Как используете возможности учебно методического комплекта
Анализ Учебно-методического комплекта «Школа России»
Анализирование УМК «Школа России». Преимущества и недостатки.
Просмотр содержимого документа
«Анализ Учебно-методического комплекта «Школа России»»
Анализ УМК «Школа России»
Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.
Задачи: главное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное. Отсюда и задачи:
развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
формирование естественной мотивации учения Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.
Содержание: Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.
Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например, пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.
Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:
Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.
Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.
Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.
Материал учебников этого комплекта изложен в доступной форме для учеников с различными индивидуальными способностями. Эта традиционная система направлена на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников на 2016-2017 учебный год
Преимущества использования программы «Школа России». Содержание программы.
В ФАЙЛЕ СОДЕРЖИТСЯ ККРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ее преимущества в сравнениии с другими программами. особенности использования в учебном процессе.
Содержимое разработки
Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Отвечает всем требованиям ФГОС НОО.
Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.
Методическая система ориентирована на воспитание у учащихся начальной школы стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности, на поэтапное обучение.
Программа “Школа России” имеет огромный, годами проверенный, педагогический опыт. Авторами программы взято все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы.
Она доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, т.к. построена на таких принципах обучения, как учитывание возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей.
Учащиеся смогут стать: любознательным; интересующимся; активно познающим мир; умеющим учиться;
способным к организации собственной деятельности;уважающим и принимающим ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательным; умеющим слушать и слышать партнера;уважающим свое и чужое мнение;готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;имеющим представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Кроме того, она, как ни какая другая, обеспечивает отработку у школьников учебных навыков.
С первых дней в школе перед учеником ставится целый ряд проблем. В этот период ученики нуждаются в помощи не только учителя, но и родителей. Следует отметить, что преимущество программы «Школа России» заключается и в том, что родители легко разбираются как в содержании, так и в требованиях программы.
Важно и то, что программа «Школа России» всегда ориентирована на главный принцип обучения – доступность содержания учебного материала. Родителям первоклассников был задан вопрос: «Почему вы для обучения вашего ребёнка выбрали программу «Школа России». 80% из них ответили: «Потому, что уверены, сможем помочь своему ребёнку учиться в школе». Кроме того у программы есть официальный сайт, где родители могут ознакомиться с особенностями программы, учебными пособиями.
УМК «Школа России» Переработанные издания учебников сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями развивающего характера. Традиционная программа усваивается учащимися легче (за счет алгоритмов и четких формулировок правил), в ней соблюдается принцип преемственности в обучении со средним звеном.
Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.
Лучше иметь базовый, но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга зачастую ненужным материалом.
Методически данная программа хорошо укомплектована. Например, кроме учебного комплекта и методических разработок автором курса «Окружающий мир» А.А. Плешаковым и его коллегами созданы книги, содержащие дополнительную информацию для изучения растительного и животного мира планеты (Атлас-определитель «От земли до неба».
Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе:
«Русская азбука» и «Рус я»;«Матика»;«Лит.чт»;Окр мир»;«Информатика» для 3 и 4 классов;«Музыка»;
«Технология»;«Физ-ра»;«Изобраное искуво»;«Основы религиозных культур и светской этики», которые включают в себя изучение православной, исламской, иудейской, буддийской культур по отдельности, мировых религий в целом и основ светской этики.
Так же интересн выбор учебников по ангийскому языку
Spotlight — «английский в фокусе» для 1-4 классов;Starlight – «звёздный английский» для 1-4 классов;
углублённый английский во 2-4 классах;стандартный английский во 2-4 классах;
немецкий для 2-4 классов;углублённый «французский в перспективе» для 2-4 классов;
стандартный «твой друг французский» для 2-4 классов;испанский язык.
Таким образом, родителям и их маленьким школьникам предоставлена хорошая возможность получить разностороннее образование.
Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом. Для этого имеется комплект Прописей, в которых дети учатся обозначать на письме звуки буквами, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать по диктовку слова и предложения. Весь материал в Прописях расположен в соответствии с материалом Азбуки.
Прописи содержат занимательный развивающий материал: разгадай ребус, составь буквы из элементов и др.
Учебный курс «Литературное чтение» (авторы А. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова) развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, расширяет их читательские возможности и знания об окружающем мире, о своих сверстниках, о природе, об истории нашей Родины, обеспечивает развитие речи; формирует потребность в чтении книг. Частью его является внеклассное чтение на уроках и дома. В учебнике даны задания для работы в парах и в группе, задания повышенной трудности. Рубрики: «Проверим себя и оценим свои достижения», «Наши проекты», «Из старинных книг».
