
В вашем распоряжении много инструментов для рисования ручкой и тушью; поэкспериментируйте с разными вариантами и найдите тот, который лучше всего подойдет к вашему стилю. Мы рекомендуем выбрать водостойкую тушь, если только вы не собираетесь работать нежными мазками кистью. Конечно, здесь нет «единственно правильного» решения: все зависит от того, какой именно рисунок вы хотите получить.
7. Попробуйте перья
Выбирайте ручки, наконечники и тушь, соответствующие вашему стилю рисования
Перья дают огромный диапазон линий: от крайне узких до довольно широких. Хотя их нужно макать в тушь, и это может быть неопрятным. Если вы выбираете перо, то лучше наполнить чернильницу так, чтобы, когда наконечник касается дна, тушь покрывала его на три четверти. Вытирайте наконечник пера каждые 10 минут, чтобы тушь все время ложилась ровно.
8. Экспериментируйте с кистью или ручкой-кистью
Возможно, вам будет лучше работать ручкой-кистью, чем пером
Многие художники предпочитают кисти, потому что те дают больший контроль над линиями. Опускайте кисть вниз для толстых, жирных линий или поднимайте ее над бумагой почти полностью для узких и тонких. Размеры 1-3 обеспечивают большое разнообразие.
9. Попробуйте прорисовывать детали капиллярными ручками
Некоторые художники предпочитают кисточкам капиллярные ручки
Капиллярные ручки создают жесткие, сильные линии. Некоторым художникам такие нравятся больше, чем мягкие, изогнутые мазки от кисти, но им недостает многообразия линий, свойственного перьям, кистям и ручкам-кистям, и рисунок часто получается более механическим, менее выразительным.
Школа рисования
Базовые знания каждого художника и иллюстратора
Рисование тушью — часть 2 про инструменты
Тушь хороша тем, что ей можно рисовать по-моему абсолютно любыми инструментами. Я расскажу про то, что пробовала или планирую попробовать сама, а в частности про перья, рапидографы, кисти и нетрадиционные материалы. Про бумагу и тушь я уже немного говорила в предыдущем посте, так что углубляться не буду.
Самый первый инструмент, который использовался для письма и рисования тушью — птичье перо. Обычно это были утиные перья, но когда возникала необходимость нарисовать более тонкую линию, выбирали перо вороны. Кончик пера, заостренный с помощью специального ножа, окунался в чернила, и полый стержень пера удерживал достаточно чернил для того, чтобы сделать несколько штрихов. Сейчас уже конечно с птиц перья дергают только эстеты, для остальных изобрели целую кучу разных металлических перьев.
Есть перья для письма, а есть перья для рисования. Перо для письма по сравнению с обычным для графических работ имеет более широкий наконечник. Вообще есть куча разных классификаций перьев в зависимости от типа письма или рисования, я еще пока ее целиком не уяснила и для себя делю перья на на 3 большие группы – ширококонечные, остроконечные, и рондо.
Ширококонечные перья – кончик похож на маленькую лопатку. Бывают металлическими, тростниковыми, бамбуковыми, птичьими и даже деревянными.
Остроконечные перья – похожи на копьё средневекового рыцаря в миниатюре. Изготавливаются из металла или перьев птиц, обычно гусиных. Именно такие перья чаще всего используются для рисования.
Рондо – металлическое перо. В каллиграфии им пишут чертежный шрифт при подписывании чертежей и плакатов. На кончике имеет «блинчик», за счёт которого и получается «эффект шариковой ручки» — то есть линия одной толщины в любом направлении движения пера. Не очень хороший выбор вообще, я такими не пользуюсь.
Также в каждом пере есть расщеп и должен быть тушедержатель.
В остроконечном один расщеп, а в ширококонечном бывает один или два – на это влияет ширина самого пера. Придуман расщеп для того, чтобы тушь или чернила удерживались между краями пера, и стекали на бумагу точно через кончик пера в необходимом количестве.
Тушедержатель (этот такая штучка надевается на перо) нужен для того, чтобы не приходилось поминутно заправлять перо тушью – с помощью этого нехитрого приспособления можно написать несколько букв за одно заправление пера тушью.
