Как используют мальчиков в афганистане
Бача-бази или «танцующие мальчики»: самая шокирующая традиция Афганистана
В любом обществе, независимо от страны и эпохи, существует такое неприглядное явление, как проституция. И чем жестче регламентирована жизнь людей, чем меньше у них возможностей удовлетворить свои сексуальные потребности естественным путем, тем более причудливые формы приобретает «любовь за деньги». Например, в Афганистане и некоторых других странах процветает незаконная торговля мальчиками 10-17 лет, которых взрослые мужчины используют для плотских утех.
Гомосексуализм и педофилия
Библия рассказывает, как Всевышний сурово покарал древние города Содом и Гоморру за сексуальную распущенность их жителей. Осуждение нетрадиционных сексуальных контактов характерно для большинства религий, но так было не всегда. Например, в культуре Древней Греции не существовало понятия «ориентация», эллины исходили из постулата о бисексуальности всех людей.
Античные философы, в том числе такие известные как Платон, Эпикур и Сократ, в своих работах уделили немало внимания данному вопросу. Из этих трудов мы знаем, что в древнем мире сексуальные отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками-подростками были довольно распространенными, отнюдь не порицались в обществе. Напротив, мудрецы из Эллады и Рима порой спорили между собой, какая любовь чище и нравственнее: к женщине или к мальчику.
В эпоху расцвета милитаристской Спарты зрелые и опытные воины часто «опекали» своих младших товарищей, и подобные отношения не считались, как говорят в современной армии, неуставными.
Издавна в театрах многих стран мира женские роли исполняли мужчины. Они одевались и красились соответственно. Зародившаяся в средневековой Японии профессия гейши изначально тоже была мужской, затем представительницы прекрасного пола заметили, каким спросом в обществе пользуются подобные услуги и тоже начали развлекать гостей.
А на территории современных Афганистана и Пакистана в IX-X веках сформировалось аналогичное явление, правда, имеющее свою специфику и местный колорит. Речь идет о бача-бази. Это когда мальчики-подростки, нарядившись в женскую одежду, развлекают мужчин эротическими танцами и песнями.
Если бы все ограничивалось выступлениями, то никто ничего не сказал бы о детской проституции. Но Афганистан – бедная страна, а спрос рождает предложение. И после шоу-программы мальчики, как правило, обслуживают клиентов.
Кто они такие?
Само по себе слово «бача» в переводе с персидского языка означает «парень, пацан». Так иногда называют друг друга советские воины-афганцы, не имея в виду ничего плохого. Но все зависит от контекста. Совсем другой смысл имеет невинное на первый взгляд «бача-бази» (играть с мальчиком), когда об этом говорят взрослые мужчины.
Многие афганские писатели, правозащитники и документалисты поднимают эту проблему в своих произведениях, в западных СМИ время от времени появляются статьи, посвященные трагической судьбе мальчиков, вынужденных заниматься проституцией. Например, экс-аналитик подразделения морской пехоты США Крис Мондлок, долгое время проживший в Афганистане в рамках миротворческой миссии, описал порочную практику бача-бази. Его статья была опубликована в издании Foreign Policy 28 октября 2013 года.
В бедной азиатской стране, раздираемой многочисленными военными конфликтами, по улицам сел и городов ходят тысячи маленьких попрошаек. Сутенеры, которые специализируются на бача-бази, выбирают из них наиболее симпатичных и женоподобных. Иногда детей просто хватают на улице, заталкивают в машину и увозят. Некоторые бедные, многодетные родители сами продают своих сыновей, прекрасно понимая, какая судьба их ждет.
Обычно мальчика оставляют с тем из любителей бача-бази, кто больше заплатит сутенеру. Если кому-нибудь из клиентов понравился юный «артист», тот может выкупить его в личное сексуальное рабство. Обычно влиятельные полевые командиры владеют несколькими бача-бази, ведь это считается престижным.
На официальном уровне власти Афганистана гневно осуждают подобную практику, но на деле многие чиновники и высокопоставленные сотрудники полиции «крышуют» нелегальный бизнес по торговле детьми.