Представлен учебником Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты.
Учебник курса «Зеленый дом» (автор А.А. Плешаков) имеет ярко выраженную экологическую направленность. Он развивает эмоциональную отзывчивость, любознательность, способность овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками. Продолжает развитие и в основной школе. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки и путешествия и множество других ситуаций. В поддержку этой деятельности в комплект включены книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне. Эти книги создавались не только для работы на уроке, но в большей степени для работы в семье, что является отличительной чертой комплекта.
Много достоинств у учебника «Математика» (автор М. И. Моро), цели и задачи которого направлены на развитие образного и логического мышления учащихся, формирование предметных умений и навыков, воспитание интереса к математике. Курс предусматривает последовательное расширение знаний, рассчитан на детей, которые до школы не умели считать, происходит постепенное нарастание трудности учебного материала, т.е. в нем созданы хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Учебник «Русский язык» (автор В.П.Канакина) помогает учащимся осваивать первоначальные знания по лексике, фонетике, грамматике, развивать речь, мышление, овладевать умениями правильно писать. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Много заданий для работы в парах, на развитие речи, повышенной сложности. Есть рубрики: «Проверь себя», «Страничка для любознательных», «Наши проекты».
Таким образом, мы с вами видим, что програма «Школа России» полностью реализует идеологические основы ФГОС – Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Это реализуется через:
— введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку;
— увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
— внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.;
— включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.
Кроме того, учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.
Программа «Школа России, также имеет набор учебников для инклюзивного образования. Уч. Для слабовидящих.
Сивцева Людмила Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9», учитель начальных классов
«Ум возрастает, пока имеется здоровье,
забота о котором — прекрасное дело
для людей здравомыслящих»
Демокрит, древнегреческий философ
Почему эта тема для меня является актуальной?
Во – первых, по данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Во – вторых, для современной системы образования характерно постоянное увеличение объёма учебного материала и его сложности, что требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка. В – третьих, изучив анкеты родителей, убедилась в том, что многие из них считают, что дети, занимающиеся в режиме развивающего обучения, испытывают более высокие нагрузки по сравнению с обычными школьниками, что негативно влияет на их психоэмоциональное состояние, повышая уровень утомляемости и невротизации.
Исследования, проведённые под руководством В.Ф. Базарного, свидетельствуют о том, что источником отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу факторы (недостаток физической активности, особенности питания, неудовлетворительное состояние классных комнат), но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.
В первом классе был проведён мониторинг готовности первоклассников к обучению. Входные диагностические работы были направлены не только на изучение познавательной сферы, но и на индивидуально – личностные особенности ребёнка. Результаты представлены на диаграмме.
Данные диаграммы свидетельствуют о том, что в начальную школу дети приходят с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Новый федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Цель начального образования заключается в создании условий для реализации способностей каждого ребенка.
Для этого необходимо:
создание доброжелательной атмосферы на уроках;
учёт темпа продвижения каждого ребенка в развитии и обучении, опираясь на его индивидуальные возможности.
между потребностью в крепком здоровье и используемых традиционных педагогических методов в обучении;
между индивидуальным способом усвоения знаний и массовым характером обучения.
Передо мной встала проблема – разрешить данные противоречия.
Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижает интерес к обучению, утомляет детей, вызывает эмоциональный дискомфорт. Возникает необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
В связи с этим, возникла проблема выбора УМК, обеспечивающего условия для обучения и развития личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и сохранения здоровья.
Двенадцать лет работаю по УМК «Начальная школа 21 века», разработанного под руководством Н.Ф. Виноградовой. Выбор не случайный, т.к. учебные пособия соответствуют всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся.
Как показывает опыт, наибольшей эффективностью при организации здоровьесберегающего образовательного процесса на учебных занятиях обладает технология личностно-деятельностного обучения.
УМК «Начальная школа XXI века» предоставляет достаточно возможностей для её реализации. «Избыточность» упражнений в рамках одного урока обеспечивает возможность индивидуального и дифференцированного обучения. В зависимости от подготовленности класса, темпа работы на уроке, сформированности учебной деятельности учитель может самостоятельно отбирать необходимый и достаточный материал. Содержание учебников способствует созданию здоровьесберегающей среды, так как связан с жизненным опытом учащихся. Ребёнок имеет возможность выбора при выполнении заданий. Рубрика «Подсказка», «Обсудим вместе», «Обрати внимание», карточки – помощницы, наличие алгоритмов, позволяют учащимся использовать различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Такой подход позволяет обеспечить педагогическую поддержку школьников с учётом их способностей и реальных возможностей, не создавая негативного фона постоянной неуспешности отдельных детей.