Причём не рекомендуется обмакивать само перо в чернильницу – от этого образуется нежелательный наплыв туши на кончике пера, а тростниковые перья и вовсе быстро изнашиваются вследствие размокания их рыхлой внутренней части. Надо заправлять тушью образовавшееся пространство между пером и тушедержателем с помощью кисточки, которая выделяется специально для этой цели.
Еще раз повторю, что перед первым использование кончик пера нужно прокалить над огнем, чтобы убрать специальный состав, защищающий перо от ржавчины.
Я рисую обычно остроконечным пером, примерно таким — это японский G pen.
На пере нужно избегать появления осадка, поскольку это непосредственно затрагивает качество проводимых линий. Перо хорошо очищается обычным споласкиванием в проточной воде (из-под крана) Наиболее важный момент очистки — вначале необходимо вынуть перо; в особенности, если ручка имеет металлический зажим для фиксации. Металл подвержен коррозии: если не вынуть перо, его неизбежно заклинит в зажиме. После полной очистки пера и зажима их следует насухо вытереть салфеткой или куском хлопчатобумажной ткани.
Для перьев есть разные держатели. Например такие для письма Copperplate для рисования не подходят
Наш выбор вот такой. Здесь сверху вниз обычный держатель (у меня такой), универсальный и для тонкого пера. Второй подходит тоже для тонких перышек.
Лучше, чтобы держатель был либо пластиковым, либо покрыт лаком, так он будет меньше размокать и портиться. Подбирать держатель нужно под вашу руку, я для удобства частенько наматываю изоленту или надеваю резиновые мягкие штучки с ручек, чтобы не уставали пальцы. Это кстати еще добавляет вес, а мне удобней держать более тяжелый держатель.
Много полезного пишут про перья в Википедии.
Теперь немного про кисти. Из своего опыта могу сказать лучше брать кисти для каллиграфии, у них большой диапазон толщины линии. Если таковых нет, для большинства работ подойдет синтетика, за счет своей упругости и жесткости, хотя на самом деле я встречала людей, которые щетинными кистями пишут шедевры тушью, так что тут индивидуальные предпочтения и личные пробы очень пригодятся. Мне лично удобна синтетика еще тем, что ее проще отмыть, а делать это нужно обязательно после каждой работы. Синтетика не боится мыла, быстро сохнет и вообще непривередлива. Все мои белки, колонки и прочие нежные звери тушь не держат вообще.
Отдельно стоит сказать про BrushPen — это синтетическая кисть уже с резервуаром с тушью. Я в качестве аналога иногда заправляю разбавленной тушью Waterbrush — получается что-то похожее. Здесь главное правило — то, что заливается в картриджи и кисти должно быть либо разбавленным, либо специальным, для заливки в рапидографы и изографы, иначе все ваши устройства после высыхания намертво склеятся внутри и их придется выкинуть.
Теперь о самом загадочном — изографы и рапидографы. Чем отличается изограф от рапидографа?
Некоторыми особенностями конструкции пишущего узла и способами заправки, но на практике – ничем. Ходит слух, будто изографом можно рисовать под наклоном, а рапидографом – только строго перпендикулярно бумаге. На самом деле оба могут рисовать под разумным наклоном. Вот так выглядят изографы.
А вот так рапидографы
Изографы и рапидографы не самое дешевое удовольствие, и при этом капризное. Их нужно чистить и промывать хотя бы раз в месяц, следуя инструкции. И ни в коем случае не разбирать больше, чем та же инструкция позволяет – иначе обратно не соберете! Заправлять их можно только специальными чернилами для рапидографов, лучше фирменными. Обычные чернила или тушь – самый легкий способ испортить инструмент. А портятся они часто даже сами по себе, особенно тонкие, от 0,1 до 0.25 мм, и в один прекрасный день отказываются рисовать. Одна из причин: искривление наконечника или металлической «нитки» толщиной с волос, расположенной внутри конструкции на утяжелителе. С ее помощью чернила прокачиваются в стальную трубку наконечника, и от слишком активных встряхиваний она может погнуться. Такой инструмент починке в домашних условиях не подлежит.
Вот кстати так устроена ручка изнутри.