Сами бача-бази по-разному относятся к своей участи. Многие смиряются под властью обстоятельств, некоторые пытаются найти выгоду для себя, стараясь угодить влиятельным клиентам, чтобы пользоваться их покровительством в будущем. Иногда бывшие хозяева действительно помогают своим «подопечным» после достижения ими совершеннолетия: устраивают на работу, дают денег. Но чаще выросших и возмужавших парней, потерявших сексуальную привлекательность в глазах клиентов, просто выгоняют на улицу.
Психологическая травма остается на всю жизнь.
Гендерная инверсия
По-научному явление, когда представители одного пола ведут себя так, как это свойственно другому, называется гендерной инверсией. В случае с Афганистаном и Пакистаном причины порочной практики бача-бази понятны: мужчины здесь часто не имеют возможности общаться с женщинами.
Многоженство жителей востока – это миф. Для вступления в брак необходимо собрать и выплатить семье невесты крупный калым, а где его взять бедняку или даже человеку среднего достатка? Далеко не все зрители представлений бача-бази от природы являются геями или педофилами. Наблюдая за танцем милого юноши, скорее всего, они воображают себе прекрасную девушку, и даже за эти минуты самообмана готовы платить. Судьба же самих несчастных мальчиков мало кого волнует по-настоящему.
Жителей других стран, узнавших о существовании подобной практики в Афганистане и Пакистане, часто удивляет явное несоответствие между нормами ислама, осуждающего гомосексуализм и педофилию, и традицией использования мальчиков для увеселения, плотских утех. Но согласно убеждению местных жителей, лучше пусть сексуально озабоченные мужчины растлевают маленьких бродяг и детей, проданных собственными асоциальными родителями, чем воруют девушек и женщин, честь которых не должна быть ничем запятнана.
В Афганистане даже бытует поговорка: «Женщины нужны для детей, а мальчики – для удовольствия». Часто богатые люди приобретают себе личных живых игрушек, при этом будучи в браке. Жены рожают им детей, выполняют работу по дому и вынуждены терпеть увлечения мужа.
Практика бача-бази унизительна для представительниц прекрасного пола. Не случайно общественная организация «Революционная ассоциация женщин Афганистана» осудила это позорное явление в своем официальном заявлении Some Afghan Men Form Sexual Relationships With Young Boys от 31 августа 2010 года.
Узбекская история
Согласно материалам этнографических экспедиций, до начала 30-х годов ХХ века мальчиков, танцующих и поющих на праздниках, можно было встретить и на территории современного Узбекистана.
Известно, что колониальные власти Российской империи еще в XIX веке боролись с практикой бача-бази, считая ее недопустимой. А вот американский дипломат Юджин Скайлер (Евгений Шулер), посетивший Центральную Азию в 1872-1873 годах, не нашел в выступлениях мальчиков-подростков ничего распутного, хотя и отметил, что они танцевали по-женски, что часто выглядело неприлично.
Русский художник Василий Верещагин, тоже побывавший в Туркестане, в 1867-1868 годах написал два полотна: «Портрет бачи» и «Бача и его поклонники». Вторую картину отечественные критики и публика осудили за безнравственность, и автор сам уничтожил свою работу. А на многочисленных выставках зрителям демонстрировалось фото полотна, сделанное ранее.
В книге «Очерки, наброски, воспоминания В.В. Верещагина» (Санкт-Петербург, 1883 год издания) содержатся записки живописца, озаглавленные «Из путешествия по Средней Азии». В них автор делится с читателями своими впечатлениями об оживленной работорговле, свидетелем которой он стал в Узбекистане.
Василий Верещагин пишет: «Красивая молодая женщина стоит очень дорого, рублей до 1000 и более. В хорошей цене также стоят хорошенькие мальчики: на них огромный спрос во всю Среднюю Азию. Мне случалось слышать рассказы бывших рабов-персиян о том, как маленькие еще они были захвачены (работорговцами) среди белого дня, при бессильном вое и крике трусливого населения. Истории следующих затем странствований… крайне печальны».