Школьник является равноправным участником образовательной деятельности, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание. Таким образом, работая в доброжелательной атмосфере, повышается мотивация, создаётся ситуация успеха, что положительно влияет на здоровье и обучение учащихся.
Наличие в учебниках и тетрадях рубрик «Работа в паре», «Работа в группе» позволяют мне разнообразить формы и методы, создать атмосферу заинтересованности каждого ученика, стимулировать учащихся к высказываниям, тем самым развивать мотивацию к обучению. Разнообразие методов, форм и приемов обучения помогают избежать длительного сидения за партой, поддерживать двигательную активность. Программой по различным предметам предусмотрено использование активных методов обучения:
• практический метод (знаково-символическое моделирование, сравнение моделей, групповая работа «Составление режима дня школьника», составление памятки «Если хочешь быть здоров»);
• исследовательский метод (постановка проблемы, учебной задачи, сбор информации, формулирование выводов);
• игровой метод («Живые звуки» «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врача», «Поговори с другом»);
• соревновательный метод («Кто больше?», «Знаток русских пословиц и загадок», Игра «Назови сказку», конкурс «Презентация книги», парад сказочных героев, инсценирование эпизодов сказок);
• деятельностный метод («Выскажи предположение», «Докажи свой ответ», «Сравни свой ответ с текстом», работа с алгоритмами, осознание затруднения и формулировка проблемы, которую надо решить).
Авторы УМК рекомендуют использовать в практике нестандартные уроки:
• уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-обобщения, уроки-концерты, уроки-экскурсии и др.
Обязательным условием дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного фона. Для развития эрудиции и общей культуры ребёнка в учебниках имеются рубрики необязательные для усвоения и запоминания, например: «Для любознательных», «Спрашивай – отвечаем», «Этот удивительный мир», «Путешествие в прошлое», «Что, где, когда?» и др. Вызывают интерес у детей такие рубрики, как: «Сочинялки», «Соображалки», «Жил на свете человек…», которые развивают воображение, совершенствуют связную образную речь, помогают понять целостность окружающего мира, снимают усталость и напряжение, повышают интерес и мотивацию к обучению.
Во втором классе был проведён мониторинг образовательных достижений учащихся, результаты которого представлены в диаграммах.
Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Начальная школа XXI века» создаёт благоприятную образовательную среду, стимулирующую коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды деятельности ребёнка, оказывает существенное влияние на формирование интеллектуального и личностного компонента психического здоровья школьников.
Журова Л.Е. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2004.-384 с.: ил.
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам.-М.: Вентана-Граф, 2016.-496 с.
Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно – деятельностные технологии обучения: Учебно – методическое пособие. Омск. ОмГПУ. 96 с.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.- М.: Вентана-Граф, 2008.-112 с.- (Педагогическая мастерская)
Менчинская Е.А. Реализация ФГОС начального общего образования средствами системы учебников «Начальная школа XXI века» Материалы Всероссийского педагогического форума. Тюмень: ТОГИРРО, 2013.-76 с.
Учебно-методические комплексы – как средство обучения
На современном этапе образования в условиях применения информационно-коммуникационных технологий используются различные способы доставки учебного материала. Немаловажное значение приобретают такие средства поддержки обучения, как учебно-методические комплексы (УМК), которые стали разрабатываться сразу же после появления первых учебных материалов в виде методических рекомендаций, разработок для поддержки различных курсов в системе образования.
Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы, как в предметной области, так и в образовательной системе с использованием информационных технологий.
Учебно-методические комплексы позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, осуществлять контроль с диагностикой ошибок, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности, формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях, развивать определенный тип мышления (наглядно-образный, теоретический), усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности.
Учебно-методический комплекс – это комплексная система учебных и методических материалов, которая полностью обеспечивает проведение занятий по современным информационным технологиям.
Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины.
УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.
Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине, под которой понимается программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки учащихся по избранному направлению или специальности.
Состав УМК определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.
Стандартного состава учебно-методического комплекса нет, он зависит от содержания и объема дисциплины. Однако наиболее часто его состав представляют в виде следующих компонентов:
— выписка из государственного образовательного стандарта;
— учебная программа или тематический план. Учебная программа дисциплины – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки учащихся по избранному направлению или специальности;
— лекции или конспекты всех уроков;
— электронный лабораторный практикум;
— компьютерная тестирующая система;
— обучающие средства и т.д.