Зачем покупать дорогой и капризный инструмент? Можно ли вместо него использовать гелевые, капиллярные ручки или маркеры? Можно. Тут дела вкуса и финансовых возможностей. Но рапидографы пишут чернилами, близкими по качеству и цвету к туши для рисования, их удобно использовать как вспомогательный инструмент в рисунке пером и тушью, например, в манге. Основной плюс – варианты толщины линий. Изографы и рапидографы начинаются от 0,1 мм в диаметре до 2 мм и имеют около 15 градаций толщины. Толщина гелевых и капиллярных ручек около 0,5 мм и редко бывает другой. Изографы и рапидографы дают одинаково тонкую идеальную линию без потеков и точек, что иногда тоже может быть важно
Линеры — хороший, более дешевый аналог изографов и рапидографов. Я в основном пользуюсь ими, а не гелевыми ручками, они дают более ровную линию без потеков, чернила не блестят и не размываются водой, по крайней мере у Faber Castell. Stabilo размываются отлично. Однако у них мало градаций толщины по сравнению с изографами и рапидографами, они довольно быстро кончаются и одноразовые.
Еще я хотела упомянуть несколько нестандартных материалов для рисования. У меня есть диковинное стеклянное перо, привезенное мамой из Израиля. Перо представляет из себя красивое веретено сужающееся от корпуса к пишущей точке. А чернила набираются вот в эти самые спиральные бороздки снаружи пера. В моем варианте оно немного царапало бумагу, что решилось шлифовкой кончика мелкой наждачкой. Фишка такого перышка в том, что оно набирает больше чернил, чем обычное, но не имеет градации толщины линии.
Можно рисовать деревянными палочками и клинышками, затачивая их под разными углами. Они дают интересную текстуру и линию.
Интересные результаты можно получить, используя губки, ватные диски и ватные палочки — здесь все зависит только от вашего бесстрашия и тяги к экспериментам. Так же можно протирать бумагу наждачкой, комбинировать с акварелью, гуашью, клеем — в общем полная свобода.
Вот такой огромный получился пост, я старалась ничего не упустить и буду рада вашим комментариям об инструментах, которыми вы пользуетесь или хотите попробовать.
В следующем посте я планирую немного рассказать про технику рисования тушью.
Советы художникам: основные правила при работе с тушью и пером
Из чего состоит перо?
Само перо состоит из двух элементов: наконечника и держателя. Держатель – это стержень, в нём есть крепление для наконечника. Следует быть осторожным, покупая держатель потому, что под его крепление перо (наконечник) может и не подойти. Наконечники бывают двух типов: острые и толстые. Лучше начинать с рисования острым наконечником, т.к. им легче выводить линию и сопротивление бумаге меньше, нежели у «толстого» пера (наконечника). Когда перо собрано, то мы можем убедиться в том, что от нажима будет зависеть размер линии: при давлении на инструмент створки наконечника расходятся, тем самым задавая толщину линии.
Основные правила при работе с тушью и пером
1) Рука, в которой мы держим перо не должна находиться в подвешенном состоянии (локоть положить на стол), свободно двигается только кисть руки. Вторая рука придерживает лист.
2) Не нужно макать перо в тушь до стержня, достаточно обмакнуть наконечник (чуть выше прорези на наконечнике). Лишнюю тушь следует убирать, проведя плоскостью пера о край баночки с тушью.
3) Необходимо правильно взять перо и вести его под нужным углом. Перо должно идти мягко, не скрипеть и не царапать бумагу.
4) Как уже было упомянуто, тушь – текучий материал, поэтому следует организовать своё рабочее место: надеть фартук, постелить газету на рабочий стол. Приготовьте салфетки на всякий случай.
5) Во время работы нужно помнить, что туши нужно время, чтобы высохнуть, поэтому рисовать следует начинать с противоположной стороны листа, считая от вашей рабочей руки (если в правша, начните с левой стороны листа).
6) Не стоит сразу преступать к большой работе, всегда лучше тренироваться на черновике. Наберитесь терпения, ведь пером не так-то легко управлять.
7) Брать чернила на перо следует аккуратно: не переборщить, иначе будет клякса, и не брать слишком мало, а то перо может поцарапать бумагу
8) Проводить пером несколько раз по одному и тому же месту – плохая идея, т.к. это чревато разводами, кляксами, нежелательными утолщениями и поцарапанной бумагой. Не стоит гнаться за абсолютной ровностью линии на первых парах. Чтобы перо Вас слушалось, необходимо тренироваться и делать многочисленные наброски.