Художник откровенно рассказал в своих воспоминаниях о том, что его как почетного гостя-иностранца пригласили в один богатый дом, где выступал бача. Верещагин видел, как мальчика наряжали для выступления в женскую одежду, красили. Симпатичный ребенок танцевал перед большим количеством зрителей под музыку самодеятельного оркестра народных инструментов, бросая зрителям томные взгляды и кокетливые улыбки. Причем, зрители относились к маленькому «артисту» с уважением, награждали каждое его движение восторженными возгласами и комплиментами вроде такого: «Радость моя, сердце мое, возьми жизнь мою, она — ничто перед одной твоей улыбкой».
Затем поклонники угощали бачу разными вкусностями в отдельной комнате, глядя на него с умилением и симпатией. Верещагин упоминает, что на выступления таких мальчиков некоторые узбекские мужчины просаживают последние деньги, заставляя собственных детей и жен жить в состоянии нужды.
Известно, что в 1909 году в Ташкенте на Центральноазиатской сельскохозяйственной, промышленной и научной выставке наряду с другими исполнителями народных песен и танцев выступали два бачи, приехавшие из Маргеланского уезда Ферганской области. Их представление вызвало живой интерес у публики.
Личная драма
Впрочем, если посторонним людям любопытно посмотреть на кокетливый танец симпатичного мальчика, переодетого девочкой, то для самого юного «артиста» это настоящая личная драма.
Серьезную работу по разоблачению высокопоставленных соотечественников, наживающихся на нелегальной торговле детьми и пользующихся их услугами, проделал документалист Наджибулла Кураиши. Его фильм «Танцующие мальчики Афганистана» был показан в 2010 году в Великобритании и США, а через год получил приз правозащитной организации Amnesty International.
Hollywoodlifenews
Новости звёзд и шоу-бизнеса
Кто такой Курбан Омаров? Муж Ксении Бородиной не альфонс, пользуется фотошопом и пластической хирургией?
МОЙ КАНАЛ НА ЮТУБЕ! Я ВСЕ ВАМ РАССКАЖУ!
Самые горячие сплетни и новости!
Бумеранг Веры Брежневой и причём тут Эрика Герцег? Разводы Пелагеи и Кристины Асмус.
Меган Маркл и Гарри не были приглашены на день рождения Барака Обамы. Сассексы раздражают экс- президента США.
Кто такая Виктория Шелягова? Блогер Лена Миро сравнивает Инстаграмщицу и светскую львицу с Джокером после ее нового видео.
АЛИНА КАБАЕВА ИЛИ ЛЯЙСАН УТЯШЕВА? ДИНА АВЕРИНА ИЛИ ЛИНОЙ АШРАМ? ВСЕ ДЕТАЛИ БИТВЫ В ГИМНАСТИКЕ!
Алина Кабаева и Ляйсан Утяшева. Дина Аверина и Линой Ашрам. Что произошло на финале художественной гимнастике на Олимпиаде в Токио.
МАКЕЕВЩИНА! У МАЛАХОВА! ГОЛОСОВЫЕ ОТ МАЛЬКОВА ДОМАШНЕГО. СЫН И МАКЕЕВА, ЧТО ЭТО?
Кто такая Аллегра Версаче и куда исчезла дочь Донателлы Версаче? Анорексия, богатое наследство и трагическая история. Что мы знаем?
Алина Кабаева сделала заявление. Реакция на появление и внешность «царицы всея Руси» по версии народа.
Танцующие мальчики бача бази, тайный позор Афганистана. Их заставляют одеваться, как девочки, а затем используют.
Танцующие мальчики бача бази, тайный позор Афганистана. Их заставляют одеваться, как девочки, а затем используют.
Запрещено: Дикая культура бача бази, которая существует уже несколько столетий, была почти уничтожена при талибах, но возродилась после войны. Все 20 лет американского контроля Афганистана, бача бази существовала и запрета добиться было невероятно тяжело, практически невозможно. Многие организации, в том числе и ЮНИСЕФ били тревогу, но так и не получили должной поддержки.
Бача-бази, означает «игра мальчиков» — традиция, распространенная по всему Афганистану, где мальчики одеваются как женщины и выступают.