Учебно-методический комплекс позволяет:
— учебному заведению – быстро вводить новые и обновлять существующие учебные курсы; гарантировать высокий уровень обучения; стандартизировать учебный процесс; легко адаптировать курс в соответствии с требуемыми условиями;
— преподавателю – значительно сократить время на подготовку к занятиям; использовать различные формы работы, в том числе новые педагогические технологии (деловые игры, групповые проекты и т.д.); учитывать возможности группы в целом и индивидуальные особенности каждого ученика;
— учащемуся – получить полный, отлично структурированный и иллюстрированный конспект учебного материала; использовать учебное пособие как рабочую тетрадь, в которой есть все необходимое для плодотворной учебы (конспект курса с возможностью вносить свои замечания и комментарии, задания и упражнения, которые выполняются и обсуждаются на занятии); самостоятельно повторять и закреплять пройденный материал.
Разработка УМК включает в себя следующие этапы:
— разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки учащихся;
— разработка конспекта лекций, методики проведения практических занятий;
— оформление документации по УМК;
— апробация материалов УМК в учебном процессе;
— корректировка материалов УМК.
Таким образом, применение учебно-методического комплекса в сфере образования позволяет значительно сократить сроки обучения данному курсу, не снижая при этом, а наоборот, улучшая эффективность и качество образования.
Проектная методика – как одно из направлений внедрения информационных технологий в образование
С развитием информационных и коммуникационных технологий наблюдается возросший интерес к организации форм обучения, позволяющим обучать умению получать знания через деятельность. Одним из таких методов является метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность обучаемых. Поскольку телекоммуникационный проект является компонентом системы образования и призван решать учебно-воспитательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, следует не упускать из вида, что работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст.
Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых-партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
Одна из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проектная методика ориентирована на то, чтобы обучить студентов:
— выявлять и формулировать проблемы;
— проводить их анализ;
— находить пути их решения;
— находить необходимый источник;
— применять полученную информацию для решения поставленных задач.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
— определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
— выдвижение гипотезы их решения;
— обсуждение методов исследования;
— проведение сбора данных;
— анализ полученных данных;
— оформление конечных результатов;
— подведение итогов, корректировка, выводы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств обучения; необходимость интегрирования знаний и умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей. Сама проблема может быть сформулирована в виде основополагающего вопроса, затрагивающего различные области знаний. Вопросы должны направлять процесс обучения и условно могут быть разделены на категории:
Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов; наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. Он служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом, уходит вглубь учебной дисциплины. Основополагающий вопрос можно найти в наиболее исторически важных и спорных проблемах и темах в различных областях науки. Он не имеет однозначного ответа, полон смысла и значения, побуждает учащихся находить свои собственные ответы и самостоятельно формулировать выводы на основе собранной информации; оценивать, складывать в единую картину и анализировать полученную информацию.
Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса. Он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос. Вопросы учебной темы (проблемные) формируют конкретный ряд знаний; они предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть основополагающие вопросы в рамках определенных тем и предметов. Такие вопросы открывают и предполагают важные многочисленные направления для исследований и обсуждений; они скорее раскрывают присутствующие в обсуждаемых темах парадоксы, чем скрывают их. Подобные вопросы служат скорее для запуска обсуждения, постановки проблемы, а не предполагают прямых ответов. Они должны быть достаточно общими для вовлечения учащихся с разнообразными интересами и способностями и должны предполагать широкий диапазон разнообразных ответов.
Хорошие проблемные вопросы не имеют однозначного ответа, побуждают исследовать различные идеи, находятся в рамках учебной темы, должны вызвать интерес у учащихся, требуют творческого подхода к изучаемому материалу и помогают строить свои собственные ответы и свое собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений, сравнивать, синтезировать и анализировать информацию.
Проблемные вопросы учебной темы привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения, поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.
Учебные вопросы напрямую соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика. На них можно дать специфические “правильные” ответы. Частные вопросы относятся к фактам, и в меньшей степени к интерпретации этих фактов. Они имеют ясные однозначные ответы.
Таким образом, основу учебных проектов составляют исследовательские методы обучения с выделенными проблемными и учебными вопросами, по которым учащиеся должны подготовить соответствующие материалы с использованием информационных технологий (презентацию, публикацию, сайт и т.д.).
Лабораторная работа № 1
Согласование учебно-методического комплекса
с государственными образовательными стандартами (ГОС). Разработка рабочей программы
Цель работы: формирование умений и навыков планирования и разработки рабочей программы дисциплины.
Задание 1. Выберите из предложенного списка название дисциплины, для которой необходимо разработать учебно-методический комплекс.