С чего начинать рисовать?
Наилучшим вариантом для первоначальной отработки навыков можно считать написание цветов и растений, т.к. рисование растительности в целом не требует строгих ровных линий. Вы сосредоточитесь на том, чтобы прочувствовать инструмент добиться и быстро добьётесь желаемого результата. Далее модно будет приступать к натюрмортам и пейзажам.
Как использовать тушь для рисования
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Том Ричмонд. Методы работы тушью.
Когда я впервые стал задумываться о карьере художника-карикатурщика, меня очень интересовала, обводка тушью. Мне казалось, что это искусство требует много времени для освоения, а хуже всего было отсутствие хороших пособий. Я нашел одну книгу, которую рекомендую всем, она называется «Искусство рисования комиксов тушью» Гэри Мартина (The Art of Comic Book Inking by Gary Martin), которая до сих пор является лучшей, на мой взгляд. У меня было много проблем, чтобы найти хорошее пособие по рисованию тушью.
Тушь кажется пугающей, кажется, что в случае ошибки вы не сможете что-либо исправить. Я часто чувствовал, что разрушил бы карандашный рисунок, растворил бы его энергию, своей неуверенной техникой рисования тушью. Чтобы научиться, я смотрел на настоящих мастеров, чтобы увидеть, как они делают то, что делают. Это были такие художники как: Уолли Вуд, Джек Дэвис, Вилл Эиснер, Милтон Канифф, Хал Фостер, Морт Друкер … список можно продолжить.
Однако я обнаружил, что каждый из них использовал свою технику и свой стиль, подражание их методам только заставило бы мои рисунки быть похожими на рисунки Друкера или Вуда (о’кей, на плохие рисунки Друкера или Вуда). Для меня стало очевидно, что подражание их способам, позволило узнать как тот или иной художник передает форму или объем тушью, это была лишь практика проб и ошибок, учило рисовать с твердостью и эффективностью.
К сожалению, я был очень нетерпелив, чтобы нарабатывать сой собственный стиль, поэтому я донимал других художников, зная, что они дадут мне совет или некоторые инструкции. Чаще всего говорили, что мне стоит больше практиковаться, однако за это время я все же узнал немало хитростей, уловок и способов. Мне даже было позволено иногда наблюдать за работой мастеров, стоя у них за плечом. Множество вещей я открыл самостоятельно, они просто накапливались с годами и сделанными рисунками.
Я разработал небольшую обучающую программу по рисованию тушью и сейчас поделюсь ею с вами. Только с небольшой оговоркой, я считаю себя «проходимым» контуровщиком на данном этапе моей карьеры. Я не думаю, что со своим способом я получу какую-нибудь премию, или встану в один ряд с мастерами вроде Вуда или Эйснера. Однако я больше не приближаюсь к перу и туши с опаской и ненавистью, я даже получаю огромное наслаждение от работы до тех пор… пока ручка не делает «сссссссскккриииттччч» и не забрызгивает всю страницу. Тогда я начинаю проклинать все на свете.
Начнем с карандашного наброска
Это карандашный рисунок, на примере которого я буду показывать вам мой способ контруровки:
Данный рисунок, в конечном счете, станет цветным постером. Это важно учитывать, поскольку, если бы я захотел оставить работу в черно-белом варианте, потребовалось куда больше времени для прорисовки форм и объемов. Здесь придется приложить больше усилия на этапе колорирования, но ради обучения работе с тушью, я выполню чуть больший объем рисования, чтобы показать различные способы, понятия и методы. Обратите внимание, что карандашные линии легки и в некоторых местах прерывисты, некоторые линии я не буду использовать в дальнейшем.
При работе я пользуюсь как кистями, так и перьями. Перья Gillott 303, кисти Winsor Newton Series 7 № 2 и № 6 (для закрашивания больших площадей). Тушь Pelican’s Drawing Ink для перьев и Dr. Martin’s Black Star под кисточку. Я использую Black Star для рисования кистью, потому что она дает плотный цвет и не становиться серой, после стирательной резинки как Pelican. Линии от кисти ложатся более тонким слоем, и после стирания получается светлее, чем линия от пера.