Но эти мальчики, некоторым из которых всего 10 лет, также подвергаются сексуальному насилию со стороны мужчин — их продают для сексуальных у тех после вечеринок.
Клеймо «бача береш» заставляет жертв избегать их семьи и общество.
Однако «владение» более чем одним мальчиком рассматривается некоторыми афганскими военачальниками, как проявление власти и богатства.
Афганистан долгое время считался одной из самых религиозных стран в мире: местом, где мужчины и женщины тщательно следуют исламской доктрине.
Но за благочестивой внешностью страна скрывает темную тайну, которую правительство пыталось скрыть.
Bacha bazi, что переводится как «мальчишеская игра», на первый взгляд представляет собой безобидную форму развлечения: мальчики танцуют для развлечения своих старших.
В действительности, это зачастую не более чем сексуальное рабство, когда мальчиков в возрасте 10 лет передают в группу мужчин среднего возраста для их собственного сексуального удовлетворения.
Мальчики вроде Шукура, которому было всего 12 лет, когда его украли из семьи и сделали «бача береш». Ему потребовалось пять лет, чтобы сбежать, и теперь он использует выученные танцы, чтобы зарабатывать на жизнь.
Ему повезло больше, чем большинству.
Бедность Афганистана была движущей силой роста бача- бази за последние 15 лет. Это позволяет «хищникам» легко бродить по улицам, преследуя «хорошеньких» мальчиков, выманивая их уйти из семей обещаниями работы или образования.
Эти обещания чаще всего ни к чему не приводят: вместо этого мальчиков обучают как танцоров, заставляют выступать перед группами мужчин, одетых как девочки, с бубенчиками на развевающихся юбках и макияжем на лицах.
Они привлекают внимание входящих в специальные комнаты, переходя к традиционным песням, со словами, которые больше, чем намекают на то, что их ждет.
«Он прикасается к мальчику своей хлопковой одеждой», — пел музыкант в документальном фильме 2009 года «Танцующие мальчики Афганистана».
«Где ты живешь, чтобы я мог познакомиться с твоим отцом».
«О, мальчик, ты поджег своего любовника».
Как только вечеринка закончилась и танцы закончились, раскрывается истинный ужас их роли.
Затем мальчиков передают между мужчинами, отводят в гостиничные номера, где они могут подвергнуться сексуальному насилию.
«Мальчики ничего не зарабатывают на вечеринках», — объяснил фотограф Барат Али Батур, который месяцами завоевывал доверие мальчиков и документировал их жизнь.
Но они живут так, как будто находятся в отношениях со своими хозяевами, поэтому хозяева содержат их, предоставляют им жилье и покупают им еду и прочее.
«Они занимаются сексом со своими хозяевами, а затем на вечеринках их имеют разные люди».
Говорят, одно из любимых высказываний страны — женщины для детей, а мальчики для удовольствия.
В любой другой стране это будет считаться педофилией. Однако в Афганистане преступников защищала полиция, которая боялась расстроить могущественных полевых командиров и бизнесменов.
«У военачальника их много — они держат, наверное, 10 мальчиков вместе», — сказал доктор Собранг изданию MailOnline.
«Когда мальчики красивы, это показывает, что они сильны, но также и количество. Вы должны потратить много денег, чтобы платить мальчикам, кормить мальчиков, держать их в одежде. Это показывает ваше богатство».
Тем не менее, для мальчиков, более половины из которых в возрасте от 13 до 15 лет, избрание в качестве бача-бариша — человека без бороды — это пожизненное заключение, в результате которого они будут изгнаны из своих семей и отвергнуты обществом.
Многие обращаются к наркотикам.
«Я помню одного конкретного мальчика по имени Фарайдун, которому было около 13 лет, когда я впервые встретил его, которого взяли и использовали на вечеринках», — сказал Али Батор изданию MailOnline.
Бача-бази — явление не новое в стране, которая славится разделением женщин и мужчин. Однако при талибах он был почти полностью уничтожен.