Наименование дисциплин
Русский язык | Ботаника | Окружающий мир |
Литература | Анатомия | Технология |
Математика | Зоология | Черчение |
История Древнего мира | Физика | Рисование |
Алгебра | Химия | Английский язык |
Геометрия | Физкультура | Биология |
География | Обществоведение | Немецкий язык |
История средних веков | Экология | История России |
Задание 2. Выберите стандарты, соответствующие изучаемой дисциплине.
Для того чтобы заложить прочное основание для хорошего учебно-методического комплекса, необходимо проанализировать государственные образовательные стандарты по вашему предмету, а также по смежным с ним предметам и определить те компетентности, знания и умения, которым нужно научить ваших учащихся, а затем оценить в ходе реализации учебной дисциплины.
Госдума приняла законопроект о государственном образовательном стандарте. Его задача – определить принципы, на основании которых затем будут созданы федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней российского образования – среднего, начального (НПО) и среднего профобразования (СПО) и высшего.
Образовательный стандарт – это свод предписаний, определяющих систему правил и требований, обязательных для исполнения всеми учебными заведениями страны – школами, ПТУ, техникумами и вузами. Именно он определяет, чему, как и сколько учить, а также чему учебное заведение того или иного уровня должно научить своих учащихся.
Нынешний государственный образовательный стандарт трехзвенный и состоит из федерального, регионального и школьного компонентов.
Первый обеспечивает единство образовательных программ учебных заведений одного уровня, а оба других – позволяют регионам и отдельным образовательным учреждениям, скажем, школам, дополнить обязательную программу местной спецификой – национальной или религиозной.
1. Найдите государственные образовательные стандарты:
— www.edu.ru – федеральный образовательный портал;
— http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp – российский образовательный портал;
— http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart – Федеральное агентство по образованию РФ;
2.Сохраните стандарты в виде документа в вашей папке:
— государственный образовательный стандарт общего (полного) образования;
— государственный образовательный стандарт общего (полного) образования_Профильный уровень;
— государственный образовательный стандарт общего (полного) образования_Базовый уровень.
3. Найдите все стандарты по различным предметам, имеющие отношение к вашему проекту. Сохраните их в вашей папке.
Задание 3. Разработайте рабочую программу дисциплины.
Рабочая программа учебного курса– документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения.
Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать авторские и рабочие программы. Рабочие программы– это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Рабочая программа – «живой документ» постоянно эволюционирующий в ходе реализации программы.
Структура рабочей программы
Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:
2) пояснительную записку;
3) учебно-тематический план;
4) содержание тем учебного курса;
5) перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
1. На указанных в предыдущем задании образовательных порталах найдите и сохраните в личной папке примерные рабочие программы по выбранной дисциплине.
2. На основе примерных учебных, разработайте свою рабочую программу, внеся изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и др.
3. Заполните таблицу учебно-тематическое планирование.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | практические | ||
В нижней части таблицы часы суммируются | |||
Итого: |
Задание 4. Найдите образовательные интернет-ресурсы в рамках изучаемой дисциплины.
1. На федеральном образовательном портале www.edu.ru и других образовательных порталах организуйте поиск (по уровню образования, предметным областям профессионального образования, предметам общего образования, типу ресурса).
2. Создайте каталог образовательных интернет-ресурсов в рамках выбранной дисциплины.
Лабораторная работа № 2
Разработка электронного учебника дисциплины
Цель работы: формирование умений и навыков разработки электронного учебника средствами программы Microsoft Pablisher.
Задание 1. Разработайте структурную схему электронного учебника и отобразите ее в виде диаграммы, используя программу Microsoft Word.
Электронный учебник (ЭУ) – программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность учащемуся самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел.
Электронный учебник создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п. и обладает рядом особенностей:
— возможностью использования мультимедиа;
– обеспечением виртуальной реальности;
– высокой степенью интерактивности;
– возможностью индивидуального подхода к учащемуся.
Основные требования к методике составления электронного учебника следующие:
1) учебный материал должен быть разбит на блоки;
2) каждый блок должен быть снабжен подробными иллюстрациями;
3) иллюстрации должны подбираться таким образом, чтобы более подробно и просто разъяснить трудновоспринимаемый материал;
4) основной материал блока должен быть объединен в одно целое с помощью гиперссылок, позволяющих связывать отдельные блоки электронного учебника;
5) целесообразно, дополнить материал электронного учебника всплывающими подсказками.
Примерная структура электронного учебника выглядит следующим образом (рис. 2):
Рис.2. Структурная схема электронного учебника
Разработка электронного учебника включает следующие основные этапы:
I этап.Подбор в качестве источников печатных и электронных изданий, наиболее полно соответствующих стандартной программе, лаконичных и удобных для создания гипертекстов, содержащих большое количество примеров и задач, имеющих удобный формат (принцип собираемости).