Из бумаги я предпочитаю Strathmore 500 Bristol из 3-4 проклеенных слоев с немного шероховатой поверхностью. Мне нравится бумага с шероховатой поверхностью, потому, что она придает линиям некоторую теплоту и очарование, в отличие от бумаги с гладкой, хорошо проклеенной поверхностью.
Есть свои за и против относительно применения любого из этих инструментов. В основном, это сводится к результату, которого вы хотите достичь, и вашим предпочтениям. Мне нравятся оба инструмента, поэтому я использую их вместе. Но все же, чаще я использую перо, потому что мне нравится его более грубая, несовершенная линия в противоположность очень гладкой линии от кисти. Я думаю, что у пера больше индивидуальности. Кисть стоит применять для больших, широких кривых линий, которые трудно провести в одно движение. Также использую кисть, чтобы прокладывать сплошной черный тон или, например, когда рисую длинные волосы или оперение и хочу, чтобы они выглядели гладкими.
Кисть расходует намного меньше туши, ложится на поверхность тонким слоем и высыхает намного быстрее, что позволяет раньше приступать к работе над следующим слоем. Кисть позволяет рисовать линии различной толщины за один прием – от волосяной до очень толстой. Есть у кисти и отрицательные стороны. Она требует большой концентрации внимания, если я устал или несосредоточен рисование ею может очень быстро меня расстроить. Ею трудновато нарисовать, острые углы и мультинаправленные линии. Работа кистью очень сильно отличается от работы карандашом и пером. Я очень люблю использовать кисть в работе с тушью. Но всему свою подход.
Перо позволяет делать мне самые разнообразные движения. 303 не цепляет бумагу, как игла рапидографа, таким образом, могу проводить линии так, как я это делаю карандашом. Если я аккуратен, то могу менять направление и даже делать загогулины или резкие повороты. Я могу получить линию различной толщины, 303 дает прекрасную ровную линию, такую как нужно. Отрицательные стороны перьевой ручки: перо не всегда идет мягко. Иногда я провожу пером две линии и вынужден его выбросить и взять другое. В другой раз мне попадается хорошее перо, которым я рисую много часов. Пера с жестким кончиком хватит, вероятно, на две работы. Этот инструмент оставляет на бумаге очень толстый слой туши, так что требуется много времени, чтобы она просохла, иначе ее можно размазать или украсить отпечатками своих рук часть работы. Это заставляет одновременно работать сразу над несколькими частями рисунка и ждать 10-15 минут пока они просохнут. Перья расходуют очень много туши и необходимо постоянно окунать их в чернильницу.
Наблюдая за несколькими контуровщиками во время работы, я понял, что самое главное что нужно, когда рисуешь тушью – это уверенность. Вы не можете быть робким, рисуя тушью, иначе, потеряется вся экспрессивность и энергия, и финальный результат будет далек от идеала. Вы должны верить в то, что сможете провести линию именно там, где хотите. Если будете очень много рассуждать и наносить штрихи медленно, никогда не добьетесь уверенно выглядящей работы.
Это похоже на езду на велосипеде… вы можете поставить на него дополнительные колеса (медленные и неуверенные штрихи), и вы, несомненно, доберетесь до пункта назначения, но это не будет изящно и симпатично. Если вы снимете дополнительные колеса, то первые разы будете падать, а ваши локти и колени украсятся царапинами, но, в конце концов, вы научитесь! Не торопитесь, но и не медлите. Выработайте хороший ритм, и, прежде всего – рисуйте. Рассмотрите свои линии и нарисуйте их вновь. Думайте о форме, которую вы рисуете, она должна занять место в вашем воображении, чтобы затем попадать оттуда в вашу работу.
Я всегда начинаю работу с главного элемента рисунка, а затем работаю над задними и маловажными элементами. Могу заметить, что это заставляет первостепенные элементы выделиться, а все остальное отступить. Обычно, объекты, на которых надо сосредоточиться, будут иметь самые тяжелые и смелые линии, больший контраст и детали, тогда как маловажные будут прорисованы гораздо более слабыми линиями.
Данное утверждение не работает, когда изображается объект, который должен выделяться из темноты, являясь самой простой и легкой ее частью.