Но с падением экстремистской группировки бача бази вернулись. Это быстро стало настолько приемлемым, что даже полицейские сидели среди дюжины или около того мужчин, подбадривающих мальчиков.
Солдаты, сражавшиеся в Афганистане после 2001 года, говорили о своем удивлении, увидев, как взрослые мужчины идут по улицам консервативной страны, держась за руки с маленьким мальчиком.
Но даже силы коалиции смотрели в другую сторону.
Младший капрал Джеффри Бакли-младший сказал своему отцу, что он был вынужден слушать крики изнасилованных по ночам мальчиков.
Но в сентябре прошлого года, через три года после того, как Лэнс Капли Бакли был застрелен на своей базе, Грегори Бакли-старший сказал NYT: «Мой сын сказал, что его офицеры сказали ему смотреть в другую сторону, потому что это их культура».
Лэнс Кэпрл Бакли был не единственным человеком, который поднял тревогу: в 2008 году ЮНИСЕФ составил свой собственный отчет, а за ним последовал отмеченный наградами документальный фильм.
Однако за долгие годы ничего не изменилось.
Когда в прошлом году был опубликован отчет Независимой комиссии по правам человека Афганистана, он обнаружил, что эта практика по-прежнему широко распространена.
Но позор настолько велик, что трудно дать точное представление о том, сколько мальчиков были — или все еще содержатся — их «бача баз», их хозяином. Это настолько скрыто, что почти не существует фотографий молодых парней, исполняющих свои танцы.
«Никто не знает, сколько там мальчиков — это очень чувствительно, очень подпольно», — сказал доктор Собранг.
«Может быть, 100, может быть, 500, может быть тысячи. Это было одной из проблем, когда мы навещали некоторых мальчиков. Когда я спросил их, они ответили, что они сами себе хозяева, и не хотели показывать, что они жертвы. Никто не признал, что они бача береш. Они не хотят об этом говорить. Некоторым из этих мальчиков было 18 или 19 лет. Если они хотят жениться, никто не может знать, кто они. Ни одна семья не хочет отдавать дочь этим людям».
Несколько мальчиков, с которыми удалось поговорить, показали, что они мечтали сбежать, несмотря на угрозы насилия и даже убийства, но им некуда было обратиться.
«Как мне убежать отсюда?» — сказали они составителям отчета. ‘Куда я могу пойти? Меня не принимают ни общество, ни моя семья».
Мальчики оказались в ловушке своего мира и, в итоге сами стали хищниками к тому времени, когда их уже сочли слишком старыми, чтобы быть бача-беришами.
В беседе с агентством Reuters в 2007 году 17-летний Ахмад сказал: «Я люблю своего господина. Я люблю танцевать, вести себя как женщина и играть со своей хозяйкой. Когда я вырасту, я стану владельцем, и у меня будут собственные мальчики».
«Это психологическая травма, — сказал доктор Собранг. «Они думают, что могут продолжать как бача бази. Сейчас ему 20 лет, он может брать на этот процесс и других мальчиков. И так передается из поколения в поколение».
Бача-бази: детская проституция в Афганистане
Бача-бази в переводе с персидского означает «игра с мальчиком» или «игра детей» и является одним из любимых развлечений состоятельных афганцев. Юношей от 11 до 18 лет наряжают в женскую одежду и заставляют танцевать перед аудиторией, состоящей исключительно из мужчин. Обычно в конце представления мужчина, заплативший больше всех, проводит ночь с мальчиком. Масштабы этого явления в стране настолько велики, что без бача-бази не обходится ни один праздник.
Мальчиков обычно находят среди местных попрошаек, выбирая тех, кто обладает наиболее женственной внешностью. Так как в Афганистане огромное количество многодетных семей и очень низкий уровень жизни, родители зачастую сами продают сыновей любителям бача-бази, прекрасно зная, какая участь ждет детей. Затем «сутенер» мальчика учит его танцевать и играть на музыкальных инструментах. Как только он понимает, что ученик готов выступать, юношу привозят на празднества, где тот ублажает мужчин. Гонорар, полученный за выступление, почти полностью достается «сутенеру». Сам мальчик получает лишь незначительное вознаграждение, которое, как правило, отдает своей бедствующей семье.