II этап.Отбор источников, имеющих оптимальное соотношение цены и качества.
III этап.Разработка оглавления, т.е. разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составление перечня понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.
IV этап.Переработка текстов источников в соответствии с оглавлением; разработка системы контекстных справок (Help); определение связей между модулями и других гипертекстных связей. Подготовка проекта гипертекста для компьютерной реализации.
V этап.Реализация гипертекста в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.
VI этап.Разработка компьютерной поддержки, т.е. определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и реализуется интеллектуальное ядро ЭУ; разрабатываются инструкции для пользователей по применению ЭУ.
VII этап.Изменение способа объяснения отдельных понятий и утверждений и отбор текстов для замены мультимедийным материалом.
VIII этап.Разработка текстов звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
IX этап.Запись разработанных текстов звукового сопровождения на диктофон и реализация на компьютере.
X этап.Разработка сценария визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
XI этап.Визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.
При проектировании и создании электронных учебников требуется соблюдать психологические принципы взаимодействия человека и компьютера. Нарушение проявляется чаще всего в следующем: избыточная помощь, недостаточная помощь, неадекватность оценочных суждений, избыточность информативного диалога, сбои компьютера, недостаточная мотивированность помощи, чрезмерная категоричность. Это может привести к увеличению, вместо предполагаемого сокращения, времени на обучение, снижению мотивации к учению и др.
Задание 2. Средствами графического редактора Corel Draw разработайте логотип, отображающий основное содержание проектируемого электронного учебника по следующему алгоритму. Примерный вид логотипа представлен на рисунке 3.
1. Откройте программу Corel Draw и создайте новый документ.
2. В окне Масштабиз выплывающего списка выберите По ширине .
3. Выберите инструмент Живописьна панели инструментов.
4. Убедитесь, что кнопка Заготовка на панели атрибутов нажата.
5. В окне Толщина инструмента Живописи, на панели атрибутов введите 3,262 mm.
6. Из выпадающего списка Список Заготовокна панели атрибутов, выберите образец линии .
7. Используя инструмент Живопись, нарисуйте линию. Залейте заготовку черным цветом на цветовой палитре.
8. Выберите Правка – Дублировать, чтобы создать другую линию, повторите эту операцию еще два раза, чтобы получилось четыре полосы.
9. Выберите одну линию инструментом Указатель.
10. В окне Угол поворотана панели атрибутов, введите 270, и нажмите Enter.
11. Перетащите повернутую линию в позицию так, чтобы она пересекала вершину первой линии.
12. Выберите другую линию, используя инструмент Указатель.
13. В окне Угол поворотана панели атрибутов, введите 90, и нажмите Enter.
14. Перетащите повернутую линию в позицию так, чтобы она пересекала основание первоначальной линии.
15. Выберите последнюю линию, используя инструмент Указатель.Щелкните кнопкой Зеркальное отражение на панели атрибутов.
16. Перетащите линию в позицию так, чтобы она завершила квадрат.
17. Выберите инструментЖивопись. Убедитесь, что сохранились прежние настройки.
18. Инструментом Живописьнарисуйте горизонтальную линию с петлей. И залейте ее черным цветом.
19. Перетащите линию в позицию сверху квадрата.
20. Выберите инструмент Кривая Безье.
21. Щелкните в левом углу крышки, вверху, ниже петли, в правом углу, справа и по середине. Чтобы завершить форму, щелкните по первому узлу.
22. Откройте дополнительную панель инструмента Однородная Заливка. Перейдите на закладку Модели.
23. Из списка Моделивыберите RGB.
24. В блоке R введите 102.
25. В блоке G введите 102.
26. В блоке B введите 35.
27. Щелкните по кнопке ОК.
28. Выполните Выравнивание – Упорядочивание – На один уровень назад, чтобы переместить форму позади линий вершины.
29. Выберите инструмент Кривая Безье.
30. Щелкните в верхнем левом углу квадрата, в центре верхней линии, в центре квадрата, в центре левой линии, по первому узлу, чтобы завершить форму.
31. Заполните форму оливковым цветом.
32. Выполните Выравнивание – Упорядочивание – На один уровень назад, чтобы разместить форму позади линии квадрата.
33. Повторите предшествующие шаги в нижней правой стороне квадрата, чтобы создать второй оливковый квадрат.
34. Инструментом Кривая Безьещелкните в верхнем правом углу квадрата, чтобы начать форму.
35. Щелкните в центре верхней линии, в центре квадрата, в центре правой линии, по первому узлу, чтобы завершить форму.