В данном случае, это сцена на открытом воздухе при дневном свете, поэтому остановимся на первом варианте. Пожилая леди на переднем плане, сопровождаемая другой дамой и двумя больших парнями позади – центр картины. Остальные – только дополнение, за исключением парня, лежащего на земле в правом нижнем углу – он также часть переднего плана, уравновешивает картину.
Следующая вещь, над которой стоит задуматься – источник света. Это дневное время и действие происходит на улице, следовательно, источником света будет солнце, расположенном сверху и спереди перед персонажами. Самый простой способ обозначить источник – линии, удаленные от источника света сделать толще и насыщеннее, тех, которые расположены к источнику ближе… это разумный и последовательный подход. Есть и другие.
Некоторые контуровщики рисуют более тяжелый наружный контур вокруг объекта, используя более тонкие линии во внутренних областях. Это создает более плоский и стилизованный, но эффектный вид. Лично я не использую методы, которые жестко определяют источник света.
Мне кажется, что часто важнее подчеркнуть глубину изображения, чем рисовать далекие от источника света контуры темными, а близкие светлыми. Иногда вы должны утолщить линию, чтобы отделить один объект от другого, независимо от источника освещения. Однако я всегда учитываю источник, когда начинаю работу.
Держим перо правильно
Перво-наперво, следует удостовериться, что ты держишь перьевую ручку или кисть правильно. Не стоит держать инструмент далеко от наконечника – это неустойчивое положение, любая малейшая неровность на поверхности бумаги приведет к искривлению линии. Держите перо или кисть рядом с наконечником, это дает куда лучший контроль.
Также важен угол, под которым вы держите перо о время работы. Вы задумывались, что рисование пером возможно лишь благодаря силе поверхностного натяжения жидкости (чем острее угол, тем больше сила поверхностного натяжения). Так что старайтесь держать ручку как можно параллельнее плоскости рисования.
Очевидно, что ваша рука будет вам мешать, но все же держите ручку за наконечник, это заставит ее двигаться ровнее и менее нервно. Расположите рабочую поверхность под удобным для вас углом. Линия от пера может потечь, когда вы рисуете по направлению вниз, и стать бисерной при движениях вверх – а это уже проблема.
Я подставляю колени под край моего рабочего стола, чтобы добиться переменного угла и облегчить себе работу.
Движение при рисовании
Большинство людей имеют максимальный контроль над проведением линии по направлению от тела к краю листа. Если вы правша, как и я, то вам проще всего совершать движения по направлению вправо. При рисовании сверху вниз ваша рука упирается в тело, если вы развернете плечо наружу, то вам придется вывернуть запястье назад, чтобы удержать рабочую поверхность в неподвижном состоянии. По крайней мере, для большинства это будет проблемно. Попробуйте провести несколько линий по направлению от тела. Это особенно заметно при работе с кистью… попробуйте нарисовать широкую, плавную линию по направлению от вас, а затем проведите такую же линию по направлению к себе. Вторая линия, наверняка, получилась не такой красивой. К коротким линиям применим тот же принцип. Я часто верчу лист, и даже переворачиваю его вверх тормашками, чтобы можно было проводить линии в максимально удобном направлении.
Используйте руку целиком, но не используйте запястье.
Итак, для начала я покажу некоторые принципы работы кистью. Я начинаю с пожилой леди в центре. При макании кисти в тушь, я стараюсь окунуть ее кончик не более чем на 2/3 длины щетины. Тушь очень быстро разрушает металлический держатель щетины, так что не позволяйте набираться ей под него.
Вы можете заметить, что я повернул лист, чтобы моя рука свободно двигалась вправо.
Обратите внимание, я использую руку целиком, чтобы проводить линии, они получаются ровные и красивые. Самые толстые линии я рисую с правой стороны леди (левой для нас) и снизу, что связано с источником освещения. Я еще немного поработаю кистью, а затем продолжу пером – буду рисовать внутренние детали. Тонкие линии, проведенные пером, являются отличным дополнением к толстым штрихам кисти.
Я не рисую кистью медленно, иногда я даже наношу штрихи даже слишком динамично. Помните, что ошибки могут быть исправлены, не расстраивайтесь, если у вас получиться не очень красивая линия… одна, две, три… Просто продолжайте работать.