Среди состоятельных афганцев считается престижным иметь в услужении несколько мальчиков бача-бази, которых они везде таскают с собой, таким образом демонстрируя окружающим свой высокий статус.
Сексуальная эксплуатация несовершеннолетних мальчиков является следствием того, что у мужчин Афганистана нет доступа к женщинам, не являющимся членами их семьи. Холостым мужчинам и тем, кто не доволен интимной жизнью в браке, приходится искать другой объект для удовлетворения сексуальных потребностей. Таким объектом в Афганистане стали «танцующие мальчики».
Законы Афганистана запрещают практику бача-бази. В интервью СМИ полицейские и юристы подчеркивают неприемлемость и дикость этого явления. Однако уже через пару дней после общения с прессой этих мужчин можно застать наслаждающимися танцами мальчиков в женских одеждах. Довольно очевидно, что законодательная и исполнительная власть в стране осуждают данное явление лишь на словах, в то время как на практике прямо его поощряют.
Мальчики в юбках: зачем афганским детям внушают, что они другого пола
Афганистан — страна, в которой страшно быть женщиной. При этом местный режим веками умудряется закрывать глаза на определенные двойные стандарты. Мы сейчас про культуру бача, из-за которой некоторые девочки с первых лет жизни считают себя мальчиками, а мальчики, в свою очередь, становятся женственными и навсегда лишаются свободы в привычном понимании этого слова.
Многовековая традиция бача
История Афганистана насчитывает десятки веков существования. И если верить историческим данным, еще почти тысячу лет назад в регионе появилась определенная забава — смотреть на юных мальчиков в роскошных одеяниях, которые танцуют эротические танцы и зовут себя бача-бази. Естественно, что допускались и допускаются к этому зрелищу исключительно мужчины.
И тут возникает вполне логичный вопрос: а зачем вообще таким брутальным и суровым восточным мужчинам смотреть на то, как танцуют подобные им?
Судя по историческим заметкам путешественников, которые пытались познать Афганистан, раньше бача-бази считались великими артистами, попасть в ряды которых — великая милость судьбы. Будущие «артисты» отбирались среди худых мальчишек, отличающихся гибкостью. Причем чаще всего ребята были сиротами или происходили из предельно бедных семей.
Бача-бази пели и плясали перед мужчинами вовсе не в закрытых рубахах и шароварах, как принято там ходить. Их костюмы, похожие на платья, шились из тончайших полупрозрачных тканей с блеском или богатой отделкой камнями. Чаще всего мальчики носили длинные волосы и даже пользовались косметикой. В общем, делали всё, чтобы походить на женщин.
Как «танцующие мальчики» Афганистана попадают в сексуальное рабство (18+)
Бача-бази — одно из социальных явлений, которыми печально знаменит растерзанный сорокалетней войной Афганистан и о котором обычно умалчивают. Центр нарушений прав человека рассказывает об одной из древних традиций Афганистана, в которой сексуальное рабство сочетается с педофилией.
«Танцующие мальчики»
«Бача-бази» состоит из двух слов языка дари (близкого родственника фарси/персидского): «бача» («ребенок» или мальчик») и «бази» («игра» или, в разговорном варианте — «танец»). Сделать точный перевод сложнее, чем кажется. Игра с ребенком? Танец с мальчиком? И то, и другое будет звучать довольно безобидно и сути не передаст.
Вы читали роман Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром»? Помните, как главный герой, вернувшись в Кабул спасать сына погибшего Хасана, находит его у одного из талибских командиров?
«Голова у мальчика была обрита, глаза накрашены, щеки нарумянены, на ногах — браслеты с колокольчиками. […] Сохраб встал на цыпочки, поднял руки и закружился, то падая на колени, то изгибаясь всем телом, то опять становясь на кончики пальцев, то прижимая руки к груди и раскачиваясь. Шуршали по полу босые ноги, в такт табле позвякивали колокольчики».