36. Залейте темно-желтым цветом.
37. Выполните Выравнивание – Упорядочивание – На один уровень назад, чтобы разместить форму позади линии квадрата.
38. Повторите предшествующие шаги в нижней левой стороне квадрата, чтобы создать второй темно-желтый квадрат.
39. Используя инструмент Прямоугольник, создайте квадрат в пустой области рисунка.
40. Выполните команду Правка– Копировать.
41. Выполните команду Правка – Вставить, чтобы разместить дубликат квадрата поверх первоначального.
42. Выберите инструмент Указательи уменьшите размеры квадрата-дубликата.
43. Выберите больший квадрат, закрасьте его рубиновым цветом и придайте ему толщину контура 2,8.
44. Выберите меньший квадрат и, создав для него цвет R, G, B – 229, 255, 229 соответственно, закрасьте его.
45. Задайте этому квадрату контур также 2,8.
46. Сгруппируйте оба квадрата.
47. Поверните их на угол 45, используя поле Угол поворотана панели атрибутов.
48. Перетащите квадраты на рисунок, если требуется, измените их размеры.
49. Инструментом Эллипснарисуйте эллипс и закрасьте его темно-желтым цветом.
50. Выберите инструмент Текстна панели инструментов и, щелкнув мышью на траектории эллипса, введите текст «Электронный учебник».
51. Отформатируйте гарнитуру текста, его размер, цвет и начертание.
52. С помощью инструмента Кривая Безьесоздайте криволинейную линию .
53. Закрасьте ее в зеленый цвет и толщину контура установите 2 mm.
54. Выполните Правка – Дублировать, чтобы создать вторую такую же линию.
55. Выберите полученную линию инструментом Указатель.
56. В окне Угол поворотана панели атрибутов, введите 180, и нажмите Enter.
57. Совместите две линии так, чтобы получилась фигура .
58. На панели инструментов выберите инструмент Без контура.
59. Выберите инструмент Кривая Безье.
60. Обведите внутреннюю часть полученной фигуры и закрасьте ее зеленым цветом.
61. С помощью инструмента Кривая Безьесоздайте две параллельные линии.
62. С помощью команды Группа меню Выравнивание сгруппируйте их.
63. Выполните Правка – Дублировать, чтобы создать такие же линии.
64. Расположите их так, как показано на рисунке.
65. Предварительно сгруппировав все объекты рисунка, перетащите их на логотип, если требуется, измените их размеры.
66. Инструментом Текстсоздайте надпись «ИНФОРМАТИКА».
67. Выберите инструмент Интерактивная оболочка .Вокруг текста появится красная пунктирная линия (оболочка), содержащая несколько узлов.
68. Перетаскивая узлы, поэкспериментируйте и создайте нужную форму оболочки.
69. Сохраните логотип как wmf-документ. Для этого в меню Файл выполните команду Сохранить как, а в диалоговом окне задайте имя документа и измените тип сохранения на wmf – Windows Metafile.
Задание 3. Создайте электронный учебник средствами Microsoft Publisher.
Для создания электронного учебника необходимо подобрать хорошие учебники и другие источники по изучаемой тематике, отобрать нужную информацию, снабдить ее навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Таким образом, электронный учебник может представлять собой веб-сайт, включающий следующие элементы:
1. Заголовок/Логотип (Шапка), который может быть выполнен как в текстовом, так и в графическом варианте и обычно располагается в верхней части документа. Логотип представляет весь сайт в целом и является самым заметным объектом на странице.
2. Контент(Текстовое поле) – это основная часть документа, где и размещается смысловое наполнение страницы: содержательный информационный текст и иллюстрации.
3. Элементы навигации –это обязательная составляющая часть web-страницы –гиперссылки, связывающие данный документ с другими разделами сайта. Элементы навигации могут быть выполнены в виде текстовых строк, графических объектов (кнопок), Java-апплетов. Располагать элементы навигации следует таким образом, чтобы они всегда были «на виду», например, у левой границы страницы и/или верхней.
4. Информация о разработчиках сайта.
Пример компоновки сайта, содержащего набор описанных выше составляющих, показан на рисунках 4, 5, 6 и 7.
| |
| |
Примерный образец представления и оформления электронного учебника представлен на рисунке 8.
Рис. 8. Вид главной страницы электронного учебника
1. Загрузите программу Publisher, позволяющую создавать веб-сайты из одной и более страниц.
2. В левой части экрана в области задач Параметры: Веб-узел, а в правой части – понравившуюся структуру будущего электронного учебника.