Не переживайте, если не можете за одно движение сделать линию требуемой толщины. Пробуйте и варьируйте толщину линии в зависимости от источника света, но знайте, что, вероятнее всего, некоторые потребуется откорректировать, особенного после добавления фона. Возможно, идеалом является рисовать линию в одно смелое движение, но большинство контуровщиков делают это в несколько движений. Для меня было шоком узнать, что Ал Хиршфелд, король рисунков с изящными и ровными линиями создает свои работы при помощи коротких волосатых штрихов.
После того, как я взял перо, я начинаю работать над добавлением деталей и линий. Перо используется, чтобы добавить форму, нарисовать морщины и некоторые мелочи персонажу. Далее, я еще не раз вернусь к кисти, но на данном этапе вся работа ведется пером.
Есть куча вещей, над которыми стоит задуматься при рисовании: форма, свет, тень, контраст и т.д. Этого может оказаться многовато, поэтому важно помнить некоторые моменты, которые контуровщик может применять для большинства иллюстраций, выполненных тушью.
Варьирование толщины линий
Я уже говорил немного об этом, но повторю еще раз – это один из ключевых моментов. Оставим в стороне рассуждения о некоторых стилистических подходах, но нет ничего скучнее, чем линии одной толщины. Это выглядит плоско и безжизненно. Мы уже обсуждали вопрос изменения толщины линии в зависимости от источника света, но это не единственное. Это создает визуальный интерес, динамику, дает жизнь рисунку, подчеркивает движение и энергию. Вес линии добавляет массу, форму и новое качество двухмерному изображению. Рассмотрите некоторые линии, обратите внимание, что формы стали гораздо более выразительными, чем были бы с линией постоянной толщины.
Глобальная логика при варьировании толщины не требуется. Иногда вы добавляете вес линии, чтобы заставить казаться что-либо более тяжелым, или однозначно поместить один объект перед другим, или подчеркнуть источник света. но иногда вы делаете это только для того, чтобы придать рисунку выразительность. Капли туши, «слишком влажные линии» и другие несчастные случаи часто могут оказаться «счастливым несчастным случаем», потому что спонтанно добавляют интерес рисунку, который иначе был бы бесплоден. Так что, то, куда вы будете размещать свои толстые и тонкие линии зависит от вашего стиля и вкуса.
Заливка черным может применяться для разных целей, например, создать глубину картины, заставить двигаться взгляд по странице, установить контрасты, определить сильные источники света, массу и форму. Многие контуровщики начинают свою работу с заливки черным, но я делаю это в последнюю очередь, перед финальными штрихами. Я рассматриваю изображение, находя области, которые могу залить черным. На рисунках ниже я буду использовать кисть, чтобы добавить черного к героям на первом плане.
Вы были бы поражены узнав, сколько цветов мы бы воспринимали как сплошной черный, если бы видели мир в черно-белых тонах. Большинство темных оттенков красного, фиолетового, синего, зеленого станут черными в черно-белом мире. Скосите ваши глаза в сторону и попробуйте рассмотреть объекты за границами ваших ресниц. Вы сможете разглядеть только неопределенные формы. Посмотрите, какое количество объектов, которые казались нам цветными, оказываются черными. Конечно, это вовсе не обозначает, что мы должны заливать черным почти все изображение – это было бы безумством, но немного я все-таки добавлю. Я делаю ботинки леди глянцево-черными, рисую падающие тени, для придания формы и массы. Заодно я мог бы добавить тень от головы на ее плечо, но пока я это пропущу. Позже определюсь и с количеством черного на заднем плане. Это нужно для того, чтобы черные области в разных частях рисунка уравновешивали друг друга.
Добавление интереса рисунку посредством штриховки
В некоторые стилях рисования для создания объема используется только тушь (посмотрите на комикс «Город Греха» Стива Миллера – оцените его потрясающее владение графикой). В наши задачи входит придать некоторый интерес рисунку, что практически полностью возложено на дальнейший цвет, однако я все-таки хочу кое-что сделать и при помощи туши. Так как я не использую отмывку, придется штриховать.
Есть одна тонкость – при штриховке не располагайте линии под прямым углом друг к другу – это делает рисунок плоским и безжизненным. Располагайте линии под разными углами даже в пределах небольшой области. Безумным мастером штриховки был Джек Дэвис, который знал, как с ее помощью сделать рисунок красивым.