Одобряет ли бача-бази афганское общество? Не больше, чем мы с вами. В 2017 году на Бродвее вышел мюзикл под названием «The Boy Who Danced on Air», где эта тема подавалась как нечто возвышенное и сакральное. В соцсетях до сих пор можно встретить возмущенные комментарии афганцев, а сотни из них уже подписали петицию, требуя запретить мюзикл, романтизирующий «мерзкие действия».
И все же бача-бази выживает и на пуштунском юге, и на таджикском севере. Почему?
Существование бача-бази подкреплено определенным культурным контекстом.
Кстати, Афганистан — не единственная страна, где культурные особенности и социальные ограничения порождали такие практики: «танцующие мальчики» существовали в странах Средний Азии, недалеко от них ушли индийские хиджры, полинезийские фаафине и японские сюдо. И все они существовали задолго до того, как истории о них попали в западную прессу.
«Бача тихо, плавно начал ходить по кругу в такт бубну и ударов в ладоши зрителей. Он грациозно изгибался телом, играя руками и поводя головою… «Радость моя, сердце мое, — раздавалось со всех сторон. — Возьми жизнь мою, — кричали ему. — Она — ничто перед одною твоею улыбкою!» — вот так описывал художник Василий Верещагин выступление «танцующего мальчика», которое видел в Самарканде в 1870-х годах.
Из песни слов не выкинешь: восхищение такого рода не было табу в ближневосточной культуре. Более того, на протяжении нескольких веков идеалом красоты оставался именно молодой, еще не начавший бриться юноша.
Еще одна лингвистическая тонкость: в персидском языке нет категории рода, так что многие стихотворения имели в оригинале совершенно иной контекст. У советских переводчиков разночтений возникать не могло, но «луноликие красавицы», о которых мы читаем на русском, в оригинале вполне могли быть «красавцами», а иногда даже просто «мальчиками». Непосвященный читатель вполне может подумать, что средневековая поэзия романтизирует педофилию и гомосексуализм наравне с упомянутым выше бродвейским мюзиклом. При желании в ней же можно найти и оправдание: то, что я делаю, не может быть ни преступлением, ни грехом, потому что за много веков до меня то же самое делал великий поэт.
На пуштунском юге причина популярности бача-бази кроется еще и в жесткой гендерной сегрегации. В классическом варианте мужчины и женщины, не принадлежащие к одной семье, живут в разных мирах: женихи встречаются с невестами только на свадьбе, жены выходят из дома только в сопровождения мужей и всегда закрывают лица. Попытка завязать отношения наверняка приведет к убийству и последующей кровной вражде: женщина — символ чести дома, и если она опозорила себя, вступив в отношения вне брака, выход может быть только один (тот, кто ее соблазнил, тоже получит пулю, а его родственники наверняка захотят отомстить).
«Как можно влюбиться в женщину, если ты не видишь ее? – говорил в интервью Los Angeles Times 29-летний Дауд из Кандагара. — Да, мне нравятся мальчики, но женщины нравятся больше. Просто мы не видим женщин и не можем сказать, красивые они или нет, а в случае с мальчиками — можем».
После изгнания радикалов в 2001-м году пагубная практика обрела прежний размах. И на этот раз привлекла внимание западных СМИ, потому что о ней заговорили солдаты вошедших в Афганистан войск коалиции.
Положить конец бача-бази не смогли ни усилия тех, кто пришел в Афганистан строить демократию, ни действия местных властей: подозреваемые зачастую обладают большим общественным весом и властью. Например, в пристрастии к бача-бази неоднократно обвинялся бывший губернатор провинций Кандагар и Нангархар и советник президента Карзая Гуль Ага Шерзай, но на его политической карьере это никак не сказалось. При Гани, который грозился покарать педофилов, Шерзай занимал министерский пост.
Так что правительство, занятое борьбой с талибами*, ИГ 1 * и коррупцией, делает то же, что посоветовал офицер капралу Бакли: отворачивается. И пока страна не получит передышку от бесконечных терактов и боевых действий, мальчики с подведенными глазами не перестанут танцевать.
1 Организация запрещена на территории РФ.
4 Организация запрещена на территории России.