3. Задайте название первой страницы учебника. Для этого в верхней части веб-страницы выделите текстовое поле Заголовок главной страницы и введите название темы изучаемой дисциплины.
4. Оформите страницу, поместив на нее логотип, нужную информацию и рисунки, примените соответствующие стили, шрифтовые схемы и цветовое оформление.
5. Оптимизируйте веб-страницу таким образом, чтобы ее можно было просматривать на мониторах, как с высоким, так и с низким разрешением. Для этого:
— выполните команду Файл – Параметры страницы;
— в спискеТип публикации выберитеВеб-страница;
— в списке Размер страницы выберите:
o VGA – для более узкой веб-страницы (рекомендуется для просмотра на мониторах с низким разрешением);
o SVGA – для более широкой веб-страницы (рекомендуется для просмотра на мониторах с высоким разрешением);
o Другой размер – для установки ширины и высоты страницы вручную;
— после выбора нужного формата щелкните ОК.
6. Добавьте новые страницы, на которые поместите информацию других тем изучаемой дисциплины. Для этого:
– выполните команду Вставка – Страница или щелкните Добавить страницу внизу области задач Параметры: Веб-узел;
– в раскрывающемся списке Доступные типы страниц выберите нужный тип страницы или пустую страницу, и щелкните ОК.
Примечание: Если необходимо добавить сразу несколько страниц, щелкните кнопку Далее, и появившемся диалоговом окне (рис.9) введите нужное количество страниц (при необходимости установите переключатель в положение Перед текущей или После текущей страницы).
Рис. 9. Диалоговое око добавления страницы
В разделе Настройка при выборе Скопировать все объекты на странице и вводе номера страницы, объекты которой необходимы, форматирование указанной страницы будет применено к новой странице. Если необходимо добавить страницу без заданной структуры и оформления, то установите переключатель в положение Добавить пустые страницы.
Установите флажок Добавить гиперссылку на панель навигации Веба,это позволит добавить на первую страницу сайта ссылку на каждую добавленную страницу.
7. Сохраните документ с помощью команды Файл – Сохранить.
8. Оформите фон страниц электронного учебника и добавьте звук.
— для установки нужного фона страницы электронного учебника и добавления звуковых эффектов выберите в области задач Фонили выполните команду Формат – Фон;
— щелкните одну из кнопок опции Применить фони выберите понравившийся вариант фона.
Примечание: Стандартную коллекцию можно дополнить, для этого щелкните Дополнительные цвета и в открывшемся окне Цвета выберите любой другой цвет. Щелкните ОК. Выбрав цвет фона, щелкните Дополнительные типы фона. Откроется окно Способы заливки. Устанавливая различные параметры на вкладках Градиентная, Текстура, Узор, Рисунок, Оттенок, можно выбрать понравившийся вариант: градиентной заливки, текстуры, узора, вставки рисунка в качестве фона или оттенка.
9. Добавьте в электронный учебник звуковые эффекты. Для этого:
— выберите команду Сервис – Параметры веб-страницы(рис.10);
— в появившемся диалоговом окне выберите Фоновый звук;
Рис. 10. Параметры веб-страницы
— щелкните кнопку Обзори найдите требуемый файл.
Примечание: Чтобы звуковой эффект был постоянным, щелкните Бесконечный цикл. Чтобы звук повторялся какое-то конкретное количество раз, щелкните Повторять и введите количество повторов звукового файла.
10. Выполните команду Файл – Сохранить.
11. Создайте форму опроса. Для этого:
— добавьте новую страницу, выполнив команду Вставка– Страница. В разделе Форма выберите Бланк для ответов(рис.11).
Рис. 11. Окно добавления веб-страницы
12. На странице, содержащей форму ответа, введите заголовок,кратко опишите предлагаемые вопросы и ответы.
13. Для сохранения результатов настройте свойства кнопки Послать внизу страницы формы и установите параметры формы. Для этого:
— дважды щелкните по кнопке Послать;
— в открывшемся диалоговом окне Свойства кнопки (рис.12) щелкните кнопку Свойства формы;
Рис. 12. Окно свойства кнопки
— в открывшемся окне Свойства формы (рис.13) установите переключатель в положение Отправить мне данные по электронной почте;
Рис. 13. Окно свойства формы
– в строке Отправьте данные по этому адресу электронной почты введите адрес, который хотите использовать для сбора ответов;
– в строке Тема электронного письма измените тему электронного письма, если это необходимо;
– Закройте, сохранив внесенные изменения, окно Свойства формы и окно Свойства кнопки.
14. Сохраните документ.
15. Свяжите страницы электронного учебника гиперссылками.
Для того чтобы создать гиперссылки на другую страницу внутри веб-сайта необход