Я добавлю немного штрихов к подошве обуви пожилой леди. Штриховкой очень легко злоупотребить. Помните, никогда не поздно добавить несколько штрихов в конце работы, убрать ее намного труднее (и грязнее).
Добавление интереса рисунку при помощи текстур
В действительности это просто другой способ штриховки. Штриховка дает представление о форме и объеме объекта, в то время как текстура дает представление об его поверхности. Например, я мог бы добавить полоски на рубашку мужчины, чтобы придать ей «серый» оттенок или нарисовать листья с одной стороны куста, чтобы придать некоторую затененность. Я сделаю это на некоторых частях одежды, тени на траве, но не более, поскольку хочу получиться яркие цвета.
Вот изображение главного персонажа, уже практически завершенное. Я, определенно, еще несколько раз вернусь к работе над ней, добавить несколько штрихов, где именно станет понятно после проработки фона. Ее восприятие нами изменится, когда вокруг будут другие линии, а не пространство белого листа.
Самое время заняться фоном. Есть персонажи посреди игрового поля, я начну с них и перейду к объектам на заднем плане. Я все еще буду варьировать толщину линии и насыщенность черного, однако буду делать их куда менее выразительными, чем на переднем плане. Заметьте, как часто я переворачиваю лист. Я делаю это не только для того, чтобы проводить штрихи в удобном для меня направлении, таким образом, я могу рисовать на сухих участках, давая просохнуть свежим линиям.
Обратите внимание, что иногда я подкладываю левую руку, понятия не имею, почему я так делаю, но это придает большую устойчивость правой руке, что особенно помогает при работе над деталями. Возможно это привычка после моих деньков с аэрографом. Сэм Вивиано сказал мне, что это подобно специальному приспособлению, которое использовали некоторые живописцы и контуровщики, чтобы держать руку над влажной поверхностью. Так или иначе, я этим пользуюсь.
Я использую все более легкие и тонкие штрихи по мере удаления от центра к периферии. Деревья и кустарники на самом заднем плане будут иметь лишь контур, возможно несколько веток с листьями… ничто не сделает рисунок более плоским, чем тонна деталей, создающая визуальный шум на заднем плане. Однако эта методика верна, если художник использует плотность фона, чтобы подчеркнуть объекты переднего плана… трюк с обратным восприятием.
Вот небольшая хитрость, которую я узнал от Сэма Вивиано – не дорисовывайте до конца контур объекта, находящегося позади другого объекта. Посмотрите:
Это добавляет немного места, воздуха вокруг объекта переднего плана, отделяет их от объектов позади. Бываю случаи, когда так и хочется довести контур до края, особенно, если задний объект темнее переднего, но «пространственная» уловка хороша для большинства линейных рисунков.
Как только я заканчиваю первичную контуровку, я беру ластик и стираю все карандашные линии. Если использовать более плотную тушь для работы кистью, то после стирания она не сильно вытрется. Убедитесь, что вы дали просохнуть своей работе никак не менее получаса… удивительно, как долга тушь после пера может оставаться влажной. Нет ничего хуже, чем растереть невысохшую тушь резинкой.
Мои последние шаги кистью должны увеличить толщину линий в некоторых местах, добавить больше черного и немного штрихов. Я заметил, что линии на левой половине тела леди тонковаты, ну что ж, с кистью это не проблема.
Как я упоминал ранее, чтобы достигнуть тонового баланса я буду заливать некоторые заштрихованные места сплошным цветом, как штаны на мужчине справа.
Не имейте никаких сомнений относительно черного цвета, если это позволит сделать вашу работу более сильной. Черные области – самые сильные части любого рисунка, выполненного тушью. Я добавляю черного к некоторым рубашкам, ботинкам, на левую часть юбки леди и в некоторых других местах.
Цвет доделает эту часть, мне не стоит слишком озадачиваться этим сейчас. Наконец, последние штрихи. Я беру тонкую связку маркеров и шариковых ручек, чтобы добавить немного текстур и деталей. Я добавляю немного мелочей объектам, чтобы сделать рисунок более интересным, смягчаю линии, которые выглядели жесткими, все то чего нельзя было нарисовать пером.